Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ЭЛ № ФС 77 - 80772, 16+

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.117.3.103

Скачать PDF ( ) Страницы: 155-157 Выпуск: № 3 (117) Часть 3 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Ставицкий В. В. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Н.И. СПРЫГИНОЙ / В. В. Ставицкий, Л. В. Лебедева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 3 (117) Часть 3. — С. 155—157. — URL: https://research-journal.org/hist/etnograficheskie-issledovaniya-n-i-spryginoj/ (дата обращения: 30.06.2022. ). doi: 10.23670/IRJ.2022.117.3.103
Ставицкий В. В. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Н.И. СПРЫГИНОЙ / В. В. Ставицкий, Л. В. Лебедева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 3 (117) Часть 3. — С. 155—157. doi: 10.23670/IRJ.2022.117.3.103

Импортировать


ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Н.И. СПРЫГИНОЙ

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Н.И. СПРЫГИНОЙ

Научная статья

Ставицкий В.В.1, *, Лебедева Л.В.2

1 ORCID: 0000-0002-5957-3781;

2 ORCID: 0000-0002-0641-6600;

1 Пензенский государственный университет, Пенза, Россия;

2 Пензенский государственный технологический университет, Пенза, Россия

* Корреспондирующий автор (stawiczky.v[at]yandex.ru)

Аннотация

На основе архивных материалов Пензенского краеведческого музея в статье рассматриваются этнографические исследования Н.И. Спрыгиной, первого заведующего отделом археологии и этнографии музея. С целью создания этнографической экспозиции она занималась сбором национальных костюмов и предметов домашней утвари в мордовских селах Пензенской губернии. Также она собирала предания, сказки, поверья местных крестьян, снимала планы жилищ. Результаты её исследований были опубликованы в монографическом издании о народной одежде мордвы-мокши. В начале 1930-х гг., после разгрома краеведческого движения в стране, научные исследования в провинциальных музеях были свернуты, Н.И. Спрыгина была уволена с работы.

Ключевые слова: этнография, мордва, Пензенская губерния.

ON N. I. SPRYGINA’S RESEARCH CONTRIBUTION TO ETHNOGRAPHY

Research article

Stavitskii V.V.1, *, Lebedeva L.V.2

1 ORCID: 0000-0002-5957-3781;

2 ORCID: 0000-0002-0641-6600;

1 Penza State University, Penza, Russia;

2 Penza State Technological University, Penza, Russia

* Corresponding author (stawiczky.v[at]yandex.ru)

Abstract

Based on the archival materials of the Penza Museum of Local Lore, the article discusses N.I. Sprygina’s research contribution to ethnography, the first head of the Department of Archeology and Ethnography of the museum. With the goal of creating ethnographic exhibitions, she collected national costumes and household items in the Mordvin villages of the Penza province. She also collected legends, fairy tales, beliefs of local peasants, and created plans of houses. The results of her research were published in a monographic publication about the traditional folk clothing of the Mordvin-Moksha. In the early 1930s, after the destruction of the local history movement in the country, scientific research in provincial museums was curtailed, and N.I. Sprygina was dismissed from her position.

Keywords: ethnography, Mordvins, Penza province.

Введение

Население Пензенской области является многонациональным. Кроме русских здесь проживает мордва, татары, чуваши и др. Поэтому всегда была актуальной задача этнографического изучения местного населения. Начало этому было положено в 1919 г., когда в Пензенском краеведческом музее был создан отдел «Человек», сотрудники которого должны были заниматься изучение антропологии, археологии и этнографии, и первым его заведующим стала
Н.И. Спрыгина [1, С. 2]. Перед ней была поставлена задача по созданию экспозиции по этнографии Пензенского края, но поскольку до 1923 г. средства на приобретение национальных костюмов и утвари выделялись крайне скупо, этнографическая коллекция насчитывала всего 164 экспоната, из которых лишь 19 были собраны на территории Пензенской губернии.

Основные результаты

Масштабная собирательская работа была организована Н.И. Спрыгиной в связи с подготовкой к Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, состоявшейся в августе 1923 г. в г. Москве. На предварительном этапе подготовки к выставке во всех губерниях были организованы Губернские выставочные комитеты, которыми отбирались наиболее качественные и конкурентоспособные изделия.

Этнографическую комиссию при Губвыставкоме, возглавила Н. И. Спрыгина. Было принято решение представить на выставке быт мордвы и мещеры, для чего на средства Губвыставкома были организованы экспедиции по Пензенской губернии. Итогом работы стали экспонаты и фотографии, раскрывающие быт мордвы-мокши, мордвы-эрзи и мещеры. Подготовленный Н. И. Спрыгиной доклад об итогах исследования Пензенскому Губвыставкому, содержит ценные описания повседневной жизни населения [2]. За представленные на выставке материалы и составленную этнографическую карту, Н. И. Спрыгиной был присужден диплом I степени «За научный подбор коллекций по быту мордвы Пензенской губернии, выдающихся по своей полноте и систематичности и создавших прекрасную этнографическую картину края». Предполагалось что экспонаты, после окончания Выставки будут переданы в Пензенский музей и этим будет положено начало этнографической экспозиции. Однако, экспонаты были переданы в Московский музей Народоведения и перед сотрудниками музея вновь стояла задача по сбору экспонатов [3, С. 4].

Н. И. Спрыгина пыталась привлечь широкие круги местной общественности к изучению и сохранению культурного наследия края. В местной печати она публиковала статьи-руководства по сбору этнографического материала на мордовском языке в газете «Од веле», на татарском – в газете «Сабанче» и на русском в «Вестнике ПОЛЕКр», Трудовой правде», «Новой деревне» [3, С. 14-13]. Через органы народного образования она стремилась привлечь внимание учителей к исследованию родной истории. Ею была подготовлена, отпечатана и разослана по всем школам губернии программа этнографического обследования [5]. При записи преданий, сказок, песен Н.И. Спрыгина просила сохранять все особенности речи передавшего сведения, не исправляя ее; при сборе экспонатов, прикладывать описание: время, место и описание употребления предмета. Кроме этого, Н.И. Спрыгина читала лекции на съездах учителей, призывала их изучать и собирать материал по народному быту, организовывала этнографические выставки, проводила беседы со слушателями мордовского и татарского отделений Педагогического техникума и Советской партийной школы о методике сбора этнографического материала [6]. В ходе бесед её было получено множество уникальных сведений о древностях народного быта и культуры, обычаях, легендах и преданиях. Стремясь как можно быстрее собрать еще не успевший исчезнуть самобытный материал о населении родного края, Нона Ивановна была инициатором создания ряда анкет и опросников, распространяемых среди местного населения. Привлекала студентов мордовской и татарской секций педагогического техникума к сбору этнографических материалов во время их летних каникул [7]. На курсах по переподготовке учителей национальных меньшинств читала лекции по этнографии.
Н.И. Спрыгина характеризовала основные народности, населяющие Пензенский край, их историю, материальную и духовную культуру, основное внимание уделяя мордве [8]. В обращении к сельским работникам Н. И. Спрыгина писала, что «необходимо торопиться, так как происходят глубокие изменения в народной жизни, нарождающийся новый быт стирает старые бытовые формы, многое старое исчезает и заменяется новым. Между тем, что народ сохранил от прошлого, очень важно для изучения родного края» [9, С.41].

Одновременно велись этнографические исследования в различных уездах Пензенской губернии. Нонна Ивановна занималась обследованиями быта татар и мещеры. Были описаны постройки, сделаны уточнения в костюмах, головных уборах, взяты образцы ткани [10]. Летом 1924 года была организована экспедиция в Наровчатский уезд Пензенской губернии, о которой Н.И. Спрыгина впоследствии написала: «Попав в интересный район, трудно строго держаться намеченной программы н пропустить явления, которые, может быть, скоро исчезнут в народном быте, а потому мною отмечались не только явления материальной культуры, но записывались обряды, заговоры, помещались и зарисовывались священные места мордовских молян, по рассказам, еще бытующих н пережиточных формах в Наровчатском уезде. В эту поездку удалось при помощи старух восстановить старинный костюм района и приобрести его для музея» [3, С.4].

Летом 1926 года Н.И. Спрыгиной была проведена экспедиция в Спасском и Темниковского уездов Пензенской губернии. Нона Ивановна занималась изучением одежды и жилища, а, секретарь газеты «Од Веле», Н. Г. Черапкин, мордвин-мокша по национальности, записывал мордовские обряды. Было приобретено значительное количество экспонатов: полные женские костюмы, коллекции головных уборов, украшений и вышивок, коллекция бирок, предметы домашнего быта, некоторые сельскохозяйственные орудия, модель курной избы, фотографии типов жилищ [3, С.5].

Заключение

Научное обобщение результатов этнографических экспедиций было сделано в книге «Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии», изданной в 1928 г. Монография содержит целостное описание мордовского костюма, сопровождается рисунками и фотографиями, сделанными в ходе обследований [3]. В 1927 г. в Пензенском краеведческом музее был открыт отдел этнографии. Это событие явилось итогом проведенной работы, вложенных сил и средств.

Вклад Н.И. Спрыгиной в этнографические исследования народов Пензенского края мог бы быть гораздо большим, если бы не разгром краеведческого движения, прокатившийся по стране в конце 1920-х гг. В 1930 г. произошла почти полная смена сотрудников Пензенского музея. Прежде всего были уволены те, кто по-настоящему занимался научно-исследовательской работой. Коллегия Пензенской окружной рабоче-крестьянской инспекции, посчитала необходимым снять с работы в музее и Н.И. Спрыгину, с формулировкой, как работника, не имеющего ни исторической, ни филологической подготовки, идеологически чуждого современным требованиям в области научных знаний и общественной жизни, занимающегося бесплодными, с современной точки зрения, изысканиями.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Спрыгина Н.И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии / Н.И. Спрыгина – Пенза: Б\и, 1929. – 64 c.
  2. Зобнина Н.П. Юбилейный сборник / Н.П. Зобнина – Пенза: Б\и, 1958. – 80 c.
  3. ПГКМ. Б/н. Биография Н.И. Спрыгиной.
  4. ПГКМ. Основной фонд. №12949/3.
  5. ПГКМ. Основной фонд. № 12949/16б.
  6. ПГКМ. Основной фонд. № 12949/12.
  7. ПГКМ. Основной фонд. №12949/26.
  8. ПГКМ. Основной фонд. № 12949/16б.
  9. ПГКМ. Основной фонд. № 12949/29
  10. ПГКМ. Основной фонд. № 12949/15г

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Spry’gina N.I. Odezhda mordvy’-mokshi Krasnoslobodskogo i Bednodem’yanovskogo uezdov Penzenskoj gubernii [Clothing of the Mordva-Moksha of Krasnoslobodsk and Bednodemyanovsky uyezds of Penza Province] / N.I. Spry’gina – Penza: B\i, 1929. – 64 p. [in Russian]
  2. Zobnina N.P. Yubilejny’j sbornik. [Anniversary collection] / N.P. Zobnina – Penza: B\i, 1958. – 80 p. [in Russian]
  3. B/n. Biografija N.I. Spryginoj [PGKM. B/n. Biography of N.I. Sprygina]. [in Russian]
  4. Osnovnoj fond. №12949/3. [PGKM. Main Fund. №12949/3].[in Russian]
  5. Osnovnoj fond. № 12949/16b [PGKM. Main fund. № 12949/16b]. [in Russian]
  6. Osnovnoj fond. № 12949/12 [PGKM. Main Fund. № 12949/12]. [in Russian]
  7. Osnovnoj fond. №12949/26[PGKM. Main Fund. №12949/26]. [in Russian]
  8. Osnovnoj fond. № 12949/16b [PGKM. Main Fund. № 12949/16b]. [in Russian]
  9. Osnovnoj fond. № 12949/29 [PGKM. Main Fund. № 12949/29].[in Russian]
  10. Osnovnoj fond. № 12949/15g [PGKM. Main Fund. № 12949/15g][in Russian]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.