АГРОПРОПАГАНДА СРЕДИ ПЕНЗЕНСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В 1920-Е ГГ.

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.48.164
Выпуск: № 6 (48), 2016
Опубликована:
2016/06/17
PDF

Вазерова А.Г.

ORCID: 0000-0002-6972-9727, Кандидат исторических наук, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

АГРОПРОПАГАНДА СРЕДИ ПЕНЗЕНСКОГО КРЕСТЬЯНСТВА В 1920-Е ГГ. 

Аннотация

В статье исследуется деятельность комсомольской организации по распространению сельскохозяйственных знаний - агропропаганды среди крестьянского населения Пензенского региона в 1920-е гг. с целью повышения эффективности сельского хозяйства. Для проведения агропропаганды использовались различные формы - лекции по сельскохозяйственным вопросам, беседы с агрономами и пр. Особый интерес вызывали такие зрелищные мероприятия как агро-суды. Беспартийную молодежь приобщали к агрономическим знаниям через сельскохозяйственные кружки.

Ключевые слова: Россия, агропропаганда, крестьянство, комсомол, Пензенский регион.

Vazerova A.G.

ORCID: 0000-0002-6972-9727, PhD in History, Penza State University of Architecture and Construction

AGROPROMOTION AMONG THE PENZA PEASANTRY IN THE 1920TH.

Abstract

In article activity of the Komsomol organization for distribution of agricultural knowledge - agropromotion among the country population of the Penza region in the 1920th for the purpose of increase of efficiency of agriculture is investigated. For carrying out agropromotion various forms - lectures on agricultural questions, conversations with agronomists and so forth were used. The particular interest was caused by such spectacular actions as agro-courts. Non-party youth attached to agronomical knowledge through agricultural circles.

Keywords: Russia, agropromotion, peasantry, Komsomol, Penza region.

Агропропаганда - пропаганда сельскохозяйственных знаний. Н.И. Бухарин писал, что содержание агропропаганды составляли предложения о «о необходимости более правильного ведения дел в крестьянском хозяйстве», переходе с трехполья на многополье, новых улучшенных способах земледелия и животноводства, лучшего учета всех элементов хозяйства и более целесообразном и правильном их использовании и т.д.[1].

Для провинциального пензенского крестьянства агропропаганда имела большое значение, хотя им самим не всегда это понималось. Проводником в доведении агрономических знаний до населения региона выступал комсомол.

Одним из важных направлений работы губернского комитета комсомола признавалась агропропаганда, которая на практике оставляла желать лучшего, или, как было сказано в отчете, «к работе еще не приступили»[2]. Агропропаганда в регионе проводилась, главным образом, в форме бесед с агрономом и лекций по газетам в избах-читальнях. Беседы проводились по темам: о трехполье, подушье под зябь и т.д. Всего по 5 уездам бесед и лекций было проведено 148. Особо актуальной формой признавались агро-суды. Так, губком провел в городе 3 агро-суда - над трехпольем, плохим уходом за коровой и хозяйством. Агро-суды были зрелищным мероприятием и пользовались значительной популярностью среди крестьян. По 7 уездам было проведено 58 агро-судов.

Реальный положительный эффект агропропаганды, по мнению, комсомольского актива, заключался в том, что 50-60 хозяйств соглашались перейти на многополье и 7 ячеек по 3 уездам начали обрабатывать огород и сад[3].

В зимний период времени губком предлагал усилить пропаганду агрономических знаний в сельском хозяйстве: «… Необходимо на опыте в самом процессе претворения в жизнь агрономических знаний показать … крестьянству полезность применения секретов агронома на деле. В данный момент у крестьянской молодежи мы наблюдаем явление, что многие, не интересуясь своим сельским хозяйством, уходят в город»[4]. Такое явление объяснялось тем, что сельское хозяйство находилось «в косности, придавлено трехпольем и не представляет никакого интереса для молодого крестьянина, желающего сельскохозяйственную работу сделать интересной с большей производительностью»[5]. Особое внимание уделялось в связи с этим сельскохозяйственным кружкам, к которым планировалось привлечь массы беспартийной молодежи, а не только ограничиваться узкой комсомольской средой. С другой стороны, уездному комитету следовало добиваться большей продуктивности в работе сельскохозяйственных кружков. Поэтому предлагалось обратить внимание на подбор руководителей кружка, привлекать опытных и знающих людей, например, агрономов или учителей, или, в крайнем случае, «культурных крестьян». Обязательно надо было учитывать уровень агрономических знаний у населения, наличие агрономической литературы и пр. Подчеркивалось, что от правильной и эффективной работы зависело дальнейшее развитие сельского хозяйства в регионе[6].

Наиболее распространенной формой агропропаганды признавались сельскохозяйственные кружки, объединявшие «широкие массы крестьянства на основе самодеятельности». Сельскохозяйственных кружков в 1924 г. на всю губернию насчитывалось 21[7]. Главной задачей сельскохозяйственных кружков считалась помощь по подъему хозяйства, распространение необходимых для этого знаний среди членов кружка и всего окружающего крестьянства. Указывалось, что «для осуществления этих задач сельскохозяйственные кружки, в первую очередь, должны изучать лучшие, более удачные культурные приемы и формы ведения сельского хозяйства. В этих целях внимание кружка надо сосредоточить для начала на обследовании сельского хозяйства в экономическом, природном и агрокультурном отношении, на учете достижений, местных лучше организованных культурных хозяйств, чтобы на основании опыта строить дальнейшую производственную работу. Особенное внимание при изучении … необходимо обратить сельскохозяйственным кружкам на обследование сельских опытных станций, колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, отдельных культурных хозяйств, на их достижениях и недостатках…»[8].

Член укома В.М. Бубекин[9] основной своей задачей считал работу по образованию комсомольцев, в том числе и просвещение в вопросах агрономии и сельского хозяйства в целом. В.М. Бубекин разработал специальный список литературы для деревенской союзной молодежи, в который включены книги «Зубрилин - Как поднять доходность земли. У кого хорош скот, у того и доход. Константинов - От бедноты к богатству. Севрук - О налогах в деревне. Крестьянство и кооперация»[10].

В 1924 г. всем укомам РЛКСМ был разослан документ «О проведении осенних курссъездов». В воззвании указывалось, что VI Всесоюзный съезд РЛКСМ одной из важнейших форм подготовки деревенского актива принял периодические курсовые съезды: «Практика проведения таковых в прошлом году всецело подтвердила успешность этой формы работы»[11]. Указывалось, что перед очередным курсовым съездом ставилась задача проработать основные вопросы плана работы деревенских ячеек на зимний и весенний периоды, «ознакомив их одновременно с общественной, хозяйственной и культурной работой - в деревне, в их практической постановке»[12]. В программу съезда включались сельскохозяйственная пропаганда, работа по самообразованию деревенского актива и т.д. Комактив постоянно напоминал, что нужно понимать: «… Благополучие … Союза зависит от пролетарского руководства деревней, т.е. умелого проведения политики партии среди крестьянства. Данное руководство идет как по линии орабочивания деревенского актива, а равно и по линии выдвижения из батрацко-бедняцких слоев деревни коммунистических руководителей»[13].

Но, хотя  для проведения  агропропаганды использовались самые разные формы, перемены  в  сельском  хозяйстве проходили очень медленно и с большими трудностями[14]. Так, С.А. Есиков объективно замечал, что  «в действительности классического крестьянина убедить что-то изменить в дедовских технологиях своего производства было очень трудно… Крестьянин должен своими глазами увидеть, своими руками пощупать, прежде чем скажет, хорошо это или плохо»[15].

Таким образом, агропропаганда преследовала не только цели распространения сельскохозяйственных знаний среди крестьянства, но и выступала инструментом советской власти политического воспитания и образования крестьянства и привлечения его на «свою сторону». В Пензенском крае наиболее используемыми формами агропропаганды, как, впрочем, и в других регионах страны, были лекции и беседы агрономической тематики, агро-суды и т.д.

[1] Бухарин Н.И. Путь к социализму и рабоче-крестьянский союз. - М-Л., 1926. - С. 7. [2] Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 38. Оп. 1. Д. 189. Л. 53. [3] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 189. Л. 56. [4] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 189. Л. 182. [5] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 189. Л. 182. [6] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 189. Л. 182-185. [7] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 189. Л. 6. [8] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 189. Л. 6-9. [9] Королева Л.А. Политическое образование пензенской молодежи в начале 1920-х гг. // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2016. - № 4. - С. 44-49; Мику Н.В. Из истории комсомольской организации Спасска: В.М. Бубекин // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2016. - № 4. - С. 100-105; Королева Л.А., Королев А.А., Зинченко В.В. Владимир Михайлович Бубекин и Пензенский край  // Былые годы. - 2014. - № 32(2). - С. 200-205. [10] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 250. Л. 67-68. [11] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 250. Л. 184. [12] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 250. Л. 185. [13] ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 250. Л. 73. [14] Кулачков В.В. Крестьянство Западного региона России в 1920-е гг. (социокультурные изменения). - Брянск, 2014. [15] Есиков С.А. Российская деревня в годы нэпа: К вопросу об альтернативах сталинской коллективизации (по материалам Центрального Черноземья).  - М., 2010. - С. 71.

Литература

  1. Бухарин Н.И. Путь к социализму и рабоче-крестьянский союз. - М-Л., 1926.
  2. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 38. Оп. 1. Д. 189.
  3. ГАПО. Ф. 38. Оп. 1. Д. 250.
  4. Есиков С.А. Российская деревня в годы нэпа: К вопросу об альтернативах сталинской коллективизации (по материалам Центрального Черноземья). - М., 2010.
  5. Королева Л.А. Политическое образование пензенской молодежи в начале 1920-х гг. // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2016. - № 4. - С. 44-49.
  6. Королева Л.А., Королев А.А., Зинченко В.В. Владимир Михайлович Бубекин и Пензенский край // Былые годы. - 2014. - № 32(2). - С. 200-205.
  7. Кулачков В.В. Крестьянство Западного региона России в 1920-е гг. (социокультурные изменения). - Брянск, 2014.
  8. Мику Н.В. Из истории комсомольской организации Спасска: В.М. Бубекин // Образование и наука в современном мире. Инновации. - 2016. - № 4. - С. 100-105.

References

  1. Buharin N.I. Put' k socializmu i raboche-krest'janskij sojuz. - M-L., 1926.
  2. Gosudarstvennyj arhiv Penzenskoj oblasti (GAPO). F. 38. Op. 1. D. 189.
  3. GAPO. F. 38. Op. 1. D. 250.
  4. Esikov S.A. Rossijskaja derevnja v gody njepa: K voprosu ob al'ternativah stalinskoj kollektivizacii (po materialam Central'nogo Chernozem'ja). - M., 2010.
  5. Koroleva L.A. Politicheskoe obrazovanie penzenskoj molodezhi v nachale 1920-h gg. // Obrazovanie i nauka v sovremennom mire. Innovacii. - 2016. - № 4. - S. 44-49.
  6. Koroleva L.A., Korolev A.A., Zinchenko V.V. Vladimir Mihajlovich Bubekin i Penzenskij kraj // Bylye gody. - 2014. - № 32(2). - S. 200-205.
  7. Kulachkov V.V. Krest'janstvo Zapadnogo regiona Rossii v 1920-e gg. (sociokul'turnye izmenenija). - Brjansk, 2014.
  8. Miku N.V. Iz istorii komsomol'skoj organizacii Spasska: V.M. Bubekin // Obrazovanie i nauka v sovremennom mire. Innovacii. - 2016. - № 4. - S. 100-105.