КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ КАК АГЛОМЕРАЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.76.10.026
Выпуск: № 10 (76), 2018
Опубликована:
2018/10/17
PDF

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ КАК АГЛОМЕРАЦИИ

Научная статья

Панкеева А.Н.1, *, Завальный А.В.2

1 ORCID: 0000-0002-7915-6651;

2 ORCID: 0000-0002-6191-2893,

1, 2 Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А.Н. Бекетова, Харьков, Украина

* Корреспондирующий автор (pankeevaanna[at]i.ua)

Аннотация

На сегодняшний день возрастает значение крупных городов, которое подтверждается тенденциями пространственного развития территорий. Города выступают в качестве центров притяжения близлежащих поселений и образуют с ними единую систему – агломерацию. В связи с этим в настоящей статье рассматриваются теоретические аспекты формирования и развития агломерации. Проведен анализ пространственной структуры агломерации. На основе суждений известных специалистов и существующих методик определения границ агломераций предложены ключевые критерии, по которым можно выделить территорию как агломерацию.

Ключевые слова: агломерация, города-спутники, периферийная зона, пригородная зона, транспортная доступность.

CRITERIA FOR TERRITORY ALLOCATION AS AGGLOMERATION

Research article

Pankeeva A.N.1, *, Zavalny A.V.2

1 ORCID: 0000-0002-7915-6651;

2 ORCID: 0000-0002-6191-2893,

1, 2 O.M. Beketov National University of Urban Economy in Kharkiv, Ukraine

* Corresponding author (pankeevaanna[at]i.ua)

Abstract

The importance of large cities is constantly increasing nowadays, which is confirmed by the trends of the territories’ spatial development. Cities act as centers of attraction for nearby settlements, and together they form a single system called an agglomeration. In this connection, the following article considers theoretical aspects of the agglomeration formation and development. The spatial structure of agglomeration is analyzed. Based on the judgments of well-known experts and existing methods for determining the boundaries of agglomerations, key criteria are proposed. With their help, it is possible to allocate the territory as an agglomeration.

Keywords: agglomeration, residential neighborhood, perimeter zone, suburban area, transport accessibility.

На протяжении последних десятилетий наблюдается значительный интерес к вопросам формирования и развития агломераций, но несмотря на большое количество работ, остаются вопросы вызывающие дискуссии и требующие дальнейшего исследования. В частности, критерии по которым можно выделить территорию как агломерацию.

Наиболее значимыми работами в области исследования агломераций являются труды таких известных ученых, как Ю. Н. Белоконь, Д. И. Богорад, Н. М. Габрель, В. Д. Давидович, Н. М. Демин, М. Г. Диканский, П. И. Дубровин, Г. М. Лаппо, Г. А. Малоян, Е. Н. Перцик, П. М. Полян, М. Руже, И. А. Фомин и др.

Целью настоящей статьи является определение критериев, по которым можно выделить территорию как агломерацию.

Г. М. Лаппо в работе «География городов» [1, С. 94-97] рассматривает территориальную структуру крупной городской агломерации, состоящей из ядра, поселений-спутников, зоны спутников, первого и второго спутниковых поясов, периферийной зоны и агломераций второго порядка.

Исследованию пространственной структуры агломерации посвящены работы украинских ученых. «Ю. Н. Белоконь в своей работе «Региональное планирование (теория и практика)» [2, С. 38] к параметрам, характеризующим основные структурные элементы больших агломераций относит: центральный город, центральный город и первый пояс (ядро агломерации), центральный город и всю внешнюю (пригородную) зону».

И. А. Фомин утверждает, что «особое место в пространственной структуре агломерации занимает ядро агломерации, которое состоит из одного или более главных, наиболее крупных городов-центров, где плотность населения наиболее высока» [3]. А также, выделяет в зоне агломерации три наиболее типичные в зависимости от степени концентрации зоны – зону застройки центров агломерации, зону скопления пригородов и периферийную, или внешнюю зону. По его мнению, город и структурно связанные с ним пригородные территории ядра агломерации целесообразно рассматривать как единый организм.

Н. М. Габрель также подчеркивает, что «агломерация составляет целостный организм благодаря объединению ее структурных элементов общей транспортной и инженерной инфраструктурами, а также промышленностью» [4]. В структуре агломерации Н. М. Габрель выделяет пригороды и центры, которые пространственно и функционально взаимосвязаны.

Необходимо подчеркнуть, что территория агломерации подвергается общественно-политический процессам, а ее пространственную структуру создают элементы природной среды. Для выделения агломерации на территории необходимо выделить элементы, которые формируют ее опорный каркас, а именно: город-центр, населенные пункты, транспортную сеть (железные и автомобильные дороги и т.п.) и зоны отдыха.

Исходя из анализа элементов пространственной структуры агломерации, одними из критериев выделения территории как агломерации является наличие города-центра (ядра) агломерации и городов-спутников.

Отдельное внимание специалисты уделяют городам-спутникам агломерации. В. Г. Давидович обращает внимание на следующую тенденцию: «чем крупнее город-центр (ядро) агломерации, тем больше у него городов-спутников и тем крупнее эти спутники» [5]. Он предлагает к поселениям спутникам включать все типы поселений (города, села и поселки).

Следует согласится с мнением Н. М. Демина, что «главным признаком, позволяющим выделить агломерацию из множества объектов и форм расселения, является наличие факта срастания территории соседних поселений» [6].

Чаще всего для определения характеристики агломерации специалисты используют показатель плотности городского населения. И. А. Фомин относит данный показатель к одному из основных признаков агломерации, характеризующих ее территориальное единство. А П. И. Дубровин отмечает, что «очень существенным по своим последствиям является различие агломераций городов по их плотности. Под последней мы разумеем ту среднюю плотность населения, которая определилась в данной агломерации на единицу ее поверхности» [7].

В большинстве определений термина «агломерация» акцентируется внимание на том, что агломерации занимают значительную территорию объединяющие населенные пункты между собой, в результате их взаимодействия формируются различные и интенсивные связи.

И. А. Фомин акцентирует внимание на территориальной близости населенных мест, а также их функциональной зависимости, которая проявляется в производственных, трудовых и культурно-бытовых связях [3].

Особое внимание уделяется межселенным социально-экономическим, трудовым, культурно-бытовым, рекреационным связям. К основным причинам их возникновения можно отнести неравномерное территориальное распределение производства и сферы общественного обслуживания, рост социальной мобильности, распространение и усовершенствование транспортной инфраструктуры, деловой активности населения и т. п. В результате распространяются границы маятниковой миграции, миграционных процессов, показателей подвижности населения.

Ю. Н. Белоконь межселенные связи рассматривает как, первичную социально-экономическую информацию, которая необходима для определения параметров зон влияния центральных городов, то есть территориальных систем расселения – агломераций [2].

Но не все из перечисленных связей, являются связями специфическими для агломераций, это касается производственных связей.

Установлено, что «… производственные связи (имеются в виду промышленно-технологические, промышленно-экономические связи), особенно крупных градообразующих предприятий, редко локализуются в пределах, определяемых зоной распространения трудовых и культурно-бытовых связей. ... эти связи не отличаются устойчивостью во времени и часто меняют направления и интенсивность. Поэтому они не могут служить критериями определения устойчивых территориальных границ пространственной дислокации, связанных между собой отдельных населенных мест» [8, С. 23].

Как видно из приведенного к агломерационным связям можно отнести только трудовые, культурно-бытовые и рекреационные связи.

Сегодня в отечественной и зарубежной практике единой точки зрения об общей численности населения агломерации, численности города-центра (ядра) агломерации и численности городского населения агломерации до сих пор не сформировано. Эти критерии используются в методиках определения границ агломераций. К наиболее распространенным отечественным методикам определения границ агломераций относятся методики института географии РАН, ЦНИИП Градостроительства, унифицированная методика П. М. Поляна, Н. И. Наймарка и И. Н. Заславского, а также при определении границ агломерации используется метод изохрон [1, С. 99], [9], [10]. Критерии численности населения используются при определении границ агломераций и в зарубежных странах.

Большинство отечественных методов определения границ основывается на том, что группа населенных пунктов может считаться агломерацией, если население крупнейшего из городов составляет более 100 тыс. чел. В зарубежных методах город-центр должен составлять не менее 10 тыс. чел. Численность городского населения рассматривается только отечественными специалистами. Данный критерий согласно отечественным методикам составляет 110 тыс. чел. По мнению И. А. Фомина и М. М. Кушниренко численность городского населения также составляет 110 тыс. чел, при минимальном размере города-центра (ядра) в 100 тыс. чел. При этом, как утверждают специалисты, город-цент (ядро) должно иметь административные функции высокого уровня и способно по своему размеру и экономическому потенциалу формировать агломерацию [3], [9], [11].

К критериям выделения агломерации относятся критерии, определяющие наличие городов-спутников и их количество. Количество городов-спутников согласно отечественных методик составляет не менее 2.

Одним из важных критериев выделения агломерации является развитость транспортной сети. Большинство методов определений границ агломераций основываются на транспортной доступности от города-центра к спутниковой зоне. Показатель доступности определяется по оценке расстояния от ядра агломерации до крайнего населенного пункта или время, которое тратят жители на поездки в город-центр. Границы зоны влияния города-центра определяются радиусом межселенных связей: трудовых 15-60 км., культурно-бытовых и рекреационных – до 80 км [3].

На основе проведенного исследования определены критерии по которым можно выделить территорию как агломерацию: наличие большого города-центра (ядра) или городов-центров (ядер) агломерации; город-центр (ядро) должно иметь административные функции высокого уровня и способно по своему размеру и экономическому потенциалу формировать агломерацию; срастание территорий населенных пунктов; численность города-центра (ядра) агломерации (от 100 тыс. чел.); численность городского населения агломерации (от 110 тыс. чел.); плотность населения; непрерывность застройки (до 2 км); наличие городов-спутников; количество городов-спутников (не менее двух); наличие развитой транспортной сети; развитость транспортной сети (км/км2); наличие трудовых, культурно-бытовых и рекреационных связей; наличие регулярных пригородных автобусов, электропоездов, теплоходов; транспортная доступность (до 80 км железными дорогами, автодорогами, речными и морскими путями).

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Лаппо Г. М. География городов: учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов / Г. М. Лаппо. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 480 с.
  2. Белоконь Ю. Н. Региональное планирование (теория и практика) / Ю. Н. Белоконь / под. ред. И. А. Фомина. – К.: Логос, 2003. – 259 с.
  3. Фомин И. А. Количественные признаки городских агломераций / И. А. Фомин // Градостроительство. Районная планировка. Городские агломерации – К.: Будивэльнык. – 1967. – С. 20–28.
  4. Габрель М. М. Основні вимоги до проекту «Тимчасового положення про Львівську агломерацію» / М. М. Габрель, Й. Я. Хром’як, Н. М. Лисяк // Вісник Національного університету «Львівська політехніка». Менеджмент та підприємництво в Україні: етапи становлення і проблеми розвитку: зб.наук.праць. – Львів: НУ «Львівська політехніка», 2007 – № 605. – С. 66–70.
  5. Давидович В. Г. Планировка городов и районов: Инженерно-экономические основы / В. Г. Давидович. – М.: Гос. изд-во литературы по строительству, 1964. 326с.
  6. Демин Н. М. Городские агломерации в контексте исследования феномена форм и систем расселения / Н. М. Демин // Градостроительство и территориальное планирование: Науч.-техн. сборник. – К., КНУБА, 2012. – Вып. 45. – С. 3–15.
  7. Дубровин П. И. Агломерация городов (генезис, экономика, морфология) / П. И. Дубровин // Вопросы географии. – М.: Географгиз, 1959. – Вып. 45. – С. 23–36.
  8. Демин Н. М. Управление развитием градостроительных систем / Н. М. Демин. – К.: Будивэльнык, 1991. – 184 с.
  9. Лаппо Г. М. Агломерации России в XXI веке / Г. М. Лаппо, П. М. Полян, Т. И. Селиванова // Вестник Фонда регионального развития Иркутской области. – 2007. – № 1. – С. 45–52.
  10. Маергойз И. М. География и урбанизация / И. М. Маергойз, Г. М. Лаппо // Вопросы географии. – М.: Мысль, 1974. – Вып. 96. – С. 5–18.
  11. Нещадин А. А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России [Электронный ресурс] / А. А. Нещадин, А. Прилепин // Информационный сайт экспертных групп по работе над «Стратегией-2020». – URL http://2020strategy.ru/g12/documents/32581727.html (дата обращения 27.08.2018).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Lappo G. M. Geografija gorodov: ucheb. posobie dlja geogr. f-tov vuzov [Geography of cities] / G. M. Lappo. – M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1997. – 480 p. [in Russian]
  2. Belokon' Ju. N. Regional'noe planirovanie (teorija i praktika) [Regional planning (theory and practice)] / Ju. N. Belokon' / edited by I. A. Fomina. – K.: Logos, 2003. – 259 p. [in Ukrainian]
  3. Fomin I. A. Kolichestvennye priznaki gorodskih aglomeracij [Quantitative features of urban agglomerations] / I. A. Fomin // Gradostroitel'stvo. Rajonnaja planirovka. Gorodskie aglomeracii [Town planning. District planning. Urban agglomerations] – K.: Budivjel'nyk. – 1967. – P. 20–28. [in Ukrainian]
  4. Gabrel' M. M. Osnovni vymogy do proektu «Tymchasovogo polozhennja pro L'vivs'ku aglomeraciju» [The main requirements for the project «Provisional Regulations on the Lviv Agglomeration»] / M. M. Gabrel', J. Ja. Hrom’jak, N. M. Lysjak // Visnyk Nacional'nogo universytetu «L'vivs'ka politehnika». Menedzhment ta pidpryjemnyctvo v Ukrai'ni: etapy stanovlennja i problemy rozvytku: zb.nauk.prac'. [Bulletin of the Lviv Polytechnic National University. Management and Entrepreneurship in Ukraine: Stages of Settling and Developmental Issues: Collected Works.] – L'viv: NU «L'vivs'ka politehnika», 2007 – № 605. – P. 66–70. [in Ukrainian]
  5. Davidovich V. G. Planirovka gorodov i rajonov: Inzhenerno-jekonomicheskie osnovy [Planning of cities and districts: Engineering and economic fundamentals] / V. G. Davidovich. – M.: Gos. izd-vo literatury po stroitel'stvu, 1964. 326 p. [in Russian]
  6. Demin N. M. Gorodskie aglomeracii v kontekste issledovanija fenomena form i sistem rasselenija [Urban agglomerations in the context of the study of the phenomenon of forms and systems of settlement] / N. M. Demin // Gradostroitel'stvo i territorial'noe planirovanie: Nauch.-tehn. sbornik [Urban planning and territorial planning: nauch.-tekhn. compilation] – K., KNUBA, 2012. – Vol. 45. – P. 3–15. [in Ukrainian]
  7. Dubrovin P. I. Aglomeracija gorodov (genezis, jekonomika, morfologija) [Agglomeration of cities (genesis, economics, morphology)] / P. I. Dubrovin // Voprosy geografii [Questions of geography]. – M.: Geografgiz, 1959. – Vol. 45. – P. 23–36. [in Russian]
  8. Demin N. M. Upravlenie razvitiem gradostroitel'nyh sistem [Managing the development of urban planning systems] / N. M. Demin. – K.: Budivjel'nyk, 1991. – 184 p. [in Ukrainian]
  9. Lappo G. M. Aglomeracii Rossii v XXI veke [Agglomeration of Russia in the XXI century] / G. M. Lappo, P. M. Poljan, T. I. Selivanova // Vestnik Fonda regional'nogo razvitija Irkutskoj oblasti [Bulletin of the Regional Development Fund of the Irkutsk Region]. – 2007. – № 1. – P. 45–52. [in Russian]
  10. Maergojz I. M. Geografija i urbanizacija [Geography and Urbanization] / I. M. Maergojz, G. M. Lappo // Voprosy geografii [Questions of geography]. – M.: Mysl', 1974. – Vol. 96. – P. 5–18. [in Russian]
  11. Neshhadin A. A. Gorodskie aglomeracii kak instrument dinamichnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija regionov Rossii [Urban agglomerations as an instrument of dynamic social and economic development of Russian regions] [Jelektronnyj resurs] / A. A. Neshhadin, A. Prilepin // Informacionnyj sajt jekspertnyh grupp po rabote nad «Strategiej-2020» [Information site of expert groups on work on «Strategy 2020»]. – URL http://2020strategy.ru/g12/documents/32581727.html (data obrashhenija 27.08.2018). [in Russian]