К КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРКОМПЛЕКСА В ЦЕЙСКОМ УЩЕЛЬЕ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.54.047
Выпуск: № 12 (54), 2016
Опубликована:
2016/12/19
PDF

Комарова Н.А.

Доцент, кандидат географических наук, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова

К КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРКОМПЛЕКСА В ЦЕЙСКОМ УЩЕЛЬЕ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ

Аннотация

Мониторинг  рекреационно используемых площадей на современном этапе, в пределах Цейского туристско-экскурсионного комплекса (ТЭК) позволил выделить главную проблему, лежащую в основе постепенной утраты этой природной территорией эстетической привлекательности  –  изначальную стихийность в застройке и благоустройстве, что уже имело негативный результат – лесные природно-территориальные комплексы (ПТК) в 80-х гг. XX в. оказались в большей степени на крайних (4-5) стадиях рекреационной дигрессии (СРД). Поэтому мы предлагаем Проект «кольцевой» экотропы общего пользования, проходящей по периферии основной застройки на землях Туристско-экскурсионного комплекса (ТЭК) Цея, как вариант благоустройства, в виде экомаршрута по сосново-буковому лесу в обход рекреационных объектов, что позволит смягчить развитие рекреационной дигрессии леса и создать общую для всех туристов прогулочную зону отдыха.  Приводится схема экотропы, которая может быть проложена по согласованию со всеми землепользователями.

Ключевые слова: Республика Северная Осетия-Алания, Центральный Кавказ, Цейское ущелье, стадия рекреационной дигрессии, экотропа.

Komarova N.A.

Associate professor, PhD in Geography, North Ossetian State University, Russia

THE CONCEPT OF ECOLOGICAL TOURISM  DEVELOPMENT IN TSEY GORGE OF THE NORTH OSSETIA REPUBLIC

Abstract

Monitoring recreationally used areas within Tsey tourist-excursional complex allowed us to point out the main problem causing gradual loss of aestetic attractiveness of this natural territory: unplanned and initially spontaneous development and construction. Because of this spontaneity forests were on 4-5th stages of recreational digression already by 1980s.  Therefore we suggest a Project of “circular” ecological path for unlimited visiting going along the periphery of the main developed area of the Tsey tourist-excursional complex. This path will go through beaach forest and will skirt main recreational objects. It will lessen recreational digression of the forest and create a general walking rest zone. A scheme of the ecelogical path is suggested which can be coordinated in agreement with all land-users.

Keywords: Republic of North Ossetia-Alania, Central Caucasus, Tsey gorge, stages of recreational digression, ecological pass.

Мониторинг  рекреационно используемых площадей  в пределах Цейского туристско-экскурсионного комплекса (ТЭК) позволил выделить главную проблему, лежащую в основе постепенной утраты этой природной территорией эстетической привлекательности  –  это изначально стихийность в застройке и благоустройстве.  Обследование проводилось с конца 70-х гг. XX в. по настоящее время маршрутным методом с описанием по ходу следования типичных площадок (местоположение, растительная ассоциация, состояние подстилки и подроста, наличие кострищ, замусоренность, тропиночная сеть и др.) [6].

Первые описания горной части Северной Осетии сделаны доминиканским миссионером Юлианом, который посетил Аланию (в настоящее время Республика Северная Осетия-Алания  – РСО-А) в XIII веке (1235 г.) [2].

О Цейском ущелье,  образованном Цейским и Кальперским хребтами, с господствующими вершинами Уилпата (4649 м) и Адайхох (4404 м) на перемычке соединяющей хребты, первыми узнали охотники на туров. Сочетание целебных свойств элементов природы позднее создало этой горной долине на северном склоне Адайхохского кристаллического массива (в горной группе соединения Главного и Бокового хребтов на Центральном Кавказе) славу народной здравницы, где жители близлежащих ущелий побеждали болезни дыхательных путей. Экспедиционные работы по изучению  природных ресурсов горных районов республики начались с XVIII века. В  XIX веке путешественник и зоолог Н.Я. Динник дал уже подробное описание ущелий Ардона и  Цейдона и др. [2, 3, 4].  В конце XIX века курортные ресурсы изучались академиком Н.А. Вельяминовым, профессором О.А.Чечеттом, ученым-лесоводом В.В. Марковичем  и др. К верхней части долины Цея (1500–2000 м н. у. м.) была проложена  улучшенная тропа и построен девятикомнатный дом для больных и отдыхающих и др. (начало XX в.).

Застройка ТЭК и, как следствие, состояние  природной территории в своем развитии перешагнули три этапа: советский (20–80-е гг.), переходный (90-е гг. XX в.) и современный (2001–2016 гг.). К особенностям советского периода можно отнести преобладание расширяющейся деревянной застройки над капитальной (без единого архитектурно-планировочного решения), массовые заезды туристов (середина 80-х гг.–37 тыс./чел год) и,  как следствие, преобладание крайних (4 и 5) стадий рекреационной дигрессии (СРД) растительности под воздействием вытаптывания, а также  образование  в 1967 г. в ущелье Цейского участка Северо-Осетинского государственного природного заповедника (СОГПЗ). Последнее событие наложило ограничения на функционирование ТЭК, поскольку земли рекреационного назначения площадью 230 га к 1974 г. оказалась в окружении заповедных. Сначала они входили в их состав, что шло в противоречие со статусом заповедания.

Переходный период ознаменовался разграблением имущества и упадком в развитии, процветающих ранее объектов,  сокращением потока туристов до 2 тыс/чел к 1992 г. (к началу 2000-х гг. поток увеличился до 5.5 тыс/чел. год) и восстановлением растительности до 3 и 4 СРД [7].

Современный этап развития ТЭК напрямую связан с, вступившим в силу  в 2001 г., Земельным Кодексом РФ,  когда у площади ТЭК к 2016 г. оказалась 11 землепользователей (в сравнении с одним – Рескомом профсоюзов до 2001 г.) [5]. К сожалению, реализация участков в собственность под застройку  не сопровождается единым планом благоустройства территории. Каждый новый объект обносится забором и для отдыхающих остается все меньше свободной территории для прогулок. Полноценно это можно сделать только на   двух экотропах по заповедным участкам за плату  (100 руб. с взрослого человека).

Мониторинг состояния ТЭК (2011 г.), целью которого было выявление источников антропогенных воздействий на природно-территориальные комплексы (ПТК) заповедной и охранной зон СОГПЗ, для анализа влияния расширяющейся площади застройки на биоту заповедника, показал следующее. На территории Цейского ТЭК объектами отдыха занято около 2,83 га  ПТК. Дорогами, тропами, расчищенными площадками охвачено 6,63 га.  Растительность на площади 9,46 га находится на 4 и 5 СРД (лесо-луговая стадия), что  составляет 4.1% от общей площади ТЭК  – 230га. Среди лесо-луговой растительности изредка  встречаются  участки 4 и 3  СРД, находящиеся  на  переходной стадии – от лесо-луговой к  лесной. Растительность на площади 21,46 га изменена незначительно и   соответствует   преимущественно   3 СРД, с участками 2 СРД (лесная стадия), что составляет 9.3%. На участках заповедника, граничащих с Цейским ТЭК, животные и растения испытывают беспокойство от постоянного присутствия людей.

Число  объектов размещения (в совокупности действующих и недействующих) к 2016 г. возросло с 12-ти (2011 г.) до 15-ти и главной проблемой стало уже  (в сравнении с массовым «наплывом» отдыхающих на ограниченную по площади горную территорию с последующим повреждением растительности) разрастание объектов при абсолютном невнимании к благоустройству.

Предлагаемый вариант благоустройства – в виде кольцевого экомаршрута по сосново-буковому лесу в обход рекреационных объектов в южной части ТЭК, будет иметь протяженность 2 км.  Позволит решить две задачи: смягчить развитие рекреационной дигрессии леса и создать общую для всех туристов прогулочную зону отдыха – маркированную и вымощенную камнем, с перекидными мостиками через ручьи и  полянами  с лесной мебелью. С открытых пространств полян открываются захватывающие виды на сияющие вершины Цейской «подковы». Маршрут пройдет от молодежной базы «ГМИ» до второго моста через р. Цейдон и далее по автодороге сомкнется у «ГМИ» (Рис.1).  Реализация этого проекта возможна с общего согласия всех землепользователей и выделения средств из республиканского бюджета.

Таким образом:

– посредством длительного мониторинга обозначена проблема постепенной утраты природной территорией Цея эстетической привлекательности  за счет «стихийности» в застройке и благоустройстве  ТЭК;

– исследовательские работы XVIII, XIX веков положили начало антропогенному освоению Цея;

– в своем развитии ТЭК прошел три этапа: советский (20–80-е гг.), переходный (90-е гг. XX в.) и современный (2001–2016 гг), каждый из которых  имеет характерные особенности;

– современный этап развития ТЭК напрямую связан с, вступившим в силу  в 2001 г., Земельным Кодексом РФ;

– к 2016 г. главной проблемой стало  разрастание объектов отдыха в ТЭК при абсолютном невнимании к благоустройству, в сравнении с массовым «наплывом» отдыхающих на ограниченную по площади горную территорию (и последующим повреждением растительности и др.) в советский период;

– вариант благоустройства, в виде кольцевого экомаршрута по сосново-буковому лесу в обход рекреационных объектов, позволит  смягчить развитие рекреационной дигрессии леса и создать общую для всех туристов прогулочную зону отдыха;

–  реализация проекта кольцевого экомаршрута возможна с общего согласия всех землепользователей и выделения средств из республиканского бюджета.

image001

Рис.1 – Кольцевой  прогулочный экомаршрут по территории Цейского ТЭК  (схема получена методом съёмки в природных условиях с помощью компаса)

Список литературы / References

  1. Бероев Б. М. Основные этапы формирования и особенности управления территориальными рекреационными системами горного типа (на примере Северо-Осетинской ТРС): Автореф. канд. диссерт. / Б. М. Бероев. – 1982 – 21 с.
  2. Бероев Б. М. История освоения рекреационных ресурсов РСО-Алания / Б. М. Бероев, Т. Х. Караева-Козырева, З. А. Багаева // Природные ресурсы Республики Северная Осетия-Алания: Рекреационные ресурсы. – Владикавказ, 2000. – С. 10–31.
  3. Динник Н. Я. Горы и ущелья Терской области / Н. Я. Динник // Зап. Кавк. отд. Русск. геогр. о-ва. – 1884. – Кн. 13. – С. 1–48.
  4. Динник Н. Я. Современные древние ледники Кавказа / Н. Я. Динник // Зап. Кавк. отд. Русск. геогр. о-ва. – 1890. – Кн. 14. – С. 282–416.
  5. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136 ФЗ ред. от 28.12.2013 (с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2014).
  6. Казанская Н. С. Рекреационные леса (состояние, охрана, перспективы) / Н. С. Казанская, В. В. Ланина, Н. Н. Марфенин. – М., 1977. – 96 с.
  7. Комарова Н. А. Эколого-географический анализ состояния рекреационно освоенных горных территорий (на примере Северной Осетии Алания) : Автореф. канд. диссерт. / Н. А. Комарова. – 2000. – 23 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Beroev B. M. Osnovnye jetapy formirovanija i osobennosti upravlenija territorial'nymi rekreacionnymi sistemami gornogo tipa (na primere Severo-Osetinskoj TRS) [The main stages of formation and management in the mountain type recreation systems (in the North Ossetia)]: Abstract of cand. diss. / B. M. Beroev. – 1982 – 21 p. [in Russian]
  2. Beroev B. M. Istorija osvoenija rekreacionnyh resursov RSO-Alanija [History of development of recreational resources of RNO-Alania] / B. M. Beroev, T. H. Karaeva-Kozyreva, Z. A. Bagaeva // Prirodnye resursy Respubliki Severnaja Osetija-Alanija: Rekreacionnye resursy [Natural resources of Republic of North Ossetia-Alania: Recreational resources]. – Vladikavkaz, 2000. – P. 10–31. [in Russian]
  3. Dinnik N. Ja. Gory i ushhel'ja Terskoj oblasti [Mountains and gorges of the Tersky Oblast] / N. Ja. Dinnik // Zap. Kavk. otd. Russk. geogr. o-va [Procs. Cauc. Dept. Russian Geogr. Soc.]. – 1884. – Book 13. – P. 1–48. [in Russian]
  4. Dinnik N. Ja. Sovremennye drevnie ledniki Kavkaza [Contemporary ancient glaciers of the Caucasus] / N. Ja. Dinnik // Zap. Kavk. otd. Russk. geogr. o-va [Procs. Cauc. Dept. Russian Geogr. Soc.]. – 1890. – Book. 14. – P. 282–416. [in Russian]
  5. Zemel'nyj Kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 № 136 FZ red. ot 28.12.2013 (s izmenenijami, vstupivshimi v silu s 01.01.2014) [Land Code RF(with changes from 01.01.2014)]. [in Russian]
  6. Kazanskaya N. S. Rekreacionnye lesa (sostojanie, ohrana, perspektivy) [Recreational forests (status, conservation, prospects)] / N. S. Kazanskaya, V. V. Lanina, N. N. Marfenin. – Moscow, 1977. – 96 p. [in Russian]
  7. Komarova N. A. Jekologo-geograficheskij analiz sostojanija rekreacionno osvoennyh gornyh territorij (na primere Severnoj Osetii Alanija) [Ecological and geographical analysis of the recreational development of mountain areas (in North Ossetia, Alania)] : Abstract of cand. diss. / N. A. Komarova. – 2000. – 23 p. [in Russian]