ВЛИЯНИЕ ПАДЕНИЯ ЦЕН НА НЕФТЬ НА НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ США И ПЕРСПЕКТИВЫ СЛАНЦЕВОЙ РЕВОЛЮЦИИ В 2015 ГОДУ

Научная статья
Выпуск: № 1 (32), 2015
Опубликована:
2015/08/02
PDF

Кузьмина Д.А.

Магистрант факультета Финансы и кредит, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

ВЛИЯНИЕ ПАДЕНИЯ ЦЕН НА НЕФТЬ НА НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ США И ПЕРСПЕКТИВЫ СЛАНЦЕВОЙ РЕВОЛЮЦИИ В 2015 ГОДУ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования Rystad Energy и Morgan Stanley, оценивающие перспективы нефтедобычи на сланцевых месторождениях США в условиях низких цен на нефть. Кратко изложены особенности инвестиций в сланцевые проекты.

Ключевые слова: сланцевая революция, метод гидравлического разрыва, переменные издержки, постоянные издержки, рентабельность.

Kuzmina D.A.

Master of the Faculty Finance and Credit, Financial University under the Government of the Russian Federation

OIL PRICE DECLINE IMPACT ON U.S. OIL PRODUCERS AND SHALE REVOLUTION OUTLOOKS IN 2015

Abstract

This article presents the results of Rystad Energy и Morgan Stanley Commodity Research Study on U.S. shale industry and prospects of shale companies under the conditions of low global oil prices.

Key words: shale revolution, hydraulic fracturing method, variable costs, fixed costs, margin level.

Так стремительно мировые цены на нефть не падали уже шесть лет. Еще в конце июня один баррель европейской нефти эталонного сорта Brent стоил почти 115 долларов США. Всего шесть с половиной месяцев спустя, 7 января, цена Brent опустилась ниже психологически значимого уровня 50 долларов США за баррель.

С 2010 до середины 2014 цены на  нефть были относительно стабильны на уровне 110 долларов США за баррель. Однако снижение мирового спроса на энергоносители и сланцевая революция в США привели к тому, что к концу 2014 года мировые цены на марки Brent и WTI обновили свои многолетние минимумы.

Нефтедобывающие компании и аналитики с Wall Street утверждают, что замедление темпов развития нефтедобычи на сланцевых месторождениях, вызванное резким падением цен на нефть, будет незначительным и краткосрочным.  Но так ли это на самом деле?

Сланцевая революция в США приносит огромные прибыли нефтедобытчикам, создает рабочие места и  способствует развитию бизнеса в стране, вселяя оптимизм в восстановление экономики Соединенных Штатов.

Действительно, бум нефтяных компаний в США, добывающих нефть методом гидравлического разрыва от Монтаны до Техаса и Пенсильвании, вызвал беспрецедентный рост добычи нефти с 5,6 млн. баррелей в день в 2010 до 9,3  млн. барр/день к началу 2014. И вплоть до конца 2014 года ни у кого не вызывало сомнения, что добыча нефти в стране будет увеличиваться на 1 млн. баррелей ежегодно еще долгие годы.

Базовая экономика нефтедобычи методом гидравлического разрыва — затраты на бурение в соотношении с текущей стоимостью нефти — вызывает серьезное беспокойство за будущее сланцевой революции. В лучшем случае, нефтяные компании уже работающие на рынке смогут поддерживать производство на уровнях близких к сегодняшним. Но тезис о том, что такая нефтедобыча является “золотым дном”, вероятно, придется серьезно пересмотреть.

Добыча сланцевой нефти в корне отличается от обычных методов бурения, применяемых крупнейшими компаниями по всему миру. На скважинах традиционных месторождений, будь то Ближний Восток, Мексиканский Залив, Северное Море или Западная Сибирь, скважины функционируют в течение длительного периода времени. Как правило, темпы добычи на традиционных скважинах снижаются в диапазоне от 2% до 5% в год. Таким образом, на скважине, на которой добывают 2,000 барр. в день в первый год эксплуатации добыча во второй год составит 95-98% от этого объема. Поскольку дебиты снижаются постепенно, такие скважины, как правило, эксплуатируются в течение 20 лет и более.

Длительный цикл эксплуатации скважин на традиционных месторождениях помогает справиться с волатильностью нефтяных цен. Компании планируют проекты нефтедобычи, рассчитывая возместить стартовые инвестиции в геологоразведку, бурение и обустройство месторождений – то есть постоянные расходы – и переменные или маржинальные затраты на добычу нефти в последующие годы, в первую очередь имея ввиду затраты на персонал и энергоресурсы. В бизнесе, где риски возвышаются также высоко как и нефтяные вышки, компании решаются на инвестиции только в том случае, если они ожидают увидеть будущие цены на уровнях, позволяющих многократно компенсировать общие издержки по проектам, а также получить огромные прибыли. Камень же преткновения состоит в том, что цены на энергоносители довольно регулярно падают гораздо ниже уровней необходимых для возмещения затрат, не говоря уже о генерировании достойной прибыли. По такому сценарию работали почти все нефтяные компании с середины 1980 до начала 2002, когда цены на нефть находились в районе 20 долларов США за баррель.

Однако, когда нефтяные котировки падают почти все скважины на традиционных месторождениях продолжают работать, поскольку переменные затраты на  добычу нефти из недр остаются значительно ниже нефтяных цен на мировых рынках. Переменные затраты на обслуживание десятилетней скважины очень часто составляют только 20-30 долларов США на баррель добычи, что дает возможность компаниям продолжать добычу при ценах в 60 или 80 долларов США, хотя для обеспечения высокого возврата на весь объем инвестиций цены должны быть в районе 100 долларов США за баррель. Другими словами, первоначальные затраты на бурение становятся уже не так важны. Что действительно важно так это величина денежного потока, который способна генерировать скважина сверх ежедневных затрат на добычу нефти. “Бизнес идет за маржинальными издержками, а не за общими,” говорит Роналд Риппл (Ronald Ripple), профессор в области финансов и энергетики Талского Университета (University of Tulsa). “даже при низких ценах, добыча генерирует некоторую прибыль чтобы отбить первоначальные инвестиции.”

По этой причине, глобальное предложение нефти экономисты называют неэластичным. Даже если цены снижаются, крупнейшие компании продолжают добывать нефть в тех же объемах и перестанут делать это только когда цены . упадут ниже переменных затрат нефтедобытчиков — но, в отношении большинства месторождений, цены редко падают до таких низов.

Таким образом, в настоящее время именно спрос определяет цены на нефть. Поскольку предложение как правило не снижается при падении спроса, то именно снижение спроса на “черное золото” приводит к серьезным и даже чрезмерным обрушениям нефтяных котировок. Войны и различного рода потрясения в странах-экспортерах нефти могут естественным образом привести к временному сокращению предложения, но когда добыча восстанавливается слабый спрос опять уводит цены вниз.

Именно это и происходит сегодня. Потребление энергоресурсов в США снизилось более чем на 8% с 2010 года, в Европе снижение спроса еще более значительно. При этом, спрос со стороны Китая и Индии находится в рамках прогнозов. Между тем падение нефтяных цен со 100 до 48 долларов США за баррель не привело, и не приведет к сокращению производства. Это утверждение верно даже для таких дорогостоящих месторождений как нефтеносные пески Канады, в которые нефтяные компании инвестировали миллиарды долларов с планами добычи на 50 лет вперед, и даже теряя деньги с учетом всех инвестиций в развитие месторождений, они все равно с лихвой окупают свои переменные затраты на добычу. И даже в условиях волатильных цен на нефть добыча идет спокойно на всех месторождениях.

Кроме сланцевых. В отличии от традиционных месторождений, скважины на сланцевых месторождениях отличаются предельно коротким периодом эксплуатации. На Баккенском горизонте (Bakken formation), охватывающем штаты Монтана и Северная Дакота, начальные дебиты на уровне 1,000 барр. в день падают на 72% до 280 барр. в день уже к началу второго года добычи. На начало третьего года запасы в расчете на скважину истощаются больше чем в половину. Для поддержания добычи на таких месторождениях, нефтедобытчикам постоянно приходится бурить новые скважины.

В среднем, для обеспечения хотя бы нулевой рентабельности сланцевых месторождений США цены на нефть должны быть на уровне 65 долларов США за баррель, по оценке аналитиков Rystad Energy и Morgan Stanley Commodity Research. Таким образом, при текущих ценах в 48 долларов США, сланцевая отрасль находится на осадном положении. Стоит уточнить, компании продолжат эксплуатировать зрелые скважины пока те генерируют выручку сверх переменных затрат на добычу. Но зрелые скважины на месторождениях США — в отличии от своих аналогов на Ближнем Востоке или Северном море — добывают очень незначительное количество нефти. Для того чтобы сланцевая революция продолжилась, нефтедобытчики должны делать то, что они делали все это время и что приносило им огромные прибыли – бурить много новых скважин.

В настоящее время все указывает на снижение активности на сланцевых месторождениях. Парк буровых установок — индикатор объемов нового бурения—сократился с 1,930 до 1,881 с Октября 2014, после бурного роста в течение почти всего года. Компания Continental Resources, ключевой игрок на рынке сланцевой нефти, заявила что снизит затраты на бурение на 40% в 2015. Принимая во внимание постоянную необходимость в бурении новых скважин, компании работающие на сланцевых месторождениях вынуждены постоянно привлекать средства за счет эмиссии акций, банковских займов и продажи “мусорных” облигаций. Многие такие компании уже испытывают огромную долговую нагрузку. И неясно захотят ли банки и инвесторы обеспечивать приток ликвидности на текущих ценовых уровнях.

В этой связи, будущее сланцевой революции чрезвычайно сложно предсказать. Continental, например, обещает увеличить добычу в 2015 году несмотря на сокращение бюджета на бурение. Было бы ошибкой недооценивать изобретательность предпринимателей стоящих у руля сланцевой революции. Безусловно, они продолжат внедрение новых технологий совмещающих вертикальное и горизонтальное бурение в поисках способов снизить свои расходы.

Поэтому сложно сказать на каком уровне остановится полная стоимость всех затрат на добычу сланцевой нефти. Если цены останутся на уровне 50 долларов США, некоторые сверх эффективные производители смогут оставаться рентабельными. Брюс Эверетт (Bruce Everett), преподаватель экономики нефтяного бизнеса в Tufts University, полон оптимизма. “Безусловно будет некоторое снижение в нефтяной индустрии США,” говорит он, “но я думаю, что эксплуатационное бурение продолжится в новых нефтеносных районах, особенно на Баккенском горизонте, даже при ценах на уровне 50 долларов США.”

При восстановлении спроса—что вполне вероятно—цены могут снова превысить отметку 60 долларов США за баррель, что опять сделает добычу нефти на сланцевых месторождениях сверх привлекательным бизнесом. Однако остается неясным, позволит ли Саудовская Аравия, давний враг добычи методом гидроразрыва пласта, этому случиться. Саудиты инвестировали огромные средства в то, чтобы добиться дополнительной добычи в 2 миллиона баррелей в день и теперь могут использовать эту подушку для удержания цен в районе 50 долларов США, что лишь немного не дотягивает до приемлемого уровня—по крайней мере сегодня — для большинства разработчиков сланцевых месторождений.

И опять, способность сланцевой индустрии к быстрому восстановлению приведет к снижению цен до уровня 50 или 60 долларов США. А если цены пойдут выше, то либо вмешаются Саудиты либо еще больше поставщиков сланцевой нефти наводнит рынок. “Поскольку скважины на сланцевых месторождениях отличаются коротким жизненным циклом, позволяя более быстро регулировать объемы производства, это может способствовать снижению волатильности нефтяных цен на рынке,” говорит Дэвид Крютцер (David Kreutzer), экономист фонда Наследие (Heritage Foundation).

Но цены остаются на обескураживающе низких уровнях. Легко привлечь финансирование когда ваши затраты составляют 65 долларов США, а цена на нефть 100 долларов США. Но когда цена составляет 50 долларов США вопрос финансирования выходит на первый план. Потребуются значительные объемы бурения просто для того чтобы поддерживать производство на текущих уровнях. Устойчивая, но стагнирующая сланцевая индустрия это не то на что рассчитывает Америка. Рост числа буровых установок и рабочих мест, который казался таким уверенным лишь недавно, и символизировал восстановление Американской экономки, может оказаться лишь иллюзией.

 

Литература

  1. Журнал Fortune fortune.com/
  2. Интернет-портал FP www.foreignpolicy.com/
  3. Новостное агентство РБК rbc.ru/
  4. Журнал The Economist economist.com/

References

  1. Zhurnal Fortune fortune.com/
  2. Internet-portal FP www.foreignpolicy.com/
  3. Novostnoe agentstvo RBK rbc.ru/
  4. Zhurnal The Economist economist.com/