СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГЕОФИЗИЧЕСКОГО НЕФТЕСЕРВИСА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.202
Выпуск: № 4 (46), 2016
Опубликована:
2016/04/18
PDF

Катышева Е.Г.

ORCID: 0000-0003-1935-8013, Кандидат экономических наук, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГЕОФИЗИЧЕСКОГО НЕФТЕСЕРВИСА

Аннотация

В статье определены основные экономические и технологические проблемы развития рынка нефтесервиса в неблагоприятной экономической и внешнеполитической ситуации. Особое внимание уделено геофизическим исследованиям как одному из важнейших сегментов рынка нефтесервисных услуг. Дана оценка возможностей импортозамещения при обеспечении отрасли оборудованием и технологиями. Сформулированы вопросы, решение которых позволит обеспечить реальное импортозамещение в отрасли и создать условия для развития конкуренции и внедрения отечественных инновационных технологий.

Ключевые слова: нефтесервис, геофизические исследования, импортозамещение.

Katysheva E.G.

ORCID: 0000-0003-1935-8013, PhD in Economics, Associate Professor, National Mineral Resources University (Mining University)

CURRENT ECONOMIC PROBLEMS AND TENDENCIES OF TECHNOLOGICAL RENOVATION FOR GEOPHYSICAL OILFIELD SERVICES

Abstract

Main economic and technological problems of the oilfield service market development in the adverse economic and foreign policy situation are defined in this work. The special attention is paid to geophysical surveys as one of the most important segments of the oilfield service market. The assessment of opportunities for import substitution is given when the branch is provided with the equipment and technologies. The problems are formulated so that their solution will allow to provide real import substitution in the branch and to create conditions for development of competition and introduction of domestic innovative technologies.

Keywords : oilfield services, geophysical surveys, import substitution.

Нефтесервис является способом получения информации о состоянии и перспективах минерально-сырьевых ресурсов государства  по результатам геологоразведочных работ, сейсморазведки, бурения, геофизических исследований скважин на суше и море.

Нефтесервисная отрасль сформировалась в России в 2005 г. после вывода сервисных подразделений из состава вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). В настоящее время в российском нефтегазовом комплексе функционируют около 200 компаний, которые  группируются по следующим позициям: сервисные подразделения, оставшиеся в составе ВИНК («Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Башнефть», «Татнефть»);  крупные независимые сервисные компании (Halliburton, Schlumberger, Weatherford, Baker Huges, «Интегра», Eurasia Drilling Company); средние и малые нефтесервисные предприятия.

Сервисное обслуживание нефтедобывающих компаний, включающее бурение, ремонт скважин, поддержание в рабочем состоянии оборудования в скважине и на поверхности, можно назвать «синонимом» технического и технологического обновления отрасли. Темпы такого обновления определяют   эффективность функционирования добывающих компаний. При этом в рамках сервисного рынка увеличиваются потребности этих компаний в высокотехнологичных услугах (геофизика, горизонтальное бурение, гидроразрыв нефтяных пластов). Таким образом, можно заключить, что развитие нефтесервиса может стать стимулом к модернизации отраслей сектора нефтедобычи [4].

Падение мировых цен на нефть одновременно с установлением экономических санкций в 2014 г. оказало весьма негативное воздействие на нефтесервис.

Важнейшей особенностью рынка нефтесервисных услуг в России, приведшей в условиях экономического кризиса и ухудшения внешнеполитической ситуации к серьезным финансовым и технологическим проблемам  отрасли,  является значительная доля зарубежных игроков: Halliburton, Schlumberger, Weatherford, Baker Huges выполняют в совокупности 18 % работ [1].  Эти компании обладают финансовыми, технологическими и кадровыми ресурсами, несопоставимыми с возможностями отечественных компаний.

В результате введения санкций были запрещены  поставки в Россию зарубежных технологий по освоению трудноизвлекаемых запасов углеводородов, разработке месторождений на глубоководном (свыше 152 м) и арктическом шельфе, новых технологий увеличения коэффициента извлечения нефти, оборудования для высокотехнологичного нефтегазового сервиса. Также введен адресный пакет санкций в отношении крупнейших российских нефтегазовых компаний, ограничивающий их доступ к западным рынкам капитала, отдельным видам оборудования, услуг и технологий. Кроме этого было приостановлено сотрудничество российских и зарубежных компаний по реализации крупных проектов, связанных с поддержкой уровня добычи нефти в России на перспективу.

В целом рынок нефтесервисных услуг неоднороден и каждый вид работ характеризуется своими тенденциями развития, однако следует отметить, что основные меры, принимаемые Министерством энергетики РФ в сфере импортозамещения, сосредоточены преимущественно на буровом сегменте нефтесервиса. Уже к 2018 г. планируется обеспечить интегрированный отечественный сервис в области строительства скважин, выпуск газовых турбин высокой мощности, шельфовых буровых установок и насосно-компрессорного оборудования. Ситуация в геофизическом сегменте нефтесервисных услуг представляется не столь оптимистичной.

В 2014 г. отмечалось повышение спроса со стороны нефтяных компаний на сейсморазведку. Это было связано с активизацией работ с трудноизвлекаемыми запасами, разведкой новых месторождений и изучением более глубоких горизонтов по разрабатываемым месторождениям [4]. Основной тенденцией в сфере геофизических работ стало внедрение все более прогрессивных технологий. К существенному росту рынка сейсморазведки в 2014 г. по сравнению с 2013 г. привело почти двукратное увеличение объемов 3D-сейсмики на шельфе [2]. Ожидалось, что к 2020 г. количество геофизических исследований достигнет 49,4 тыс. в год [2]. В настоящее время наблюдается перелом данной тенденции. В 2015 г. объем 3D-сейсмики сократился более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом, объемы 2D не изменились [3]. Планы добывающих компаний корректируются в сторону дальнейшего сокращения, тендеры на проведение исследований переносятся или отменяются.

Очевидно, что санкционные запреты на поставку технологий и оборудования создают препятствия для выполнения геофизических исследований в рамках крупнейших проектов, а для небольших и средних поставщиков наиболее серьезными являются финансово-экономические риски. Такие компании, преимущественно российские, оказывают услуги малым и средним добывающим предприятиям. Из-за снижения доходности заказчика, сокращения возможностей кредитования, роста процентных ставок, удорожания иностранного оборудования происходит сокращение объемов геофизических работ на новых лицензионных участках.

Рассмотрим более детально проблемы и перспективы развития сейсморазведочных работ в условиях санкций и падения цен на нефть.

Сейсморазведка является основным методом геофизики и позволяет оценить структуру недр и вероятные места залегания углеводородов на основе динамической интерпретации по аномалиям отраженного сигнала. Наряду с широко применяемыми методами 2D и 3D сейсморазведки в последние годы стали быстро развиваться методы широкополосной сейсморазведки («broadband seismic»), информативность которых существенно выше при сопоставимых затратах на выполнение работ.

Разработчиками методов широкополосной сейсморазведки сегодня являются исключительно иностранные компании: CGS (технология «Broadseis»), PGS (технология «GeoStreamer»), Sercel (технология «Sentiel»), Western Geco (технология «Izometrix»). Среди указанных технологий бесспорным лидером в широкополосной морской сейсморазведке как в производительности морских работ, так и в достигнутых геологических результатах является «GeoStreamer». В связи с экономическими санкциями указанные компании фактически ушли с российского рынка.

Российскими сервисными компаниями ни одна из перечисленных технологий сегодня применяться не может, а основные заказчики (ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть») в тендерных условиях не предусматривают применение новейших технологий, ориентируясь на минимальную стоимость работ. Кроме этого следует подчеркнуть, что российские морские геофизические компании - МАГЭ, ДМНГ, СМНГ - не оснащены современными специализированными судами для проведения 3D сейсморазведки. В результате выполняемые в настоящее время на российском шельфе сейсморазведочные работы 3D по технологическим параметрам отстают от мирового уровня более чем на 15 лет [3]. Это означает, что высокотехнологичные работы 3D могут выполнить лишь иностранные подрядчики.

По причине введенных санкций большинство иностранных компаний-подрядчиков не смогут работать в прежнем режиме. Необходимо также учитывать возникающие сегодня серьезные валютные риски, поскольку контракты иностранных подрядчиков с российскими компаниями заключаются в рублях, затраты на выполнение работ подрядчики несут в долларах или евро, а окончательные расчеты за выполненный объем работ производятся после завершения всего проекта.

Изложенное позволяет предположить, что дальнейшая тенденция развития рынка геофизики станет неблагоприятной. В частности, экспертами прогнозируется значительное падение объемов работ на шельфе [2,3]. Уже сегодня перенесены сроки выполнения работ по бурению 10 скважин из  16, запланированных на 2015 г. [6].

В сложившейся ситуации можно ожидать активного выхода на российский рынок геофизических работ азиатских компаний (например, китайских  BGP и COSL), а также создания альянсов с участием профильных дочерних подразделений таких компаний, как китайские SNPC, CNOOC или индийская ONGC.

         В качестве путей нейтрализации воздействия санкций в сегменте геофизического сервиса могут быть рассмотрены следующие:

  1. Сокращение доли иностранных компаний до 3 – 5 % за счет активного импортозамещения [5].
  2. Возвращение сервисных активов в состав ВИНК, поскольку политика массового освобождения от данных активов привела к падению конкурентоспособности, качества, технологического уровня российского нефтесервиса и захвату его значительной доли западными компаниями.
  3. Допуск к разработке российского шельфа других разработчиков, кроме «Газпрома» и «Роснефти».
  4. Выполнение НИОКР в сфере геофизики в рамках федеральных государственных программ.
  5. Поддержка отечественных геофизических компаний заказами со стороны нефтегазовых компаний, а также их налоговая и кредитная стимуляция со стороны государства.

Однако необходимо отметить, что обеспечение импортозамещения в сфере геофизического нефтесервиса сопряжено с рядом серьезных проблем, главным образом, экономических. В условиях падения объемов геологоразведочных работ ВИНК сокращают объемы заказов геофизических исследований, а заключаемые договоры носят дискриминационный характер по отношению к нефтесервисным компаниям-подрядчикам. ВИНК допускают отсрочки платежей за выполненные работы до 120 дней и более, а также периодически устанавливают в договорах снижение расценок на услуги на 10 – 15 % [2]. С учетом значительного удорожания импортных материалов и оборудования указанные обстоятельства приводят к убыточности нефтесервисных предприятий. Привлечь кредитные средства сервисные компании также  не в состоянии в связи с ростом процентных ставок. В результате даже крупнейшие участники данного рынка сегодня испытывают значительные финансовые затруднения, что практически лишает их возможности развивать технологии. В случае расширения экономических санкций и прекращения поставок в Россию ряда видов оборудования отечественный нефтесервис не сможет покрыть все потребности внутреннего рынка, что неизбежно приведет к падению объемов добычи углеводородного сырья.

На наш взгляд, обеспечение реального импортозамещения в отрасли и создание условий для развития конкуренции и внедрения отечественных инновационных технологий возможно при решении следующих вопросов:

  1. Разработка механизмов регулирования нефтесервисной отрасли со стороны федеральных органов власти.
  2. Создание специальной стратегии развития отечественного нефтесервиса в виде самостоятельного документа или отдельной главы Энергостратегии.
  3. Увязка вопросов стратегического развития нефтесервиса и нефтегазового машиностроения [2].
  4. Регулирование отношений сервисных компаний и ВИНК на государственном уровне: в частности, ограничение сроков платежей за оказанные услуги.
  5. Использование сложившейся экономической ситуации, в частности, девальвации рубля, для активного выхода российских сервисных компаний на мировой рынок при государственной поддержке.

Литература

  1. Альков И. Синдром укрупнения / И. Альков // Oil & Gas Journal Russia, 2014, № 6 [83], с. 52 – 55.
  2. Андрианов В. Нефтесервис: хроника отложенного падения / В. Андрианов // Нефтегазовая вертикаль, 2015, № 2, с. 44 – 52.
  3. Ампилов Ю. Российская 3D-сейсмика сократилась вдвое / Ю.Ампилов // Offshore Russia, 2016, № 1 [11], с. 56 – 57.
  4. Катышева Е.Г. Тенденции развития геофизического сегмента российского рынка нефтесервисных услуг в условиях нестабильной внешней среды / Е.Г. Катышева // Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ-2015) / Под ред. д-ра экон. наук. А.В. Бабкина: Труды международной научно-практической конференции. 8 – 10 октября 2015 г., СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015, с. 261 – 268.
  5. Лаптев В. Российский рынок геофизического сервиса и санкции / В.Лаптев // Нефтегазовая вертикаль, 2015, № 10, с. 62 – 65.
  6. Яковлева-Устинова Т. Сокращение шельфа / Т. Яковлева-Устинова // Offshore Russia, 2015, № 2 [8], с. 36 – 39.

References

  1. Al'kov I. Sindrom ukrupnenija / I. Al'kov // Oil & Gas Journal Russia, 2014, № 6 [83], S. 52 – 55.
  2. Andrianov V. Nefteservis: hronika otlozhennogo padenija / V. Andrianov // Neftegazovaja vertikal', 2015, № 2, S. 44 – 52.
  3. Ampilov Ju. Rossijskaja 3D-sejsmika sokratilas' vdvoe / Ju.Ampilov // Offshore Russia, 2016, № 1 [11], S. 56 – 57.
  4. Katysheva E.G. Tendencii razvitija geofizicheskogo segmenta rossijskogo rynka nefteservisnyh uslug v uslovijah nestabil'noj vneshnej sredy / E.G. Katysheva // Innovacionnaja jekonomika i promyshlennaja politika regiona (JeKOPROM-2015) / Pod red. d-ra jekon. nauk. A.V. Babkina: Trudy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 8 – 10 oktjabrja 2015 g., SPb.: Izd-vo Politehn. un-ta, 2015, S. 261 – 268.
  5. Laptev V. Rossijskij rynok geofizicheskogo servisa i sankcii / V.Laptev // Neftegazovaja vertikal', 2015, № 10, S. 62 – 65.
  6. Jakovleva-Ustinova T. Sokrashhenie shel'fa / T. Jakovleva-Ustinova // Offshore Russia, 2015, № 2 [8], S. 36 – 39.