МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2015.41.114
Выпуск: № 10 (41), 2015
Опубликована:
2015/16/11
PDF

Копеин В.В.1, Филимонова Е.А.2

1 доктор экономических наук, доцент; 2 кандидат экономических наук, доцент, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы продовольственной безопасности как системы, входящей в экономическую безопасность России. Обращено внимание на новые тенденции в мировой экономике, связанные с мировым экономическим кризисом и геополитическими процессами. Отмечаются особенности импортозамещения в России и его влияние на экономическую безопасность.

Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственная безопасность, импортозамещение, экспорт

Kopein V.V.1, Filimonova E.A.2

1PhD in Economics, The Associate Professor; 2PhD in Economics, The Associate Professor, Kemerovo Institute (Branch) of Plekhanov Russian University of Economics

THE GLOBAL ECONOMIC CRISIS, THE ECONOMIC AND THE FOOD SECURITY OF RUSSIA

Abstract

This article discusses the issues of food security as a system that is a member of the economic security of Russia. Drawn attention to new trends in the world economy, associated with the global economic crisis and geopolitical processes. Marked features of import substitution in Russia and its impact on economic security.

Keywords: economic security, food security, import substitution, export

Экономическая безопасность как научная категория остается в поле зрения ученых, которые продолжают активное изучение этого научного раздела с различных позиций и подходов. Разработаны концептуальные представления о понятия «безопасность», построены ее различные иерархические конструкции, выделены принципиальные системные блоки и составляющие элементы. Тем не менее, современные тенденции развития мировой экономики, политические движения, глобальные изменения положения мировых держав формируют новые вызовы для экономики практически всех стран. И Россия не является исключением, обеспокоенность государства в части сохранения своего суверенитета понятна и обоснована. Но вопросы национальной и экономической безопасности приобретают новую окраску и насыщенность.

Классификация угроз и рисков для экономики также требует постоянной корректировки и учета приоритетов развития страны. Одним из основных структурных элементов экономической безопасности является продовольственная безопасность и возможность обеспечения продовольствием населения. Продовольственная безопасность рассматривается сегодня научным сообществом и органами власти, количество работ по этой тематике постоянно увеличивается [1, 2, 3], что подтверждает многоаспектность задачи и отсутствие однозначности ее решения. В большинстве работ, посвященных продовольственной безопасности, она понимается как элемент или составляющая часть экономической безопасности, которая, в свою очередь, трактуется как подсистема национальной безопасности страны. Можно утверждать, что сегодня благодаря усилиям российский ученых сложилась определенная теоретико-методологическая основа для изучения продовольственной безопасности, разработаны модели управления (Крылатых Э.Н., Мазлоев В.З., Таранов, В.Я. Узун и многие другие). Возможность реализации прогностической функции науки существенно возросла, разработаны типологии регионов, сценарии развития ситуации и рекомендации для практического применения [4].

В настоящее время в мировой экономике сформировались и стали устойчивыми качественно новые тенденции. Ослабляются экономические связи между государствами, неоднозначны отношения между странами европейской зоны, вовлеченной в экономические войны и политические конфликты в связи с ситуацией на Украине, санкциями, беженцами из Сирии и другими факторами. К глобализации мировой экономики как основной характеристикой ее развития добавляются новые особенности, отражающие желание стран обеспечить свое население собственными товарами, и в первую очередь - продовольствием.

Стремление страны к самодостаточности по своему экономическому содержанию связано с ослаблением или разрывом сложившихся в процессе глобализации экономических связей. Самодостаточность в сфере обеспечения продовольствием страны (региона) как характеристика экономического субъекта - термин распространенный и очень близкий по содержанию к понятию «импортозамещение». В Российской Федерации отдельные проявления импортозамещения были в 2000 г. как следствия экономического кризиса 1998 года. Позднее, импортозамещение стало естественной реакцией экономической системы на сокращение импорта вследствие мирового экономического кризиса. Снижение импорта в период 1998-1999 гг. достигло почти 50 % и привело к дефициту при стабильном потребительском спросе на продовольствие. Это потребовало активизации собственного сельскохозяйственного производства, но на экстенсивной основе. В 2003 г. в России для ограничения импорта вводились квоты на импорт мяса, что сыграло положительную роль для торможения падения отечественных рынков. Аналогично развивалась ситуация в 2009 г., когда сокращение импорта коснулось большинства продовольственных рынков России: до 60 % снизились поставки растительного масла, сахара - почти на 50 %, мяса птицы - до 20 % и т.д.

В настоящее время можно говорить о высоком уровне продовольственной безопасности, а объемы снижения импорта могут быть покрыты за счет собственного производства или поставок стран, не подпадающих под ограничения. Показатели уровня продовольственной безопасности по основным видам продовольствия находятся на достаточно высоком уровне [3, 5]. По зерну, сахару уровень самообеспеченности страны превышает 100 %. На Первом Всероссийском форуме продовольственной безопасности отмечено, что по основным продуктам питания, которые входят в Доктрину продовольственной безопасности, в 2014 г. достигнут высокий уровень собственного производства. По зерну, сахару, растительному маслу и картофелю фактические уровни продовольственной безопасности выше значений, предусмотренных в Доктрине (по зерну – 98,9% при целевом показателе – 95 %), по молоку - 77,4 % (в Доктрине целевой показатель - 90%); по мясу - 82,3 % (целевой показатель – 85 %); по рыбе – 79,4 % (целевой показатель – 80 %); по пищевой соли – 54,7 % (целевой показатель – 85 %) [6].

Внутренние проблемы российской экономики, связанные с высокой зависимостью от сырьевых отраслей, существенно ограничивают возможности создавать собственные, эффективные производства. По ряду показателей эффективность экономики крайне низка, по уровню производительности труда Россия отстает от стран-лидеров не на проценты, а в разы [7]. Это касается и обеспечения продовольствием собственного производства. Преобладание экстенсивного производства в сельскохозяйственной отрасли, свойственное России прошлого века, сохранилось. Проявлениями такого типа хозяйствования являются опережающий рост выбытия основных фондов, старение материальной базы, усиление морального и физического износа техники, падения плодородия сельскохозяйственных угодий, рост числа убыточных предприятий, низкий уровень заработной платы и производительности труда, недостаток оборотных средств [2].

Выбор политики импортозамещения как стратегической линии, наряду с выраженной возможностью ускорить развитие собственного сельскохозяйственного производства и повысить продовольственную безопасность, может быть ограничено другими факторами. Одним из таких факторов являются планы правительственных органов увеличить экспорт зерна при увеличении уровня потребления мясной и молочной продукции. Специалисты отмечают риск снижения продовольственной безопасности, связанный с невысоким, по сравнению с мировым, уровнем потребления продукции сельского хозяйства на душу населения при росте объемов экспорта зерна [8].

Вхождение России в мировое экономическое пространство и ее все большее вовлечение в мировой торговый оборот привели к невозможности ее полного и одномоментного «отлучения» от мировой экономики. Соответственно, проблема обеспечения продовольственной безопасности не может рассматриваться в отрыве от безопасности других стран. За последние годы при росте объемов российского сельскохозяйственного производства на 3-4 % в год объемы импортных поставок возрастали на 13-14 %. Масштабность процессов и множество факторов затрудняют создание полноценного механизма оценки национальной безопасности России и влечет необходимость актуализации требований к мониторингу экономической, финансовой, продовольственной безопасности с учетом региональных различий [9, 10]. Отдельной задачей является изучение связи факторов с рисками для финансовой системы региона и их влиянием на финансовую безопасность [11].

Литература

  1. Сучкова, Н.А. Импортозамещение в продовольственном секторе России: автореферат дис. … к-та экон. наук / Н.А. Сучкова. – М., 2009.
  2. Копеин В.В. Современные проблемы мониторинга продовольственной безопасности [Текст] / В.В. Копеин // Техника и технология пищевых производств. – 2014. - №4. - С. 158-163.
  3. Мазлоев В., Кцоев А. Построение оптимальной системы распределения субсидий в сельском хозяйстве / Экономика сельского хозяйства России. №2. – 2014. – С. 35-39.
  4. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации: Монография / Под. ред. акад. Э.Н. Крылатых, проф. В.З. Мазлоева. – М.: Инфра-М, - 2015. – с. 239.
  5. Копеин В.В., Филимонова Е.А., Копеин А.В. Региональный фактор в системе экономической безопасности / В.В. Копеин, Е.А. Филимонова, А.В. Копеин // Российское предпринимательство. - 2014. - №14(260). - С. 13-25. DOI: http://dx.doi.org/10.18334/rp.15.14.983
  6. Первый Всероссийский форум продовольственной безопасности получил одобрение премьер-министра и тысяч участников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://форумпродбезопасность.рф/news/?ELEMENT_ID=96, свободный. – Загл. с экрана. (Доступ 5.09.2015).
  7. Медведев Д. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы / Д. Медведев // Вопросы экономики. – 2015. - №10. С. 5-29.
  8. Чистяков Ю.Ф. Продовольственный экспорт в российской империи в XIX- начале XX вв. и социально-экономическое развитие страны: уроки для современной России // Российское предпринимательство. – 2015. - № 2(272). – с. 287-300. – http://www.creativeeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/43/
  9. Копеин, В.В., Филимонова, Е.А. (2015). Импортозамещение как новый элемент в системе продовольственной и экономической безопасности. Российское предпринимательство, 16(18).
  10. Крылатых Э.Н. Продовольственная безопасность в условиях интеграции: тенденции, достижения, угрозы (обзор круглого стола в РАНХиГС) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - №4. – С. 16-19.
  11. Филимонова, Е.А. (2015). Проблемы методологии экономической безопасности в условиях экономического кризиса. Российское предпринимательство, 16(13), 1949-1964. doi: 10.18334/rp.16.13.495

References

  1. Suchkova, N.A. Importozameshchenie v prodovol'stvennom sektore Rossii: avtoreferat dis. … k-ta ekon. nauk [Import substitution in the food sector in Russia. Ref. Phd econ. Sci.]. Moscow, 2009.
  2. Kopein V.V. Sovremennye problemy monitoringa prodovol'stvennoi bezopasnosti [Modern problems of monitoring food security]. Food Processing: Techniques and Technology, 2014, no. 4, pp. 158-163.
  3. Mazloev V., Ktsoev A. Postroenie optimal'noi sistemy raspredeleniia subsidii v sel'skom khoziaistve [Construction of optimum system of distribution of agricultural subsidies ]. Economics of Agriculture of Russia, no.2, 2014, pp. 35-39.
  4. Natsional'naia ekonomika: obespechenie prodovol'stvennoi bezopasnosti v usloviiakh integratsii i globalizatsii: Monografiia / Pod. red. akad. E.N. Krylatykh, prof. V.Z. Mazloeva [The national economy: achieving food security in the context of integration and globalization: monograph. Under the edit. Acad. E.N. Krylatykh, Prof. V.Z. Mazloev ]. Moscow, Infra-M Publ., 2015, 239 p.
  5. Kopein V.V., Filimonova, E.A., Kopein A.V. Regional factor in economic security. Journal of Russian Entrepreneurship, 2014, no. 14(260), pp. 13-25. doi: http://dx.doi.org/10.18334/rp.15.14.983
  6. Pervyi Vserossiiskii forum prodovol'stvennoi bezopasnosti poluchil odobrenie prem'er-ministra i tysiach uchastnikov (First all-Russian Forum of food security received the endorsement of the Prime Minister and thousands of participants) Available at: http:// форумпродбезопасность.рф /news/?ELEMENT_ID=96, free, the title screen. (accessed 5 September 2015).
  7. Medvedev D.A. Novaia real'nost': Rossiia i global'nye vyzovy [The new reality: Russia and global challenges]. Voprosy Ekonomiki, 2015, 10 pp. 5-29.
  8. Chistiakov Y.F. Prodovol'stvennyi eksport v rossiiskoi imperii v XIX- nachale XX vv. i sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie strany: uroki dlia sovremennoi Rossii [Food export to the Russian Empire in the 19th and early 20th centuries. and socio-economic development: lessons for modern Russia ]. Journal of Russian Entrepreneurship, no. 2(272), pp. 287-300. http://www.creativeeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/43/
  9. Kopein, V.V., Filimonova, E.A. Importozameshchenie kak novyi element v sisteme prodovol'stvennoi i ekonomicheskoi bezopasnosti [Import substitution as a new element in the system of the food and economic security]. Journal of Russian Entrepreneurship, 2015, vol. 16, no. 18.
  10. Krylatykh E.N. Prodovol'stvennaia bezopasnost' v usloviiakh integratsii: tendentsii, dostizheniia, ugrozy (obzor kruglogo stola v RANKhiGS) [Food Security under Conditions of Integration: Trends, Achievements, Threats (review of the round table at RANKh and GS)]. Economy of agricultural and processing enterprises, 2013, no. 4, pp. 16-19.
  11. Filimonova, E.A. The problems of economic security methodology in the conditions of economic crisis. Journal of Russian Entrepreneurship, 2015, vol. 16, no. 13, pp. 1949-1964. doi: 10.18334/rp.16.13.495