ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Научная статья
Выпуск: № 1 (32), 2015
Опубликована:
2015/02/16
PDF

Климова Э.Н.

Кандидат экономических наук,

Новосибирский государственный экономический университет экономики и управления «НИНХ»

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация

Императивом современного общества является интеграция процессов глобализации, монополизации и технологизации. Усиление интеграционных процессов в экономике предопределяет смещение приоритетов в предпринимательской активности на маркетинговую и коммуникационную сферы.

Ключевые слова: глобализация, маркетинговые коммуникации, мировая хозяйственная система.

Klimova E.N.

Candidate of  Economics Sciences,

Novosibirsk State University of Economics and Management

GLOBALIZATION: MAIN TRENDS AND COMMUNICATION TOOLS

Abstract

Integration processes of globalization, monopolization and technologization is an imperative of modern society. Strengthening integration processes in economy predetermines shift of priorities in enterprise activity on marketing and communication spheres.

Keywords: globalization, marketing communications, world economic system.

Современное мировое экономическое пространство представляет глобальную систему экономических взаимосвязей и взаимозависимостей, которая охватывает все локальные национальные экономические системы, связанные друг с другом международным разделением труда и различными формами интеграции на уровне производительных сил, политико-правовой надстройки и производственных отношений. Экономика, несмотря на принципиальные противоречия и различия между национальными хозяйствами, взаимообусловлена и представляет собой определенное единство. Это связано с влиянием следующих основных общемировых факторов: глобализацией мирохозяйственных связей и возрастающей инновационной ролью средств массовой информации и коммуникаций.

Императивом современного общества, воздействующим на все области человеческой деятельности, и, прежде всего, на экономическую сферу, является интеграция процессов глобализации, монополизации и технологизации. Данные процессы, взаимодействуя, способствуют коренному изменению современного бизнеса и системы взаимоотношений в нем.

Глобализация дает толчок развитию новейшей экономической теории XXI века. Глобальная экономика может и должна исследоваться как конечная целостная система, все подсистемы которой функционируют и развиваются как системно-структурные элементы глобальной системы. «Современная экономика отличается сложнейшей многоуровневой и полисубъектной системой регулирования. Здесь и все больше набирающее силу и значение глобальное регулирование, осуществляемое глобальными экономическими субъектами, и региональное, и государственное, и корпоративное регулирование» [1].

Экономическая глобализация ведет, с одной стороны, к увеличению масштаба производства, ориентированного на емкий глобальный рынок, с другой - к унификации экономического пространства в виде сближения «правил игры» в хозяйствовании, единообразия в потребительских предпочтениях через доминирование мировых торговых марок. «Формируются новые источники и факторы экономического роста. Но одновременно возникают и серьезные опасения по поводу самого поддержания экономического развития в условиях демонтажа национально-цивилизационного структурирования экономики, не говоря уже о его сбалансированности и гармонизации».

Монополизация мировой экономической системы характеризуется тем, что сегодня ядро интернационального экономического пространства составляют около 500 финансово-промышленных групп транснационального типа. Их суммарные активы оцениваются более чем в 15 млрд. долл. В этих компаниях работает свыше 70 млн. человек. Они ежегодно производят товары и услуги на сумму свыше 7,5 трлн. долл. Транснациональные корпорации (ТНК) фактически контролируют две трети мирового торгового оборота. На их долю приходится более 80% всех патентов на интеллектуальную собственность и лицензий на инновационные технологии и «ноу-хау».

К условиям, обусловленным тенденциями современного развития интернационального экономического пространства, предлагается относить следующее.

Во-первых, обострение внутриотраслевой конкуренции на товарных рынках. Еще недавно, при умеренных различиях между субъектами бизнеса, конкуренция стимулировала небольшие компании к активизации усилий и, следовательно, эффективно способствовала прогрессу национальных экономик.

Сегодня единое коммуникационное и финансовое поле дает возможность любому экономическому субъекту принимать оптимальное производственно-экономическое решение вне зависимости от собственного территориального расположения и удаленности деловых партнеров. Иными словами, экономический разрыв между территориями и экономиками значительно увеличивается [3].

Во-вторых, с прогрессивным развитием единого коммуникационного пространства и финансовых рынков доминирующим становится краткосрочный капитал. Можно сделать вывод, что владельцы и управляющие капиталом получают возможность оперативного и бесконтрольного его перемещения в интернациональной экономической среде. Эта особенность является существенной угрозой равновесию экономических систем.

Еще одним обоснованием этих тенденций является то, что традиционные технологические решения в производственной сфере требуют значительного времени окупаемости в сравнении с теми, в которое готов инвестировать спекулятивный капитал. Исключением, для которого «короткие» спекулятивные инвестиции оказываются эффективными, являются сами коммуникационные технологии. Итак, этот фактор определяется бурным развитием современных коммуникационных технологий и возможностью использования спекулятивного капитала в качестве производительного.

В-третьих, наряду с увеличением мобильности капитала отмечается значительное увеличение мобильности других видов ресурсов, и прежде всего, трудовых. С бурным развитием информационных ресурсов и процессов глобализации сам труд приобретает качественно новый характер. Труд все в большей степени становится творческим. Отчуждения от человека его рабочей силы не происходит, потому что с приданием труду инновационно-творческого характера, такое отчуждение по существу становится технически и технологически невозможным. Результативность труда увеличивается и за счет масштабного использования коммуникационных технологий [4].

Научно-технический прогресс обусловливает значительный рост объемов производства товаров и услуг. Интенсивный рост производства сопровождается все большим уровнем его специализации, повышением роли тех рынков, которые делают проще и оперативнее процессы обмена продуктами и распространения инновационных технологий.

Продолжающийся процесс лавинообразного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых технологий продолжает свое победоносное шествие. Глобализация – обозначила победу капитала и информационной свободы над национальными интересами, создание транснациональных систем. Будучи тесно связанной с капиталами и технологиями, глобальная экономика означает, что сырье, вооружение, товары первичной индустриальной переработки не могут характеризовать страну как ее участницу. Вес стран в глобальной экономике формируется высокотехнологичными и информационно емкими технологиями или продуктами, занимающими преобладающий объем на рынке или монопольно представленными на нем.

Глобализация обрекает компании и общество на глобальную конкуренцию: рынки, организации, языки, культуры больше не защищены стенами, границами, языковыми барьерами. Глобализация делает доступным все мировые ресурсы – от природных до технологических и интеллектуальных, – что во много раз ускоряет развитие и увеличивает возможности для компаний любого уровня.

Среди основных трендов глобализации мы выделим основные, наиболее заметные в ниши дни.

«Мир путешественников»: более 71 % жителей Евросоюза путешествуют ежегодно. Это меняет отношение к глобальным брендам, формирует новые потребности и разрушает стереотипы. В апреле 2010 года аудитория сектора туризм в Рунете составила 907 тысяч посетителей.

Глобализация открывает возможность «компаниям без адреса» – это возможность реализации стратегий производства на низких рынках и продажи на высоких. Компании могут, подобно lego, разбираться на блоки и находиться там, где это наиболее выгодно. Например, в Лондоне много представительских офисов только для корреспонденции.

Происходит глобальное проникновение рынков: технологизация и глобализация снимают рыночные барьеры и дают возможность торговым маркам  и компаниям обращаться к человеческим общностям вне границ и территориальных ограничений.

Продолжается расслоение компаний на глобальные и мелкие. В 2007 году Coca-Cola владела 13 заводами в России, а ранее купила производство «Мултона» - второго по величине производителя соков. Любой игрок, достигший размера среднего бизнеса будет поглощен более крупным конкурентом. «Среднички» уходят и продолжается поляризация бизнеса на «всемировые» и нишевые локальные компании. В мировом масштабе Индия и Китай начинают переопределять требования к производству и издержкам.

Новый подход к сегментации: горизонтальная социально-демографическая сегментация теряет актуальность. До времен появления Интернета у человечества было немного шансов объединиться в негеографические племена. «Неоплемена» и общности становятся более надежным основанием для формирования стратегии бренда. В настоящее время возможность образовывать связи не ограничена географическими пределами. Люди имеют возможность объединяться в сообщества на основании личных интересов и выбора в социальных сетях. И это касается не только свободного времени, но и работы. Количество времени непосредственного общения сокращается, а общение в сообществах и соцсетях увеличивается. Причем, создать неоплемена легко – главное найти ценную, стоящую и работающую идею.

Активное проникновение на глобальные рынки вынуждает компании искать для своих брендов универсальные глобальные метафоры, понятные всем, актуальные вне истории, культуры и территориальной принадлежности (яблоко, солнце).

Стирание границ и «беспредел» позиционирования как один из трендов глобализации породил товары и услуги с идентичным решение проблем, например, «Мевакор» (лекарство) и «Данакор» (йогурт) снижают уровень холестерина.

Глобальный найм: наступила эра глобальной конкуренции специалистов, которые будут концентрироваться в «креативных городах».  Компания Сisco имеет около 10 тыс. сотрудников по всему миру, нанятых в системе «home offise». Дополняется это направление развитием синтетических глобальных языков: более 1,5 млрд. людей в мире говорят на английском языке и столько же изучают его. 1,3 млрд. носителей китайского языка и бурное развитие экономики вынуждают Запад и Россию учить китайский язык.

Спецификой экономического развития в современных экономических условиях является интеграция сферы услуг и сферы материального производства. В инновационных технологиях инновационной экономики услуги и овеществленные продукты практически неразделимы.

Тенденции к революционному преобразованию технологий, прежде всего, информационных, предопределяют усиление влияния процессов глобализации и монополизации. Научно-технический прогресс делает возможным и необходимым производство продуктов рыночной новизны, а новые информационные ресурсы способствуют включению в коммуникационный процесс населения подавляющего большинства стран мира.

Литература

  1. Чабанов В.Е. Экономика XXIвека, или Третий путь развития. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 752 с.
  2. Малков Л. Некоторые черты «новой экономики»: взгляд с близкого расстояния // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. - № 12. - С. 16-20.
  3. Нюренбергер Л.Б., Климова Э.Н. Профайлинг как инновационный инструмент маркетинга отношений // В мире научных открытий. – Красноярск. – 2013. – №8.1 (44), с.185-198.
  4. Архипов А.Е., Таскаев Е.Н. Маркетинговые коммуникации в эпоху глобализации и унификации // Российское предпринимательство. – 2011. - №1 (выпуск 2). – С. 90 – 94.
  5. Климова Э.Н., Климова Т.В. Х-people: новый тип потребителя или новая ценность // Креативная экономика. – 2014. – №4 (88), с.34-41.

References

  1. Chabanov V.E. Jekonomika XXI veka, ili Tretij put' razvitija. – SPb.: BHV-Peterburg, 2007. – 752 s.
  2. Malkov L. Nekotorye cherty «novoj jekonomiki»: vzgljad s blizkogo rasstojanija // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. – 2001. - № 12. - S. 16-20.
  3. Njurenberger L.B., Klimova Je.N. Profajling kak innovacionnyj instrument marketinga otnoshenij // V mire nauchnyh otkrytij. – Krasnojarsk. – 2013. – №8.1 (44), s.185-198.
  4. Arhipov A.E., Taskaev E.N. Marketingovye kommunikacii v jepohu globalizacii i unifikacii // Rossijskoe predprinimatel'stvo. – 2011. - №1 (vypusk 2). – S. 90 – 94.
  5. Klimova Je.N., Klimova T.V. H-people: novyj tip potrebitelja ili novaja cennost' // Kreativnaja jekonomika. – 2014. – №4 (88), s.34-41.