ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВOДOOХРАННЫХ ЗОН И НЕКОТОРЫЕ ИХ РЕШЕНИЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.54.045
Выпуск: № 12 (54), 2016
Опубликована:
2016/12/19
PDF

Лисицын П.В.

ORCID: 0000-0002-4595-3804, Аспирант кафедры «Инженерная геодезия», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет»

ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВOДOOХРАННЫХ ЗОН И НЕКОТОРЫЕ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы, связанные с определением ширины вoдooхранных зон озер. Показаны существующие подходы к их определению. Рассмотрены преимущества и недостатки этих подходов. Отмечается отсутствие единой методики определения ширины вoдooхранных зон; не учитывается влияние гидрогеологических, гидрологических и других факторов, влияющих на ее ширину. Подчеркивается необходимость разработки методики определения ширины вoдooхранных зон с учетом неоднородности грунтов прибрежной зоны, площади озер и степени их водообмена.

Ключевые слова: вoдooхранная зона, озера северо-запада, экологическое состояние озер, водный кодекс, определение ширины вoдooхранных зон, размер вoдooхранной зоны.

Lisitsyn P.V.

ORCID: 0000-0002-4595-3804, Postgraduate student, Saint-Petersburg Mining University

ISSUES OF DEFINITION OF WATER PROTECTION ZONES AND SOME OF THEIR SOLUTIONS

Abstract

In the article the questions, connected with determination of the width of water protection zones of lakes. The existing approaches to their definition. The advantages and disadvantages of these approaches. There is a lack of a uniform methodology for determining the width of water protection zones; is not taken into account the influence of hydrogeological, hydrological and other factors affecting its width. Stresses the need to develop methods for determining the width of water protection zones, taking into account the heterogeneity of the soil of the coastal area, area of lakes and the degree of water exchange.

Keywords: water protection area, lake of the Northwest, the ecological status of lakes, water code, determination of width of water protection zones, water protection zones size.

В настоящее время в Российской Федерации достаточно остро стоит вопрос определения ширины водоохранных зон (далее ВЗ) водных объектов. С начала 90-х годов неоднократно менялось законодательство, и соответственно, менялись правила определения и установления ВЗ.

Согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ), водоохранной зоной являются территории, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира [1]. Однако, анализируя положения ВК РФ, принятого в 2006 году, можно сделать вывод, что, по сравнению с ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 1996 года «Об утверждении Положения о ВЗ водных объектов и их прибрежных защитных полосах» (далее Постановление) с точки зрения улучшения экологического состояния водных объектов – сделан резкий шаг назад (таблица 1).

Таблица 1 – Размеры водоохранных зон озер

  Постановление Правительства РФ №1404 от 23 ноября 1996 г. Водный Кодекс РФ №74-ФЗ от 03.06.2006
Ширина ВЗ озер в зависимости от площади, м
Менее 0,5 кв.км. 300 м Не установлена
От 0,5-2 кв.км. 300 м 50 м
Более 2 кв.км. 500 м 50 м

Анализ данных таблицы 1, показывает, что действующий ВК РФ значительно расширяет возможности использования территорий ВЗ лицам, ранее нарушавшим установленные требования. Водоохранная зона является буфером между водным объектом и территориями, подвергающихся загрязнению, однако состояние источников централизованного питьевого водоснабжения в Северо-Западном Федеральном округе остается неудовлетворительным. К примеру, в республике Карелия доля “нестандартных” проб по санитарно-химическим и микробиологическим показателям составляет соответственно 47,6 % и 4,0 % [2, С.128].

Согласно пункту 2 Постановления, размеры и границы ВЗ и прибрежных защитных полос определялись с учетом следующих показателей: физико-географические, почвенные, гидрологические и другие условия, учитывая прогноз изменений положения береговой линии [6]. В настоящее время данный пункт утратил силу, поэтому ширина ВЗ озер определяется в зависимости от площади водного объекта. Следовательно, ширина ВЗ озер имеет единое значение по всей границе водного объекта - она не имеет минимального и максимального размеров, что является не правильным для озер на территории нашей страны.

В настоящее время не существует утвержденных государственными органами методик определения ширины ВЗ, поэтому, И.В. Жерелиной [3, C. 1-3] были рассмотрены три подхода, которыми пользуются научные и проектные организации для решения поставленного вопроса:

  • Нормативно-правовой подход

Подразумевает установление водоохранных зон, основываясь на утвержденных федеральных нормативах – ВК РФ, то есть ВЗ устанавливаются в зависимости от площади озер. Недостатки данного подхода: не учитывается региональная специфика; не предусматривается разработка проектной документации; не учитывается рельеф, особенности хозяйственного использования территорий (характер застройки), а также гидрологический режим водных объектов.

  • Формализованный подход

Как и нормативно-правовой подход, основывается на утвержденной нормативно-правовой документации, однако в данном подходе учитываются ранее разработанные методические указания, в настоящее время утратившие свою силу. Недостатки данного подхода: определение ширины ВЗ озер в зависимости лишь от площади акватории не рационально с генетических позиций; не учитывается природная обстановка территории; уход за состоянием водных объектов осуществляется только для нормативно утвержденных территорий. Но у данного подхода имеются и свои плюсы: размеры водоохранных зон хоть и незначительно, но корректируется в зависимости от поверхностного уклона прилегающей территории и особенностей ее застройки.

  • Ландшафтно-гидрологический подход

В данном подходе учитываются методические рекомендации Министерства Природных Ресурсов Российской Федерации и определенные законодательством нормативы. К преимуществам следует отнести: учет совокупности взаимосвязей гидрологических процессов в ландшафтах; ведение корректировки границ ВЗ с учетом застройки территории, естественных и искусственных рубежей и препятствий.

Каждый подход имеет право на существование, однако ландшафтно-гидрологический подход в большей степени затрагивает влияние природных факторов на состояние озер. Также, на наш взгляд, одним из главных показателей, который необходимо учитывать при определении ширины ВЗ озер – степень проницаемости грунтов прибрежной территории.

В границах ВЗ существует запрет на некоторые виды деятельности, однако нередко на прибрежных территориях расположены склады удобрений, гаражи, заправочные станции, склады ядохимикатов, а также несанкционированные свалки [4, С. 12]. В связи с этим, на водосборной площади сосредоточены все источники загрязнения подземных и поверхностных вод. Загрязненные воды в большей степени достигают водного объекта путем их неконтролируемого поступления – это приводит к ухудшению качества вод. Загрязняющее вещество, с плотностью большей, чем у воды, постепенно просачивается в грунтовом потоке, и направляется в сторону водного объекта по водоносному горизонту [7, С. 24]. Стоит заметить, что поверхностные воды составляют единую систему с подземными водами, и они нуждаются в охране и рациональном их использовании. В связи с этим, определение и установление обоснованных размеров ВЗ для водных объектов является важным звеном в предотвращении загрязнений вод.

Нами было проведено изучение на модели характера фильтрации через различные грунты различных флюидосодержащих веществ [5]. С использованием программного комплекса ModFlow была разработана цифровая модель движения загрязняющих веществ в разных грунтах до условного озера, и была получена скорость проникновения загрязнений в озеро.

С помощью модели была рассмотрена степень проницаемости грунтов с различным гранулометрическим составом при поступлении в них загрязняющих веществ различной вязкости (рис. 1).

02-12-2016-15-38-45

Рис.1. - Зависимость проницаемости загрязняющих веществ через тип грунта: песок

Результаты моделирования показали хорошую корреляцию с граничными показателями ширины водоохранных зон. Так, ширина, определяемая ВК РФ, вполне объясняется результатом моделирования. Максимальная же варьирует в пределах 200-250 метров, что является близким значением для озер, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение.

Одним из важных моментов при определении границ ВЗ является выявление расположения береговой линии, от которой отмеряется водоохранная зона. В настоящее время береговая линия определяется по среднему значению уровня воды за длительный промежуток времени. Однако, на наш взгляд необходимо учитывать ширину зоны затопления водного объекта во время половодий, так как земли, находящиеся за пределами периодически затапливаемой водоохранной зоны, отмеряемой от среднемноголетнего уровня вод, в нее не включаются. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно устанавливать водоохранную зону от максимальной отметки уровня воды на прибрежной территории конкретного водного объекта.

Отечественные авторы неоднократно затрагивали вопросы определения ширины ВЗ, и предлагали свои проекты и методики, однако, ни одна из них не утверждена. Данный вопрос требует тщательной проработки, так как направлен на совершенствование одного из важнейших механизмов улучшения экологического и санитарно-гигиенического состояния озер, а также их гидрологического режима. Для решения поставленного вопроса необходимо внести в Водный Кодекс ряд изменений: учет степени проницаемости грунтов прибрежной территории при расчете ширины водоохранной зоны, учет степени водообмена водного объекта, прогноз изменения береговой линии озера. Необходимо положение о расчете ВЗ, а не нормативном установлении их границ, исходя из площади акватории. Также, следует расширить перечень ограничений хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон.

Список литературы / References

  1. Российская Федерация. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 74-ФЗ: [принят Гос. Думой 03 июня 2006 г.: одобр. Советом Федерации 26 мая 2006 г.]. – М., 2006.
  2. Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Карелия в 2015 году / Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. – Петрозаводск: ООО «Два товарища», 2016. – 300 с.
  3. Жерелина И. В. Проектирование вoдooхранных зони прибрежных защитных полос водных объектов / И. В. Жерелина и др. // Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2006. – № 3. – С. 52-59.
  4. Кочарян А. Г. Барьерная роль вoдooхранных зон при перехвате загрязняющих веществ с водосбора / А. Г. Кочарян и др. // Вoдooхранные зоны: опыт практического применения и целесообразность развития: сб. статей. – М., 2006. – С. 10-23.
  5. Лисицын П. В. Оценка влияния проницаемости грунтов на ширину вoдooхранных зон / П. В. Лисицын. // Международный научно-исследовательский журнал. – Екатеринбург. – 2016. – № 7 (49). – 154-156.
  6. Российская Федерация. Об утверждении Положения о вoдooхранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах: Постановление правительства РФ № 1404: [принят 23 ноября 1996 г.]. – М., 1996.
  7. Шестаков В. М. Основы гидрогеологических расчетов при фильтрации из хранилищ промышленных стоков / В. М. Шестаков. – М.: Изд. ВОДГЕО, 1961. - 100 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Rossijskaja Federacija. Vodnyj kodeks Rossijskoj Federacii [Russian Federation. Water code of the Russian Federation: Federal law No. 74-FZ]: federal law: accepted by State Duma on June 3, 2006: approved by the Federation Council on May 26, 2006. – Moscow, 2006 [in Russian].
  2. Gosudarstvennyj doklad o sostojanii okruzhajushhej sredy Respubliki Karelija v 2015 godu [State report on the state of environment of the Republic of Karelia in 2015] / Ministerstvo po prirodopol'zovaniju i jekologii Respubliki Karelija [The Ministry of nature resources and ecology of the Republic of Karelia]. – Petrozavodsk: Ltd «Dva tovarisha», 2016. – 300 p.
  3. Zherelina I. V. Proektirovanie vodoohrannyh zon i pribrezhnyh zashhitnyh polos vodnyh obektov [Design of water protection zones and coastal protective strips of water objects] / I. V. Zherelina and others // Ispol'zovanie i ohrana prirodnyh resursov v Rossii [The use and protection of natural resources in Russia]. – 2006. – № 3. – P. 52-59. [in Russian]
  4. Kocharjan A. G. Bar'ernaja rol' vodoohrannyh zon pri perehvate zagrjaznjajushhih veshhestv s vodosbora [Barrier role of water protection zones in intercepting pollutants from the catchment area]/ A. G. Kocharjan and others // Vodoohrannye zony: opyt prakticheskogo primenenija i celesoobraznost' razvitija: sb. Statej [Riparian zones: the experience of practical application and expediency of development: collection of articles]. – M., 2006. – P. 10-23. [in Russian]
  5. Lisitsyn P. V. Ocenka vlijanija pronicaemosti gruntov na shirinu vodoohrannyh zon [Estimation of the effect of soil permeability on the width of water protection zones] / P. V. Lisitsyn. // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal [International research journal]. – Ekaterinburg, 2016. – № 7 (49). – P. 154-156. [in Russian]
  6. Rossijskaja Federacija. Ob utverzhdenii Polozhenija o vodoohrannyh zonah vodnyh obektov i ih pribrezhnyh zashhitnyh polosah [About approval of Provisions on water protection zones of water objects and their coastal protection strips]: accepted by regulation of the government of the Russian Federation November 23, 1996. – M., 1996. [in Russian]
  7. Shestakov V. M. Osnovy gidrogeologicheskih raschetov pri fil'tracii iz hranilishh promyshlennyh stokov [The basis of the hydrogeological calculations for filtering of the industrial effluents storage] / V. M. Shestakov. – Moscow : Publ. VODGEO, 1961. - 100 p. [in Russian]