ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ОСЕТИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Научная статья
Выпуск: № 6 (37), 2015
Опубликована:
2015/07/15
PDF

Зюзина Н.Г.

Аспирант кафедры теории и истории культуры, Краснодарский государственный университет культуры и искусств

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ОСЕТИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Аннотация

В статье рассмотрены основные тенденции и особенности национальной культурной традиции осетинского народа через призму творчества некоторых современных осетинских художников, а также главные сюжеты традиционного осетинского орнамента.

Ключевые слова: традиция, национальное искусство, традиционность.

Zyuzina N.G.

 Postgraduate student, Krasnodar State University of Culture and Arts

TRADITION AND INNOVATION IN THE WORK OF CONTEMPORARY OSSETIAN ARTISTS

Abstract

The article describes the main trends and characteristics of national cultural traditions of the Ossetian people through the prism of creativity of some contemporary artists Ossetian, as well as the main themes of the traditional Ossetian ornament.

Keywords: tradition, national art, traditional.

Культурное наследие каждого народа содержит огромный опыт и идеи, обогащающие художественную жизнь многих поколений.

Национальная культурная традиция – важнейшая составляющая художественной этнической самобытности народа, поэтому исследование национальных культурных традиций, искусства плодотворно сказывается на развитии современного искусства. Положительное влияние заключается и в большом потоке научной информации, содержащей разнообразные сведения о бытовом укладе, национальных традициях, культуре данного народа.

В современном народном искусстве существует множество проблем, и можно с уверенностью сказать, что самые неоднозначные, сложные и наиболее часто обсуждаемые – это проблемы традиций и новаторства[1]. Исследование народного искусства приобретает особую актуальность в наши дни, так как оно всё ещё тесно связано с повседневной жизнью народа[2].

Традиционность является общепризнанной особенностью народного искусства. Однако в обширной литературе, посвящённой исследованию фольклора, народных промыслов отсутствует определение понятия «традиция»[3]. Некоторые учёные определяют традиционность народного искусства как устойчивость, преемственность, древность образов, приёмов, форм (В. М. Василенко, В. С. Воронов, Т. М. Разина)[4].

В действительности в культуре, особенно в народной художественной, традиции являются двигателем прогресса, естественными чертами жизнедеятельности народа, так как они отбираются, развиваются, сохраняются. Традиции – это не что-то косное, застывшее, пережитое. В них заложено единство прошлого, настоящего и будущего.

Традиция – понятие многослойное. Традиции пронизывают все явления жизни, быта, производства, экономики, культуры, искусства, в каждой сфере обладая своей спецификой в содержании и формах проявления. Традиции в каждой сфере человеческого бытия имеют различные проявления, а в народном искусстве эти проявления особенно интересны своей характерностью. В творчестве профессионального художника традиционность зависит от особенностей личности творца. Дело в том, что традиции зачастую не выражаются во внешних заимствованиях, они прослеживаются лишь в основных тенденциях развития творческого пути художника. Иногда художник обращается к традициям сознательно, по-своему интерпретирует их[5].

Употребление термина «применение» или «использование» традиций в корне неверно, так как традиции нельзя «использовать», то есть нельзя пользоваться ими как чем-то временным, выборочным. К традициям можно лишь обращаться, но их также необходимо осваивать и развивать. Если следовать приёмам традиционного искусства лишь с формальной точки зрения, то это может привести к внешнему подражанию, стилизации, штампу, и, как следствие, к вырождению. Традиции (особенно в изобразительном искусстве) направляют художников к творческим открытиям и личным достижениям в их деятельности[6].

В данном случае нас интересуют национальные культурные традиции осетинского народа. Традиционность осетинской художественной культуры является её основной особенностью, так как осетины – один из древнейших народов Северного Кавказа. Анализ преемственности культурных (в частности художественных) традиций представляется нам весьма актуальным, как в теоретическом, так и в прикладном плане. Эта актуальность объясняется жизнеспособностью и важностью такого уникального и самобытного явления в современном осетинском искусстве как национальное художественное искусство, нашедшее яркое выражение в декоративно-прикладном творчестве, а также в творчестве художников и скульпторов, обращающихся к богатейшему культурному наследию осетинского народа.

Это, прежде всего такие художники как Олег Цхурбаев, который в своём творчестве опирается на богатые традиции древнего искусства своего народа, его произведения национальны, как естественный плод творчества художника-осетина. Остросовременные по форме, стилистике произведения художника в то же время глубоко самобытны, и в них присутствует философское начало. Скульптурные произведения Руслана Тавасиева  обращены к истокам национальной скульптуры, а пластика Заурбека Дзанагова опирается на корневую основу народной осетинской скульптуры.

По словам осетинского художника Лазаря Гадаева, «никогда нельзя сказать, что кто-то до конца освоил народную традицию. У меня это соприкосновение и постижение так или иначе происходит всё время: …когда я снова и снова возвращаюсь к национальной мифологии… Это бесконечный, хотя и очень цельный мир. Десятилетия я соприкасаюсь с осетинским эпосом. Он прежде всего концентрирует силу народного духа. В мифологии, в её олицетворении, ритмах и красках много такого, что оказывает влияние на мои замыслы, дисциплинирует, укрепляет язык моей пластики»[7]. Творческий стиль художника Магреза Келехсаева сложился давно. В его полотнах чувствуется «дыхание осетинской жизни»[8].

Заслуженный художник России Шалва Бедоев, глубоко постигающий историю своего народа, в фольклоре находит своеобразное взаимодействие с чувствами и мыслями, волнующими современного человека; живописец переносит эту перекличку на свои полотна. А творчество Юрия Абисалова, хотя и можно отнести к авангарду, однако по форме глубоко народно, так как художник, по его выражению, «…ничего не изобретает, а пользуется богатством народных образов, типажей…»[9].

Среди осетинских художников, черпающих вдохновение в наследии народной художественной культуры, нельзя не упомянуть народного художника и заслуженного деятеля культуры РЮО, орнаменталиста Бориса Николаевича Багаева. В октябре 2010 года по решению Издательской комиссии Государственного комитета информации, связи и массовых коммуникаций РЮО, в издательстве «Республика» вышло подарочное издание «Осетинский орнамент»[10]. Работы Багаева – это осетинский орнамент, который уже трудно назвать прикладным, так как это искусство в работах художника возведено в ранг изобразительного. Создание ярких орнаментальных форм с зооморфными, растительными, геометрическими мотивами – главное направление творчества художника. В каждой его работе присутствует богатое многообразие сюжетов, неповторимое образное мышление, удивительный мир фантазии, состоящий из символов[11].

В Осетии единицы профессиональных художников и даже мастеров-любителей, которые продолжают работать в русле традиций многовековой истории национального осетинского орнамента. В орнаментах Бориса Багаева прослеживаются традиции скифского, аланского прикладного искусства, а также много новых элементов, «изысков», которые свидетельствуют о яркой творческой индивидуальности художника-орнаменталиста. Материал Багаев использует разнообразный: обычные – перо и тушь, при оформлении панно – цветной бисер, маковые зёрна, бусинки, ракушки, семечки, пуговицы и другой не совсем привычный материал. Будучи ещё совсем юным, Борис Багаев имел ценный опыт общения с величайшим осетинским художником Махарбеком Тугановым. Мастер кисти Туганов открыл для будущего орнаменталиста путь к вершинам творчества, обратив внимание на его каллиграфический почерк.

Однако, несмотря на богатство фантазии, талант художника долгие годы оставался известным лишь узкому кругу его друзей. После получения диплома филолога, Борис Николаевич работал в редакции газеты «Советон Ирыстон», успешно совмещая две творческие профессии: художника-каллиграфиста и журналиста. Он занимался художественным оформлением газеты.

Первая большая выставка работ Бориса Багаева прошла в Цхинвале, в 1994-м году. Она была посвящена 70-летию художника-самородка. Искусствоведы отмечали, что художнику удалось создать новый стиль осетинского национального орнамента, несмотря на то, что осетинское прикладное искусство существует уже тысячелетия и имеет насыщенную, ярчайшую историю. По словам Бориса Николаевича, использование зооморфных мотивов в прикладном искусстве лежит в основе традиционного подхода к творчеству. Дело в том, что темы таких животных как тур, олень в древней культуре (не только в изобразительном и прикладном искусстве) осетинского народа были чрезвычайно развиты. Форма рогов этих животных – основа национального орнамента. Личностный подход, фантазия художника, индивидуальное видение – вот от чего зависит способ стилизации национального орнамента.

Особенность стиля Багаева – мирное сосуществование и даже переплетение в одной работе элементов традиционного древнего орнамента и чего-то современного, нового, то есть элементов, ранее не встречавшихся в работах народных осетинских мастеров прикладного искусства. В произведениях этого художника заметно влияние орнаментов кобанской, скифо-сарматской культур. Но орнаменты художника – это не слепое следование традиционным древним сюжетам, его работы лишь максимально приближены к народному искусству Осетии, так как содержат большое количество элементов древнейшей культуры осетинского народа[12].

Осетинскому орнаменту более трёх тысяч лет. Васо Абаев писал, что сохранённое осетинским народом до наших дней традиционное искусство «не более как руины и фрагменты», но даже они удивляют своей мощью. Можно представить каково было действительное богатство творчества в скифо-сарматской культуре[13].

Можно отметить несколько фундаментальных исследовательских работ, посвященных осетинскому орнаменту: монография Аслангирея Хохова «Осетинские орнаменты» (1932), его же, в соавторстве с К. А. Берладиной «Осетинский народный орнамент» (1948), фундаментальный труд Б. и Р. Андреевых «Осетинский орнамент». Тема осетинского орнамента нашла освещение в работах учёных-этнографов: Л. Чибирова, Б. Калоева, А. Магометова, О. Малтызова. В 1992 году вышла в свет книга «Орнаменты горной Осетии» археолога Руслана Дзаттиаты[14].

Традиционный орнамент самым естественным образом вбирает в себя духовный опыт многовековой культурной традиции, именно поэтому орнамент является важным элементом культуры народа. Народные мастера орнаментальными узорами пытались передать мифологические представления о мире с помощью глубинной символики. Народный орнамент – это не только элемент декоративно-прикладного искусства, доставляющий эстетическое наслаждение, это своего рода артефакт, имеющий символическое значение, так как он сохраняет и отражает специфическое мировосприятие народа, которое формировалось на протяжении становления самого этноса. Поэтому небезосновательно будет утверждать, что народный традиционный орнамент – «очевидец» зарождения народного самосознания, ритуала, мифа.

Сюжеты традиционного осетинского орнамента образами и пластикой передают своему реципиенту мировоззрение традиционного осетинского общества, универсальную модель мира, которая связана с религиозной символикой осетинского народа. Орнаментальные узоры украшали праздничную одежду, предназначенную для особых случаев, дом, домашнюю утварь, даже могильные памятники, то есть всё то, что окружало человека на протяжении всей его жизни.

Такие архаические сюжеты как, Мировое древо, астральные знаки, символы загробной жизни,  образ женского начала – самые консервативные, они наиболее статичны на протяжении всего существования осетинского традиционного орнамента по причине своей священности и ритуальной обозначенности. Именно в этих сюжетах прослеживаются так называемые «мировоззренческие коды народа»[15].

[1] Декоративное искусство СССР. 1959. № 11; 1960, № 3-6, 8, 10-12; 1961, № 7.

[2] Декоративное искусство СССР. 1975. № 8; 1978. № 8.

[3] Чичеров В. И. Вопросы теории и истории народного творчества. М., 1959; .Гусев. В. Е Эстетика фольклора. Л., 1967; .Богатырев. П. Г Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

[4] Воронов В. С.. О крестьянском искусстве. М., 1972; .Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х –Х Х вв. М., 1974; Разина Т. М.. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. М., 1970.

[5]   Пунин Н. Н. Русское и советское искусство. М., 1976. С. 63.

[6] Богуславская И. Я.. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов: Сборник статей Л.:, 1981.

[7] Цит. по Живопись. Графика. Скульптура. Иллюстрированный  альбом. Владикавказ, 2000. С. 42.

[8] Там же. С. 26.

[9] Там же. С. 2.

[10] Харебов Б. Блеск и великолепие осетинского орнамента. Газета Республика//http:// respublikarso.org›books…osetinskogo-ornamenta.html

[11] Мир орнамента Бориса Багаева //http://pyxc.ru›236-mir-ornamenta-borisa-bagaeva.html

[12] Дзагоева Р. Музыка кисти Бориса Багаева.//http://osinform.ru›17329-muzyka-kisti-borisa-bagaeva.html

[13] В. Цагараев (Из книги «Искусство и время». – Владикавказ: «Ир», 2003.). Осетинский орнамент. Орнамент в традиционной культуре. Свидетель рождения мифа.//http://anaharsis.ru›semiot/ornam/orn_1.htm

[14] Дзагоева Р. Музыка кисти Бориса Багаева.//http://osinform.ru›17329-muzyka-kisti-borisa-bagaeva.html

[15] В. Цагараев (Из книги «Искусство и время». – Владикавказ: «Ир», 2003.). Осетинский орнамент. Орнамент в традиционной культуре. Свидетель рождения мифа.//http://anaharsis.ru›semiot/ornam/orn_1.htm

Литература

  1. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
  2. Богуславская И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей – Л.: Издательство: «Художник РСФСР», 1981. [Электронный ресурс] URL: http://ru›lit014.html (дата обращения: 24.01.2015)
  3. Василенко В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. М., 1974.
  4. Воронов В. С. О крестьянском искусстве. М., 1972.
  5. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л., 1967.
  6. Декоративное искусство СССР. 1959. № 11; 1960, № 3-6, 8, 10-12; 1961. № 7; 1975. № 8; 1978. №8 .
  7. Дзагоева Р. Музыка кисти Бориса Багаева. [Электронный ресурс] URL: http://osinform.ru›17329-muzyka-kisti-borisa-bagaeva.html (дата обращения: 24.01.2015)
  8. Живопись. Графика. Скульптура. Иллюстр. альбом. Мин-во к-ры РСО-Алания. Союз худ-в РСО-Алания. – Владикавказ: Галерея «Ир-Арт», 2000.
  9. Мир орнамента Бориса Багаева. [Электронный ресурс] URL: http://pyxc.ru›236-mir-ornamenta-borisa-bagaeva.html (дата обращения: 24.01.2015)
  10. Пунин Н. Н. Русское и советское искусство. М., 1976.
  11. Разина Т. М. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства. М., 1970.
  12. Харебов Б. Блеск и великолепие осетинского орнамента. Газета Республика. [Электронный ресурс] URL: http://org›books…osetinskogo-ornamenta.html (дата обращения: 24.01.2015)
  13. В. Цагараев (Из книги «Искусство и время». – Владикавказ: «Ир», 2003.). Осетинский орнамент. Орнамент в традиционной культуре. Свидетель рождения мифа. [Электронный ресурс] URL: http://ru›semiot/ornam/orn_1.htm (дата обращения: 24.01.2015)
  14. Чичеров В. И. Вопросы теории и истории народного творчества. М., 1959.

References

  1. Bogatyrev P. G. Voprosy teorii narodnogo iskusstva. M., 1971.
  2. Boguslavskaja I. Ja. Problemy tradicij v iskusstve sovremennyh narodnyh hudozhestvennyh promyslov. Tvorcheskie problemy sovremennyh narodnyh hudozhestvennyh promyslov. Sbornik statej – L.: Izdatel'stvo: «Hudozhnik RSFSR», 1981. [Jelektronnyj resurs] URL: http://ru›lit014.html (data obrashhenija: 24.01.2015)
  3. Vasilenko V. M. Narodnoe iskusstvo. Izbrannye trudy o narodnom tvorchestve H-HH vv. M., 1974.
  4. Voronov V. S. O krest'janskom iskusstve. M., 1972.
  5. Gusev V. E. Jestetika fol'klora. L., 1967.
  6. Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1959. № 11; 1960, № 3-6, 8, 10-12; 1961. № 7; 1975. № 8; 1978. №8 .
  7. Dzagoeva R. Muzyka kisti Borisa Bagaeva. [Jelektronnyj resurs] URL: http://osinform.ru›17329-muzyka-kisti-borisa-bagaeva.html (data obrashhenija: 24.01.2015)
  8. Zhivopis'. Grafika. Skul'ptura. Illjustr. al'bom. Min-vo k-ry RSO-Alanija. Sojuz hud-v RSO-Alanija. – Vladikavkaz: Galereja «Ir-Art», 2000.
  9. Mir ornamenta Borisa Bagaeva. [Jelektronnyj resurs] URL: http://pyxc.ru›236-mir-ornamenta-borisa-bagaeva.html (data obrashhenija: 24.01.2015)
  10. Punin N. N. Russkoe i sovetskoe iskusstvo. M., 1976.
  11. Razina T. M. Russkoe narodnoe tvorchestvo. Problemy dekorativnogo iskusstva. M., 1970.
  12. Harebov B. Blesk i velikolepie osetinskogo ornamenta. Gazeta Respublika. [Jelektronnyj resurs] URL: http://org›books…osetinskogo-ornamenta.html (data obrashhenija: 24.01.2015)
  13. V. Cagaraev (Iz knigi «Iskusstvo i vremja». – Vladikavkaz: «Ir», 2003.). Osetinskij ornament. Ornament v tradicionnoj kul'ture. Svidetel' rozhdenija mifa. [Jelektronnyj resurs] URL: http://ru›semiot/ornam/orn_1.htm (data obrashhenija: 24.01.2015)
  14. Chicherov V. I. Voprosy teorii i istorii narodnogo tvorchestva. M., 1959.