Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ЭЛ № ФС 77 - 80772, 16+

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.114.12.185

Скачать PDF ( ) Страницы: 153-157 Выпуск: 12 (114) Часть 5 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Алавердян А. А. ПЕСЕННЫЕ ФОРМЫ КАК СРЕДСТВО ВЛИЯНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / А. А. Алавердян // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — №12 (114) Часть 5. — С. 153—157. — URL: https://research-journal.org/culture/pesennye-formy-kak-sredstvo-vliyaniya-na-formirovanie-obshhestvennogo-mneniya/ (дата обращения: 21.01.2022. ). doi: 10.23670/IRJ.2021.114.12.185
Алавердян А. А. ПЕСЕННЫЕ ФОРМЫ КАК СРЕДСТВО ВЛИЯНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / А. А. Алавердян // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — №12 (114) Часть 5. — С. 153—157. doi: 10.23670/IRJ.2021.114.12.185

Импортировать


ПЕСЕННЫЕ ФОРМЫ КАК СРЕДСТВО ВЛИЯНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

ПЕСЕННЫЕ ФОРМЫ КАК СРЕДСТВО ВЛИЯНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Научная статья

Алавердян А.А.*

ORCID: 0000-0003-2887-0502,

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (alaverdyan.a.a[at]my.mgimo.ru)

Аннотация

В рамках данной статьи рассматривается отражение в обществе песенных форм и их влияние на формирование общественного мнения, приводится анализ феномена современного испанского рэп исполнителя и поэта Пабло Хаселя, осужденного за содержание своих песен. Целью данной работы является изучение последствий культурного влияния, к которым приводит творческая деятельность артиста. На данный момент проблема недостаточно изучена и находится в своей активной фазе развития, в связи с чем и вызывает особый интерес. Актуальность обусловлена развитием жанрового многообразия и широким откликом среди разных возрастных групп. Особое внимание уделено текстам песен, всколыхнувшим испанское общество и вызвавшим негативную оценку со стороны властей.

Ключевые слова: песня протеста, формирование общественного мнения, свобода творчества, культура Испании, рэп.

SONG FORMS AS A MEANS OF INFLUENCING THE FORMATION OF PUBLIC OPINION

Research article

Alaverdyan A.A.*

ORCID: 0000-0003-2887-0502

Moscow State Institute of International Relations, Moscow, Russia

* Corresponding author (alaverdyan.a.a[at]my.mgimo.ru)

Abstract

The current article examines the reflection of song forms in society and their influence on the formation of public opinion while also analyzing the phenomenon of the modern Spanish rap artist and poet Pablo Hasél convicted for the content of his songs. The research aims to study the consequences of cultural influence caused by the creative activity of an artist. At the moment, the problem has not been sufficiently studied and is in its active phase of development, which is why it is of particular interest. The relevance of the research is due to the development of genre diversity and a wide response among different age groups. Special attention is paid to the lyrics of the songs that caused a resonance in the Spanish society and caused a negative reaction from the authorities.

Keywords: protest song, formation of public opinion, freedom of creativity, Spanish culture, rap.

На песенном горизонте Испании представлено широкое жанровое многообразие: поп, фламенко, реггетон, инди, рэп, джаз, рок и другие. По теории, которую описывает Н. Левашов, музыку можно рассматривать как один из инструментов влияния на сознание человека и, следовательно, как разновидность пси-оружия [1, С. 56]. С одной стороны, посредством музыки общество отражает свое состояние и описывает то, что его окружает, а значит, ее настроение зависит от происходящего вокруг. С другой стороны, поскольку музыка глубоко проникает в сознание, она может способствовать появлению новых сторонников мнений, отличающихся от установленных, и тем самым вносить существенные изменения в общественное мнение.

Песенные формы, имеющие социальную или политическую направленность, встречаются во всех музыкальных жанрах. Основной их целью является выражение недовольства по отношению к каким-либо действиям, событиям, личностям; или же, наоборот, их поощрение, зачастую настоятельно призывающее прислушаться к выраженному мнению и побуждающее к действию. Согласно теории Р. Харриса, который анализирует методы воздействия на психику человека, выделяется четыре основных метода: информационный, эмоциональный, патриотический и метод пробуждения страха [2, С. 81–82]. Эмоциональное влияние зачастую определяет действия человека. В своих работах В. М. Бехтерев рассматривал влияние музыки на индивида с точки зрения ее практического, воспитательного и лечебного значения, ориентированного на повышение качества жизни человека [3, С. 82]. Однако, данный феномен может быть применен и с обратной стороны и оказывать противоположный эффект. В рамках рэп композиций, являющихся одним из наиболее ярких средств социально-политической рефлексии, в основном наблюдается применение эмоционального метода и метода пробуждения страха, который часто возникает с целью оказать противодействие асоциальному поведению: употреблению наркотиков, алкоголизму, склонности к фашизму и национализму [4, С. 249].

Термин «рэп», заимствованный из английского языка (rap) в значении резко говорить, выкрикивать – это жанр поп музыки, ритмический речитатив рифмованного текста на остроактуальную тему [5]. В связи с этим данный жанр вызывает особый интерес при анализе социально направленных песен. Благодаря особой ритмической форме, основной акцент ставится именно на текстовой составляющей рэп композиций, выразительная сила которой значительно увеличивается посредством соответствующего музыкального сопровождения. Музыка, основанная на жестких ритмах, может оказывать наркотическое воздействие, парализовать волю, вводить в состояние транса [6, С. 330]. Рэп музыка возникла в начале 1970х годов в малообеспеченных районах США как одна из ключевых составляющих хип-хоп культуры [7], к которой наряду с рэпом также относятся брейк-данс, искусство граффити и диджеинг [8]. Будучи плодом районов с неблагоприятными жизненными условиями, хип-хоп можно рассматривать как культуру современной контрреволюции [9, С. 7-26].

1984 год считается годом зарождения рэпа в Испании, а именно в Торрехон-де-Ардос, где находится основная база военно-воздушных сил Испании. Вследствие подписания Мадридского пакта с США, одним из соглашений которого являлось Соглашение об обороне, в Торрехон-де-Ардос была размещена крупная американская военная база, где, соответственно, жило большое количество американских военных, которые привозили с собой и часть своей культуры. Эта «новинка» настолько привлекала юных местных жителей, которые всячески подражали американским военным и их стилю и пытались раздобыть американские пластинки, что впоследствии говорили: «Если у тебя здесь (в Торрехоне) есть сын, то, вероятнее всего, он будет рэпером» [10]. Основоположниками испанского рэпа стали Frank T, Blue Ice, DJ Lara, Señor T Cee, наряду с другими исполнителями.

С момента появления исполнители рэп музыки в довольно жесткой форме заявляли о самых острых социальных проблемах, и именно из-за своей остросоциальной направленности рэп представляет яркий пример языка социального конфликта [11, C. 85]. На сегодняшний день испанские рэп исполнители продолжают развивать в своих текстах темы, стоящие на повестке дня. В феврале 2021 года творчество одного из современных представителей испанского рэпа каталонского происхождения Пабло Хаселя (Pablo Hasél, настоящее имя – Пабло Ривадулла Дюро) привело к его противоречивому аресту, который спровоцировал громкие события в нескольких регионах Испании. Важно сразу подчеркнуть происхождение артиста, поскольку оно во многом объясняет его протестные настроения: сам Хасель является участником каталонского национального движения, выступающего за суверенитет Каталонии. Хасель считает своим долгом выражать недовольство и бороться с отсутствием справедливости, а такая песенная форма как рэп позволяет в рамках одной композиции распространенно и в довольно эмоциональной форме выражать свои мысли. Именно поэтому оказался очевидным его выбор в пользу данного жанра. Более того, основную часть слушателей рэпа составляет молодежь, которая находится в большей готовности к активным действиям благодаря своей переполняющей энергии, меньшим обязательствам и формирующемуся мировоззрению. Сама по себе хип-хоп культура не требует от молодежи больших финансовых расходов и особой инфраструктуры [12, С. 41]. Это является еще одним аргументом в пользу популярности рэп музыки среди молодых людей.

Творчество Хаселя с самых первых песен, записанных в 2004 – 2005 годах, выражает протестные настроения. Первый альбом Хаселя “Esto no es el paraíso” (исп. «Это не рай») содержит семь песен, объединенных одной общей темой критики навязывания народу государством ощущения обеспеченности благоприятными для жизни условиями. Особый интерес в рамках первого альбома с точки зрения наибольшего эмоционального воздействия составляют песни “Creo Que Un Día Fui Pablo” (исп. «Думаю, когда-то я был Пабло» в значении «когда-то я был собой») и “No Busco Clemencia” (исп. «Мне не нужна пощада»). Стоит отметить, что во многих своих песнях образ лирического героя представлен самим Хаселем, волнения которого он отождествляет с волнениями всего общества, для передачи чего зачастую используя глаголы в форме первого лица множественного числа – «мы»; или же, наоборот, выражает тревоги всего общества или отдельных его групп как свои собственные. В частности, в первой упомянутой песне артист повествует о своих страданиях из-за окружающей его несправедливости, распространяя эти страдания на других с помощью таких фраз, как, например, “Somos ángeles condenados al infierno terrenal” (исп. «Мы ангелы, приговоренные к аду на земле») или “Solo somos ratas viviendo en las alcantarillas” [13] (исп. «Мы всего лишь крысы, живущие в сточных канавах»), опять же указывая на плохие жизненные условия. И без того нерадостный с точки зрения описываемых проблем текст песни накладывается на меланхоличную музыку, что вызывает глубокое сострадание к герою с первых нот, еще не успев прислушаться к словам. Дополнительное эмоциональное давление также оказывает живая речь, которую Хасель часто использует в начале своих песен. Это может быть, например, речь людей, описывающих свое плачевное состояние, или политических деятелей, дающих те или иные обещания или высказывающихся относительно того или иного вопроса. В начале рассматриваемой песни можно услышать речь обычных людей, которая вызывает жалость и сострадание: “Aquí no tenemos mucho de nada. Aquí nadie te ayuda.” (исп. «Здесь у нас почти ничего нет. Здесь никто тебе не поможет»).

Во второй же песне, наоборот, использована уже агрессивная подача. В этом случае музыка создает чувство тревоги от начала и до конца. Песня начинается с диалога женщины и мужчины на повышенных тонах, смысл которого заключается в том, что мужчина потерял всякий смысл своего существования, что «у него больше нет ничего, ради чего стоит жить, а вокруг только и осталась, что человеческая глупость, не знающая границ». Речитатив Хаселя с самого начала передается в форме его прямого обращения к властям в довольно резкой форме. В припеве такое напирающее настроение продолжается строчками “No busco clemencia porque no le temo a nada” (исп. «Мне не нужна пощада, потому что я ничего не боюсь») и во второй раз “No busco clemencia porque ya soy casi inmune” (исп. «Мне не нужна пощада, потому что меня уже ничем не возьмешь») Хасель тем самым дает почувствовать и понять серьезность своей позиции и уверенность в своей правоте.

С 2004 года Хасель записал 54 сольных и множество совместных альбомов и все они содержат протестные мотивы. Встречаются такие названия, как “La muerte nos obligó a vivir” (исп. «Смерть заставила нас жить»), “Resistir hasta vencer” (исп. «Бороться до победы»), “La voz no puede encerrarse” (исп. «Голос нельзя запереть»), “Semillas de libertad” (исп. «Семена свободы»). В течение нескольких лет с начала творческой деятельности Пабло Хаселя ничего не препятствовало его самовыражению, несмотря на неизменное революционное содержание композиций. Творчество музыканта начало вызывать беспокойство властей лишь в 2011 году, когда его песни стали постепенно обретать массовую популярность, а сам артист начал давать концерты по всей Испании. Особое внимание было уделено песне “Libertad Camarada Arenas” (исп. «Свободу Товарищу Аренасу»), в которой Хасель выражает необходимость освобождения генерального секретаря Коммунистической Партии Испании и осуждает деятельность ИСРП (Испанской социалистической рабочей партии). Сам Мануэль Перес Мартинес, также известный как Товарищ Аренас, был признан членом террористической организации ГРАПО (Группы патриотического антифашистского сопротивления первого октября) и был неоднократно осужден за преступления террористического характера. В своей песне музыкант поддерживает действия Аренаса, в контексте борьбы с отсутствием справедливости и ущемлением прав: “Entrenó a las palabras y supo con estas armarse con … el objetivo de cambiar el mundo aunque ahora parezca cosa de locos” (исп. «Он научился использовать слова как оружие, чтобы … изменить мир, даже если сейчас это кажется безумием»), “Encierran sin pruebas a quienes a oponer una resistencia férrea se atrevan” (исп. «Сажают без доказательств тех, кто осмеливается оказать жесткое сопротивление»).

В 2014 году музыканта впервые осудили после публикации одиннадцати видео на своей странице социальной сети youtube, приговорив к условному заключению сроком на два года за восхваление терроризма в своих песнях. В творчестве музыканта, в частности в упомянутых одиннадцати песнях, часто можно встретить тексты, посвященные организациям, признанным террористическими (что, тем не менее, не означает, что Хасель поддерживает все их действия: в своих песнях и интервью Хасель часто указывает на то, что делает не что иное, как констатирует факты происходящего), или же резкие высказывания по отношению к политическим деятелям Испании. По словам самого Хаселя, основной позицией, на которую он указывает во всех своих песнях, кроме описания действительных фактов, является отстаивание легитимности любых методов борьбы [14]. Подобное обвинение не могло не отразиться на музыкальной деятельности Хаселя. В мае 2014 года представители Народной партии Испании направили официальное сообщение мэрии города Льейда с требованием пересмотреть решение о включении Пабло Хаселя в программу главного фестиваля города, указывая на то, что на фестивале, организованном с целью объединения жителей, недопустимо участие артиста, тексты песен которого затрагивают темы ненависти и протестов. Впоследствии Хасель был исключен из программы фестиваля, а организаторы принесли свои извинения.

Спустя еще несколько лет содержание песен и активная гражданская позиция Пабло Хаселя с новыми силами привлекли внимание к его личности (артист начал общаться с заключенными политиками, которых сам он называет политзаключенными, и их семьями). В песне “Juan Carlos el Bobón” (исп. «Хуан Карлос шут», как насмешка над именем короля Испании (до июля 2014 года) Хуана Карлоса I де Бурбон), написанной в 2016 году и получившей широкую популярность (а после заключения Хаселя еще большее распространение и внимание), музыкант в достаточно грубой форме критикует определенные действия короля и повествует о его жизни, затрагивая довольно серьезные проблемы, в то время как музыкальное сопровождение создает чувство иронии. Песня начинается с записи, на которой молодого Хуана Карлоса спрашивают о его мнении относительно Франсиско Франко, на что будущий король отвечает, что это живой пример патриотизма, который вызывает чувство восхищения. В большей степени именно из-за этой песни пристально были изучены также твиты музыканта, опубликованные на его странице, которые подкрепили обвинения. Как в песне, так и в твитах, содержатся различного рода критикующие характеристики в адрес короля и королевской семьи: вор, паразиты, мафиози и др. В общем итоге Пабло Хасель был осужден по обвинениям в оскорблении короны, оскорблении силовых структур государства и восхвалении терроризма.

С одной стороны, нарастающая популярность артиста могла привести к росту активности сторонников его мировоззрения, которое в той или иной степени противоречит сложившемуся режиму; но, с другой стороны, осуждение и заключение Хаселя в конечном итоге привело к распространению его творчества и позиций не только по всей Испании, но и по всему миру: «Чем чаще рэперов сажали как черных преступников, тем больше становилась их белая аудитория» [15, С. 147]. Самой активной фазой всей сложившейся ситуации оказались массовые беспорядки в течение семи дней в Барселоне, Жироне, Валенсии и других городах Испании с участием тысяч людей. Беспорядки привели к погромам, поджогам и многочисленным задержаниям (большинство задержанных представляли молодые люди до 25 лет). Стоит отметить, что лозунги на плакатах людей, выступающих в поддержку музыканта, содержали в основном лишь требование об освобождении Пабло Хаселя, а не цитаты из его песен, на основании чего можно сделать вывод, что именно прецедент самого задержания музыканта за его творческую деятельность вызвал подобные возмущения. Некоторые учреждения Испании, например, мэрия Манакора, Средняя школа имени Сантьяго Собрекес в Жироне и др., установили на фасадах своих зданий подобные транспаранты в поддержку Хаселя. На шестой день протестов лозунги возглавил транспарант со словами “Nos habéis enseñado que ser pacíficos es inútil” (исп. «Вы научили нас тому, что мирным путем ничего не добиться»).

Вопрос все еще находится в достаточно активной стадии развития и требует решения: после задержания Пабло Хаселя его песни в социальных сетях получили тысячи комментариев с поддержкой уже самих протестных позиций и высказываний артиста от людей со всего мира; созданы официальные страницы в социальных сетях “Libertat Pablo Hasel” (кат. «Свободу Пабло Хаселю») с многотысячными подписчиками, на которых каждый день публикуются актуальные новости о заключении музыканта, его новые стихи, интервью с адвокатом Алехандрой Матаморос и те или иные изменения, происходящие в Испании и в мире, касающиеся данного вопроса. Из последних событий были особо отмечены шесть месяцев со дня заключения Хаселя. В этот день, 16 августа 2021 года, во многих городах Испании на стенах появились такие надписи, как: «6 месяцев в заключении за высказывание объективных фактов! Свободу Пабло Хаселю!», «6 месяцев заключения за защиту рабочего класса! Полная амнистия!»; а сам Пабло опубликовал новое стихотворение под названием «Тик-Так», посвященное времени его пребывания в тюрьме. В течение 2021 года выпущено два документальных фильма, посвященных Пабло Хаселю и теме ограничения свободы творчества: “Hasél: Poeta Proscrito” (исп. «Хасель: Поэт вне закона») и “Art. 490”, в котором в том числе приняли участие рэперы Вальтоник и Эльхио, творчество которых также многократно подвергалось осуждениям.

Европейского суд по правам человека выразил свое отношение к проблеме, критикуя несоразмерную суровость приговоров по подобным делам. Учитывая, что королевская семья зачастую привлекает намного больше общественного внимания, нежели просто музыканты, актеры и другие известные личности, предполагается, что по отношению к ним рамки допустимой критики должны быть значительно шире, хотя и действительно представляется сложным определить, где заканчивается свобода слова и свобода творчества и начинается откровенное оскорбление чувств и отсутствие цензуры. Министерством юстиции Испании рассматривался законопроект о смягчении строгости наказаний, связанных со свободой самовыражения, в особенности, когда это касается творческой и артистической деятельности, который на данный момент отклонен.

С точки зрения культурного влияния для Испании, осуждение и лишение свободы рэп музыканта за его творческую деятельность – это прецедентное явление не только в рамках самой страны, но и для всей Европы и большинства стран мира. Случай вызвал поддержку со стороны других творческих деятелей, озабоченных вопросом ограничения свободы их деятельности. Среди тех, кто особенно поддержал Хаселя оказались лауреаты премии Оскар режиссер Педро Альмодовар и актер Хавьер Бардем и один из самых влиятельных каталонских артистов, певец-песенник Жуан Мануэль Серрат. Свою солидарность с музыкантом также выразили такие публичные личности, как президенты Мексики и Венесуэлы.

Многие творческие деятели, как и Хасель, отражают в своем искусстве современные реалии с целью выразить свое отношение, плохое или хорошее, или привлечь внимание общества к имеющимся проблемам, чтобы попытаться улучшить сложившуюся ситуацию. Искусство, в частности музыка и песенные формы, это мощное культурное оружие борьбы. Пабло Хасель, понимая, что его творчество окажет существенное влияние, не отступает, поскольку считает, что музыка спасает его, и он не может сдаться перед этими трудностями, имея нечто мощное, что чувствует благодаря этой музыке.

Таким образом, творческая деятельность испанского рэпера Пабло Хаселя оказывает уникальное по своей значимости влияние на культуру Испании, которое получает все более широкое распространение по всему миру. Выбрав такое средство самовыражения, как песенные формы, в частности, в жанре рэпа, артисту удается получить прецедентный отклик общественности, что и вызывает обеспокоенность испанских властей; а лишение свободы Хаселя лишь способствует росту числа активных сторонников самого артиста и, как следствие, его позиций.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

 

Список литературы / References

  1. Левашов Н. В. Сущность и разум / Н. В. Левашов: в 2 т. Т. 1. Сан-Франциско, 2003. – 136 с.
  2. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. СПб.: Прайм- Еврознак, 2001. – 297 с.
  3. Орлова Е. М. К истории отечественных программ по музыкотерапии: В. М. Бехтерев – междисциплинарный подход в науке и образовании / Е. М. Орлова // Музыкальное искусство и образование. 2019. №1. C. 78-94
  4. Фадеева, Д. Е. Рэп как разновидность массовой коммуникации / Д. Е. Фадеева, И. С. Сизых // PR и реклама: традиции и инновации. – 2012. – № 7-2. – С. 246-250.
  5. Большой Энциклопедический Словарь. // 2010-2021 Словари, энциклопедии и справочники. [Электронный ресурс]. URL: https://slovar.cc/enc/bolshoy/ (дата обращения: 20.11.2021).
  6. Грязнова Е. В. Влияние современной музыки на человека, приводящего к аутодеструктивному поведению /
    Е. В. Грязнова, Е. М. Губанова // АНИ: педагогика и психология. 2019. №3 (28). – С. 329-331.
  7. Davey D. The history of hip-hop / D. Davey. – US, 2007. – [Electronic resource]. URL: http://www.daveyd.com (accessed: 15.11.2021).
  8. Завьялова М. Доктор прописал кровопускание: риторика насилия и афроамериканская литература 1960-х годов / М. Завьялова // Новое литературное обозрение. – 2003. – №. 64.
  9. Хестанов Р. Хип-хоп: культура молодежной контрреволюции / Р. Хестанов // Философско-литературный журнал «Логос». 2016. №4 (113). – С. 7-26.
  10. Кожелупенко Т. М. Рэп как язык конфликта в субкультуре хип-хопа / Т. М. Кожелупенко // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2008. №4. – С. 83-89.
  11. Joseba Elola Reportaje: La base americana contagió el ‘rap’. MAY 2008. [Electronic resource]. URL: https://elpais.com/diario/2008/05/25/cultura/1211666402_850215.html (accessed: 15.11.2021).
  12. Тесленко А.Н. Хип-хоп культура как средство социокультурной анимации и молодежной работы /
    А.Н. Тесленко // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. №1. С. 39-45.
  13. Тексты песен [Электронный ресурс]. // URL: https://www.flashlyrics.com/lyrics/pablo-hasel/ (дата обращения: 14.11.2021).
  14. Entrevista Pablo Hasél tras la notificación de ingreso en prisión – Semando Escontra la Represión. [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2k3S9NbZh2k (accessed: 14.11.2021).
  15. Samuels D. The Rap on Rap: The “Black Music” that Isn’t Either / D. Samuels // That’s the joint!: the hip-hop studies reader / Forman M., Neal M. A. (eds). N.Y. – Routledge, 2004. P.147.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Levashov N. V. Sushhnost’ i razum [Essence and mind] / V. Levashov: in 2 vol. Vol. 1] San-Francisko, 2003. –
    136 p. [in Russian]
  2. Harris R. Psihologija massovyh kommunikaciĭ. [Psychology of Mass Communication] / R. Harris. SPb.: Praĭm- Evroznak, 2001. – 297 p. [in Russian]
  3. Orlova E. M. K istorii otechestvennyh programm po muzykoterapii: V. M. Behterev – mezhdisciplinarnyj podhod v nauke i obrazovanii [On the history of Russian music therapy programs: V.M.Bekhterev – an interdisciplinary approach in science and education] / E. M. Orlova // Muzykal’noe iskusstvo i obrazovanie [Musical art and education]. 2019. №1. P. 78-94. [in Russian]
  4. Fadeeva, D. E. Rjep kak raznovidnost’ massovoj kommunikacii [Rap as a type of mass communication] / D. E. Fadeeva, I. S. Sizyh // PR i reklama: tradicii i innovacii [PR and Advertising: Tradition and Innovation]. – 2012. – № 7-2. – P. 246-250. [in Russian]
  5. Bol’shoĭ Jenciklopedicheskiĭ Slovar’ [Big Encyclopedic Dictionary] // 2010-2021 Slovari, jenciklopedii i spravochniki. [Electronic resource]. URL: https://slovar.cc/enc/bolshoy/ (accessed: 20.11.2021). [in Russian]
  6. Grjaznova E. V. Vlijanie sovremennoj muzyki na cheloveka, privodjashhego k autodestruktivnomu povedeniju [The influence of modern music on a person, leading to self-destructive behavior] / E. V. Grjaznova, E. M. Gubanova // ANI: pedagogika i psihologija [pedagogy and psychology]. 2019. №3 (28). – P. 329-331. [in Russian]
  7. Davey D. The history of hip-hop / D. Davey. – US, 2007. – [Electronic resource]. URL: http://www.daveyd.com (accessed: 15.11.2021).
  8. Zav’jalova M. Doktor propisal krovopuskanie: ritorika nasilija i afroamerikanskaja literatura 1960-h godov [Doctor prescribed bloodletting: the rhetoric of violence and African-American literature of the 1960s] / M. Zav’jalova // Novoe literaturnoe obozrenie [New literary review]. – 2003. – №. 64. [in Russian]
  9. Hestanov R. Hip-hop: kul’tura molodezhnoj kontrrevoljucii [Hip-hop: the culture of youth counter-revolution] /
    Hestanov // Filosofsko-literaturnyj zhurnal «Logos» [Philosophical and literary journal “Logos”]. 2016. №4 (113). –
    P. 7-26. [in Russian]
  10. Kozhelupenko T. M. Rjep kak jazyk konflikta v subkul’ture hip-hopa [Rap as a language of conflict in the hip-hop subculture] / T. M. Kozhelupenko // Vestnik RUDN. Serija: Lingvistika [RUDN Bulletin. Series: Linguistics]. 2008. №4. –
    83-89. [in Russian]
  11. Joseba Elola Reportaje: La base americana contagió el ‘rap’ [Reportage: The American base infected the ‘rap’] // MAY 2008. [Electronic resource]. URL: https://elpais.com/diario/2008/05/25/cultura/1211666402_850215.html (accessed: 15.11.2021). [in Spanish]
  12. Teslenko A.N. Hip-hop kul’tura kak sredstvo sociokul’turnoj animacii i molodezhnoj raboty [Hip-hop culture as a means of socio-cultural animation and youth work] / A.N. Teslenko // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika [Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. 2019. №1. P. 39-45. [in Russian]
  13. Teksty pesen [Lyrics] [Electronic resource]. URL: https://www.flashlyrics.com/lyrics/pablo-hasel/ (accessed: 14.11.2021). [in Spanish]
  14. Entrevista Pablo Hasél tras la notificación de ingreso en prisión – Semando Escontra la Represión [Interview Pablo Hasel after the notification of admission to prison – Semando Escontra la Represión] [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2k3S9NbZh2k (accessed: 14.11.2021). [in Spanish]
  15. Samuels D. The Rap on Rap: The “Black Music” that Isn’t Either / D. Samuels // That’s the joint!: the hip-hop studies reader / Forman M., Neal M. A. (eds). N.Y. – Routledge, 2004. P.147.


 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.