ОСОБЕННОСТИ ПОВСЕДНЕВНОГО БЫТА ХАБАРОВКИ 1870-Х ГГ. В ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.017
Выпуск: № 3 (45), 2016
Опубликована:
2016/03/15
PDF

Коваль С.В.

Соискатель учёной степени кандидат культурологических наук, Специалист культурно-просветительского отдела Музея истории города Хабаровска

ОСОБЕННОСТИ ПОВСЕДНЕВНОГО БЫТА ХАБАРОВКИ 1870-Х ГГ. В ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрена авторская версия музыкально-исторических  экскурсий в музее краеведческого типа, которые объединяют подлинно-предметный язык экспозиции и вокальную отечественную классическую лирику. На примере историко-бытовой экспозиции, отражающей Хабаровск 1870-х гг., нами предпринята попытка творческого исследования городской повседневности. В результате проведённых экспериментов, мы предлагаем новую технологию в культуре – вокально-художественную музейную экскурсию, которая сохраняет в «законсервированном» виде представления о нормах и идеалах, воплощённых в художественных образах прошлого. Особое значение уделяется воспоминаниям и мемуарам очевидцев и жителей поселения Хабаровки.

Ключевые слова: предметы быта, музей истории города, вокальная классика, творческая интерпретация.

Koval S.V.

Applicant for PhD in Culture Studies, Specialist of Cultural and Educational Department of the Museum of the History of the city of Khabarovsk

FEATURES OF DAILY LIFE OF HABAROVKA IN THE 1870-S IN CREATIVE INTERPRETATION

Abstract

In the article the author's version of the musical-historical excursions in the Museum of local lore of the type which combine genuine-substantive language exposure and vocal domestic classic lyrics is considered. On the example of the historical and domestic exposure of Khabarovsk in the 1870-s the attempt to creative research of urban everyday life is made. As a result of experiments, we offer new technology in culture-vocal-art museum tour, which retains the "ready" view on standards and ideals embodied in artistic images of the past. Particular importance is given to reminiscences and memoirs of witnesses and residents of the settlement of Habarovka.

Keywords: household items, the Museum of the history of the city, vocal classical music, creative interpretation.

В проблематике научно-исследовательской работы музеев истории города  краеведческого типа можно выделить такие аспекты, как: изучение историко-бытового наследия, в более широком смысле – истории быта, истории предметного мира культуры, культуры повседневности. Актуальным представляется изучение историко-биографического наследия, связанного с теми или иными персоналиями города. «Особенность таких музеев и их коллекций состоит в том, что они демонстрируют не шедевры искусства или исторические раритеты, а показывают и характеризуют музейными средствами повседневную жизнь человека,» [5, с.69] документируют не этнические (как этнографические музеи), а социально-психологические особенности, наиболее ярко проявляющиеся в интерьерах жилищ. Так, в Музее истории города Хабаровска был создан цикл тематических музыкально-исторических экскурсий. Новаторством стала возможность творческого исследования  истории городского повседневного быта при помощи вокально-художественной музейной экскурсии. На примере историко-бытовой экспозиции Хабаровска 1870-х гг., рассмотрим создание художественного образа вокальной классики  в музейном пространстве.

История городской повседневности является новым направлением в отечественной исторической науке.  «В связи с молодостью самого направления крупных исследований в этой области сравнительно немного, но образ жизни некоторых городских сословий (рабочих, купечества, мещанства) изучен достаточно полно: публикации В. Беловой, В.Г. Герасимова, Б. Иллеша, А.П. Филимонова; Г.Т. Полилова, Е. Мушкиной, Ю.С. Гончарова; Л.В. Кошман. Изучению досуговой сферы городского населения, включая праздничное времяпрепровождение, до недавнего времени были посвящены, главным образом, работы по этнографии, религиоведению, философии, социологии. Историки только приступают к серьёзному осмыслению этой проблематики.» [2, с. 5] Так, дальневосточные исследователи, подходя к комплексному изучению дореволюционной истории городов региона, которое включало бы все стороны культурной жизни, в том числе и культуру повседневности, опубликовали первые обобщающие научные работы.   [3]

В исторической экспозиции Хабаровска к. XIX- н. XX века, с 2012 года проходят творческий эксперимент авторские музыкально-исторические экскурсии, в которых языком художественной культуры стал язык «скрещивания» музейной коммуникации и вокального исполнительства. Культуре известны такие «скрещивания» двух типов языков в одном произведении, (в мемуарах, в документально-художественных фильмах и др.)  на пересечении которых рождается новое художественное целое. Здесь происходит именно соединение двух семиотических структур: подлинно-предметно-знакового языка исторической экспозиции с его фактологической реальностью, с языком вокального и актёрского исполнительства с его вымышленной художественной образностью. Так появляется синтетический язык и новая экскурсионная технология в культуре – вокально-художественная музейная экскурсия в исторической экспозиции. Являясь «слепком» своего времени, музыкально-историческая экскурсия сохраняет в «законсервированном» виде представления о нормах и идеалах, воплощенных в художественных образах прошлого. Авторская редакция обеспечивает более глубокое постижение собственно вокальной музыки, которая  не только усиливает впечатление параллельно исторической экспозиции, иллюстрируя ту же мысль, но открывает возможности нового, качественно преображенного впечатления от того же материала. Принципиально важным для нас при знакомстве с современной авторской реконструкцией камерно-вокальной музыки конца XIX века, становится и опыт реинтерпретации классического наследия.

В большинстве случаев культурной интерпретации музейного пространства в рамках проекта «Музыка в музее» проводятся лекции-концерты или экскурсии-концерты для разных возрастных и социальных групп посетителей. То есть, одна часть – это традиционная музейная или городская экскурсия, вторая часть – концерт с музыкальными произведениями. Новаторство исследуемых культурологических программ является то, что музыкальный образ органически «вплетён» в методическую ткань экскурсии, где интерьер музыкальной гостиной к. XIX–н. XX века  предметным и документальным ансамблем  «показывает» какая музыка его наполняла, а  экскурсовод - вокалист демонстрирует особенности живого вокально-инструментального исполнения. В данных программах экскурсовод должен обладать хорошо поставленным голосом и умением плавно переходить от разговорной образной речи к академическому вокалу для иллюстрации. Желательно, чтобы экскурсовод был в историческом костюме, соответствующего сословия, и умел аккомпанировать себе и экскурсантам на музыкальном инструменте. Тогда и зрители-слушатели смогут продемонстрировать свои вокальные возможности или просто озвучить произведение хором, пользуясь историческими нотными изданиями для учеников.

В музее истории города Хабаровска, историком-экспозиционером М.Ф. Буриловой был собран огромный источниковедческий материал, отражающий общественную жизнь дореволюционного Хабаровска, опубликованы воспоминания и мемуары   жителей Старого Хабаровска разных профессий и сословий. В экспозиции уделяется внимание не только первым лицам  города, но и семьям простых хабаровчан, фотодокументы и вещи которых нашли своё отражение в типологических комплексах  повседневной жизни  в разные периоды становления города. Наиболее ранние фото Хабаровска относятся к концу XIX века, именно они дают нам зримое представление о том, каким город был в период своего освоения, т.к. ни одна постройка этого периода не сохранилась.  В музейной коллекции, относящейся к истории основания города, сохранился  портрет купца А. Ф. Плюснина, одного из первых жителей военного поста, селения Хабаровки. «Семейный альбом Плюсниных [МИГХ КП-467/1] передала в музей Ксения Фоминична Березовская, потомок рода в четвёртом поколении. Она -  единственная живая ниточка самых именитых в прошлом постоянных жителей Хабаровска.

Хабаровск начинался с деревянного сельского поселения, деревни, хотя и назывался военным постом. «За первые пять лет существования в Хабаровке были построены 167 зданий различного назначения, и все они были деревянными.» [4, с. 233]  Вид одного из таких домов А.Ф. Плюснина запечатлён на фото как «Алексеевская школа».  В докладных записках и отчётах по Приамурскому краю, военный чиновник Г.И. Андреев запишет: «В Хабаровке, купцами Чардымовым и Плюсниным, в 1873 году, устроена школа в воспоминание  посещения Хабаровки великим князем Алексеем Александровичем, названная алексеевскою. Великий князь пожертвовал на эту школу 200 р. Чардымов 700 р. и ежегодное пособие, Плюснин подарил дом для школы. Учащихся -16 мальчиков и 3 девочки. Школа нуждается в преподавателе. Благодаря пожертвованиям, алексеевская школа обещает быть удовлетворительно обставленною в материальном отношении и, по своему центральному положению, может ожидать хорошей будущности.» [1, с. 14] Далее Андреев сообщает: «Купцами, торгующими в Хабаровке, в формальном прошении об учреждении в Хабаровке города, упомянуто, что в селении этом через их руки переходит ежегодно разного пушного товару на 300 000 руб. Главную роль при этом играет соболь.» [1, с. 49] В документальном фонде музея находятся документы, упоминающие купца М.И. Чардымова, один из документов о присвоении ему в 1878 году звания «Почётного Гражданина» места Хабаровка.

О Хабаровке 1870-х годов свидетельствуют строчки из дневника жены полковника Фриессе, которые были опубликованы в журнале «Русская старина» в 1907 году за подписью Р.Ф. – Раиса Фриессе.  Прибыв в конце августа 1872 г. в Хабаровку, к месту службы мужа — военного инженера, она записала: «Родные находили безумием с нашей стороны пускаться в странствование в неизвестный, далекий край, но мы ничего не боялись:  молодость любит неизведанное.» [7, с. 557] Нарождающаяся дальневосточная интеллигенция  по сути своей была  российской интеллигенцией, переселявшаяся в разное время в молодой край.  Потребность преобразовывать общество в пореформенный период выявило ряд подвижников из различных сфер общественно-культурной жизни, повлиявших на формирование культурной среды Дальнего Востока.

В своей монографии «Старый Хабаровск» Н.П. Крадин посвятил отдельную тему  выдающейся оперной певице второй половины XIX века Д.М. Леоновой,  которая порадовала своим выступлением хабаровское общество. В своих путевых заметках Леонова оставила запись: «Следующая станция была Хабаровка. Хотя местечко это вроде деревни, но там живёт много служащих, которые просили меня дать концерт. Я остановилась у известного меховщика Плюснина, который поднёс мне в концерте сорок соболей.» [4, с. 82]    Феномен «новой женщины» в России  запечатлелся в сфере музыкального образования и музыкально-исполнительской практики в к. ХIХ столетия. При активном участии женщин создавались профессиональные учебные заведения, развивалась методика вокального и инструментального исполнительства, издавались книги, музыкальные журналы, альбомы. Одной из таких «новых женщин» и была Дарья Михайловна Леонова (1829–1896) – русская певица (контральто), солистка Мариинского (Санкт-Петербург) и Большого (Москва) театров.

Проводя музыкально-исторические экскурсии в экспозиции Хабаровки 1870-х годов, упоминая концерты Д.М. Леоновой, экскурсовод-вокалист может исполнить романсы М.И. Глинки, «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье», т.е. романсы первой половины XIX века, на основе которых будет формироваться дальнейшая отечественная камерно-вокальная музыка. Столяров Б.А. отмечает: «Очень важна для понимания отечественной культуры рассматриваемого времени сформировавшаяся в литературе 1840-1850-х годов так называемая «натуральная школа», обозначившая интерес к «натуре», т.е. русской действительности во всех её проявлениях. [6, с. 6]

Таким образом: 1. С созданием музыкальной образности в историко-бытовой экспозиции Хабаровска, музейную экскурсию можно рассматривать как способ сохранения и трансляции регионального культурного наследия. 2. Вещно-предметная среда жителя Хабаровки, отрывки из воспоминаний, вокальная классическая музыка - всё это призвано отразить исторические процессы урбанизации с точки зрения региональной культуры повседневности и быта.  3. Живое пение из репертуара Д.М. Леоновой в  экспозиции, позволяет  создать современную авторскую интерпретацию  классического наследия. Как убедительно показывает практика, камерно-вокальная музыка в таких экскурсиях создаёт художественность и диалог со зрителями-слушателями, которые творчески постигают историю родного города.

 

Литература

  1. Андреев Г.И. Материалы по Приамурскому краю / Губернская типография.- Оренбург, 1886. 168 с.
  2. Андриец Г.А. История культурной жизни городов юга Дальнего Востока России (вторая половина XIX – начало XX века) / Автореферат диссертации кандидата исторических наук.- Владивосток, 2012.- 27 с.
  3. История культуры Дальнего Востока России (XIX в. — 1917 г.). Владивосток, 2011.
  4. Крадин, Н.П. Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне. (1858-1938) / Н.П. Крадин.- Хабаровск: Кн. изд-во, 1999.- 304 с., ил.
  5. Мастеница Е. Н. Историко-бытовые музеи как явление культуры 1920-х годов // Быт как фактор экстремального влияния на историко-психологические особенности поведения людей: материалы XXII Международной научной конференции. СПб.: Нестор, 2007. Ч. 2.- с. 69-72.
  6. Столяров Б. А. Музыка в музее: методическое пособие: вып. III/ Союз музеев России, ФГУК "Государственный Русский музей", РЦМПиДТ. – CD-ROM. – СПб.: ГРМ, 2010. – 56 с.: ил.
  7. Фриессе Р. (Р.Ф.) Воспоминания из жизни на Амуре // Русская старина. — 1907. — Т. 129, № 3, март. — С. 557-568. — № 6. — С. 643-650.

References

  1. Andreev G.I. Priamurskomu materials/Provincial printing-Orenburg, 1886. 168 s.
  2. Andriets G.A. History cultural life of cities in the South of the Russian Far East (the second half of XIX-beginning of XX century)/dissertation PhD.-Vladivostok 2012.-27
  3. History of culture of the Russian Far East (19th century-1917). Vladivostok, 2011.
  4. Nikolay Kradin, Old Khabarovsk: Portrait of the city in wood and stone. (1858-1938)/ Nikolay Kradin.-Khabarovsk: Kn. IZD-Vo, 1999.-304 p., IL.
  5. Mastenica E. N. Historical household museums as a cultural phenomenon 1920-ies//Life as a factor of extreme influence on historical and psychological characteristics of human behavior: proceedings of the XXII international scientific conference. Spb.: Nestor, 2007. H. 2, p. 69-72.
  6. Stolyarov B. A. Music in the Museum: Manual: ISS. III/the Union of Russian museums, "State Russian Museum", RCMPiDT. -CD-ROM-St. Petersburg: the State Russian Museum, 2010. -56 p.: ill.
  7. Friesse r. (R.f.) Memories of life on the Amur. // Russkaya starina. — 1907. — T. 129, no. 3, March. -S. 557-568. — № 6. — S. 643-650.