МОНЕТА КАК СПОСОБ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И МЕМОРИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.058
Выпуск: № 4 (118), 2022
Опубликована:
2022/04/18
PDF

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.058

МОНЕТА КАК СПОСОБ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И МЕМОРИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ

Научная статья

Андреева Г.Н.*

ORCID: 0000-0002-3465-522X,

Институт научной информации по общественным наукам РАН, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (g.n.andreeva[at]gmail.com)

Аннотация

Целью данной работы является выяснение вопроса о том, по каким причинам, какими художественными средствами и с помощью каких образов осуществляется популяризация и меморизация национальных конституций. В статье изучаемые монеты разделены на две большие группы: монеты регулярного чекана, которые содержат изображение конституции, но выпуск которых не связан с памятными датами, относящимися к самой конституции, и памятные монеты, выпускаемые к юбилеям конституции. Вторые выпускают в связи с принятием новой конституции или в связи с памятной датой, относящейся к действующей или действовавшей в прошлом выдающейся по своему значению конституции. Выделено пять групп сюжетов монет, посвященных конституции, в зависимости от их источника. Образы конституции на монетах в целом следуют наиболее привычным, многократно встречающимся в произведениях изобразительного искусства представлениям (книга, свиток, скрижали), вместе с тем, в современных монетах некоторых стран предпринимаются попытки выйти за рамки классических изображений образа конституции и повысить тем самым интерес к ней.

Ключевые слова: монета, конституция, образ конституции, памятные даты, популяризация конституции, меморизация конституции.

COIN AS A WAY TO POPULARIZE AND MEMORIZE A CONSTITUTION

Research article

Andreeva G.N.*

ORCID: 0000-0002-3465-522X,

Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAN), Moscow, Russia

* Corresponding author (g.n.andreeva[at]gmail.com)

Abstract

The purpose of this article is to clarify the question of why, by what artistic means and with the help of which images the popularization and memorization of national constitutions is carried out. In the article, the coins studied are divided into two large groups: coins of regular minting, which contain an image of the constitution, but the issue of which is not associated with commemorative dates related to the constitution itself, and commemorative coins issued for the anniversaries of the constitution. The latter are issued in connection with the adoption of a new constitution or in connection with a memorable date related to the current or a eminent constitution from the past. There are five groups of coin plots dedicated to the constitution, depending on their source. The images of the constitution on coins generally follow the most familiar representations that are repeatedly found in works of fine art (book, scroll, tablets), at the same time, some countries attempt at going beyond the classical images of the constitution and thereby increasing interest in it.

Keywords: coin, constitution, image of the constitution, memorable dates, popularization of the constitution, memorization of the constitution.

Введение

Монеты с глубокой древности использовались не только как средство платежа, обращения и накопления, но и как средство идеологического воздействия на население. Повсеместно появившиеся изображения главы государства на монетах были не только проявлением его власти (и способом познакомить население с обликом того, кто ими правит, подчас единственно возможным в силу недосягаемости монарха для большинства населения страны), но и способом утверждения его авторитета. Позднее, в Риме, например, монеты «выступали в качестве одного из эффективных средств пропаганды политических лидеров Рима» [6, С. 48]. Монеты в то время представляли собой, по образному определению известной исследовательницы нумизматики этого периода Х. Перес, «выгравированное на металле содержание пропаганды видных римских политиков, организованное и структурированное в знаках» [цит. по: 6, С. 47]. С появлением и распространением газет, эту функцию политической пропаганды и популяризации политики в значительной степени взяли на себя СМИ, но и монеты не утратили ее полностью. Об этом свидетельствует, в частности, выпуск монет и даже целых памятных серий в честь глав государств и известных политиков. Например, в США с 2007 г. Федеральная резервная система начал выпуск монет регулярного чекана достоинством в один доллар «Президентской серии», с одинаковым реверсом (изображение статуи Свободы, обозначением достоинства монете и надписью «UNITEDSTATESOFAMERICA») и аверсами с портретами президентов, с обозначением их имени и фамилии, дат жизни и порядкового номера их президентства) [10, С. 163-165]. Такого рода монеты способствуют укреплению авторитета этих должностных лиц, пробуждению интереса к ним и выступают стимулом для изучения как минимум их биографии.

Аналогичную политическую функцию выполняют монеты, посвященные конституции. Они подчеркивают ее значение и способствуют ее популяризации и меморизации, являясь инструментом формирования общественного мнения о конституции и составной частью институтов социокультурной памяти, обеспечивающих формирование национальной идентичности, сохранения и популяризации культурных ценностей. Писаные конституции современного типа существуют уже более 200 лет, а отдельные составные части неписаных конституций – более 800 (как, например, Великая хартия вольностей в Великобритании). В большинстве современных государств была принята не одна, а несколько конституций. Памятные монеты, которые чеканились в связи с различного рода датами, связанными с конституциями, многочисленны и не поддаются точному учету. Показательно, что к столетию Конституции Мексики была организована специальная выставка, отражающая историю выпуска денежных единиц, в том числе многочисленных монет, в которых была отражена история Конституции Мексики 1917 г. [26].

Монеты, посвященные конституции, наряду с другими активно описываются нумизматами на соответствующих сайтах и в нумизматических изданиях, в некоторых случаях на них в связи с появлением новых монет приводится и достаточно подробная характеристика конституции, в память о которой выпущена монета [30]. Комплексный анализ монет, посвященных конституции, как средства популяризации и меморизации до сих пор не был осуществлен. Как представляется его теоретическую основу должны составлять исследования об образах конституции в изобразительном искусстве [4], [19], [21] и в массовой культуре [13], [18], а также работы, посвященные проблемам меморизации конституции [14].

Естественно, в рамках статьи отсутствует возможность рассказать обо всем многообразии монет, посвященных конституции. В качестве примеров в ней приведены такие монеты, которые отражают определенные тенденции в обеспечении популяризации и меморизации конституций.

Социальные институты конституции как фундамента правовой системы государства и монеты как традиционной формы и средства денежного обращения в государстве имеют многообразные связи и переплетения. Конституция государства, являясь важнейшим национальным нормативным актом, обладающим верховенством по отношению к другим правовым актам, регулирует наиболее значимые общественные отношения. К их числу относится и денежная эмиссия, в том числе выпуск монет. Положения о монете содержались уже в первых конституциях.

Конституция США 1787 г. зарезервировала за Конгрессом право «чеканить монету» (разд. 8 ст. I) и установила правило уплаты долга только золотой и серебряной монетой (разд. 10 ст.1), кроме того, в ней упоминается доллар (разд. 9 ст. I, Седьмая поправка Конституции США). На момент принятия Конституции в США хождение имел серебряный испанский доллар. Эта монета была распространена во многих странах, поскольку, как отмечает Н. Льюис, испанские рудники в Латинской Америке «щедро снабжали мир серебром» [15, С. 101].

В ст. VI Конституции Польши 1791 г. устанавливались полномочия Сейма законодательствовать о «мере стоимости монеты» [20, С. 192]. В Конституции Франции 1791 г. к полномочиям Национального законодательного собрания страны было отнесено «определение пробы, веса, чекана и наименования монет», а к полномочиям монарха наблюдение «за выделкой монеты» [9, С. 127, 132]. В течении XIX и ХХ веков постепенно внедрялись бумажные деньги, но при этом конституционные положения о монете сохранялись, развивались и дополнялись [5, С. 162-176]. И в настоящее время, несмотря на повсеместное распространение современных форм в виде электронных расчетов и появление криптовалюты, в действующих конституциях сохраняются положения о монете. В целом ряде действующих конституций положения о чеканке монеты урегулированы в связи с полномочиями законодательных органов (ст. 75 Конституции Аргентины 1853 г. в редакции 1994 г, ст. 164 Конституции Бразилии 1988 г., ст. 28 и 117 Конституции Мексики 1917 г. и др.). В современных монархических государствах монета упоминается в связи с традиционными полномочиями главы государства (ст. 39 Конституции Люксембурга 1868 г., ст. 112 Конституции Бельгии 1994 г., ст. 37 Конституции Иордании 1957 г., ст. 77 Конституции Кувейта 1972 г. и др.). Таким образом конституционные положения о монете и в настоящее время являются основанием для ее существования.

«Обратная связь» монетного дела с конституцией проявляется в эмиссии государством монет, посвященных как действующим, так и действовавшим в прошлом конституциям. Такие монеты играют особую роль в пропаганде идей конституции, в воспитании уважения и в сохранении памяти о выдающихся конституциях прошлого по сравнению с такими произведениями изобразительного искусства, посвященными теме конституции, как живописные и графические работы, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, для приобщения к которым нужно посещать музеи или, как минимум, обращаться к соответствующим страницам в Интернете. Монеты с изображениями конституции находятся в обращении, повседневно напоминая о ее существовании.

Методы исследования

Данное исследование, находясь в целом в поле культурологии, нацелено на изучение изображений конституции как правовых актов на монетах (что предполагает при необходимости и обращение к их правовым характеристикам), и поэтому требует междисциплинарного подхода и применения методов различных наук. Для оценки адекватности и документальности отражения черт конкретных национальных конституций и отражения в исследовании правовых аспектов в целом необходимо использование формально-юридического, компаративистского и других правовых методов. Оценка дизайна монет осуществляется с использованием искусствоведческих методов и выводов, сделанных в соответствующих монографических исследованиях, посвященных получившим отражение на монетах произведениям искусства. Для раскрытия символики монет прошлого применяется культурно-исторический метод исследования.

Основные результаты

Под монетой в данной статье понимается «слиток металла определенной формы, веса, пробы и достоинства, который служит узаконенным средством обращения» [11, С. 114], (на что указывает обозначение на ней номинала 1 цент, 2 евро, 50 копеек, 20 тенге и т.д.). Таким образом, предмет исследования в данной статье ограничен рамками монет как средства обращения. Различные учреждения (архивы, музеи и т.д.) в зарубежных странах в рамках просветительской деятельности выпускают коллекционные монеты, посвященные конституции, но они не являются средством обращения. Например, Национальный архив США, в котором хранятся оригиналы Декларации независимости США и Конституции США 1787г., выпустил сет из двух монет с цитатами из текстов этих документов на одной стороне и печатью Национального архива США на другой. Его можно приобрести в качестве патриотического подарка или объекта коллекционирования [25], но входящие в сет монеты не используются в денежном обращении. Такого рода монеты, как представляется, должны быть отдельным предметом исследования, поскольку рассчитаны на достаточно узкий круг знатоков и любителей, что предопределяет и выбор изображений для них, в то время как у монет, являющихся (или являвшихся в прошлом) средством обращения, неограниченный круг пользователей и их воздействие на массовое сознание неизмеримо шире, а роль в популяризации конституций значимее.

Для того, чтобы оценить особенности находящихся в обращении монет с изображением конституции как явления культуры, необходимо прежде всего выявить причины и цели их эмиссии.

Причины и цели выпуска монет, содержащих изображение конституции

Монеты, содержащие изображение конституции, можно разделить на две группы: монеты регулярного чекана с изображением конституции, выпуск которых не привязан к какой-либо памятной дате, связанной с конституцией, и памятные и юбилейные монеты, посвященные непосредственно конституции.

В наибольшей степени популяризацию и меморизацию конституции обеспечивают монеты повседневного хождения, которые выпускаются большими тиражами и выпуск которых не привязан к юбилейным датам. Если их эмиссия осуществляется в течение длительного времени, то образ конституции с такой монеты становится легко узнаваемым и ассоциируемым с действующим (или действовавшим) актом государства.

Одна из наиболее известных монет такого рода – французский cоль (на аверсе был изображен король Людовик XVI, с изображением на реверсе Гения Франции (духа-покровителя), занятого начертанием конституции (о чем свидетельствует соответствующая надпись на изображении) (рис. 1).

1

Рис. 1 – Монета в 15 соль с изображением на аверсе короля Людовика XVI и на реверсе Гения Франции, пишущего Конституцию. Из собрания Музея Карнавале в Париже

Дизайн данной монеты был разработан Огюстеном Дюпре (06.10.1748-30.01.1833). Дух-защитник, дарующий конституцию, и, следовательно, свободу, демократию, права гражданам должен был олицетворять высокие начала создания этого акта. Этот образ был взят О.Дюпре из римской мифологии. Изначально в ней Гений ассоциировался с божеством-прародителем рода, затем трансформировался в персонификацию внутренних сил и способностей мужчины (считалось, что каждый мужчина имеет своего Гения), был применен также к городам, разного рода местностям, корпорациям и другим объединениям, которые также имели своего Гения. Культу Гения в Риме придавалось особое значение: клятва Гению императора считалась священной, а имя и пол Гения Рима скрывались, чтобы «его не переманили враги» [16, С. 272]. Эти представления О.Дюпре перенес в современную ему реальность, создав образ Гения не одного какого-то рода или города, а всей Франции. Однако население Франции, ориентируясь на христианскую символику, ассоциировало его с ангелом, и монета получила в обиходе название «золотой ангел». С этой монетой связаны разнообразные легенды от чудесного спасения от казни самого Дюпре (носившего с собой именно эту монету) до проигрыша Наполеона (потерявшего эту монету перед сражением) в битве при Ватерлоо. Эти легенды и истории растиражированы в Интернете и способствуют сохранению значения монеты не только в качестве любопытного объекта коллекционирования, но и подарка «на удачу», причем не только в Европе, но и в других странах, продолжая стимулировать интерес к французской конституционной истории. «Золотые ангелы» чеканились во Франции в период французской революции и воспроизводились многократно. Как известно в XVIII в. во Франции происходил «парад конституций», они быстро сменяли друг друга, реверс с ангелом воспроизводился с небольшими изменениями на всех этих монетах и стал практически «каноническим» образом конституции уже без привязки к конкретному акту.

В Бельгии и в настоящее время периодически осуществляется эмиссия монет, которые не привязаны к какой-то памятной дате, но при этом имеют изображение конституции. Впервые такого рода монеты были выпущены в 1832 г. Это были сантимы достоинством в 1 и 2 сантима. На их реверсе (обратной стороне) был изображен лев (символ власти), правая передняя лапа которого лежала на изображении Конституции Бельгии 1831 г., выполненном в виде скрижалей с надписью на французском языке «ConstitutionBelge 1831» (Конституция Бельгии 1831 г.») (рис. 2). С таким реверсом сантимы выпускались с 1832 по 1863 г.

1

Рис. 2 – Аверс и реверс бельгийского сантима 1862 г. выпуска

На монетах в 5, 10 и 20 сантимов, выпуск которых начался в 1861-1862 гг., был изображен только «восстающий» (Rampant) лев с герба Бельгии (изображенный на гербе на черном щите) без «скрижалей Конституции». Однако в отдельные периоды встречалось и другое изображение льва (рис. 3). На монете достоинством 2 франка с изображением Меркурия на аверсе, на реверсе присутствуют и скрижали (но не конституции, а закона, на них написано «lex»), и лев, но взятый уже с другого герба – герба Бельгии 1846 г. Хотя различия существенны и изображение конституции отсутствует на этой монете, тем не менее влияние описанных выше сантимов с конституцией достаточно очевидно.

1

Рис. 3 – Бельгийская монета достоинством 20 франков

На части современных монет – евро, отчеканенных в Бельгии, мы видим по-прежнему изображение реверса первых сантимов, хотя и модифицированное. В качестве примера на рис. 4 приведена монета достоинством 12 ½ евро, выпушенная в 2020 г., к 150-летнему юбилею Джейн Бригоде, политика либерального направления, портрет которой изображен на аверсе.

1

Рис. 4 – Бельгийская монета в 12 ½ евро выпуска 2020 г.

Реверс этой монеты украшен уже знакомым изображением льва со скрижалями Конституции. Можно отметить некоторые параллели в функционировании конституции Бельгии 1831 г. и в ее изображении на монетах. Конституция продолжает действовать до сих пор и является одной из старейших действующих конституций в мире. Кроме того, с момента ее принятия в течение всего XIX и первой половины ХХ в. она демонстрировала «экстраординарную стабильность» [32, C. 88-89]. Аналогичным образом дело обстоит и с реверсом монет, на которых изображена Конституция Бельгии 1831 г. Вместе с тем, монета отражает изменения, внесенные в государственное устройство страны и ее Конституцию, начиная с 1970 г. и превратившие ее в федерацию: в отличие от первоначального варианта надпись «Конституция 1831 г.» на монете сделана на двух языках – французском и фламандском.

Распространенной причиной выпуска памятных монет, содержащих изображение конституции, является принятие новой конституции. Этот важный для соответствующей страны момент ее истории запечатлевается в монетах чаще всего тогда, когда он имеет важное, поворотное значение для общества данной страны, как, например, принятие новой Конституции Непала 2015 г. (рис. 5).

1

Рис. 5 – Монета достоинством 100 рупий, посвященная принятию Конституции Непала 2015 г.

Что касается юбилейных дат, в связи с которыми выпускаются монеты, посвященные конституции, то сложилась традиция выпуска монет на пятилетие со дня принятия конституции и кратные числу пять – 10, 15, 20, 25, 50, 75 и т.д. Наиболее внушительный юбилей в 800 лет был отмечен в отношении Великой хартии вольностей 1215 г., которая рассматривается как часть действующей конституции Великобритании.

Памятные монеты, приуроченные к юбилейным датам, выпускаются в связи с юбилеями как действующих конституций (например, в случае двухсотлетия Конституции США 1787 г., 200-летия Конституции Норвегии 1814 г. и др.), так и конституционных актов, которые отменены, но оказали большое влияние на развитие национального или вообще мирового конституционализма (монеты в честь 230-летия Конституции Польши 1791 г., 200-летия Конституции Испании 1812 г. и др.), поэтому выпуск памятных монет в честь таких актов является важным аспектом поддержания и развития институтов социокультурной памяти.

Дизайн и сюжет монет, содержащих изображения конституции

Дизайн монет, содержащих изображение конституции, с одной стороны определяется задачами ее популяризации и меморизации, и с другой стороны особенностями монеты как основы для нанесения изображения. В принципе, задача популяризации и меморизации конституции может быть решена и без изображения конституции, в вербальной форме, путем размещения соответствующей надписи на монете, как это было сделано на монете достоинством в один крейцер, выпущенной в 1868 г. к 50-летию Конституции Бадена 1818 г., которая являлась одной из первых немецких конституций. На аверсе этой монеты изображен герб государства, а на реверсе текст с упоминанием об утверждении пятьдесят лет назад Конституции герцогства Великим герцогом Карлом (рис.6).

1

Рис. 6 – Один крейцер, отчеканенный в честь пятидесятилетия Конституции Бадена 1818 г.

Однако в обиходе в легенде монеты (надписи на монете) внимание использующего ее при расчетах лица акцентируется главным образом на ее стоимости, поэтому текст о конституции с меньшей вероятностью может привлечь внимания зрителя, чем качественное изображение, которое многозначно, требует оценки и «расшифровки» и в этом смысле имеет больше шансов донести заложенную в нем информацию о конституции.

Как основа для нанесения изображения монета намного миниатюрнее чем даже, например, медали, не говоря уже о живописных полотнах, соответственно, к изображению на ней предъявляются повышенные требования в отношении его четкости, выразительности и незагруженности деталями, но при этом они должны доносить до зрителя достаточно сложные идеи. Кроме того, монеты в ходе обращения истираются и изнашиваются, это тоже следует учитывать при выборе сюжета монеты. Насколько непростой является реализация этих требований даже для маститых художников, можно понять, сравнив уже упоминавшуюся ранее монету «золотой ангел», созданную О.Дюпре (рис. 1), с его же нереализованным проектом рисунка монеты в пять децимов, в котором также присутствовало изображение конституции. Этот проект сохранился, и представлен в Музее Карнавале в Париже (рис. 7). На аверсе монеты (верхнее изображение) предлагалось изобразить алтарь конституции (с соответствующей надписью под ним) и с надписью «Народ суверен» над алтарем, на реверсе (нижнее изображение) на троне восседает Природа, окруженная надписью «Восстановление Франции 10 августа 1793 г.». Дата, отраженная на монетной легенде, говорит о фактическом падении французской монархии после штурма Тюильри Национальной гвардией повстанческой Парижской коммуны и революционными федератами из Марселя и Бретани. Его сравнение с «золотым ангелом» (рис. 1) наглядно показывает преимущества последнего как средства, пропагандирующего конституцию. Вариант рисунка в проекте перегружен деталями и сочетание аверса и реверса может толковаться по-разному по отношению к конституции.

1

Рис. 7 – Проект рисунка монеты в 5 децимов. Автор. О.Дюпре [31]

Сюжеты, изображенные на монетах, посвященных конституции, можно разделить на пять групп, в зависимости от особенностей источника информации, который используется при создании сюжета и способа его подачи:

1) разработанные художником специально для выпуска данной монеты;

2) сделанные на основе имеющихся произведений искусства, либо воспроизводящие их фрагменты;

3) воспроизводящие фотографии, посвященные связанным с конституцией моментам или церемониалу;

4) использующие изображения памятников конституции;

5) воспроизводящие предметы, которые в той или иной степени ассоциируются с конституцией или могут выступать в качестве символа конституции.

Сюжеты и дизайн большинства памятных монет, содержащих изображения конституции, разрабатывается художниками самостоятельно и специально для данной эмиссии. Монеты постоянного чекана, сюжеты которых также разрабатываются специально (как, например, уже упоминавшийся «золотой ангел») могут как выпускаться длительное время в одном и том же дизайне, так и с небольшими уточнениями или изменениями в изображении в разные годы выпуска. Самостоятельность разработки дизайна проявляется в том, что даже один и тот же образ конституции, например, в виде широко распространенного образа книги (рис. 17), на монетах выглядит по-разному и несет различную информацию о конституции. Так, на лаосской монете книга конституции лежит на постаменте в виде цветка лотоса, что подчеркивает, что конституционные идеи возникли на фундаменте одного из восьми благоприятных символов буддизма, символизирующем духовную чистоту и просветление [7, С. 113], на канадской монете на книге лежит кленовый лист – один из национальных символов, изображенный на флаге и подчеркивающий канадскую идентичность и т.д.

Для создания удачно соответствующей своему назначению монеты, посвященной конституции, может использоваться широко известное произведение изобразительного искусства. Обращение к растиражированному шедевру, известному населению, делает монету узнаваемой и вместе с тем запечатлевающей не только конституцию, но и посвященное ей произведение искусства. Такая монета популяризирует оба объекта, внося важный вклад в сохранение социокультурного наследия. Так, принятие Конституции Польши 1791 г. было запечатлено на монументальном полотне Яна Алоизия Матейко (1838-1893 гг.) «Конституция 3 мая» (1891 г.). Эта сложная многофигурная композиция, в которой художник использовал картину Жана-Луи Давида «Клятва в зале игры в мяч 29 июня 1789 г.», написанной в 1790 г. (т.е. за год до принятия польской Конституции) [23, С. 116], является своего рода диалогом двух художников об этом времени спустя столетие. Матейко был художником историософского направления, известным исторической точностью изображаемого и вместе с тем соединявший историю с аллегорией, что создавало многозначность его произведений. Любопытное решение создания монеты, посвященной 230-летию Конституции Польши 1791 г., найдено в Польше и Литве (в XVIII в. это было единое государство). Для изображения была взята указанная картина Я. Матейко, но не целиком: в Польше воспроизведен ее значительный центральный фрагмент, а в Литве – рука главного персонажа, держащая пергаментный лист с текстом конституции.

1

Рис. 8.2 – Аверс и реверс литовской монеты в 20 евро, дизайн которых создан на основе картины Яна Матейко

1

Рис. 8.3 – Иллюстрация картины Яна Матейко «Конституция 3 мая», хранящейся в Национальной галерее Польши

Следует отметить, что на картине момент принятия Конституции изображено как ликование народа, своего рода апофеоз конституционного творчества. В значительной мере в этом проявилось переосмысление ее значения спустя 100 лет, когда картину писал Матейко. На картинах современников данного события принятие Конституции 1791 г. изображено более сдержанно. В качестве примера можно назвать картину Казимежа Войняховского (1772-1812 гг.) «Принятие Конституции 3 мая 1791 г. (Упразднение «Liberumveto»). Эта картина изображает достаточно напряженную и отнюдь не праздничную атмосферу в принявшем ее законодательном органе. Очевидная разница в изображении принятия конституции на двух картинах объясняется тем, что Я. Матейко на основе прошедшего опыта показывал ликование народа по поводу судьбоносного момента обретения прав и свобод, а суть происходящего на картине Войняховского сведена (и так она видимо воспринималась в то время) к упразднению liberumveto (т.е. права любого депутата прекратить обсуждение вопроса в Сейме или вообще его работу, что ослабляло Сейм и государство).

1

Рис. 9 –Принятие Конституции 3 мая 1791 г. (Упразднение «Liberumveto»). Автор Казимеж Войняховский (1772-1812 гг.). Местонахождение картины – Национальный музей, Варшава

Вместе с тем следует иметь в виду, что дискуссия по поводу этого конституционного акта среди историков права продолжается и оценки его далеко не однозначны [12].

Сюжет для юбилейной монеты, посвященной конституции, может быть и из фотографии. Так, сюжетной основой для двухевровой монеты, посвященной семидесятой годовщине вступления в силу действующей Конституции Италии, стала известная фотография, на которой запечатлен момент подписания принятого текста Конституции Временным главой государства Энрико де Никола. Монета, дизайн которой создан на основе этой фотографии, может служить примером трансформации объекта для большей информативности и выразительности, обеспечивающей лучшее выполнение монетой пропагандистской функции (рис. 10). Число участников сцены подписания на монете сокращено до трех, что порождает различного рода троичные ассоциации, превращая их в административную троицу. Наиболее важные участники сцены подписания, расположенные на фотографии по ее краям, передвинуты к Временному главе государства и стоят рядом с ним. Как и на фотографии, их позы статичны и выражают ожидание и вместе с тем понимание торжественности момента. Ракурс головы главы государства изменен: на фотографии он слишком напряженно всматривается в текст и низко опустил голову, его лицо почти не видно зрителю. На изображении на монете его лицо приподнято, что усиливает торжественность момента. В результате изображение на монете более гармонично и в большей степени передает торжественность момента подписания конституции. Создавая композицию изображения на монете путем трансформации изображения на фотографии, художник применил художественный принцип, сформулированный А. Матиссом («все, что не имеет пользы для картины, тем самым вредно» [8, С. 60]) и достиг усиления воздействия изображения на зрителя.

1

Рис. 10.1 – Монета Италии в 2 евро, посвященная семидесятой годовщине принятия Конституции Италии

1

Рис. 10.2 – Фотография момента подписания текста Конституции Временным главой государствa Энрико де Никола

1

Рис. 10.3 – Фотография оригинала Конституции с подписями

Другой образ, который создает необходимые ассоциации с конституцией, это посвященный ей памятник. Такие памятники, как правило, достаточно торжественны и обладают необходимыми для меморизации художественными качествами. Изображение известного памятника конституции создает тот же эффект, что и удачное изображение самой конституции. Так, Конституция Испании 1812 г. оказала значительное влияние на конституционный строй в соседних странах и значительной части стран Латинской Америки [27]. В Кадисе, городе, где работали Конституционные кортесы, сооружен монументальный памятник этому акту. Он получил отражение на монете, посвященной 200-летию этой Конституции (рис. 11).

1

Рис. 11 – Аверс монеты достоинством 10 евро, посвященной двухсотлетию испанской Конституции 1812 г. (а) и фотография памятника Конституции 1812 г. в Кадисе (b)

В некоторых случаях конституция или акт конституционного значения становятся узнаваемыми благодаря какой-либо эффектной детали их оформления. Так, экземпляры Великой хартии вольностей 1215 г., которая является частью неписаной конституции Великобритании, были скреплены большой королевской печатью, изображение которой в Великобритании и других странах англосаксонской системы права достаточно широко известно. Это обстоятельство учли в Австралии создатели юбилейной монеты, посвященной 800-летию Великой хартии вольностей 1215 г. достоинством в двадцать центов (рис.13).

1

Рис. 13 – Австралийская двадцатицентовая мельхиоровая монета 2015 г., посвященная 800-летию Великой хартии вольностей 1215 г. (а), свиток с текстом Великой хартии вольностей 1215 г. из собора в Солсбери (b) и рисунок печати Иоанна Безземельного (Библиотека искусств Бриджмена) (c) [33]

Композиционные особенности изображений на монетах, посвященных конституции

Образ, который выбирает художник для изображения конституции, в высокой степени определяется тем, на чем он акцентирует внимание: на процессе ее принятия/ подписания и участниках этого процесса или на самой конституции как на выдающемся по значению акте.

Если художник хочет отразить процесс подписания или принятия конституции, то в центре внимания окажутся лица, которые в нем участвуют, как на приведенном выше примере отражения момента подписания Конституции главой государства на монете в честь семидесятилетия Конституции Италии (рис.10) или помещение портретов «отцов» канадской Конфедерации на канадскую монету достоинством в один доллар. На ней обозначено существование двух актов, составляющих канадскую конституцию Акт о Британской Северной Америке 1867 г. и Конституционный акт 1982 г. [29, С. 4] На реверсе монеты воспроизведена картина Р. Вудса «Отцы Конфедерации 1867 г.».

1

Рис. 15 – Картина «Отцы Конфедерации 1867 г.». Автор Р. Вудс. Находится в главном здании канадского парламентского комплекса на Парламентском холме в Оттаве [28]

Процесс принятия конституции может быть выражен и аллегорически. При таком изображении при передаче общего духа события детали даже при внешней убедительности исторически могут быть недостоверны. Еще более сложная ситуация возникает при сочетании исторически точных деталей с аллегорическими и фантазийными. Примером может служить выпущенная в 1987 г. однодолларовая монета, посвященная 200-летию Конституции США. На ее аверсе изображены несколько листов пергамента (оригинал Конституции США 1787 г. действительно написан на пергаменте) и гусиное перо (что усиливает историчность изображения на монете, поскольку текст оригинала конституции рукописный), под ними тринадцать звезд, символизирующих количество штатов изначально вошедших в этот союз (здесь уже имеет место некий отход от действительности, поскольку два штата не ратифицировали Конституцию и только спустя некоторое время фактически выразили свое согласие, войдя в союз [16, С. 18]), на передний план вынесена увеличенного размера начальная фраза из Конституции «WePeople» (в оригинале «Мы, народ Соединенных штатов»), которой начинается преамбула этого акта и которая говорит о принятии Конституции от лица народа Соединенных штатов. Эта фраза написана от руки и воспроизведена факсимильно из оригинала текста Конституции США 1787 г. (рис. 16 а). Таким образом на аверсе монеты зритель имеет дело с исторически более или менее точным отражением событий, подкрепляемым использованием отсылки к реальным артефактам. Что же касается реверса монеты, то на ней аллегорически изображено население США за 200 лет, поэтому среди изображенных на реверсе есть женщины, не участвовавшие в разработке и принятии конституции, и вообще изображены люди в одежде разных эпох, которые, как говорится в описании монеты на сайте Монетного двора США, «представляют широкий культурный и социальный спектр, который Америка принимала и представляла более 200 лет» [24]. Таким образом мы имеем дело с фантазией художника на тему народа Соединенных штатов, не имеющую отношения к моменту принятия Конституции, отраженному на аверсе. Реально даже в формировании Конституционного конвента для создания и принятия Конституции США принимал участие не весь народ Соединенных штатов, а лишь малая его часть, поскольку избирательным правом в это время обладали только взрослые, белые мужчины-собственники [17, С. 12], составлявшие меньшинство взрослого населения США. Автором изображения на этой монете скорее всего было задумано отразить пройденный за 200 лет конституционного развития страны путь, на это указывают и даты на аверсе 1787-1987, разбитые словом «свобода», и надпись о двухсотой годовщине конституции. Однако поскольку имеет место сочетание исторически достоверного с фантазией, оно способно ввести в заблуждение или даже может быть конструированием представлений о прошлом с использованием его как властного ресурса [22].

1

Рис. 16 – Доллар, посвященный 200-летию Конституции США

В некоторых случаях художники пытаются «уравновесить» образ конституции и образ главы государства, который по традиции должен присутствовать на монетах монархий, соединяя их в единое изображение. Так на монете в два евро, посвященной 150-летию Конституции Великого герцогства Люксембург, изображение правящего герцога слева и книги конституции в центре, разделенные надписями, могли бы уравновешивать друг друга, поскольку книга выступает как основание всего изображения, но внимание привлекает прежде всего четко выделяющийся портрет герцога, а книга конституции теряется за надписью «Люксембург».

1

Рис. 17 – Монета достоинством в 2 евро, посвященная 150-летию Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г.

Если в центре внимания находится сама конституция, то ее образ может быть как сходным с оригиналом конституции (т.е. в виде свитка или книги), так и аллегорическим.

Образ конституции на монетах

Анализ изображений конституции на монетах показывает, что чаще всего художники ориентируются либо на оригинал конституции, либо на ее наиболее известные образы, используемые в произведениях изобразительного искусства. Наиболее распространенный образ современной конституции – книга (рис.). Такой выбор вполне понятен, поскольку в современном массовом сознании конституция ассоциируется с ее изданиями в виде книги, и художники следуют за таким восприятием конституции. Вместе с тем, следует отметить, что у образа конституции в виде книги есть свой философский и культурный подтекст. Книга символизирует знание как вообще, так и сакральное знание в частности [1].

1

Рис. 18 – Памятные монеты Канады, Лаоса и России, посвященные юбилейным датам национальных конституций

Мeнее распространенные, но до сих пор используемые образы конституции на монетах – свиток и скрижали.

Образ свитка соответствует оригиналам конституций прошлого и некоторым настоящего. В этом смысле изображение Конституции Польши на картине Я. Матейко и затем на юбилейной монете соответствует оригиналу (рис.). Это применимо и к действующей Конституции США 1787 г. Она действительно является рукописным документом, написанным на пергаменте. Хотя конституция США многократно тиражирована и отпечатана типографским способом на бумаге, соответственно известна в этом качестве населению, тем не менее обращение к виду оригинала подчеркивает ее древность и прочность закрепленных ею устоев (рис. 8c), укорененность Конституции «в веках». В отношении современных конституций образ свитка носит аллегорический характер [2].

Изображение конституции в виде скрижалей, содержащее отсылку к скрижалям Завета [3] и активно использующееся со времени французской революции до наших дней, в том числе и на монетах (рис. 4), также как и в виде свитка, призвано подчеркнуть древние корни конституции, и, вместе с тем святость конституционных идей и принципов.

В целом, как видно из этих и других приведенных в статье примеров, создатели проектов монет, посвященным конституции, следуют устоявшимся представлениям и используют привычные образы [4]. Вместе с тем, в настоящее время ведутся поиски новаторских форм выражения традиционных конституционных идей и ценностей. Примером результатов такого поиска может служить монета в 5 евро, выпущенная в Латвии в ознаменование столетия Конституции Латвии 1922 г. В основе изображения лежит круг – традиционная форма монет – но монета представляет собой переход круга одной конституции (1922 г.) в другой круг и новое качество в 2022 г. В Латвии в постсоветский период было восстановлено действие Конституции 1922 г., в нее также были внесены изменения, соответствующие современным представлениям, именно это и показал автор проекта монеты.

1

Рис. 19 – Монета в 5 евро, посвященная столетию Конституции Латвии 1922 г.

Заключение

Анализ изображений конституции на монетах показывает, что при создании образа конституции на монетах художники как правило ориентируются на топические, привычные образы конституции. В целом эти образы соответствуют тем распространенным в произведениях изобразительного искусства образам конституции, которые подчеркивают ее судьбоносное значение и увековечивают конституцию как важный этап жизни общества и развития конституционализма в стране. Приверженность традиционным образам и осторожность в использовании новаторских подходов вполне объяснимы значимостью государственной задачи меморизации конституции на монетах. Широко распространенные в современном изобразительном искусстве постмодернистского направления сатирические и юмористические образы конституции (в частности в карикатурах) не находят отражения на монетах, существуют только отдельные, уникальные примеры. Магистральное направление изображения конституции состоит в ее возвышении и пропаганде как очень значимого акта, обладающего высшей юридической силой в государстве. Такое понимание образа конституции соответствует задаче ее популяризации и меморизации.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Андреева Г.Н. Образ конституции в виде книги в произведениях изобразительного искусства / Г.Н. Андреева // Вестник культурологии. – М. : ИНИОН РАН, 2020. – №3. – С. 8-29. DOI:10.31249/hoc/2020.03.01
  2. Андреева Г.Н. Образ конституции в виде свитка в произведениях изобразительного искусства / Г.Н. Андреева // Культурология, философия, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки. Сб. ст. по материалам научно-практич. конференции №10 (49). – Новосибирск, 2021. –№10. – С. 10-25.
  3. Андреева Г.Н. «Скрижали» конституции в произведениях изобразительного искусства» / Г.Н. Андреева // Вестник культурологии. – М. : ИНИОН РАН, 2020. – №4. – С. 9-29. DOI:10.31249/hoc/2020.04.01
  4. Андреева Г.Н. Типичные и редкие образы конституции в произведениях изобразительного искусства и их правовое содержание / Г.Н. Андреева // InternationalConferenceonGlobalTrendsinAcademicResearch: ConferenceProceedings, June 30th, 2020, LosGatos, USA. – LosGatos (USA), 2020.– P. 119-129.
  5. Андреева Г.Н. Финансовая конституция в зарубежных странах / Г.Н. Андреева. – М. : ИНИОН РАН, 2015. – 210 с.
  6. Ахиев С.Н. Монетная пропаганда в поздне-республиканском Риме / С.Н. Ахиев // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Межд. отнош. – Саратов, 2015. – Вып. 4. – С. 47-51.
  7. Гибсон К. Как читать символы. Интенсивный курс по символам и их толкованию / К. Гибсон. – М. : РИПОЛ классик, 2011. – 256 с.
  8. Голубева О.Л. Основы композиции: Учебник / О.Л. Голубева. 7 изд. – М. : Изд-во В. Шевчук, 2021. – 144 с.
  9. Документы истории Великой французской революции : в 2-х т. / отв. ред. А.В. Адо. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. – Т. 1. – 528 с.
  10. Доллары США. 1861-2019; Справочник. – М.: ИНТЕРКРИМ-ПРЕСС, 2019. – 168 с.
  11. Зварич В.В. Нумизматический словарь / В.В. Зварич. 3 изд. – Львов : Вища школа, 1979. –338 с.
  12. Зяблова Т. Е. Конституция Польши 3 мая 1791 г.: историческое значение / Т. Е. Зяблова // Вестник Владимирского юридического института. – 2020. – № 1(54). – С. 183–188.
  13. Крупеня Е.М. Конституция и культура: эстетический подход в правовых исследованиях / Е.М. Крупеня, В.О. Лучин, Т.М. Пряхина // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – №2. – С. 76-81. DOI 10.24411/2073-0454-2019-10075
  14. Ломоносов А.Р. Конституция 3 мая : опыт меморизации в искусстве / А.Р. Ломоносов // Вестник Липецкого гос. пед. ун-та. – 2015. – №3 (18). – С. 76-79.
  15. Льюис Н. Золото: деньги прошлого и будущего / Н. Льюис. – М.: ООО «ГРАФИКА.РУ». – 296 с.
  16. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – Т. 1. А-К. – 671 с.
  17. Мишин А.А. Государственное право США / А.А. Мишин. – М. : Наука, 1976. – 208 с.
  18. Павленко Е.М. Конституция в произведениях искусства / Е.М. Павленко. – М.: Дело, 2018. – 36 с.
  19. Павленко Е.М. Образ конституции в массовой культуре как часть конституционной культуры / Е.М. Павленко //Конституционные ценности и ценность Конституции. Материалы Круглого стола с международным участием, проводимого в рамках Фестиваля науки города Москвы. – 2020. – С. 14-19.
  20. Памятники права. Конституция 3 мая. // Вестник Университета им. О.Е.Кутафина. – 2018. – №6. – С. 188-199.
  21. Пряхина Т.М. Визуализация Конституции / Т.М. Пряхина // В сборнике: Актуальные проблемы современного социогуманитарного знания. Cборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции. Под ред. Е.Б. Дудниковой, Н.В. Шалаевой. – Саратов, 2020. – С. 36-42.
  22. Символическая политика. Сб. научных трудов. Вып. 1. Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. – М.: ИНИОН, 2012. – 334 с.
  23. Хасьянова И.С. Историософский реализм Яна Матейко / И.С. Хасьянова // Шестые Казанские искусствоведческие чтения. Проблемы реализма в изобразительном искусстве XX –XXI в. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. К 100-летию со дня рождения народного художника СССР, действительного члена Российской академии художеств Хариса Абдрахмановича Якупова (1919-2010). – Казань, 2019. – С. 109-117.
  24. Constitution Bicentennial Dollar. Website United States Mint. [Electronic resource]. URL: https://www.usmint.gov/coins/coin-medal-programs/commemorative-coins/constitution-bicentennial (accessed 20.02.2022).
  25. Declaration and Constitution Coin Set / Website National Archives Store. [Electronic resource].URL: https://www.nationalarchivesstore.org/products/coin-set-constitution-declar-112175(accessed 20.02.2022).
  26. Exposiciones. Moneda e Historia en el Centenario de la Constitución de 1917. Website Museo Nacional de Historia. [Electronic resource]. URL: https://mnh.inah.gob.mx/moneda-e-historia-en-el-centenario-de-la-constitucion-de-191-1] (accessed 20.02.2022).
  27. Massó Garrote M.F. Significado y aportes de la Constitución de Cádiz de 1812 en el constitucionalismo español e iberoamericano / M.F. Massó Garrote //Revista Boliviana de Derecho. – 2011. – Nº. 12. – Pp. 122-149.
  28. Monaghan D. The Fathers of Confederation / Website House of Commons Chambre des Communes (Canada). [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/euW4V (accessed 20.02.2022).
  29. Monahan P.J. Constitutional Law. 3rd ed / P.J. Monahan. – Toronto: Irwin Law Inc., 2006. – 613 p.
  30. Popławski B. 100th Anniversary of the March Constitution / Website Narodowy Bank Polski. [Electronic resource]. URL:https://www.nbp.pl/banknoty_i_monety/monety_okolicznosciowe/2021/2021_03___konstytucja_en.pdf(accessed 20.02.2022).
  31. Projet pour une pièce de cinq décimes, droit et revers / Website Musée Carnavalet, Histoire de Paris. [Electronic resource]. URL: https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/projet-pour-une-piece-de-cinq-decimes-droit-et-revers#infos-principales (accessed 20.02.2022).
  32. Scholsem J.-C. La nueva Constituciόn belga / J.-C. Scholsem // Revista de Centro de estudios constitucionales. – Madrid, 1993. – N 20. – P. 61-164.
  33. The Great Charter. 6 May 2015. [Electronic resource]. URL: https://www.canadashistory.ca/explore/politics-law/the-great-charter(accessed 20.02.2022)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Andreeva G.N. Obraz konstitucii v vide knigi v proizvedenijah izobrazitel'nogo iskusstva [Image of the constitution in the form of a book in works of fine art] / G.N.Andreeva // Vestnik kul'turologii [Herald of Culturology]. – M. : INION RAN, 2020. – №3. – P. 8-29. DOI:10.31249/hoc/2020.03.01 [in Russian]
  2. Andreeva G.N. Obraz konstitucii v vide svitka v proizvedenijah izobrazitel'nogo iskusstva [Image of the constitution in the form of a scroll in works of fine art.] / G.N.Andreeva // Kul'turologija, filosofija, iskusstvovedenie: aktual'nye problemy sovremennoj nauki. Sbornik statej po materialam nauchno-praktich. konferencii [Cultural studies, philosophy, art history: topical problems of modern science. Collection of articles on the materials of the scientific and practical conference] №10 (49). – Novosibirsk, 2021. –№10. –P. 10-25. [in Russian]
  3. Andreeva G.N. «Skrizhali» konstitucii v proizvedenijah izobrazitel'nogo iskusstva» ["Scratches" of the constitution in works of fine art] / G.N.Andreeva // Vestnik kul'turologii [Herald of Culturology]. – M. : INION RAN, 2020. – №4. – P. 9-29. DOI:10.31249/hoc/2020.04.01 [in Russian]
  4. Andreeva G.N. Tipichnye i redkie obrazy konstitucii v proizvedenijah izobrazitel'nogo iskusstva i ih pravovoe soderzhanie [Typical and rare images of the constitution in works of fine art and their legal content] / G.N.Andreeva // International Conference on Global Trends in Academic Research: Conference Proceedings, June 30th, 2020, Los Gatos, USA. – Los Gatos (USA), 2020. – P. 119-129. [in Russian]
  5. Andreeva G.N. Finansovaja konstitucija v zarubezhnyh stranah [Financial constitution in foreign countries] / G.N.Andreeva. – M. : INION RAN, 2015. – 210 p. [in Russian]
  6. Ahiev S.N. Monetnaja propaganda v pozdne-respublikanskom Rime [Coin propaganda in late republican Rome] / S.N. Ahiev // Izv. Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija. Istorija. Mezhdunarodnye otnoshenija [News of Saratov University. New series. Series History. International relations]. – Saratov, 2015. – Issue. 4. – P. 47-51. [in Russian]
  7. Gibson K. Kak chitat' simvoly. Intensivnyj kurs po simvolam i ih tolkovaniju [How to read symbols. Intensive course on symbols and their interpretation]/ Gibson K. – M. : RIPOL klassik, 2011. – 256 p. [in Russian]
  8. Golubeva O.L. Osnovy kompozicii: Uchebnik. [Basics of composition: Textbook. 7 nd edition] / O.L. Golubeva – M. : Publishing houseV. Shevchuk, 2021. – 144 p. [in Russian]
  9. Dokumenty istorii Velikoj francuzskoj revoljucii [Documents of the history of the French Revolution. In 2 vols the P.1]/ edited by A.V. Ado. – M. : Publishing house Mosk. un-ta, 1990. – 528 p. [in Russian]
  10. Dollary SShA. 1861-2019; Spravochnik [US dollars. 1861-2019; Directory]. – M.: INTERKRIM-PRESS, 2019. – 168 p. [in Russian]
  11. Zvarich V.V. Numizmaticheskij slovar' [Numismatic dictionary. 3nd edition] / V.V. Zvarich. – L'vov : Vishha shkola, 1979. – 338 p. [in Russian]
  12. Zjablova T. E. Konstitucija Pol'shi 3 maja 1791 g.: istoricheskoe znachenie [Polish Constitution May 3, 1791: historical significance] / T.E. Zjablova // Vestnik Vladimirskogo juridicheskogo instituta.[Bulletin of Vladimir Law Institute] – 2020. – № 1(54). – P. 183–188. [in Russian]
  13. Krupenja E.M. Konstitucija i kul'tura: jesteticheskij podhod v pravovyh issledovanijah [Constitution and culture: aesthetic approach in legal research] / E.M. Krupenja, V.O. Luchin, T.M. Prjahina // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of Moscow State University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. – 2019. – №2. – P. 76-81. DOI 10.24411/2073-0454-2019-10075 [in Russian]
  14. Lomonosov A.R. Konstitucija 3 maja : opyt memorizacii v iskusstve [Constitution May 3: the experience of memorization in art] / A.R. Lomonosov // Vestnik Lipeckogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Lipetsk State Pedagogical University]. – 2015. – №3 (18). – P. 76-79. [in Russian]
  15. L'juis N. Zoloto: den'gi proshlogo i budushhego [Gold: money of the past and the future] / N.L'juis. – M. : OOO «GRAFIKA.RU». – 296 p. [in Russian]
  16. Mify narodov mira. Jenciklopedija. [Myths of the peoples of the world. Encyclopedia] – M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1980. – A-K. – 671 p. [in Russian]
  17. Mishin A.A. Gosudarstvennoe pravo SShA [U.S. State Law] / A.A. Mishin – M. : Nauka, 1976. – 208 p. [in Russian]
  18. Pavlenko E.M. Konstitucija v proizvedenijah iskusstva [Constitution in works of art] / E.M. Pavlenko – M.: Delo, 2018. – 36 p. [in Russian]
  19. Pavlenko E.M. Obraz konstitucii v massovoj kul'ture kak chast' konstitucionnoj kul'tury [The Image of the Constitution in Mass Culture as a Part of the Constitutional Culture] / E.M. Pavlenko //Konstitucionnye cennosti i cennost' Konstitucii. Materialy Kruglogo stola s mezhdunarodnym uchastiem, provodimogo v ramkah Festivalja nauki goroda Moskvy [Constitutional values and the value of the Constitution. Materials of the Round Table with international participation, held as part of the Moscow Science Festival]. – 2020. – P. 14-19. [in Russian]
  20. Pamjatniki prava. Konstitucija 3 maja [Monuments of law. Constitution May 3] // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina [Bulletin of O.E.Kutafin University]. – 2018. – №6. – P. 188-199. [in Russian]
  21. Prjahina T.M. Vizualizacija Konstitucii [Visualization of the Constitution] / T.M. Prjahina // V sbornike: Aktual'nye problemy sovremennogo sociogumanitarnogo znanija. Cbornik statej Nacional'noj (Vserossijskoj) nauchno-prakticheskoj konferencii. [Topical problems of modern sociohumanitary knowledge. Collection of articles of the National (All-Russian) Scientific and Practical Conference. Ed. E.B. Dudnikova, N.V. Shalaeva]. – Saratov, 2020. – P. 36-42. [in Russian]
  22. Simvolicheskaja politika. Sb. nauchnyh trudov. Vypusk 1. Konstruirovanie predstavlenij o proshlom kak vlastnyj resurs [Symbolic politics. Sat. scientific works. Issue. 1. Designing Past Views as a Power Resource]. – M.: INION, 2012. – 334 p. [in Russian]
  23. Has'janova I.S. Istoriosofskij realizm Jana Matejko [Historiosophical realism by Jan Mateiko] / I.S. Has'janova // Shestye Kazanskie iskusstvovedcheskie chtenija. Problemy realizma v izobrazitel'nom iskusstve XX –XXI v. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. K 100-letiju so dnja rozhdenija narodnogo hudozhnika SSSR, dejstvitel'nogo chlena Rossijskoj akademii hudozhestv Harisa Abdrahmanovicha Jakupova (1919-2010). – Kazan', 2019. – P. 109-117. [in Russian]
  24. Constitution Bicentennial Dollar. Website United States Mint. [Electronic resource]. URL: https://www.usmint.gov/coins/coin-medal-programs/commemorative-coins/constitution-bicentennial (accessed 20.02.2022).
  25. Declaration and Constitution Coin Set / Website National Archives Store. [Electronic resource].URL: https://www.nationalarchivesstore.org/products/coin-set-constitution-declar-112175(accessed 20.02.2022).
  26. Exposiciones. Moneda e Historia en el Centenario de la Constitución de 1917. Website Museo Nacional de Historia. [Electronic resource]. URL: https://mnh.inah.gob.mx/moneda-e-historia-en-el-centenario-de-la-constitucion-de-191-1] (accessed 20.02.2022).
  27. Massó Garrote M.F. Significado y aportes de la Constitución de Cádiz de 1812 en el constitucionalismo español e iberoamericano [Meaning and contributions of the Constitution of Cádiz of 1812 in Spanish and Ibero-American constitutionalism] / M.F. Massó Garrote // Revista Boliviana de Derecho. – 2011. – Nº. 12. – Pp. 122-149. [in Spanish]
  28. Monaghan D. The Fathers of Confederation / Website House of Commons Chambre des Communes (Canada). [Electronic resource]. URL: https://clck.ru/euW4V (accessed 20.02.2022).
  29. Monahan P.J. Constitutional Law. 3rd ed / P.J. Monahan. – Toronto: Irwin Law Inc., 2006. – 613 p.
  30. Popławski B. 100th Anniversary of the March Constitution / Website Narodowy Bank Polski. [Electronic resource]. URL: https://www.nbp.pl/banknoty_i_monety/monety_okolicznosciowe/2021/2021_03___konstytucja_en.pdf(accessed 20.02.2022).
  31. Projet pour une pièce de cinq décimes, droit et revers [Project for a five-decimal coin, right and reverse] // Website Musée Carnavalet, Histoire de Paris. [Electronic resource]. URL: https://www.parismuseescollections.paris.fr/fr/musee-carnavalet/oeuvres/projet-pour-une-piece-de-cinq-decimes-droit-et-revers#infos-principales (accessed 20.02.2022). [in French]
  32. Scholsem J.-C. La nueva Constituciόn belga [The new Belgian Constitution] / J.-C. Scholsem // Revista de Centro de estudios constitucionales [Journal of the Center for Constitutional Studies]. – Madrid, 1993. – N 20. – P. 61-164. [in Spanish]
  33. The Great Charter. 6 May 2015. [Electronic resource]. URL: https://www.canadashistory.ca/explore/politics-law/the-great-charter(accessed 20.02.2022)