КОМПАРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПЕРИОДИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.047
Выпуск: № 11 (65), 2017
Опубликована:
2017/11/18
PDF

Мощенок Г.Б.1, Старчикова И.Ю.2, Шакурова Е.С.3

1ORCID: 0000-0002-3419-0899, доцент, 2ORCID: 0000-0003-0502-5680, старший преподаватель, 3ORCID: 0000-0002-0810-4950, кандидат филологических наук, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

 КОМПАРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПЕРИОДИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В статье предпринята попытка соотнесения этапов западного культурного процесса с этапами развития российской культуры, взятой в качестве особой части общемирового культурного процесса. В качестве научного метода используется принцип историзма. Сопоставительно рассматривается динамика становления сходных культурных явлений, описывается их внутренняя основа, сходство и различия, социальное содержание. Исторический принцип, лежащий в основе периодизации культурного процесса, может использоваться преподавателями вузов в качестве методологический основы в преподавании культурологии, истории, философии, социологии и др.

Ключевые слова: культура, мировоззрение, исторический процесс, периодизация истории культуры, мировой культурный процесс, мировая цивилизация.

Moshchenok G.B.1, Starchikova I.Yu.2, Shakurova E.S.3

1ORCID: 0000-0002-3419-0899, Assistant Professor, 2ORCID: 0000-0003-0502-5680, Senior Teacher, 3ORCID: 0000-0002-0810-4950, PhD in Philology, Moscow Aviation Institute (National Research University)

COMPARATIVE APPROACH TO THE STUDY OF THE PERIODIZATION OF THE CULTURAL PROCESS

Abstract

The article attempts to correlate the stages of the Western cultural process with the stages of development of the Russian culture taken as a special part of the global cultural process. The principle of historicism is used as a scientific method. The dynamics of similar cultural phenomena formation is considered in comparison. Their internal basis, similarity and differences as well as social content are described. The historical principle underlying the periodization of the cultural process can be used by university teachers as a methodological basis in the teaching of cultural studies, history, philosophy, sociology, etc.

Keywords: culture, worldview, historical process, periodization of the history of culture, world cultural process, world civilization.

Вопросами периодизации мирового культурного процесса занимались многие авторы, но спорных вопросов в этой теме осталось, все же, достаточно. В значительной степени это объясняется сложностью и противоречивостью вопросов, связанных с положением культуры в обществах разного типа и тенденциями их развития.

Сложность заявленной проблемы объясняется еще и тем, что развитие теоретических положений культурологии взаимосвязано с развитием многих других наук. С одной стороны, взаимопроникновение, ведёт к взаимообогащению и, в конечном счете, к углублению исследований. С другой стороны, учитывая специфику подходов культуролога, историка, экономиста, специалиста в области точных наук и т.д., вопрос иногда значительно усложняется. Этим, в первую очередь, объясняется и то, что представители различных академических дисциплин по-разному видят исторические события. Известный культуролог Роберт Л. Карнейро считал, что исследовать вопрос – значит произвести своего рода условное деление на хронологические периоды в соответствии с особенностями его развития.

Существуют различные способы периодизации, но чаще всего применяются подходы, наиболее близкие к формационному, в сочетании с принципом линейности. Этапы культурного процесса «накладываются» при этом на соответствующие схемы истории. Это объясняется тем, что культурология сравнительно молодая и тесно связанная с историей наука. Роберт Л. Карнейро допускал, что «культурный процесс можно изучать либо в целом, либо в различных его аспектах» [1, С. 428].

К разряду общемировых относится первобытная культура.

Первобытная культура. Л.А. Никитич отмечает, что «проблема первобытной культуры – одна из самых сложных в культурологии. Это связано с недостатком источников и наличием прямо противоположных точек зрения по вопросу о ее возникновении и природе» [2, C. 122]. Первобытная культура есть первая историческая форма культуры. Она изменялась вместе с человеком и обществом. В связи с этим, двумя важными проблемами, связанными с ее развитием, являются антропогенез т.е. происхождение физического типа человека и антропосоциогенез – формирования человека как общественного существа, создающего культуру. Выделим два крупных периода:·

Каменный век. В период раннего палеолита появился Homo habilis – тип человека умелого. Он способен был отбивать из каменной гальки примитивные орудия труда. На этом этапе развития полностью отсутствуют какие-либо элементы духовной культуры. Эпохе среднего палеолита – характерен Homo erectus – человек – прямоходящий. Он занимается собирательством, охотой, умеет обращаться с огнем, сохранять и усложнять коммуникативные сигналы. В эпоху верхнего палеолита возникает новый тип человека – Homo sapiens или человек разумный. Праобщина сменятся ранней родовой общиной, для которой характерна общественная собственность на орудия труда, присваивающий непроизводительный труд, умение хранить огонь, производить более совершенные орудия труда. Решающим фактором, влияющим на развитие человека, был повседневный, тяжелый труд. Именно труд оказал влияние на развитие физических, интеллектуальных и социальных характеристик древнего человека. В этот период были заложены ключевые основы развития духовной культуры: язык, религия, семья, мораль, искусство, которые получили свое развитие в эпоху мезолита и неолита.

Меднокаменный век (энеолит). В это время вытесняются каменные орудия медными и бронзовыми. Происходит энергетическая революция, сутью которой стало освоение огня, применение его для обогрева жилищ, приготовления пищи, а также изобретение лука и стрел. Древний человек пришел от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству, связанному с появлением земледелия и скотоводства. В этот период усложняются области духовной жизни общества: мораль, религия, искусство. Для него характерен синкретизм, т.е. нерасчлененность сознания. Вопрос о возникновении религии в данный период, на наш взгляд, является определяющим в развитии духовной культуры. Некоторые исследователи утверждают, что страх и невежество первобытных людей (главное – страх смерти) порождают религию. Английский этнограф Э. Тайлор считал, что в основе религии лежит вера в духовные существа, т.е. души и духов. Тайлор назвал эту веру «анимизмом». В процессе развития анимизма возникает тотемизм – религия, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей общины с каким-либо видом животных или растений. Культ неодушевленных предметов получил название фетишизм. Формируется каста служителей культа – колдунов, жрецов, шаманов. Складывается их союз с вождями. Именно в это время и формируется принцип: любая власть – от Бога. Высшим уровнем развития религии в первобытном обществе стал политеизм. У каждого племени складывался культ богов. Религиозные представления оказывали воздействие на формирования обычаев, традиций, морали, права, различных отраслей знаний, искусства. Таким образом, в этот период был создан фундамент современной культуры, т.е. запас знаний, практического опыта, психофизических достоинств человека.

В первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни – земледелие, скотоводство, брак и семья, религия, искусство, мировоззрение. Мировоззрение формируется в контексте истории и культуры, отражая существующие социальные нормы и ценности, которые могут изменяться.

Культура Древнего мира (IV тыс. до н.э.-V в. н.э.). Бронзовый век, который охватывал период между концом 4 и началом 1 тысячелетия до н.э. Этот период, как отмечает С.П. Мамонтов, «отличается от предыдущего времени тем, что для современного человека – это уже не с трудом реконструированная, весьма туманная, безликая и безличная полумифическая эпоха, а более или менее определенная историческая реальность, отчетливо проступающая для нас из глубины веков, с ее персонажами, конкретными событиями и развитой общественной организацией. Как результат, возникновение первых рабовладельческих государств на благодатных по климатическим условиям территориях нынешнего Ближнего Востока, Индии и Центральной Америки и других регионов. Бронзовый век – время расцвета древнейших мировых цивилизаций...» [3, С. 78].

Железный век, который охватывал период с середины I тыс. до н.э. до V века н.э. и характеризовался появлением металлургии железа, разложением у большинства народов Евразии первобытнообщинного строя и переходом к рабовладельческому обществу. Человеческим измерением бронзового и железного веков, имевшим огромное значение для истории культуры, является культура древнего мира, особенно античности, когда были достигнуты непревзойденные успехи не только в материальной, но и в духовной культуре.

К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима, которые явились основой западной культуры. Основной чертой античного мировоззрения был принцип космоцентризма, под которым следует понимать космос как центр бытия, центр мироздания. Античному мировоззрению характерен фатализм, покорность судьбе, ее предопределенность. Основными ценностями античности были демократия, формирующееся гражданское общество, обеспечивающее свободу личности.

Средневековая культура (V-XVII вв.) – это культура феодального общества, его зарождения, развития и разложения в Западной Европе, сформировавшаяся под влиянием христианского мировоззрения. В основе культуры средневековья лежит взаимодействие двух начал: варварской культуры и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, религии. Основным мировоззренческим принципом становится теоцентризм. Средневековый человек видит мир сквозь призму христианской догматики, религиозных запретов, аскетичных потребностей. Принцип теоцентризма повлиял на развитие средневековой культуры, существенно сакрализуя и оцерквляя ее. «Все важные разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип и ценность» [4, C. 429].

Христианство наложило глубокий отпечаток на общественно-политическое, нравственное, интеллектуальное, художественное развитие европейской и мировой культуры. Именно христианство на протяжении столетий обеспечивало культурное единство Западной Европы.

В данный период в Италии начинает зарождаться буржуазная культура, которую называют культурой «Возрождения», провозглашающая иной мировоззренческий принцип – антропоцентризм, результатом которого явилось зарождение гуманизма в Европе. Скинув гнет средневековой схоластики, обращаясь к античным духовным ценностям, культура начинает свое интенсивное развитие. Эпоха Возрождения дает целую плеяду гениальных мастеров, благодаря которым утверждается гелиоцентрическая картина мира, зарождается изобретательство, начинает развиваться инженерная мысль. В центре внимания эпохи – человек как высшая ценность, жизнерадостный оптимизм, отрицание аскетизма, пафос гармонической всесторонней, раскрепощенной личности. В XVI в. Ренессанс становится общеевропейским.

XVII век в Европе знаменуется развитием научного мировоззрения, эмпирической науки, поиском методов научного исследования, желанием понять сущность и критерии истины. Основным аксиологическим принципом становится принцип автономно мыслящего субъекта.

Культура Нового времени (XVIII - нач. XX вв.). Начало культуры этого времени связано с появлением капитализма и характеризуется всесторонней секуляризацией культуры, победой рационализма и буржуазных форм общественного сознания, а также преодолением локальности культурных явлений.

В свою очередь здесь выделяется два больших самостоятельных этапа:

а). Век Просвещения, который  провозглашает не только ценность науки, но и принцип общедоступности, обязательности и всеобщности образования. Ценность знания, соответствующего истине, – вот главный философский принцип, повлиявший на динамику развития мировоззрения, а, следовательно, на культуру в целом.

б). Культура XIX века. Общественное мировоззрение в XIX веке представляет собой широчайшее поле смыслов, в основе которого лежит принципиальный отказ от предшествующих традиций, поиск альтернатив, коренная, во многом радикальная переоценка ценностей. Подобное мироощущение существенно повлияло на культуру. В это время развивается классическое естествознание, больших успехов достигает наука и техника (телефон, радио, кино и т.д.). Это оказывает огромное влияние на развитие европейской культуры. Появляются и получают дальнейшее развитие новые направления художественной культуры: классическое искусство, ампир, сентиментализм, романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, а также новые направления, такие как натурализм, символизм и др.

Культура Новейшего времени (1914/1917 гг. – по настоящее время). Важными достижения эпохи оказались открытия ядерной энергии, возникновение космонавтики, создание компьютеров и др. Для культуры Новейшего времени характерно существование множества направлений, стилей, жанров. В XX веке сознательно, целенаправленно формируется идеология, являющая для большинства неоспоримую ценность, основу мироощущения и мировоззрения. Начинает формироваться институт общественного мнения. Противостояние политических систем складывается в контексте конфликтной парадигмы.

В начале XXI века стали говорить о новом информационном обществе, о движении к новой, информационной культуре. «Дело не только в количестве информации, но и в том, что информационные процессы и технологии изменяют мировоззрение людей, качественно меняют мир, в котором они живут. Рядом с мирами реальными возникают виртуальные миры...» [5, С. 462-463]. Главной особенностью развития мировой, как и отечественной культуры, в новейшее время является небывалая ранее коммуникативность, а также разнообразие направлений, среди которых следует выделить абстракционизм, авангардизм, академизм, видео-арт, гиперреализм или фотореализм, декаденство, концептуальное искусство, кубизм, лэнд-арт, модерн, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и др.

Культура России имеет особое место в мировой культуре, особый статус и особую роль. Трудно оценивать вклад поколений, если многие памятники культуры погибли, а реставраторы не всегда точно восстанавливают культурные артефакты, представляя лишь один из возможных вариантов. Так, весьма странным представляется отсутствие точных сведений о времени ранее IX в.

Периодизация русской культуры в основном совпадает с периодизацией известного нам исторического процесса России и ее можно представить следующим образом:

Древнерусская, или средневековая культура (IХ-ХVII вв.). Это достаточно большой период в истории развития русской культуры, которому свойственны следующие особенности:

а) традиционализм – она мало меняется, базируется на медленном развитии экономики, изменении орудий труда;

б) безраздельное господство религиозной культуры. Религия славян (до возникновения государственности) основывалась на мистическом отношении к природе. У древних славян сформировался культ земли, солнца, дождя, рек, что является характерной чертой язычества. В славянском язычестве преобладала не жреческая, и не военная, а земледельческая функция, связанная с возделыванием земли, что отличало его от мифологии других западноевропейских стран. Славянское язычество, так же как и западное, не характеризовалось следующим – понятием человеческой личности, ценности человеческой души и жизни. Принятие в 988 г. христианства – православия – открыло широкие перспективы для развития контактов с Европой. «Приняв христианство от Византии, Русь не просто сделала свой цивилизационный выбор, но сформировала мировоззренческую матрицу собственной культуры» [6, C. 135]. Наиболее тесные культурные связи Руси с Византией были в X-XII в. Византийское влияние было не только источником, но и следствием развития русской культуры, обусловленное потребностью древнерусского общества в более высокоразвитой культуре. Принятие христианства и появление письменности способствовало зарождению и распространению нового мировоззрения, которое интегрировало в себя основы православной догматики и остаточные языческие культы. На Руси подобное мировоззрение только начинает зарождаться, тогда как в Европе оно имеет длительную, тысячелетнюю историю. Особенно сильное влияние христианства на русскую культуру проявлялось в области канонического права, иконописи, зодчества.

в) накопление знаний;

г) изменение характера связей с другими культурами. Так, в связи с нашествием монголо-татар были прерваны контакты с Византией. В домонгольский период Русь не уступала в культурном развитии большинству стран Европы. И это сотрудничество было равноправным, поскольку оба региона принадлежали к христианскому миру. XII – начало XIII вв. – период феодальной раздробленности, при этом развитие культуры не было приостановлено. Наоборот, стали более заметными особенности в культуре различных земель и княжеств, формируются локальные школы зодчества, иконописи (Новгородская, Псковская, Владимирская, Рязанская и др.). Несмотря на пестроту местных школ, стилей, традиций древнерусская культура продолжает оставаться единой. В этот период культура Руси вбирает в себя формирующиеся традиции в архитектуре Западной Европы (например, романский стиль, нашедший отражение в зодчестве Новгорода и Полоцка).

В период монголо-татарского нашествия заметен упадок в различных сферах культуры. Внешние связи были почти полностью прерваны. Только Новгород и Псков сохранили общение с Западом. С конца XIV в. устанавливаются связи с болгарской и сербской культурами, а также с Афоном и Константинополем.

В конце XV – XVI вв. развиваются связи с Италией и другими странами. Установление этих связей было важным условием преодоления отсталости после монгольского владычества. В Россию прибывали зодчие, иконописцы и другие мастера. Однако влияние церкви в борьбе с «латинством» усложняло эти связи.

Культура Нового времени (конец ХVII – XIX вв.). К особенностям этого периода России следует отнести следующие черты:

а) «обмирщение» культуры, развитие рационализма. Доминирование вкусов господствующего класса,  вырастающих из общей культуры, установление светского мировоззрения, принцип антропоцентризма. Человек становится центром культуры. Появляется светская живопись, в частности, такие жанры как портрет, исторический жанр, пейзаж и т.д.

б) трансформация знания в науку;

в) исчезновение замкнутости и локальности в культурном развитии;

Лучшие национальные традиции демонстрируют живучесть в ситуации усиления связей с другими культурами, происходит взаимопроникновение и взаимообогащение культур.

В начале ХVIII в. в России возрастает роль просвещения, с которым связывались надежды на разрешение социальных проблем. Эти убеждения отражали влияние французского Просвещения. Живопись, литература, музыка развиваются согласно закономерностям европейской культуры, сохраняя при этом национальную идентичность. На протяжении XVIII в. создается основа для интенсивной интеграции России в мировой культурный процесс, который начнется лишь в XIX в.

«В сложной и быстро меняющейся социально-политической обстановке на рубеже XIX –XX вв. культурный исторический процесс в России как бы распадался на несколько течений: с одной стороны, он был отмечен развитием лучших демократических традиций, а с другой – сомнениями, мятежными и противоречивыми исканиями, борьбой в различных сферах культуры» [7, С. 254-255]. В начале XIX в. формируется официальная идеология, в основе которой лежат ценности – самодержавие, православие, народность, поддерживаемые славянофилами. В противовес славянофилам появляется либерально-буржуазная идеология – западничество, что свидетельствует о начинающемся процессе радикального идейного размежевания.

Мощный вклад в развитие русской культуры внесли не только представители общественной мысли, литературы, живописи, архитектуры, скульптуры, но и ученые, изобретатели.

Культура Новейшего времени (1914/1917 гг. – по настоящее время). Главными составляющими русской культуры с 20-х гг. до 90 гг. XX в. являются три пласта:

а) советская культура (нач. XX в. - 1991г.). Она начала складываться в начале XX в. В первые годы советской власти в культуре наблюдалось большое разнообразие школ и направлений. Однако такое мирное «сожительство» творческих людей, которые часто стояли на диаметрально противоположных позициях, просуществовало лишь до конца 20-х гг. Однако такое мирное «сожительство» творческих людей, которые часто стояли на диаметрально противоположных позициях, просуществовало лишь до конца 20-х гг. Затем наступает период быстрого создания социалистической культуры, творческий метод которой определялся как «социалистический реализм», содержанием которого провозглашалось правдивое, исторически конкретное изображение жизни в ее революционном развитии. Наряду с ней в русский мир входят:

б) культура «андеграунда»;

в) культура русского зарубежья, или русской эмиграции.

История русской зарубежной культуры – литературы, искусства, философии, журналистики – это история культурной жизни общества, «изгнанного с родины и создавшего свою собственную страну без физических и юридических границ» [8, С. 13].

Постсоветская русская культура (с нач. 90-х гг. XX в. по настоящее время). Для культурной политики этого периода характерны:

а) новые подходы и ориентации: утрата духовной власти государства над личностью; монополия, выражающаяся в стандартизации систем образования и воспитания; появление различных новых форм дошкольного и школьного образования и культуры; отсутствие единственной и обязательной для всех государственной идеологии;

б) отсутствие системы ценностей, в духе которой воспитывается новое поколение; осуществляются политические, социальные и экономические преобразования и т.п. В этих условиях формируется новая мораль, новые ценностные ориентации, правила жизни, спрос на культуру определенного типа. Появилось много преходящего, несвойственного русскому менталитету. Однако, это «…не значит, что нужно с порога отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт…» [9, С. 311-313].

Практика показала, что культура любого народа складывается из следующих составляющих:

  • культурных достижений, созданных предшествующим поколением;
  • заимствований из культур других народов;
  • наработок живущего поколения.

Спроецируем эти три момента на историю русской культуры:

  1. Истокироссийскойкультуры уходят вкультурувосточнославянскую, а,подчас, в культуруславянвообще;
  2. Наибольшее влияние на культуру Киевской Руси оказали: а) Византия; б) степь; в) Скандинавия (в меньшей степени); г) другие народы.

Русская культура, будучи частью европейской культуры, также впитала много от народов, которые проживали на территории бывшего СССР, что сделало ее евразийской. Одна из самых характерных черт русской культуры – это ее высокая духовность. Русская культура обогатила мировую культуру многочисленными памятниками во многих сферах искусства, литературы, живописи и т.д. Тип западного общества изначально был создан на базе доминирования господства человека над природой, индивидуалистического начала над общественными интересами, инновационной стороны культуры над традиционной. Эти противоречия были и остаются основными источниками развития человечества.

Выделение основных этапов на историческом пути развития мировой культуры дает нам возможность в большей степени обозначить различные их черты, детализировать составляющие, присущие тому или иному периоду мирового культурного процесса, выявить, в конечном счете, его сущностные особенности, то есть внутреннюю основу, содержание, смысл. Для дальнейшего развития общепланетарной культуры «необходимо утверждение гуманистических идеалов, отвергающих насилие и признающих ценность другого человека и другой культуры» [10, С.228].

Компаративный подход позволяет проследить процессы взаимопроникновения и взаимообогащения разных культур. Поэтому исследования проблем синхронизации могут быть продолжены, особенно если учесть, что ни одна из существующих теорий, как показало изучение вопроса, не может претендовать на универсальность, любая периодизация, в конечном счете, субъективна, и, следовательно, может быть оспорена.

Список литературы / References

  1. Антропология исследований культур: Интерпретация культуры. Т.1. – Санкт-Петербург: Университетская книга, – 1997. – 544 с.
  2. Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов / Л. А. Никитич. – ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 559 с.
  3. Мамонтов С.П. Основы культурологии / C. П. Мамонтов. – М.: 1994. – 496 с.
  4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М. : 1992. – 543 с.
  5. Теория культуры: учеб. пособие /под общ. ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – СПб. : Питер, 2010. – 592 с.
  6. Монина М.П. Онтологическая проблематика в творчестве А.С.Пушкина: философско-культурологический анализ./ М. П. Монина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 8 (62). –С. 135–137.
  7. Балакина Т. И. История русской культуры / Т. И. Балакина. – М. : ИЦ Азъ, 1995. – 268 с.
  8. Раев М. И. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919–1939 / М. И. Раев. – М. : Прогресс-Академия, 1994. – 292 с.
  9. Гумилев Л. Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. / Л. Н. Гумилев. – М. : Танаис ДИ-ДИК, 1994. – 553 с.
  10. Попова Т. В. Культурология: учеб. пособие / Т. В. Попова. – М. : ИД ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. – 256 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. 1. Antropologija issledovanij kul'tur: Interpretacija kul'tury [Anthropology of cultural studies: Interpretation of culture V. 1]. – Saint Petersburg : University`s book, 1997. – 544 р. [in Russian]
  2. Nikitich L.A. Kul'turologija. Teorija, filosofija, istorija kul'tury: Uchebnik dlja studentov vuzov [Cultural Studies. Theory, philosophy, history, culture: a Textbook for University`s students] / L. A. Nikitich. – YUNITI-DANA, 2009. – 559 p. [in Russian]
  3. .Mamontov S. P. Osnovy kul'turologii [The foundations of cultural studies] / S. P. Mamontov. – M. : 1994. – 496 p. [in Russian]
  4. Sorokin P. A. Chelovek. Civilizacija.Obshhestvo [The Man. Civilization.Society] / P. A. Sorokin. – M. : 1992, – 543 p. [in Russian]
  5. Teorija kul'tury: ucheb. posobie. [Theory of culture: manual] / edited by S. N. Ikonnikova, V. P. Bol'shakov. – SPb. : Peter, 2010. – 592 p. [in Russian]
  6. Monina N.P. Ontologicheskaja problematika v tvorchestve A.S.Pushkina: filosofsko-kul'turologicheskij analiz [Ontological problems in the works of A.S.Pushkin: philosophical and cultural analysis] / N. P. Monina // International research journal. – 2017. – № 8 (62). – P. 135–137. [in Russian]
  7. Balakina T.I. Istorija russkoj kul'tury [The History of Russian culture] / T. A. Balakina. – M. : the Publishing centre AZ, – 1995. – 268 p. [in Russian]
  8. Raev M. I. Rossija za rubezhom: Istorija kul'tury russkoj jemigracii. 1919-1939 [Russia abroad: the cultural history of Russian emigration. 1919-1939] / M. I. Raev. – M. : Progress-Akademiya, – 1994. – 292 p. [in Russian]
  9. Gumilev L. N. Ot Rusi do Rossii. Ocherki jetnicheskoj istorii [ From Rus to Russia. Essays on ethnic history] / L. N. Gumilev. – M. : Tanais DI-DIK, – 1994. – 553 p. [in Russian]
  10. Popova T. V. Kul'turologija: ucheb. posobie [Cultural studies: textbook] / T. V. Popova. – M. : PH FORUM: INFRA-M, – 2015. – 256 p. [in Russian]