Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217, 16+

Скачать PDF ( ) Страницы: 129-132 Выпуск: №12 (31) Часть 2 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Смирнов И. Б. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЛЕГЕНДАРНЫЕ ГЕРОИ В СОЗНАНИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / И. Б. Смирнов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — №12 (31) Часть 2. — С. 129—132. — URL: https://research-journal.org/culture/istoricheskie-i-legendarnye-geroi-v-soznanii-kitajskix-studentov-kak-proyavlenie-nacionalnogo-kulturnogo-naslediya/ (дата обращения: 24.11.2020. ).
Смирнов И. Б. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЛЕГЕНДАРНЫЕ ГЕРОИ В СОЗНАНИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / И. Б. Смирнов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — №12 (31) Часть 2. — С. 129—132.

Импортировать


ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЛЕГЕНДАРНЫЕ ГЕРОИ В СОЗНАНИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Смирнов И.Б.

Кандидат педагогических наук, доцент, Китайский океанологический университет, г.Циндао (КНР)

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ЛЕГЕНДАРНЫЕ ГЕРОИ В СОЗНАНИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Аннотация

В статье анализируются результаты исследования, проведенного среди китайских студентов и направленного на выявление наиболее популярных образов исторических героев и легендарных персонажей, манифестирующих национальные культурные традиции.

Кючевые слова: национальная культура; национальное сознание; исторический герой; легендарный герой; культурная традиция; инкультурация; качествa личности.

Smirnov I.B.

PhD in pedagogics, assosiate professor, Ocean University of China

HISTORICAL AND LEGENDARY HEROES IN THE MINDS OF CHINESE STUDENTS AS A MANIFESTATION OF NATIONAL CULTURAL HERITAGE

Abstract

The article analyzes the results of a study conducted among Chinese students and aimed at identifying the most popular images of historical heroes and legendary characters, manifesting national cultural traditions.

Keywords: national culture; national consciousness; historical hero; legendary hero; cultural tradition; enculturation; qualities of personality.

Национальная культура проявляет себя в целом спектре символов, распространённых в социуме. Особый интерес представляют в этом контексте образы героев, реальных и вымышленных, являющихся в определённый временной период кумирами отдельных социальных групп. В своем исследовании мы обратились к выявлению феномена героя современной китайской молодежи, ибо героизация определенных фигур дает представление о ценностях молодых людей, о влиянии на их идеалы как национальной социально-политический системы, так и тенденций глобализации, проявляющихся в политике открытого общества и проведнии реформ в КНР, начатых еще Дэн Сяопином в самом конце 70-х годов прошлого века.

Анкетированием, проведенным на базе Китайского океанологического университета (г.Циндао), были охвачены 128 студентов разных факультетов третьего года обучения в возрасте от 20 до 23 лет. Задачи обследования заключались в том, чтобы выявить, образы каких героев – исторических и легендарных – сохраняются в памяти китайской молодежи, насколько стабильны эти образы в их культурном сознании, какие нравственные качества они ценят, и, следовательно, какие ценности транслируются в китайском обществе от одного поколения к другому.

Стабильность культурного богатства общества достигается передачей образа наиболее влиятельных и популярных исторических героев и вымышленных персонажей легенд и сказаний от старшего поколения младшему. Все участники опроса отметили, что в детстве как бабушки и дедушки, так и родители читали им сказки, легенды, исторические повествования, что оставило в их памяти глубокий отпечаток и определило кумира на многие годы. Недаром многие студенты отмечают, что их любимый герой – это герой «с детства».

Легендарных (вымышленных) героев в ответах студентов выявлено 20, что составляет 25,3% от общего количества названных героев (79: 59 исторических и 20 вымышленных) и свидетельствует о значительном влиянии устной фольклорной традиции на инкультурацию молодого поколения.

Литературные герои:

Хуа Мулань (14) – героиня китайской поэмы шестого века, отправившаяся на войну вместо своего престарелого отца и малолетнего брата и успешно боровшаяся с врагами на протяжении нескольких лет.

Сун Укун (1)- герой китайского повествоания «Путешествие на Запад»

Легендарные герои:

Белая Змея (Джи Ну) (2)

Небесная Богиня (1)

Хоу Йи – герой, сбивший солнце с небосвода (1)

Герои из китайских кинофильмов:

Недза – «Маленькая Нэдза сражается с Королем Большого Дракона» (1)

Среди названных легендарных героев безусловным лидером выступает Хуа Мулань, по-видимому, не только по яркости с детства знакомого китайцам образа бесстаршной девы (некоторые студенты сравнивают её с Жанной д`Арк), но и в связи с популярным отечественным художественным фильмом. Предпочтение ей выразили 10,9% всех опрошенных студентов. Среди названных легендарных персонажей Хуа Мулань получила 70% голосов.

Наиболее популярные исторические герои современных студентов распределились в следующей последовательности:

Yue Fei Юэ Фей (военачальник) – 12 (9,4%)

MaoZedong Мао Дзэдун (политический деятель) – 6 (4,7%)

Su Shi Су Ши (поэт и художник) – 5 (3,9%)

Zhuge Liang Дзугэ Лян (полководец и государственный деятель) – 5 (3,9%)

Wu Zetian У Цзэтянь (женщина-император) – 4 (3,1%)

Fan Li Фань Ли (государственный деятель-реформатор) – 3 (2,3%)

Huo Qubing Хуо Цубин (военный тактик) – 3 (2,3%)

Qu Yuan Цюй Юань (первый известный лирический поэт в истории Китая) – 3 (2,3%)

Xiang Yu Сян Юй (генерал, талантливый полководец) – 3 (2,3%)

Результаты опроса свидетельствуют о том, что однозначных исторических героев в качестве кумиров, которым бы отдавали предпочтения все студенты, практически нет. Каждый из опрошенных предлагал своего героя, который оказал на него наиболее сильное влияние в детские или юношеские годы. Разброс в мнениях получился огромный, повторяемости практически не наблюдается. Это объясняется не только богатейшей китайской историей, насчитывающей более четырёх тысяч лет, но и тем, наколько далеки исторические персонажи от устремлений современных молодых людей, связывающих свое будущее с глобализированной культурой или с культурой другой страны, ибо большинство китайских студентов стремится продолжать свое образование за рубежом. Следует в то же время признать, что влияние исторических личностей на формирование мировоззрения и становление молодого поколения сегодня довольно значительно, о чем говорят сами участники анкетирования.

Первую строчку в рейтинге самых популярных исторических персонажей занял Юэ Фэй, китайский полководец (1103 – 1142), участвовавший в военных действиях против киданей, затем – против чжурчжэней, начавших в конце 1125 широкое вторжение в Китай. Он стремился объединить усилия войск патриотически настроенных военачальников и дружин народного ополчения для активного сопротивления врагу, однако был предательски обвинен в государственной измене и тайно казнён. Юэ Фэй – один из героев китайского народного эпоса.[1]

Вторую строчку в рейтинге занимает Председатель Мао, который для подавляющего большинтсва китайской молодежи является подлинным национальным героем – создателем республики и отцом нации.

На третьем месте – знаменитый китайский поэт, эссеист, художник, каллиграф и государственный деятель эпохи династии Сун – Су Ши (1037—1101). «за свою долгую карьеру сменивший немало сановнических постов, управлявший различными провинциями, участвовавший в обсуждении планов реформирования системы государственного управления. Су Ши не принял «новый политический курс» министра Ван Аньши, за что в 1079 г. подвергся ссылке в деревню» [2]. Су Ши оставил глубокий след во всех «высоких» жанрах литературы своего времени. Его наследие огромно – свыше тысячи произведений прозы и поэзии.

Четвёртая строчка – за Дзугэ Ляном (181—234), китайским полководцем и государственным деятелем эпохи Троецарствия (Саньго). В 207 году Дзугэ Лян поступил на службу к феодалу Лю Бэю, боровшемуся за власть в стране с Цао Цао; разгромил речной флот и войска Цао Цао в битве у Красной скалы (208 год), уничтожив корабли противника неожиданной атакой брандеров. После создания царства Шу в 221 году Чжугэ Лян сначала стал чэн-сяном (премьер-министром) провозгласившего себя императором Лю Бэя, а затем — его преемника Лю Шаня, несмотря на то, что Лю Бэй перед смертью предлагал престол ему самому. С 228 года и до своей смерти Чжугэ Лян возглавил пять походов на север, из которых только один завершился успехом; главной причиной неудач было плохое снабжение и недостаток продовольствия. Во время последнего похода он умер в военном лагере от болезни и истощения.

На пятой строчке – женщина-император Китая У Цзэтянь (624 — 705). Это китайская правительница, которая фактически правила Китаем на протяжении сорока лет – с 665 года до своей смерти. Необычность её царствования залючалась в том, что она приняла мужской титул “императора” (Хуанди) и была формально единственной женщиной за всю четырёхтысячелетнюю историю Китая, обладавшей верховным титулом. В других исторических случаях женщины-правительницы принимали титул “вдовствующая императрица” и правили в то время, когда их несовершеннолетние сыновья формально занимали трон

Остальные строки рейтинга занимают имена Фань Ли, Хуо Цубин, Цюй Юань, Сиан Ю, получившие одинаковое количество баллов.

Фань Ли – советник в правительстве государства Юэ в Период Весны и Осени истории Древнего Китая. Вместе со своим ваном Гоуцзянем провёл три года в качестве пленника в царстве У после поражения в войне между этими государствами. После возвращения Гоуцзяна из плена Фань Ли участвовал в проведении реформ, позволившим Юэ одержать реванш в противостоянии с У. После победы Фань Ли занялся собственным делом, достиг успехов, превратившись в состоятельного человека. По легенде, после падения У, Фань Ли ушёл в отставку с министерского поста и вместе с легендарной красавицей Си Ши отплыл на рыбацкой лодке в туман пустынного озера Тай Хэ, после чего их никто никогда больше не видел.

Цюй Юань (ок. 340—278 до н. э.) — первый известный лирический поэт в истории Китая эпохи Воюющих Царств. Его образ стал одним из символов патриотизма в китайской культуре. День ритуального самоубийства Цюй Юаня (день Дуань-у по восточному календарю) отмечается в Китае ежегодно как праздник под названием Праздник Драконьих Лодок.

Хуо Цубин (140 – 117) – влиятельный военный тактик династии Западная Хань во время правления имеператора У.

Сян Юй (232–202) – китайский генерал, возглавивший в 208 до н. э. — 202 до н. э. движение князей против династии Цинь, разгромивший циньскую династию и провозгласивший себя ваном-гегемоном и правителем западного Чу. Как главнокомандующий, пользовался центральной властью и назначал ванов и хоу по всему Китаю. Император династии Чу И-ди ему подчинялся, а потом был убит по его приказу. Себя он именовал титулом «Верховный правитель Западного Чу». Сян Юй обладал огромным ростом и большой физической силой, был храбр в сражениях и подчинял других окриком или взглядом. Сян Юй проявил себя как жёстокий главнокомандующий: завоёвывая города, он казнил местных жителей и расправлялся с чиновниками. Будучи талантливым полководцем, выиграл множество сражений.

По роду своей деятельности исторические герои рапределились так: военные (полководцы, генералы) – 5, политические деятели – 2, поэты – 2. Казалось бы, китайцы – не агрессивная нация, однако, как оказалось, именно воинственность ценится ими больше всего в исторических персонажах. Некоторые из них вообще не отличались добродетелями, как, например, женщина-имеператор У Цзэтянь или жестокий военачальник Сян Юй. Однако, это обстоятельство не затмевает основную черту выбранных героев – их патриотические чувства , беззаветное служение своей родине, желание создать и защищать централизованное государство в борьбе с врагами, что и обосновывает выбор.

Кроме указанных персонажей, студенты назвали еще 41 героя китайской истории, среди которых, в частности, Конфуций (философ), Ци Шихуанди (император), Хан Син (генерал), Джоу Энлай (политический деятель), Сун Ятсен (политический деятель), хорошо знакомые европейцам.

Общая картина исторических героев (59 – 100%) по роду их деятельности выглядит следующим образом: военачальники, генералы – 13 (22%); политические деятели – 12 (20,3%); императоры – 10 (16,9%); философы и ученые – 8 (13,6%); поэты и художники – 6 (10,2%).

Характеристики личности, на основании которых китайские студенты (128 – 100%) сделали выбор наиболее уважаемого героя из китайской истории, распределились в следующей последовательности:

  1. Патриотизм, любовь к родине, желание ей служить – 39 (30,5%)
  2. Ум, мудрость, широкий кругозор, талант – 33 (25,8%)
  3. Бесстаршие, храбрость – 32 (25%)
  4. Верность, преданность – 19 (14,8%)
  5. Успех, успешность – 19 (14,8%)
  6. Обширные знания о стратегии и тактике, гибкость – 19 (14,8%)
  7. Умение ставить государственные интересы выше собственных, самоотверженность, самопожертвование – 14 (10,9%)
  8. Работоспособность, настойчивость, упорство в достижении цели – 13 (10,2%)
  9. Сила духа – 13 (10,2%)
  10. Доброта, добросердечие – 12 (9,4%)
  11. Благочестие (благочестивый сын, благочестивая дочь) – 11 (8,6%)
  12. Сила физическая – 5 (3,9%)
  13. Способность отказаться от власти, от денег – 5 (3,9%)
  14. Справедливость – 4 (3,1%)
  15. Оптимизм – 4 (3,1%)
  16. Ответственность – 4 (3,1%)
  17. Независимость, духовная свобода – 4 (3,1%)
  18. Внешняя привлекательность – 4 (3,1%)
  19. Скромность – 3 (2,3%)
  20. Честность, правдивость – 1 (0,8%)
  21. Красноречие – 1 (0,8%)

Первую строку в рейтинге наиболее значимых качеств личности, которые ценятся современными китайскими студентами, занимает патриотизм, любовь к родине, желание служить ей и способствовать её процветанию (39). Это качество издревле ценилось китайцами и по сей день находится среди главных ценностных ориентаций китайцев, передаваясь из поколения в поколение. Причем, дисредитированное на западе, где патриотизм приобретает иногда отрицательные коннотации, как, например, в Германии, а в некоторых политических контекстах и в России, понятие патриотизма ни мало не изменилось в сознании китайцев на протяжении ряда тысячелетий, которые гордятся героями прошлой и недавней истории, посвятившими свою жизнь и деятельность служению и процветанию нации, такими, как Юэ Фэй, Сун Ятсен или Мао Цзедун.

На втором месте такие качества, как ум, мудрость, широкий кругозор, талант (33). Со времен Конфуция в Китае ценятся природные качества ума и разнообразные таланты, на основании которых человек продвигается по службе, успешно совершает свою служебную карьеру на разных поприщах, достигая, в конце концов, жизненного успеха. Именно эти качества, а не придворные, личные связи, выдвигают настоящую личность на первый план в особых ситуациях, обусловленных исторической необходимостью, и способствуют её превращению в подлинного национального героя.

Третье место занимает такое качество личности, как храбрость и бесстаршие. Как показали результаты опроса студентов, основными героями стали, в основном, военные и политические деятели китайской истории, которые представляют в сознании студентов воплощение подлинного героизма, связанного с мужеством и бесстрашием. Для них главное – храбро сражаться с врагами, бороться за единое, централизованное государство, не задумыаясь отдать за это свою жизнь. С этим связана и четвертая черта характера подлинного героя – преданность и верность. Преданность своей родине, своему господину (императору, вышестоящему лицу), верность своей семье – основные ценности, без которых не может быть успеха в достижении цели, иначе, для чего и для кого этот успех? Причем, здесь стоит различать понятие успех в понимании китайцами и представителями западной цивилизации. Если на западе успех связывается с личными – индивидуальными – достижениями, то в Китае понятие успех – всегда коллективное достижение. Большей частью, люди успешные предпочитают в Китае держаться в тени, как правило, их личные имена мало кому известны. Например, руководителей успешных фирм мало кто знает и видит в СМИ, лишь изредка журналисты выводят на поверхность их имена. Личные достижения связываются с коллективными усилиями и совместной деятельностью, поэтому подлинный герой в сознании китайцев – это персонаж, чувствующий вызов времени, умело использующий свои обширные знания в стратегии и тактике для достижения общей, объединяющей цели, грамотно и гибко приспосабливающийся к изменяющимся обстоятельствам на пути к всеобщему успеху. Такие характеристики, как обширные знания о стратегии и тактике, гибкость в поведении (18), на шестом месте.

Седьмое, восьмое и девятое место заняли такие качества личности, как умение ставить государственные интересы выше собственных, самоотверженность, самопожертвование (14), работоспособность, настойчивость, упорство в достижении цели (13), сила духа (13). Причем, сила духа почти в три раза доминирует над физической силой (5), что говорит о том, как высоко ценят китайцы внутреннюю готовность человека к свершению значимого поступка, какое мобилизующее и решающее значение имеет внутренняя сила, духовное начало в преодолении препятствий при достижении поставленной цели.

Данные опроса показывают, что китайская молодежь ценит такое качество личности, как доброта, добросердечие, что отметили 12 участников. В условиях глобального общества, ориетированного на непреклонное достижение успеха любой ценой, отрадно отметить, что молодые китайцы воспринимают доброту исторических героев, проявляющуюся во внимании к бедным и слабым, в уважении к старшим, в особенности, к родителям, их сыновний и дочерний долг, умение прийти на помощь как ценностные характеристики личности, передающиеся из поколения в поколение, что выражется в таких концептах, как «благочестие», «благочестивый сын», «благочестивая дочь». Традиционно молодое поколение в Китае растет в условиях пиетета к старшим и своим предкам, что выражается и в уважительном отношении к истории своей страны, какими бы тяжелыми или проблемными не казались её страницы.

В середине рейтинга находятся такие нравственные ценности человека, как умение отказаться от власти и/или денег ради личной независимости и духовной свободы, что связано, в свою очередь, с компромиссами, на которые должна пойти личность, осознавая свою ответственность, дабы не переступить нравственные законы, выражающиеся, в том числе, и в чувстве справедливости (4).

В европейском понимании чувство справедливости связывают обычно с такими качествами личности, как честность, правдивость. В Китае, однако, эта связь весьма условна, ибо честность и правдивость (丹诫 dānchéng) связаны, в первую очередь, с искренностью человека, с его моральными качествами, такими, как «пять совершенств» (五绝 wǔjué): высокая мораль, честность, эрудиция, литературное мастерство, каллиграфическое искусство. А справедливость связывается не с человеческими индивидуальными качествами, но с чувством долга (义 yì), соблюдением закона и принятых общественных норм. Справедливость поэтому ассоциируется с беспристрастностью, неподкупностью, незапятнанностью (公平 gōngpíng), что находит выражение в официальном поощрении чиновника: «Его честность и беспристрастие заслуживают быть отмеченными».[3] В связи с этим, китайцу почти невозможно прилюдно признать свои ошибки, ибо тогда он «потеряет своё лицо». В этом случае он, увиливая от правдивого ответа, прибегая ко лжи, сохраняет свое достоинство, попирая в нашем понимании нравственные ценности. Однако, в данной ситуации превалирующей ценностью китайцев выступает сохранение своего достоинства в глазах общества/общественной группы, что и оправдывает такой стиль поведения. Честность и правдивость (1) замыкают рейтинг наряду с такими качествами, как скромность (3) и красноречие (1), что обнаруживает, на наш взгляд, определенные дефициты в нравственном образе исторического героя, уважаемого молодыми китайскими студентами и являющегося для них образцом поведения и поклонения.

Обработка полученных при анкетировании данных позволяет сделать следующие выводы:

– у современных китайских студентов нет единого исторического героя, который мог бы служить им в качестве образца поведения и нравственного ориентира; спектр исторических героев весьма обширный и разнообразный;

– наибольшей популярностью среди студентов пользуются исторические герои, посвятившие свою жизнь и деятельность созданию централизованного государства, борьбе с его врагами, сделавшие значительный вклад в процветание страны;

– несмотря на то, что понятие «герой» ассоциируется в сознании китайцев с довольно отдаленным историческим прошлым, значительная часть участников опроса отметила личность политического деятеля недавнего прошлого – Мао Цзэдуна, который занимает второе место в рейтинге самых популярных исторических героев;

– наибольшей популярностью по роду деятельности пользуются полководцы, государственные деятели и императоры, за ними следуют философы, ученые, поэты;

– среди легендарных героев китайских сказаний и легенд несомненным лидером выступает Хуа Мулань; образ «благочестивой дочери» в представлении студентов является образцом служения отечеству и своей семье;

– среди нравственных ориентиров личности, достойной звания героя, выступают, в первую очередь, такие, как патриотизм, желание служить родине, ум, широкий кругозор, талант, бесстрашие, храбрость;

– в конце списка оказались такие качества, как скромность, честность и правдивость, красноречие.

128 участников опроса назвали 79 героев, которые являются для них по разным причинам значимыми: 59 исторических и 20 вымышленных. В целом, такая пёстрая картина свидетельствует о хорошей осведомленности молодых людей о собственной истории и устной литературной традиции, а также о перманентном процессе передачи культурных ценностей от старшего поколения младшему в условиях нарастающей глобализации и американизации китайской общественной жизни.

Литература

  1. Советская историческая энциклопедия. Статья Г.Я.Смолина. Электронный ресурс – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/21074/ЮЭ. Обращение: 13.11.2014.
  2. Электронный ресурс – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3_%D8%E8. Обращение: 13.11.2014.
  3. Честность – перевод на китайский. Китайский онлайн словарь: Электронный ресурс – Режим доступа: http://bkrs.info/slovo.php?ch=%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C. Обращение: 23.11.2014.

References

  1. Sovetskaja istoricheskaja jenciklopedija. Stat’ja G.Ja.Smolina. Jelektronnyj resurs. http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/21074/ЮЭ. Data obrashhenija: 13.11.2014.
  2. Jelektronnyj resurs – Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3_%D8%E8. Data obrashhenija: 13.11.2014.
  3. Chestnost’ – perevod na kitajskij. Kitajskij onlajn slovar’: Jelektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://bkrs.info/slovo.php?ch=%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C. Data obrashhenija: 23.11.2014.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.