Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ЭЛ № ФС 77 - 80772, 16+

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.059

Скачать PDF ( ) Страницы: 150-160 Выпуск: № 4 (118) Часть 3 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Борисова Е. А. ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ СПОРТ-ШИК НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЫ СПОРТИВНОГО СТИЛЯ / Е. А. Борисова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 4 (118) Часть 3. — С. 150—160. — URL: https://research-journal.org/culture/formirovanie-stilya-sport-shik-na-osnove-istoricheskoj-retrospektivy-sportivnogo-stilya/ (дата обращения: 30.06.2022. ). doi: 10.23670/IRJ.2022.118.4.059
Борисова Е. А. ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ СПОРТ-ШИК НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЫ СПОРТИВНОГО СТИЛЯ / Е. А. Борисова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 4 (118) Часть 3. — С. 150—160. doi: 10.23670/IRJ.2022.118.4.059

Импортировать


ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ СПОРТ-ШИК НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЫ СПОРТИВНОГО СТИЛЯ

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.059

ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ СПОРТ-ШИК НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЫ СПОРТИВНОГО СТИЛЯ

Научная статья

Борисова Е.А.*

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец, Россия

* Корреспондирующий автор (borisovaec[at]mail.ru)

Аннотация

Большое влияние на формирование современного костюма оказывает спортивный стиль. Он является одним из ведущих источников вдохновения для дизайнеров. Данная статья направлена на осмысление спортивного стиля от первых костюмов, используемых для занятий верховой ездой, охотой, гольфом, теннисом, и катания на коньках, которые проектировали сами спортсмены, до формирования стиля спорт-шик. Анализируются практики создания костюма для занятий спортом в моде различных периодов и творчестве дизайнеров и выдающихся спортсменов ХХ века: Коко Шанель, Жана Пату, Рене Лакоста, Мадлен де Раух, Ральфа Лорена и других. Рассматривается процесс «перехода» спортивной одежды в повседневный гардероб в связи с повышением ценности удобства и здорового образа жизни.

Ключевые слова: спортивный стиль, спортивная форма, мода, спорт-шик.

THE FORMATION OF THE SPORT-CHIC STYLE BASED ON THE HISTORICAL RETROSPECTIVE
OF THE SPORTS STYLE

Research article

Borisova Y.A.*

Yelets State University named after I.A. Bunin, Elets, Russia

* Corresponding author (borisovaec[at]mail.ru)

Abstract

As one of the leading sources of inspiration for designers, the sports style has a great influence on the formation of a modern suit. The current article is aimed at understanding the sports style from the first costumes used for horseback riding, hunting, golf, tennis, and skating, which were designed by the athletes themselves, to the formation of the style of sports chic. The article analyzes the practices of creating a suit for sports in the fashion of various periods and the work of designers and outstanding athletes of the twentieth century such as Coco Chanel, Jean Patou, Rene Lacoste, Madeleine de Rauch, Ralph Lauren and others. The author examines the process of “transition” of sportswear into casual wardrobe in connection with the increase in the value of convenience and a healthy lifestyle.

Keywords: sports style, sports uniform, fashion, sports chic.

Введение

Спортивный стиль в настоящее время является одним из ведущих в современном гардеробе. Одним из его популярных направлений является стиль спорт-шик. В основе данного стиля лежит спортивная форма, которая появилась во второй половине XIX века и пережила стремительное развитие в XX веке, а предвестником направления спорт-шик явилась одежда для активного отдыха 1930-х – 1960-х годов. Целью данной работы является проведение ретроспективного анализа спортивного стиля и изучения стиля спорт-шик. Теоретическое осмысление спортивного стиля следует за практической работой в этой сфере. Стремительное развитие практики требует глубокого научного осмысления. Таким образом, изучение аспектов развития спортивного стиля необходимо для осмысления особенностей креативных художественных практик, современного стиля и дизайна. Приступая к разработке круга проблем, связанных с развитием спортивного стиля, необходимо проанализировать истоки становления и историю его развития в индустрии моды и дизайна.

Методы и принципы исследования

Изучению истории развития спортивного костюма в научной литературе не уделено должностного внимания. Имеется большая информация в виде исторических и современных визуальных образов спортивного костюма, который недостаточно изучен и систематизирован. Исследования, посвященные развитию спортивного костюма, носят отрывочный и разрозненный характер.

В ходе выполнения исследования был использован историографический анализ спортивного костюма ХХ – начала XXI вв.

Основные результаты

Если городской костюм постепенно претерпевал изменения на протяжении длительного времени, то костюм для занятий спортом развивался и менялся быстрыми темпами на протяжении ХХ века. Он стал символом нового стремительного стиля, двигателем для обновления моды в целом. Первые попытки создания специальной экипировки для спорта связаны не со спортом, а с охотой и верховой ездой. В начале XVIII века появился редингот, в XIX веке – специальные платья для верховой езды, костюмы для купания и катания на коньках , в начале ХХ века появились костюмы для езды на велосипеде (Рисунок 1).

1

Рис.1 – Редингот и костюмы для езды на велосипеде

В моду вошли блумерсы, широкие шаровары для езды на велосипеде. Блумерсы были придуманы Элизабет Смит Миллер, но популярными они стали в 1851 году благодаря Амалии Блумер, борца за права женщин в Америке. Благодаря популярности езды на велосипеде блумерсы стали очень популярны к концу XIX века. В конце XIX века женщины все активнее отвоевывали свои права, в результате чего стали появляться костюмы для занятий спортом (Рисунок 2).

1

Рис. 2 – Иллюстрации конца XIX – начала ХХ века, демонстрирующие женщин в блумерсах

Спорт в конце XIX века относили к мероприятиям на свежем воздухе, но в 1896 году были возрождены Олимпийские игры. Спортсмены еще не имели специальной формы, соревновались в обычной непритязательной одежде, преобразованной в соответствии с определенным видом спорта. Появляется трикотажная одежда, которая не сковывает движения, тянется и впитывает влагу. Из-за травмоопасности хоккея появляются защитные элементы хоккейного костюма. Для беговых видов спорта появляется шипованная обувь.

В 1920-х годах появляется понятие «культ тела». Спорт становится повседневной частью жизни каждого «продвинутого» человека. До этого времени он рассматривался как игра, своего рода развлечение, поэтому не предусматривалось никакой специальной экипировки, для занятий спортсмены приспосабливали повседневные вещи. Женщины хотели все более активно заниматься спортом и для этого им требовалась свободная, не стесняющая движение одежда. В моде загар, хотя раньше он был возможен только в среде бедняков, богатые не должны были проводить много времени на солнце. Широко распространены велосипеды, автомобиль – это уже средство передвижения. Появляется стиль унисекс (lagarconne). Девушка 1920-х годов имеет мальчишескую фигуру, плоскую грудь, узкие бедра, длинные ноги. Коко Шанель вводит в моду трикотажные костюмы.

Одним из мест общения высокой знати стали теннисные корты в собственных поместьях. Для этого элитного вида спорта одежду создавали знаменитые модельеры. Одним из первых дизайнеров спортивной одежды является Жан Пату (27.09.1887 – 08.03.1936). В 1926 году в его Доме моды, который назывался «Спортивный уголок», был создан специальный спортивный отдел, в котором каждый зал был посвящен какому-либо виду спорта. Жан Пату изобрел вязаные купальники, теннисную юбку, теннисное платье без рукавов до середины икры, кардиганы из джерси (Рисунок 3).

1

Рис. 3 – Трикотажные и купальные костюмы Жана Пату

Для звезды Уимблдонского турнира 1921-го года Сюзанны Ленглен. Жан Пату создал простое и практичное теннисное платье без рукавов, в котором отсутствовал корсет, с плиссированной юбкой (Рисунок 4).

1

Рис. 4 – Французская теннисистка Сюзанна Ленглен в костюме Жана Пату

В 1926 году победитель турнира Большого шлема, французский теннисист, бизнесмен Рене Лакост (02.07.1904 – 12.10.1996) выступал на чемпионате в США в белой пикейной рубашке с коротким рукавом, тогда как его соперники были в рубашках с длинным рукавом. Таким образом, он создал теннисную рубашку поло. Рене Лакост получил прозвище «Крокодил» из-за пари, заключенного на теннисном турнире, «он боролся, как настоящий крокодил, не отпускал добычу» [7]. Всем известный логотип Лакоста крокодила с открытой пастью нарисовал в 1927 году его друг Роберт Джордж. Этот крокодил украшал нагрудный карман рубашек и жакетов, в которых он играл в теннис. Считается, что Лакост «изобрел функциональную одежду задолго до того, как появилось это понятие» [7] (Рисунок 5).

1

Рис. 5 – Рене Лакост

С 1920-х годов вместе с ускорением темпа жизни элементы спортивной одежды начали проникать в повседневный костюм и завоёвывать своё место в гардеробе. Люди стали больше перемещаться на автомобиле, самолете, поезде, им стала требоваться одежда, соответствующая новому стилю жизни. Спортивный стиль наиболее соответствовал этому: он не стеснял движения, был комфортным и демократичным. Благодаря спортивному стилю в женском гардеробе большое место заняли брюки. Коко Шанель, Эльза Скиапарелли и Марлен Дитрих были одними из первых прогрессивных женщин, которые активно пропагандировали внедрение брюк в повседневный гардероб женщины. В 1930-х годах тот же Рене Лакост ввел в моду юбку-шорты, которые позволяли спортсменкам прыгать за мечом и не волноваться, что будет видно белье.

Еще одним известным модельером 1930-х годов была Мадлен де Раух (25.08.1896 – 25.11.1985). Это была настоящая женщина нового времени, она увлекалась спортом: ездила на велосипеде, прекрасно каталась на коньках, играла в теннис. Когда она не смогла найти ту спортивную одежду, которую хотела, она сама сшила ее для себя. Ее подруги по спортивной команде стали заказывать у нее такую же одежду. По примеру Жана Пату Мадлен де Раух открывает свой первый дом моды «LaMaisondel’Amitié». В 1932 году она открыла в Париже модный дом, своего имени. где создает одежду для комфортного досуга. Фасоны тридцатых годов все еще были довольно классическими и вдохновлялись спортивной одеждой: зауженные брюки, короткие юбки с разрезами, расклешенные жакеты. Ее наряды были выполнены в мрачных тонах (темно-синий, зеленый, коричневый, темно-красный), предполагая «британскость» и ауру шотландского нагорья, и это принесло ей большое количество американских и британских клиентов. Она считалась дизайнером для богатых и консервативных женщин, представляла коллекции, которые были принципиально новыми как с точки зрения инновационных форм, тканей и аксессуаров. Это были бриджи для верховой езды, брюки, которые плотно облегали лодыжки. Она смело экспериментировала со смесями тканей и других материалов: шерсть с замшей, кожа с джерси, трикотаж с ящерицей, и создала удивительные коллекции длинных и коротких курток, бомберов и болеро. Мадлен де Раух – один из наиболее выдающихся дизайнеров спортивного стиля на все времена. После Второй мировой войны женщины стремились к женственности, шику и элегантности. Они также хотели, чтобы мода двигалась в ногу со временем и отражала требования современного образа жизни. Мадлен де Раух продолжала заниматься спортивной одеждой и всевозможными нарядами для прогулок на свежем воздухе. Она удачно сочетала элегантность и комфорт, гибкость и форму, молодость и стиль [8] (Рисунок 6).

1

Рис. 6 – Модели спортивной одежды Мадлен де Раух

Еще одним дизайнером, который стоял у основания спортивного стиля была француженка Вера Бореа графиня ди Реголи [2]. Она открыла свой модный дом в Париже в 1932-м году, потому что была разочарована отсутствием шикарной, но удобной спортивной одежды. Вера Бореа была заядлой лыжницей, пловчихой и гольфисткой. Всю спортивную одежду, которую она создавала, сначала испытывала на себе. Ее дизайн объединил в себе одежду для спорта и города, одежда элегантной, динамичной, практичной и стильной., ее носили женщины в Европе и Америке. Предпочтения отдавались простым, но благородным материалам: льну, конопле, шерсти, хлопку, иногда шелку. Она часто заимствовала предметы из мужского гардероба, использовала для женской одежды твид, шерстяную фланель, шерсть в полоску. Женский шерстяной лыжный костюм часто дополнялся галстуком и аскотом. В 1933 году дизайнер разработала необычный бархатный черный лыжный костюм, который выглядел как смокинг и закрывался металлическими зажимами, перекликающимися с зажимами лыжных ботинок (Рисунок 7, 8).

1

Рис. 7 – Модели Веры Бореа

1

Рис. 8 – Модели Веры Бореа

После экономического кризиса 1929 года в Европе был установлен ежегодный оплачиваемый отпуск. 2 июня 1936 года он вступил в силу во Франции, позже Австрии, Финляндии, Италии, Германии и Англии. Тогда же братья Victor, Alphonse и GabrielLafuma ввели в моду модель рюкзака для альпинистов на металлической основе. Благодаря этому любители туризма смогли совершать долгие марши, со свободными руками и не сгибая спину. Запрос одежды для выходных и туризма постоянно рос и RogerdeRorthays создал отдел для туризма, а в 1941году открыл в Париже знаменитый магазин для альпинизма и подводного плаванья «AuVieuxCampeur».

В 1940-е годы спортивный стиль практически не развивался, было не до спорта, военное десятилетие. В это время американский дизайнер Энн Тейлор Бонфи, летный инструктор, член олимпийской сборной США по горным лыжам, инструктор ВМС США, начала заниматься дизайном и производством лыжной одежды. Они шили костюмы дома, ее подруга, редактор журнала Harper’sBazaar Диана Вриланд, продвигала эти проекты. Энн Тейлор сама становится моделью для своих костюмов и входит в список «100 величайших красавиц мира» (Рисунок 9).

1

Рис. 9 – Лыжный костюм Энн Тейлор Бонфи

В 40-х годах американцы вновь открывают для себя прелесть тихого сельского отдыха на ранчо или в загородных домах, что способствует исчезновению условностей в гардеробе и появлению стиля «lookcasual», который был основан на спортивном и фольклорном стилях.

В 1950-е годы являются самым женственным периодом в моде ХХ века, спорт становится обычной частью жизни и отходит на второй план. Голливуд демонстрирует звезд в элегантно-спортивной одежде – джемперах с короткими рукавами, теннисных юбках. Трикотаж перестает восприниматься, как одежда для малоимущих.

1960-е годы являются началом новой эры, спортивная одежда становится чрезвычайно модной, переходит в повседневный гардероб. Становится популярным бег трусцой, что привело к популярности спортивных костюмов и кроссовок. Становится модным ходить в толстовках, плотных тренировочных штанах.

Поиск свободы, к которой стремилось молодое послевоенное поколение беби-бума в 1960 – 1970 -х годах, способствовало радикальным изменениям в сфере одежды – спортивные вещи постепенно покидают территорию спорта. Туристы в 1960-х стали предпочитать удобные и практичные вещи от LeCoqSportif, которые раньше использовали только для тренировок спортсменов и уроков физкультуры для школьников. В 1965 году появляется многофункциональная ветрозащитная и непромокаемая ветровка «K. Way». Ветровку создал сын текстильного промышленника Leon-ClaudeDuhamel. Куртка весила всего 40 граммов, она легко помещалась в кармане или на поясе, а яркие цвета привлекали внимание окружающих (Рисунок 10).

1

Рис. 10 – Ветровка «K.Way»

В течение 1970-80-х годов из спортивной одежды в повседневную заимствуется все больше спортивных моделей. SoniaRykiel представляет костюмы для бега из мягкой велюровой ткани, украшенной стразами; Jean-PaulGaultier в своих коллекциях использует вещи из гардероба боксеров и велосипедистов. MickJagger пришел на церемонию бракосочетания в белом костюме и теннисных туфлях.

1970-е годы – это время демократичной моды, в том числе и спортивной. Время американского дизайнера Джеффри Бина (30.08.1927 – 28.09.2004), который создает простую и нарядную одежду в спортивной стилистике. Бин имел нестандартный подход к дизайну, он много экспериментировал с тканями: шил вечерние платья из фланели и денима, деловые костюмы из мужских рубашек, использовал аппликацию из атласа на шерсти, отделку из кружев на кожаных куртках. Его концепция дизайна костюма заключалась в единстве человеческого тела и одежды. Джефри Бин пристально следил за разработками в области материалов и одним из первых стал использовать синтетику, его волновала идея современности предметов гардероба, их включенности в общий жизненный контекст. Он одевал жен американских президентов, начиная с Жаклин Кеннеди до Барбары Буш. Джефри Бин был не просто талантливым дизайнером, но и прекрасным наставником: под его руководством начинали работать Иссей Мияке и Альбер Эльбаз (рисунок 11).

1

Рис. 11 – Дизайнер Джефри Бин и его эскизы

Американский дизайнер Ральф Лорен считается создателем так называемого американского стиля – комфортного, но в то же время нарядного. Логотип марки – игрок в поло – появился в 1971 году, но указывает, что это дорогая, но довольно простая одежда, не зависящая от скоротечности моды.

RalphLauren шьет спортивную форму для олимпийской сборной США и снаряжение для горнолыжного спорта, о которой написали в британском Vogue в 1996 году: «Эта одежда настолько хороша, что способна даже из человека с боязнью высоты сделать альпиниста» [10] (Рисунок 12).

1

Рис. 12 – Логотип Ральф Лорен

В 1980-е годы – это время бума на спорт, спортивную моду и аэробику. Последняя стала популярной благодаря видеопрограммам американской актрисы Джейн Фонда, которая запустила первую программу в 1982-м году. Эти видеоуроки Джейн Фонды JaneFonda”sWorkout разошлись 17 млн тиражом и стали самым продаваемым фитнес-видео в мире. В 1980-е годы «одежда с корта» вошла в повседневную моду. Тренд был задан принцессой Дианой, главной модницей того поколения, когда она вышла на улицу в велосипедках и свитшоте и светлых кроссовках (Рисунок 13).

1

Рис. 13 – Принцесса Диана

В 2000-е годы появился стиль спорт-шик, стиль, в котором соединилась спортивная и бытовая одежда, которая проникла даже в вечернюю и деловую моду.

В настоящее время на кафедре дизайна, художественного образования и технологий ФГБОУ ВО Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина проводятся исследования спортивного костюма. Результатом данных исследований явилась разработка коллекции женской одежды «AceAlly» в стиле спорт-шик на основе сведений и результатов проведенных исследований (Рисунок 14). Коллекция разработана студенткой Федяниной Дарьей, руководитель канд.пед. наук, доцент Е.А. Борисова.

1

Рис. 14 – Коллекция «AceAlly»

Заключение

Дизайнеры 21-го века соединяют простое и статусное, таким образом, продолжают развивать стиль спорт-шик. Современная спортивная одежда – это произведение науки и искусства: эргономичная, впитывает пот, поддерживает и помогает в тренировках. Используются технологичные материалы: лайкра, сетка, ткани со всевозможными пропитками, которые защищают от дождя, отлично чистятся, не мнутся, что особенно актуально при нынешнем бешеном ритме жизни. Главное в этом стиле – это игра на контрасте спорта и гламура. Современная практика дизайна позволяет расширить применение спортивного стиля, он становится основным в гардеробе современного человека.

Благодарности

Автор выражает благодарность кафедре дизайна, художественного образования и технологий ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», и лично ее заведующей профессору Виктории Алексеевне Мальцевой.

 

Acknowledgement

The author expresses gratitude to the Department of Design, Art Education and Technology of the I.A. Bunin Yelets State University. , and personally thank the head of the department, Professor Viltoria Alekseevna Maltseva.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Бердник Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды: учебное пособие. / Т.О. Бердник. − Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 252 с.
  2. Вера Бореа : сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Vera_Borea/ (дата обращения 05.09.21)
  3. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. – Москва: КДУ, 2015. – 228 с.
  4. Гусейнов, Г. М. Композиция костюма : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Гусейнов,
    В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. – Москва: Академия, 2003.− 302 с.
  5. Джеффри Бин: архитектор американской моды [Электронный ресурс]. сайт – URL: https://theblueprint.ru/fashion/history/geoffrey-beene (дата обращения: 04.05.21)
  6. Килошенко М.И. Психология моды: Учебное пособие для вузов / М.И. Килошенко. – Москва: Издательство «Оникс», 2006. – 320 с.
  7. Лакост – теннисист, придумавший рубашку поло [Электронный ресурс]. сайт – URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/glaz_naroda/1665293.html / (дата обращения: 05.09.21)
  8. Мадлен де Раух [Электронный ресурс]. Сайт – URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/Madeleine_de_Rauch / (дата обращения 05.09.21)
  9. Макавеева Н.С. Основы художественного проектирования костюма: практикум: учеб. пособие для нач. проф. образования / Н.С. Макавеева. – Москва: Академия, 2011. – 248 с.
  10. Ральф Лорен от А до Я [Электронный ресурс]. сайт – URL: https://theblueprint.ru/fashion/industry/ralph-lauren-alphabet (дата обращения: 04.09.21)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Berdnik T.O. Modelirovanie i hudozhestvennoe oformlenie odezhdy [Modeling and decoration of clothing] : a textbook. / T.O. Berdnik. – Rostov-on-Don: Phoenix, 2011. – 252 p. [in Russian]
  2. Vera Borea [Vera Borea] : website [Electronic resource]. Website – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Vera_Borea / (accessed 05.09.21) [in Russian]
  3. Hoffman A. B. Moda i ljudi. Novaja teorija mody i modnogo povedenija [Fashion and people. A new theory of fashion and fashionable behavior] / A. B. Hoffman. – Moscow: KDU, 2015. – 228 p. [in Russian]
  4. Huseynov, G. M. Kompozicija kostjuma [The composition of the costume] : textbook. manual for students. higher. studies. institutions / G.M. Huseynov, V.V. Ermilova, D.Y. Ermilova, etc. – Moscow: Academy, 2003.- 302 p. [in Russian]
  5. Dzheffri Bin: arhitektor amerikanskoj mody [Jeffrey Bean: Architect of American fashion]. [Electronic resource]. website – URL: https://theblueprint.ru/fashion/history/geoffrey-beene (accessed: 04.05.21) [in Russian]
  6. Kiloshenko M.I. Psihologija mody [Psychology of fashion] : A textbook for universities / M.I. Kiloshenko. – Moscow: Onyx Publishing House, 2006. 320 p.:ill. [in Russian]
  7. Lakost – tennisist, pridumavshij rubashku polo [Lacoste is a tennis player who invented a polo shirt]. [Electronic resource]. website – URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/glaz_naroda/1665293.html / (accessed: 05.09.21) [in Russian]
  8. Madlen de Rauh [Madeleine de Rauch]. [Electronic resource]. Website – URL: https://fr.wikipedia.org/wiki/Madeleine_de_Rauch / (accessed 05.09.21) [in Russian]
  9. Makaveeva N.S. Osnovy hudozhestvennogo proektirovanija kostjuma .: praktikum [Fundamentals of artistic costume design: workshop] : study. manual for the beginning of Prof. education / N.S. Makaveeva. – Moscow: Academy, 2011. – 248 p. [in Russian]
  10. Ral’f Loren ot A do Ja [Ralph Lauren from A to Z]. [Electronic resource]. website – URL: https://theblueprint.ru/fashion/industry/ralph-lauren-alphabet (accessed: 04.09.21) [in Russian]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.