ЭРОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ ХУДОЖНИКОВ СТИЛЯ МОДЕРН

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.54.263
Выпуск: № 12 (54), 2016
Опубликована:
2016/12/19
PDF

Завьялова А.Н.

ORCID: 0000-0002-4470-9797, Кандидат культурологии, доцент,

Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России

ЭРОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ ХУДОЖНИКОВ СТИЛЯ МОДЕРН

Аннотация

Цель работы: выявить характерные черты эротики стиля модерн и определить художественно-выразительные средства стиля для передачи эротических образов.

Задачи исследования: исследовать влияние различных художественно-эстетических систем, направлений и жанров, в том числе эротического жанра «сюнга» японской гравюры «укие-э», на книжную графику художников стиля модерн; проследить степень заимствований структурных элементов, эстетических принципов и мотивов.

Данное исследование позволит расширить и углубить представления о специфических особенностях образной системы и выразительных средствах стиля модерн, показать существование возможности средствами искусства привнести в явления жизни и повседневность эстетическое начало и красоту.

Ключевые слова: гравюра «укие-э», эротика, эстетизм, модерн.

Zavyalova A.N.

ORCID: 0000-0000-0002-4470-9797, PhD in Culture Studie, Associate Professor,

Novosibirsk military Institute,

Internal troops of the army's general I.K. Jakovlev Ministry of internal affairs of Russia

EROTIC MOTIFS IN BOOKS, GRAPHIC ARTISTS OF THE ART NOUVEAU STYLE

Abstract

Aim: to identify the salient features of the Eroticism of the art nouveau style and define artistic-expressive style tools for transfer of erotic images.

Objectives of research: examine the effects of various artistic and aesthetic systems, trends and genres, including the erotic genre "shunga" Japanese prints "Ukiyo-e" on the book graphic artists of the art nouveau style; trace the extent of borrowing structural elements of aesthetic principles and motives.

This research will broaden and deepen perceptions about specifics of shaped and expressive system means the art nouveau style, show the existence of possible means of art contribute to the phenomenon of life and daily start and aesthetic beauty.

Keywords: engraving "Ukiyo-e", erotica, aestheticism, Art Nouveau.

Графика стиля модерн развивалась под сильным влиянием японского искусства. С началом торговых отношений Японии с европейскими странами в середине XIX в. особой популярностью на Западе стали пользоваться японские гравюры. Особенно в жанре «укие-э», так называемые «бытовые картинки», «картинки повседневности», которыми небогатые европейцы украшали свои жилища [2, 42]. Темами для гравюр «укие-э» становятся бытовые, литературные или исторические сюжеты, уличные сценки, изображения цветов и птиц, пейзажи и др. [8].

Понятие «укие-э» в переводе с японского означало «картины бренного мира». Оно вобрало в себя с одной стороны философскую созерцательность и эмоциональную полноту любования полнотой бренного существования, а с другой буддийскую идею о мире – как «мире сансары», мире скорби, страданий и  преходящих иллюзий. Позднее непостоянство бытия стало восприниматься японцами не только как источник страдания, а, скорее, как призыв к наслаждениям и удовольствиям, которые дарует это непостоянство. «Укие-э», стало обозначать мир земных радостей и наслаждений [7]. Поэтому, наряду с «картинками повседневности», широкое распространение получают и эротические гравюры «сюнга» – «весенние картинки» (иероглиф «весна» 春 в Японии являлся эвфемизмом для обозначения сексуальной сферы) [6, 753]. В них художники «укие-э» изображали сексуальную жизнь горожан во всём многообразии: сцены любовных утех, прекрасные гейши, актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху как «куртизаны» мужского пола, гомосексуалы и разнообразные сексуальные фетиши (см. рис. 1).

image002

Рис. 1 – Сюнга периода Мэйдзи. Мужчина с европейской причёской совокупляется с женщиной в традиционном японском костюме [8].

Для японских художников не существовало «вульгарных», «безнравственных» образов и запретных тем. Так как в японской традиции не было понятия первородного греха, соблазна, искушения. Плотская любовь была воплощением космической гармонии. Главным для мастеров «укие-э» становится прославление земной красоты и чувственной любви, эстетизация повседневности средствами искусства.

В качестве художественно-выразительных средств они используют каллиграфическую выразительность линий, гармонию линии и пятна, декоративность и экспрессивность в передаче образов [9, 24].

От эстетики гравюр «укие-э» художники стиля модерн воспринимают

технику рисунка с ее виртуозной игрой силуэтов и контурных линий, красотой и особой изысканностью черного цвета на белом фоне, лаконизмом и изяществом формы. А эротические сюжеты и мотивы жанра «сюнга» привлекают представителей модерна, прежде всего, богатством возможной трактовки. Чувственный эротизм «сюнга» в их рисунках трансформируется, приобретает своеобразную окраску в соответствии с мировосприятием и мироощущением художников в соответствии с эстетикой «нового стиля». Графики модерна создают особый тип эротизма, в котором нравственный критерий отходит на второй план, уступая место эстетическому, что впоследствии станет характерной чертой эротики стиля модерн.

Наиболее полно жанр «сюнга» воплотился в книжной графике стиля модерн. Выполняя иллюстрации к книгам и журналам, художники вдохновляются литературными сюжетами и персонажами.

Австрийский художник, книжный и журнальный иллюстратор Густав Климт известный как мастер эротического рисунка свои первые иллюстрации создает еще в студенческие годы к книге «Аллегории и Эмблемы». В ней традиционные аллегории и символы он интерпретирует в своей манере с большим акцентом на эротику. Примером из этого ряда служит иллюстрация к журналу «Ver Sacrum» «Nuda Veritas» – Обнаженная  истина (см. рис. 2).

image004

Рис. 2 – Г. Климт Обнаженная истина [1]

Излюбленный образ художника – образ женщины, женщины соблазнительницы, роковой и опасной. Он тонко улавливает всевозможные позы, жесты женщин, интимные моменты и состояние экстаза. Между тем, в рисунках Климта нет пошлости и цинизма, они изысканны, утончены и элегантно эротичны. Обнаженность и сексуальность в них прикрываются декоративностью, орнаментом и драпировкой, чтобы затем, быть частично приоткрытыми, выявляя утонченный эротизм, с налетом меланхолической, болезненной чувственности и эстетизма (см. рис. 3).

image006

Рис. 3 – Г. Климт Леда [1]

Данный рисунок – иллюстрация к древнегреческому мифу о Леде. Леда в греческой мифологии дочь этолийского царя Фестия и жена спартанского царя Тиндарея. Пленённый красотой Леды, Зевс предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена, прекраснейшая из женщин.

Впервые незаурядный талант английского художника Обри Бердсли, в области эротического искусства, проявился в иллюстрациях к рассказу «Правдивая история» древнегреческого сатирика Лукиана (см. рис. 4).

 image006

Рис. 4 – О. Бердслей Странные создания Лукиана [5]

Художник живописует вакханалии и весьма откровенные сны, изображает странные создания, порожденные фантазией Лукиана [4]. Его графические работы, в отличие от работ Г. Климта, выходят за рамки изящной эротики. Эротизм у Бердслея приобретает оттенок порочности и сексуального вожделения. Художник передает эти характеристики через внешнюю дисгармоничность форм, абсурдность, граничащую с гротеском и парадоксом, сознательно искажая пропорции фигур, черты лица персонажей.

В тоже время за счет использования сложных графических техник – техники силуэта, штриховки, декоративизма и орнаментальности, эротическим рисункам придается необычайная выразительность, особый эстетизм и одухотворенность.

Маркиз Франц фон Байрос – австрийский художник, публиковал свои скандальные эротические рисунки под псевдонимом Choisy le Conin. Иллюстрации модных изданий, книг («Любовь и безумие», «Манон Леско», «Тысяча и одна ночь», «Декамерон), частная подписка на гелиогравюры и др. выходят небольшими тиражами, преимущественно для частных заказчиков. Байрос привносит в свои рисунки изысканный, ажурный и тонкий графический стиль. Контрастное черно-белое изображение, игра с орнаментом, стилизация фигур под растение, текучесть и замкнутость линии – задают новый канон жанра.

Излюбленный инструмент художника – эпатаж зрителя. Используя скандальные эротические сюжеты и мотивы (лесбийские заигрывания, животные, лижущие тела своих хозяев, сексуальные игрушки, мастурбирующие женщины и др.), он пытается соединить образы ангелоподобных женщин, холодно - божественных, хрупких и женственных с извращенной сексуальностью и порочными страстями. Таковы иллюстрации к «Рассказам Туалетного столика» – «Erzahlungen vom Toilettentisch» (см. рис. 5).

image010

Рис. 5 – Ф. фон Байрос Рассказы Туалетного столика [11]

Наряду с книжными иллюстрациями, Байрос выполняет заказы владельцев частных библиотек на экслибрисы (книжные знаки) в технике гелиогравюры. Широкую популярность приобретают экслибрисы на табуированные темы эротического характера, где художник не ограничивает себя ничем (см. рис. 6).

image012

Рис. 6 – Ф. фон Байрос Exlibris Jda Buser

 Его экслибрисы отличает ювелирная филигранность, романтическое настроение, неподдельное лирическое чувство, легкость и детальная проработка рисунка. Графика Байроса интересна своей техникой, где объем создается линией с минималистичным обозначением теней в виде тонкой штриховки или пунктира и совсем без бликов. Хотя есть и работы, выполненные в совсем другой технике, с использованием размывок.

Уникальный графический стиль художника, способы и приемы художественного воплощения эротических элементов делают рисунки Байроса подлинными произведениями искусства. Их нельзя назвать пошлыми или развратными, скорее, это своеобразная галантная коллекция эротических фантазий, где соединяется – мрачное и светлое, отвратительное и прекрасное, низкое и высокое [10].

В области эротики «Книга маркизы» русского художника Константина Сомова стала  своеобразным прорывом. Сборник эротической поэзии и прозы, включал фрагменты фривольных текстов французских поэтов и писателей XVIII века – Вольтера, Этьена, Парни, Лакло и др. [5]. Он был иллюстрирован откровенными эротическими рисунками художника – изображавшими сцены частной жизни чувственного, очаровательно бесстыдного общества периода рококо с его  театрализацией, карнавальностью, флиртом и эпатажностью (см. рис 7).

image008

Рис. 7 – К. Сомов Маркиза и Пьеро [3]

Эротизм в работах Сомова находит выражение во внешней манерности, легкомысленности, кокетстве и игривости персонажей. В нем нет глубины, страстности, он тяготеет к искусственности, имитации и наигранности.

Для более глубокого раскрытия образов художник использует прием соединения натурного и условного в картине, когда вымышленный сюжет сливается с условным, что позволяет мастеру балансировать на грани между видимым и невидимым, тайным и явным, этическим и эстетическим.

Использование эротических мотивов и сюжетов в своем творчестве позволило художникам модерна создать оригинальную образную систему и выразительные средства исполнения, обогатить пластический язык стиля, открыть им существование возможности принципиально новых точек зрения на привычное и повседневное.

Список литературы / References

  1. Bilang K. Gustav Klimt. – Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1977. – 128 s.
  2. Завьялова А.Н. Особенности взаимодействия японского искусства и стиля модерн // Наука в современном информационном обществе: Материалы IV межд. научно-практ. конференции. – North Charleston USA, 2014. – С. 41-44
  3. Немировский Е.Л. Мастер линий//КомпьАрт. – 2004. - №12. [Электронный ресурс]: http://www.compuart.ru/article.aspxid=9386&iid=398
  4. Немировский Е.Л. Обри Бердслей: комбинация линий и пятен//КомпьАрт. – 2004. – №7. [Электронный ресурс]: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8971&iid=373
  5. Обри Бердслей: 66 избранных рисунков. Альбом гравюр. – М.: Renaissance, 1991. – 138 с.
  6. Rowthorn, Chris. Japan – Lonely Planet, 2009. – 872 с.
  7. Старохамская К.Ю. Что такое «укие-э»? Немного сведений о японской гравюре [Электронный ресурс]: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-2693/
  8. Фар-Бекер Габриель Японская гравюра./Пер. с англ. – Мюнхен-Москва: Taschen, Арт-Родник. – 2005. – 200с
  9. Forbidden Images – Erotic art from Japan's Edo Period. – Helsinki, Finland: Helsinki City Art Museum. – 23–28.
  10. Franz von Bayros –  экслибрис на грани скандала [Электронный ресурс]: http://yablor.ru/blogs/eroticheskie-ekslibrisi-franca-fon-bayrosa/706133
  11. Франц фон Байрос (1866-1924) (215 работ) [Электронный ресурс]: http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/12654-markiz-franc-fon-bayros-1866-1924-215-rabot.html.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. K. Bilang Gustav Klimt. -Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1977. -128 s.
  2. Zavyalova A.N. peculiarities of interaction of Japanese art and Art Nouveau//Science in modern information society: proceedings of the IV International. Scient. the Conference. -North Charleston USA, 2014. -S. 41-44
  3. Nemirovsky E.l. Master/lines/Komp′Art. -2004. No. 12. [Electronic resource]: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9386&iid=398
  4. Nemirovsky E.l. Aubrey Beardsley: a combination of lines and stains//Komp′Art. -2004. – №7. [Electronic resource]: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8971&iid=373
  5. Aubrey Beardsley: 66 elected figures. M.: Renaissance, 1991. -138 p.
  6. Rowthorn, Chris. Japan. Lonely Planet, 2009. -872 s.
  7. Starohamskaâ K.Yu. What is "Ukiyo-e"? A little information about the Japanese engraving [electronic resource]: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-2693/
  8. Headlights-Becker Gabriel Japanese prints/lane. with engl. -Munich-Moscow: Taschen Art Spring. -2005. -200 c.
  9. Forbidden Images-Erotic art from Japan's Edo Period. -Helsinki, Finland: Helsinki City Art Museum. -P. 23-28.
  10. Franz von Bayros-Ex Libris on the verge of a scandal [electronic resource]: http://yablor.ru/blogs/eroticheskie-ekslibrisi-franca-fon-bayrosa/706133
  11. Franz von Bajros (1866-1924) (215) [electronic resource]: http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/12654-markiz-franc-fon-bayros-1866-1924-215-rabot.html.