Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217, 16+

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.103.2.093

Скачать PDF ( ) Страницы: 147-151 Выпуск: № 2 (104) Часть 3 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Калимуллин Д. Д. ДУХОВНОЕ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ – ФАКТОР РЕСУРСА МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПРОРЫВА / Д. Д. Калимуллин, Л. Р. Хаметова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 2 (104) Часть 3. — С. 147—151. — URL: https://research-journal.org/culture/duxovnoe-i-kulturno-istoricheskoe-nasledie-faktor-resursa-modernizacionnogo-proryva/ (дата обращения: 05.03.2021. ). doi: 10.23670/IRJ.2021.103.2.093
Калимуллин Д. Д. ДУХОВНОЕ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ – ФАКТОР РЕСУРСА МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПРОРЫВА / Д. Д. Калимуллин, Л. Р. Хаметова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 2 (104) Часть 3. — С. 147—151. doi: 10.23670/IRJ.2021.103.2.093

Импортировать


ДУХОВНОЕ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ – ФАКТОР РЕСУРСА МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПРОРЫВА

ДУХОВНОЕ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ – ФАКТОР РЕСУРСА МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПРОРЫВА

Научная статья

Калимуллин Д.Д.1, *, Хаметова Л.Р.2

1, 2 Казанский государственный институт культуры, Казань, Россия

* Корреспондирующий автор (yearsgoby[at]yandex.ru)

Аннотация

Тема неповторимости татарской культуры не потеряла своей актуальности на сегодняшний день. В статье дан краткий анализ определения духовного и культурно-исторического наследия, его роли в формировании духовности современного общества. Проблема сохранения культурного наследия рассмотрена на примере международного конкурса « Татарочка». На примере многолетнего опыта участия и взаимодействия в международных конкурсах, проанализированы и определены педагогические условия, ориентированные на развитие ценностных ориентаций Гражданина Мира и патриота своей Родины. Отмечается, что в XX в. традиция практически начинает исчезать вместе с трансформацией традиционного образа жизни, культура приобретает рыночную стоимость, измеряясь эффективностью. Вместе с тем современная массовая культура позволяет сегодня сохранять и транслировать художественные эпические традиции в массовых формах досуга. Анализ позволяет представить фестивальные движения как современную социокультурную практику эстетического освоения и сохранения эпического наследия татар.

Ключевые слова: культурное наследие, общество, духовность, традиции, конкурс, конкурс «Татарочка», культура.

SPIRITUAL, CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE, A RESOURCE FACTOR
FOR A BREAKTHROUGH IN MODERNIZATION

Research article

Kalimullin D.D.1, *, Hametova L.R.2

Kazan State University of Culture and Arts, Kazan, Russia

* Corresponding author (yearsgoby[at]yandex.ru)

Abstract

The theme of the uniqueness of the Tatar culture to this day retains its relevance. The article provides a brief analysis of the definition of the spiritual and cultural-historical heritage and its role in the formation of the spirituality in modern society. The study examines the problem of preserving cultural heritage using the “Tatarochka” international competition as its basis. Based on the long-term experience of participation and interaction in international competitions, the author identifies and analyzes the pedagogical conditions focused on the development of value orientations of a Citizen of the World and a patriot of their Homeland. It is noted that in the twentieth century, traditions practically begin to disappear along with the transformation of the traditional way of life while culture acquires a market value measured by efficiency. At the same time, modern popular culture allows to preserve and broadcast artistic epic traditions in mass leisure activities. The analysis allows for the presentation of festival movements as a modern sociocultural practice of aesthetic development and preservation of the epic heritage of the Tatars.

Keywords: Cultural heritage, society, spirituality, traditions, competition, the “Tatarochka” contest, culture.

Введение

Вопросы сохранения культурного наследия занимают сегодня особенное место. От успешной деятельности по их решению во многом зависит и сама система обеспечения и развития общества. Предвидение того, что может ждать нас сегодня и, что мы «существа разумные» можем оставить последующим поколениям в будущем.

Множество искусствоведов, теоретиков, культурологов, философов обращаются сегодня к проблемам культурного наследия. Огромный интерес учёных и просто неравнодушных к этой проблеме людей, работающих в сфере искусства, направлен сегодня к оживлению, реанимированию, пропаганде сохранения культурного наследия и его роли в развитии общества.

Анализ практики по заявленной теме исследования показал, что в социально-культурной сфере специалисты используют различные формы для сохранения и обогащения культурно-исторического наследия. Мы поставили перед собой задачу: выявить какое место на современном этапе занимают конкурсы в этом процессе. Объект исследования – процесс формирования культурно-исторического наследия. Предмет исследования – художественные конкурсы как ресурс формирования духовности.

Для решения поставленных задач в исследовании использовались методы теоретического исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы, Интернет-ресурсов, синтез теоретического и эмпирического материала; опыта работы авторов в качестве членов жюри.

Не секрет, что интерес к Культурному наследию никогда не угасал, но наиболее ярко это проявляется в самые переломные моменты становления, разлома, кризисных ситуаций общества.

Наблюдаемая сейчас манипуляция общественным сознанием, является средством к закреплению господства тех или иных воззрений.

Сегодня нам нужна история с её традициями, не только, как непротиворечивая последовательность событий, переживаемых людьми в ощутимом сегодняшнем времени, необходимо комплексное осмысление происходящего в нашей стране, переживающей сегодня глобальный культурный кризис.

Мы живём в России и знаем, чему подвергалась наша страна. Начиная с революции, коллективизации, индустриализации, война, позже холодная война, перестройка, национальная политика…

Итог: общество существует, как уклад отношений и связей между представителями различных взглядов и представлений. С этого момента мы начинаем жить в стране, где нет единого уклада, отсутствуют основания для общих образов, достоверных оценок, вышеперечисленных фактов.

Рассматривая культуру Татарстана, как сегмент общенациональной политики России, хотелось бы привлечь внимание общественности на развитие народной национальной общности. Необходимо, чтобы история страны была общепризнанной всеми её жителями, чтобы в эту историю верили. Каждая народность России имеет единое понимание уклада ценностей своей нации и имеет обще представление об образе мира. Она осознаёт себя, как народ в каждой личности. Это ощущение себя, как часть целого народа, через уклад отношений через традиции, обряды, традиционные песни, танцы, сказки былины и т.д. определяет поведение людей внутри различных общественных образований.

Мы часто слышим, «возвращение к истокам», формирует образное мышление. Возникает вопрос – «к каким истокам и куда возвращение?». Но именно этой фразой и этими образами меняется мышление, воспитывается и составляется обращение к «священной истории» в сознании людей, определяются безграничные полотна великой протяжённости времени и бытия людей в этом пространстве.

К огромному сожалению, эволюция общества с её технологиями и инновациями, сыграло с нами злую шутку, мы все теряем свои национальные корни. На самом деле, та проблема, вокруг которой многие историки сломали много копий, не так проста. Культурная история Татарстана является и общероссийской историей, следовательно, и национальной историей русских. Общероссийский контекст обсуждаемой проблемы заслуживает более детального разбора.

В настоящее время татары, второй по численности народ в Российской Федерации, обладают многочисленной зарубежной диаспорой – около 1 млн. человек 46 государств мира. Поэтому поддержка соотечественников провозглашена в качестве одной из важных задач государственной политики РФ.

Международный союз общественных объединений «Всемирный конгресс татар» объединяет 68 татарских национально – культурных организаций.

Одним из направлений в работе исполкома «Всемирный конгресс татар» является работа с молодёжью и поддержка наиболее ярких и творческих, именно творческих представителей татарской молодёжи.

Так, на протяжении многих лет, в Челябинске организовывается крупномасштабный конкурс красоты и таланта – «Татарочка», с телевизионной аудиторией более 5 млн. человек за просмотр эфира. Организаторами конкурса является Конгресс татар, в лице руководителя конгресса Челябинской области, мецената Елены Колесниковой. К организации привлечены все «культурные» ресурсы, как Татарстана, так и звёзды мирового значения.

Государственный Ансамбль песни и танца республики Татарстан является визитной карточкой данного мероприятия. А значимой особенностью конкурса является не стремление создать мировое шоу, удивить масштабами конкурса, техническими инновациями, а сохранить и приумножить аудиторию, влюблённых в свои традиции и культуру народ, заинтересовать тех, кто до недавнего времени понятия не имел о национальной идентичности.

В 2016 году конкурс «Татарочка» приобрел международный статус. В конкурсе принимали участия девушки, как из регионов Российской Федерации, так и ближнего зарубежья: Казахстан, Латвия, Узбекистан, Туркмения. Победительницей конкурса «Татарочка» 2016 стала девушка из Республики Башкортостан, г.Уфа. Эстафета конкурса передана Республики Башкортостан. В 2018 году он шагнул в Ижевск, а в 2020 Конкурс будет проводиться в Узбекистане. Конкурс «Татарочка» стал, глобальным проектом мирового значения.

Одним из важнейших факторов сохранения и развития историко – культурного наследия является повышение национального самосознания, требующего выражения этнической специфике в визуальной форме, в виде масштабных национальных конкурсов, концертов, спектаклей, выставок, онлайн пропаганды, крупных мультимедийных проектов. Тяготение молодёжи к корням своего народного наследия является одним из условий повышения значимости сохранения и развития народного искусства, как одной из частей этнической, национальной культуры не только татарского народа, но и развития всех народов, населяющих пространство России в целом. Необходимо приобщать детей, привлекать молодёжь к традициям народного искусства в частности, которое является частью народного достояния, приобщать население к традиционным народным видам искусств и ремёсел, тем самым способствовать духовному развитию нации.

Конкурс «Нечкэбил» — это конкурс красоты, материнства и семьи, это реальные истории счастливых татарстанских семей, где чтут народные и семейные традиции. Конкурс представляет собой духовное единение людей через семью, связь поколений, милосердие, любовь к малой и большой Родине.

«Жемчужины Татарстана» – это конкурс, в котором участвуют женщины с очень сложными судьбами, с проблемами со здоровьем, но очень сильные духом. Это конкурс, где женщины показывают пример того, что никакие сложности не сломают человека, если человек хочет жить, хочет и стремиться победить себя» – отмечают участники. Это ежегодный конкурс, организатором которого является региональная общественная организация «Жемчужина Татарстана». Масштабы и популярность конкурса «Жемчужина Татарстана» с каждым годом растут: сегодня над организацией шоу работает так много специалистов, что, как признаются организаторы, они и сами не со всеми из них знакомы. Задача организаторов – помочь участницам, многие из которых прикованы к инвалидным коляскам, добраться до Казани из разных уголков республики, подготовить творческие номера, пошить наряды, выигрышно подчеркивающие все достоинства и деликатно скрывающие недостатки.

Можно долго и много перечислять тех, кто так или иначе оставил свой татарский след в истории России, особенно ценно то, что это делают отдельные личности, как высшая ценность на уровне народа. Это создают люди, преданные своим истокам и корням, преданные своей стране, как пространству образов, духа и наполняющих сердце достоинством, гордостью, силой, любовью и волей.

Говоря о культуре, исследователи солидарны с подходами, которые включают понимание ее как «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» 3]; «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей» [4].

Существует три основных понимания культуры:

  • культура как цивилизация — в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антипода понятию «природы».
  • культура как мировоззрение — согласно этим взглядам, культура представляется как система символов с функцией адаптации; культура рассматривается не просто как продукт биологической эволюции, а как её неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации человека к внешнему миру.
  • культура как нормы поведения — в этом понимании культура слагается из трёх составляющих: жизненные ценности; нормы поведения; артефакты (материальные произведения). Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры. Нормы поведения отражаются в понятиях «Мораль» и «Нравственность». Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.

Более того, по мнению А. Л. Кузевановой в качестве компонентов концепции понимания культуры можно выделить следующие положения:

1) Культура не может быть понята из себя самой, она раскрывается как социальное явление.

2) Генетически культура возникает вместе с трудом, воплощена, прежде всего, в материальной человеческой деятельности.

3) Культура не есть совокупность готовых продуктов самих по себе, она является процессом деятельной активности человека [8].

Итак, в первом приближении культуру можно представить как развитие человека в качестве общественного существа в конкретных, исторически обусловленных формах его деятельности и ее результатах — предметах и ценностях.

Говоря о традициях (лат. traditio – передача) следует отметить, что под ними понимают элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, и социальных группах в течение длительного времени. Традиции охватывают:

  • материальные и духовные ценности, как объекты наследования;
  • процессы и способы социального наследования;

Традиция — универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта;

Таким образом, понятие «традиция» неразрывно связано с понятием «культура» — традиция является одновременно и частью культурного наследия, и способом его сохранения (передачи).

Размышляя о духовности на современном этапе, следует отметить, что существуют несколько основных подходов к понятию духовности.

  • Духовность в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью.
  • В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике, «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках. Традиционно, духовность отождествляется с религиозностью традиционного толка, однако в современной социологии и социальной философии “светский” вариант духовности именуется социальным капиталом.
  • В обыденном сознании духовность понимается как высоконравственное начало, стремление к идеалу, способность к самоанализу поступков и переживаний и т. п. В этом случае обычно противопоставляют духовность (высокую культуру чувств, мыслей и поступков) и бездуховность (их низкую культуру, приземленность, корыстную направленность и т. п.).

В любом из приведенных подходов, следовательно, понятие «духовность» обязательно включает в себя морально-нравственный компонент, более того — во втором случае этот компонент выступает в качестве основного содержания духовности, а в третьем между духовностью и нравственностью и вовсе можно поставить условный знак равенства.

Основным для философии культуры является вопрос о существовании культурных универсалий, могущих служить основанием для осмысления сфер культуры, ее судьбы [7].

Специфика художественных конкурсов заключается в организационном оформлении феномена творческой состязательности и в преобразовании его результатов в такие свойства субъекта, как активность в освоении культуры и ценность представленных художественных моделей деятельности, их аутентичность, традиционность либо оригинальность и инновационность [1]. Как видим и сегодня не потеряли актуальности выводы, сделанные автором в культурологическом ключе.

Регулятивная функция художественных конкурсов, с одной стороны, фиксирует культурные нормы, такие как эстетические идеалы, образцы, каноны, традиции, допустимые технологии деятельности, а с другой стороны, стимулирует художественно-творческую деятельность в направлении заданного вектора социального развития и дает возможность индивидуальной оценки ее культурной и педагогической значимости. При этом совокупность традиционных образцов не только воспринимается и усваивается субъектом, но и интерпретируется (выделено нами), наделяется конкретным смыслом, ценностно и эмоционально окрашивается.

Материалы статьи могут быть полезны педагогам и хореографам в процессе подготовки к конкурсам, критикам и теоретикам при написании статей, директорам и организаторам конкурсных программ, преподавателям народной художественной культуры, классической и современной хореографии в средних профессиональных и высших учебных заведениях культуры и искусства.

Заключение

Следовательно, культура, являясь надбиологической формой сосуществования и модернизации человеческих общностей, содержит инновационный и креативный потенциал. Для современного общества проектное мышление предстает как элемент сохранения культурного наследия и заботы о завтрашнем дне. Именно поэтому проектные и коммуникативные технологии способны выступить генератором народной культуры.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Афанасьева И.В. Художественный конкурс как средство актуализации процесса становления субъекта культуры: 00.01 / И.В. Афанасьева. Кемерово, 2011. – 24 с.
  2. Блок А. Стихотворения, поэмы, воспоминания современников / А. Блок. – М,: «Правда», 1989. – 127 с.
  3. Большой бухгалтерский словарь [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/TJEvy (дата обращения 3.12.20).
  4. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/171278 (дата обращения 3.12.20).
  5. Валеев Р.М. Историко-культурное наследие Республики Татарстан : тенденции развития и опыт исследования, сохранения, реставрации и использования в последней четверти XX века / Р. М. Валеев ; М-во культуры РТ, Казанский гос. ун-т [и др.] – Казань : Идел-Пресс, 2007. – 319 с., [32] л. ил.
  6. Волков, Г.Н. Чувашская этнопедагогика / Г.Н.Волков. – Чебоксары: ЧИЭМ, 2004.
  7. Калимуллин Д.Д. Мир смыслов и ценностей духовной культуры : монография / Калимуллин Д.Д. ; науч. ред. Гизатов К. Т. – Москва : Перо, 2012. – 33 с.
  8. Кузеванова А.Л. Понятие «культура»: традиции понимания и концептуальный выбор / А.Л. Кузеванова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 6. – С.192-197.
  9. Салахутдинов Р.Г. Организационные и педагогические основы социально-культурного творчества детей и молодежи / Р.Г. Салахутдинов К.: Изд-во «Грандан», 1999. – 462 с.
  10. Сборник лучших проектов и программ-победителей Республиканского конкурса эффективных практик по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане среди специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации / Казань: Глаголь, 2015. – 196 с.
  11. Уразманова Р.К. Обряды и праздники Татар Поволжья и Урала (годовой цикл XIX – нач. ХХ вв.) / Р.К. Уразманова // Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2001. – 196 с.
  12. Фукс К. Казанский татары в статистическом и этнографическом отношениях / К. Фукс. К.: Фонд ТЯК, 1991. – 209 с.
  13. Шарафутдинов Д.Р. Традиционная культура татарского народа XIX – нач. ХХ вв. Монография / Д.Р. Шарафутдинов. Казань: Гасыр, 2004. – 640 с.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Afanasyeva I. V. Hudozhestvennyj konkurs kak sredstvo aktualizacii processa stanovlenija sub#ekta kul’tury [Art Competition as a Means of Actualizing the Process of the Cultural Subject Development]/ I. V Afanasyeva, 00.01/ Kemerovo, 2011. – 24 p. [in Russian]
  2. Blok A. Stihotvorenija, pojemy, vospominanija sovremennikov [Poems, Memories of Сontemporaries]. – M,: “Pravda”, 1989 – 127 p. [in Russian]
  3. Bol’shoj buhgalterskij slovar’ [The Great Accounting Dictionary] [Electronic resource] URL: https://clck.ru/TJEvy (accessed: 3.12.20) [in Russian]
  4. Bol’shoj jenciklopedicheskij slovar’ [The Great Encyclopedic Dictionary] [Electronic resource] https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/171278 (accessed: 3.12.20) [in Russian]
  5. Valeev R. M. Istoriko-kul’turnoe nasledie Respubliki Tatarstan : tendencii razvitija i opyt issledovanija, sokhranenija, restavracii i ispol’zovanija v poslednejj chetverti XX veka [Historical and Cultural Heritage of the Republic of Tatarstan: Development Trends and Experience of Research, Preservation, Restoration and Use in the Last Quarter of the Twentieth Century] / R. M. Valeev; Ministry of Culture of the Republic of Tatarstan, Kazan State University [et al.] – Kazan: Idel-Press, 2007. – 319 p., [32] pic. [in Russian]
  6. Volkov, G. N. Chuvashskaja ehtnopedagogika [Chuvash Ethno-Pedagogy] / G. N. Volkov. Cheboksary: CHIEM, 2004 [in Russian]
  7. Kalimullin D. D. Mir smyslov i cennostejj dukhovnojj kul’tury [The World of Meanings and Values of Spiritual Culture: A Monograph] / Kalimullin D. D.; Edited by Gizatov K. T.-Moscow: Pero, 2012. – 33 p. [in Russian]
  8. Kuzevanova A. L. Ponjatie «kul’tura»: tradicii ponimanija i konceptual’nyjj vybor [The concept of “culture”: traditions of understanding and conceptual choice]/ A. L. Kuzevanova // Izvestija Rossijjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. – 2008. – No. 6. – pp. 192-197 [in Russian]
  9. Salakhutdinov R. G. Organizacionnye i pedagogicheskie osnovy social’no-kul’turnogo tvorchestva detejj i molodezhi [Organizational and Pedagogical Bases of Sociocultural Creativity of Children and Youth] / R. G. Salakhutdinov. K.: Publishing house “Grandan”, 1999. – 462 p. [in Russian]
  10. Sbornik luchshikh proektov i programm-pobeditelejj Respublikanskogo konkursa ehffektivnykh praktik po vospitaniju detejj i podrostkov v dukhe uvazhenija k kul’ture, tradicijam i obychajam narodov, prozhivajushhikh v Tatarstane sredi specializirovannykh uchrezhdenijj dlja nesovershennoletnikh, nuzhdajushhikhsja v social’nojj reabilitacii [Collection of the Best Projects and Programs-Winners of the Republican Contest of Effective Practices for the Education of Children and Adolescents in the Spirit of Respect for the Culture, Traditions and Customs of the Peoples Living in Tatarstan Among Specialized Institutions for Minors in Need of Social Rehabilitation] / Kazan: Glagol, 2015 – 196 p. [in Russian]
  11. Urazmanova R. K. Obrjady i prazdniki Tatar Povolzh’ja i Urala (godovojj cikl XIX – nach. KhKh vv.) [Rites and Holidays of the Tatars of the Volga Region and the Urals (Annual Cycle of the Nineteenth and the Beginning of the Twentieth Century)] / R. K. Urazmanova// Istoriko-ehtnograficheskijj atlas tatarskogo naroda [Historical and Ethnographic Atlas of the Tatar People]. – Kazan: Publishing house PIK «Dom pechati», 2001. – 196 p. [in Russian]
  12. Fukhs K. Kazanskijj tatary v statisticheskom i ehtnograficheskom otnoshenijakh [Kazan Tatars in Statistical and Ethnographic Relations] / K. Fukhs. K.: Fond TYaK, 1991 – 209 p. [in Russian]
  13. Sharafutdinov D. R. Tradicionnaja kul’tura tatarskogo naroda XIX – nach. KhKh vv. Monografija [Traditional Culture of the Tatar People of the Nineteenth and the Beginning of the Twentieth Century. a Monograph] / Kazan: Gasyr, 2004 – 640 p. [in Russian]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.