ЦИФРОВЫЕ МЕДИА КАК ФАКТОР КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.72.6.036
Выпуск: № 6 (72), 2018
Опубликована:
2018/06/18
PDF

ЦИФРОВЫЕ МЕДИА КАК ФАКТОР КУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Научная статья

Шамшурин Д.А.*

ORCID: 0000-0002-4543-2769,

Забайкальский государственный университет, Чита, Россия

* Корреспондирующий автор (shda_773[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассмотрено явление культурной глобализации на современном этапе и роль цифровых медиа в этом процессе. Даётся характеристика социокультурных изменений, вызванных информационно-коммуникационными технологиями. Указано, что цифровая культура является качественно новым феноменом, появившимся вследствие развития цифровых медиа. Отмечена связь между цифровой культурой и традиционной, «пре-цифровой». Обозначена роль цифровых медиа в межкультурной коммуникации в качестве модификатора коммуникационной системы.  

Ключевые слова: цифровые медиа, новые медиа, культурная глобализация, информационно-коммуникационные технологии, цифровая культура, Интернет.

DIGITAL MEDIA AS CULTURAL GLOBALIZATION FACTOR

Research article

Shamshurin D.A.*

ORCID: 0000-0002-4543-2769,

Transbaikal State University, Chita, Russia

* Corresponding author (shda_773[at]mail.ru)

Abstract

The paper considers the phenomenon of cultural globalization at the present stage and the role of digital media in this process. The characteristic of social and cultural changes caused by information and communication technologies is given. It is pointed out that digital culture is a qualitatively new phenomenon that has emerged due to the development of digital media. The connection between digital culture and traditional, "pre-digital" is noted. The role of digital media in intercultural communication as a modifier of the communication system is described.

Keywords: digital media, new media, cultural globalization, information and communication technologies, digital culture, Internet.

Для современного этапа международных отношений характерна увеличивающаяся взаимозависимость и взаимосвязь участников мирового сообщества. Процесс изменения миропорядка, создания новой реальности посредством информационных технологий, расширения общемировых социальных, культурных, политических и экономических связей, общей коммуникационной сферы, получил название глобализации.

Понятие глобализации является важной частью современного научного лексикона и используется при описании изменений, происходящих в разных сферах человеческой деятельности. Под глобализацией в настоящее время понимается закономерный и объективно существующий процесс, направленный на расширение, углубление социальных связей и институтов, политических, экономических, культурных и других отношений, влекущий за собой создание единого социокультурного глобального пространства в условиях возрастания уровней взаимодействия между государствами, территориями, обществами. Глобализация характеризует собой всеохватывающий и всеобъемлющий процесс перехода функциональных отношений в мировой социальной среде на принципиально новый уровень организации, интеграции мирового сообщества, взаимопроникновения мировых цивилизаций.

Ряд исследователей (С. Хоффман, П. В. Малиновский) полагают, что глобализация является многоуровневым пространственно-временным процессом и структурно развивается в трех основных плоскостях: политической, культурной и экономической. В соответствии с этим выделяется политическая, культурная и экономическая глобализация. В рамках данной работы наибольший интерес представляет культурная глобализация.

Каждая культура уникальна и целостна, но ни одна культура не существует изолированно, не является замкнутой системой. В процессе своей жизнедеятельности она обращается как к своему прошлому опыту, так и к опыту других культур, то есть она открыта, коммуникабельна и способна адаптировать элементы прочих культур. Тексты той или иной культуры могут быть переведены на язык другой культуры, и сама она может переводить их на свой язык.

Согласно Большому толковому социологическому словарю под ред. Д. Джери и Дж. Джери, глобализация культуры – это «тенденция диффузии культурных образцов во всемирном масштабе» [3, С. 122]. Термин появился в конце 80-х гг. XX в. в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов народов. Сложность, комплексность и масштабы этого явления способствуют неоднозначной оценке данного явления со стороны научного сообщества. А. Гревцева, как и многие другие исследователи, утверждает, что на сегодняшний день феномен культурной глобализации является раскрытым не до конца, что ведет к возникновению новых теорий этого явления, хотя, по мнению указанного автора, эти теории имеют такие общие черты, как формирование и признание важности единого культурно-информационного пространства для выработки общих ценностей и принципов современного мира, урегулирования глобальных и локальных конфликтов, а также возникновение «общего поля глобальной культуры» [1].

Человек, так или иначе, всегда существовал в окружающем его информационном пространстве, которое понимается как совокупность результатов семантической деятельности человечества. На протяжении большей части истории, оно отличалось локальностью, охватывало довольно ограниченный характер. Однако в ХХ в., в результате развития и массового применения коммуникационных технологий, возросшего количества каналов, источников и потребителей информации произошла трансформация информационного пространства, оно стало включать в себя практически всё человечество, достигшее определённого уровня цивилизационного развития.

Персональные компьютеры и смартфоны с помощью интернета предоставили возможность миллиардам людей создавать, получать, хранить и распространять информацию по всему миру практически мгновенно. Цифровая революция, произошедшая за последние годы, привела к переходу мира в информационную эпоху, возымела эффект, сравнимый с изобретением книгопечатания.

Канадский философ и культуролог М. Маклюэн в середине XX в. ввел понятие «электронное общество», которое он определил как общество, в котором с помощью информационных технологий происходит формирование цельной информационной картины из разрозненных фрагментов информации из различных сфер общественной жизни. Это явление он назвал «глобальной деревней» [5, С. 118]. Он наглядно показывает, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на человеческое общество. Именно за информационными технологиями он закрепляет ключевую роль в формировании нового общественного порядка.

Всё это позволяет говорить исследователям о формировании новой социальной реальности, поскольку значительная часть социальных, экономических и прочих отношений перешла в интернет-пространство, создав особую медиасреду, т.е. речь идёт о так называемом «информационно-коммуникативном пространстве» или, также, «медиапространстве». Эта реальность подчиняется своим, особым законам и порядкам, в ней происходят формирование и взаимодействие разных формальных групп, собственной культуры, иерархии ценностей и даже языка.

Система формирования культурного опыта в целом, все базовые сферы культуры также подвергаются значительным изменениям. Исследования этих изменений на данный момент уже имеют некоторую историю. Они прошли путь от анализа «виртуальной реальности» и «киберпространства» до критической теории новых медиа и междисциплинарного проекта Digital Humanities. Однако все трансформации, происходящие в культуре в связи с экспансией цифровых технологий, по-прежнему остаются недостаточно изученными. В разное время предлагались различные базовые понятия для анализа цифровых технологий и их значимости: «цифровые» или «новые медиа», «медиакультура», «киберпространство», «кибер-культура», «цифровая культура» и др. Науке чрезвычайно сложно своевременно фиксировать и оценивать эти изменения, поскольку динамика этих изменений значительно опережает скорость накопления знаний. Тем не менее, необходимость более детального анализа цифровых медиа в контексте культурной глобализации очевидна в связи с тем, что информационно-коммуникационные технологии обеспечивают беспрецедентные масштабы распространения культурных образцов по всему миру, формируя единое медиапространство, и в то же время предоставляют возможность использовать качественно новые форматы продуктов культуры.

Как уже было отмечено, понятие «цифровые» или «новые медиа» имеет несколько трактовок. В наиболее широком смысле, «цифровые медиа» – это медиаобъекты, закодированные в машинотаемый формат, т.е. они могут быть созданы, просмотрены, изменены, сохранены и переданы посредством цифровых электронных устройств. В рамках же нашего исследования мы предлагаем воспользоваться следующим, более точным определением данного понятия:  цифровыми (новыми) медиа следует понимать культурные объекты, а также высокотехнологичные инструменты, предоставляющие доступ к информации в сети Интернет и обладающие рядом особых признаков: интерактивностью, мультимедийностью, цифровым форматом и высокой доступностью. Примерами являются программное обеспечение, цифровые изображения, видео, музыка, веб-страницы и веб-сайты, различные интернет-сервисы и базы данных, видеоигры, электронные книги.

Появившись в результате глобальных естественных изменений среды человеческой деятельности, новые медиа сами стали причиной и инструментом изменения в различных областях человеческой жизни. Всеобщая информатизация активно изменяет процессы производства, потребления, искусства и культуры, человеческих отношений и политики. Наблюдается трансформация творческого опыта в общедоступный культурный продукт с помощью технологий, происходит умножение и распространение разнообразных культурных моделей и форм, ценностных ориентиров, распространяющихся в рамках вышеупомянутого единого информационно-коммуникационного пространства и получающих в нём статус общезначимых. Новообразованные гибридные культурные формы создают видимое пространство глобальной культуры.

В рамках постоянно модифицирующейся новой реальности отмечается появление новых тенденций в процессе формирования медийных навыков, предпочтений современного человека, медийные приоритеты подвергаются изменениям. Значительно растут объём и многоформатность медиа-потребления, а также меняется модель этого медиа-потребления с традиционной пассивной на активную индивидуальную. Медиааналитик А. Мирошниченко в связи с этим высказывает мнение о неограниченном и равном праве авторства, которое не нужно доказывать, о возможности легко публиковать и сообщать свои идеи неограниченному кругу лиц, т.е. об освобождении авторства [9].

Так, отмечается рост количества и популярности специализированного контента, генерируемого как пользователями, так и различными медийными структурами. Это связано в первую очередь с его высоким процентом уникальности и ценности информационного содержания для отдельно взятого человека с учётом высокой скорости распространения такого контента. В результате чего пользовательская аудитория медиапространства становится активным реализатором информационно-коммуникативных процессов, производителем медийного процесса, а также дистрибьютором медиаконтента, способствуя созданию актуального наполнения и содержания медиа-сферы. Всё это приводит к тому, что медиа-потребление становится индивидуализированным, а сами медиа в высокой степени фрагментируются, в связи с чем формируется необходимость развития «новых медиаисследований», в качестве объекта исследования которых выступают конкретно цифровые медиа и сетевые коммуникации.

Исследование новых медиа выходит за рамки анализа непосредственно области массмедиа, опосредующих различные отношения между людьми и интегрированных в жизнь современного человека, так что, как отметил В.В. Савчук, «нет медиумов, а есть среда» [11, С. 8]. Средства коммуникации, по сути, формируют совершенно новую среду обитания человека, а не просто преображают сферу массмедиа. Также нельзя сказать, что цифровые медиа ограничиваются исключительно интернет-средой, их воздействие имеет возможность выходить за рамки сугубо виртуального пространства. Коммуникация, которая начинается на той или иной медиаплощадке или является следствием взаимодействия с тем или иным медиапродуктом, может выходить за пределы Сети, продолжаться и оффлайн. Примерами являются приложения для знакомства, организация встреч, митингов и пр. посредством социальных сетей и др.

Таким образом, в научном сообществе утвердилась концепция рассмотрения цифровых средств коммуникации как составляющей более масштабных социокультурных изменений. Известный теоретик киберпространства Д. Белл использовал понятие «киберкультура», под которым он понимал культурную составляющую киберпространства. Данное понятие приобрело популярность и положило начало исследованию киберкультуры как отдельного феномена. В рамках таких исследований изучались вопросы использования цифровых медиа, проблемы формирования идентичности в условиях новых информационных технологий, различные аспекты образования и функционирования интернет-сообществ, и т.д. Появились также и критические исследования киберкультуры, которые занимались преимущественно критическим анализом влияния цифровых медиа на общество и культуру и последствиями распространения сетевых коммуникаций и всего, что с ними связано.

Явление киберкультуры получило своё развитие в концепции цифровой культуры. Данное понятие появилось в результате стремления ряда авторов указать на то, что современные технологии прочно закрепились в жизни современного человека. Термин «цифровая культура» получил свое распространение в период установления Web 2.0, который сделал Интернет пространством человеческой коммуникации, повседневной деятельности, развлечения в условиях ориентации на массового пользователя.

К определению понятия «цифровая культура», как и в случае с другими терминами, существует несколько подходов. В первом случае, цифровая культура приравнивается к новым медиа, т.е. рассматривается в рамках переноса медиаэлементов в цифровое пространство, не выходя за пределы анализа перемен в системе массмедиа. В другом случае, под изучением цифровой культуры понимается анализ широкого поля явлений, которые появились в результате развития технологий: компьютерная графика, видеоигры, Интернет и др. Такой подход изучает основные феномены цифровой культуры, что позволяет определить её специфику. В то же время, он несколько ограничивает предмет исследования, поскольку цифровые медиаобъекты включают в себя ряд явлений, существующих вне сети. К примеру, компьютерные игры, будучи одним из наиболее характерных феноменов цифровой культуры, сами по себе составляют лишь часть культурного смысла, вокруг них складывается целый ряд культурных практик – игроками формируются сообщества, создаются руководства, художественные произведения по мотивам и т.д.

Из чего можно заключить, что при исследовании цифровой культуры недостаточно ограничиться анализом технологий, форматов, устройств, поскольку необходимо рассмотреть изменения самих практик и продуктов человеческой деятельности. Акцент следует сметить на изучение того, что происходит с культурой в условиях распространения цифровых технологий.

Данное утверждение соотносится также и с необходимостью принять во внимание проблемы однозначного разделения «цифровой» и «нецифровой» культур ввиду как перехода многих элементов традиционной культуры в цифровой формат, так и наличия органичной связи современной цифровой культуры с «пре-цифровой». К примеру, журналистика приобретает ряд совершенно новых характеристик, роль знаний и информации в обществе растёт, возникает необходимость формирования медиакультуры современного человека, и т.д. Это подтверждает также и эффективность использования некоторых методов, используемых для анализа культурных феноменов прошлого, при анализе современных тенденций. Так, цифровые медиа могут способствовать интенсификации существующих транснациональных культурных потоков и придавать какой-либо культуре свойство детерриториализации, а также формировать транснациональные сообщества, которые имеют свои собственные культурные особенности и разделяют их со всем миром. Культурная трансмиссия в цифровую эпоху обладает рядом особенностей: скоростью, высокой плотностью связей между людьми и сообществами, активным использованием письменности, и, в то же время, способностью соединять письменный и аудио-визуальный контент. Цифровые медиа, помимо прочего, играют важную роль в современных исследованиях культурной гибридности, поскольку способствуют более широкому и быстрому взаимопроникновению культур.

Новые явления технократического мира, его переменчивость, текучесть, мультиплатформенность и многоканальность вынуждают современников жить в условиях медийной избыточности и формировать определённый набор навыков, получивший название «цифровая грамотность». Н.Д. Берман даёт следующее определение этому понятию: «Цифровая грамотность определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета… это способность человека использовать цифровые инструменты (в самом широком смысле) с пользой для себя. Понятие «цифровая грамотность» включает в себя три составляющие: цифровые компетенции, цифровое потребление и цифровую безопасность» [21]. Цифровая грамотность охватывает ряд технических, личностных и интеллектуальных навыков, таких как: умение быстро искать, анализировать и оценивать информацию, ориентироваться в медийных потоках; навыки непрерывного образования, диалога с массмедиа, распознавания различных манипуляций как со стороны СМИ, так и отдельных пользователей и групп пользователей и др.

В результате закономерен вывод о том, что при исследовании влияния цифровых средств коммуникации на культуру необходимо учитывать не только непосредственно цифровую культуру, но и её взаимодействие с «пре-цифровой», а также принимать во внимание локальную специфику распространения цифровых технологий и культурно-исторического контекста, что особенно важно в условиях набирающей популярность идеи «де-вестернизации».

Отдельно следует упомянуть то, что цифровые медиа изменяют процесс межкультурной коммуникации, значительно упрощая его в силу высокой скорости взаимодействия, а также позволяя использовать различные форматы общения. Как известно, сообщения в коммуникации кодируются и раскодируются, основываясь на какой-то существующей культурной основе, что может привести к недопониманию. Однако Интернет в большой степени способен нивелировать эти различия, поскольку пользователи имеют общую основу – киберпространство, культура которого приобретает такое же значение, как и внутренняя культура. Следственно, новые медиа могут выступать в роли универсального посредника в рамках глобального культурного взаимодействия и служить основой для улучшения информационного обмена, понимания других культур, а также создавать чувство общности. Стоит отметить, впрочем, что Интернет сам по себе, как и другие технологии, не меняет суть взаимоотношений, но обладает возможностью изменять качества коммуникационной системы в рамках информационных потоков, которые интерактивны, мультимодальны, одновременно асинхронны и синхронны, глобальны и локальны, могут происходить от многих ко многим, от людей к людям, от людей к объектам, от объектов к объектам.

Таким образом, информационные технологии играют первостепенную роль в процессе глобализации во всех сферах жизни общества, способствуя культурной, экономической, политической глобализации. Феномен цифровых медиа уникален и многомерен: он так или иначе находит отражение во всех сферах жизни современного человека. Цифровые медиа вызывают масштабные социокультурные изменения: модифицируют характеристики медиапотребления, предоставляют возможность пользователям самим участвовать в генерации контента, оказывают значительное влияние на существующие культурные формы и образцы, придают новые качества межкультурной коммуникации, а также формируют особую социокультурную реальность со своими отличительными чертами. Влияние цифровых средств коммуникации на культуру и общество бесспорно: они не только способны создать такое качественно новое явление, как цифровая культура, но и изменять уже существующие социокультурные объекты и практики.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Гревцева А. А. Культурная глобализация: проблемы и парадигмы / А. А. Гревцева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 70. – С. 145-148.
  2. Винокурова Н. В. Особенности межкультурной коммуникации в ходе обучения иностранным языкам / Н. В. Винокурова // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. – 2014. – № 5 (169). – С. 189-191.
  3. Джери Д. Большой толковый социологический словарь.В 2-х т.: Т. 1. / Д. Джери, Дж. Джери; пер. с англ. Н.Н. Марчук. – М.: Вече, АСТ, 1999. – 544 с.
  4. Ганский П. Н. Интернет-пространство как особая коммуникационная среда и его влияние на современные общества / П. Н. Ганский // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 17. – С. 118-121.
  5. Глухарев Д. С. Информационно-коммуникативное пространство в теориях информационного общества / Д.С.Глухарев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Социально-гуманитарные науки. – 2013. – Т. 13, № 2. – С. 133-135.
  6. Соколова Н. Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? / Н. Л. Соколова // Международный журнал исследований культуры. – 2012. – № 3 (8). – С. 6-10.
  7. Дукин Р. А. Феномен социальных медиа: проблема социологического осмысления / Р. А. Дукин // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2015. – № 4. – С. 122-126.
  8. Thanuskodi S. Handbook of Research on Inventive Digital Tools for Collection Management and Development in Modern Libraries. / S. Thanuskodi. – IGI Global, 2015. – 475 с.
  9. Мирошниченко А. Адаптемы медиа. Закат отрасли, расцвет навыка. [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко // Republic. – 2011. – URL: https://republic.ru/ future/adaptemy_media_zakat_otrasli_rast-svet_navyka-689523.xhtml (дата обращения: 18.05.2018).
  10. Кунаева Л. И. Новые медиа как реализация информационно-коммуникационных технологий в сети Интернет / Л. И. Кунаева, А. М. Кузовлев, Р. Ю. Чигирев и др. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2013. – № 3. – С. 117-180.
  11. Савчук В. В. Медиафилософия: формирование дисциплины / В. В. Савчук // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия / под ред. В.В. Савчука. – СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество – 2008. – С. 7-39.
  12. Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия / С. Г. Носовец // Коммуникативные исследования. – 2016. – № 4 (10). – С. 39-47.
  13. Bell D. An Introduction to Cybercultures. / D. Bell. – L. & N.Y.: Routledge, 2005. – 276 p.
  14. Silver D. Looking Backwards, Looking forwards: Cyberculture Studies 1990-2000 // D. Silver; Gauntlett D. (ed.) – Web.Studies: Rewiring Media Studies for the Digital Age. – L.: Arnold – 2000. – P. 19-30
  15. Creeber G. Digital Cultures: Understanding New Media / G. Creeber, R.Martin. – N.Y.: Open University Press, 2009. – 224 p.
  16. Hand M. Making Digital Cultures: Access, Interactivity, and Authenticity. / M. Hand. – Ashgate Publishing, 2008 – 186 p.
  17. Deuze M. Participation, Remediation, Bricolage: Considering Principal Components of a Digital Culture / M. Deuze // Information Society. – 2006. – Vol. 22(2). – P. 63-75. doi: 10.1080/01972240600567170
  18. Галкин Д. В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей / Д. В. Галкин // Международный журнал исследователей культуры. – 2012. – № 3 (6). – С. 11-16.
  19. Iwabuchi K. Globalization, Culture, and Communication: Renationalization in a Globalized World. [Electronic resource] / K. Iwabuchi // Oxford Research Encyclopedia of Communication. – 2018. – URL: http://communication.oxfordre.com/view/10.1093/acrefore/9780190228613.001.0001/acrefore-9780190228613-e-631 (дата обращения: 19.05.2018). doi: 10.1093/acrefore/9780190228613.013.631
  20. Acerbi A. A Cultural Evolution Approach to Digital Media [Electronic resource] / A. Acerbi // Frontiers in Human Neuroscience. – 2016. – 10, 636. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/Research articles/PMC5156828/ (дата обращения: 20.05.2018). doi:10.3389/fnhum.2016.00636
  21. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности / Н. Д. Бердман // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – Т. 8. № 6-2. – С. 35-38.
  22. Ersöz S. Cultures in cyberspace: Interpersonal communication in a computermediated Environment [Electronic resource] / S. Ersöz. // NCA Summer Conference on Intercultural Dialogue, 22-26 July 2009 / Maltepe University Istanbul, Turkey. – Istanbul, 2009. URL: https://bit.ly/2M7relq (дата обращения: 20.05.2018).

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Grevtseva A. A. Kul’turnaya globalizatsiya: problemy i paradigmy [Cultural globalization: problems and paradigms] / A. A. Grevtseva // Izvestiya RGPU im. Gertsena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences]. – 2008. – № 70. – P. 145-148. [in Russian]
  2. Vinokurova N. V. Osobennosti mezhkul'turnoj kommunikatsii v khode obucheniya inostrannym yazykam [Peculiarities of cross-cultural communication in the process of teaching of foreign languages] / N. V. Vinokurova // Trudy BGTU. Seriya 6: Istoria, filosofiya [Proceedings of BSTU: 6th series: history, philosophy]. – 2014 – № 5 (169). – P. 189-191. [in Russian]
  3. Jary D. Bol’shoi tolkovyj sotsiologicheskij slovar’. V 2-kh tomakh.: T. 1 [Collins Dictionary of Sociology. In 2 Vol.: Vol. 1]. – D. Jary, J. Jary; translated from English by N. N. Marchuk. – M.: Veche, AST, 1999. – 544 p. [in Russian]
  4. Ganskiy P. N. Internet-prostranstvo kak osobaya kommunikatsionnaya sreda i ego vliyanie na sovremennye obshhestva [The web-space as a specific communication environment, and its impact on the modern societies]. / P. N. Ganskiy // Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. [Theory and Practice of Social Development]. – 2015. – № 17. – P. 118-121. [in Russian]
  5. Glukharev D. S. Informatsionno-kommunikativnoe prostranstvo v teoriyakh informatsionnogo obshhestva [The information and communication space in the theories of information society]. / D. S. Glukharev // Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial’no-gumanitarnye nauki [Bulletin of South Ural State University. Social sciences and humanities]. – 2013. – Vol. 13, № 2. – P. 133-135. [in Russian]
  6. Sokolova N. L. Tsifrovaya kul'tura ili kul'tura v tsifrovuyu ehpokhu? [Digital Culture or Culture on the Digital Age?] / N. L. Sokolova // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury [International Journal of Cultural Research]. – 2012. – № 3 (8). – P. 6-10. [in Russian]
  7. Dukin R. А. Fenomen sotsial'nykh media: problema sotsiologicheskogo osmysleniya [Phenomenon of the social media: issues of sociological comprehension]. / R. А. Dukin // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki [Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Social sciences]. – 2015. – №4. – P. 122-126. [in Russian]
  8. Thanuskodi S. Handbook of Research on Inventive Digital Tools for Collection Management and Development in Modern Libraries. / S. Thanuskodi. – IGI Global, 2015. – 475 p.
  9. Miroshnichenko A. Adaptemy media. Zakat otrasli, rastsvet navyka [Adaptors of media. Sunset of industry, heyday of skill] [Electronic resource] / A. Miroshnichenko // Republic. – 2011. – URL: https://republic.ru/future/adaptemy_media_zakat_otrasli_rast-svet_navyka-689523.xhtml (accessed 18.05.2018). [in Russian]
  10. Kunaeva L. I. Novye media kak realizatsiya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologij v seti Internet / L. I. Kunaeva, А. M. Kuzovlev, R. YU. CHigirev i dr. // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ehkonomicheskogo universiteta. – 2013. – №3. – S. 117-180.
  11. Savchuk V.V. Mediafilosofiya: formirovanie distsipliny [Media philosophy: the formation of a discipline] / V.V. Savchuk // Mediafilosofiya. Osnovnye problemy i ponyatiya [Media philosophy. Main issues and concepts] / edited by V.V. Savchuk. – SPb.: St. Petersburg Philosophical society – 2008. – P. 7-39. [in Russian]
  12. Nosovets S.G. Novie media: k opredeleniyu poniatija [New media: definition of concept] / S.G. Nosovets // Kommunikativnie issledovaniya [Communication studies]. – 2016. – №4 (10). – P. 39-47. [in Russian]
  13. Bell D. An Introduction to Cybercultures. / D. Bell. – L. & N.Y.: Routledge, 2005. – 276 p.
  14. Silver D. Looking Backwards, Looking forwards: Cyberculture Studies 1990-2000 // D. Silver; Gauntlett D. (ed.) – Web.Studies: Rewiring Media Studies for the Digital Age. – L.: Arnold – 2000. – P. 19-30
  15. Creeber G. Digital Cultures: Understanding New Media / G. Creeber, R.Martin. – N.Y.: Open University Press, 2009. – 224 p.
  16. Hand M. Making Digital Cultures: Access, Interactivity, and Authenticity. / M. Hand. – Ashgate Publishing, 2008 – 186 p.
  17. Deuze M. Participation, Remediation, Bricolage: Considering Principal Components of a Digital Culture / M. Deuze // Information Society. – 2006. – Vol. 22(2). – P. 63-75. doi: 10.1080/01972240600567170
  18. Galkin D.V. Digital Culture: metodologicheskiye voprosy issledovaniya kulturnoy dinamiki ot tsifrovih avtomatov do tehno-bio-tvarey [Digital Culture: methodological issues of research of cultural dynamics from digital automaton to techno-bio-creatures] / D.V. Galkin // Mezhdunarodniy zhurnal issledovateley kulturi [International journal of culture researchers]. – 2012. – №3 (6). – P. 11-16. [in Russian]
  19. Iwabuchi K. Globalization, Culture, and Communication: Renationalization in a Globalized World. [Electronic resource] / K. Iwabuchi // Oxford Research Encyclopedia of Communication. – 2018. – URL: http://communication.oxfordre.com/view/10.1093/acrefore/9780190228613.001.0001/acrefore-9780190228613-e-631 (accessed 19.05.2018). doi: 10.1093/acrefore/9780190228613.013.631
  20. Acerbi A. A Cultural Evolution Approach to Digital Media [Electronic resource] / A. Acerbi // Frontiers in Human Neuroscience. – 2016. – 10, 636. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/Research articles/PMC5156828/ (accessed 20.05.2018). doi:10.3389/fnhum.2016.00636
  21. Berman N.D. K voprosu o tsifrovoi gramotnosti [To the question of digital literacy] / N.D. Berdman // Sovremennye issledovaniya socialnikh problem [Modern studies of social problems]. – 2017. – Т. 8. № 6-2. – P. 35-38. [in Russian]
  22. Ersöz S. Cultures in cyberspace: Interpersonal communication in a computermediated Environment [Electronic resource] / S. Ersöz. // NCA Summer  Conference on Intercultural Dialogue, 22-26 July 2009 / Maltepe University Istanbul, Turkey. – Istanbul, 2009. URL: https://bit.ly/2M7relq (accessed 20.05.2018).