АНИМИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И КАНАДЫ

Научная статья
Выпуск: № 5 (36), 2015
Опубликована:
2015/06/15
PDF

Минченко К.А.

Магистрант,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

АНИМИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И КАНАДЫ

Аннотация

В статье рассмотрены анимистические воззрения эвенов и инуитов. Автор показывает, что в современной духовной культуре эвенов Якутии и инуитов Канады сохраняются традиционные религиозные воззрения. И распространение анимизма связано с тем, что его видение окружающего мира является истинным и объективным, независимо от конкретного места происхождения практик.

Ключевые слова: анимизм, эвены, инуиты.

Minchenko K.A.

Master,

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

ANIMISTIC IDEAS IN THE TRADITIONS AND CUSTOMS OF INDIGENOUS PEOPLES OF REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) AND CANADA

Abstract

The article considers animistic views of Evens and Inuit. The author shows that in the modern spiritual culture of the Evens of Yakutia and the Inuit of Canada retained the traditional religious views. And the spread of animism due to the fact that his vision of the world is true and objective, regardless of the specific place of origin practices.

Keywords: animism, Evens, Inuit.

В век новых информационных технологий, стремительно преобразующих окружающую действительность, социальные институты и ценностные ориентиры, отмечается огромный всевозрастающий интерес исследователей к культурному наследию малочисленных народов Севера и его духовным ценностям. Глaвный элемeнт культyры каждoго нарoда – этo oбычаи и традиции, котoрые связaны c традициoнной картинoй мирa каждoго этнoса.

Актуальность исследования. В этнографической науке существовали исследования изменений культуры этноса и этнокультурных контактов на основе анализа различных источников: археологических, фольклорных, декоративно-прикладного искусства и народных знаний, материальной культуры и хозяйства. Проблема исследования анимистических воззрений в традициях и обычаях эвенов и инуитов в рамках этнокультурного взаимодействия у отечественных и зарубежных исследователей является малоизученной. Между тем, история человечества является историей контактов людей, отличающихся своей культурой. Поэтому исследования особенностей культур всегда будут актуальными.

Цель нашего исследования - выявить сходства и различия анимистических воззрений в традициях и обычаях эвенов Республики Саха (Якутия) и инуитов Канады.

Система религиозных воззрений эвенов и инуитов характеризуются как анимизм. В науку термин анимизм (от латинских слов anima – душа и animus  – дух) ввел немецкий ученый Г. Шталь в начале восемнадцатого века. Дальнейшее научное развитие идеи анимизма связано с именем английского этнолога и культуролога Э.Тэйлора (вторая половина девятнадцатого века). Анимистическое воззрение это совокупность верований, которая характерна для племенных сообществ. Анимизм включает в себя одушевления живой и неживой природы и веру в духов [2, 23-28].

Согласно анимистическим представлениям, все существующие миры имеют принципиально одинаковое устройство, т. к. они населены одними и теми же существами в различных ипостасях (живущими и умирающими людьми). Инуиты верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. В систему религиозных воззрений эвенов входит культ духов-хозяев природы и различных стихий. В литературе описываются духи-хозяева стихий природы или географических объектов (огня, местности, реки). Однако духи-хозяева есть у всех без исключения предметов, просто отношение людей к духам-хозяевам разных объектов различно. Пользуются особым почитанием лишь те, от кого в наибольшей степени зависит благополучие самого человека [5, 98].

Культ животных, особое к ним отношение, почитание их связано с анимизмом и широко распространен у всех народов Севера. Связан как с тотемизмом, так и с промысловыми обрядами, в некоторых случаях это синкретичный культ, возникший на основе различных форм религии, а также страха перед грозными хищниками (медведь, волк). У всех народов Севера в высшей степени развит культ медведя, в том числе у эвенов и инуитов. У большинства народов Севера культ животного связан с промысловым культом: представления о близости животных и человека, понимании животными человеческой речи и в связи с этим иносказательная форма общения при сборах на охоту и на охоте; подставные имена животных, на которых охотятся, различные охотничьи запреты и правила, призванные умилостивить зверя; отведение вины на других за охоту и умерщвление зверя; вера в духов-хозяев животных, моления и жертвоприношения им с просьбами о благополучии промысла [4].

Свое основное достояние – оленей-кудьай – эвены называли нолтэн оролни (солнечные), а оленят – детьми солнца. В эвенских традициях олень – священное животное, посланное им богами. Олени сопровождают человека не только на Земле, но и на небесах, куда он может попасть только верхом на олене. Кудьаем мог стать только олень белой или пестрой масти, у которого была божественная отметина Тигок – комок волос под кожей на шее [1, 48].

В Якутии лебедя почитают особо, относятся к нему как к священной птице. У эвенов к лебедям такое же отношение, поэтому эвены не охотились на лебедей прежде, не охотятся и в настоящее время. Также эвены на протяжении веков относились к волкам с почтением. Слово «волк» вслух не произносили – пользовались иносказательными терминами, не затаптывали волчьих следов, иначе, как считали эвены, могла прийти беда. На волков специально не охотились. Такое отношение к волкам передавалось из поколения в поколение. В прежние времена волков было не так уж много, а в наши дни их развелось столько, что оленям нет покоя ни днем, ни ночью.

Эвены веками обожествляли медведя. Не допускали непристойных, грубых слов в отношении него. Конечно, трудности жизни заставляли охотиться и на медведя, но такая охота от начала до конца сопровождалась специальным ритуалом. Так наши предки задабривали духа медведя, чтобы впоследствии он им не мстил [3, 185].

Для инуитов белый медведь является мистическим созданием, почти человеческим существом, которого почитают даже после смерти. После успешной охоты, инуиты вешают в своем доме шкуру убитого медведя вместе с оружием и орудиями труда. Они верят, что душам убитых медведей в следующей жизни такие предметы понадобятся, а взамен на доброту охотников, другие медведи позволят убивать себя. Но если охотник не выразит должного уважения к душе медведя, то его ждёт страшное проклятие: он больше никогда не сможет убивать медведей. Такое проклятие затрагивает и его жену, а если её муж погибает, то она навсегда останется одна, ведь никто не захочет взять в жены проклятую белым медведем. У инуитов также из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем морской охоты; она изображалась на байдарах, её деревянное изображение охотники носили на поясе. Главный персонаж космогонических преданий – Ворон (Кошкли), основные сюжеты сказок связаны с китом [9, 303].

Огромную роль в традиционном обществе эвенов и инуитов играл шаман. У эвенов он призван был объяснить происхождение и строение мироздания, анализировать и предсказывать будущее, провожать умерших в другой мир, узнавать и рассказывать сородичам о новостях. Шаманы являлись, как правило, отличными знатоками народных обычаев и традиций, обладали даром внушения, умели убеждать людей, выступали лидерами своих общин. По представлениям эвенов, дар настоящего, сильного шамана передавался по наследству, по материнской линии [7, 233-252].

Шаман (Angakkuq) у эскимосов был не вождём, а скорее целителем и психотерапевтом, с помощью двойника или помощника в виде доброго духа излечивающим раны и дающим советы, возвращающим домой потерявшихся охотников, вызывающий хорошую погоду и т. д., а также призывающим на помощь людям духов, или отгоняющим их. Его или ее роль заключалась в том, чтобы видеть, толковать и заклинать неуловимое и невидимое. Шаманов никто не обучал – считалось, что они рождены с этой способностью и показывают ее, когда приходит время [5, 98].

Эвены, так же как и многие народы, поклонялись огню. По представлениям эвенов, дух огня назывался – Тов муhoнни, с ним советовались, «угощали» после удачной охоты или обращались с просьбой, чтоб им сопутствовала удача, чтобы «хозяева» и духи данной местности приняли их хорошо. Также он соединяет небесные божества и различные земные духи [8]. Обряд кормления огня проводится не только на праздниках, но и в повседневные дни и является распространённым обычаем, связанным с анимистическими воззрениями эвенов. Необходимо отметить, что у эвенов также  проводят обряд кормления духов-местностей.

Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. Многие верят в единого создателя Силья, который управляет всем, что происходит в мире, всеми явлениями и законами. Богиня, одаривающая эскимосов богатствами морских недр, называется Седна.

Существуют также представления о злых духах, представлявшихся эскимосам в виде невероятных и страшных существ. У инуитов нет богов, хотя некоторые имена из инуитской мифологической традиции часто называют богами литературе [9, 303].

Нами был проведен опрос эвенов с.Ючюгей Оймяконского улуса Республики Саха (Якутия), который показал, что почтение своих традиций, обычаев и языка являются для них одними из главенствующих.

В XXI в. продолжаются трансформационные процессы в сфере культуры, языка, социально-экономических отношений. Большая часть эвенов и инуитов интегрировалось в современное общество, другая часть ассимилировалась с другими коренными народами. В условиях экономического кризиса, роста безработицы многие аборигены покидают села, возвращаются в исторические места своего хозяйствования, ранее закрытые поселения и постоянно живут в лесных условиях за счет потребительского рыболовства и охоты.

Таким образом, можно сказать, что в современной духовной культуре эвенов Якутии и инуитов Канады сохраняются традиционные религиозные воззрения, т. е. анимистические представления. Также, одной из особенностей анимизма является его широкое распространение среди племён, разбросанных по всему земному шару и не имеющих контактов друг с другом. При этом их системы верований крайне схожи, что, разумеется, не является случайностью. На основе этого можно сделать вывод, что распространение анимизма связано с тем, что его видение окружающего мира является истинным и объективным, независимо от конкретного места происхождения практик.

Литература

  1. Алексеева З. З. Возрождение традиционных праздников – возвращение к истокам, или трансформация культурного самосознания (на примере эвенов Якутии) // Языки, культура и будущее народов Арктики: тезисы докл. межд. конф., 17–21 июня 1993 г. – Ч. II. – Якутск, 1993. – С.45-49
  2. Арсеньев В. К. Шаманство у сибирских инородцев и их анимистические воззрения на природу //Вестн. Азии. Харбин. – 1996. – С.23-28
  3. Дуткин Х. И., Белянская М. Х. Тундренный диалект западного наречия эвенского языка: Этнолингвистическое и этногеографическое исследование. – СПб.: Бельведер, 2009. – 185 с.
  4. Кирко В. И., Захарова К. Н. Традиционная хозяйственная деятельность – этносохраняющий образ жизни // Арктика и Север. 2013. № 12. [Электронный ресурс] URL: http://narfu.ru/aan/
  5. Лопуленко Н. А. Эскимосы США и Канады. - М.: Старый сад, 1998. – 98 с.
  6. Павлова Т. В. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект): монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – 154 с.
  7. Попова У.Г. Пережитки шаманизма у эвенов / Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. – Л.: Наука 1981. – С. 233-252
  8. Cуляндзига Р. В., Кудряшова Д. А., Суляндзига П. В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: обзор современного положения [Электронный ресурс] URL: http://www.raipon.info/Documenty/Biblioteka/Obzor_KMNS.pdf
  9. Mark Nuttal, Encyclopedia of the Arctic Volume 1 A-F, Routledge, New York and London, 2005. – 303 с.

References

  1. Alekseeva Z. Z. Vozrozhdenie tradicionnyh prazdnikov – vozvrashhenie k istokam, ili transformacija kul'turnogo samosoznanija (na primere jevenov Jakutii) // Jazyki, kul'tura i budushhee narodov Arktiki: tezisy dokl. mezhd. konf., 17–21 ijunja 1993 g. – Ch. II. – Jakutsk, 1993. – S.45-49
  2. Arsen'ev V. K. Shamanstvo u sibirskih inorodcev i ih animisticheskie vozzrenija na prirodu //Vestn. Azii. Harbin. – 1996. – S.23-28
  3. Dutkin H. I., Beljanskaja M. H. Tundrennyj dialekt zapadnogo narechija jevenskogo jazyka: Jetnolingvisticheskoe i jetnogeograficheskoe issledovanie. – SPb.: Bel'veder, 2009. – 185 s.
  4. Kirko V. I., Zaharova K. N. Tradicionnaja hozjajstvennaja dejatel'nost' – jetnosohranjajushhij obraz zhizni // Arktika i Sever. 2013. № 12. [Jelektronnyj resurs] URL: http://narfu.ru/aan/
  5. Lopulenko N. A. Jeskimosy SShA i Kanady. - M.: Staryj sad, 1998. – 98 s.
  6. Pavlova T. V. Obrjadovyj fol'klor jevenov Jakutii (muzykal'no-jetnograficheskij aspekt): monografija. – SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2001. – 154 s.
  7. Popova U.G. Perezhitki shamanizma u jevenov / Problemy istorii obshhestvennogo soznanija aborigenov Sibiri. – L.: Nauka 1981. – S. 233-252
  8. Culjandziga R. V., Kudrjashova D. A., Suljandziga P. V. Korennye malochislennye narody Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossijskoj Federacii: obzor sovremennogo polozhenija [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.raipon.info/Documenty/Biblioteka/Obzor_KMNS.pdf
  9. Mark Nuttal, Encyclopedia of the Arctic Volume 1 A-F, Routledge, New York and London, 2005. – 303