РАСПРОСТРАНЕНИЕ И БИОЛОГИЯ ОЗЕРНОЙ ЧАЙКИ LARUS RIDIBUNDUS В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.246
Выпуск: № 4 (46), 2016
Опубликована:
2016/04/18
PDF

Амосов П.Н.1, Лобас Е.А.2

1 ORCID: 0000-0002-3627-8026, кандидат биологических наук, доцент, Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины; 2 преподаватель, Санкт-Петербургский государственный фельдшерский колледж

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И БИОЛОГИЯ ОЗЕРНОЙ ЧАЙКИ LARUS RIDIBUNDUS В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

На основании собственных наблюдений авторов и анализа литературных источников в статье рассматривается распространение озерной чайки в пределах Архангельской области и сопредельных территориях. Выяснено, что данный вид гнездится, в основном, в дельтах рек, на побережье Белого моря, проникая вглубь материка на расстояние не более 150 км на юг по поймам рек: Онеги, Северной Двины, Мезени и некоторых др.

Отмечается, что колонии озерной чайки на севере европейской части России немногочисленны и часто смешанные с другими видами чайковых птиц. В статье рассматривается результаты трехлетнего изучения одной из колоний озерной чайки в пригороде Архангельска. Получены данные о распределении гнезд в колонии, размеры гнезд, кладок, яиц. Выявлены сроки прилета, начала гнездования, откладки яиц, вылупления птенцов и других фаз гнездового периода озерной чайки в окрестностях Архангельска.

Полученные данные позволяют осуществлять контроль численности видов птиц и осуществлять меры по сохранению биоразнообразия.

Ключевые слова: озерная чайка, распространение в Архангельской области, биология гнездового периода озерной чайки

Amosov P.N., Lobas E.A.

1 ORCID: 0000-0002-3627-8026, PhD in Biology, Associate professor, St. Petersburg state Academy of veterinary medicine; 2 teacher, St. Petersburg state medical College

DISTRIBUTION AND BIOLOGY OF BLACK-HEADED GULLS LARUS RIDIBUNDUS IN ARKHANGELSK REGION

Abstract

On the basis of the authors’ own observations and the analysis of literature sources the article examines the allocation of black-headed gulls within the Arkhangelsk region and neighbouring territories. It was found out that this species nests mainly on the White Sea shore, penetrating inland to a maximum distance of 150 km to the South along the flood-lands of the Onega, Northern Dvina, Mezen and some others rivers.

It is noted that the colonies of black-headed gulls in the North of the European part of Russia are not numerous and often mix with other gull species. The article reviews the results of a three-year study of one of black-headed gulls colonies in the suburbs of Arkhangelsk. The information about the allocation of nests in the colony, the size of nests, egg laying was obtained. The terms of the arrival of gulls, the beginning of nesting, egg laying, hatching of eggs and other phases of the nesting period of black-headed gulls in the vicinity of Arkhangelsk.

The obtained data allow to monitor the number of bird species and fulfil the measures of biodiversity preservation.

Keywords: gull, the spread in the Arkhangelsk region, the biology of the breeding period of black-headed gulls

Озерная чайка Larus ridibundus – обычный гнездящийся вид в Архангельской области, но ее распространение неравномерное, и на части территории она не встречается. На основании собственных наблюдений авторов и данных других исследователей (Рыкова, 2013; Черенков и др., 2014 и др.) была поставлена цель выяснить характер распространения озерной чайки в пределах области. Кроме того, нами рассмотрены некоторые вопросы биологии этого вида у северной границы ареала.

Материал и методы. Сбор материала о местах подтвержденного гнездования и возможного гнездования озерной чайки проводился авторами с 1995 по 2015 год в разных районах Архангельской области, площадь которой достаточно велика и составляет 413,1 тыс. км2.

Выявление сроков прилета, начала строительства гнезд, откладки яиц и других особенностей гнездовой биологии вида проведено на примере колонии на оз. Лахтинское в Приморском районе, в окрестностях г. Архангельска в 2004 – 2006 годах.

Для статистической обработки использовались стандартные показатели: М – среднее арифметическое значение признака; σ – среднее квадратичное отклонение признака; С% – коэффициент вариации (изменчивости) признака; Р% – точность опыта; t - достоверность (надёжность) среднего значения признака; mμ - основная ошибка среднего значения признака.

Результаты и обсуждение. Озерная чайка гнездится на территории Архангельской области, но не повсеместно и границы ее распространения здесь требуют уточнения. В северной Европе граница ее ареала проходит от Скандинавии (65° с. ш.) до Кандалакшского залива Белого моря, включает Онежское озеро, до Архангельска,  верховий Вычегды и в области Уральского хребта до 60-й параллели (Степанян, 1990; Виксне, 1988).

На западе Архангельской области озерная чайка была встречена нами в г. Онеге и его окрестностях 21.05.08, но ее гнездование там не установлено. На Соловецких островах она не гнездится. Небольшая колония озерной чайки в течение нескольких лет существует на острове Жижгин в Белом море у северо-западной оконечности Онежского полуострова (Черенков и др., 2014).  На Онежском полуострове она отмечалась в мае 2014 и 2015 годов в большом количестве (200 – 250 особей/час) в окрестностях Пертоминска (устное сообщение А.В. Брагина). В окрестностях Северодвинска и Архангельска – она обычный гнездящийся вид. Здесь она образует наиболее многочисленные колонии на озерах и старицах в дельте Северной Двины. Южнее, вдоль Северной Двины ее регистрировали в гнездовой период в небольшом количестве до Емецка. На востоке области ее встречали в мае – июле у пос. Пинега. По данным С.Ю. Рыковой (2013) озерная чайка гнездится на озерах Светлое, Карасозеро, Теплыгино и др. в окрестностях пос. Пинеги. Как указывает автор, численность пар чаек в колониях варьировала из года в год. Далее выше по реке Пинеге она встречена у с. Карпогоры и дер. Веркола и на озере Красный окунь (Пинежский район). В окрестностях дер. Веркола установлено ее гнездование на озерках в пойме р. Пинега. Численность озерной чайки в южной части Пинежского района невысока, ее колонии составляют не более 10 – 15 пар. Также озерная чайка была зарегистрирована в начале июня 2004 г. в окрестностях г. Мезени (20 км южнее по реке Мезень, в окрестностях дер. Заакокурье), но ее гнездование там не установлено.

Озерная чайка не зарегистрирована на оз. Лача (Брагин, Кузнецова, 2010), в бассейне р. Ваги и в нижнем течении р. Вычегды от Котласа до Яренска. Но восточнее, в верховьях р. Вычегды известны их гнездовые поселения около г. Сыктывкара и на оз. Дон-ты (Естафьев и др., 1999).

Следовательно, озерная чайка спорадично распространена лишь в северной части Архангельской области, где гнездится на Онежском полуострове, в дельте Северной Двины и восточнее в районе пос. Пинега и, возможно, в низовьях р. Мезени.

Такое распространение, возможно, связано с путями миграций и расселением этого вида с запада на восток от Балтики к Белому морю и далее, вдоль его побережья до Архангельска и Мезени. По долинам рек Онеги, Северной Двины, Кулоя, Мезени и др. она расселилась южнее на 100 – 150 км.

Озерная чайка преимущественно селится на мелководных внутренних водоемах – озерах, прудах, старицах, зарастающих протоках в дельтах рек. Гнезда устраивает на сплавинах из корневищ и надводной растительности, заросших растительностью морских бухтах и в прибрежной части морских островов.

Появляется озерная чайка в дельте Северной Двины в окрестностях Архангельска довольно рано вместе с другими чайками (сизой Larus canus, клушей L. fuscus, серебристой L. argentatus, бургомистром L. hyperboreus и др.). Самый ранний прилет озерной чайки за период наших наблюдений был зарегистрирован 30.03.2007. Основная часть особей прибывает во второй половине апреля (15–25.04). Вначале чайки держатся в городе, на свалках мусора и отходов, так как озера еще не освободились ото льда, и еще не сошёл снежный покров.

В конце апреля – начале мая птицы распределяются по местам гнездования. Так в исследуемой нами колонии на оз. Лахтинское в окрестностях Архангельска первые озерные чайки в 2004 году появились 20.04, в 2005 г. – 15.04, в 2006 – 18.04.

Расположение гнезд в колонии может меняться и зависит от гидрологических условий водоема. При резком таянии снега, затяжных дождях и, как следствие, значительном подъеме уровня воды чайки меняют место расположения гнезд, выбирая подходящие места неподалеку от прежних гнезд. Вместе с озерными чайками часто гнездится малая чайка L. minutus, речная крачка Sterna hirundo, кряква Anas platyrynchos и некоторые другие речные и нырковые утки.

В случае гнездования в составе смешанных колоний с малой чайкой, последние прилетают примерно на неделю позже и им достаются менее удобные для постройки гнезд места.

Число жилых гнезд в колонии озерной чайки, как правило, невелико и составляет не более 30, очень редко до 50. Расстояния между гнездами в колонии составляют от 0,5 до 5 м.

Для строения гнезда озерная чайка использует различный находящийся поблизости растительный материал: чаще хвощ топяной Equisetum fluviatile, осоку, реже тонкие древесные прутики.

Размеры гнезд отражены в таблице 1.

Табл. 1. Размеры гнезд озерной чайки (оз. Лахтинское, 2004 – 2006 гг.)

25-04-2016 11-33-40

В 2004 году первые яйца в гнездах озерных чаек, расположенных в колонии на оз. Лахтинское появились 19.05, а в 2005 г. – 16.05. В 2006 г. нами была зафиксирована первая кладка озерной чайки 10.05. Массовая откладка яиц у обоих видов птиц в 2004 году происходила в начале июня, а в двух последующих годах – в конце мая. На сроки откладки яиц сильно влияют метеорологические условия: температура воздуха, воды и количество осадков (Модестов, 1967). В условиях севера Архангельской области с нестабильными метеоусловиями весной (возврат холодов, снегопадов в мае и даже начале июня, долговременные и ливневые дожди) часто происходит задержка откладки яиц, и даже повторные кладки после гибели первых от сильных поздних снегопадов и заморозков в течение нескольких дней (как в 2000 г.). Длительность периода массовой откладки яиц составляет около двух недель, в целом яйцекладка растянута на месяц. Такая же закономерность наблюдается и на южном Урале (Климова, 1997).

Табл. 2. Размеры яиц озерной чайки (оз. Лахтинское, 2004–2006 гг.)

25-04-2016 11-33-55

Размер полной кладки у озерной чайки (табл. 2) стабилен и составляет 3 яйца, довольно редко встречаются кладки из 2 яиц. Кладки из 4 и 1 яйца нами не обнаружены. Среднее значение кладки 2,65±0,06 яиц.

Размеры яиц (табл.2) варьируют от умеренного до значительного (показатель С%). Средние значения размеров яиц оказались немного меньше, чем размеры яиц озерной чайки из более южных территорий (Рысьева и др., 1984; Климова, 1997).

Насиживание яиц у озерной чайки начинается с первого яйца. Длительность насиживания от 20 до 25 дней. Вылупление птенцов происходило с середины июня до первой декады июля, основная масса птенцов выходит из яиц в последней декаде июня. Средний вес (n=29) в течение первых суток после вылупления составил 26,2 г (24,0–31,3 г).

После подъема молодых птиц на крыло озерные чайки покидают территорию колонии и кочуют, выбирая наиболее кормные места (населенные пункты, свалки пищевых отходов, сельскохозяйственные поля, берега рек).

Таким образом, озерная чайка распространена на территории Архангельской области неравномерно и спорадично. Она заселяет лишь пригодные прибеломорские местообитания в северной половине, в основном, в дельтах рек. Вдоль крупных рек продвинулась южнее и образует там небольшие гнездовые колонии. Биология вида незначительно отличается от ее биологии в других регионах европейской России, что обусловлено особенностями климатических условий на северных пределах ареала.

Литература

  1. Брагин А.В., Кузнецова Е.Н. Фауна наземных позвоночных // Лачский государственный природный биологический заказник регионального значения. – Архангельск, 2010. – С. 55–68.
  2. Виксне Я.А. Озерная чайка // Птицы СССР. Чайковые. – М.: Наука, 1988. – С. 85–98.
  3. Естафьев А.А., Минеев Ю.Н., Кочанов С.К., Ануфриев В.М., Деметриадес К.К., Нейфельдт Н.Д. Отряд Ржанкообразные Charadriiformes – Отряд Дятлообразные Piciformes // Фауна европейского северо-востока России. Птицы. Неворобьиные. Т. 1., Ч. 2. – СПб: Наука, 1999. – 290 с.
  4. Климова И.Г. Пространственно-временная микроструктура колоний, некоторые особенности размножения и раннего онтогенеза озерной чайки. Автореф. дис. канд. биол. наук. – Орск, 1997. – 17 с.
  5. Модестов В.М. Экология колониально гнездящихся птиц // Тр. Кандалакшского заповедника. – М.: Лесная промышленность, 1967. –          вып. 5. – с. 49–154.
  6. Рысьева Т.Г., Стремоусова Н.А., Третьякова Е.Ю. К биологии размножения озерной чайки в окрестностях города Ижевска // Отражение достижений орнитологической науки в учебном процессе средней школы и вузов и народном хозяйстве. – Пермь: Пермский пед. ин-т, 1984. – С. 100–101.
  7. Рыкова С.Ю. Птицы Беломорско-Кулойского плато. – Архангельск, 2013. – 188 с.
  8. Степанян Л.С. Конспект орнитологической фауны СССР. – М.: Наука, 1990. – 728 с.
  9. Черенков А.Е., Семашко В.Ю., Тертицкий Г.М. Птицы Соловецких островов и Онежского залива Белого моря. – Архангельск, 2014. – 414 с.

References

  1. Bragin A.V., Kuznecova E.N. Fauna nazemnyh pozvonochnyh // Lachskij gosudarstvennyj prirodnyj biologicheskij zakaznik regional'nogo znachenija. – Arhangel'sk, 2010. – S. 55–68.
  2. Viksne Ja.A. Ozernaja chajka // Pticy SSSR. Chajkovye. – M.: Nauka, 1988. – S. 85–98.
  3. Estaf'ev A.A., Mineev Ju.N., Kochanov S.K., Anufriev V.M., Demetriades K.K., Nejfel'dt N.D. Otrjad Rzhankoobraznye Charadriiformes – Otrjad Djatloobraznye Piciformes // Fauna evropejskogo severo-vostoka Rossii. Pticy. Nevorob'inye. T. 1. Ch. 2. – SPb: Nauka, 1999. – 290 s.
  4. Klimova I.G. Prostranstvenno-vremennaja mikrostruktura kolonij, nekotorye osobennosti razmnozhenija i rannego ontogeneza ozernoj chajki. Avtoref. dis. kand. biol. nauk. – Orsk, 1997. – 17 s.
  5. Modestov V.M. Jekologija kolonial'no gnezdjashhihsja ptic // Tr. Kandalakshskogo zapovednika. – M.: Lesnaja promyshlennost', 1967. –          vyp. 5. – s. 49–154.
  6. Rys'eva T.G., Stremousova N.A., Tret'jakova E.Ju. K biologii razmnozhenija ozernoj chajki v okrestnostjah goroda Izhevska // Otrazhenie dostizhenij ornitologicheskoj nauki v uchebnom processe srednej shkoly i vuzov i narodnom hozjajstve. – Perm': Permskij ped. in-t, 1984. – S. 100–101.
  7. Rykova S.Ju. Pticy Belomorsko-Kulojskogo plato. – Arhangel'sk, 2013. – 188 s.
  8. Stepanjan L.S. Konspekt ornitologicheskoj fauny SSSR. – M.: Nauka, 1990. – 728 s.
  9. Cherenkov A.E., Semashko V.Ju., Tertickij G.M. Pticy Soloveckih ostrovov i Onezhskogo zaliva Belogo morja. – Arhangel'sk, 2014. – 414 s.