ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КНР В XXI ВЕКЕ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.89.11.055
Выпуск: № 11 (89), 2019
Опубликована:
2019/11/18
PDF

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КНР В XXI ВЕКЕ

Научная статья

Син Ничжэнь *

Аспирантка РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия

* Корреспондирующий автор (hulihutu32[at]gmail.com)

Аннотация

В данной статье рассматриваются китайские неправительственные объединения художников, определяется их место в художественном мире и общественно-правовой статус. На примерах деятельности нескольких объединений последних десятилетий показаны тенденции развития творческой жизни в китайском обществе. Ассоциации, о которых идет речь в данной статье, несмотря на различия, объединяют общие цели — в практическом отношении, они берут на себя роль организаторов выставок изобразительного искусства и других культурных мероприятий, продвигают молодых талантливых художников и оказывают им грантовую поддержку. Данная статья написана в рамках идиографического подхода с использованием историко-типологического метода в синхронном и диахронном аспектах. Исследование является первой в русскоязычной литературе попыткой обощить, классифицировать и изложить суть такого феномена как китайские творческие объединения и вписать их в современный исторический и искусствоведческий контекст. На основе исследования автор приходит к выводу, что Ассоциации, о которых идет речь в данной статье, несмотря на различия, объединяют общие цели — в практическом отношении, они берут на себя роль организаторов выставок изобразительного искусства и других культурных мероприятий, продвигают молодых талантливых художников и оказывают им грантовую поддержку.

Ключевые слова: творческие союзы, Неправительственные общественные организации, Гохуа, Людао, Шестой остров, Звезды, Ассоциация китайских женщин-художников, Китай, оффшорные организации. 

ART ASSOCIATIONS OF THE PRC IN THE 21ST CENTURY

Research article

Xing Nizhen *

Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia

* Corresponding author (hulihutu32[at]gmail.com)

Abstract

This article discusses Chinese non-governmental associations of artists, determines their place in the art world, their social and legal status. The examples of the activities of several associations of recent decades show the trends in the development of creative life in Chinese society. Despite the differences, the associations referred to in this article share common goals in practical terms; they take on the role of organizers of fine art exhibitions and other cultural events, promote talented young artists and provide them with grant support. This article the part of an idiographic approach with the use of the historical-typological method in synchronous and diachronous aspects. The study is the first attempt in Russian-language literature to generalize, classify, and expound the essence of such a phenomenon as Chinese creative associations and fit them into the contemporary historical and art historical context. Based on the study, the author concludes that despite the differences the associations referred to in this article share common goals in practical terms; they take on the role of organizers of fine art exhibitions and other cultural events, promote young talented artists and provide them with grant support.

Keywords: Creative unions, NGOs, Guohua, Ludao, Sixth Island, Stars, Association of Chinese Women Artists, China, offshore organizations. 

Введение

Общественные организации являются важной составной частью политической жизни современного Китая. С каждым годом в КНР появляется все большее количество общественных организаций, в том числе и различных  художественных объединений, что свидетельствует об активной творческой жизни внутри страны.

Ассоциации китайских художников или союзы китайских художников   (мэйшуцзя сехуй; сокр. мэйсе) попадают под категорию «общественных организаций», как профессиональные организации в области изобразительного искусства, основанные на членстве.

С началом политики реформ открытости после 1978 г. общественные организации были разрешены к регистрации в Министерстве и региональных управлениях гражданской администрации [10], [4]. «Правила регистрации и управления общественных организаций» предусматривают, что для создания общественной организации необходимо получить санкцию соответствующего ведомства. Под соответствующим ведомством подразумеваются соответствующие ведомства народных правительств выше уездного уровня, а также уполномоченные ими организации. Общественные организации в действительности находятся в подчинении соответствующих ведомств [3].

Классификацией Министерства гражданской администрации все общественные организации страны поделены на 17 категорий, включая производственные предприятия, социальные услуги и благосостояние, общественные дела, информационные и технические службы, здравоохранение, спорт, образование, культура и искусство, новости и издательское дело, наука и техника, общественные и гуманитарные науки, природные энергоресурсы, отраслевые организации, профессиональные организации, региональные организации, товарищества, профессиональные интересы в сфере бытовой жизни [10], [5].

Требования к регистрации для общественных организаций в КНР высоки, поэтому официальный статус общественной организации при отсутствии государственной поддержки получить довольно трудно. Таким образом, даже «неправительственные» организации как правило не являются полностью независимыми и автономными. В 2013 г. после третьего пленума ЦК КПК 18-го созыва началась разработка новых правил регистрации неправительственных организаций. Процедура регистрации должна была серьезно упроститься, однако это коснулось только четырех видов организаций: промышленных ассоциаций, благотворительных организаций, организаций, созданных для развития науки и техники и предоставляющих общественные услуги [7, C. 279]. Таким образом, художественные организации не попали под это упрощение, если они не занимались благотворительностью.

В современной науке существует множество способов для классификации общественных организаций. Одни исследователи подразделяют организации на категории исходя из территориальной, политической, экономической или культурной классификации; другие придерживаются разделения общественных организаций по роду деятельности, общественной выгоды, общественного поручения, экономики и торговли, науки и техники [2, С. 170].  Одним из наиболее простых и очевидных способов классификации многочисленных ассоциаций является разделение их по масштабу — количеству участников и размеру постоянного организационного аппарата. Так, в данной статье выделяются международные, национальные, региональные и локальные ассоциации, параллельно с этим организации художников в статье делятся на государственные и негосударственные, организации по гендерному признаку и по возрастным категориям. Ниже мы приведем примеры ассоциаций разных типов.

Примером самой известной национальной государственной некоммерческой организации в художественной сфере является Союз художников Китая. Союз художников Китая был официально учрежден 21 июля 1949 г. под названием Всекитайской ассоциации работников искусства (чжунхуа цюаньго мэйшу гунцзочжэ сехуй). Первым председателем Союза был назначен Сюй Бэйхун, должности заместителей председателя заняли Цзян Фэн и Е Цяньюй, членами постоянного комитета стали Цай Жохун (1910–2002), Лю Кайцзюй (1904–1993), У Цзожэнь, Ли Хуа, Гу Юань (1919-1996), Ван Чаовэнь (1909–2004), Ни Идэ, Ли Чунь (1912–2012), Чжу Дань (1916–1988) и Е Фу (1909–1973). Членов всекитайского комитета в то время насчитывалось 41, дополнительного комитета — 10 человек [6].

Самым крупным мероприятием Союза является Национальная художественная выставка, проходящая раз в пять лет. За всю историю существования Союза таких выставок прошло десять. Работы на них собираются со всей страны решениями субкомитетов провинциальных филиалов Союза. Участие в таких выставках дает определенные привилегии художникам и их профессорам. 2-16 июля 1949 года в Пекинском художественном училище (будущая Академия художеств Китая) прошла Первая всекитайская художественная выставка, где были представлены 604 работы в различных жанрах — ксилография, контурный рисунок, скульптура, маньхуаняньхуа, раёк, акварель и масляная живопись. [6] Традиционная китайская живопись гохуа занимала не более 10% от общего количества выставленных работ [12, С. 39]. 1 сентября того же года вышел из печати художественный альбом «Сборник репродукций Китая» [6].

В целом, в период 1949-1952 гг. повышенное внимание уделялось искусству, рассчитанному на широкие массы крестьян и рабочих. В первую очередь это няньхуа — «новогодние картины» Другим важным жанром были ляньхуаньхуа — книжки-картинки небольшого формата с подписями. Период с 1953 по 1957 гг. характеризуется принятием советской модели организации и соцреализма в качестве официального стиля академической живописи. В 1953 г. Китай начал полномасштабный переход к строительству социализма. Был принят первый пятилетний план, в сентябре были заключены договоренности с СССР по оказанию помощи в создании промышленности. Период первой пятилетки отмечен наибольшим влиянием советского искусства на Китай. В 1956 г. вместе с провозглашенной Мао Цзэдуном кампанией Ста цветов («Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ»), Отдел пропаганды и агитации Секретариата ЦК КПК официально утвердил курс на развитие национальной живописи гохуа. Партийная политика в отношении искусства резко меняется — теперь она призывает возрождать национальную живопись, как неотъемлемую часть культурного достояния Китая. В живописи, представленной на выставках того времени, преобладают традиционные жанры гохуа [12, C. 166]. В ходе масштабной кампании против правых элементов 1957 г., затронувшей не только художественные организации, но и  весь административный аппарат страны, большая часть руководства Союза была подвергнута критике, отстранена от работы и сослана в трудовые лагеря. В конце 50-х годов по всей стране создается множество филиалов Союза художников. После трех лет «Большого скачка» (компании, направленной на развитие промышленного производства в КНР) при поддержке Чжоу Эньлая и Чэнь И, выступившими в защиту художников от излишнего давления в художественном мире, возникла атмосфера большей свободы, нежели в прошедшие годы. Работы художников той поры оценивались преимущественно по художественным, а не политическим критериям.

В ходе «культурной революции» Союз художников был расформирован, и возобновил свою деятельность только в 1979 г. Однако, с началом политики «реформ и открытости» многие молодые художники начали прокладывать свой путь вне системы государственных объединений. Тем не менее в данный момент Союз китайских художников является крупнейшим объединением художников на территории КНР.

Промером художественного негосударственного объединения, организованного западными инвесторами, но официально действующего на территории КНР, может служить Лю Дао («Шестой остров»). Лю Дао является международным мультидисциплинарным художественным коллективом, базирующимся в центре искусств «Остров 6». Лю Дао был основан в 2006 году в художественном центре «Остров 6» в Шанхае и сейчас представляет из себя художественную группу, в которую входят мультимедийные художники, инженеры, художники, артисты, фотографы, кураторы и писатели. Их работа сосредоточена на светодиодном искусстве, фотографии, современной скульптуре и живописи, а также на  интерактивных художественных инсталляциях, которые исследуют влияние, которое «технологии оказывают на наше восприятие и способы общения». Лю Дао выставлялся в основном в выставочном центре «Остров 6» в Шанхае, «Остров 6» в Гонконге и одноименном выставочном центре в Таиланде. В августе 2015 года их работы были выставлены на выставке («Integration & Creation») в Китайском художественном музее Шанхая, где рассматривались связи между наукой, технологиями и искусством [11]. Работы группы активно покупаются западными коллекционерами и галереями. Все работы Лю Дао созданы несколькими художниками, так как группа делает упор на сотрудничество и взаимодействие, чтобы увеличить количество идей и эволюцию концептуальных проектов. Произведения задумываются в ходе дискуссий между куратором и художественным руководителем, в ходе обсуждения разрабатывается кураторская тема, пишется заявление и распространяется между художниками. После обратной связи и концептуальной разработки художники работают с техническими специалистами на месте, чтобы разработать стратегию реализации проекта. Создателями произведения считаются все, кто занят в его создании, включая моделей, технических специалистов, рабочих, операторов и других участников. В этом плане работа группы Лю Дао во многом отличается от работы других художников, которые не учитывают помощь и права рабочих, помощников и других специалистов [5].

В своих работах художники Лю Дао часто использует множество отсылок к истории Древнего Китая, и образов, характерных для классической китайской живописи, изображения традиционной китайской керамики, живопись тушью, маоистские и коммунистические образы, а также традиционные материалы, например китайскую бумагу для вырезания, рисовую бумагу [5].

В качестве примера объединения художников по гендерному признаку можно привести Ассоциацию китайских женщин-художников Чжунго нюхуацзя сехуй, которая была основана 19 декабря 2012 г. в Пекине с разрешения Министерства гражданской администрации Китайской Народной Республики [4].

Ассоциация китайских женщин-художников – это организация, которая находится под руководством Министерства культуры Китайской Народной Республики, национальная ассоциация первого уровня и член Всекитайской федерации женщин, единственная национальная социальная группа женщин-художников, созданная после основания Китайской Народной Республики.

Таким образом, Ассоциация китайских женщин-художников – это национальная государственная профессиональная и некоммерческая организация, организованная женщинами-художниками, женщинами-искусствоведами, женщинами-экспертами и учеными, которые заинтересованы в продвижении китайского искусства.

Ассоциация объединяет женщин-художников, критиков, педагогов и художников всех видов живописи, школ и населенных пунктов страны. Ассоциация будет выявлять выдающиеся работы, созданные художниками женщинами на протяжении истории Китая, и в особенности за последние сто лет, закладывая фундамент для исследования и создания истории китайской женской живописи, проводя академические обмены в стране и за рубежом.

Ассоциация призвана создавая художественную платформу для общения, исследований, творчества и развития, а также способствовать здоровому развитию женского искусства. Ассоциация занимается социальной и художественной деятельностью, проводит теоретические исследования, посвященные творчеству женщин, используя разнообразные медийные каналы для распространения достижений исследований и разработок Ассоциации. Также Ассоциация повышает академический уровень женского творчества и исследований в области теории искусства, активно участвует в мероприятиях по социальному обеспечению женщин-художников, уделяет внимание делам женщин и детей, расширяет кругозор женщин-художников, демонстрирует достижения искусства китайских женщин, содействует начинающим художникам и осуществляет стратегию укрепления страны через культуру [4].

Например, 7 марта 2019 г. в Институте живописи Нинбо Ассоциация китайских женщин-художников совместно с другими художественными и общественными организациями г. Нинбо торжественно открыла выставку женщин-художников дельты реки Янцзы «Постижение сути вещей» «Гэу инмин» [9].

Кроме всего вышеперечисленного, Ассоциация занимается редактированием и издательством альбомов и публикаций, а также преподавательской деятельностью [4].

В настоящее время председателем Китайской ассоциации женщин-художников является художница Кун Цзы (род. в 1952 г. в гор. Таншань в округе Сиань провинции Хэбэй) В 1985 г. она училась на факультете китайской живописи Китайской академии художеств, а в 1989 г. окончила отделение изобразительных искусств Института искусств Народно-освободительной армии Китая.

В настоящее время она является председателем Китайской ассоциации женщин-художников, членом правления Китайской ассоциации художников, членом Китайской ассоциации художников, членом бюро Всекитайской федерации женщин, научным сотрудником Академии искусств Китая и занимает ряд других значительных постов.

Весной 2016 г. разразился крупный скандал, связанный с деятельностью общественных объединений Китая, в том числе и художественных ассоциаций. На официальном сайте Министерства гражданской администрации был опубликован список оффшорных и «фальшивых» ассоциаций, который изначально включал в себя около 100 организаций, но продолжил активно пополняться. Публикация данного списка вызвала широкий общественный резонанс в китайских СМИ.

Согласно соответствующим положениям о регистрации общественных организаций в Китае, создание общественных организаций на материке требует соответствующих процедур регистрации в отделах по гражданским делам в соответствии с законом. Термин «оффшорная ассоциация» относится к организации, которая была зарегистрирована за рубежом, но ведет деятельность в Китае. Так называемые «фальшивые объединения» не были официально зарегистрированы в отделе по гражданским делам, но, тем не менее, принимали членов и осуществляли деятельность в стране без надлежащего разрешения. Всего на настоящий момент на официальном сайте Общественного управления Китая названо  68 организаций, которые относятся к оффшорным «фальшивым» организациям и более тысячи — к оффшорным организациям, которые контролируются Управлением общественными организациями Министерства гражданской администрации. В этих списках названо большое количество художественных ассоциаций, например,  Объединение танцовщиков Китая, Китайская международная художественная Ассоциация, Народная художественная Ассоциация, Всекитайская Ассоциация художников и каллиграфов и многие другие. Однако, только лишь шесть компаний из целого списка были аннулированы.

Министерство гражданской администрации заявило, что общественность может продолжать предоставлять список «оффшорных ассоциаций» и «фальшивых объединений», а Министерство гражданской администрации будет продолжать обновлять этот список [8].

В качестве примеров крупных ассоциаций художников, вошедших в этот список, но продолжающих активную деятельность на территории Китая, можно привести Международную ассоциацию молодых художников и Международную ассоциацию китайских художников и каллиграфов.

Заключение

Вследствие все более заметного присутствия Китая на мировой арене,  усиления внешних культурных связей и миграции китайцев, в последние десятилетия в мире появилось множество творческих союзов, объединяющих китайских художников, как в КНР, так и за ее пределами. Ассоциации, о которых идет речь в данной статье, несмотря на различия, объединяют общие цели — в практическом отношении, они берут на себя роль организаторов выставок изобразительного искусства и других культурных мероприятий, продвигают молодых талантливых художников и оказывают им грантовую поддержку. Также объединения художников КНР способствуют развитию и распространению китайского искусства, а также содействуют культурному обмену в сфере изобразительного искусства по всему миру.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Галерея работ группы Лю Дао [Электронный ресурс] Официальный сайт Лю Дао. URL: https://www.islandorg/sculpture (дата обращения 18.03.19)
  2. Константинова М. А. Формирование общественных организаций в КНР: теоретический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2007. – Т. 17. – №. 43-1. С. 170.
  3. Общественные организации [Электронный ресурс] – URL: russian.china.org.cn: Китайский информационный Интернет-центр. 2003. 20 марта. URL: http://russian.china.org.cn/russian/65657.htm (дата обращения: 12.03.19.)
  4. Официальный сайт Ассоциации китайских женщин-художников [Электронный ресурс] - URL: http://www.zgnhjxh.org (дата обращения: 14.03.19)
  5. Официальный сайт группы Лю Дао [Электронный ресурс] - URL: https://www.islandorg/liudao (дата обращения 18.03.19)
  6. Официальный сайт Союза художников Китая [Электронный ресурс] - URL: http://www.caanet.org.cn (дата обращения: 23.03.19)
  7. Семенов А.А. Классификация неправительственных организаций в КНР. / Семенов А.А. // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. №37.
  8. Список оффшорных и «фальшивых» ассоциаций на официальном сайте Министерства гражданской администрации [Электронный ресурс] - URL: http://www.chinanpo.gov.cn/2351/99109/index.html (дата обращения: 15.03.19)
  9. Торжественное открытие выставки «Постижение сути вещей» в г. Нинбо // Официальный сайт Ассоциации китайских женщин-художников [Электронный ресурс] URL: http://www.zgnhjxh.org/index.php?ac=article&at=read&did=958 (дата обращения: 14.03.19)
  10. Цао Фань. Изучение союзов художников материкового Китая (1978-2013). Диссертация на степень магистра искусствоведения. / Цао Фань. Пекин: Центральная Академия художеств, 2014.
  11. Шанхайская международная выставка науки и искусства открылась в Художественном музее Китая [Электронный ресурс] URL: http://huadong.artron.net/20150812/nhtml (дата обращения 18.03.19)
  12. Andrews J. F. Painters and Politics in the People's Republic of China / Andrews J. F.1949-1979.