ВЫСТАВКА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УБРАНСТВО РУССКИХ ДВОРЦОВ XVIII ВЕКА» В АЛЕКСАНДРОВСКОМ ДВОРЦЕ 1946 ГОДА: К ВОПРОСУ О ВОЗРОЖДЕНИИ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИГОРОДАХ ЛЕНИНГРАДА ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.043
Выпуск: № 3 (57), 2017
Опубликована:
2017/03/17
PDF

Иванова Е.В.

ORCID: 0000-0002-3174-5772, Аспирант, Российский Государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

ВЫСТАВКА «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УБРАНСТВО РУССКИХ ДВОРЦОВ XVIII ВЕКА» В АЛЕКСАНДРОВСКОМ ДВОРЦЕ 1946 ГОДА: К ВОПРОСУ О ВОЗРОЖДЕНИИ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИГОРОДАХ ЛЕНИНГРАДА ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация

Статья посвящена истории возрождения музейной жизни в пригородных дворцово-парковых комплексах Ленинграда после Великой Отечественной Войны. Основываясь на архивные материалы, автор описывает первую послевоенную выставку произведений декоративно-прикладного искусства в Александровском дворце в городе Пушкине, которая явилась отправной точкой для дальнейшего развития послевоенной выставочной деятельности в пригородных дворцах-музеях. Актуальность статьи определяется отсутствием в музейной жизни пригородов 40-х годов XX века практики издания путеводителей и каталогов временных выставок, в связи с чем данный период музейной деятельности пригородных дворцов является недостаточно включенным в актуальный научный дискурс.

Ключевые слова: выставочная деятельность, Александровский дворец, пригороды Ленинграда, послевоенные выставки, музей-заповедник.

Ivanova E.V.

ORCID: 0000-0002-3174-5772, Postgraduate student, Russian State pedagogical university of A.I. Herzen

THE EXHIBITION "ART DECORATION OF THE RUSSIAN PALACES OF THE 18TH CENTURY" IN THE ALEKSANDER PALACE IN 1946: TO THE QUESTION OF REVIVAL OF MUSEUM ACTIVITY IN SUBURBS OF LENINGRAD AFTER THE GREAT PATRIOTIC WAR

Abstract

The article is devoted to the history of the revival of Museum life in the suburban Palace and Park ensembles of Leningrad after the Great Patriotic War. Based on archival materials, the Author describes the first post-war exhibition of works of decorative art in the Alexandrovsky palace in Pushkin, which was the starting point for the further development of post-war exhibition activity in the museums-reserve. The practice of publishing guides and catalogs of temporary exhibitions was not typical for the suburban palaces-museums in the 40-ies of XX century. In this regard, this period of museum activities is not included in the actual scientific discourse.

Keywords: exhibition activity, Aleksandrovsky palace, suburbs of Leningrad, post-war exhibitions, museum-reserve.

Среди вопросов исторического музееведения вопросы возрождения дворцово-парковых комплексов пригородов Ленинграда, пострадавших в ходе Второй мировой войны, занимают особое место. Временные выставки, организованные сразу же после освобождения музейных комплексов, являлись способом подтверждения статуса дворцов-музеев как центров культуры. В этом контексте история первых послевоенных выставок, организованных на территории пушкинских дворцов-музеев, представляет существенный научный интерес для изучения с нескольких точек зрения.

Во-первых, из-за нанесенного в ходе боевых действий ущерба дворцам и павильонам Пушкина восстановление существовавшей в стенах музея довоенной экспозиции в кратчайшие сроки не представлялось возможным. Единственным способом реализации музейной коммуникации, как важного компонента социальной функции культурного учреждения, становятся временные выставки произведений декоративно-прикладного искусства.

Во-вторых, временные выставки становятся способом демонстрации культурных ценностей, постепенно возвращавшихся из эвакуации. Важно отметить, что помимо музейных предметов из коллекций Екатерининского и Александровского дворцов, в выставочных залах экспонировались произведения искусства из дворцов-музеев всех пригородов Ленинграда. Это позволяло, хоть и фрагментарно, в рамках выставочного пространства одного дворцово-паркового комплекса воссоздать образ интерьеров всех пригородных дворцов-музеев, находившихся на тот момент времени в разрушенном состоянии.

В-третьих, одной из главных задач государства первых послевоенных лет было восстановление культурного сектора страны, и именно первые временные выставки стали демонстрацией и отражением музейной работы, как важной части строительства поствоенной культуры.

Исследовательский интерес к данному направлению послевоенной музейной деятельности продиктован тем, что для выставочных проектов 40-х годов не была характерна практика издания иллюстрированных каталогов и путеводителей. Именно поэтому, данный период музейной жизни пригородных дворцов-музеев является недостаточно включенным в актуальный научный дискурс. В силу этого, основным источником для исследования выставочной деятельности 40-х годов XX века послужили архивные документы музеев-заповедников «Павловск» и «Царское Село», а также материалы из фондов Государственного архива литературы и искусств, посвященных деятельности Центрального хранилища.

Первые шаги со стороны государственного сектора, направленные на возрождение пригородных дворцов-музеев Ленинграда, начинаются еще за долго до окончания Великой Отечественной Войны. С целью сохранения разрушенных дворцов-музеев и восстановления их музейных фондов, решением Совнаркома республики при Управлении по делам искусства Ленгорисполкома уже в июле 1943 года был создан Отдел музеев, парков и памятников [1]. После реорганизации Управления искусств в Отдел культурно-просветительной работы приказом от 10 мая 1945 года было принято решение о создании Центрального хранилища Ленинградских пригородных дворцов-музеев, которое должно было стать центром сосредоточения культурных ценностей, постепенно возвращавшихся из эвакуации.

Помимо определения основных функций нового подразделения и вопросов его структурного подчинения, данным приказом предусматривалась передача введение нового музейного хранилища Александровского дворца в городе Пушкин. Такое решение было связанно в первую очередь с тем, что после снятия блокады города среди всех сожженных и разрушенных дворцов Александровский оставался наиболее сохранившимся [2, Л. 1]. Наличие во дворце не до конца разрушенных залов, пригодных для размещения в них первой послевоенной выставки, и определило значимую роль пушкинского дворцово-паркового комплекса в восстановлении прерванной войной музейной жизни пригородов Ленинграда.

Осенью 1944 года по решению правительства первые ящики с эвакуированными культурными ценностями из Новосибирского фонда были возвращены в Ленинград. Однако Сарапульское хранилище до конца 1945 года оставалось в здании Краеведческого музея Удмуртии. Товарный поезд из города Сарапул с тридцатью вагонами, заполненными музейными ценностями, прибыл на железнодорожную станцию Детское Село 25 декабря 1945 года [3, Л. 36-38]. Практически сразу же по решению директора Центрального хранилища А.М. Кучумова произведения искусства были размещены в заранее подготовленных помещениях Александровского дворца [4, С. 346].

Вскоре после возвращения музейных предметов из эвакуации научные сотрудники Центрального хранилища приступили к реализации экспозиционно-выставочной деятельности, для осуществления и координации которой был создан специальный отдел во главе с В.В. Лемус [5, С. 457].

Подготовка к первой временной выставке «Художественное убранство русских дворцов XVIII века» началась в 1946 году, когда старший научный сотрудник Центрального хранилища М.В. Дергачева приступила к работе по вскрытию ящиков с музейными ценностями и по подбору экспонатов для предстоящей выставки [6, Л. 1-3].

Выставка открылась 9 июня 1946 года в бывших служебных комнатах Александровского дворца, не имевших на тот момент времени архитектурно-художественного оформления. При разработке экспозиционного плана выставки научный отдел Центрального хранилища ставил перед собой две основные задачи. В первую очередь, воссоздав в выставочных залах дворцовые интерьеры пригородов Петербурга XVIII века, научные сотрудники стремились показать их историю развития в России после петровских реформ. Хронологическое представление в выставочных залах восстановленных интерьеров позволило бы продемонстрировать развитие художественных стилей, характерных для различных этапов становления нашей страны. Кроме того, представленные в выставочных залах предметы декоративно-прикладного искусства отечественных мастеров отразили бы развитие видов национального искусства в России на протяжение XVIII столетия.

Вся выставка расположилась в четырех зала Александровского дворца, которым предшествовала вводная экспозиция. В двух небольших комнатах, задрапированных светлой тканью, раскрывалась история возникновения царских дворцов в Петербурге и его окрестностях, а также процесс превращения их в художественно-исторические музеи после Великой Октябрьской Революции. В основном стены данного зала были оформлены фотоматериалами 1944-1946 годов, показывающими разрушения пригородов в период немецкой оккупации и начало восстановительных работ. Помимо этого, на стенах вводных выставочных комнат были размещены акварели с архитектурными видами Москвы и интерьерами царских теремов XVII века, выполненные художниками А.Х. Кольбом и О.А. Кадолем.

Как уже отмечалось ранее главным художественным решением основных выставочных залов стало воспроизведение в них фрагментов отделки дворцов Пушкина, Павловска, Петергофа и Гатчины.

Важно отметить, что в оформлении воссозданных интерьеров помимо образцов русского декоративно-прикладного искусства активно использовались первоклассные образцы западноевропейских мастеров. Так, например, в «Петровском зале» был воссоздан уголок дубового кабинета Петра I с использованием резных панно работы резчика Н. Пино из Большого дворца Петергофа, а воспроизведенный интерьер зала в Монплезире был оформлен картинами художников А. Сило, В.К. Хеда, Ф. Бооль и Д. Тенирса младшего.

Елизаветинская эпоха пышного барокко была представлена некогда украшавшей Екатерининский дворец кариатидой резного дерева по рисунку архитектора Б.Ф. Растрелли, живописным медальон художника Дж. Велериани из Большого Петергофского дворца, а также портретами императрицы кисти художника К. Ванлоо. Вдоль одной из стен, затянутой золотистым щелком ручной работы с рисунками фазанов и лебедей, был размещен гарнитур мебели середины XVIII века, выполненный также по рисункам Б. Растрелли (рис. 1).

02-03-2017 10-26-46

Рис. 1 – Архив ГМЗ «Павловск», «Елизаветинский» зал

Еще один зал Александровского дворца был разделен на несколько выставочных зон: левая была посвящена эпохе царствования императрицы Екатерины Великой, а правая воспроизводила уголок «Китайского кабинета» во дворце XVIII века. Задрапированные тканью стены левой половины зала были декорированы портретами императрицы кисти художника М. Шибанова, портретами дочерей Павла I в исполнении Д.Г. Левицкого, а под произвольной развеской картин красовался стальной туалетный гарнитур работы Тульских оружейных мастеров. Во второй половине зала, в воссозданном уголке Китайского кабинета, была выставлена ваза резного пекинского лака, некогда украшавшая интерьеры Екатерининского дворца [7].

В качестве центральной выставочной доминанты «Павловского зала» можно отметить гобелен «Дон Кихот разговаривает с очарованной головой» работы мастера Козетта по эскизам Ш. Каупеля. Напротив гобелена, в простенке между окнами зала, разместился стол красного дерева с балюстрадой из точеной слоновой кости, выполненный по проекту архитектора В. Бренны для Михайловского замка. В настоящее же время и резной стол, и французский гобелен XVIII в. размещены на постоянной экспозиции Павловского музея-заповедника в «Ковровом кабинете» и в библиотеке Императрицы Марии Федоровны [8], [9]. Также, как и в остальных залах, на стенах «Павловского» экспонировались портреты членов императорской семьи, выполненные мастерами XVIII столетия. Значимое место в зале отводилось витрине с фарфоровым туалетным прибором императрицы Марии Федоровны из шестидесяти шести предметов работы Севрской фарфоровой мануфактуры (рис. 2).

02-03-2017 10-27-52

Рис. 2 – Архив ГМЗ «Павловск», витрина с фарфоровым туалетным прибором императрицы Марии Федоровны

10 ноября 1946 года выставка была закрыта и размонтирована. Несмотря на то, что выставка просуществовала недолго, ее открытие произвело ажиотаж среди жителей освобожденного Ленинграда. Всего за пять месяцев работы ее посетило порядка семи с половинной тысяч человек [10]. В первую очередь, выставка вселила надежду в переживших войну ленинградцев и музейных сотрудников о возможном возрождении знаменитых пригородных дворцов-му­зеев, о чем свидетельствуют записи в книгах отзывов.

Кроме этого, анализ первых послевоенных книг отзывов, как инструмента включения посетителя в процесс музейной коммуникации, свидетельствует об отклике музейной аудитории на поставленные задачи первой послевоенной выставки: стремление научных сотрудников Центрального хранилища продемонстрировать культурные ценности, вернувшиеся из эвакуации, и желание возродить дворцово-парковые ансамбли в кратчайшие сроки. Вот, например, один из таких откликов: «Счастлива видеть опять то, чем любовались в счастливые дни до прихода сюда фашистов-вандалов и что считали погибшим. Большое спасибо тем, кто сумел сохранить все то, что мы видим сегодня и что еще надеемся увидеть во вновь восстановленных наших сокровищницах искусства и культуры. А.И. Вешнеровская. Вильнюс» [11, Л. 2].

Таким образом, первая послевоенная выставка, разместившаяся в залах Александровского дворца, стала толчком для дальнейшего развертывания на территории Пушкинского дворцово-паркового комплекса активной выставочной деятельности, которая будет продолжаться под эгидой Центрального хранилища вплоть до его слияния с дирекцией Павловского дворца-музея в 1956 году [12].

Список литературы / References

  1. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 387. Оп. 1. Д. 202.
  2. ГМЗ «Царское Село», музейная коллекция «Рукописные материалы – XV». Инв. № 1531 (Воронов М. Г. Из истории восстановления Ленинградских пригородных дворцов-музеев после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Эксплуатационно-выставочная деятельность Ц.Х.М.Ф.). Л. 1.
  3. ГМЗ «Царское Село», музейная коллекция «Рукописные материалы – XV». Инв. № 1316 (Лемус В. В. Историческая справка об эвакуации музейных ценностей из г. Пушкин (1941-1945 гг.). Л. 36-38.
  4. Гузанов А. Н. К истории Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов-музеев/ А. Н. Гузанов // Судьбы музейных коллекций: материалы VI Царскосельской науч. конф. – СПб, 2000. – С. 346.
  5. Беланина В. А. Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов/ В. А. Беланина // Хранители: XI Царскосельская науч. конф. – СПб., 2005. –  С. 457.
  6. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 387. Оп. 1. Д. 21 (Отчет работы старшего научного сотрудника Дергачевой М.В. за второй квартал 1946 года. (9 июля 1946 г). Л. 1-3.
  7. Архив ГМЗ «Павловск». Инв. № 3854 (Фотоальбом выставки «Художественное убранство русских дворцов XVIII века»).
  8. Ковровый кабинет: [Электронный ресурс] // Государственный музей-заповедник «Павловск». СПб., 2013-2017. URL: http://www.pavlovskmuseum.ru/about/palace/layout/10/642/ (дата обращения: 16.02.2017).
  9. Библиотека императрицы Марии Федоровны: [Электронный ресурс] // Государственный музей-заповедник «Павловск». СПб., 2013-2017. URL: http://www.pavlovskmuseum.ru/about/palace/layout/10/651/ (дата обращения: 16.02.2017).
  10. Архив ГМЗ «Павловск». Инв. № 3854 (Фотоальбом выставки «Художественное убранство русских дворцов XVIII века»).
  11. Архив ГМЗ «Павловск». Инв. № 3544 (Книга отзывов выставки «Художественное убранство русских дворцов XVIII века»). Л. 2.
  12. Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 387. Оп. 1. Д. 202.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 387. Op. 1. D. 202. [Central state archive of literature and art of St. Petersburg. F. 387. I. 1. F. 202] [in Russian]
  2. GMZ «Tsarskoye Selo», muzejnaja kollekcija «Rukopisnye materialy – XV». Inv. № 1531 [The state Museum «Tsarskoye Selo», museum collection «Manuscripts –XV». № 1531]. (Voronov M. G. Iz istorii vosstanovlenija Leningradskih prigorodnyh dvorcov-muzeev posle Velikoj Otechestvennoj vojny 1941-1945 godov. Jekspluatacionno-vystavochnaja dejatel'nost' C.H.M.F. [From history of restoration of the Leningrad suburban palaces museums after the Great Patriotic War of 1941-1945. Exhibition activity of C.S.M.C.]). L. 1. [in Russian]
  3. GMZ «Tsarskoye Selo», muzejnaja kollekcija «Rukopisnye materialy – XV». Inv. № 1316 [The state Museum «Tsarskoye Selo», museum collection «Manuscripts –XV». № 1316]. (Lemus V.V. Istoricheskaja spravka ob jevakuacii muzejnyh cennostej iz g. Pushkin (1941-1945 gg.) [The historical information about evacuation of museum values from Pushkin (1941-1945)]). L. 36-38. [in Russian]
  4. Guzanov A. N. K istorii Central'nogo hranilishha muzejnyh fondov prigorodnyh dvorcov-muzeev [History of the Central storage of museum collctions of suburban palaces museums] / A. N. Guzanov // Sud'by muzejnyh kollekcij: materialy VI Carskosel'skoj nauch. konf. [Destinies of museum collections: materials of VI the Tsarskoye Selo scientific conference] – SPb, 2000. – P. 346. [in Russian]
  5. Belanina V. A. Central'noe hranilishhe muzejnyh fondov prigorodnyh dvorcov [Central storage of museum collections of suburban palaces] / V. A. Belanina // Hraniteli: XI Tsarskosel'skaja nauch. konf. [The keepers: XI Tsarskoye Selo scientific conference] – , 2005. –  P. 457. [in Russian]
  6. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 387. Op. 1. D. 21 [Central state archive of literature and art of St. Petersburg. F. 387. I. 1. F. 21]. (Otchet raboty starshego nauchnogo sotrudnika Dergachevoj M.V. za vtoroj kvartal 1946 goda. (9 ijulja 1946 g) [Report of work of the senior researcher of the M. V. Dergacheva for the second quarter of 1946. (9 July 1946)]. L. 1-3. [in Russian]
  7. Arhiv GMZ «Pavlovsk». Inv. № 3854 [Archive of the state Museum «Pavlovsk». Inv. № 3854]. (Fotoal'bom vystavki «Hudozhestvennoe ubranstvo russkih dvorcov XVIII veka» [Photo album of the exhibition "Art Decoration of the Russian Palaces of the 18th Century"]). [in Russian]
  8. Kovrovyj cabinet [The Carpet Study]: [Electronic resource] // Gosudarstvennyj muzej-zapovednik «Pavlovsk» [The State museum Pavlovsk]. SPb., 2013-2017. URL: http://www.pavlovskmuseum.ru/about/palace/layout/10/642/ (accessed: 16.02.2017). [in Russian]
  9. Biblioteka imperatricy Marii Fedorovny [The Library of Maria Feodorovna]: [Electronic resource] // Gosudarstvennyj muzej-zapovednik «Pavlovsk» [The State museum Pavlovsk]. SPb., 2013-2017. URL: http://www.pavlovskmuseum.ru/about/palace/layout/10/651/ (accessed: 16.02.2017). [in Russian]
  10. Arhiv GMZ «Pavlovsk». Inv. № 3854 [Archive of the state Museum «Pavlovsk». Inv. № 3854]. (Fotoal'bom vystavki «Hudozhestvennoe ubranstvo russkih dvorcov XVIII veka» [Photo album of the exhibition "Art Decoration of the Russian Palaces of the 18th Century"]). [in Russian]
  11. Arhiv GMZ «Pavlovsk». Inv. № 3544 [Archive of the state Museum «Pavlovsk». Inv. № 3544]. (Kniga otzyvov vystavki «Hudozhestvennoe ubranstvo russkih dvorcov XVIII veka» [Visitors book of the exhibition "Art Decoration of the Russian Palaces of the 18th Century"]). L. 2. [in Russian]
  12. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv literatury i iskusstva Sankt-Peterburga. F. 387. Op. 1. D. 202. [Central state archive of literature and art of St. Petersburg. F. 387. I. 1. F. 202] [in Russian]