СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ИСКУССТВА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.54.247
Выпуск: № 12 (54), 2016
Опубликована:
2016/12/19
PDF

Алексеева Е.Н.1, Тесленко И.О.2

1Старший преподаватель, Крымский инженерно-педагогический университет,

2Кандидат искусствоведения, Харьковская государственная академия дизайна и искусств

СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ИСКУССТВА

 Аннотация

В статье рассматриваются ключевые этапы становления национальной школы крымскотатарского искусства в период 1910-1930 гг. Прослеживаются факторы, способствовавшие формированию художественной школы, как отдельного культурного явления. Было выявлено, что таковыми являются художественно-промышленная школа, художественно-промышленный техникум, исследовательский центр по изучению истории и культуры крымских татар, деятельность отдельных представителей культуры и искусства полуострова, активизация выставочной деятельности в Крыму и за его пределами. Исследование показало, что в межвоенный период происходит подъём крымскотатарского искусства и возрождение традиций путём организации системы художественного образования, научного изучения предметов декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: крымскотатарское искусство, художественно-промышленная школа, «татарский ренессанс».

Alekseeva E.N.1, Teslenko I.O.2

1Senior lecturer of the Crimean engineering and pedagogical University,

2PhD in Arts, Kharkiv state Academy of design and arts

THE FORMATION OF THE NATIONAL SCHOOL OF THE CRIMEAN TATAR ART

Аbstract

The article considers the key stages of the establishment of the national school of the Crimean Tatar art in the period 1910-1930. Key factors contributing to the formation of art schools as a separate cultural phenomenon the Study showed that these are art-industrial school, art and industrial College, the research centre for the study of the history and culture of the Crimean Tatars, the activities of some representatives of culture and art of the Peninsula, activization of exhibition activity in the Crimea and beyond. The study showed that in the interwar period the rise of Crimean Tatar art and revival of traditions through the organization of art education, the scientific study of objects of decorative art.

Keywords: Crimean Tatar art, art industrial school, "the Tatar Renaissance".

Первые десятилетия ХХ века отмечены коротким, но ярким подъемом крымскотатарской культуры. Целый ряд художников, народных мастеров, исследователей внесли вклад в дело ее становления и своим творчеством способствовали ее бурному развитию. В этот период появляются первые профессиональные художники крымскотатарского происхождения, поднимается вопрос о сохранении и развитии народных ремесел и промыслов, чему значительно содействовало научное изучение материального культурного наследия.

Уже в начале прошлого столетия кустарные промыслы, занимающие в наследии крымскотатарского народа значительное место, находилось на грани исчезновения. Однако в эти же годы происходит укрепление национальной интеллигенции, представители которой, осознавая ценность уходящей культуры, способствовали ее возрождению.

Одним из центров сохранения и развития кустарной промышленности стала Бахчисарайская художественно-промышленная школа, открытая 3 ноября 1917 г. Выдающуюся роль в ее организации сыграли профессиональные художники А. Абиев и У. Боданинский. Идея создания подобного учебного заведения в городе зрела несколько лет. Двумя годами ранее, в 1915-м и на протяжении всего лета 1916 г. по предложению С.Б. Крымтаева, занимавшего должность председателя правления Бахчисарайского мусульманского благотворительного общества, художник, мастер прикладного искусства Абдурефи Абиев вместе с первым крымскотатарским художником-монументалистом, музееведом, этнографом Усеином Боданинскми разрабатывали проект национальной художественно-промышленной школы.

Проект получил одобрение не сразу. 20 октября 1916 г. У. Боданинский докладывал по этому вопросу в Таврической Губернской Земской управе, указывая на необходимость открытия на территории Крыма подобного учебного заведения, представил план его оснащения и открытия. Однако доклад не имел ожидаемой поддержки и дело не получило развития.

С изменением политической ситуации в 1917 г. У. Боданинский обратился с докладом по вопросу об открытии школы во Временный Крымско-Мусульманский Исполнительный комитет. На этот раз вопрос был решен положительно: основание школы признали желательным. Поэтому на оборудование столярно-резной мастерской при ней было выделено 2000 рублей.

Идейных вдохновителей и организаторов школы У. Боданинского (1877–1938) и А. Абиева (1879 - 1938) со времен учебы в Строгановском училище в 1900-х связывали дружеские отношения. Тогда же молодые люди стали участниками революционных событий 1905 года. Этот эпизод их биографий мог бы завершиться арестом, исключением из училища и отправкой на каторжные работы, но, благодаря личному вмешательству князя Строганова, студенты были высланы за границу. Абиев продолжил свое образование во Франции, а Боданинский был отправлен в Италию. Возвратившись на родину, оба художника активно и плодотворно работали в избранном направлении, много времени уделяя преподаванию. Так, А. Абиев, руководил художественными мастерскими в Ростове, а У. Боданинский преподавал графику в коммерческом училище Симферополя, а с 1907 года возглавил художественно - промышленную школу филиала Строгановского училища.

Поэтому ко времени открытия художественно-промышленной школы оба художника имели опыт в деле организации учебного процесса. Учебное заведение задумывалось по принципу Строгановской школы. Программа обучения приравнивалась к пяти классам гимназии. Вначале был открыт только первый класс и одна мастерская по столярно-резному делу. Было набрано 25 учащихся со всех пяти уездов Крыма.

По замыслу организаторов школы планировалось открывать классы и мастерские последовательно по следующим специальностям: вышивальному, ткацко-ковровому, чеканке металлов, выделке кож, сафьяна и гончарному производствам. Инициаторы создания школы видели высокую миссию школы в деле сохранения кустарных промыслов Крыма. Они считали, что именно Художественно-промышленная школа, выпуская хорошо подготовленных работников по существующим местным производствам, поддержит и поднимет уровень кустарных производств полуострова [1, С. 6].

Кроме того, в 1920–30-х гг. в Крыму активно принимаются меры по поддержке народных мастеров. Для этого, помимо открытия художественно-промышленной школы, организовываются артели народного творчества для обучения молодежи.

Период с начала 1923 по декабрь 1928 год в искусстве крымских татар получил название «татарский ренессанс». После продолжительного упадка культуры (со второй половины ХVIII века по 1917 год) этот этап значительно обогатил национальную культуру. В эти годы был основан Педагогический институт «Исмаил-бей Гаспринский», художественная школа (впоследствии техникум Huner ve Sanayi mektebi).

Их открытие произошло одновременно с началом работы национального музея в Бахчисарае, ставшего ведущим центром исследования истории и культуры крымских татар. В результате целенаправленной работы фонды пополнялись из нескольких источников: безвозмездные пожертвования ценных для музея предметов от местного населения; передача экспонатов в Бахчисарай из других музеев Крыма (Ялты, Симферополя, Евпатории). Особое значение имел сбор этнографических предметов во время полевых экспедиций 1924–1926 гг.

Важно отметить, что значительных успехов научная работа музея достигла, благодаря руководству упоминавшегося выше У. Боданинского, занимавшего должность директора музея с 1917 по 1934 гг. Его усилиями этнографическое изучение крымских татар стало ведущим направлением в деятельности музея.

Научные интересы У. Боданинского отличаются широтой. Обзор тем публикаций раскрывает глубину его исследовательского поиска: «Историко-этнографическая экспедиция 1925-26 гг.», «Искусство крымских татар», «Новые материалы по этнографии татар в Крыму», «История быта и костюмов», «Татарское народное искусство и промыслы в Крыму». Важнейшим источником для изучения костюма является очерк «Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму», опубликованный в 1930 г. в сборнике «Реконструкция народного хозяйства в Крыму» и отдельным изданием. У. Боданинский вел активную научную жизнь: выступал на всекрымских, а также всероссийских музейных, археологических и краеведческих конференциях с рядом докладов, посвященных изучению и описанию прикладных искусств и костюма крымских татар. Таким образом, У.А. Боданинский как этнограф, внес неоценимый вклад в изучение традиционного костюма крымских татар и татарской культуры в целом [3, С.16].

Сбором, сохранением и исследованием исчезающих ценностей крымскотатарского декоративного искусства занимались и другие ученые: Г. Бонч-Осмоловский, Б. Добрынин, Б. Куфтин. Сбору материалов народного искусства, их классификации, изучению орнаментов, а также личному созданию профессиональных образцов крымскотатарского орнамента посвящает свою жизнь художник-исследователь П. Чепурина. Материальная культура, одежда, особенности крымскотатарских архитектурных сооружений и их орнаментики изучались и другими исследователями, такими как Б. Засыпкин, А. Башкиров, М. Волошин, М. Гинзбург. Сформированные ими коллекции прикладного искусства составили образцы для обучения мастеров. Как отмечает исследователь крымскотатарского искусства Н.М. Акчурина – Муфтиева, «труды названных и других авторов представляют собой значительный пласт востоковедения, который дал возможность создать первую концептуальную модель истории крымскотатарского искусства» [2, С. 26].

Расцвет татарского народного искусства, традиционных ремесел был недолог. Поэтому особую ценность для историков и этнографов представляют свидетельства современников той эпохи. Одним из уникальных источников изучения искусства и быта крымских татар того времени являются этнографические работы художников. Прежде всего, ценными свидетельствами эпохи являются акварели Нины Жаба (1875 - 1942). Выпускница Академии художеств, она в 1906 году приехала в Бахчисарай на этюды. Однако задержалась в Крыму, т.к. вышла замуж за крымского татарина и жила в Бахчисарае до 1924 года, когда после трагической смерти мужа переехала к брату, известному художнику Альфонсу Жаба в Ленинград. Но и после отъезда каждое лето она вместе с братом приезжала в Бахчисарай. Работы художницы редко выставлялись как при жизни Нины Жаба, так и после смерти. Большинство ее картин находятся в частных коллекциях, поэтому точное их количество неизвестно.

В наследии художницы много зарисовок этнографического характера. Они выдают живой интерес к мусульманской культуре, корни которого, возможно, кроются в ее детских впечатлениях. Отец Н. Жаба некоторое время был послом в Константинополе, что, несомненно, оказало влияние на формирование ее кругозора. Исследователи утверждают, что работы Н. Жаба, выполненные акварелью, тушью, карандашом, исторически достоверны, точно передают особенности национального костюма крымских татар того времени – самого начала ХХ века. По наблюдению этнографа Ульвие Аблаевой, «к этому времени уже некоторая трансформация произошла в национальном костюме. И вот эти все тонкости у нее совершенно замечательно зафиксированны» [6]. Как отмечает редактор газеты «Янъы дюнья» Зера Бекирова, «в них можно увидеть быт крымских татар, чем они занимались. Здесь и мужчины, которые раскладывают табак, и человек, который продает виноград, молочник, женщины, читающие книги» [6].

По рисункам Нины Жаба в 1920-м году были напечатаны открытки, воспроизводившие около 50 акварелей. Расходясь тысячными тиражами по стране, особую популярность они снискали среди крымских татар. По свидетельствам этнографов, эти открытки брали с собой в места ссылки крымские татары и болгары.

Важно отметить, что в 20-30- годы происходит не только возрождение традиционных видов декоративно-прикладного искусства, но и начинается формирование профессиональной живописи и графики. Особую роль в этом процессе сыграл художник В. Яновский. Поляк по национальности, он родился и вырос в крымскотатарской среде и потому прекрасно говорил на крымскотатарском, любил и знал традиции, обряды, песни. Как отмечает Э. Черкезова, «он внес свой определённый вклад в возрождение крымско-татарской культуры и искусства, занимаясь преподавательской деятельностью в кустарно-промышленном техникуме, где учил студентов основам изобразительного искусства, в частности акварели и живописи» [5, С. 67-72]. В. Яновский также преподавал в общеобразовательных школах Бахчисарая, изостудиях и других учебных заведениях.

Его ученики и современники, в частности А. Устаев, Ф. Камилев, Б. Умеров, И. Асанин, оставили воспоминания о художнике в письмах и публикациях, которые представляют большую ценность. В них раскрываются особенности методики преподавания В. Яновского, эстетические ориентиры и пристрастия. Воспоминания дают основания полагать, что, будучи прекрасным акварелистом, В. Яновский состоялся и как настоящий педагог.

Лучшим учеником В. Яновского считается крымско-татарский художник Амет Устаев (1909 - 1990). Его акварели, «Архитектурный пейзаж» (1940), «Горная речка» (1940) и некоторые другие, чудом сохранившиеся после войны, в настоящее время находятся в Симферопольском художественном музее, в Республиканском крымско-татарском музее искусств, а также в частных коллекциях.

Достижения крымскотатарского искусства 20-30-х годов нашли отражение в художественной критике рассматриваемого периода. В 1931 году в одном из номеров журнала «Литература и искусство Крыма» опубликован большой критический обзор историка, краеведа, искусствоведа Александра Полканова, посвященный художественной жизни Крыма, где автор дает характеристику художественной культуры крымскотатарского народа: «…Культура живописи открылась перед национальным коренным населением Крыма, и мы видим, что она даёт свои результаты и притом не только в количественном, но и в качественном отношении. По своей талантливости татарские художники занимают первые ряды среди участников выставок» [4, С.34]. И далее, под впечатлением выставки 1935 года в Москве, характеризует работы отдельных мастеров. Так, он определяет творчество татарского художника Мемета Абселямова как «исключительно полнокровное и радостное». «Его полотна из колхозной жизни всем своим ярким колоритом, красочностью фигур и смеющимися лицами громко говорят о том, что крымские колхозники стали уже зажиточными, что «жить стало лучше, жить стало веселей». М. Абселямов отлично чувствует и передает крымскую природу с ее необыкновенно ярким солнцем, глубоким небом, синими далями» [4, С. 35].

В те же годы в Крыму работал другой художник, живописец Азизов. Его произведения не были представлены на выставке, но, тем не менее, заслуживают высокой оценки. Морские пейзажи сделаны с необычайным мастерством и обнаруживают самобытный стиль, своеобразную манеру, обнаруживают необычайно красочную палитру. И хотя художник никогда не учился живописи, он прекрасно передает Черное море, небо и воздух. Во всех его эскизах чувствуется большая любовь к Крымской земле, к Южному берегу, выражаемая нежной мягкой гаммой красок.

Известным крымским художником был Абий Ярмухамедов. Несомненно, его успех и популярность в среде крымской общественности послужили немалым стимулом для работы других, более молодых национальных художников. Он справедливо удостоился высокой чести, получив к 15-летию советизации Крыма почетную грамоту от Крымского центрального исполнительного комитета, что поставило творчество А. Ярмухамедова во главе художников коренной национальности.

Бурный рост национальной культуры способствовал выдвижению новых молодых национальных художников. В мастерстве изображения природы Ярмухамедову не уступал Халилев, чьи пейзажи, по замечанию А. Полканова, отличаются «большой приятностью, сочностью и той мягкостью», какой подчас недостает Ярмухамедову [4, С.35].

А. Полканов также обращал внимание на работы начинающих художников – Ягъяева, Османова, Аблаева, Азмиёва, Селямитова, Меметова. Признавая недостаточный профессионализм некоторых из них, в частности Ягъяева, критик отмечал, вместе с тем, остроту характеристик, большую типичность и чутье краски в его работах, что является свидетельством искренней поддержки и содействия, оказываемого развитию крымскотарского искусства.

Особого внимания заслуживают акварельные зарисовки старинных татарских орнаментов, сделанных вышивальщицами Адавие Эфендиевой, Фатиме Алиевой и Айше Мамбетовой, по которым в ряде женских вышивальных артелей изготовлялись национальные вышивки, шедшие главным образом за границу, где они пользовались большим успехом.

Таким образом, в 20-30- е годы происходит подъем крымскотатарского искусства и возрождение традиций благодаря организации преподавания традиционных ремесел, научному изучению предметов декоративно-прикладного искусства. Неоценимый вклад в развитие крымскотатарского искусства и кустарных промыслов путем создания художественно-промышленной школы в Крыму внесли У. Боданинский, А. Абиев. Научное изучение изделий народных промыслов получило развитие благодаря активной исследовательской работе сотрудников Бахчисарайского дворца-музея, а также художников-исследователей, таких как У. Боданинский, Г. Бонч-Осмоловский, Б. Добрынин, Б. Куфтин, П. Чепурина, М. Волошин, Н. Жаба и многих других. Особую роль в развитии художественного образования сыграл художник-акварелист В. Яновский, педагогическая деятельность которого оказала непосредственное влияние на становление ряда профессиональных художников из среды крымских татар.

Список литературы / References

  1. Аблякимова З.Т. Бахчисарайская художественно-промышленная школа: история создания и концепция развития / З. Т. Аблямитова // Тезисы Международной научной конференции «ІV Научные чтения памяти Усеина Боданинского. Бахчисарай 17-19 окт. 2012 г.» - Симферополь: Бизнес-информ, 2012.- С.6-7.
  2. Акчурина-Муфтиева Н. М. Декоративно - прикладное искусство крымских татар XV - первой половины ХХ вв.: (Этапы развития, типология, стилистика, художественные особенности) / Н.М. Акчурина-Муфтиева // КИПУ, Ин-т искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Рыльского НАН Укр.; Отв. за вып. Н. Р. Караманов. - Симферополь: ОАО "Симфероп. гор. тип." (СГТ). - 2008.- С.72.
  3. Бухтоярова В.А. Изучение традиционного костюма крымских татар в трудах У.А. Боданинского / В.А. Бухтоярова // Тезисы Международной научной конференции «ІV Научные чтения памяти Усеина Боданинского. Бахчисарай 17-19 окт. 2012.» - Симферополь: Бизнес-информ, 2012.- С.16 - 17.
  4. Полканов А.И. Очерки художественной жизни Крыма / А.И. Полканов // Литература и искусство Крыма. - №2. - 1936.- С. 34-36.
  5. Черкезова Э. Я. Крымскотатарское изобразительное искусство довоенного периода (1917-1944 гг.) / Э. Я. Черкезова // Шестые крымские искусствоведческие чтения: респ. науч.-практ. конф.: материалы.– Симферополь, 2001.- С. 67-72.
  6. http://www-ki.rada.crimea.ua/index.php/2011-03-13-12-08-25/7862-2012-11-13-07-28-32

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Abliakimova Z.T. Bakhchisarayskaya khudozhestvenno-promishlennaya shkola: istoriya sozdaniya i kontseptsiya razvitiya [Bakhchysarai Art and Industry School: History of Creation and Development Concept] / Z.T. Abliakimova // Tezisi Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «ІV Nauchniye chteniya pamiati Useina Bodaninskogo. [Abstracts of the International Scientific Conference “IV Scientific Reading in Honour of Usein Bodaninsky.] Bakhchysarai,  October 17-19, 2012” – Simferopol: Business Inform. – P.6-7. [In Russian]
  2. Akchurina-Muftieva N. M. Dekorativno – prikladnoye isskustvo krymskikh tatar XV – pervoi poloviny ХХ vv.: (Etapy razvitiya, tipologiya, stilistika, khudozhestvennye osobennosti) [Decorative an Applied Art of the Crimean Tatars of XV - the First Half of the Twentieth Century: (stages of development, typology, style, artistic features)] / N.M. Akchurina-Muftieva // KIPU, In-t isskustvovedeniya, folkloristiki i etnologii im. М. Rylskogog NAN Ukr. [CEPU, Institute of Art Studies, Folklore and Ethnology named after M. Rylskyi, National Academy of Sciences of Ukraine]; Res. for no. N.R. Karamanov. - Simferopol: JSC “Simferopol Moun. Tour” (SMT). – 2008. – P.72. [In Russian]
  3. Bukhtoyarova V.A. Izucheniye traditsionnogo kostiuma krymskikh tatar v trudakh U.А. Bodaninskogo [Study of Traditional Costume of the Crimean Tatars in the Works of U.A. Bodaninsky] / V.A. Bukhtoyarova // Tezisi Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «ІV Nauchnie chteniya pamiati Useina Bodaninskogo. [Abstracts of the International Scientific Conference “IV Scientific Reading in Honour of Usein Bodaninsky]. Bakhchysarai,  October 17-19, 2012” – Simferopol: Business Inform. – P.16 - 17. [In Russian]
  4. Polkanov A.I. Ocherki khudozhestvennoy zhizni Krima [Sketches of the Artistic Life of the Crimea] / A.I. Polkanov // Literatura i isskustvo Krima [Literature and Art of Crimea]. – No.2. – 1936. – P. 34-36. [In Russian]
  5. Tcherkezova E. Y. Krymskotatarskoe izobrazitelnoye isskustvo dovoennogo perioda (1917-1944 gg.) [Crimean Tatar Art of the Pre-war Period (1917-1944).] / E. Y. Tcherkezova // Shestie krimskiye isskustvovedcheskiye chteniya: resp. nauch.-prakt. konf. [Sixth Crimean Art History Readings: Scientific-Practical. Conf.: Materials]. – Simferopol, 2001. – P. 67-72. [In Russian]
  6. http://www-ki.rada.crimea.ua/index.php/2011-03-13-12-08-25/7862-2012-11-13-07-28-32