Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217, 16+

Скачать PDF ( ) Страницы: 75-78 Выпуск: №10 (29) Часть 3 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Лапик Н. А. ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА АВТОРСКОГО СТИЛЯ В МОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ / Н. А. Лапик // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — №10 (29) Часть 3. — С. 75—78. — URL: https://research-journal.org/art/principy-analiza-avtorskogo-stilya-v-modnoj-illyustracii/ (дата обращения: 01.10.2020. ).
Лапик Н. А. ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА АВТОРСКОГО СТИЛЯ В МОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ / Н. А. Лапик // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — №10 (29) Часть 3. — С. 75—78.

Импортировать


ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА АВТОРСКОГО СТИЛЯ В МОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Лапик Н.А.

Аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА АВТОРСКОГО СТИЛЯ В МОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена проблеме анализа авторского стиля в модной иллюстрации. В статье рассмотрены различные трактовки характеристик стиля, разработанные  в системе современного искусствознания и теории моды. На основе выделенных трактовок, а также исследований автора статьи, определены основные принципы анализа стиля модной иллюстрации.

Ключевые слова: модная иллюстрация, стиль, полистилизм, авторский стиль, структура стиля.

Lapik N.A.

Postgarduate stuident, Saint-Petersburg State University of culture and arts

PRINCIPLES OF ANALISIS THE AUTHOR’S STYLE IN FASHION ILLUSTRATION

Abstract

The article is devoted to the problem of analysis of the author’s style in fashion illustration. The article considers different interpretations of the characteristics of the style, developed in the system of contemporary art theory and fashion. On the basis of the dedicated interpretations and also researches of the author of the article, were defined the main principles of the analysis of the style of fashion illustration.

Keywords: fashion illustration, style, polystylism, author’s style, the structure of style.

Стиль – неоднозначная категория. Его всегда сложно было назвать чем-то совершенно определенным. Сейчас словом «стиль» оперируют самые разные науки, и это дает возможность многозначной трактовки его понятия, сущности и структуры. Оно проникло во все сферы деятельности человека. Е. Устюгова, посвятившая много лет изучению проблеме стиля в различных областях, пишет: «традиционно стиль и стилизация считались исключительно эстетическими понятиями. Впоследствии сферой их действия стало признаваться все пространство культуры (стиль культуры, стиль мышления), а также жизненного поведения человека (стиль жизни). В современной литературе, посвященной проблеме стиля, приоритет принадлежит категории «стиль жизни», а все другие стилевые формы (стили искусства, научного мышления, культуры) считаются производными от нее (М. Дюфрен, Е. Ротхакер, Р. Барт, М. Фуко и др.)» [10, c. 158].

В центре внимания статьи – стиль модной иллюстрации. Несмотря на долгую историю, модная иллюстрация до сих пор не имеет четкого понятия, хотя обладает рядом особенностей, свойственных только ей. Ее следует отличать от книжной иллюстрации и фотографии. В строгом значении термина, к иллюстрации следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом (т. е. как бы участвующие в процессе чтения) и, ее главная задача – украшать и дополнять основную текстовую информацию. Отличие модной иллюстрации от книжной – в отсутствие строгой привязки к тексту, а от фотографии главным образом – в способе ее создания.

 Существует множество точек зрения относительно понятия модной иллюстрации, высказываемые как искусствоведами, так и самими авторами иллюстраций. Иллюстратор Б. Рейд, считает: «модная иллюстрация это изображение моды любым способом, кроме фотографии» [11, c. 8]. Данное утверждение не совсем точно, поскольку, современные иллюстраторы часто используют фотографию как основу для создания иллюстраций или как ее часть (например, коллаж), следовательно, фотографию исключать нельзя. К. Тейллон, автор книги «Digital fashion illustration with Photoshop and Illustrator» писал: «модная иллюстрация – это самый простой способ выразительной репрезентации дизайнерской одежды. Ее главная задача – изобразить одежду как можно более близко к реальности» [12, с. 7]. Это определение также поверхностно и не дает точного представления о предмете. Перед современной иллюстрацией больше не стоит задача – в точности изобразить модный костюм, он вообще может отсутствовать в произведении (во многом по причине доминирования абстракции в искусстве и деконструктивизма в моде).

Исходя из этого, можно заключить, что под модной иллюстрацией следует понимать изображение современного модного костюма и модных аксессуаров любым способом, включая фотографию, если она (фотография) была использована для создания качественно нового изображения.

Поскольку модная иллюстрация столь специфична, стиль модной иллюстрации также имеет свою специфику. Он будет включать в себя множество элементов стилей искусства и моды, и, следовательно, должен рассматриваться с учетом их особенностей.

Следует учитывать, что понятие «стиля» в искусстве и моде существенно разнится. И стиль в искусстве, и стиль в моде – это совокупность определенных компонентов, но характер этих компонентов различен. Для художественного произведения важны: идея, содержание и форма, сюжет, пространство, колорит, техники, приемы, материалы и т.д. Для модной вещи – силуэт, фактуры, декор, пропорции, объем, новизна и т.д. Кроме того, цели создания произведения искусства и новой модной вещи также различны. Художнику, по большому счету, безразлична судьба произведения. Он создает его движимым вдохновением, и, завершив работу, считается «выполнившим свою миссию» [8, с. 33]. Дизайнер, создающий вещь, также движим вдохновением, но его вдохновение подчинено «воле заказчика», зависит от господствующих тенденций и трендов, их переменчивости, и продажам.

«Мода» и «стиль» также не равнозначны. Чтобы понять сущность модных стилей, в первую очередь необходимо разобраться с природой моды. На этот счет так же существует множество точек зрения. Различию понятий моды и стиля  А. Гофман посвятил один из разделов книги «Мода и люди» (2004). Он пишет: «существует такое явление, как мода на тот или иной стиль, или “модные” стили; одни стили “входят в моду”, другие воспринимаются как “вышедшие из моды”. Кроме того, если “моды” меняются, то функционирование моды как таковой – процесс постоянный. <…> Ее постоянной изменчивости противостоит относительная устойчивость стиля» [5, с. 191]. Гофман также отмечает: «Стиль характеризует только сферу объектов, а именно их формально-эстетические признаки. Исследование различных стилей обычно заключается в анализе этих признаков, а также специфических методов их создания в той мере, в какой они воплощены в объектах (произведениях)» [5, с. 191]. В этом Гофман видит реальное отличие моды от стиля. В дополнение к этому уместно замечание Власова, который писал, что: «понятие “стиля” применимо только к художественному творчеству. В реальной жизни человека окружает огромное количество вещей, которые он также иногда называет стильными. Но использование слова “стиль” в быту или в иных, нехудожественных сферах человеческой деятельности возможно лишь в качестве метафоры» [4]. У Власова же можно найти понятие «фирменный стиль», важное для понимания стиля модной иллюстрации: «это не художественный стиль, а всего лишь персонификация моды, разновидность спекулятивной эстетики, “стиля жизни”, определяемого факторами коммерческой выгоды, чисто внешней эффектности, психологией новизны, т.е. предмета цивилизации, а не культуры (стайлинг)» [4].

Стиль модной гравюры, а затем литографии первого десятилетия ХХ века был подчинен доминирующим «большим стилям» искусства. Его достаточно легко интерпретировать, опираясь на научные труды, дающие характеристики «больших стилей». Но, в современном искусствознании термин «стиль» в том понимании, в котором он существовал ранее, уже не употребляется. Современное искусство, (как и мода) в целом существует во времени «бесстилья», в рамках которого «все стили хороши». И в искусстве и в моде доминирует полистилизм – «качество неоднозначности, неординарности, сложности художественного образа, богатства содержания и формы, тенденция, результатом которой является “стилевой контрапункт”. В примитивном выражении — эклектика, “соединение несоединимого” в одной композиции, когда отсутствует ясный принцип организации разнородных, разностилевых элементов» [4]. В ситуации полистилизма на первый план выдвигается проблематика персонального авторского стиля. Время стилистической чистоты прошло. Взаимопроникновении и смешении стилей носит тотальный характер, что отражается и на модной иллюстрации. Сейчас стиль можно рассматривать как: «утверждение индивидуальной уникальности, отклонение от стереотипа; способ выражения практической позиции субъекта» [9, с. 421].

Положительным фактором полистилизма можно признать стилистическое многообразие, позволяющее всем художникам выразить свою точку зрения на современную моду, но вместе с тем, полистилизм порождает и проблему отсутствия единых признаков стиля, проблему цитирования стилей прошлого и настоящего, а также смешения стилей разных авторов. Сложность изучения авторского стиля в модной иллюстрации как раз и состоит в необходимости учитывать все многообразие стилей в искусстве и моде в конкретный отрезок времени, а так же технические достижения времени.

Таким образом, поскольку стиль в модной иллюстрации образуется путем «смешения» отдельных элементов стилей искусства и моды, особенность анализа авторского стиля в модной иллюстрации будет состоять в привлечении знаний из различных областей и в целом носить междисциплинарный характер. Но, несмотря на существенные изменения в понимании сущности стиля, важность разбора всех составляющих авторского стиля, начиная с характеристики эпохи, и, заканчивая «манерой» художника как это требовало искусствознание прошлого, по-прежнему актуальна.

На сегодняшний день существует множество вариантов анализа оригинального авторского стиля в искусстве, как и критерий его изучения, предлагаемых различными исследователями. Но, никто последовательно не рассматривал проблему авторского стиля в модной иллюстрации и не классифицировал его качества, свойства, средства и приемы. Тем не менее, изучив наработки ученых относительно «уровней» стиля в искусстве и моде, можно вывести оригинальную «структуру стиля», которую можно будет использовать как своего рода схему, описывая любую модную иллюстрацию любого автора и периода времени. «Структура стиля» – термин, появившийся в системе искусствознания в процессе исследования проблематики авторского стиля. Под «структурой стиля» можно понимать совокупность историко-культурных, содержательно-формальных и иных уровней, признаков и элементов, характеризующих стиль автора. Ее можно представить как связующее звено между автором, произведением и зрителем, включая их в единую систему, позволяющую рассматривать произведение без отрыва от контекста и психологии зрителя.

 Структурный анализ стиля модной иллюстрации представляется в качестве одного из методов изучения стиля модной иллюстрации – структурно-семиотического подхода (М. Фуко, Ж. Бодрийар, Ю. Лотман, Р. Барт, У. Эко). Он дает возможность рассматривать стиль иллюстрации как единую сложную структуру с множеством внутренних связей, позволяет исследовать иллюстрацию как знаковую систему, увидеть как организовано «авторское сообщение», что оно выражает, помогает понять идеи автора и смыслы «текста». В ходе использования структурно-семиотического анализа мы можем выявить, каким образом структурировано повествование модной иллюстрации. Но, во избежание схематизации, нарушающей целостность художественного произведения, этот аспект анализа может быть включен в целую систему других методов, дополняя образно-типологический, иконографический, семантический, синергетический, сравнительный, феноменологический  способ изучение модной иллюстрации.

Становится ясно, что анализ стиля модной иллюстрации требует неординарного подхода. Он может быть представлен в виде многоуровневой схемы, на формирование которой оказывают влияние результаты исследований самых разных ученых. Наибольший интерес вызывают наработки ряда ученых, так или иначе затрагивавших «структурное» изучение произведения.

Наиболее всесторонне уровни и признаки стиля (которые можно объединить в определенную структуру стиля) рассмотрены русским искусствоведом В.Власовым. Он выделяет понятия, важные и для стиля модной иллюстрации: «историческая эпоха», «художественное направление», «архетип», «творческий метод», «исторический стиль» [4]. Однако, часть его понятий, например, «региональный художественный стиль», складывающийся «по географическим названиям; по национальным признакам», сложно применить к стилю современной модной иллюстрации, поскольку ввиду глобализации современной моды, «региональный стиль» для нее не характерен.

Ю. Борев рассматривая понятие «художественный стиль», описывает структуру стиля, расчленяя его на девять слоев. Наибольший интерес в ней представляют: «стиль периода творчества», «стиль произведения», «стиль элемента произведения», предполагающий “склеивание”, стыковку стилистически разнородных элементов» [2, с. 133-135]. Как и в случае «регионального художественного стиля» В. Власова, сложно судить о «национальном стиле иллюстрации» (как например, о стиле народа или нации в структуре Ю. Борева). Современная мода  интернациональна, иллюстраторы работают на дизайнеров и марки, стиль которых часто сложно отнести к стилю какой-либо нации. Современная мода, как и искусство – «массовая культурная практика» [7, с. 89], а значит, и модная иллюстрация носит интернациональный характер.

Р. Арнхейм, затрагивая вопросы стиля, особое внимание обращает на «поздний стиль» [1, с. 308] художника, как немаловажный компонент, он, безусловно, может учитываться при анализе стиля модных иллюстраций. Формальные и содержательные нормативы [3] произведения, приведенные В. Бранским, могут составлять «композиционную» часть анализа авторского стиля иллюстратора.  Автор связывает понятие стиля с эстетическим идеалом определенного периода времени.

«Принцип взаимодействия», разработанный и представленный А. Демшиной, также может стать частью структуры стиля модной иллюстрации. Автор представил модель взаимодействия искусств в виде системы и определил ряд принципов их взаимодействия — присвоение, реконструкция и раскраивание, которые «отражают процессы протекающие в изобразительном искусстве» и «других подсистемах культуры, использующие достижения художественной деятельности» [7, с. 63].

Учитывая искусствоведческие наработки  прошлого и настоящего, можно вывести определенные принципы анализа авторского стиля модной иллюстрации. Итак, анализ авторского стиля модной иллюстрации (структуру) можно представить следующим образом:

Культура времени (культурный контекст) – компонент, описывающий историческую эпоху или период, в котором иллюстрация была создана. Здесь имеет значение социальные, политические, технологические и иные предпосылки для появления иллюстрации. Искусство времени – компонент, описывающий художественный стиль эпохи, стили, художественные направления, течения, эстетический идеал времени.

Дизайн времени – дополнительный компонент, необходимый для описания работ иллюстратора, использованных в любых видах дизайна. В данном случае имеет значение стилистический характер предметного дизайна, господствующий в конкретную историческую эпоху, период времени, в котором дизайнерский объект был создан. (Рассматривать дизайн-продукт в создании которого принимал участие иллюстратор, логично путем трехслойного изучение стилей искусства, дизайна и модной иллюстрации).

Мода времени – компонент, описывающий модные тенденции, тренды, стили в моде, модный образ, господствующий модный облик десятилетия и конкретного описываемого отрезка времени. «Фирменный стиль» – компонент, охватывающий понятия «стиль модного дома», «стиль марки», «стиль дизайнера», одежда/аксессуары которого изображены на иллюстрации.

«Стиль издания» – компонент, описывающий стиль того издания, для которого иллюстрация была создана. Характеристика издания может включать: стиль фотографий; стиль текстов и шрифтов; тематика текстов; стиль дизайнеров и фотографов, типаж моделей, работающих для издания; аудитория издания и др.

«Стиль автора» – один из главных компонентов, описывающий индивидуальный стиль иллюстратора. Стиль автора, в свою очередь,  включает в себя: технологии, используемые художником (компьютер, фотоаппарат и др.), творческий метод – техники и материалы, применяемые художником.

Жанр иллюстрации – автопортрет, портрет, натюрморт, ню, «жанровая иллюстрация» и др.

Композиция – содержательные и формальные характеристики иллюстрации. Содержательная характеристика предполагает описание художественного образа и сюжета иллюстрации. Анализ формы может включать: описание перспективы, цвета (яркость/ блеклость, контрастность/ монохромность, четкость/ диффузность), плоскостности/ объемности, хаотичности/ упорядоченности, статики/ динамики, законченности рисунка, графичности, деформации, геометризации, абстрактности, символики, расстановки и группировки фигур, статуарности, симметрии/ ассиметрии, масштабности и пропорций, стилизации (условности), стилевых контрастов (эклектизм) и др.

«Стиль периода творчества» – предполагает описание стиля автора, свойственного ему в конкретный период творчества, в котором была создана иллюстрация.

«Стиль произведения» – предполагает описание уникального стиля конкретной иллюстрации. «Стиль элемента произведения» – предполагает описание стилей разных элементов одной эклектичной иллюстрации, собранной в виде коллажа из разных фрагментов, в том числе фрагментов чужих произведений.

Герой иллюстрации – обобщенный образ, соответствующий периоду времени (например, образу десятилетия), имеющий определенные описательные характеристики. Прототип героя иллюстрации (прообраз) – архитипичный образ, взятый из сферы массовой культуры или искусства, конкретный человек, кинематографический персонаж и др.

Идея (концепция) иллюстрации – мысленный прообраз иллюстрации, выделяющий его существенные черты, главная мысль иллюстрации, замысел или наиболее существенная часть замысла иллюстрации. Идеи позволяют различать прообразы, придуманные и реализованные разными иллюстраторами. Источник идеи – образы, послужившие для художника истоком новых идей для иллюстрации. Источником идей могут быть: прошлое (история, исторические образы), изобретения на основе новых технологий, гениальные идеи конкретного человека (гения, творца). Мессидж (послание) – смысл, идейное содержание иллюстрации, послание, связанное с эстетическими качествами произведения (красотой линии, цвета, колорита).

Принцип взаимодействия – принципы, отражающие модели взаимодействия искусств. Принцип присвоения в модной иллюстрации может выражаться, например, в использовании логотипа марки в качестве элемента изображения: принцип реконструкциив создании определенного сюжета или истории, которая в последствии может превратиться в штамп или визуальное клише; принцип раскраивания (деконструкции)  – «оперируя элементами формообразования разных систем» [7, c.и63] может выражаться, например, в перенесении формообразующих элементов большого стиля (например, рококо) в новое произведение (современную иллюстрацию).

Таким образом, можно заключить: изучение современных стилей искусства усложняется отсутствием признаков единого стиля, а стилей моды – отсутствием единой тенденции, но множеством различных трендов. Стиль модной иллюстрации – тонкая материя, которая включает в себя достижения различных сфер: искусства, моды, новейших технологий и т.д. На сегодняшний день не существовало исследований, позволявших рассмотреть все компоненты этого вида творчества в комплексе. Тем не менее, на основе уже проведенных исследований, можно вывести ряд принципов анализа стиля модной иллюстрации, позволяющих всесторонне рассмотреть оригинальный стиль любого автора. Приведенная структура позволит выявить стилевое многообразие творчества иллюстратора в целом и его конкретного произведения. Она может служить основой методологии изучения модной иллюстрации.

Литература

  1. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства/ Р.Арнхейм. – М.: Прометей, 1994. – 152 с.
  2. Борев, Ю. Эстетика. Учебник/Ю.Б.Борев. – М.: Высшая школа, 2002. – 511 с.
  3. Бранский, В. Искусство и философия/ В.Бранский. – Калининград.: Янтарный сказ, 1999. Разд.: Культурология//Библиотека Гумер: сайт URL: http://www.gumer.infobibliotek_Buks/Culture/bransk/ (дата обращения 21.04.2013)
  4. Власов В. Стили в искусстве: Словарь в 3-х тт. / В.Власов.— СПб.: Кольна.—Т.I, 1998. — 672 с.
  5. Гофман, А. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения/А.Б.Гофман. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
  6. Гройс, Б. Политика поэтики/Б.Гройс. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. – 400 с.
  7. Демшина, А. Проблема взаимодействия искусств в эпоху постмодернизма: российская художественная практика: дис. …канд. культурологи: 24.00.01 / Демшина Анна Юрьевна; РГПУ им.А.И.Герцина. – СПб., 2003. – 165 с.
  8. Лола, Г.Н. Дизайн-код: культура креатива. СПб.: Элмор, 2011. – 140 с.
  9. Устюгова, Е. Стиль//Лексикон нон-классики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова.— М.: Росспэн, 2003. – 607 с.
  10. Устюгова, Е. Этические и эстетические смыслы стиля и стилизации/Е.Н. Устюгова//Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – 157-160 с.
  11. Borrrelli, L. Fashion Illustration next. – San Francisco.: Chronicle books, 2004. – 184 p.
  12. Tallon, K. Digital fashion illustration with Photoshop and Illustrator. – London.: Batsford, 2008. – 177 р.

Referneces

  1. Arnhejm, R. Novye ocherki po psihologii iskusstva/ R.Arnhejm. – M.: Prometej, 1994. – 152 s.
  2. Borev, Ju. Jestetika. Uchebnik/Ju.B.Borev. – M.: Vysshaja shkola, 2002. – 511 s.
  3. Branskij, V. Iskusstvo i filosofija/ V.Branskij. – Kaliningrad.: Jantarnyj skaz, 1999. Razd.: Kul’turologija//Biblioteka Gumer: sajt URL: http://www.gumer.infobibliotek_Buks/Culture/bransk/ (data obrashhenija 21.04.2013)
  4. Vlasov V. Stili v iskusstve: Slovar’ v 3-h tt. / V.Vlasov.— SPb.: Kol’na.—T.I, 1998. — 672 s.
  5. Gofman, A. Moda i ljudi. Novaja teorija mody i modnogo povedenija/A.B.Gofman. – SPb.: Piter, 2004. – 208 s.
  6. Grojs, B. Politika pojetiki/B.Grojs. – M.: Ad Marginem Press, 2012. – 400 s.
  7. Demshina, A. Problema vzaimodejstvija iskusstv v jepohu postmodernizma: rossijskaja hudozhestvennaja praktika: dis. …kand. kul’turologi: 24.00.01 / Demshina Anna Jur’evna; RGPU im.A.I.Gercina. – SPb., 2003. – 165 s.
  8. Lola, G.N. Dizajn-kod: kul’tura kreativa. SPb.: Jelmor, 2011. – 140 s.
  9. Ustjugova, E. Stil’//Leksikon non-klassiki. Hudozhestvenno-jesteticheskaja kul’tura XX veka. / Pod red. V.V.Bychkova.— M.: Rosspjen, 2003. – 607 s.
  10. Ustjugova, E. Jeticheskie i jesteticheskie smysly stilja i stilizacii/E.N. Ustjugova//Jeticheskoe i jesteticheskoe: 40 let spustja. Materialy nauchnoj konferencii. 26-27 sentjabrja 2000 g. Tezisy dokladov i vystuplenij. – SPb.: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshhestvo, 2000. – 157-160 s.
  11. Borrrelli, L. Fashion Illustration next. – San Francisco.: Chronicle books, 2004. – 184 p.
  12. Tallon, K. Digital fashion illustration with Photoshop and Illustrator. – London.: Batsford, 2008. – 177 r.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.