Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217, 16+

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.67.012

Скачать PDF ( ) Страницы: 26-29 Выпуск: № 1 (67) Часть 3 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Канокова Ф. Ю. НОГАЙСКАЯ ГРУППА ЖЕНСКИХ УКРАШЕНИЙ В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ ДАГЕСТАНА / Ф. Ю. Канокова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 1 (67) Часть 3. — С. 26—29. — URL: https://research-journal.org/art/nogajskaya-gruppa-zhenskix-ukrashenij-v-yuvelirnom-iskusstve-dagestana/ (дата обращения: 17.08.2019. ). doi: 10.23670/IRJ.2018.67.012
Канокова Ф. Ю. НОГАЙСКАЯ ГРУППА ЖЕНСКИХ УКРАШЕНИЙ В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ ДАГЕСТАНА / Ф. Ю. Канокова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 1 (67) Часть 3. — С. 26—29. doi: 10.23670/IRJ.2018.67.012

Импортировать


НОГАЙСКАЯ ГРУППА ЖЕНСКИХ УКРАШЕНИЙ В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ ДАГЕСТАНА

Канокова Ф.Ю.

ORCID: 0000-0001-5360-3428, кандидат искусствоведения,

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова

НОГАЙСКАЯ ГРУППА ЖЕНСКИХ УКРАШЕНИЙ В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ ДАГЕСТАНА

Аннотация

Ювелирное искусство ногайцев проживающих на территории современного Дагестана имеет локальные особенности, что послужило предпосылкой к выделению женских украшений в отдельную группу. Недостаточная изученность исследуемой проблемы, скудные музейные коллекции, побудили автора к раскрытию ряда вопросов, касающихся выявлению самобытных черт и художественных особенностей женских ювелирных украшений караногайцев. В настоящей работе проведена классификация изделий по форме, способу ношения, рассматривается формирование орнаментальных мотивов. Результаты исследования помогут заполнить образовавшийся пробел в изучении ювелирного искусства Дагестана.

Ключевые слова: караногайцы, ювелирные украшения, серебро, орнамент, сердолик.

Kanokova F.Yu.

ORCID: 0000-0001-5360-3428, PhD in Arts,

Kabardino-Balkaria State University named after H.M. Berbekova

NOGAI GROUP OF WOMEN DECORATIONS IN THE JEWELERY OF DAGHESTAN

Abstract

The jewelry art of the Nogais living in the territory of modern Dagestan has local features, which served as a prerequisite for the allocation of women’s jewelry in a separate group. Insufficient study of the problem, meager museum collections, prompted the author to disclose a number of issues related to the identification of original features and artistic features of women’s jewelry of the Karanogais. In the present work a classification of products according to the form, method of wearing, classification of ornamental motifs is considered. The results of the research will help to fill the gap in the study of jewelry art in Dagestan.

Keywords: Karanogais, jewelry, silver, ornament, carnelian.

Последнее десятилетие ювелирное искусство народов, населяющих поликультурный Дагестан, привлекает пристальное внимание отечественных и зарубежных историков, этнографов и искусствоведов. Все чаще появляются научные работы, посвященные художественной обработке металла того или иного этноса, объектом исследований ученых становятся яркие и самобытные изделия, ювелирные центры, творчество народных мастеров.

При рассмотрении стилистики женских украшений отдельных групп, можно выявить аварскую, лакскую, кубачинскую и ногайскую группы. На сегодняшний день совершенно неизученным остается вопрос о самобытности и художественном качестве украшений последней, что является основной проблемой настоящего исследования. В статье, на основе общих и частных методов культурологического и искусствоведческого исследования, раскрыты многие аспекты исследуемой проблемы, а проведенная полевая экспедиция в Ногайский район Республики Дагестан, позволила всесторонне раскрыть изучаемую тему. Необходимость проведения экспедиции вызвана недостаточной изученностью рассматриваемого вопроса в обширной литературе и скудных музейных коллекций, а также тем, что большая часть ювелирных изделий, сохраняя преемственность поколений, бережно хранится в ногайских семьях.

Для более глубокого понимания исследуемой проблемы, необходимо провести небольшой исторический экскурс. Ногайский народ имеет богатую и насыщенную событиями историю. Ее «звездным часом» было существование Ногайской Орды в XV-XVII вв. на территории левобережного Поволжья, Южного Урала и Западного Казахстана. В первой трети XVII в. произошло постепенное ослабление и распад Орды, после чего основная масса ее населения мигрировала за пределы изначальной территории – главным образом, в Причерноморье и на Северный Кавказ [10, С. 99]. Часть ногайцев, откочевавшая в Моздокскую степь, положила начало группе северовосточных ногайцев, или караногайцев, которые сегодня расселены по территории Ногайского района Республики Дагестан.

Ногайцы, вплоть до начала XX в. вели кочевой образ жизни. В течение столетий, они прошли сквозь этапы, следующие друг за другом в общем процессе исторического развития всех номадических культур – это стадия кочевания, полукочевание и полуоседлость [8, С. 145]. Данные модели последовательно наложили свой отпечаток на становление художественных форм ювелирного искусства ногайцев.

Наиболее яркое отражение они нашли в орнаменте. Мотивы первой модели образованы из простых фигур и линий – это точка, полоса, волна, треугольник, сетка, крест, пунктир, шевроны, пояски ромбов, Г-образный меандр и т.д. Модификация этих элементов в более сложные фигуры наблюдается во второй модели – это узоры, образованные из криволинейных мотивов – S-образные фигуры, роговидные завитки, зигзаги, спирали, мотивы бегущей волны, круги, космогонические орнаменты. Третья модель охарактеризована появлением орнаментальных мотивов, связанных с растительным и животным миром, а также стилизованных изображений бытовых предметов. Композиции усложняются, появляются розетты, ромбы с рогообразными ответвлениями, круги с пальметтами.

Огромное влияние на формирование традиционного орнамента оказали и религиозные верования ногайцев. Несмотря на то, что господствующей религией ногайцев являлся Ислам суннитского толка, вплоть до конца XIX в. продолжали сохраняться отголоски и более древних, домусульманских религиозных представлений. Так, ногайцы считали, что мир создал творец – Кудай. Он сотворил небо, солнце, луну, землю [2, С. 12]. В комплексе верований ногайцев сохранились и следы культа языческих божеств. Это – божества плодородия, огня, воды и дождя [4, С. 147].

Специфическое исламское искусство нашло яркое отражение в различных видах ювелирного искусства. Изображения мусульманской атрибутики и символики, каллиграфия, изображения и сами предметы, относящиеся к сфере обрядности, повсеместно встречались в среде ногайцев. При этом в изображениях сохранялась четкая канонизация, ритуальная и обрядовая принадлежность.

Религиозное и художественное переосмысление письменности привело к тому, что степень овладения каллиграфией, стала своего рода критерием при определении уровня образованности, интеллектуальности и духовной красоты личности, а основными инструментами выражения исламского понимания прекрасного стали орнамент и текст, гармонично переплетающиеся и дополняющие друг друга.

Таким образом, традиционный орнамент, пройдя все модели развития, сочетая в себе различные религиозные предпочтения, окончательно сформировался к концу XIX  – началу ХХ вв.

Идентичный путь развития прошли и традиционные формы ювелирных изделий. Украшения караногайцев монументальны, их формы утрированно крупные. Самой массивной и основной деталью ювелирного комплекса является пояс. Он имеет древнее значение и связан с следующим поверьем – «ногайцы верили, что кроме людей, обитающих на земле, существуют люди, которые живут над землей и под землей. Поэтому люди, живущие на земле и находящиеся как бы посередине, носят пояса на талии» [4, С. 147].  Караногайки носили следующие типы поясов кусакъ:

Матерчатые пояса или кушаки.

Широкие металлические пряжки, застегивающиеся при помощи продеваемого в специальное отверстие металлического стержня, закрепленные на галунной ленте, полосе бархата или кожи.

Пластинчатые пояса, серебряные пластины которых имели с обратной стороны петли,  в которые продевался  узкий ремень из кожи [9, С. 201].

Следующим типом украшений крупных форм считались нагрудные застежки. Караногайки нашивали их на прямоугольный кусок плотной ткани или кожи. Застежки представляли собой 6-10 пар массивных пластин, имеющих с одной стороны полусферическое завершение, а с другой – полую петлю.  Пластины нашивались в ряд, нередко по два столбца с каждой стороны. Традиционно у караногаек бытовали следующие формы нагрудных застежек тюйме:

Дощатые пластинки тоьстюйме.

Пластинки, расширяющиеся к внешнему краю, имитирующие изображение головы козы козыбастюйме.

Квадратные или прямоугольные, вытянутые по вертикали пластины такъта тюйме с одной стороны имеющие петлю, изготовленную из цепочки, а с другой полый шарик, прикрепленный на цепочку, служащий пуговицей.

Тонкие, удлиненные пластинки черкес тюйме.

К украшениям малых форм можно отнести браслеты, кольца, серьги, обереги, височные подвески, которые, несмотря на небольшой размер, очень монументальны и достаточно массивны.

Браслеты бытовали в виде серебряных пластин, высотой до 9 см или полых трубочек с сомкнутыми и не сомкнутыми концами, концы браслетов имели следующие формы завершения:

– простое заоваленное;

– три фигуры пиковидной формы;

– полый шарик.

Браслеты, состоящие из различных фрагментов, таких как пластины, монеты, камни, подвески и т. д. фиксировались на руке при помощи специально изготовленной застежки или стержня.

Среди съемных украшений довольно популярными были серебряные кольца. У богатых имелись золотые кольца с дорогими камнями [5, с.186].  Иногда их носили на нескольких пальцах сразу. Кольца были гладкие, типа обручальных, с небольшими щитками, с камешками в оправе. Священной реликвией считались перстни из сердолика с гравировкой изречений из Корана.

На свадьбу невеста одевала свадебное кольцо «кьонгыравюзик» – звенящее кольцо, с крупным камнем (обычно это был сердолик или коралл) в круглых, овальных или прямоугольных кастах, обрамленных серебряными монетами или подвесками, которые издавали звон во время движения. Иногда внутрь такого кольца клали металлический шарик.

Помимо свадебных колец-бубенчиков бытовали серебряные праздничные звенящие кольца, имеющие полусферическое полое основание, в которое клали металлический шарик или маленький бубенчик. Сверху полусферы напаивали круглую пластину, на которой в технике гравировки помещали суры из Корана.

Изучая кольца, бытовавшие у караногайцев, С. Ш. Гаджиева отмечает: «Ногайки носили кольца, украшенные чернью, кольца без камней, с плоскими головками в виде печаток круглой, четырехугольной и овальной формы, покрытые разным орнаментом под чернь. На торжествах молодые женщины пользовались звенящими кольцами. Кольца носили все: дети, молодые девушки и женщины всех возрастов. По обычаю кольцо могли носить на любом пальце, кроме большого…» [3, С. 185].

Особое развитие в женских украшениях получили украшения для головы, хранящиеся в основном в частных коллекциях. Их составляли из разных монет, бисера, драгоценных камней, любимыми украшениями являлись бусы из кораллов маржан мойшакъ и бисера ынжы мойшакъ. Существовали шейные украшения из серебра, сердолика, монет и жетонов. Молодые и замужние женщины носят часто на лбу или под подбородком серебряные украшения, состоящие из серебряных цепочек и колечек, укрепленных концами к серьгам.

С ранних лет девочки носили на крыльях носа, или на носовой перегородке кольца алкъа или тогъа. Тогъа носили не только девочки, но иногда и мальчики, обрученные до рождения родителями [3, С. 185].

Из ушных украшений были распространенны серьги къулакъшык, которые можно подразделить на 4 типа:

Серьги, имеющие форму кольца. Верхняя их часть служила дужкой, а к нижней прикреплялась от одного до трех полых шарика. Шарики имели петли, которые продевались в другие колечки. Разновидностью этого типа серег являлись серьги, имеющие вместо шариков бусины, а вместо колечек – монеты.

Длинные подвески из колечек или цепочек. Верхняя часть служила дужкой, а к нижней припаивалась литая фигурка в виде птички къораз къулакъшык.

Серьги, основой которой служила толстая проволока в виде крючка, на который надевали полый шарик. Нижнюю часть проволоки оформляли в виде треугольника. Эта форма называлась буъкпе.

Литая и штампованная пластинка в форме полумесяца, к которой прикреплялись с помощью колечек четыре подвески из монет. Эти подвески украшались накладной филигранью, чернью, разноцветными драгоценными камнями.

Комплекс ювелирных украшений караногаек изобиловал всевозможными оберегами, которыми служили футлярчики, обтянутые тканью, а также стилизованные фигурки птичек, кисти руки, считавшиеся магическими средствами против болезней.  Подобные футлярчики, в которые клали суры из корана, были встречены в ходе полевых исследований, в частных коллекциях жительниц села Терекли-Мектеб Ногайского района Республики Дагестан Койлакаевой Асият  и Юсуповой Мадины [6, С. 45-47].

При проведении ритуалов свадебного цикла, одну из главных ролей играли ювелирные украшения. Одним из первых подарков, который преподносили родители невесты после обряда сватовства, был серебряный браслет. С того момента девушку можно было считать просватанной, также она продевала в ноздрю украшения в виде кольца, что было связано с символикой супружеской верности и обладает, согласно архаическим представлениям, способностью переводить человека в иное состояние.

Костюм невесты изобиловал всевозможными ювелирными украшениями, причем, у караногаек, украшения утрировано крупные, со строгим декором и вставками из сердолика, рубина и геометризированными черневыми элементами. Причина, достаточно крупных размеров объясняется тем, что во время свадебного шествия к жениху невесту сажали на лошадь, и ее украшения должны были быть видны остальным участникам, стоящим на земле [6, С. 47-49] .

При переходе девушки в статус супруги, затем, после рождения первенца, в статус матери и последующих переходах в статусы свекрови, бабушки и т.д. упрощался и изменялся набор украшений. Существовали и правила ограничения на ношение украшений, в течение сорока дней, в случае смерти близкого родственника.

Таким образом, в комплексе ювелирных изделий караногаек, входящем в ногайскую группу украшений Дагестана, выделены следующие особенности, характеризующие самобытность и художественные качества рассматриваемых изделий:

  • ансамбль, состоящий из одежды и ювелирных изделий, составляет цельный комплекс, придающий образу самобытную мелодику;
  • украшения выполняют функцию оберега;
  • набор ювелирных украшений усложняется или упрощается в зависимости от возраста женщины;
  • украшения отражают социальный статус и благосостояние владелицы;
  • форма, орнаментика, способы крепления имеют четкую классификацию, локализацию и ярко выраженный национальный стиль;
  • ногайские украшения имеют много общих стилистических черт с аналогичными изделиями тюркоязычных народов Средней Азии, Поволжья и Казахстана. Это сходство является не только следствием культурно-экономических связей, но и результатом их этнической близости;
  • самобытность ювелирных украшений ногайских женщин выражается в монументальности форм, целостности и архаичности декора.

Список литературы / References

  1. Акбердиева А. А. Ювелирное искусство ногайцев / А. А. Акбердиева // Ногайцы: XXI век: История. Язык. Культура. От истоков – к грядущему. Материалы Второй Международной научно-практической конференции. – Черкесск, 1213 октября 2016. – С. 473
  2. Алейников М. П. Поверья ногайцев Мансуровского селения / М. Н. Алейников // СМОМПК. – Тифлис, 1893. – Вып. – C. 12.
  3. Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в XIХ – начале ХХ в. / С. Ш. Гадиева. – М. : Наука, 1976. – С. 185.
  4. Гимбатова М. Б. Религиозные верования ногайцев / М. Б. Гимбатова // Ногайцы: XXI век: История. Язык. Культура. От истоков – к грядущему. Материалы Второй Международной научно-практической конференции. – Черкесск, 1213 октября 2016. С. 146
  5. Калмыков И. Х. Ногайцы. / И. Х. Калмыков, Р. Х. Керейтов, А. И.-М. Сикалиев. – Черкесск. – C. 186.
  6. Канокова Ф. Ю. Традиционные особенности художественной обработки металла у ногайцев / Ф. Ю. Канокова // Вопросы современной науки: коллект. науч. монография; [под ред. Н.Р. Красовской]. – М.: Изд. Интернаука, 2016. Т. 3. – С. 37-55.
  7. Керейтов Р. Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры: монография / Р. Х. Керейтов // Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований. – Ставрополь: Сервисшкола, 2009. – C. 136.
  8. Плетнева С. А. Кочевники средневековья / С. А. Плетнева. – М. : Наука, 1982. – C. 145.
  9. Студенецкая, Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа XIX-XX вв. / Е. Н. Студенецкая. – М., 1989. – С. 201.
  10. Трепавлов В. В. Ногайская Орда в истории России / В. В. Трепавлов // Ногайцы: XXI век: История. Язык. Культура. От истоков – к грядущему. Материалы Первой Международной научно-практической конференции. – Черкесск, 14-16 мая 2014. С. 99-104.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Akberdieva A. A. Juvelirnoe iskusstvo nogajcev [Jeweler’s Art of Nogais] / A. A. Akberdieva // Nogai: XXI century: History. Language. Culture. From the source – to the future. Materials of the Second International Scientific and Practical Conference. – Cherkessk, 12-13 October 2016. – P. 473-476. [in Russian]
  2. Alejnikov M. P. Pover’ja nogajcev Mansurovskogo selenija [Nogai Believers of Mansurovsky Settlement] / M. N. Alejnikov // SMOMPK. – Tiflis, 1893. – Vyp. XVII. – P. 12. [in Russian]
  3. Gadzhieva S. Sh. Material’naja kul’tura nogajcev v XIH – nachale HH v. [Material culture of the Nogai in the XIX – early XX century] / S. Sh. Gadieva. – M.: Nauka, 1976. – P. 185. [in Russian]
  4. Gimbatova M. B. Religioznye verovanija nogajcev [Religious beliefs of the Nogais] / M. B. Gimbatova // Nogai: XXI century: History. Language. Culture. From the source – to the future. Materials of the Second International Scientific and Practical Conference. – Cherkessk, 12-13 October 2016. P. 146-150. [in Russian]
  5. Kalmykov I. H. Nogajcy [Nogai] / I. H. Kalmykov, R. H. Kerejtov, A. I.-M. Sikaliev. – Cherkessk. 1988. – P. 186. [in Russian]
  6. Kanokova F. Ju. Tradicionnye osobennosti hudozhestvennoj obrabotki metalla u nogajcev [Traditional features of artistic metal processing in Nogai] / F. Ju. Kanokova // Issues of modern science: the collective. sci. monograph; edited by N.R. Krasovskoj. – M.: Izd. Internauka, 2016. V. 3. – P. 37-55. [in Russian]
  7. Kerejtov R. H. Nogajcy. Osobennosti jetnicheskoj istorii i bytovoj kul’tury: monografija [Nogai. Features of ethnic history and everyday culture: monograph] / R. H. Kerejtov // Karachaevo-Circassian Institute for Humanitarian Studies. – Stavropol’: Servisshkola, 2009. – P. 136. [in Russian]
  8. Pletneva S. A. Kochevniki srednevekov’ja [Nomads of Middle Ages] / S. A. Pletneva. – M.: Nauka, 1982. – P. 145. [in Russian]
  9. Studeneckaja E. N. Odezhda narodov Severnogo Kavkaza XIX-XX vv. [Clothing of Peoples of North Caucasus in XIX-XX Centuries] / E. N. Studeneckaja. – M., 1989. – P. 201. [in Russian]
  10. Trepavlov V. V. Nogajskaja Orda v istorii Rossii [Nogai Horde in the History of Russia] / V. V. Trepavlov // Nogai: XXI Century: History. Language. Culture. From the source – to the future. Materials of the First International Scientific and Practical Conference. – Cherkessk, 14-16 may 2014. P. 99-104. [in Russian]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.