КРЕАТИВНЫЕ НАЧАЛА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ»

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.97.7.082
Выпуск: № 7 (97), 2020
Опубликована:
2020/07/17
PDF

КРЕАТИВНЫЕ НАЧАЛА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ»

Научная статья

Изотов Е. В.*

Cанкт-Петербургская консерватория, Санкт-Петербург, Россия

* Корреспондирующий автор (Streglovy[at]mail.ru)

Аннотация

Реформирование высшего музыкального образования на основе компетентностного подхода предполагает создание рабочих программ, в которых стандартные и креативные разделы направлены на формирование необходимых предпосылок для воспитания музыканта-исполнителя. К стандартным относятся разделы преимущественно с количественными показателями учебных часов; к креативным – разделы, раскрывающие особенности авторского видения учебного процесса. Предлагаем разделы креативной направленности учебной программы «Фортепианный ансамбль», в которых находят выражение цели и задачи, аксиологический инструментарий, контактная работа и образовательные технологии.

Ключевые слова: рабочая программа, фортепианный ансамбль, креативные начала, аксиологический инструментарий, образовательные технологии, контактная работа, авторское видение.

CREATIVE PRINCIPLES OF PIANO ENSEMBLE EDUCATIONAL PROGRAM

Research article

Izotov E. V.*

St. Petersburg Conservatory, Saint-Petersburg, Russia

* Corresponding author (Streglovy[at]mail.ru)

Absrtact

Reforming higher musical education based on a competency-based approach involves the development of new training programs in which standard and creative sections are aimed at creating the necessary prerequisites for the education of musicians. The standard sections include mainly quantitative indicators of academic hours, and creative ones include sections that reveal the features of the author's vision of the educational process. The author offers the sections of the creative orientation of the Piano Ensemble curriculum, where the goals and objectives, axiological tools, contact work, and educational technologies are expressed.

Keywords: training program, piano ensemble, creative principles, axiological tools, educational technologies, contact work, author's vision.

Фортепианный ансамбль иногда называют союзом солистов. Однако союзом солистов можно назвать не всякий ансамблевый дуэт. Очевидно, что эстетические и профессиональные требования, предъявляемые к артистам, концертирующим в камерном ансамбле, должны быть в полном объеме выполнены исполнителями, музицирующими в фортепианном дуэте [1, с. 298-299]. Любая совместная игра есть игра ансамблевая, но здесь есть своя специфика.  Не имеют значения ни количество технических трудностей, ни яркость или, напротив, бледность музыкального материала. Только регулярное чередование функции сопровождения и функции тематической инициативы делает партию пианиста ансамблевой [2, с. 8-10]. Общие требования в обоих случаях одни и те же: необходимость полного творческого контакта, вырабатываемого партнерами в репетиционном процессе [3]; завоеванная совместно общность проникновения в образный мир исполняемого сочинения; выстроенность формы и единое чувство времени, то есть темпоритмическая согласованность. При этом утверждать, что фортепианно-ансамблевое исполнительство непременно тяготеет к концертно-симфоническому жанру, нельзя; на сегодня это далеко не всегда так. Как известно, во многих симфонических произведениях встречаются фрагменты, которые по образному содержанию и драматургическому предназначению можно отнести к музыке камерной. И, напротив, существует много камерных произведений с прозрачной фактурой, развитие музыки в которых вполне можно назвать симфоническим. Нет смысла характеризовать специфику фортепианного ансамбля, основываясь на исключительно жанровой направленности созданных для него сочинений. Стоит учитывать и психологию артистов – участников фортепианного дуэта.

Положение пианиста в фортепианном ансамбле сложное. С одной стороны, в единое целое соединяются два инструмента-оркестра», а с другой – эти два оркестральных инструмента – однотембровые. Поэтому участник дуэта слышит не два рояля, а как бы один большой рояль; у исполнителя возникает потребность вести себя за инструментом привычно, «по-сольному», то есть артистически свободно. Эта «свобода вдвоем» – прерогатива ансамбля. Особняком стоит проблема педали: участники фортепианного коллектива должны слышать произведение в целом, так что одному из партнеров приходится педализировать, «наступая на горло собственной песне», то есть не так, как он это делал бы при игре соло. В процессе обучения решению всех перечисленных проблем помогает педагог [1].

Репертуар для выступлений на академических концертах составляют оригинальные сочинения для двух фортепиано, а также оригинальные сочинения для одного фортепиано в четыре руки (как известно, в мультиклавирной литературе встречаются различные варианты количества инструментов, исполнителей, а также партий-рук на одном инструменте). Трудности изучения произведений, написанных для этого состава, весьма специфичны. Они связаны с распределением музыкального материала в партиях согласно регистрам фортепиано. Чтобы достичь необходимого звукового баланса, нужны и исполнительски (со стороны ученика) и методически (со стороны педагога) серьезные усилия. Требуется особое управление педалью, при котором все элементы фактуры становятся доступны слуху, а голоса, исполняемые единовременно разными штрихами, образуют единую логическую линию; тем самым требуется особая «выверенность» артикуляции.

В классе фортепианного ансамбля принято уделять внимание умению студентов обращаться с нотным текстом, в частности, оценивать достаточность навыков чтения с листа. Способность «схватывать» сразу характер и движение в незнакомой музыке, умение мгновенно перенести визуальное в слуховое и тут же воспроизвести на инструменте то, что слышишь в уме, иметь возможность предвосхитить. Задача педагога – научить ученика отличать процесс чтения нотного текста от «быстрого разбора». Молодой музыкант должен обладать «музыкантской начитанностью» и развитым слухом. Читать с листа для двух исполнителей в четыре руки – задача более сложная, чем для одного солиста. Но, думается, польза от таких занятий очень существенна: у студентов вырабатывается привычка к мобилизации внимания и чрезвычайно оттачивается чувство времени [4].

Современное реформирование высшего музыкального образования предполагает формирование рабочих программ, в которых находит своё выражение креативное отношение составителя к учебной дисциплине. При этом формат рабочей программы составляет как стандартные, так и креативные начала. К первым относятся разделы, посвящённые преимущественно с количественными показателями учебных часов; ко второму – разделы креативной направленности, раскрывающие особенности авторского видения работы со студентами. Цели и задачи рабочей программы, её аксиологический инструментарий, используемые образовательные технологии становятся определяющими началами в воспитании музыканта-исполнителя. Предлагаем характеристику креативных начал рабочей программы «Фортепианный ансамбль».

Целью курса является формирование всесторонне развитого музыканта на основе исполнительского овладения им сочинениями фортепианного ансамбля, воспитания навыков ансамблевой игры и пропаганды лучших образцов композиторского творчества. Соответственно вышеизложенным особенностям и задачам дуэтного исполнительства на фортепиано, современное реформирование высшего музыкального образования предполагает формирование рабочих программ, в которых ставятся задачи формирования навыков по созданию единого художественного замысла, воплощения его в процессе совместного исполнения; тождественности исполнения всех элементов музыкальной ткани, агогики, педализации, звукоизвлечения; навыков чтения с листа, самостоятельного изучения сочинений музыкальной литературы и концертной пропаганды фортепианного ансамбля [5].

Определение степени сформированности компетенций проводится в ходе промежуточной аттестации (экзамена) с учетом трех этапов (уровней) владения (формирования) компетенций (порогового, продвинутого и высокого). По результатам экзамена студенты получают оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Для придания действенности контролю и коллективному обсуждению результатов исполнения программы (сочинения) оценочные суждения должны оперировать теоретически обоснованными критериями оценки.

Оценка, как аксиологический инструмент коллективного обсуждения, призвана повышать эффективность педагогических усилий по следующим направлениям [7]:

  • гармонизация процесса воспитания исполнительских, творческих и личностных качеств студентов;
  • формирование адекватного представления студента о своих исполнительских возможностях и должном уровне исполнительского мастерства.
  • обучение студентов приемам самоконтроля и самооценки для формирования навыков саморазвития и самовоспитания;

Исполнение студентом-пианистом произведения (программы), рекомендуется учитывать как основной, так и корректирующий виды оценочного акта.

Основной вид включает в себя показатели, отражающие сущностные характеристики исполнительской интерпретации музыкального произведения, формирующие его звуковой образ,  и проводится на основе следующих критериев:

  • глубина и оригинальность интерпретационного замысла;
  • целостность исполнительского воплощения музыкальной формы в композиционных и процессуальных аспектах;
  • понимание закономерностей композиторского языка, жанровых и стилевых особенностей произведения, адекватность прочтения музыкального текста;
  • степень владения комплексом выразительных средств – темпоритмом, артикуляцией, динамикой, тембровой красочностью, педализацией.

Корректирующий вид составляют показатели, свидетельствующие о тенденциях профессионального роста студента. Результаты исполнения студентом произведения (программы) сравниваются с прошлыми его достижениями, и тем самым устанавливается динамика формирования навыков исполнительского мастерства.

В данном виде оценочного акта можно выделить следующие критерии:

  • соответствие программы выступления программным требованиям;
  • степень проявления индивидуальной одаренности (чувства ритма, памяти, тембрового слуха, интеллектуальных и волевых качеств, владение музыкальной формой);
  • степень проявления артистических способностей, художественного темперамента, художественного вкуса;
  • тенденции развития профессиональных качеств студента в целом.

Оценка, включающая в себя основные и корректирующие критерии, позволяет многосторонне оценить результаты учебной деятельности и стимулировать одновременно позитивные тенденции профессионального роста студента. Анализ по основному виду оценочного акта направлен на установление эстетической значимости интерпретационного замысла и совершенства его исполнительского воплощения; по корректирующему виду оценочного акта направлен на выявление причин, оказывающие влияние на качество исполнения.

Оценка «отлично»:

Основные критерии:

  • глубокая, но вместе с тем оригинальная интерпретация на основе авторского музыкального текста;
  • целостное воплощение музыкальной формы;
  • свободное владение комплексом выразительных средств;
  • ансамблевая синхронность исполнения, артикуляционная и стилевая органичность партии фортепианной партии партиям участников камерного ансамбля.

Корректирующие критерии:

  • полное соответствие программы выступления программным требованиям;
  • высокая степень проявления индивидуальной одаренности (чувства ритма, памяти, тембрового слуха, интеллектуальных и волевых качеств, владение музыкальной формой);
  • высокая степень владения инструментом, ярко выраженная позитивная динамика и равномерность развития различных видов техники;
  • ярко выраженные позитивные тенденции развития профессиональных качеств студента в целом.

Оценка «хорошо»:

Основные критерии:

  • осмысленная, с признаками оригинальной исполнительской интерпретации на основе авторского музыкального текста;
  • целостный характер исполнительского воплощения музыкальной формы;
  • достаточно свободное владение комплексом выразительных средств;
  • достаточно высокий уровень ансамблевой синхронности исполнения, артикуляционного и стилевого соответствия партии фортепиано партиям других участников камерного ансамбля.

Корректирующие критерии:

  • программа выступления обнаруживает некоторые отступления от программных требований, не нарушающие в целом их стилевую, жанровую направленность и общий объем;
  • достаточный уровень проявления индивидуальной одаренности (чувства ритма, памяти, тембрового слуха, владение музыкальной формой);
  • достаточно высокий уровень проявления артистических способностей, художественного темперамента, художественного вкуса, интеллектуальных и волевых качеств.
  • позитивная динамика и равномерность развития профессиональных качеств студента.

Оценка «удовлетворительно»:

Основные критерии:

  • интерпретация на основе авторского музыкального текста, демонстрирующая в целом верное понимание закономерностей музыкального языка, стилевых и жанровых особенностей сочинения (программы);
  • достаточно целостное воплощение музыкальной формы;
  • средний уровень владение комплексом выразительных средств;
  • средний уровень ансамблевой синхронности, обнаруживающий некоторые недостатки, не нарушающие артикуляционное и стилевое единство фортепианной партии партиям других участников камерного ансамбля.

Корректирующие критерии:

  • недостаточно полное соответствие программы выступления кафедральным требованиям, грубо не нарушающее стилевую, жанровую направленность программы и ее общий объем;
  • среднее проявление индивидуальной одаренности (чувства ритма, памяти, тембрового слуха, интеллектуальных и волевых качеств, владение музыкальной формой);
  • средняя степень свободы владения инструментом;
  • имеются отдельные признаки позитивной динамики развития профессиональных качеств студента.

Оценка «неудовлетворительно»:

Основные критерии:

  • исполнительская интерпретация, грубо искажающая авторский музыкальный текст;
  • отсутствие признаков целостности при воплощении музыкальной формы;
  • недостаточный уровень владение комплексом выразительных средств;
  • низкий уровень ансамблевой синхронности исполнения, артикуляционного и стилевого соответствия партии фортепиано партиям других участников камерного ансамбля.

Корректирующие критерии:

  • грубое несоответствие выступления программным требованиям;
  • слабое проявление индивидуальной одаренности, артистических способностей, художественного темперамента, художественного вкуса, интеллектуальных и волевых качеств;
  • недостаточный уровень владения музыкальным инструментом;
  • отсутствие позитивных признаков профессионального роста.

В соответствии с требованиями федерального государственного обра­зовательного стандарта высшего образования предусматривает использование в учебном процессе инновационных и традиционных форм проведения контактной работы. Для достижения запланированных результатов обучения и формиро­вания компетенций реализация дисциплины «Фортепианный ансамбль» предполагает сочетание различных видов учебной работы, методов и форм активизации познавательной деятельности.

Образовательные технологии базируются на динамически развивающемся взаимодействии традиционных и современных инновационных методов и приёмах воспитания профессионализма [9]. В контексте традиционной контактной формы работы предполагается доминирование предметно-ориентированных педагогических приёмов, которые формируют многоуровневую структуру знаний, умений и навыков. В тесной корреляции с традиционными образовательными технологиями выступают интерактивные методы обучения, базирующиеся на многосторонней учебной коммуникации преподавателя и студента. Выстраиваемая в данном случае образовательная модель базируется на посылах осмысления опыта студентов, привлечения индивидуальных форм проведения занятий, включения в систематизацию учебной дисциплины мнений, суждений и оценок студентов.

Для достижения запланированных результатов обучения и формиро­вания компетенций реализация дисциплины «Фортепианный ансамбль» предполагает сочетание различных видов учебной работы, методов и форм активизации познавательной деятельности [8]. Образовательные технологии базируются на динамически развивающемся взаимодействии традиционных и современных инновационных методов и приёмах воспитания профессионализма.

В контексте традиционной контактной формы работы предполагается доминирование предметно-ориентированных педагогических приёмов. Вместе с ними интерактивные методы обучения, базирующиеся на многосторонней учебной коммуникации преподавателя и студента, формируют многоуровневую структуру знаний, умений и навыков. Такая обогащенная образовательная модель вбирает в себя ряд мнений, суждений и оценок, осмысление опыта сокурсников, индивидуальные формы проведения занятий студентами.

Реализация активных и интерактивных образовательных технологий в курсе фортепианного ансамбля [9] может проходить по нескольким направлениям внеаудиторных занятий. Среди них:

- прослушивания и обсуждения артефактов исполнительства фортепианного ансамбля;

- прослушивания и обсуждения аудиовидеозаписей артефактов исполнительства фортепианного ансамбля;

- прослушивание аудио- и видеозаписей с последующим обсуждением артефактов и современных версий выступлений фортепианных ансамблей;

- изучение и обсуждение методической литературы…

- обобщение ведущих тенденций фортепианного камерно-ансамблевого исполнительства [10].

Итак, креативными составляющими рабочей программы являются разделы, в которых формулируются цели и задачи учебного процесса, образовательные технологии, фонд оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации работы студентов. Структурированные таким образом креативные начала рабочей программы создают необходимые предпосылки для гармонически сбалансированного развития музыканта-исполнителя.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Воронина, Т. О камерном музицировании и становлении исполнителя // О мастерстве ансамблиста: сб. статей / Т. Воронина. - Л.: ЛОЛГК, 1986. – С. 5 -21.
  2. Готлиб, А. Д. Основы ансамблевой техники: учебное пособие / А. Д. Готлиб. М., 2009. – С. 94.
  3. Раздецкая, Е.А. Специфика процесса музыкальной коммуникации на занятиях по дисциплине «Камерный ансамбль» // Е.А. Раздецкая. - [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-protsessa-muzykalnoy-kommunikatsii-na-zanyatiyah-po-distsipline-kamernyy-ansambl (28.05.2020).
  4. Камаева, Т., Камаева, А. Чтение с листа на уроках фортепиано / Т. Камаева. Игровой курс. – М.: Классика – XXI, 2017. – 100 с.
  5. Шадт, К. В. Теоретико-методические аспекты преподавания дисциплины «Фортепианный ансамбль» в системе современного музыкального образования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / К.В. Шадт. – СПб, 2012. – 26 с.
  6. Дятлов, Д. А. Исполнительская интерпретации фортепианной музыки: теории и практика / Д.А. Дятлов. – Автореф. дис. доктор искусствоведения: 17.00.02- Ростов-на-Дону, 2015. – [Электронный ресурс] URL: http://cheloveknauka.com/ispolnitelskaya-interpretatsiya-fortepiannoy-muzyki (дата обращения: 28.05.2020).
  7. Гаврилова, А.О. Аксиологический подход в развитии творческих способностей современного подростка / А.О. Гаврилова. - [Электронный ресурс] URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/700196 (дата обращения: 28.05.2020).
  8. Мартынова, О. В. Жанровые особенности разных видов фортепианных ансамблей / О.В. Мартынова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. – № – С. 58-64.
  9. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: Сб. научных трудов. / В.И Загвязинский. – Тюмень, 1990. - С. 54 - 63.
  10. Сафонова, Л.Ю. Методы интерактивного обучения // Л.Ю. Сафонова. – Великие Луки, 2015. – 86 с

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Voronina, T. O kamernom muzitsirovanii i stanovlenii ispolnitelya [On chamber music practicing and becoming a musician] // O masterstve ansamblista: sb. statey [About ensemble mastery: collection of articles] / T. Voronin. – L.: LOLGK, 1986. – P. 5 -21. [in Russian]
  2. Gottlieb, A. D. Osnovy ansamblevoy tekhniki: uchebnoye posobiye [Fundamentals of ensemble technology: a training manual] / A. D. Gottlieb. M., 2009. – P. 94. [in Russian]
  3. Razdetskaya, E.A. Spetsifika protsessa muzykal'noy kommunikatsii na zanyatiyakh po distsipline «Kamernyy ansambl'» [Specifics of musical communication process in the Chamber Ensemble class // E.A. Razdetskaya. – [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-protsessa-muzykalnoy-kommunikatsii-na-zanyatiyah-po-distsipline-kamernyy-ansambl (05.28.2020). [in Russian]
  4. Kamaeva, T., Kamaeva, A. Chteniye s lista na urokakh fortepiano [Reading from a sheet of paper at piano lessons] / T. Kamaeva. Game course. – M.: Classic – XXI, 2017. – 100 p. [in Russian]
  5. Shadt, K. V. Teoretiko-metodicheskiye aspekty prepodavaniya distsipliny «Fortepiannyy ansambl'» v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya [Theoretical and methodological aspects of teaching the Piano Ensemble discipline in the system of modern music education]: Thesis of PhD in Pedagogy: 13.00.02 / K.V. Schadt. – St. Petersburg, 2012. – 26 p. [in Russian]
  6. Dyatlov, D. A. Ispolnitel'skaya interpretatsii fortepiannoy muzyki: teorii i praktika [Performing interpretations of piano music: theory and practice] / D.A. Woodpeckers. – Abstract of PhD in Arts: 17.00.02 – Rostov-on-Don, 2015. – [Electronic resource] URL: http://cheloveknauka.com/ispolnitelskaya-interpretatsiya-fortepiannoy-muzyki (Accessed: 05.28.2020). [in Russian]
  7. Gavrilova, A.O. Aksiologicheskiy podkhod v razvitii tvorcheskikh sposobnostey sovremennogo podrostka [Axiological approach in development of creative abilities of modern teenager] / A.O. Gavrilova. – [Electronic resource] URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/700196 (Accessed: 05/28/2020). [in Russian]
  8. Martynova O.V. Zhanrovyye osobennosti raznykh vidov fortepiannykh ansambley / O.V. Martynova [Genre features of different types of piano ensembles] / O.V. Martynova // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova [Bulletin of KSU named after N.A. Nekrasov]. – 2010. - No. 2. – P. 58-64. [in Russian]
  9. Zagvyazinsky, V.I. Innovatsionnyye protsessy v obrazovanii i pedagogicheskaya nauka [Innovative processes in education and pedagogical science] // Innovatsionnyye protsessy v obrazovanii: Sb. nauchnykh trudov [Innovative processes in education: Sat. scientific works]. / V.I. Zagvyazinsky. – Tyumen, 1990. – P. 54 – 63. [in Russian]
  10. Safonova, L.Yu. Metody interaktivnogo obucheniya [Interactive learning methods] // L.Yu. Safonova. – Great Luke, 2015. – 86 p. [in Russian]