ДИЗАЙН МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ «ДЖАЗ НАД ДОНОМ»

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.90.12.053
Выпуск: № 12 (90), 2019
Опубликована:
2019/12/18
PDF

ДИЗАЙН МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ «ДЖАЗ НАД ДОНОМ»

Научная статья

Аббасов И.Б.1, *, Соколова Е.В.2

1 ORCID: 0000-0003-4805-8714;

1, 2 Южный федеральный университет, Инженерно-технологическая академия, Таганрог, Россия

* Корреспондирующий автор (iftikhar_abbasov[at]mail.ru)

Аннотация

Целью данного исследования является создание дизайн-концепции фестивального пространства джазовой музыки «Джаз над Доном (Jazz over Don)». Объектом исследования является формирование визуального оформления фестивального пространства джазовой музыки. Предметом исследования является рекламно-графическое обеспечение фестиваля джазовой музыки. Для выполнения поставленной задачи была анализирована история развития джазовой музыки и джазовых фестивалей, определены особенности организации и оформления пространства музыкального фестиваля, разработана дизайн-концепция фестиваля джазовой музыки.  Научной гипотезой является то, что фестивальное пространство с использованием современного графического обеспечения будет способствовать продвижению и популяризации джазовой музыки. В работе при подборке информации были использованы методы сравнения, описания, анализа научной литературы, при разработке дизайн-концепции был использован сценарный метод оформления пространства фестиваля. Особенностью дизайн-концепции является применение арт-терапии средствами изобразительного искусства. Создание визуального образа джазовой музыки позволит людям выразить свои эмоции через творчество и искусство. Дизайн-концепция музыкального джаз-фестиваля может быть реализована для укрепления творческих контактов между аудиторией различного возраста, разных культур и окажет поддержку в развитии эстетического восприятия живой музыки через арт-терапию.

Ключевые слова: дизайн-концепция, фестиваль, музыка, джаз, история джаза, стили джазовой музыки, джазовые фестивали, графическое сопровождение, фирменный графический знак, плакат, фестивальное пространство.

DESIGN OF MUSIC FESTIVAL JAZZ OVER DON

Research article

Abbasov I.B.1, *, Sokolova E.V.2

1 ORCID: 0000-0003-4805-8714;

1, 2 South Federal University, Engineering and Technology Academy, Taganrog, Russia

* Corresponding author (iftikhar_abbasov[at]mail.ru)

Abstract

The goal of this study is to develop the design concept of the festival space for jazz music “Jazz over Don." The object of research is the formation of the visual design of the festival space of jazz music. The subject of the study is advertising and graphic support of the jazz music festival. The history of jazz music development and jazz festivals were analyzed, the features of the organization and design of the space of the music festival were determined, as well as the design concept of the jazz music festival to cope with this task. The scientific hypothesis is as follows: the festival space with the use of modern graphic software will contribute to the promotion and popularization of jazz music. During the selection of information, the methods of comparison, description, analysis of scientific literature were used, while developing the design concept, the scenario method of designing the festival space was used as well. the feature of the design concept is the use of art therapy by means of fine art. Creating a visual image of jazz music will allow people to express their emotions through creativity and art. The design concept of a music jazz festival can be implemented to strengthen creative contacts between an audience of different ages, different cultures and will support the development of an aesthetic perception of live music through art therapy.

Keywords: design concept, festival, music, jazz, history of jazz, styles of jazz music, jazz festivals, graphic accompaniment, a corporate graphic sign, poster, festival space.

Введение

Джазовая музыка появилась в конце XIX начале XX веков на юге США. Она содержит в себе африканские ритмы, фольклор и европейскую музыкальную гармонию [1]. В джазе есть много различных направлений, что позволяет каждому слушателю найти композиции по своему индивидуальному музыкальному вкусу. На сегодняшний день джазовые фестивали приобрели особую популярность поскольку, в век высоких технологий люди стали меньше общаться и видеться вживую. Нехватка реального общения стала причиной повышения социальной необходимости в проведении культурно-массовых мероприятий такого вида [2]. Проведение джазовых фестивалей в разных городах и странах формирует интернациональное джазовое сообщество, которое вбирает в себя представителей из всех этносов мира [3].

Внимание к фестивалю джазовой музыки можно организовать средствами визуального воздействия. Выразительный и запоминающийся дизайн мероприятия формирует у посетителей первое и решающее впечатление о нем. В качестве новизны в рамках разрабатываемого джазового фестиваля «Джаз над Доном» предлагается использование методов арт-терапии средствами изобразительного искусства, когда гости фестиваля могут выразить свои эмоции посредством рисования под музыку. Дальше для выявления особенностей музыкальных фестивалей данного жанра, мы рассмотрим некоторые хронологические этапы становления джаза, возникновения стилей и проведения джазовых фестивалей.

Джаз – как музыкальное явление, джазовые фестивали

Джаз – направление в музыке, которое образовалось благодаря взаимовлиянию музыкальных культур Африки и Европы [4]. Характерными чертами, присущими африканской музыке, являются сложная ритмика в композиционном рисунке песен, сопровождаемая обрядовыми танцами. На основе африканской музыки в конце XIX века сложился музыкальный жанр – регтайм. Его ритмика в сочетании с элементами блюза создали новое и оригинальное музыкальное направление - джаз. Джаз сформировал собственный и узнаваемый стиль и породил собственную моду на атрибутику. На каждом этапе развития этот музыкальный жанр претерпевал преобразования и изменения под влиянием различных течений, исторических событий и модных тенденций того времени.

В СССР джаз зародился 1920-е годы, приобрел широкую популярность в 1930-е годы. В дальнейшем в конце 1940-х годов джазовая музыка была запрещена, а музыканты подвергались гонениям. С наступлением «оттепели» в 1950-е и 1960-е годы в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема. В 1970-е и 1980-е годы были популярны джазовые коллективы: «Гая» (Азербайджан), «Орэра» (Грузия), «Государственный эстрадный оркестр Армении» под управлением К. Орбеляна, «Современник» под управлением А. Кролла. В настоящее время в России проводятся большое количество джазовых фестивалей, например, «Усадьба Джаз», «Триумф Джаза» и «Джаз в саду Эрмитаж» и др.

Дизайн графического сопровождения джазового фестиваля должен передавать через визуальные образы особый характер данного музыкального направления, а также основную концепцию мероприятия [5], [6]. В связи с этим был проведен анализ фирменных графических знаков и плакатов известных отечественных и зарубежных джазовых фестивалей с целью выявления основных особенностей графического сопровождения, присущих именно джазовому фестивалю. На рис.1. представлены фирменные графические знаки известных джазовых фестивалей мира.

На основе анализа были выявлены следующие особенности графического сопровождения джазового фестиваля: использование рубленых шрифтов, стилизованных образов музыкальных инструментов, фигур музыкантов, применение современных графических дизайн-трендов, динамические композиции в графических изображениях, стремление выразить особенности музыкального направления через визуальные образы.

 

20-12-2019 13-55-12

Рис. 1 – Фирменные графические знаки известных джазовых фестивалей

 

Графическое сопровождение джазового фестиваля используется в наружной рекламе, афишах и на официальных сайтах фестивалей [6]. Для того, чтобы привлечь внимание будущих гостей фестиваля необходимо, чтобы дизайн учитывал современные тенденции. Джазовая культура хоть и диктует применение определенных символов и знаков для визуализации, но модные стили позволяют сделать их ещё красочнее и запоминающимися для современных поклонников джаза.

Фестивальные пространства джазовой музыки

Фестивали джазовой музыки различаются на два типа по месту проведения: открытая площадка (парки, сады, поляны и др.) и закрытая (концертные залы, клубы и др.) [7]. Соответственно, по-разному происходит и оформление самого фестивального пространства. Если это открытая площадка, то дизайнеру необходимо разработать концепцию фестивального пространства на основе сценического комплекса из сборно-разборных металлических конструкций и применять графическое сопровождение на информационных носителях - баннерах, ролл-апах, экранах. Если же это закрытое помещение в виде концертного зала, клуба, стадиона или иного формата дизайнеры воплощают свои творческие идеи и задумки, опираясь на готовую конструкцию пространства, выбранного здания, помещений [8].

В качестве примеров джазового фестиваля на открытой площадке можно указать российские: «Петроджаз» (Санкт-Петербург), «Дикая мята» (Тульская область), «Джаз над Волгой» (Ярославль), и международные: «Montreux Jazz Festival» (Швейцария), «New Orleans Jazz and Heritage Festival» (США, Луизиана), «Love Supreme Jazz Festival» (Великобритания), «Jazz in Marciac» (Франция). Джазовые фестивали, которые проводятся в закрытом помещении (джаз-клубы, концертные залы) - «Джазовый фестиваль во Владивостоке» (Владивосток), «North Sea jazz festival» (Нидерланды) и др. Некоторые фестивали, проводятся и в открытых, и в закрытых помещениях, примером может послужить джазовый фестиваль «Montreux Jazz Festival» (Швейцария), «Love Supreme Jazz Festival» (Великобритания).

Оформление фестивального пространства влияет на восприятие окружающими его целостного образа. Чтобы фестиваль привлекал внимание необходимо оригинальное оформление пространства джазового фестиваля и его сцены. Наружная реклама является как средством оформления, так и организации пространства, продвигая товары или торговые марки. Если на мероприятии ведется съемка, то рекламные баннеры помогут визуально разграничить пространство, выделив боковые и фронтальный экраны. На праздниках и фестивалях зачастую бывает несколько концертных площадок. Выделение их при помощи баннеров поможет разграничить пространство и привлечь внимание гостей мероприятия к самым важным областям. Используя разнообразное освещение можно добиться впечатляющих эффектов, заставляя изображения светиться и создавать на сцене необычную, завораживающую атмосферу.

Также для оформления праздников используются тантамарески (стенд для фотографирования), так как они привлекают к себе внимание большого количества людей, среди которых будут, как взрослые, так и дети. Чтобы посетителям было интересно присутствовать на фестивале необходимо также наполнить пространство оригинальными арт-объектами, экспозиционными рядами. Арт-объекты берут за основу различные виды искусств - скульптуру, живописные произведения, предметы прикладного творчества и промышленного дизайна. Одним из примеров современного арт-объекта является инсталляция [7], [8], она представляет собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое. Кинетическая скульптура – особый вид изобразительного искусства, зародившийся в 20-30 годах ХХ века. Объекты представляют собой тщательно сконструированные движущиеся устройства, в основе которых - пружинный механизм или первоначальный импульс. Размеренный ритм цикличного движения гармоничного арт-объекта неизменно привлекает внимание зрителей больше, чем статичный предмет.

Дизайн-концепция джазового фестиваля «Джаз над Доном» («Jazz over Don»)

Появление новой площадки для проведения футбольных матчей и сформированная парковая зона вокруг стадиона «Ростов Арена» г. Ростова-на-Дону может позволить привлечь большое количество людей на культурно-массовое мероприятие – джазовый фестиваль. Ранее в городе Ростове-на-Дону отсутствовало место для проведения грандиозных музыкальных конкурсов и фестивалей, поэтому появление нового стадиона «Ростов-Арена» дало возможность разработать дизайн-концепцию фестиваля джазовой музыки.

Джаз в донской столице имеет давнюю историю, в 1990 году на базе Ростовского колледжа искусств появился конкурс молодых исполнителей «Мир джаза» благодаря деятельности первопроходца советского джазового образования Кима Назаретова. Его именем названы в городе Ростове-на-Дону городской джазовый центр и детская джазовая школа. Именно благодаря ему в городе Ростов-на-Дону сложились традиции проведения джазовых концертов. В качестве названия предполагаемого джазового фестиваля было выбрано «Джаз над Доном», так как к основным достопримечательностям города Ростова-На-Дону относится река Дон.

В данной работе предлагается концепция джазового фестиваля «Джаз над Доном», отличительная идея фестиваля состоит в том, что, применяя методы арт-терапии средствами изобразительного искусства, предлагать гостям окунуться в удивительный мир джаза, и попробовать рисовать под музыку неоновыми красками. В вечернее время рисунки начнут светиться, арт-терапия средствами изобразительного искусства поможет человеку выплеснуть скрытые, зажатые эмоции [9], [10]. Данный метод используется в педагогике [11], в виде музыкотерапии совместно с изотерапией (рисуночной терапией). Во время проведения уроков изобразительного искусства под джазовую музыку дети выражали свои эмоции посредством красок, в итоге получались ритмичные и абстрактные композиции, состоящие из линий и пятен. Прослушивая живую джазовую музыку, гости смогут найти гармонию и душевное равновесие. К тому же, рисование под музыку очень увлекательно и весело, будет пользоваться популярностью не только среди взрослых. Рисование будет происходить на мобильных моделях, на объемных треугольных призматических стендах. В дальнейшем эти фигуры станут уникальными арт-объектами [12].

Разработка элементов графического обеспечения фестивального пространства

Поиск формы, стиля графического знака осуществлялся через буквенные композиции, образы музыкальных инструментов, фигур людей, геометрических фигур. Основные выразительные средства – это геометрия, контраст и градиентная заливка. На рис.2 представлены некоторые поисковые варианты графического знака джазового фестиваля, на рис.3 – итоговый вариант [12], [13].

 

20-12-2019 13-55-32

Рис. 2 – Поисковые эскизы графического знака джазового фестиваля «Джаз над Доном» («Jazz over Don»)

20-12-2019 13-55-42

Рис. 3 – Итоговый вариант фирменного графического знака джазового фестиваля

 

При разработке оригинал-макетов графического обеспечения фестивального пространства был использован шрифт для статусной строки графического знака Bauhaus 93, для информационного блока – рубленый шрифт без засечек Century Gothic. На рис.4 представлены графические композиции для разработки оригинал-макетов, на рис.5 приведены плакаты джазового фестиваля «Джаз над Доном» («Jazz over Don») [14], [15].

 

20-12-2019 14-11-43

Рис. 4 – Живописные графические композиции для создания оригинал-макетов

20-12-2019 14-15-04

Рис. 5 – Плакаты джазового фестиваля «Джаз над Доном» («Jazz over Don»)

 

Был создан сценографический план пространства фестиваля в виде карты местности, на которой расположены выставочные зоны, малые сценические комплексы и большая сцена, треугольные призмы для арт-терапевтического рисования под музыку, зоны для лекций по истории джазовой музыки и выдающихся джазовых музыкантов. На рис.6 показана план-схема джазового фестиваля на стадионе «Ростов-Арена», на рис.7 эскизы сцены для выступлений джазовых групп [7], [8]. На рис.8 представлен пример графического оформления фестивального пространства джазовой музыки [14].

 

20-12-2019 14-15-16

Рис. 6 – План-схема джазового фестиваля на стадионе «Ростов-Арена»

 20-12-2019 14-15-25

Рис. 7 – Эскизы сцены джазового фестиваля

20-12-2019 14-15-45

Рис. 8 – Графическое оформление пространства джазового фестиваля

  Заключение

В результате проведенного исследования, на основе анализа истории развития джаза и визуального фирменного стиля джазовых концертов, были выявлены закономерности создания собственного графического стиля. В оформлении фестиваля «Джаз над Доном» («Jazz over Don»), а также дизайна сценического пространств были использованы средства визуальных коммуникаций. Произведен подбор современных материалов при проектировании объектов дизайна, что будет способствовать успешному проведению данного мероприятия. Дизайн-концепция музыкального джазового фестиваля разработана с учетом сохранения донских джазовых традиций, их развития и передачи будущим поколениям. Фестиваль «Джаз над Доном» («Jazz over Don») станет одной из самых ярких достопримечательностей южной столицы для российских и иностранных туристов. 

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Коллиер Дж.Л. Становление джаза. Популярный исторический очерк. Перевод с английского, под ред. Попова Н.Н. /Коллиер Дж.Л./ – М.: Радуга. – 1984. – 528 с.
  2. Боголюбова Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен /Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В./ - СПб.: СПбКО, 2009. – 415 с.
  3. Меньшиков A.M. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.01 / РАТИ (ГИТИС). /Меньшиков A.M./ - М.: 2004. – 206 с.
  4. Тиханов В. «Путешествие в мир джаза длиною в жизнь» /Тиханов В./ - М.: Изд-во «Москововедение» 2013. – 347 с.
  5. Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. /Коваленко A.B./ - М.: Наука, 1986. – 309 с.
  6. Иконников A.B. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / Иконников A.B. // ВНИИТЭ; под общ. ред. А. В. Иконникова./ - М.: Стройиздат, 1990. – 335 с.
  7. Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды. /Ефимов А.В., Минервин Г.Б., Ермолаев А.П./ – М.: Архитектура – С., 2004. – 304 с.
  8. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование. Учебное пособие. /Шимко В.Т./ - М.: Изд: Архитектура-С, 2005. – 270 с.
  9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие /Арнхейм Р./ - М.: Издательство «Прогресс», 1974. – 392 с.
  10. Аббасов И.Б. Визуальное восприятие: учебное пособие /Аббасов И.Б./ – М.: ДМК Пресс, 2016. –136 с.
  11. Практикум по арт-терапии. Под редакцией Копытина А.И. – СПб.: Питер, - 2001 г., - 320 с.
  12. Аббасов И.Б. Арт-терапия средствами изобразительного искусства. «Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации» [Электронный ресурс] / Аббасов И. Б., Соколова Е. В. // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)". Научный редактор Т.И. Карнаухова. 2018, Издательство: Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова (Таганрог) С. 388-392. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35362343 (дата обращения:01.09.2019)
  13. Соколова Е. В. Особенности графического сопровождения музыкального фестиваля джаза. Студенческое творчество в архитектурно-художественной культуре России: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов / Соколова Е. В. // Южный федеральный университет; науч. ред. Н. В. Чемерисова. – Ростов-на- Дону, 2018. С. 203.
  14. Соколова Е.В. Дизайн-концепция фестивального пространства джазовой музыки [Электронный ресурс]/ Соколова Е.В. // В сборнике: XV Международной научно-практической конференции International Innovation Research. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. 258 с., С.233-235. https://elibrary.ru/item.asp?id=36618508 (дата обращения:01.09.2019)
  15. Соколова Е. В. Особенности дизайна фестивального пространства джазовой музыки [Электронный ресурс] / Соколова Е. В. // В сборнике «World science: problems and innovations» XXXI Международной научно-практической конференции world science: problems and innovations – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение» – 2019. 222 с. С. 202-204. https://elibrary.ru/item.asp?id=37638106  (дата обращения:01.09.2019)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Kolliyer Dzh.L. Stanovleniye dzhaza. Populyarnyy istoricheskiy ocherk. Perevod s angliyskogo, pod red. Popova N.N. [The rise of jazz. A popular historical essay. Translation from English, ed. Popova N.N.] /Kolliyer Dzh.L./ - M .: Raduga. - 1984. – 528p. [in Russian]
  2. Bogolyubova N.M. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya i mezhdunarodnyy kul'turnyy obmen [Intercultural communication and international cultural exchange] / Bogolyubova N.M., Nikolaev Yu.V. - SPb .: SPbKO, 2009. - 415 p. [in Russian]
  3. Men'shikov A.M. Festival' kak sotsiokul'turnyy fenomen sovremennogo teatral'nogo protsessa: avtoref. dis. kand. iskusstvovedeniya: 17.00.01 [Festival as a sociocultural phenomenon of the modern theater process: abstract. dis. Cand.] /RATI (GITIS). / Men'shikov A.M. / - M.: 2004. - 206 p. [in Russian]
  4. Tikhanov V. «Puteshestviye v mir dzhaza dlinoyu v zhizn'» [Journey to the world of jazz for a lifetime] / Tikhanov V. / Tikhanov V. / - M.: publishing house «Moskovovedeniye» 2013. - 347 p. [in Russian]
  5. Kovalenko A.B. Kul'tura i massovaya kommunikatsiya. [Culture and mass communication] / Kovalenko A.B./ - M.: Nauka, 1986. - 309 p. [in Russian]
  6. Ikonnikov A.B. Esteticheskiye tsennosti predmetno-prostranstvennoy sredy [Aesthetic values of the subject-spatial environment] / Ikonnikov A.B. // VNIITE; edition by. A. V. Ikonnikova. / - M.: Stroyizdat, 1990. - 335 p. [in Russian]
  7. Yefimov A.V. Dizayn arkhitekturnoy sredy. [Design of Architectural Environment] / Yefimov A.V., Minervin G.B., Yermolayev A.P. / - M.: Arkhitektura - P., 2004. – 304 p. [in Russian]
  8. Shimko V.T. Osnovy dizayna i sredovoye proyektirovaniye. Uchebnoye posobiye. [Basics of design and environmental design. Tutorial.] / Shimko V.T. / - M .: publishing house .: Arkhitektura-S, 2005. - 270 p. [in Russian]
  9. Arnkheym R. Iskusstvo i vizual'noye vospriyatiye [Art and visual perception] / Arnheim R. - M.: publishing house «Progress», 1974. - 392 p. [in Russian]
  10. Abbasov I.B. Vizual'noye vospriyatiye: uchebnoye posobiye [Visual perception: textbook] /Abbasov I.B. / - M.: DMK Press, 2016. – 136 p. [in Russian]
  11. Praktikum po art-terapii. Pod redaktsiyey Kopytina A.I. [Workshop on art therapy. Edited by A. Kopytin] - SPb .: Peter, - 2001, - 320 p. [in Russian]
  12. Abbasov I. B. Art-terapiya sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva. «Muzykal'noye i khudozhestvennoye obrazovaniy Если это открытая площадка, то дизайнеру e v sovremennom mire: traditsii i innovatsii». Sbornik materialov II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Taganrogskogo instituta im. A.P. Chekhova (filiala) FGBOU VO "Rostovskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet (RINKH)". editor T.I. Karnaukhova. 2018, publishing house: Taganrogskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy institut im. A.P. Chekhova (Taganrog) [Art therapy by means of fine art.] [Electronic resource] /Abbasov I. B., Sokolova E. V. P. 388-392. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35362343 (accessed: 01.09.2019) (accessed:09.2019) [in Russian]
  13. Sokolova Ye. V. Osobennosti graficheskogo soprovozhdeniya muzykal'nogo festivalya dzhaza. Studencheskoye tvorchestvo v arkhitekturno-khudozhestvennoy kul'ture Rossii: materialy VIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov, aspirantov i magistrantov. Yuzhnyy federal'nyy universitet; editor. N. V. Chemerisova. [Features of the graphic accompaniment of the jazz music festival.] / Sokolova E. V. - Rostov-na Donu, 2018. P. 203. [in Russian]
  14. Sokolova Ye.V. Dizayn-kontseptsiya festival'nogo prostranstva dzhazovoy muzyki. V sbornike: XV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Mezhdunarodnyye innovatsionnyye issledovaniya. - Penza: MTSNS «Nauka i Prosveshcheniye». [Design concept of the festival space of jazz music.] [Electronic resource]/ Sokolova Ye.V. - 2018. 258 p., P.233-235. https://elibrary.ru/item.asp?id=36618508 (accessed: 01.09.2019) [in Russian]
  15. Sokolova Ye. V. Osobennosti dizayna festival'nogo prostranstva dzhazovoy muzyki. V sbornike «Mirovaya nauka: problemy i innovatsii» XXXI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya mirovaya nauka: problemy i innovatsii - Penza: MTSNS «Nauka i Prosveshcheniye» [Features of the design of the festival space of jazz music] [Electronic resource] / Sokolova Ye. V. - 2019. 222 p. P. 202-204. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=37638106 (accessed: 01.09.2019) [in Russian]