АЛТАЙСКАЯ ДОМОВАЯ РЕЗЬБА КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Научная статья
Выпуск: № 12 (19), 2013
Опубликована:
2014/01/16
PDF

Шокорова Л.В.

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства, Алтайский Государственный университет

АЛТАЙСКАЯ ДОМОВАЯ РЕЗЬБА КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье рассматривается сохранившийся декор деревянных построек в Алтайском крае, датируемый концом XIX – началом XX века. Дается искусствоведческий анализ композиционных решений и сюжетных линий резных наличников. Характеризуются традиции внутреннего убранства избы.

Ключевые слова: художественная обработка древесины, растительный орнамент, языческие мотивы, славянские символы, декор.

Shokorova L. V.

Candidate of art criticism, associate professor of history of domestic and foreign art, Altai State university.

ALTAI HOUSE CARVING AS UNIQUE PHENOMENON OF TRADITIONAL NATIONAL CULTURE

Abstract

In article the remained decor of wooden constructions in the Altai territory, dated by the end of XIX – the beginning of the XX century is considered. The art criticism analysis of composite decisions and subject lines of carved platbands is given. Traditions of internal furniture of a log hut are characterized.

Keywords: art processing of wood, vegetable ornament, pagan motives, Slavic symbols, decor.

На современном этапе изучения, сохранения и возрождения народных художественных промыслов и ремёсел России становиться актуальным обращение к локальным особенностям формирования культурного пространства регионов, в создании которых одну из ведущих ролей играет народное декоративно – прикладное искусство. Обращение к традиционным народным художественным промыслам и ремёслам Алтайского края необходимо не только с позиций научно – познавательного изучения специфических черт народного искусства Алтая, но и для более полного понимания глубинной духовной сути традиционной национальной культуры России в целом.

Искусство резьбы по дереву на Алтае – явление удивительное и многогранное, представляющее собой уникальный пласт переселенческой культуры, сложившийся в результате соединения традиций различных этнографических групп.  В отличие от деревянного кружева Томска алтайская резьба скупа, не витиеватая, не изощренная, но в тоже время обладающая прекрасным чувством меры, гармоничностью композиционного решения, тесно связанного с фактурой материала.

Сохранившийся декор деревянных построек в Алтайском крае относится к концу XIX – началу XX века. Форма и фактура материала тесно связана с конструктивными элементами здания и резными украшениями. Деревянный декор на Алтае, преимущественно, представлен пропиловочной резьбой, которая зачастую встречается в сочетании с накладной, но также присутствует и мощная рельефная резьба. Техническая простота пропиловочной резьбы позволяла соединить в одном изделии два орнамента – накладной пропильной элемент подчеркивал нижний силуэт резьбы.  [1, 224]

Декоративной обработкой, в основном, украшались основные конструктивные элементы жилища, имея при этом двойственной назначение: утилитарное и декоративное. Лицевая часть дома воспринималась как лицо, а окна как глаза, и поэтому на фасаде дома размещалось по два окна, наличники которых, также как и верхняя карнизная доска, декорировались резьбой. Наличники  на окнах делались по желанию хозяев, иногда без ставен или с одно-двухстворчатыми ставнями. Для изготовления наличников и других орнаментальных деталей приглашался мастер. Тонкое чувство материала, отшлифованные навыки и приемы ремесленного труда давали возможность мастерам самыми несложными инструментами наносить узоры на деревянные бытовые предметы, придавать им строгую выразительность и красоту.

Изначально декор резьбы представлял городковый орнамент, состоящий из зубцов, квадратиков, столбиков, ромбиков, впоследствии перешедший в трехгранно-выямчатую резьбу со славянской символикой. К концу XIX века сложная рельефная резьба почти повсеместно сменилась пропильной, которая зачастую встречалась в сочетании с накладной, позволяя таким образом соединить в одном изделии два орнамента – накладной пропильной элемент подчеркивал нижний силуэт резьбы.  В пропильной резьбе гармонично сочетались геометрические, растительные и зооморфные мотивы, что придавало причелинам и фризовым доскам богатство и многообразие декора. Витовтова Г. И. отмечает: «Для крестьянского декора характерно чувство меры. Декоративная сторона никогда не заменяла содержание произведения. Даже в богатых росписями и резьбой изделиях  нет, как правило, чувства перегруженности декоративными элементами. Они только дополняют друг друга и принимают участие в создании цельной композиции». [2, 6]

В крестьянском зодчестве Алтая, заселённого в значительной степени выходцами с западных областей Европейской России и близ лежащих Азиатских районов, немалое развитие получили языческие мотивы и растительные орнаменты. Это и солнечные розетки солярных знаков, и волнистые, струйчатые и переплетенные линии карнизов, изображающих воду, символизирующую жизнь. Образы парных птиц, символизировавших представления народа о счастливом браке, извивающие змеи, являющиеся символом плодородия, парные головы коней – олицетворение солнечного божества в изобилии заполняли наличники алтайской деревянной архитектуры. Традиционным орнаментом, получившим широкое распространение на Алтае, стали виноградные гроздья, характерные для Поволжья.

Коллективный почерк, прослеживающийся в деревянном убранстве старых построек г. Бийска, говорит о творческом взаимодействии целой группы резчиков, работающих в иконостасной резной мастерской А. Борзенкова, зарегистрированной в сибирском торгово – промышленном календаре в 1905 году. Направление мастерской сыграло немаловажную роль в творчестве бийских резчиков, позволяя вынести иконостасное резное направление на декор внешнего убранства жилых построек. Именно поэтому в декоре бийских наличников присутствуют прикрепленные к одной ветке гроздь хмеля, яблоко и змейки. [3,56]

Орнаментальные вариации, встречающиеся в алтайской резьбе удивительно сказочные, и несут в себе отголоски славянской мифологии, соединяя в композиционном решении декоративного убранства образы драконов и грифонов, тесно переплетенные с растительным орнаментом.

Наряду с древнейшими приёмами в строительстве и украшении крестьянских изб в алтайском зодчестве чуть ли не с первых шагов освоения региона появляются новые элементы, которым способствовала  прогрессировавшая техника обработки дерева и проникновение новых элементов, заимствованных из городской культуры и подвергшихся существенной переработке. Так в орнаментах наличников встречаются цветущий папоротник (который цветет только в легенде), и волютные спиралевидные завитки, характерные для городского искусства. Форма наличника часто завершалась полуциркульной линией, на которой в сочетании со спиралями волют располагались либо антропоморфные фигуры либо стилизованные крины – русская лилия или трилистник, дошедший до наших дней со времен Древней Руси.

Таким образом, характерной особенностью домовой резьбы Алтая является соединение в одной композиции растительных и зооморфных  мотивов, а также реалистические изображения полевых цветов, ягод со старательно подчеркнутыми специфическими особенностями каждого их них.

Расселение русских на территории Алтая привело к образованию традиций внутреннего убранства избы. На Алтае до середины XIX века преобладала неподвижная мебель, конструктивно связанная со срубом: полати, лавки, полки для посуды. Конструктивно встроенная мебель избы носила бытовой характер и не несла декоративной нагрузки, в том числе резьбы. Украшений было совсем немного: лишь боковинам лавок и полок, а также ножкам лавок придавалась слегка изогнутая форма. Мебель в крестьянском доме выглядела крепкой на вид, тяжёлой, массивной и основательной. Подобные качества отвечали её бытовому, и в известной мере символическому назначению – она предназначалась для служения не одному поколению, а многим. «В особой крепости и добротности отразилось мировоззрение их создателей – крестьянских мастеров, свойственное им понимание красоты и целесообразности, связанного с переживанием вечности, а не конкретного времени». [4, 38]

Позже распространились встроенные угловые шкафы, висячие шкафчики для посуды и «камоты» - большие шкафы. В конце XIX века мебель стали украшать ажурной пропильной резьбой. Для украшения ножек мебели, спинок кроватей, наличников «камотов» стали «применять точёные детали, состоящие из «яблочков», «кувшинчиков», поясных перехватов». [5, 53] Во второй половине XIX – начале XX века резьба на предметах крестьянского быта почти повсеместно сменилась росписью. Необычайно красивыми были сундуки, являвшиеся не только обязательной принадлежностью избы, но и служившие украшением дома. Сундуки имели подзаголовники, представлявшие собой установленный в головах постели ларец или ящик, куда складывались наиболее ценные вещи. Наиболее красочно расписанными были сундуки, привезенные с Нижнего Тагила. «На их стенке и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр, так называемые «сегменты». [6,303]

Значительную часть традиций в развитие столярного дела внесли немецкие колонисты, которые начинают переселяться на Алтай в конце 80 — годов XIX века. Помимо земледелия в немецких поселениях  было распространено занятие неземледельческими промыслами.   Свой столяр, плотник имелся в каждом посёлке, иногда их было несколько. Одной из причин, мешающей развитию промысла,  владельцами мастерских назывался малый спрос на изделия. Подобная  ситуация не только порождала острую борьбу за клиента, но и способствовала повышению качества продукции.  Столярное производство в немецкой колонии не уступало по своим технологиям городским мастерским. Сами же изделия носили чётко выраженные черты немецких традиций. Немецкую деревянную мебель ни с чем не спутаешь, она отличается добротностью, некоторой массивностью, но в то же время тщательностью отделки. Немецкая деревня  до сих пор имеет и хранит такие предметы и черты быта, которых русская деревня и не знала: часы крестьянской работы, раздвижные кровати, настенные изречения, картины и орнаменты под стеклом, своеобразные прялки, ручные мельницы.

Таким образом, исходя из вышесказанного, следует отметить, что алтайская домовая резьба выступает не только как местное, локальное явление, а взаимодействует со всем народным декоративным искусством, играет важную роль в быту народа и представляет архитектурно – художественную ценность.

Список литературы

  • Степанская Т. М. Особенности домовой деревянной резьбы Алтая// Архитектура Алтая XVIII – XX вв. – Барнаул: Арт – издательство, 2006. 300 с.

  • Витовтова Г. И. Художественные промыслы русского населения Западной Сибири в XIX веке: Автореф. дис. канд. истор. наук. Тюмень. 2007. - 18 с.

  • Родионов А. М. Чистодеревщики. – Барнаул: Алтайское книжное издательство,1981. 144 с.

  • Русакова Л. М.Традиции изобразительного искусства русских крестьян Сибири. – Новосибирск: Наука, 1989. 176 с.Русакова Л. М.Традиции изобразительного искусства русских крестьян Сибири. – Новосибирск: Наука, 1989. 176 с.

  • Липинская В. А. Старожилы и переселенцы» (русские на Алтае XVIII – начало XIX века. – М.: Наука. 1996. 269 с.

  • Смирнова Л. Э. Народное искусство как одно из основных содержаний при разработке региональных образовательных программ // Мир науки, культуры, образования. № 3 (40) 2013. С. 301-304