ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРМИНА «ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ»

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.63.058
Выпуск: № 9 (63), 2017
Опубликована:
2017/09/18
PDF

Песляк О.А.

ORCID: 0000-0002-8554-5127, аспирант, Санкт-Петербургский гос. архитектурно-строительный университет

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРМИНА «ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ»

Аннотация

В статье рассматривается возникновение и эволюция понятия «городская агломерация» в отечественной науке, выявлены особенности трактовки указанного термина в советской и российской теории и практике градостроительства. Предложено введение в отечественную практику термина «урбанизированный регион» для обозначения территории городской агломерации как объекта градостроительного проектирования и планирования.

Ключевые слова: городская агломерация, урбанизированный регион, градостроительное планирование.

Pesliak O.A.

ORCID: 0000-0002-8554-5127, Postgraduate Student, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

QUESTIONS OF FORMATION OF THE TERM “URBAN AGGLOMERATION”

Abstract

The article deals with the origin and evolution of the concept of “urban agglomeration” in the Russian science and specifies the interpretation of this term in the Soviet and Russian theory and practice of urban development. The introduction of the term “urbanized region” into the Russian science is proposed. It is used to denote the territory of the urban agglomeration as an object of urban planning.

Keywords: urban agglomeration, urbanized region, urban planning.

В современной российской градостроительной науке и практике проблема формирования и развития городских агломераций занимает одно из центральных мест. В настоящее время в России предпринимаются активные попытки перехода к агломерационной модели расселения и выработке агломерационного подхода к разработке градостроительных документов развития территорий существующих и формирующихся агломераций. Очевидно, что формирование системы планирования и проектирования развития агломерированных территорий должно начинаться с формирования единой терминологической базы, наиболее полно и непротиворечиво описывающей исследуемое явление. Этимология понятия «городская агломерация» и использование его в современной градостроительной науке, а также в российской и европейской практике требует всестороннего исследования и обсуждения, в том числе и междисциплинарного.

Целью настоящей статьи является анализ возникновения и эволюции термина «городская агломерация» в отечественной науке в ХХ-ХХI в.

Одним из первых исследователей групповых систем расселения в СССР, оценившим значение развития городских агломераций, стал В. Г. Давидович, представивший результаты исследования «взаимосвязанного расселения» на территории СССР [1]. Однако сам термин «агломерация городов» впервые в отечественной науке появился в работах П.И. Дубровина в 1959 году, который определил это понятие как «тесное скопление населенных мест городского типа» [2].

С середины 70-х годов XX века под руководством Д. И. Богорада были начаты исследовательские работы, посвященные агломерациям на территории Украины. Итогом исследований стал ряд значимых для градостроительной теории и практики работ, в которых рассматривалась методика изучения и регулирования роста городских агломераций [3]. Д. И. Богорад предлагал определять городские агломерации как «компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи» [3]. Таким образом, понятие агломерации расширилось и включило в себя помимо территориального аспекта еще исследование функциональных связей.

Как отмечает Г. М. Лаппо: «С самого начала исследования проблемы агломераций в СССР приобрели комплексный характер и нацеленность на обслуживание нужд практики планирования и градостроительного проектирования» [4].

В 80-е годы ХХ века термин «городская агломерация» достаточно прочно утвердился в теоретической науке и стал появляться в практических разработках проектных институтов. Так, исследования по выявлению городских агломераций на территории СССР были выполнены ЦНИИП градостроительства по заказу Госплана СССР и стали основой для разработки Генеральной схемы расселения на территории СССР [5], которая основывалась на идее развития групповых систем населенных мест (ГСНМ) на базе городских агломераций. В результате проведенных ЦНИИП градостроительства исследований была создана типология агломераций СССР на основе многомерной классификации, выделены агломерации, находящиеся на различных стадиях развития групповых форм расселения, проведен системный анализ альтернативных вариантов расселения [6]. Городские агломерации стали объектом планирования и проектирования. Так, были разработаны проекты Москвы и прилегающего к ней района, Ленинграда и его пригородной зоны, Большого Свердловска, Большого Тагила, Большой Уфы и других городов, в которых урбанизированные территории рассматривались как комплексные агломерационные системы.

Исследования развития агломераций и научные дискуссии об уточнении используемой терминологии продолжались и 80-90-е г. г. XX века. Так, Я. В. Косицкий в середине 80-х годов XX века определил агломерацию как «крупный город, окруженный спутниками и продолженный своими местами отдыха, взаимосвязь частей которого с центральным ядром выражена маятниковыми поездками на работу» [7]. При этом автором предлагалось выделение трех зон влияния города-центра агломерации: ближней, средней и дальней.

Концепция «укрепления агломераций как центров региональных систем расселения и важнейших ареалов густонаселенных территорий» стала основной при разработке проектным институтом ГИПРОГОР Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации 1994 года [8]. Впервые здесь ставится вопрос о соотношении границ агломераций и административно-территориальных границ, который «побуждает развитие новых форм интеграционных связей в расселении» [8].

Дальнейшая проработка вопроса определения понятия городской агломерации, а также исследование процессов их формирования и развития в советский и постсоветский период проводилась Е. А. Ахмедовой, В. В. Владимировым, О. К. Кудрявцевым, А. М. Лолой, Г. А. Малояном, С. Д. Митягиным, Н. И. Неймарком, Е.Н. Перциком, П. М. Поляном, Т. Я. Ребайн и другими крупными учеными.

В Градостроительном Кодексе 2005 года, как и в других нормативно-правовых актах Российской Федерации понятие городской агломерации отсутствует. Между тем, статья 27 ГК РФ устанавливает возможность совместной подготовки проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, что, по мнению многих специалистов, даже в отсутствии прямого указания Кодекса, дает возможность кооперации между органами государственной власти в отношении планирования и проектирования территории городских агломераций, на территории которых они расположены [9].

Попытки такой кооперации в России предпринимаются, однако опыт показывает, что на практике при исследовании конкретных урбанизированных территорий различие в трактовании самого термина «городская агломерация» порождает многочисленные споры относительно методов установления границ агломерации, перечня входящих в него населенных пунктов, методов ее проектирования. Так, например, недавнее обсуждение «Концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области» на конференции «Вторые Назаровские чтения», в которой принимали участие ведущие эксперты-градостроители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также представители Комитетов по градостроительству и архитектуре города и области, показало, насколько расходится трактовка данного термина даже в профессиональной среде. Были высказаны радикально отличные мнения, начиная с того, что Санкт-Петербургская агломерация – это территория города-ядра и ближайших к нему городов-спутников, заканчивая определением Санкт-Петербургской агломерации, как обширной территории, включающей в себя Выборг, Лугу и другие достаточно удаленные по отношению к Санкт-Петербургу города Ленинградской области.

Очевидно, что сформированный в настоящее время отечественным градоведением терминологический аппарат, описывающий феномен городской агломерации и смежных с ним понятий, не полностью отвечает актуальным задачам, стоящим перед современной градостроительной наукой и практикой. В большинстве работ агломерация представляется как территория с динамическими границами. Между тем градостроительное планирование и проектирование должно быть привязано к определенным, достаточно устойчивым во времени границам, что позволит эффективно решать возникающие градостроительные задачи. Кроме того, различное толкование термина «городская агломерация» зачастую делает невозможным сведение воедино различных предложений по поводу установления границ агломерации и организации процессов планирования и проектирования на ее территории.

Во многих современных исследовательских работах, посвященных изучению городских агломераций, ее границы определяют методом построения изохрон транспортной доступности.  Между тем, на современном этапе, когда встает вопрос о градостроительном планировании и проектировании городских агломераций, необходимо более комплексно и объемно подходить к изучению каждой отдельной агломерации. Здесь уместно еще раз обратиться к трактовке термина «городская агломерация», предложенной в Советской градостроительной теории. При всем многообразии вариаций трактовок, можно выделить общие признаки, характеризующие по мнению исследователей городскую агломерацию:

- наличие городских скоплений, формирующихся вокруг одного или нескольких ядер с высокой концентрацией населения;

- наличие маятниковых миграций и систематических передвижений в пределах агломерации;

- наличие стабильных и развивающихся производственных, социальных, трудовых и культурно-бытовых связей.

Таким образом, выявление и установление границ агломераций должно строиться на базе комплексного выявления функциональных связей между городским ядром и окружающими поселениями с учетом факторов транспортной доступности города-центра, наличия и степени существующих и перспективных экономических и социально-культурных связей между поселениями, природно-экологических особенностей территории. Поскольку очевидно, что выявленные границы агломераций будут отличаться от границ административно-территориального деления, то автору представляется целесообразным ввести в научно-практический оборот понятие «урбанизированный регион», которое может трактоваться как территориально-пространственная система, формируемая на территории нескольких локальных административно-территориальных единиц, в границах которых осуществляется проектирование и управление городской агломерацией. В таком случае выделяется территория, относительно которой может осуществляться кооперация органов власти по вопросам градостроительного планирования и проектирования.

Сложившаяся ситуация требует проведения дальнейших детальных исследований и разработки современных подходов к выявлению городских агломераций, определению их границ, методам градостроительного планирования и проектирования их территорий.

Список литературы / References

  1. Давидович, В. Г. О типологии расселения в группах городов и поселков СССР / В. Г. Давидович // Вопросы географии. Сб. 38. География городов. – М., 1956. – С. 27-77.
  2. Дубровин, П. И. Агломерации городов (генезис, экономика, морфология) / Дубровин П. И. // Вопросы географии. География городских и сельских поселений. – М., 1959. – С. 23-37.
  3. Богорад, Д. И. Районная планировка. Вопросы планировки промышленных районов / Д. И. Богорад. – М.: Госстройиздат, 1960. – 243 с.
  4. Лаппо, Г. М. Становление и развитие исследований проблем городских агломераций в СССР / Г. М. Лаппо // Вопросы географии. Динамика расселения в СССР. – М.: Изд-во «Мысль», 1986. – С. 119-130.
  5. ЦНИИП Градостроительства Госгражданстроя. Руководство по моделированию населения – М.: Стройиздат, 1982. – 145 с.
  6. Лебединская, Г. А. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации как необходимая составная часть системы документов территориального планирования / Доклад на IX общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России». – СПб., 2012. – 4 c.
  7. Косицкий, Я. В. Архитектурно-планировочные принципы проектирования городов (урбанистика) / Я. В. Косицкий. – М.: Харьков, 1974. – 205 с.
  8. Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации : одобрена Правительством Российской Федерации // Протокол от 15.12.1994 №31.
  9. Российская Федерация. Законы. Градостроительный кодекс Российской Федерации : [федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2004 г. №190 -ФЗ] : [ред. от 29.07.17].

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Davidovich, V. G. O tipologii rasselenija v gruppah gorodov i poselkov SSSR [About the typology of the settlement in groups of cities and towns of the USSR] / V. G. Davidovich // Voprosy geografii. Sb. 38. Geografija gorodov [Issues of geography. Vol. 38. The geography of the cities]. – M., 1956. – pp. 27-77. [In Russian]
  2. Dubrovin, P. I. Aglomeracii gorodov (genezis, jekonomika, morfologija) [Agglomeration of the cities (Genesis, Economics, morphology)] / Dubrovin P. I. // Voprosy geografii. Geografija gorodskih i sel'skih poselenij [Problems of geography. The geography of urban and rural settlements]. – M., 1959. – pp. 23-37. [In Russian]
  3. Bogorad, D. I. Rajonnaja planirovka. Voprosy planirovki promyshlennyh rajonov [Regional planning. Questions of planning of industrial areas] / D. I. Bogorad. – M.: Gosstrojizdat, 1960. – 243 p. [In Russian]
  4. Lappo, G. M. Stanovlenie i razvitie issledovanij problem gorodskih aglomeracij v SSSR [Formation and development studies of urban agglomerations in the USSR] / G. M. Lappo // Voprosy geografii. Dinamika rasselenija v SSSR [Issues of geography. Dynamics of resettlement in the USSR]. – M.: Publishing house "Mysl", 1986. – pp. 119-130. [In Russian]
  5. CNIIP Gradostroitel'stva Gosgrazhdanstroya. Rukovodstvo po modelirovaniyu naseleniya [Guidance on modeling of settlement]. – M.: Strojizdat, 1982. – 145 p. [In Russian]
  6. Lebedinskaja, G. A. General'naja shema rasselenija na territorii Rossijskoj Federacii kak neobhodimaja sostavnaja chast' sistemy dokumentov territorial'nogo planirovanija [A General scheme of settlement on the territory of the Russian Federation as a necessary part of the system of territorial planning documents] / Doklad na IX obshherossijskom forume «Strategicheskoe planirovanie v regionah i gorodah Rossii» [Report at the IX all-Russian forum "Strategic planning in regions and cities of Russia"] – SPb., 2012. – 4 p. [In Russian]
  7. Kosickij, Ja. V. Arhitekturno-planirovochnye principy proektirovanija gorodov (urbanistika) [Architectural and planning principles of urban design (urban studies)] / Ja. V. Kosickij. – M.: Kharkiv, 1974. – 205 p. [In Russian]
  8. General'naya skhema rasseleniya na territorii Rossijskoj Federacii [The General scheme of settlement on the territory of the Russian Federation] : odobrena Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii [approved by the Government of the Russian Federation] // Protokol ot 15.12.1994 №31. [In Russian]
  9. Rossijskaya Federaciya [Russian Federation]. Zakony [Laws]. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii [The town-planning code of the Russian Federation] : [Federal law of Russian Federation from 29.12.2004 g. №190 -FZ] : [edited on 29.07.17]. [In Russian]