Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217

DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.51.153

Скачать PDF ( ) Страницы: 6-12 Выпуск: № 9 (51) Часть 4 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Еремина А. С. ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ВРЕМЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАССОВЫХ ЗАБЕГОВ С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ / А. С. Еремина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 9 (51) Часть 4 . — С. 6—12. — URL: https://research-journal.org/arch/vizualnyj-obraz-vremennyx-sooruzhenij-dlya-massovyx-zabegov-s-preodoleniem-polosy-prepyatstvij/ (дата обращения: 21.10.2017. ). doi: 10.18454/IRJ.2016.51.153
Еремина А. С. ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ВРЕМЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАССОВЫХ ЗАБЕГОВ С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ / А. С. Еремина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 9 (51) Часть 4 . — С. 6—12. doi: 10.18454/IRJ.2016.51.153

Импортировать


ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ВРЕМЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАССОВЫХ ЗАБЕГОВ С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ

Еремина А.С. 

ORCID: 0000-0001-6582-8333, Аспирант, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ВРЕМЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАССОВЫХ ЗАБЕГОВ С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ

Аннотация

Для создания новых ярких образов при проектировании временных сооружений для забега с препятствиями необходимо познакомиться с закономерностями  и приёмами, использованными для организации уже проводимых мероприятий. В статье рассмотрено оформление полос  препятствий для забегов спортивно-развлекательной направленности, телешоу и специальных полос препятствий для силовых структур. Наиболее подробно рассмотрены гонки связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции, а также расположение препятствий в природном ландшафте. Приведены примеры разных типов забегов и приёмы композиционного решения. Описаны причины, влияющие на визуальный облик таких соревнований. 

Ключевые слова: полосы препятствий, временные сооружения, линейные спортивные сооружения, телешоу, полосы препятствий для силовых структур, полосы препятствий на сельскохозяйственных фестивалях.

Eremina A.S.

ORCID: 0000-0001-6582-8333, Рostgraduate student, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

VISUAL REPRESENTATION OF TEMPORARY CONSTRUCTIONS FOR OBSTACLE MASS RACES

 Abstract

In order to create new bright images when designing temporary constructions for obstacle races it is necessary to review the regularities and approaches which were previously used to organize such events. This article considers the design of obstacle courses for sports and entertainment oriented races, TV-shows and special obstacle courses for Police and Army. The races associated with the sale of agricultural products are discussed in more detail. Here the examples of different types of races and the ways of a compositional solution have been given. Also, the factors which influence the visual image of such competitions have been described.

Keywords: obstacle course, temporary constructions, linear sports facilities, TV-shows, Special Forces obstacle course, obstacle course in agricultural festival.

В настоящее время в России приобретают всё большую популярность различные массовые забеги с препятствиями.  Мода на такие соревнования пришла к нам из-за рубежа, где проводятся испытания Warrior Dash, Spartan Racе, Tough Mudder и многие другие. При планировании гонки организаторы стараются придать ей неповторимый образ. С другой стороны нередко возможно переплетение идей, заимствование приёмов оформления.  Рассмотрение облика и расположения в среде различных типов полос препятствий может дать материал для интересных проектных решений и творческого поиска при планировании новых забегов.

В классификации временных сооружений  Рюриковой З. А. [3] сооружения для массовых мероприятий являются «архитектурой события», диктующей поведение людей, их настроение. Такие сооружения имеют незабываемый образ, который расставляет акценты в сознании людей в соответствии с замыслами организаторов и веяньем самого времени. Такие сооружения возникают под влиянием «временного состояния общества». Для мероприятий, посвящённых бегу по пересечённой местности, в России, в 2015 году, «временным состоянием» можно считать период внедрения ГТО и празднование 70-летия Победы.  Эти события отразились в оформлении проводимых мероприятий [2].

Также Рюрикова З.А. делит временные сооружения на несколько типов, один из которых – где важно главенство процесса – характерен для беговых соревнований по пересечённой местности. Сценарий, по которому события развиваются в течение дня, задается, в том числе, средствами временной архитектуры. Временные сооружения задают направления передвижения потоков людей, поддерживают стилистику проводимого мероприятия, что влияет на эмоциональную реакцию людей (в течении события можно менять цветовые и эмоциональные акценты средствами архитектуры/перемещая потоки людей на другую территорию).

Зрительное впечатление от мероприятия создаётся в совокупности четырёх составляющих:

1) ландшафта местности (в городе; в лесу; на ферме; в поле);

2) временных сооружений, оформляющих соревнования;

3) погоды;

4) времени года.

Например, в Майями гонка Spartan Race проходила после наводнения, из-за чего регистрация и ряд препятствий были в воде. Для гонки, которая заявляет своей целью проверку людей на прочность, такое форс-мажорное обстоятельство как наводнение позволило создать дополнительные препятствия и изменить визуальные характеристики гонки.

Различные эффекты восприятия могут  получиться, если использовать подражание мотивам той территории, где проводится гонка, или наоборот  создать   образ пространства, совершенно нетипичного для данной местности. Также играть  впечатлениями позволит использование материалов характерных для данного времени года или наоборот. Например, для зимней гонки «Abominable Course des Neiges» в Квебеке используются образы снежного человека, еловые лапы, брёвна, лёд и снег.

Широкую палитру образов можно рассмотреть на полосах препятствий следующих типов:

1) для подготовки силовых структур;

2) для спортивно-развлекательных забегов (тематически поделённых на гонки (а) развлечений; (б) сезонных праздников урожая; (в) на выносливость);

3) для телешоу.

Полосы препятствий для обучения военных и полицейских  характеризуются сдержанными цветами, в образе важны прочность, дисциплинированность, сила.  На специальных трассах  перед трибуной устраивают эстафеты и показательные соревнования. Полосы препятствий  оформляются как часть военного объекта или учебного учреждения, в единой стилистике или ближе к ней. Также создаются мобильные спортивные комплексы для тренировки в полевых условиях[1;2].

Для подготовки полицейских создаются специальные препятствия, эмитирующие элементы городской среды. В Сингапуре в 2007 году на территории Академии МВД (см.рис.1), в зоне расположения спортивных стадионов и площадок,  была построена стандартная полицейская полоса препятствий длиной 1,4 километра. Она вписана в треугольник свободной территории среди зелени и беседок и включает 10 станций-препятствий. Каждое препятствие располагается на достаточном расстоянии от предыдущего и сопровождается стендом с названием препятствия и пояснениями. Обособленное расположение препятствий концентрирует внимание тренирующихся на конкретном упражнении. Препятствия имеют приятный эстетичный дизайн, что позволяет их рассматривать не только как элементы тренировки, но и как ландшафтные структуры для украшения рекреационного паркового пространства. Препятствие своего рода маленький центр ландшафтной композиции, а различные крепления, подходы к нему, изогнутая и разноуровневая поверхность элементов создают дополнительные акценты в воспринимаемом образе. Цветовое решение – доминирование белого цвета, дополненного синими и чёрными элементами. Соотношение масштабов, пропорций и цвета делает препятствия мягкими, не давящими, соразмерными человеку. Также как элемент дизайна и тренировки, каждое препятствие отмечено изменением грунта, вместо травы геометрические зоны из песка.

30-09-2016-11-48-02

Рис. 1 – Полоса препятствий Академии МВД в Сингапуре. Имитация элементов городской среды

Спортивно-развлекательные забеги могут пробуждать в участниках эмоции беззаботной радости или наоборот непримиримой борьбы с судьбой.

Тематика развлечений свойственна полосам препятствий, преследующим цель наполнить участников положительными эмоциями, погрузить в некий параллельный радужный мир. Такой является гонка Wipeout Run, где применяются яркие цвета, надувные и мягкие препятствия (см.рис.2), ассоциирующиеся с детскими горками и аквапарками. Брандспойты с водой, пеной, краской, стрельба пейнтбольными шарами, яркие картинки и дурашливая форма (балетные пачки, маски и гетры) создают атмосферу радости и беззаботности. В гонках такого рода активно используется вода, индийские краски, комичные персонажи. Есть гонки, где используются специальные приспособления, с вершины которых постоянно выпускается пена, поливающая бегущих. Развлекательные соревнования проводятся на пляжных и примыкающих к пляжам  территориях в  Австралии [4], в Майами на территории прибрежных парков среди «американских» горок. Для таких соревнований возможно включение надводного и подводного пространства для состязания.

30-09-2016-11-48-59

Рис. 2 – Финиш полосы препятствий Wipeout Run

Отдельным подтипом спортивно-развлекательных полос препятствий можно назвать сезонные соревнования посвящённые празднику урожая. Наиболее крупные, например The Farm Man Challenge (см.рис.4),  проводятся на фермах или других сельскохозяйственных территориях. Забеги могут являться частью фестиваля и примыкать к территории выставки-продажи сельхозпродукции. Они создаются для привлечения покупателей. Основной  стройматериал препятствий и декораций – тюки сена (см.рис.3, 4). Их можно раскрасить или обмотать тканью. Деревянные конструкции применяются для оформления входов и горок, в качестве препятствий используют трубы, дёрн, бочки, колёса от тракторов и декоративные композиции из овощей. Один из ярких этапов полосы препятствий – лабиринт в кукурузном поле. Такие лабиринты распространены в США и Великобритании, и их посещение может быть самостоятельным мероприятием. У лабиринта акцентируют временными постройками вход и выход, рядом с которыми может быть стенд с пояснениями, а также, для ориентира участников и контроля организаторов, строят вышки, мостики и лесенки внутри лабиринта. В самом лабиринте делают не только дорожки, но и более широкие поляны, для разнообразия восприятия. Украшают лабиринт и всю гонку пугала, раскрашенные тыквы с прорезями для глаз, а также образы домашних животных, продуктов питания, лопаты и вилы, транспорт.

30-09-2016-11-50-04

Рис. 3 – Оформление мероприятий посвящённых празднику урожая

Период сбора урожая породил в разных странах интересные идеи, которые можно использовать для полосы препятствий. В Германии и США проводятся заплывы на тыквах (см.рис.4(д)), а в Японии из сена строят многометровые фигуры животных (см.рис.3) и сооружений. Телешоу The Bachelor в одном из эпизодов предлагает участницам подоить коз, а потом поймать в загоне поросёнка. Такие «препятствия» могут разнообразить соревнование, но организаторам нужно заранее продумать, как уберечь людей и животных от возможных травм. Как более безопасный вариант, можно использовать давно существующий аттракцион, где доят перчатки наполненные водой.

30-09-2016-11-51-04

Рис. 4 – Сезонные соревнования, посвящённые празднику урожая: (а) и (в) этапы полосы препятствий The Farm Man Challenge; (б) и (г) оформление одной из зон и лабиринт из сена с норами, горкой и трубой в теплице фермы Баумана в Орегоне; (д) водные гонки в тыквах, Германия; (е) прыжки в мешках; (ж) кукурузный лабиринт

 

В городах в сезон урожая проводят арбузные фестивали (см.рис.5).  Один из элементов праздника – полосы препятствий, их располагают на площади, в парке или на территории торгового центра. Препятствия в виде горок, колец, фишек, колёс, через которые нужно прокатить арбуз или перенести его. Другие типы возможных препятствий: арбузный боулинг, шахматы  и «крестики нолики» из арбузов и дынь, а также, популярная за рубежом, езда на лыжах из арбузов (участникам выдают шлемы для безопасности). Соревнования оформляются флагами, тканями и постерами. Наиболее важно зонирование предстоящего события. Так как народу на фестиваль приходит много, восприятие в толпе затруднено. Поэтому нужно оградить зону соревнования, а также задействовать уровень над головой зрителей (трибуны, второй этаж, флаги на флагштоках, сцена) и создать цветовой контраст, выделить цветом разные ярусы, полосу препятствий, ограды. В Ереване арбузный фестиваль проходит вокруг Лебединого озера в центре города. Благодаря этому участники фестиваля имеют общее зрительное впечатление от праздника, могут лучше сориентироваться на местности и видят сцену. Этот приём говорит о том, что при зонировании мероприятия для разграничения толпы можно использовать существующие условия городской среды (водоёмы, перепады высоты рельефа, благоустройство, зелёные насаждения). Для соревнований на арбузных лыжах поверхность застилают специальной плёнкой для скольжения и облегчения уборки корок после праздника. Эта плёнка является цветовым элементом и визуальным/тактильным ограничителем зоны соревнования. В телешоу The Amazing Race один из этапов – арбузная катапульта. Визуально пространство разделяется на три плана: ближе всего к зрителю участник, на втором плане ряд из катапульт, а третьим планом идёт фон из деревьев, замка и ряда рыцарей-мишеней. К сожалению, использование катапульты закончилось для одной из участниц травмой головы. Поэтому при подготовке соревнования в первую очередь стоит отдавать предпочтение безопасности.

30-09-2016-11-52-10

Рис. 5 – Оформление арбузных соревнований: (а) гонки на арбузных лыжах, Чинчилла, Австралия; (б) и (д) фестиваль в Ереване, общий вид и элемент декора; (в) чемпионат по катанию арбузов в ТЦ «Радуга-парк», Екатеринбург; (г) телешоу The Amazing Race; (е) и (ж) стена и водонапорная башня в городе Льюлинг, Техас; (з) чемпионат по катанию арбузов внутри ТЦ «МЕГА», Уфа

Образ испытания, вызова, проверки способностей – такие гонки в дизайне используют персоны непобедимых героев, образы первобытной силы, копья, мечи. Например, Battle Frog, Spartan Race, Гонка Гладиаторов, Гонка Героев [2]. Для таких забегов используется «запугивание» участников грязью, льдом или электрошоком, не только на препятствиях, но также в образах оформления мероприятия. Таким является экстремальный марафон на выживание «Tough Guy» –  это тестирование людей в пределах их выносливости (см.рис.6). Организаторы создали эту гонку в 1987 году,  воссоздав сражения первой мировой войны, чтобы показать людям, что пережили их предки.

30-09-2016-11-53-05

Рис. 6 – Марафон на выживание «Tough Guy»

Шоу в наибольшей степени нацелены на то, чтобы создать для зрителя запоминающийся образ. (см.рис.5(г), 7, 8, 9)  Они могут располагаться в любой местности, так как для них используют временные сборные сооружения, нужный рельеф местности дорабатывается в процессе подготовки съёмок. В юмористических соревнованиях препятствия намеренно сделаны так, что участники попадают в нелепые смешные ситуации. В шоу, где акцент сделан на силу и выносливость, нелепые моменты могут быть исключены, участник предстаёт супергероем, доказывающим свою силу. Препятствия могут иметь гипертрофированный размер, большую высоту, скорость и развитые технологические возможности.  В телешоу очень красочные и травмоопасные препятствия, они имеют наиболее сложный и интересный дизайн, идеи которого можно использовать и для полос препятствий других типов.

30-09-2016-11-53-58

Рис. 7 – Шоу Wipeout

Wipeout в настоящий момент существует как телешоу (см.рис.7)  и как серия спортивно-развлекательных мероприятий Wipeout Run (см.рис.2). Территория для шоу включает цепь больших резервуаров с водой, под которые предварительно вырыты котлованы. Wipeout снимают на ранчо Сейбл, в живописной долине, где получается красивый фон из деревьев и лугов. Крупные бассейны с яркими элементами из мягких материалов создают иллюзию, что герои находятся внутри фантастического мира. Масштаб и цвет объектов не позволяет фону из деревьев вырваться на первый план. Цвета не перебивают друг друга и ориентируют участника и зрителя в направлении пути.

30-09-2016-11-54-57

Рис. 8 – Декорации к шоу «Сплаталот» и шоу Такеши Китано «Замок Такеши»

Японские шоу Замок Такеши (юмористическое) и Sasuke (силовое) записывались на территории студии Мидорияма. Препятствия, место для расположения съёмочного персонала и оборудования вокруг сцены действия размещены  так, чтобы получилась эффектная картина на экране. Гонка Замок Такеши состоит как бы из цепи мини-трасс (съёмочных сцен), расстояния между которыми участники преодолевают в свободном режиме (см.рис.9). Препятствия 3-х типов: создают определённую среду внутри себя и не связаны с внешним окружением (камера показывает только препятствие), связанные с окружающей средой, и, в финале, препятствие с созданной вокруг искусственной средой (поле битвы на фоне замка (см.рис.8)).

30-09-2016-11-55-50

Рис. 9 – Студия Мидорияма, кампус компании TBS, район Аоба-ку города Йокогама. Телешоу «Замок Такеши». Препятствия: 1. – лабиринт; 2. и 3. – шуточное дерби; 4. – выбор настоящего пути среди ложных; 5. –имитация 2-хмерной компьютерной игры

Подводя итог можно сказать, что визуальный образ временных сооружений для забегов с преодолением полосы препятствий формируется под влиянием:

1) Сценария будущего события;

2) Приёмов архитектурной композиции (выбор масштаба временных сооружений; сомасштабность человека и препятствия/намеренное её нарушение; сочетание полосы препятствий с окружающей средой/подчинение среды или её приоритет; управление вниманием с помощью цветовых акцентов и архитектурных форм);

3) Причины, которая задаст эмоцию соревнованиям (учебная – нейтральные эмоции, сосредоточение; праздник – радость; испытание – стремление преодолеть себя)

4) Образа  (спортсмен, воин, супергерой, сказочный персонаж, комиксы, чудовища)

5) Повода (спортивное испытание; забег в честь определённого события; сценарий реальности для телешоу и забегов с элементами фантастики)

6) Состояния общества на момент проведения забега.

7) Выбора материалов.

Литература

  1. Дмитриев Г.Г., Горобец В.И., Новиков В.В., Зубов А. Н. Организация спортивно-массовой работы военнослужащих ВС РФ в полевых условиях с применением мобильных спортивных комплексов./Материалы VII Международного Научного Конгресса «Спорт, Человек , Здоровье». – СПб. : Издательство «Олимп-СПб», 2015. – С. 345-347
  2. Опалев С., Гонка Героев // РБК. – 2015. – №7-8. – С. 34-38.
  3. Рюрикова З. А. Тенденции развития временных сооружений общественного назначения в среде большого города : диссертация … кандидата архитектуры : 18.00.02 / – Москва, 2009.- 149 с.
  4. Whitmore W. The face behind the race. Ray Armstrong – Event director – Beach Bash// Obstacle racing magazine. – 2013. -№3. – С. 80-81.

References

  1. Dmitriev G.G., Gorobec V.I., Novikov V.V., Zubov A. N.(2015) Organizacija sportivno-massovoj raboty voennosluzhashhih VS RF v polevyh uslovijah s primeneniem mobil’nyh sportivnyh kompleksov [The organization of sports and mass work of the military personnel of Russian armed forces in field conditions with application of mobile sports complexes]. Materialy VII Mezhdunarodnogo Nauchnogo Kongressa «Sport, Chelovek , Zdorov’e». [Proceedings of the VII International Congress «Sport, People and Health»]. – St. Petersburg. : Publishing House «Olimp-SPb», 2015. – P. 345-347. [in Russian]
  2. Opalev S., Gonka Geroev // RBK. – 2015. – №7-8. – P. 34-38. [in Russian]
  3. Rjurikova Z. A. Tendencii razvitija vremennyh sooruzhenij obshhestvennogo naznachenija v srede bol’shogo goroda : dissertacija … kandidata arhitektury : 18.00.02 [Trends in the development of temporary facilities for public use in the environment of the big city: Ph.D. thesis:18.00.02] / – Moscow, 2009.- 149 P. [in Russian]
  4. Whitmore W. The face behind the race. Ray Armstrong – Event director – Beach Bash// Obstacle racing magazine. – 2013. -№3. – P. 80-81.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.