ОСОБЕННОСТИ ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.79.1.051
Выпуск: № 1 (79), 2019
Опубликована:
2019/01/21
PDF

ОСОБЕННОСТИ ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Научная статья

Малиенко О.В.1, *, Сокольская О.Б.2

1, 2 ФГБОУ ВО Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, Саратов, Россия

* Корреспондирующий автор (malienko.olga[at]mail.ru)

Аннотация

В статье рассмотрен российский опыт по ландшафтно-архитектурной организации храмовых и монастырских комплексов, в том числе и в Поволжье. В связи с тем, что статья написана по направлению ландшафтной архитектуры, то жизнь и быть монахов, посещение прихожан и т.п. в данной работе не рассматривается. Здесь идет упор на объекты и элементы «зеленого зодчества» в уже существующих трудах, а, следовательно, анализируются исследования других авторов и в следствии этого выбраны наши направления исследований, с определением предмета, цели, задач, научной новизны и практической значимости, которые будут раскрыты в других публикациях.

Ключевые слова: ландшафтно-планировочная структура, озеленение, зеленые насаждения, ландшафты, пространство, среда, территории, сад при храме или монастыре, монастырский комплекс.

FEATURES OF LANDSCAPE AND ARCHITECTURAL ORGANIZATION OF CHURCHES AND MONASTERIES: DOMESTIC EXPERIENCE

Research article

Malienko O.V.1, *, Sokolskaya O.B.2

1, 2 FSBEI HE Saratov State Vavilov Agrarian University, Saratov, Russia

* Corresponding author (malienko.olga[at]mail.ru)

Abstract

The following article describes the Russian experience in landscape and architectural organization of temple and monastery complexes including the ones in the Volga region. The article was written in landscape architecture; therefore, it does not consider the life of monks, parishioners’ visits, etc. Emphasis is put on objects and elements of “green architecture” in already existing works, and, thus, the paper analyzes the articles of other authors and, as a result, research directions are selected defining the subject, purpose, objectives, scientific novelty and practical significance that will be revealed in other publications.

Keywords: landscape-planning structure, gardening, green spaces, landscapes, space, environment, territory, garden at a temple or monastery, monastic complex.

Сады и парки при монастырях и храмах – неотделимая часть истории и культуры России. Большая их часть утрачена с уничтожением этого наследия в 20-е – 30-е гг. XX века, а часть преобразовано в разные ландшафтно-архитектурные объекты: детские и этнографические парки, скверы и т.п.

В настоящее время идет возрождение, прерванная на десятилетия, духовная связь веков и поколений, восстанавливаются монастыри и храмы, стояться новые соборы. В связи с этим актуальным встает вопрос об ландшафтно-архитектурной организации их территории, о создании комфортной среды вокруг таких объектов.

Вопросами территорий храмовых и монастырских комплексов занимались ученые и краеведы в различные времена. Некоторые из них, например, считают, что первые сады в России появились именно в монастырях. Так, Дубенский Н. [1], Тонин Н. [2] были приверженцами этой идеи. Регель А. [3], обобщил их работы, сделав упор на то, что «русским монастырям принадлежит главная роль в деле становления садоводства на Руси».  Историческим аспектам монастырей занимались в XIX веке Зверинский В., Денисов Л., Павловский А., Снегирев И. [4], Курбатов В. [5], а также ряд описательных моментов сделано в различных путеводителях и записках паломников.  В XX веке отдельные вопросы из проблематики садово-паркового искусства русских монастырей изложены в статьях А.Г. Мельника «К семантике монастырского сада» и «Сады Ростовского Борисоглебского монастыря». Формированию архитектурно-ландшафтной среды Валаама посвящена диссертация В.Р. Рывкина (1982). Средневековые монастырские сады рассмотрены академиком Д.С. Лихачевым в его работе «Поэзия садов» (СПб., 1991). Значительное внимание монастырским садам уделено в монографиях профессора, доктора архитектуры Вергунова А.П. (1996, 2006) [6].  В последние десятилетия было достаточно исследований по садово-парковому искусству, которые охватывают бесчисленные, представляющие интерес сведения о монастырских садах, к ним относятся труды Вергунова А., Горохова В., Ожегова С., Ожеговой Е., Медведевой А. [7], Сокольской О. [8] и др. В публикациях о монастырях можно встретить указания на существование сада, цветника, рощи, а в эмоциональных описаниях паломников более часто внимание отдано садам.

Большое количество исторических описаний конкретных монастырей, например, монастырского комплекса на Соловках: Немирович-Данченко В. Соловки. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами. СПб, 1875. – 375 с. или Остроумова И. Святыни нашего севера (Путешествие по Соловкам, Валааму и другим обителям Северной России). СПб., 1897. С. 105.

О растительности монастырей можно найти в труде Вергунова А. и Горохова В. «Монастыри: природа и люди» [6], а также для Поволжского региона в трудах Барсовой И. и Майковой Е. [9] или Сокольской О. [8]. Например, о Толгском Свято-Введенской обители, основой которой послужила «священная роща древнего племени меря, и кедры в стенах монастыря – из тех времен». Двенадцать кедров (связь с апостолами) окружают круглую площадку на изгибе подковообразного канала. Там же идет упоминание о группе из трех лип, символизирующую Святую Троицу. Тем не менее, о других зеленых насаждениях в данных работах не сказано. А при описании Валаамского монастыря, наоборот перечислены зеленые насаждения, которые были акклиматизированы и высажены монахами для преобразования острова [6], [8]. Среди них выделены: кедр, пихта, ель голубая, дуб, ясень, каштан, акация, барбарис и др. Во многих изданиях значительную роль отводят планировочным характеристикам территории и архитектурным сооружениям.  К примеру, Ново-Иерусалимский монастырь, где во всех изданиях акцентируется, что он «задумывался» как «Святая земля – Иерусалим», т.е. для этого пришлось вести преобразование ландшафта: усилить перепады рельефа, вырыть «Святой источник», углубить русло ручья, отделяющего возвышенную часть сада от низинной, насадить экзотические деревья, устроить мостики, лестницы и пр. [8] Ссылки на монастырский опыт встречаются как при описании истории интродукции растений, так и при изучении какой-либо ценной культуры, например, сибирского кедра. М.М. Игнатенко [10] представляет собственные обследования кедровой рощи Толгского монастыря в 1982 г. с учетом деревьев (показан диаметр стволов и количество деревьев), ссылки на литературу (и состояние деревьев в 1940 г.). Автор приводит также сведения по кедрам на Валааме и Соловках. Данные по состоянию деревьев кедра в роще Толгского монастыря имеются также в ряде книг и статей [6, 8, 9,11]. Так как в монастырских садах кедр встречался достаточно часто, то такая литература крайне полезна. В нашей работе исследуются садово-парковые комплексы храмов и монастырей конца XIX-XXI вв., т.к. именно этот период оставил наибольшее количество дошедших до нас ландшафтно-архитектурных объектов, и, в последствие, сформировал новые территории в процессе активного строительства в конце XX-начале XXI вв.

Предмет исследования наших исследований – ландшафтно-архитектурная организация территорий храмов и монастырей Поволжья.

Цель исследования – восстановление ландшафтно-архитектурного облика территории утраченных храмов и монастырей, а также формирование целостного образа «церковного сада» в современных условиях с использованием российских тенденций в данной области.  Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи: 1) провести мониторинг садово-паркового наследия монастырей и при храмовых территории Поволжья; 2) сформулировать ландшафтно-композиционные особенности их устройства; 3)  определить основной дендрологический состав зеленых насаждений; 4) обосновать основополагающие принципы ландшафтно-архитектурного воссоздания территорий храмовых комплексов и монастырей, а также создания новых садов на территориях, появившихся современных церквей с учетом передовых технологий и методов садово-паркового строительства.

Следует обратить внимание, что так как исследования связаны с ландшафтной архитектурой, то жизнь и быть монахов, посещение прихожан и т.п. в данной работе не рассматривается. Здесь идет упор на объекты и элементы «зеленого зодчества».

Научная новизна исследования – определение храмово-монастырского сада как многоуровневой системы ландшафтно-архитектурной среды в условиях населенных пунктов и природных комплексов, с формулировкой ландшафтно-композиционных особенностей их устройства и обоснованием основных принципов восстановления и развития такого рода объектов в условиях Саратовского Поволжья.

Материалами для наших исследований стали литературные, иконографические, архивные источники, а также натурные обследования территорий храмов и монастырских комплексов.

Таким образом, нами сделаны первичные заключения:

  1. В исследованиях по истории, архитектуре, озеленению нет комплексных работ, посвященных восстановлению и созданию территорий храмов и монастырей Поволжья с точки зрения всех канонов ландшафтной архитектуры. Все изученные нами публицистические материалы существуют только в фрагментарные сведения по садам и паркам
  2. Нет комплексных исследований по видам зеленых насаждений, ассортимент деревьев и кустарников дается «поверхностный» без указания видов растений.
  3. Архивные материалы в основном представлены в кадастровых схемах земель храма или монастыря, генеральных планах такого рода объектов, приходно-расходных книгах, описях монастырского имущества и т.п. В них не обозначены виды флоры.
  4. Не выявлены в научно-публицистических источниках, иных трудах ученых, архивах, технологию и методы создания садов, а также уход за ними. По многим документа отсутствуют топографические планы территорий такого рода объектов.

Таким образом, краткий обзор литературных и иных источников даёт основание для детального комплексного обследования планировочной структуры, рельефа,  зеленых насаждений (состава, композиций и пр.) при храмах и монастырях, которые в дальнейшем могут быть использованы: для восстановления этих территорий; в образовательном процессе по истории русского садово-паркового искусства; в научных исследованиях по изучению историко-культурного наследия Саратовского Поволжья; при разработке туристических маршрутов в регионе, в частности на землях Поволжья.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.

Список литературы / References

  1. Дубенский, Н. Монахи – первые садоводы в России // Московские ведомости № 359, 30 декабря 1887 г.
  2. Тонин, Н. Подмосковное садоводство, его прошлое и настоящее // Русский справочный листок, 1889 №7-8
  3. Регель, А. Изящное садоводство и художественные сады/А.Регель. –СПб., 1896.
  4. Снегирев, И. Взгляд на историческое древнее садоводство в Москве до Петра I/И.Снегирев. – М., 1853 – 16 с.
  5. Курбатов, В.Я. Сады и парки: История и теория садового искусства/В.Я.Курбатов. – Пг.: Типография Товарищества М.О. Вольф 1916 г. – 752 с.
  6. Вергунов, А.П.Монастыри. Природа и люди / А. П. Вергунов, В. А. Горохов. – Москва: Изд-во журн. «Москва», 2006 (М.: ФГУП Изд-во «Известия»). – 621с.
  7. Медведева, А.А. Русские монастырские сады: Вопросы ландшафтной организации: диссертация ... кандидата архитектуры: 18.00.01.– Санкт-Петербург, 2002.– 251 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-18/9-8
  8. Сокольская, О.Б. Садово-парковое искусство: формирование и развитие: Учебное пособие/ О.Б.Сокольская.– 3-е изд., перераб.и доп.– Спб: Издательство «Лань», 2018. – 552 с.
  9. Барсова, И. Выявление и типология исторических парков Ярославской области/ И.В.Барсова, Е.Г. Майкова //Тенденции развития парков .– М., 1991
  10. Игнатенко, М.М. Сибирский кедр (биология, интродукция, культура)/М.М.Игнатенко. – М., «Наука», 1988 – 160 с. С. 60-63
  11. Ценнейшая кедровая роща // Вестник знания, 1940, № 3, с. 71-72;
  12. Петров, М. Зеленый исполин/ М.Петров.– Свердловск, 1966, с. 62-63

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Dubensky N. Monakhi – pervye sadovody v Rossii [Monks - the First Gardeners in Russia] / N. Dubensky // Moscow Gazette No. 359, December 30, 1887
  2. Tonin N. Podmoskovnoe sadovodstvo, ego proshloe i nastoyashchee [Moscow Region Gardening, its Past and Present] \ N. Tonin // Russian Information Sheet, 1889 No. 7-8
  3. Regel A. Izyashchnoe sadovodstvo i khudozhestvennye sady [Graceful Gardening and Art Gardens] / A. Regel – SPb., 1896.
  4. Snegirev I. Vzglyad na istoricheskoe drevnee sadovodstvo v Moskve do Petra I [Overview of Historic Ancient Gardening in Moscow till Peter the Great] / Snegirev. - M., 1853 - 16 p.
  5. Kurbatov V.Ya. Sady i parki: Istoriya i teoriya sadovogo iskusstva [Gardens and Parks: History and Theory of Garden Art] / V.Ya.Kurbatov. - Pg.: Typography of the M.O. Wolf Association 1916 - 752 p.
  6. Vergunov, A.P.Monastyri. Priroda i lyudi [Monasteries. Nature and People] / A. P. Vergunov, V. A. Gorokhov. - Moscow: Publ. “Moscow,” 2006 (Moscow: FSUE Izvestia Publishing House). – 621 p.
  7. Medvedeva A.A. Russkie monastyrskie sady: Voprosy landshaftnoi organizatsii: dissertatsiya ... kandidata arkhitektury [Russian Monastic Gardens: Landscape Organization Issues: Dissertation ... PhD in Architecture] / A.A. Medvedeva: 18.00.01. - St. Petersburg, 2002. - 251 p., Ill. RSL OD, 61 03-18/9-8
  8. Sokolskaya O.B. Sadovo-parkovoe iskusstvo: formirovanie i razvitie: Uchebnoe posobie [Landscape Art: Formation and Development: Tutorial] / O.B. Sokolskaya.– 3rd ed., revised and added - St. Petersburg: Lan Publishing House, 2018. - 552 p.
  9. Barsova I. Vyyavlenie i tipologiya istoricheskikh parkov Yaroslavskoi oblasti [Identification and Typology of Historical Parks of the Yaroslavl Region] / I.V.Barsova, E.G. Maykova // Trends in the Development of Parks. – M., 1991
  10. Ignatenko M.M. Sibirskii kedr (biologiya, introduktsiya, kultura) [Siberian Cedar (Biology, Introduction, Culture)] / M.M.Ignatenko. - M., “Science,” 1988 - 160 p. Pp. 60-63
  11. Tsenneishaya kedrovaya roshcha [Valuable Cedar Grove] // Bulletin of Knowledge, 1940, No. 3, p. 71-72;
  12. Petrov M. Zelenyi ispolin [Green Giant] / M. Petrov. - Sverdlovsk, 1966, p. 62-63