Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ЭЛ № ФС 77 - 80772, 16+

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.106

Скачать PDF ( ) Страницы: 184-190 Выпуск: № 4 (118) Часть 2 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Ильвицкая С. В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ / С. В. Ильвицкая, Л. В. Асмолова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 4 (118) Часть 2. — С. 184—190. — URL: https://research-journal.org/arch/osobennosti-formirovaniya-arxitektury-pravoslavnyx-palomnicheskix-centrov-v-kontekste-istoricheskoj-sredy/ (дата обращения: 30.06.2022. ). doi: 10.23670/IRJ.2022.118.4.106
Ильвицкая С. В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ / С. В. Ильвицкая, Л. В. Асмолова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 4 (118) Часть 2. — С. 184—190. doi: 10.23670/IRJ.2022.118.4.106

Импортировать


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.106

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Научная статья

Ильвицкая С.В.1, Асмолова Л.В.2, *

2ORCID: 0000-0001-7506-535X;

1, 2 Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия

* Корреспондирующий автор (laraasmolova[at]ya.ru)

Аннотация

Актуальность темы исследования определена современным развитием православной культуры и образовательной политики России, а также ограниченностью развития культурно-просветительной и туристской инфраструктуры сельских территорий, необходимостью модернизации и совершенствования архитектуры культурных паломнических центров с учетом современных требований и инновационных технологий. В условиях современного развития экономики России на уровне государственной политики идёт процесс активного планирования создания новых культурно-просветительных паломнических центров (далее ПЦ) для местного населения и туристов.В связи с изменением социокультурной ситуации в современном российском обществе формируется новая парадигма в развитии архитектуры паломнических центров при храмовых объектах культурного наследия, связанные с совершенствованием условий комфортности среды. В статье выявлены факторы формирования ПЦ, обозначены различные функции архитектурных объектов в составе православных комплексов и предложена модель структуры гостиницы нового типа для паломников.

Необходимо отметить ряд работ доктора архитектуры, профессора Ильвицкой С.В., которые посвящены изучению проектирования и организации храмовой православной архитектуры. Важно выделить труды Смирнова А.В. и Семеновой Т.С., в которых рассмотрены тенденции формирования культурно-досуговых, жилых центров в контексте исторической среды, а также работы Пасечника И.Л. и Марушиной Н.В., в которых рассмотрена категория ценности в теории и практике сохранения исторической городской среды.

Ключевые слова: паломнические центры, храмовое зодчество, контекст, историческая среда, паломнический туризм.

FEATURES OF THE FORMATION OF THE ARCHITECTURE
OF ORTHODOX PILGRIMAGE CENTERS IN THE CONTEXT OF HISTORICAL ENVIRONMENT

Research article

 Ilvitskaya S.V.1, Asmolova L.V.2, *

2 ORCID: 0000-0001-7506-535X;

1, 2 State University of Land Use Planning, Moscow, Russia

* Corresponding author (laraasmolova[at]ya.ru)

Abstract

The relevance of the research topic is determined by the modern development of Orthodox culture and educational policy in Russia, as well as the limited development of cultural, educational, and tourist infrastructure in rural areas, the need to modernize and improve the architecture of cultural pilgrimage centers taking into account modern requirements and innovative technologies. In the conditions of the modern development of the Russian economy at the level of state policy, there is a process of active planning for the creation of new cultural and educational pilgrimage centers for the local population and tourists. Due to the change in the socio-cultural situation in modern Russian society, a new paradigm is being formed in the development of the architecture of pilgrimage centers at temple cultural heritage sites associated with the improvement of environmental comfort conditions. The article identifies the factors of the formation of such pilgrimage centers, identifies various functions of architectural objects as part of Orthodox complexes, and proposes a model of the structure of a new type of hotel for pilgrims.

It is necessary to note a number of works by Doctor of Architecture, Professor S.V. Ilvitskaya, which discuss to the study of the design and organization of Orthodox temple architecture. It is important to highlight the works of Smirnov A.V. and Semenova T.S., which examine the trends in the formation of cultural and leisure, residential centers in the context of the historical environment, as well as the work of I.L. Pasechnik and N.V. Marushina, which discuss the category of value in the theory and practice of preserving the historical urban environment.

Keywords: pilgrimage centers, temple architecture, context, historical environment, pilgrimage tourism.

Введение

В настоящее время актуальна проблематика организации и создания паломнических центров на основе православных храмов XVIII-XX вв. в исторической среде, расположенных в европейской части России. Объекты культурного наследия играют важную роль в изучении отечественной истории, социокультурного и духовного развития российского общества, так как они обладают мемориальной и художественной ценностью и передают преемственность многовекового архитектурного и строительного опыта. В настоящее время остро стоит проблема сохранения и ревитализации историко-архитектурных объектов культурного наследия, особенно храмов, которые находятся далеко от крупных городов, на сельских территориях. В этой связи формирование архитектуры паломнических центров в исторической среде должно быть адаптировано к новым современным культурно-просветительным типологическим основам.

Основной текст

За всю историю в России в разное время существовал религиозный туризм в форме паломничества. Паломников привлекало большое количество святых мест и в древние времена, и в Новое время. К числу святых мест относились как величественные религиозные центры с крупными памятниками архитектуры, так и святые колодцы, родники, пещеры [1].

Основные центры религиозной жизни населения – храмы, монастыри, возникали на территории русской земли с первых дней существования христианства и дошли до наших дней в видоизмененном или в первоначальном состоянии. В советское время большинство православных храмов были закрыты или разрушены.

В настоящее время существует два принципа организации паломнического туризма [5], [10]:

1) Паломничество, преследующее сугубо религиозные цели. В данном случае паломники принимают участие в богослужениях, посещают святые места только с целью поклонения православной святыни. В такой связи планировка паломнических центров не направлена на удовлетворение культурно-досуговых потребностей паломников, а предназначена для глубоко верующих людей. Важным отличием данного вида паломничества являются мотивы верующих: необходимость паломников в духовном и телесном исцелении от недугов, проявление благодарности святым историческим местам, стремление показать преданность вере, преобрести внутреннюю силу, обстрагироваться от жизненных проблем и беспокойства. Вместо гостиниц для проживающих предоставлены аскетичные кельи.

2) Паломничество, направленное на удовлетворение познавательных и культурно-досуговых целей. Архитектурная организация данных центров представляет собой многофункциональный комплекс, включающий себя не только основное место святыни, но и гостиницы для паломников, места для досуга проживающих. Мотивом такой поездки является совершение туров экскурсионной направленности для рассмотрения религиозных объектов как культурно-исторического наследия. Такие турпоездки не совпадают с религиозными праздниками и предназначены для посетителей разного возраста. Туристы в экскурсионно-познавательных поездках имеют право пользоваться всей инфраструктурой на территории комплекса (кафе, отелями, музеями, выставками). Религиозный туризм включен в современную индустрию туризма.

Паломнический туризм в настоящее время набирает популярность в России, так как подразумевает приобщение к истории храмового зодчества, пониманию значимости храмов и икон, святых мест и источников, расположенных в провинциях страны. В истории храмовых и монастырских комплексов России IXX –нач.XX вв. существует ряд примеров строительства гостиниц для паломников, например, в Свято-Троицком Серафимо-Девеевском женском монастыре (см. рисунок 1).

1

Рис. 1 – Генплан Свято-Троицкого Серафимо-Девеевского женского монастыря с паломническим центром

В связи с этим значительный интерес в настоящее время представляют новые паломнические центры (далее ПЦ) в исторической среде. Сегодня в России существует около 500 православных паломнических центров, в том числе в регионах. Процесс сохранения культурного наследия и исторической среды, связанный с воссозданием памятников и новым строительством ПЦ, обуславливает приемы преемственности традиций, а также необходимость разработки архитектурных решений и проектов ПЦ нового типа. Анализ существующих паломнических комплексов показал, что многие из них не обладают комфортной средой для проживающих паломников. Например, в состав некоторых паломнических комплексов может входить гостиница с размещением по 15 человек в комнате, условия проживания могут быть плохо оборудованными; на территории отсутствуют мероприятия для досуга, питания детей; мебель и интерьер построек ПЦ могут быть устаревшими [5]. Так, основываясь на анализе существующих комплексов для паломников, большинство из них – около 65% не обладают необходимой для комфортного проживания инфраструктурой на территории.

Паломнический центр нового типа – это комплекс зданий, состоящий из многофункциональных объектов с модернизированными социокультурными и просветительными функциями, сложной функциональной и архитектурно-пространственной организации, адаптированной к современным условиям комфортности среды.

В современной отечественной практике принят ряд подходов к организации паломнических центров: реставрация и реконструкция, модернизация и ревитализация храмовых зданий, а также строительство новых объектов в исторической среде с учетом требований Закона об охране исторических памятников, а также интересов и запросов современного общества [6].

Российская современная практика по защите исторических памятников архитектуры заинтересована в инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия. Поэтому возникает потребность развития таких объектов в культурно-досуговых, туристических, образовательно-просветительских и научно-образовательных целях [4]. При строительстве новых объектов на территории ПЦ для развития инфраструктуры в контексте исторической среды, необходимо учитывать наличие границ охранной зоны. В охранных зонах все работы должны быть согласованы с собственником объекта. Чаще всего там действует запрет на строительство или ограничения при размещении тех или иных объектов.

Сведения об охранных зонах содержится в Публичной кадастровой карте. Участки, входящие в границы такой зоны, попадают под действие всех ограничений и запретов.

Выявлены факторы формирования ПЦ, которые влияют на особенности размещения и планировки комплексов.

  1. Композиционный фактор: православные храмы не только являлись градостроительным элементом в составе города, но и служили визуальной доминантой, навигационной точкой. Объемно-планировочные решения храмовых комплексов характеризуются разными видами высот сооружений, различными контурами ограждений и стен. Однако организация любого храмового комплекса стремится к созданию единого композиционного ансамбля.
  2. Экологический фактор: в современных реалиях огромное значение придается повреждениям природного ландшафта при возведении новых зданий. Концепция культовой архитектуры призвана являться частью экосистемы, не нарушая природного равновесия. При проектировании архитекторы применяют экологические материалы и используют энергосберегающие технологии. Такая организация приближена к пониманию религиозного мировоззрения – подобию райского сада.
  3. Духовно-культурный фактор: богослужение является основной функцией, производимой в православной церкви, и является основной христианства. Важной деятельностью на территории храма является работа с паломниками. Так, в структуру ансамбля могут входить следующие постройки: духовные семинарии, академии, воскресные школы, тем самым играя роль в увеличении грамотности населения и способствуя воспитанию специалистов в различных сферах общества.
  4. Социальный фактор: на территории храмового комплекса может осуществляться помощь детям, сиротам, а также людям при возникновении у них сложных жизненных ситуаций за счет обеспечения их жильем, продуктами питания, оказания медицинской или психологической помощи.
  5. Экономический фактор: многофункциональная структура организации определяет хозяйственно-экономическую деятельность храмового комплекса. На территории может выполняться ведение сельского хозяйства, животноводства, огородничество, предоставление туристских услуг паломникам.

Вышеперечисленные факторы влияют на доступность и популярность храмового комплекса среди населения для совершения паломнических поездок.

1

Рис. 2 – Проект гостиницы для ПЦ нового типа для паломников в Ярославской области

Однако в ПЦ необходимо создать современные комфортные условия проживания, а именно: оборудованные гостиницы (см. рисунок 2), так как многие комплексы ими не наделены. Поэтому существует необходимость строительства новых паломнических комплексов в исторической застройке.

Условия временного проживания для паломников, посещающих храмовый комплекс в культурно-досуговых целях, почти не отличаются от современных гостиниц. Однако архитектура ПЦ нового типа должна создавать обстановку для «погружения» в паломническую среду. Так, в структуру гостиницы могут входить: гостиничные кельи с красным углом 1,4 кв.м. и оборудованными санузлом и небольшой кухней; часовня при гостинице; общественно-досуговые зоны с церковными атрибутами; помещения для личных бесед и переговоров; хозяйственно-бытовые помещения; трапезные (см. рисунок 3). Необходимо учитывать специфику паломнического туризма при размещении гостиниц разной типологии: номера для одиночек, для групп людей и семей. Федотова Л.А. предлагает в структуре гостиниц предусматривать 1% монастырских келий для сугубо верующих людей, 39% для паломников, интересующихся историческими и культурными аспектами, и 60% номеров для верующих и интересующихся православием туристов [11].

Создание социально-общественных центров повысит популярность сельской территории, сформирует новые рабочие места и будет способствовать комплексному освоению провинциальных территорий за счет развития религиозного туризма.

ПЦ нового типа призваны обеспечить сохранность историко-архитектурного наследия за счет использования его в социокультурной жизни общества, повышения его экономической эффективности и адаптации к рыночным условиям [2].

Исследование и анализ существующих ПЦ выявило состав сооружений на территории храмового комплекса, которые могут обеспечивать общество различными функциями [9]:

– туристическая функция: предусматривает размещение и предоставление жилья и услуг паломникам – гостиницы, трапезные, кельи;

– экономическая функция: наличие ярмарок, церковных лавок, сувенирных магазинов;

– производственно-промысловая функция: размещение мастерских, огородов, небольших ферм, конюшен и т.д.;

– лечебная функция: предоставление духовного лечения, а также расположение оздоровительными источниками, расположение медпунктов;

– образовательная функция: предусматривает наличие на территории воскресных школ, духовных семинарий, библиотек;

– социальная функция: расположение детских приютов, домов престарелых.

– музейная функция: наличие исторических памятников архитектуры, краеведческих музеев.

1

Рис. 3 – Функциональная модель гостиницы для паломников

Так, функции ПЦ разнообразны: комплексы способны существовать автономно и независимо. Храмовые ансамбли предоставляют паломникам не только жилье, но и обеспечивают им комфортное пребывание за счет предоставление культурно-познавательного досуга.

Применение инновационных технологий экскурсионного обслуживания в сфере религиозного туризма способствует удовлетворению исторического и познавательного интереса. В настоящее время активно применяются цифровые технологии, которые влияют на создание комфортных условий для паломников, безопасность на территории комплекса и качество обслуживания. Широко применяются аудиосистемы, так как они: обеспечивают необходимой информацией большие группы людей; способствуют беспрепятственному прослушиваю церковной музыки, не отвлекаясь на сопровождение гида. Часто применяются тургиды, радиогиды, которые дают возможность повысить качество экскурсии. Большой популярностью в сфере религиозного туризма в настоящее время пользуются интерактивные экскурсии. Они вовлекают посетителей в активное взаимодействие с экскурсоводом и способствуют к «самостоятельному» изучению архитектурных объектов на территории храмового комплекса и памятников культурного наследия. Интерактивные экскурсии позволяют сделать посещение комплекса запоминающимся и познавательным.

В современной России XXI века одним из наиболее крупных и с развитой инфраструктурой паломнических центров является комплекс при Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре в селе Дивеево Нижегородской области. У входа в обитель располагается информационная часть комплекса для посетителей – паломнический центр, который занимается расселением паломников, выдачей талонов на бесплатное питание, организацией поездок к святым местам поклонения. Паломнический комплекс вмещает благотворительную трапезную. На территории центра расположены отдельные здания, удаленные от монастыря. Типология жилых объектов для верующих приезжих разнообразна. Так, вышеуказанный комплекс при Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре обеспечен развитой инфраструктурой, позволяющий располагать паломников разных социальных групп.

На Новых торговых рядах в Сергиевом Посаде расположен крупный Паломнический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, возведенный в псевдорусском стиле в 1902—1903 годах архитектором А.А. Латковым. На территории комплекса рядом со входом организован справочный центр для паломников, где имеется информация о местах расселения в частных секторах, и о гостинице для паломников, в состав которой входит трапезная.

Для организации многодневных и однодневных паломнических поездок по святым местам России, при мужском монастыре Александро-Невской Лавры также организован православный паломнический центр. Комплекс располагает тремя гостиницами для размещения посетителей, каждая из которых вмещает до 30-50 человек.

Таким образом, паломнические центры в современной России достаточно разнообразны. Данные комплексы не только создают необходимую атмосферу для поклонения святыни, но и активно развивают просветительскую, культурную, досуговую и образовательную деятельность. Крупные духовные центры располагают комфортными условиями для проживающих паломников, обеспечивая их бесплатным питанием, благоустроенными гостиницами. В некоторых святых местах организация паломнических поездок приближена к созданию познавательного туризма, что обусловлено возрастающим интересом современного общества к православной культуре.

Заключение

В ходе данного исследования определены следующие выводы:

1) При строительстве ПЦ нового типа для обеспечения комфортной среды для паломников важно учитывать границы охранной зоны.

2) На проектирование ПЦ нового типа в контексте исторической среды влияют композиционный, экологический, духовно-культурный, социальный и экономический факторы для учитывания комфортного пребывания паломников.

3) ПЦ нового типа включает на территории постройки, обладающие туристической, экономической, лечебной, образовательной, социальной и музейной функциями.

4) На территории ПЦ нового типа имеются инновационные цифровые технологии, способствующие комфортному пребыванию паломников, посетивших храмовой комплекс с культурно-просветительской целью.

5) Гостиница нового типа для паломников, посещающих храмовый комплекс в культурно-досуговых целях, должна создавать обстановку для «погружения» в паломническую среду. Необходимо запроектировать в ней гостиничные номера с красным углом и церковной атрибутикой; культовую зону; общественно-досуговые зоны; помещения для личных бесед; вспомогательные помещения для бытовых целей; трапезные.

Архитектура паломнических центров нового типа будет содействовать сохранению духа места и самобытности храмовой архитектуры, если они будут спроектированы на базе выявленных особенностей проектирования, которые сформулированы за счет определения факторов формирования функционально-планировочной и ландшафтной организации паломнических комплексов, установки границ вмешательства в историческую среду.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Ильвицкая С.В. Эволюция православной культовой архитектуры: иллюстрированное учебное пособие / С.В. Ильвицкая. – М.: ГУЗ, 2011. – 95 с.
  2. Ильвицкая С.В. Архитектура православных монастырей: традиции и современность. / С.В. Ильвицкая. Монография, К., «Лабиринт», 2007
  3. Ильвицкая С.В. Глоссарий архитектурно-строительных терминови научных дефиниций в области истории архитектуры и реставрации памятников архитектуры / С.В. Ильвицкая Учебник, ГРИФ УМО, М., ГУЗ, 2015.
  4. Смирнов А.В. Принципы формирования архитектуры культурно-досугового центра в исторической среде.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. арх. / Смирнов Андрей Владимирович. – Москва, 2004. – 26 с.
  5. Федорова Ю. С. Типология туристских объектов на основе использования историко-архитектурного наследия. : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. арх. / Федорова Юлия Семеновна – Москва, 1998 – 24 с.
  6. Афонина Е.В. Организация восстановительных работ объекта культурного наследия при частичном сохранении здания / Е.В. Афонина // Современное строительство и архитектура. – 2018. – №4. – с. 46-48
  7. Прошунина К. А. Ревитализация зоны объекта охраны культурного наследия на территории г. Астрахани в границах исторической части города «городское православное кладбище, XIX–XX. / К. А. Прошунина, Н. А. Новинская. Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. – Астрахань, 2016
  8. Анохин А. Ю. Современные технологии ревитализации и реновации объектов историко-культурного наследия. / А.Ю. Анохин. Балтийский федеральный университет им. И. Канта. – Калининград, 2015
  9. Робежник Л.В. Организация современных паломнических центров Архитектурный аспект / Л.В. Робежник // Ученые записки Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2019.
  10. Зорин И.В. Туризм как вид деятельности / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. Учебник. М.: Финансы и статистика. 2005. – 288 с.
  11. Федотова JI. А. Религиозный туризм как путь возрождения историко-культурного наследия (на примере Коломенского района) / JI. А. Федотова // Промышленное и гражданское строительство. – 2012. – №9.- С. 2931.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. IlvitskayaS.V. Ehvoljucijapravoslavnojjkul’tovojjarkhitektury: illjustrirovannoeuchebnoeposobie [TheevolutionofOrthodoxcultarchitecture: anillustratedtextbook] / S. V. Ilvitskaya. – M.: GUZ, 2011. – 95 p. [inRussian]
  2. Ilvitskaya S.V. Arkhitektura pravoslavnykh monastyrejj: tradicii i sovremennost’ [Architecture of Orthodox monasteries: traditions and modernity] / S. V. Ilvitskaya // A Monograph, K., «Labirint», 2007 [in Russian]
  3. Ilvitskaya S.V. Glossarijj arkhitekturno-stroitel’nykh terminov i nauchnykh definicijj v oblasti istorii arkhitektury i restavracii pamjatnikov arkhitektury [Glossary of architectural and construction terms and scientific definitions in the field of architectural history and restoration of architectural monuments] / S. V. Ilvitskaya // Textbook, GRIF UMO, M., GUZ, 2015 [in Russian]
  4. Smirnov A.V. Principy formirovanija arkhitektury kul’turno-dosugovogo centra v istoricheskojj srede [Principles of the formation of the architecture of the cultural and leisure center in the historical environment]: extended abstract of Candidate’s thesis. Architecture / Smirnov Andrey Vladimirovich. – Moscow, 2004. – 26 p.5 [in Russian]
  5. Fedorova Yu. S. Tipologija turistskikh ob»ektov na osnove ispol’zovanija istoriko-arkhitekturnogo nasledija [Typology of tourist sites based on the use of historical and architectural heritage]: extended abstract of Candidate’s thesis. Architecture / Fedorova Yulia Semenovna – Moscow, 1998 – 24 p. [in Russian]
  6. Afonina E.V. Organizacija vosstanovitel’nykh rabot ob»ekta kul’turnogo nasledija pri chastichnom sokhranenii zdanija [Organization of restoration works of the cultural heritage object with partial preservation of the building] / E. V. Afonina // Sovremennoe stroitel’stvo i arkhitektura [Modern construction and architecture]. – 2018. – No. 4. – pp. 46-48 [in Russian]
  7. Proshunina K. A. Revitalizacija zony ob»ekta okhrany kul’turnogo nasledija na territorii g. Astrakhaniv granicakh istoricheskojj chasti goroda «gorodskoe pravoslavnoe kladbishhe, XIX–XX. [Revitalization of the zone of the object of protection of cultural heritage on the territory of Astrakhan within the boundaries of the historical part of the city «urban Orthodox cemetery, 19-20th] / K. A. Proshunina, N. A. Novinskaya. Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering. – Astrakhan, 2016 [in Russian]
  8. Anokhin A. Yu. Sovremennye tekhnologii revitalizacii i renovacii ob»ektov istoriko-kul’turnogo nasledija [Modern technologies of revitalization and renovation of objects of historical and cultural heritage] / A.Yu. Anokhin. Baltic Federal University named after I. Kant. – Kaliningrad, 2015 [in Russian]
  9. Robezhnik L.V. Organizacija sovremennykh palomnicheskikh centrov Arkhitekturnyjj aspekt [The organization of modern pilgrimage centers Architectural aspect] / L. V. Robeznik // Scientific notes of the Novgorod State University named after Yaroslav the Wise. – 2019 [in Russian]
  10. Zorin I.V. Turizm kak vid dejatel’nosti [Tourism as an activity] / I. V. Zorin, T. P. Kaverina, V. A. Kvartalnov. Textbook. M.: Finansy i statistika. 2005–288 p. [in Russian]
  11. Fedotova L. A. Religioznyjj turizm kak put’ vozrozhdenija istoriko-kul’turnogo nasledija (na primere Kolomenskogo rajjona) [Religious tourism as a way of revival of historical and cultural heritage (on the example of Kolomenskoye district)] / L. A. Fedotova // Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel’stvo [Industrial and civil construction]. – 2012. – No. 9.- p. 2931 [in Russian]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.