ПРИНЦИПЫ И ФАЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМИ СТРЕССОВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ПО КОНЦЕПЦИИ SPIM20-KT РАЛЬФА ФОГТА

Научная статья
Выпуск: № 4 (4), 2012
Опубликована:
2012/08/31
PDF

ПРИНЦИПЫ И ФАЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМИ СТРЕССОВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ПО КОНЦЕПЦИИ SPIM20-KT РАЛЬФА ФОГТА

Научная статья

Ермакова Е.М.

ГБОУ Центр образования №2 Московского района г.Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

 

Аннотация

Ситуация социально-экономического кризиса начала XXI века породила множество проблем и противоречий развития общества, создало предпосылки для дезадаптации социально незащищенных слоев социума. Что в свою очередь привело к росту количества психотравмирующих ситуаций среди незащищенных слоев населения, а также посттравматических расстройств, как у взрослых членов общества, так и у их детей, подростков. В нашем случае работа с посттравматическими расстройствами  подростков и их родителей проводилась с 2008 года. Целью работы являлось выявление нарушений в поведении подростков, являющихся следствием множественных комплексных психологических травм, пережитых в предшествующем периоде жизни, и проведение психокоррекционной работы с помощью методики SPIM20-KT.

Ключевые слова: посттравматическое стрессовое расстройство, комплексная психологическая травма, одушевляемые объекты, психоэдукация, психокоррекция.

Key words: post-traumatic stress disorder, complex psycho trauma, «beseelbare» therapy objects, psycho education, psycho correction.  

В своей работе мы опирались на теории работы с посттравматическими расстройствами Н.В.Тарабриной, Ф.Шапиро, М.Н.Гордеевым и Е.Г.Евтушенко, Р.Фогтом, Филлис Даен, Д. Вольпе, и других.

В ходе психологической консультационной работы нами было выявлено, что около 60% контингента, с которым мы работали, были либо левшами, либо переученными левшами. Контингент составляли подростки и их семьи, находящиеся в трудной жизненной кризисной ситуации, дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, и которые не могут преодолеть  данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, дети из многодетных, малообеспеченных семей, дети, оставшиеся без попечения родителей,  дети из неполных семей, в которых единственный родитель имеет статус одинокой матери,  либо один из родителей умер, или находится в  местах лишения свободы, подростки с нарушениями социальной адаптации, с нарушениями в поведении, дети, состоящие на учете в органах внутренних дел.

В своей работе мы использовали метод, описанный в психотерапевтической концепции SPIM20-KT, которая основывается на нейробиологической теории. Согласно которой, за быстрое реагирование в стрессовой ситуации отвечает мозжечковая миндалина – амигдала, играющая роль переключателя и запуска «цепи быстрого реагирования», что является механизмом выживания индивидуума. Связи с высшими центрами, регулируемые гиппокампом, могут быть частично, а при значительной угрозе — полностью утрачены.

Происходит  «реакция мозга, отдающего приоритет мгновенной реакции и отключению чувств, что является целью физического и духовного выживания в состоянии смертельной угрозы или ситуации невыносимых душевных страданий. Причем в качестве мгновенного рефлекса может выступать как бегство, мнимая смерть или полное телесное подчинение. Данные процессы переключения  и отключения, обусловленные «аварийной» ситуацией, сопровождаются сильным или полным диссоциативным расстройством, функция которого носит защитный характер». Р.Фогт приводит данные, что «долгосрочное стрессовое воздействие действительно ведет к увеличению мозжечковой миндалины и уменьшению объема гиппокампа, что приводит к нарушению способности к комплексному хранению информации и возникновению тенденции к распространяющемуся и устойчивому эффекту триггера»[6,c.11-12], т.е. раздражителя-ассоциации, вызывающего в памяти клиента возврат к травмирующим событиям. Поэтому коррекционную работу целесообразно строить в плане выработки поведенческих механизмов и восполнения пробелов памяти, терапевтирования этих симптомов.

Метод SPIM20-KT основывается на 20 принципах, по которым строится коррекционная психотерапевтическая работа с клиентами, имеющими вследствие множественных комплексных психотравм посттравматические расстройства [6, c.111-114].

  • Наилучший прогресс в терапии происходит, когда работают как с психологическим, так и с телесным уровнем.
  • Создание открытой, направленной на клиента, кооперативной атмосферы.
  • Для лучшего осознания клиентом терапии, терапевт проводит психоэдукацию, т.е. разъясняет какие симптомы, почему,  когда, где и как будет проводиться психологическая работа и что для этого будет предпринято.
  • Клиент и психотерапевт совместно обсуждают сеансы терапии.
  • В различных сеансах психолог и клиент могут играть различные роли в зависимости от потребностей клиента.
  • Психолог взаимодействует с клиентом, придерживаясь его пожеланий, при условии контроля риска ретравматизации, т.е. не нанесения повторной травмы.
  • в процессии терапевтического взаимодействия, ориентированного на психотравму и тело, необходимо постоянно учитывать и проговаривать телесное восприятие себя и других.
  • В каждой фазе работы должна быть сбалансированность диагностики и действий, направленных на избавление болезненных переживаний, в соответствии с возможностями эмоционального состояния клиента.
  • «now how» представляется использование в терапии психотравмы «одушевляемых объектов» для расширения терапевтического пространства. «Для лучшей наглядности внутрипсихических и межличностных процессов в психоэдукацию, психологическую диагностику и прозрачную стратегию лечения, состоящую из ориентированных на действие сеансов по восприятию и поведению, включены особые «одушевляемые терапевтические объекты». При этом в терапевтическом пространстве с помощью, как символических средств, так и структурированной инсценировки с вовлечением других игровых методов создается определенная атмосфера, что позволяет не только воспринимать симптом в определенной дозе, без напряжения, но и избавиться от этой проблемы на символическом и богатом эмоциональном уровне» [7, c.167-176].,  и на телесном физиологическом уровне.
  • Использование игровых инсценировок,  как для диагностики симптомов, так и для  психотерапии с учетом телесных проявлений, невербальных сигналов и процессов взаимодействия.
  • У клиентов с комплексной травмой часто слабо развита способность играть, поэтому важно  содействовать развитию этой способности. В процессе игры происходит активное взаимодействие психического и физиологического, телесного уровня, создается атмосфера исцеления, «поскольку нейробиологические процессы обмена веществ происходят параллельно с каждым расслабляющим и эмоционально структурированном действием» [6, c111].
  • Игровые методы способствуют посредством возрастной эмоциональной регрессии повторному воспитанию основных потребностей клиента в эмпатическом общении, являются предпосылкой к излечению пережитых травм.
  • В психокоррекционной работе необходимо способствовать ослаблению фиксации на болезненных состояниях и  провести тренинг по развитию новых, здоровых состояний.
  • При успешном проведении психокоррекционной работы наряду с индивидуальной может быть использована групповая терапия.
  • Индивидуальная и групповая терапия должна проводиться одним и тем же терапевтом, который является главным контактным лицом.
  • Групповая терапия может иметь несколько уровней. Первоначально это могут быть установление социального контакта, а затем регулирование внутрипсихических и межличностных симптомов в социальном окружении.
  • В начале и в конце терапии могут быть привлечены для совместной установочной разъяснительной беседы родственники, но если понадобится проводить с ними терапию, они должны пройти ее у другого терапевта.
  • Во время проведения терапии можно отслеживать проявление семейных ролевых сценариев, передающихся из поколения в поколение, в ходе чего можно установить вторичные травмы и работать с ними.
  • Тренинги в форме ролевых игр  позволяют наряду с межличностной регуляцией позволяют усиливать профилактику психотравмы в будущем.
  • В ходе работы необходимо постоянно использовать письменные отчеты, рисунки, скульптуры, долевые графики и пр., и ориентированные на успех терапии качественные средства оценки такие, как список симптомов, анкеты изменений, учет заболеваемости и др. в сравнении «до» и «после», информировать клиента об  интересующих их фактах, сравнивать и обсуждать совместно с ними соответствующие результаты.

Фазы психокоррекции по методу SPIM20-KT

Каждая более ранняя фаза является фундаментом для последующей фазы.

Первая фаза: стабилизация и психоэдукация (обучение клиента азам воздействия травматических событий на организм человека) – проводятся упражнения по обучению улучшения состояния – навыки саморегуляции и снятия напряжения, обучение клиента азам воздействия на организм  стрессовых ситуаций, обучение упражнениям на эмоционально-символическое, чувственное восприятие себя,  усиление мотивации клиента и его психофизической выносливости, поиск и создание направленности на разрешение проблем.

Вторая фаза: проработки и выявления травмы - повторное проживание травмирующих событий не более 20% от максимальной эмоциональной насыщенности, чтобы клиент мог справиться с ситуацией, разрыв связи с пусковым механизмом-тригером,  развитие когнитивной структуры памяти, эмоциональная проработка блокад, объяснения, избавление от чувств, порождаемых последствиями травмы; способствование преодоления травмы посредством обретения ресурсного состояния и мотивации, активное завершение, техники параллелизации, восстановление ресурса.

Третья фаза: самозащиты и интеграции – Ральф Фогт сюда относит ориентированные на субъект и действительность, психотерапевтические меры по углублению и совершенствованию:  телесную саморегуляцию и самозащиты при нападениях обидчика, когнитивные схемы  для лучшей самоорганизации и понимания социальных конфликтных систем, развитие  эмоциональной способности к внутрипсихическому восприятию чувств, а также межличностной самозащиты и обращения с опасностью,  расширение с помощью мотивации систем самоконтроля и контроля над другими, а также использования возможностей влиять на общество с целью уменьшения влияния травмирующих условий жизни, проведение активных тренингов по аварийным программам для кратковременного преодоления старых знакомых проявлений травмы и расширения активных навыков в поведении для всеобъемлющей профилактики травмы в малом социальном и более крупном общественном масштабах.

Проведение психокоррекционной работы с клиентами по методу SPIM20-KT Ральфа Фогта в ходе нашей практики способствовало улучшению общего  эмоционального состояния клиентов, повышению их жизненного тонуса,  социальной активности за счет высвобождения энергии. Клиенты изменили свои межличностные ситуации среди своего социального круга, стали добиваться значительных успехов в учебе, работе, улучшился микроклимат внутри семьи, изменилась их самооценка, наметились новые позитивные жизненные планы. Таким образом, терапию  по  методу SPIM20-KT Ральфа Фогта можно применять как одну из  новых перспективных возможностей работы с клиентами при использовании «одушевляемых предметов» в ходе телесно-ориентированной  и когнитивно-поведенческой практики.

Список литературы / References

  1. Агрессия в детей и подростков, под ред. Н.М.Платоновой, СПб, Речь, 2004 г
  2. Бреслав Г.Е.  Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности, СПб, Речь,2006 г
  3. Защита детей от жестокого обращения, под ред. Е.Н.Волковой, СПб, Питер,2007 г.
  4. Змановская Е.В.  Девиантология (психология отклоняющегося поведения)  М.,  «Академия»,2004 г.
  5. Клейберг Ю.А.Социальная психология девиантного поведения, М., ТЦ «Сфера»,2004 г.
  6. Ralf Vogt, Psychotrauma, State, Setting. Psychoanalytical-action-related Model for a treatment of complexly traumatized patients (SPIM20-CTP), edition psychosozial, Psychosozial-Verlag, 2007.
  7.  Ralf Vogt, «Beseelbare» Therapy Objects, Psychoanalytic interactional approach in a body- and trauma-oriented psychotherapy, edition psychosozial, Psychosozial-Verlag, 2004.
  8. Тарабрина Н. В. Основные итоги и перспективные направления исследований посттравматического стресса, 2003

Опубликовать статью

Список литературы