КОНТЕКСТЫ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСТВА

Научная статья
Выпуск: № 12 (31), 2014
Опубликована:
2015/01/16
PDF

Пьянкова Л. А.1, Пинкас И. И.2

1Кандидат педагогических наук, доцент, филиал КузГТУ в г. Новокузнецке;  2студентка филиала КузГТУ в г. Новокузнецке

КОНТЕКСТЫ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСТВА

Аннотация

В статье проанализирован феномен родительства с культурологической, социально-психологической и педагогической стороны, объясняющий причины деформации современных семейных устоев. Делается попытка исследовать феномен отцовства в психологических изысканиях, его отличие от материнства, что позволяет избежать проблем в современной семье: неоднозначность отношения мужчины и женщины к своей роли родители, различные способы её проявления.

Ключевые слова: родительство, материнство, отцовство.

Pyankova L. A.1, Pinkas  I. I.2

1Сandidate of pedagogic Sciences, docent, KuzGTU branch in the city of Novokuznetsk; 2student branch of KuzGTU in the city of Novokuznetsk

CONTEXTS OF PARENTHOOD PHENOMENON

Abstract

We  have analyzed the phenomenon of parenthood with the cultural, social, psychological and pedagogical side, explaining the causes of the distortion of modern family values. We have also made attempts to explore the phenomenon of paternity in psychological research, unlike motherhood that avoids problems in the modern family: the ambiguity of the relationship of man and woman to his role as parents, different ways of manifestation.

Keywords: parenting, motherhood, fatherhood.

Анализ теоретических исследований по проблеме культуры брачно-семейных отношений, различных контекстов феномена родительства позволяет утверждать, что семейные проблемы универсальны. Именно семья и схожесть процессов происходящих в ней у людей разных национальностей и вероисповеданий, делает всех нас людьми одной эпохи, землянами, гражданами государств, представителями цивилизаций и выдвигает одни и те же проблемы. Никогда еще нравственные устои семьи не подвергались такому испытанию во всем мире, как сейчас, и никогда, пожалуй, мир не нуждался во всеобщем осмыслении таких понятий как единство, гуманизм, честность, открытость, порядочность, которые во всей совокупности прочих показателей не только ускоряют общественный прогресс, но и выступают сдерживающим фактором для человека [1].

Культура брачно-семейных отношений - это особый вид нравственной культуры. Умение жить в семье находится в прямой зависимости от уровня нравственности, транслируемой родителями.

Процесс преодоления негативных тенденций в экономике, политике, социальной жизни и в нравственном развитии общества предполагает активизацию деятельности всех общественных ресурсов, и в первую очередь семьи. Причем процесс этот не может быть растянутым во времени. Упрочение брака, активизация функции семьи требуется сегодня, немедленно, чтобы уже в следующем поколении получить заметный позитивный сдвиг в сторону формирования непреходящих ценностей.

Культурологический угол зрения на семью заключается в уяснении ее социального смысла, как духовной ценности. Будучи атрибутом внутреннего мира, частью личной жизни и индивидуального бытия семья и события, происходящие в ней, обладают определенной повторяемостью и, следовательно, массовидностью. На уровне семьи формируется   менталитет нации, государства, целой группы сообществ. В этой повторяемости как раз и проявляется социальная природа семьи. Семья есть связующее звено между обществом и личностью. Различные стороны общественной жизни, внешние условия и внутренние побуждения людей, объективные и субъективные воздействия разнообразных факторов проявляются и переплетаются в семье самым неожиданным образом, порождая подчас непредвиденные результаты.

Связанная с обществом семья, с одной стороны, своими основаниями уходит в способ производства, структуру производственных отношений, с другой, - целиком и полностью построена на сознании индивида, включая его когнитивные, аксиологические, мотивационные и другие компоненты личности, способы волеизъявления.

Тем самым, через семью устанавливается связь между материальным и духовным, между общественным бытием и общественным сознанием. Благодаря семье материальные отношения переходят в духовные и, наоборот, ценностные ориентации людей, их идеи, настроения, планы и мечты трансформируются в практические действия. Следовательно, в семье отражается объективный мир эпохи с ее противоречиями и субъективные позиции, желания и настроения индивида. На этом фоне феномен родительства, как результат развития брачных, нравственных и иных отношений в семье претерпевает серьезные трансформации: алкоголизация родителей, фактически приводящая к девиантному отцовству и материнству, рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем; уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка; непонимание некоторой частью молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье; рост количества семей с единственным ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения; увеличение числа разведенных мужчин и женщин, которые затем не могут или не хотят повторно вступать в брак; значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной несовместимости супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.

Исследования отечественных социологов, философов, педагогов и психологов объединяет то, что материнства и отцовство – это феномен и микро-, и макросоциальный: он подразумевает не только идентичность «буквальных» отцов и матерей, но и принципы, определяющие отношение взрослых к детям в целом и тесно связанные с гражданским самосознанием. Между тем на проблему отцовства и материнства в науке существуют различные взгляды. Так, феномен отцовства в научной литературе не является достаточно проработанным, вероятно поэтому, нет единого мнения ученых относительно структуры данного феномена, не встретилось в доступной нам литературе и его определения. Феномен отцовства не может исчерпываться такими понятиями как «роль», «статус», «чувства», «мотивации», «потребностно-ценностная сфера» или «самооценка». Ученые сходятся лишь в том, что на формирование феномена отцовства большое влияние оказывает социокультурный аспект, его изучение остается неотъемлемой частью различных наук, в том числе психологией, социологией. Так Бронислав Малиновский в историческом факте социальной роли отцовства называет обеспечение детям законной принадлежности к социуму, независимо от неопределенности установления биологического отцовства. Материнство же согласно взглядам культурологов и психологов, отражает накопленный народом опыт, выстраданные им ценности, нормы и ориентиры. Присущие культуре образцы поведения, ценности, регулирующие, прежде всего, отношения между людьми в обществе и семье, должны быть сохранены как устойчивые и приемлемые. Именно здесь материнство выступает как транслятор менталитета общества, консолидирующего в себе и его ценности, и установки и традиции [2;3;4;5].

Как отмечает  Э. Р. Алексеева, родительство может рассматриваться как «биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребёнка; как этап в жизни человека, начинающийся с момента зачатия ребёнка и не заканчивающийся после смерти ребёнка; как отношения кровного родства между родителем и ребёнком; как субъективное восприятие человека себя родителем» [6, с. 644-646].

Продолжая исследование проблемы родительства   как социального феномена, обратимся к трудам  Н. В. Богачевой,  В. В. Бойко, Л. А. Грицай, Л. А. Дубисской, И. С. Кона, Р. В. Овчаровой и др. [6;8;9] Авторы тождественны в том, что отношение к родительству в истории человечества зависит от представлений о нём в каждой конкретной культуре. Следовательно, полагают авторы, причины кризиса современного родительства нужно искать в социальных механизмах процесса его становления в современном российском обществе. Между тем, существует и особенное в их трудах.

По мнению Н. В. Богачевой, родительство представляет собой «устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие реальных и потенциальных родителей, связанное с рождением и воспитанием детей и характеризующееся соответствующим поведением мужчины и женщины», которые могут по-разному влиять на устойчивость семьи [6,  с. 13]. Несмотря на то, что со второй половины XX века семья перестала быть «детоцентрической», тем не менее, роли отца и матери в ней остаются одними из самых важных. Ребенку необходимы оба родителя. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви - отцовской или материнской - ведет к нарушению его поведения. Какие бы изменения ни происходили в социокультурных ролях, материнство и отцовство неизменны, постоянны, и здесь исключена взаимозаменяемость мужчин и женщин, должно учитываться лишь их единство и взаимодополняемость в семье.

Между тем, как отмечает австрийский психоаналитик Альфред Адлер, рассматривая отцовство как второй источник по важности влияния на развитие у ребенка социального интереса, у отца должна быть позитивная социальная установка по отношению к жене, работе и обществу. Продолжая свои изыскания, автор отмечает и сформированный социальный интерес к проявляющимся взаимоотношениям с детьми. По А. Адлеру «идеальный отец» тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании. Отец, по мнению психотерапевта, должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих одинаковые последствия. Дети, чувствующие себя отчужденными от родителей, обычно в дальнейшем преследуют цель достижения личного превосходства, нежели превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефективному стилю жизни. Так, дети деспотичных родителей, по наблюдениям ученого, учатся бороться за власть, имея в виду личное, а не социальное превосходство.

Эрих Фромм, анализируя традиционную семью, выделил отцовский тип воспитания, отмечая, что отцовская любовь стремится к справедливости, к тому, чтобы любовь ребенка соответствовала его заслугам [10].

Таким образом, сохранение устойчивости современной семьи возможно только при соблюдении гендерного баланса в исполнении социальных ролей отца и матери. Н. В. Богачёва добавляет к этому также «социальные функции родителей, культурные символы отцовства и материнства, права и обязанности мужчины-отца и женщины-матери по отношению к ребёнку» (там же).

А. С. Спиваковская, говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждается, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка, это, прежде всего, любить свою жену [11].

К. Витакер отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта «невключенность» вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиняет ему боль [12].

В то же время, К.Флэйк-Хобсон полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения [13].

В современном обществе возникла реальная опасность деформации семейных устоев, наследования культурно-исторического семейного опыта. «Современная превентивная проблема, – пишет Л. Б. Шнейдер – требует новых ценностных акцентов. Именно философское осмысление социально-психологических проблем, стремление к достижению гармонии отношений семьи с обществом, другими людьми, очищение разума и души человека от всех видов социального зла, защита и развитие подлинных достижений культуры, прекращение ее деградации выходит на первый план» [14].

Литература

  1. Пьянкова,Л. А. Материнство как феномен развития общества и личности : моногр. / Л. А. Пьянкова. – Новокузнецк : Изд-во КузГТУ, 2014. – 89 с.
  2. Иорданский,В. Б. Хаос и гармония / В. Б. Иорданский. – Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. - 343 с.
  3. Рамих,В. А. Материнство как социокультурный феномен: автореф. дисс. … д-ра филос. наук: 24.00.01 / В. А. Рамих. - Ростов н/ Д., 1997. - 32 с.
  4. Рамих,В. А. Материнство как социально-культурный феномен: дисс... докт. филос. наук : 24.00.01 / В. А. Рамих-Ростов н/Д., 1997. - 236 с.
  5. Филиппова,Г. Г. Психология материнства: учеб. пособие Г. Г. Филиппова. - Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
  6. Алексеева,Э. Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России / Э. Р. Алексеева // Вестник Башкирского университета. Сер. «Философия. Политология. Социология. Культурология». – 2008.- Т. 13. - № 3.- С. 644-646.
  7. Богачёва,Н. В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе : дисс. ... канд. соц. наук : 22.00.04 / Богачева Н. В.  - Казань, 2005. - 245 с.
  8. Берковиц, Л.  Что такое инстинкт? / Л. Берковец. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2001.- 516 с.
  9. Бойко,В. В. Репродуктивное поведение семьи и личности (социально-психологическое исследование рождаемости): автореф. дис. … д-ра психол. наук .: 19.00.01 / Бойко В. В. - Ленинград, 1981- 632 с.
  10. Фромм,Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н. И. Войскунско, И. И. Каменкович / Ред. В. И. Добренькова. – Москва : Прогресс, 1986. – 238 с.
  11. Спиваковская,А. С. Психотерапия: игра, детство, семья.- Москва : ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - Том 2. - 304 с. - (Психология - XX век).
  12. Витакер,К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер; пер. с нем. – Москва : Издательство Класс, 2004. - 208 с.
  13. Обухова,Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева. – Москва : Жизнь и мысль, 1999.- 168 c.
  14. Шнейдер,А. Б. Основы семейной психологии / А. Б. Шнейдер. – Москва-Воронеж : Изд-во: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2010. – 928 с.

References

  1. Pyankova, L. A. Motherhood as a phenomenon of the development of society and the individual: waters. / L. A Pyankova. - Novokuznetsk: IZD-vo KuzGTU, 2014. - 89 p.
  2. Jordan, V. B. Chaos and harmony/ V. B Jordanian. - Moscow: main editorial of Oriental literature publishing house "Nauka", 1982. - 343 p.
  3. Ramih, V. A.  Motherhood as a sociocultural phenomenon: katege. DICs. … Dr. philos. Science: 24.00.01/V. A. Ramih. - Rostov n/D., 1997. - 32 p.
  4. Ramih, V. A. Motherhood as a socio-cultural phenomenon: Diss to ... Dott. filos. Science: 24.00.01/V. A. Ramih-Rostov n/D., 1997. - 236 p.
  5. Filippova, G. G. Psychology of motherhood: Stud. grant g. Filippov. -Moskva: IZD-Vo, Institute of Psychiatry, 2002. - 240 p.
  6. Alexeeva, E. R. analysis of family social parenthood in modern Russia/e. E. R. Alexeyeva//Bulletin of the Bashkir University. Cep. "Philosophy. Political Science. Sociology. Cultural Studies ". - 2008.- t. 13. -No. 3 p. 644-646.
  7. Bogacheva, N. V. Parenthood as a factor in the stability of the family in modern Russian society: DICs. ... Cand. Soc. Science: 22.00.04/ N. V. Bogacheva - Kazan, 2005. - 245 p.
  8. Berkowitz, L. What is instinct? /L. Berkovets. -St. Petersburg: Prime-Evroznak, 2001. - 516 p.
  9. Boiko, V. V. reproductive behaviour of the family and the individual (socio-psychological study of fertility): katege. DIS. … Dr. of psychology. Science: 19.00.01/ V. V. Boiko - Leningrad, 1981- 632 p.
  10. Fromm, E. to have or to be? / Lane. English N. I. Vojskunsko, I. Kamenkovich /Red. V. I. Dobrenkova. - Moscow: progress, 1986. - 238 p.
  11. Spivakovskaa, А. S. Psychotherapy: game, childhood and the family.-Moscow: April Press; JSC publishing house EKSMO-press, 2000. - Volume 2. -304 p.-(Psychology-XX century).
  12. Lance Whitaker, K. Are midnight musings of a family therapistik. Lance Whitaker; Lane. with it. - Moscow: Izdatelstvo Class, 2004. - 208 p.
  13. Obukhova, L. F. Family and child: the psychological aspect of child development/ L. F. Obukhova, O. A. Shagraeva. - Moscow: life and thought, 1999. - 168 p.
  14. Schneider, A. B. Family Psychology/ A. B. Schneider. - Moskow-Voronezh: Publishing House: Moscow psycho-social University (MPSU), 2010. -928 p.