Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217

DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.030

Скачать PDF ( ) Страницы: 26-28 Выпуск: № 3 (45) Часть 5 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Урунова Х. У. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕНТАЛИТЕТА / Х. У. Урунова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 3 (45) Часть 5. — С. 26—28. — URL: http://research-journal.org/philosophy/rol-religii-v-formirovanii-mentaliteta/ (дата обращения: 23.05.2017. ). doi: 10.18454/IRJ.2016.45.030
Урунова Х. У. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕНТАЛИТЕТА / Х. У. Урунова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 3 (45) Часть 5. — С. 26—28. doi: 10.18454/IRJ.2016.45.030

Импортировать


РОЛЬ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕНТАЛИТЕТА

Урунова Х.У.

Кандидат педагогических наук, Политехнический Институт Технологического Университета Таджикистана  имени академика М. Осими, преподаватель английского языка, докторант Отдела социальной философии Института философии, политологии и права АН Республики Таджикистан

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ МЕНТАЛИТЕТА

Аннотация

В данной статье автор анализирует философские аспекты роли религии  в формировании национального менталитета. Автор глубоко рассматривает воздействие религии на сознание человека и выявляя отличительные черты менталитета практикующего верующего и непрактикующего человека он приходит к выводу, что религиозный менталитет состоит из традиционного типа мышления, который основан на предрассудках, интерпретации традиций и обычаев или религиозного мышления, которое основано только на коранических знаниях и доказательствах. Проводя дифференциацию религиозного мышления автор делает особый акцент на еще один существующий нездоровый тип менталитета – или же на менталитет инвалид, который не входит в структуру религиозного менталитета.  Анализируя проблему влияния религии на формирование национального менталитета, автор подчеркивает, что характер религиозного воздействия на сознания человека зависит от интеллектуального развития.

Ключевые слова: религиозный менталитет, акида, вероубеждение, традиционное мышление, комбинированный менталитет, предопределение, схоластика  

Urunova H.U.

PhD in Pedagogy, Polytechnic Institute of the Technological University of Tajikistan named after academician M. Osimi, English teacher, PhD student of the Department of Social Philosophy, Political Sciences and Law of the AS of Tajikistan Republic

THE ROLE OF RELIGION IN FORMING THE MENTALITY

Abstract

The author of the article analyzes the philosophical aspects of the role of religion in forming the national mentality. Deeply considering the influence of the religion on the conscious of a person and identifying the peculiarities of practical believer and non-practical believer the author makes a conclusion that religious mentality consists of traditional thinking based on prejudices and the interpretation of traditions and customs and religious thinking based on only koran knowledge, facts and arguments. The author differentiates the religious mentality paying a special attention to one more existing invalid type of thinking which does not refer to the religious classification. Having analyzed the problem of influence of the religion on forming the mentality the author of the article emphasizes that the character of the religious influence depends on the level of intellectual development.

Keywords: religious mentality, aqida, persuasion, traditional thinking, combined mentality, predestination, scholastics

В данной статье мы исследуем одну из актуальных проблем современного общества: роль и влияние религии на менталитет, пытаясь установить, определяет ли религия менталитет или же наоборот? Вопросу прямой или косвенной связи менталитета с религией посвящено достаточное количество литературы. В рамках данной научной статьи мы хотим охватить другую сторону этой проблемы, каково влияние религии на формирование национального менталитета?

При этом мы будем исходить из того неоспоримого факта, что подавляющее большинство населения нашей страны верующие, и, так или иначе, исповедуют исламскую религию. Следовательно, у них складывается особый тип мышления, превратившийся в так называемый «религиозный менталитет». Перед тем, как исследовать эту проблему, нам пришлось выяснить, насколько эти два понятия совместимы друг с другом. Поиск в литературных источниках показал, что многие авторы при их интерпретации подчеркивают их научную близость.

Религиозный менталитет рассматривается у двух категорий людей: менталитет верующих людей, которые следуют всем принципам религии, т.е. практикующие верующие, и менталитет верующих, которые не следуют всем религиозным принципам и канонам. Обе категории людей объединяются одним принципом: верой в Бога, но менталитет непрактикующих верующих сформирован на основе сомнений, предположений, предрассудков, в то время как мышление грамотно верующего основывается на четких доказательствах. Мышление верующего человека отличается от мышления обычного человека тем, что он владеет вероубеждением, что в арабском языке называется «акида». Вероубеждение означает связывание чего-либо одного с чем-либо другим. Следовательно, исламское вероубеждение это свод воззрений и убеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными понятиями. [4,6]

Последнее означает, что мышление религиозного человека сформировано и построено на базе принципиальных, абсолютных концепций, которых он ни в коем случае не подвергает сомнению. По мнению одного из знатных улемов исламской науки, автора книги «Суннитские вероубеждения»,-Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа -для убежденности в чем-либо следует знать объект убеждения (во что человек верит, и в чем он убежден) так хорошо, чтобы не оставалось никакого сомнения. Он четко, поэтапно описывает процесс формирования религиозного менталитета. Он пишет, что человек сначала воспринимает и осмысляет объект убеждения. После восприятия и осмысления его чувственное восприятие преобразуется в научное просвещение. Позже спустя время, по мере утверждения других доказательств, то самое знание об объекте убеждения подтверждается, и вера, представление относительно этого объекта еще больше укрепляются. Затем это знание начинает воздействовать на разум человека и совершаемые им действия. Далее он говорит, что когда же определенное знание, превратившись в его  мысль, его мнение достигнет такого уровня, что сможет направлять его эмоции и сможет управлять его действиями, вот тогда это знание обернется вероубеждением. Следовательно вероубеждение может быть основано только на знании. [4,6] Отсюда вытекает, что менталитет и процесс его формирования исключительно грамотного религиозного человека представляет собой тип мышления, который основан не просто на чувствахи необоснованных предположениях, а на научных коранических знаниях. Возникает вопрос: является ли  менталитет обычного таджика таковым? Таджикский менталитет в этом аспекте вопроса сильно переплетается с социальными предпосылками таджикского общества, традициями и обычаями, которые являются неотъемлемой частью жизни нашего народа. Так как традиции носят устойчивый преобладающий характер в таджикском обществе, они естественно проникают в сознание человека и, следовательно, формируют «комбинированный» менталитет, структура которого состоит из религиозного мышления и традиционного мышления. Процесс формирования менталитета таких людей протекает не по тому формату, который описан выше.  Их чувственное восприятие не преобразовалось в научное просвещение,  и в формировании их менталитета сыграли роль не религиозные знания и науки, а традиции, обычаи, предрассудки, предубеждения, прежде всего, неграмотность в религии, из-за которой многие из них под исламскими знаменами, проводят свои проповеди или же «амри маъруф»,  сами не понимая суть своих слов. Возникает вопрос: относится ли их менталитет к религиозному типу менталитета? Нельзя ответить нет, так как так или иначе эти люди исповедуют религию ислам, и они уверовали в единобожие. Их модель менталитета мы отнесем к «хурофотскому  типу» таджикского менталитета.

Андрей Кончаловский в своей статье «Русский менталитет и мировой цивилизационный процесс» рассматривает такие вопросы, как, насколько прочен национальный менталитет и действительно ли религия определяет менталитет. [2] Этот контекст проблемы нами проанализирован в статье  «Особенности национального менталитета как объект социально-философского анализа», [6] где рассматривался вопрос о наличии национального в менталитете, его прочности и устойчивости. В этой связи  нас заинтересовал другой вопрос, который поднят Андреем Кончаловским, вопрос о влиянии религии на менталитет. Рассматривая эту проблему, другой русский ученый В. Романенко подчеркивает, что она похожа на проблему «курицы и яйца». [5] Он полагает, что ее решение поднимало многочисленные споры, и что надо подойти к ней с другого угла зрения. Для определения влияния религии на менталитет, по его мнению, нужно рассмотреть механизм закрепления в наследственности ряда типовых программ реакции организма на свойства окружения, которая называется поведением. «Любое поведение есть средство адаптации к условиям обитания. Следовательно, менталитет- это закрепленный в наследственности организма определенный набор поведенческих реакций». [3,288]

А теперь попытаемся разобрать вышеуказанные научные наблюдения, исходя из нашего собственного опыта и условий,ведь иначе никак нельзя рассмотреть и проанализировать ситуацию. По мнению В. Романенко, нет однозначного ответа на вопрос, что первично, религия или менталитет. Наши повседневные социальные наблюдения дают нам более ясный ответ, подтверждающий первичность религии и ее сильное воздействие на формирование менталитета. Ведь исламская религия охватывает все аспекты жизнедеятельности наших мусульман, начиная от деторождения до похоронных мероприятий. Влияние религии на менталитет очевидно, по поводу влияния христианской веры не осмелимся спорить из-за отсутствия знаний, наблюдений и жизненного опыта, но роль и влияние исламской религии без сомнения утверждаем. При рассмотрении процесса формирования менталитета во взаимосвязи с религией выявляется, что религия является одним из мощнейших факторов, определяющих и контролирующих наше поведение. Когда человек принимает исламскую религию и осмысливает ее, у него не остается другого мнения, кроме религиозной, он не придерживается другой точки зрения, кроме религиозной. У него начинается процесс формирования прочного устойчивого менталитета под воздействием религии. Религия проникает в его быт, сознание, начинает проявляться в его действиях и поведении, а как было выше упомянуто, любое поведение – это средство адаптации к условиям обитания. А это значит, в человеческом сознании закрепляется набор поведенческих реакций, что, по мнению Поспелова Д.А., автора книги «От амебы до робота: Модели поведения», называется менталитет. Такую ситуацию в нашем обществе можно легко обнаружить, которая свидетельствует о первичности религии и ее влияния на менталитет. Проблему «курицы и яйца» мы в какой-то степени выявили и, надеюсь, смогли описать, как на самом деле обстоят дела в нашем таджикском обществе. Вместе с тем здесь возникает другая  проблема: раз религия имеет огромное влияние на формирование менталитета человека, особенно в нашем обществе, каково это влияние, отрицательное или положительное? Судя по нашим социальным наблюдениям и анализам, характер влияния религии на человеческое сознание зависит от уровня грамотности, образованности самого человека, как в религиозной, так и светской областях. Восприятие религии и ее принципов малограмотным человеком происходит буквально, схоластично. Как отмечают Т.Каримов и Р.Усанов – авторы статьи «Размышления об экстремизме, терроризме, понятии «народный ислам» и «политический ислам», порой несправедливые, безжалостные отношения, грубые безнравственные подходы, могут подтолкнуть людей, особенно молодежь к противоправным действиям, к вступлению в различные экстремистские группировки, идти на крайние меры, совершать террористические акты. Большая часть таких преступлений совершается в состоянии аффекта или наркотической зависимости. Поэтому их деяния нельзя отнести к той религии, которую они исповедуют. Мировые религии, особенно ислам, критикуют таких людей и деяния, поскольку они, наложив руки на собственную жизнь и жизнь других, нарушают один из важнейших этических принципов ислама- не убей». [1]

Возникает логичный вопрос: К какому типу менталитета можно отнести менталитет таких людей? Мы считаем, что справедливо будет такая характеристика при дифференциации их модели менталитета, как назвать его «некорректным» или «нездоровым», «неправильно сформировавшимся» или же «менталитет–инвалидом». Такое подразделение типов менталитета не входит в структуру «религиозного менталитета», исходя из того принципа, что в религии нет принуждения и насилия.

Мы рассмотрели одну сторону проблемы. На самом деле влияние религии на тип мышления верующего носит характер «успокоения» и «обнадеживания». Его мышление устроено по очень важному принципу, который и составляет суть и значение жизни по религии-все предопределено и предустановлено творцом (казову кадар). Именно следование этому принципу отличает верующего от слабо верующего или малограмотного человека в области религии. Верующий связывает любое происходящее в жизни событие — печаль, горе, неудачу, потери, успех, достижения – с божественным предопределением и предустановлением. Подобное настроение и отношение к жизненным событиям предохраняет его от стрессовых состояний, нервного возбуждения и отчаяний, потому что его мышление уже сформировано и запрограммировано давать команду мозгу настроиться на знание о предопределении. Наличие таких чувств и осуществление такого подхода можно обнаружить исключительно у верующего и получившего религиозные знания человека. Согласно религиозному вероучению Бог создал всех в их чистой истинной природе. Он не создает кого-то обладателем чистой, а кого-то обладателем порочной природы. В сохранении или нарушении той самой чистой природы важна роль самого человека. В этом деле весьма велика степень участия родителей. Родители с их воспитанием занимают важное место в формировании религиозных представлений у ребенка. [4,147] В этой связи религия играет положительную роль в формировании менталитета человека. Кроме того, для того чтобы религия смогла сыграть положительную роль в формировании менталитета, чтобы не допустить вступление молодежи в экстремистские группы,  прежде всего, нужно повысить уровень образованности населения, искоренить хурофотизм посредством усиления внимания как государственных структур, так и семьи на систему образования, на развитие критического мышления у молодежи, которое способствует формированию у молодых людей навыков получения и понимания информации, ее использования в конкретных конструктивных целях. Критическое мышление, суть и значение которого заключается в обсуждении и анализе с целью уточнения, может сыграть определенно значительную роль в разборе информации и дифференциации истины ото лжи. Именно наличие навыков критического мышления позволяет молодежи опираться на здравый смысл, компетентно оценивать сформировавшуюся обстановку, предостерегая их от вступления в экстремистские группировки. Однако, в последнем случае, отсутствие здравого смысла не следует приписывать религии, учитывая тот аспект, что не религия и ее влияние участвует в выборе такого поведения молодежи, а их некритический анализ ситуации, неумение разобраться в потоке информации, неграмотность, наивность, слабость. Философ Мухаммад Икбол справедливо отмечает:

Ислом ба зоти худ надорад айбе,

Хар айб, ки хаст дар мусулмонии мост.

(Ислам по своей сути не имеет недостатков, вся проблема в самих мусульманах)

Литература

  1. Каримов Т., Усанов Р. Размышления об экстремизме, терроризме, понятии «народный ислам» и «политический ислам// газета Согдийская правда-6 декабря 2014 №97 (16287)
  2. Кончаловский А. Русская ментальность и мировой цивилизационный процесс// Электронный научный семинар (ЭНС). -№ 0236. Раздел: Социальные проблемы. Дата публикации 06.04.2011.
  3. Гаазе-Раппопорт М.Г., Поспелов Д.А. От амебы до робота: Модели поведения. – М.: Наука 1987. С. 288
  4. Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Суннитские вероубеждения// Ташкент.: Хилол –нашр, 2013. С. 6
  5. Романенко В. Менталитет и религия// Электронный научный семинар (ЭНС) -№ 0247. Раздел: Социальные проблемы. Дата публикации: 29.05.2011
  6. Урунова Х.У. Особенности таджикского менталитета как объект социально-философского анализа// Душанбе. Вестник ТГУПБП №3 (64) 2015. С 42

References

  1. Karimov T., Usanov R. Razmyshlenija ob jekstremizme, terrorizme, ponjatii «narodnyj islam» i «politicheskij islam// gazeta Sogdijskaja pravda-6 dekabrja 2014 №97 (16287)
  2. Konchalovskij A. Russkaja mental’nost’ i mirovoj civilizacionnyj process// Jelektronnyj nauchnyj seminar (JeNS). -№ 0236. Razdel: Social’nye problemy. Data publikacii 06.04.2011.
  3. Gaaze-Rappoport M.G., Pospelov D.A. Ot ameby do robota: Modeli povedenija. – M.: Nauka 1987. S. 288
  4. Muhammad Sadyk Muhammad Jusuf. Sunnitskie veroubezhdenija// : Hilol –nashr, 2013. S. 6
  5. Romanenko V. Mentalitet i religija// Jelektronnyj nauchnyj seminar (JeNS) -№ 0247. Razdel: Social’nye problemy. Data publikacii: 29.05.2011
  6. Urunova H.U. Osobennosti tadzhikskogo mentaliteta kak ob#ekt social’no-filosofskogo analiza// Dushanbe. Vestnik TGUPBP №3 (64) 2015. S 42

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.