ПРИНЦИПЫ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ ВСЕЛЕННОЙ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.50.032
Выпуск: № 8 (50), 2016
Опубликована:
2016/08/18
PDF

Баранов Г.В.

Профессор, Доктор философских наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал

ПРИНЦИПЫ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ ВСЕЛЕННОЙ

Аннотация

В статье рассмотрено – характеристика принципа средством превращения хаоса информации в состояние относительно упорядоченного знания; Вселенная определяется предельным уровнем природы и суперобъектом научного познания; исследуется содержание принципов современной космологии; оценивается мировоззренческое содержание принципов научного познания Вселенной.

Ключевые слова: научное познание, Вселенная, принципы космологии, научное мировоззрение.

Baranov G.V.

Professor, PhD in Philosophy, Financial University under the Government of the Russian Federation, Omsk Branch

PRINCIPLES IN SCIENTIFIC COGNITION OF THE UNIVERSE

Abstract

In the article - the characteristic of the principle means of transforming information into a State of chaos concerning the orderly knowledge; The Universe is determined by ceiling SuperSite and nature of scientific knowledge; explores the content of the principles of modern cosmology; estimated ideological content of the principles of scientific cognition of the Universe.

Keywords: scientific knowledge, Universe, principles of cosmology, scientific worldview.

Многомерность функционирования понятия «принцип» в информационном культурном опыте связано с множеством авторских значений сущностного признака понятия «принцип». Например, содержание понятия принципа оценивается синонимами понятий основоположения, правила, условия, начала, закона, нормы, постулата, формы, интереса, императива, максимы и аналогичных. Необходимость принципов в познании утверждал философ Королевства Пруссия (1701-1918) Иммануил Кант (1724-1804) в монографии «Пролегомены»: «...только идея совокупности познания по принципам может вообще доставить познанию новый вид единства, а именно единство системы, без которого наше познание есть нечто фрагментарное...» [1, т. 4, с. 113].

По мнению автора статьи, в абстрактном метафизическом значении принцип – это предельно абстрактная логическая форма знания, выполняющая в данной системе бытия человека функцию информационной основы, организующей конкретную систему опыта в качестве автономной и уникальной [2, с. 53; 3, с. 13; 4, с. 44]. В научных исследованиях принцип функционирует средством превращения хаоса информации в состояние относительно упорядоченного знания.

В научном познании введение нового принципа обычно связано с проблемами, возникающими при решении исследовательских задач. В данном аспекте принцип выполняет частную инструментальную объяснительную функцию и может быть понят как аксиоматическое гипотетическое утверждение. Показателем такого рода особенностей функционирования принципов в научном опыте являются принципы научного познания Вселенной.

Вселенная - суперобъект природы с линейными размерами 5×1021 км по критерию методов современной оптической телескопии, или вдвое большими по методам современной радиотелескопии, массой 1051 кг, временем существования в пределах 13,7 млр. лет [5, с. 101; 6, с. 32; 7, с. 71]. Множество хаосных значений Вселенной представлено в информационной культуре, так как в познании суперобъекта бытия господствует интенция человека к бесконечности в условиях глобальной и локальной ограниченности части в составе целого. Относительно объекта бытия с названием «Вселенная» оптимальные результаты достигаются специалистами космологии по критерию достоверных экспериментально и теоретически обоснованных знаний, а также разработчиками научного мировоззрения для решения социокультурных потребностей человека в реальном объяснении проблематики сущности бытия и смысла жизни.

В составе бытия как «бесконечного универсума существования» [8, с. 109] по критерию возможностей деятельности человека и человечества к освоению бытия, Вселенная предстаёт «предельным уровнем природы» [9, с. 52]. Объективно значимыми знаниями о Вселенной обеспечивают специалисты космологии - астрономическая наука о происхождении, физическом строении, составе и закономерностях эволюции Вселенной как целого объекта [10, с. 70]. По критериям паспорта специальности ВАК России, современный уровень научного познания Вселенной обеспечивают специалисты областей физико-математических наук: 01.03.01 Астрометрия и небесная механика; 01.03.02 Астрофизика и звёздная астрономия[11].

Основные источники информации для космологических концепций: наблюдения методами регистрации и анализа диапазона длин электромагнитных волн за внегалактическими объектами – галактиками за пределами галактики Млечный Путь; измерения интенсивности и флуктуации, или случайных изменений величин яркости реликтового микроволнового электромагнитного излучения; состояния ускоренного расширения Вселенной по измерениям изменений блеска далёких сверхновых звёзд типа (класса) SN Ia; проверенная в экспериментах на ускорителях элементарных частиц до энергий порядка 1 ТэВ (тера электронвольт) Стандартная модель (концепция, теория) физики элементарных частиц; результаты исследований проблем физики фундаментальных взаимодействий и физических пóлей; результаты исследований проблематики квантовой теории поля [12, с.104-105].

По причинам недоступности Вселенной для исследования многими традиционными методами современного естествознания в космологии развит метод математического моделирования. По критериям этого метода реальный объект исследуется на его упрощённой, в основном, математической форме, называемой физико-математическая модель. Для создания оптимальной космологической физико-математической модели необходимо применение аксиоматического метода [13, с. 26].

Специалисты современной космологии создали несколько теоретических аксиом разной степени истинности и относительности. Важнейшие из них: принцип («гипотеза») об одинаковой средней плотности вещества для относительно достаточно больших объёмов пространства во Вселенной; принцип («гипотеза») бесконечности пространства Вселенной; принцип Коперника; антропный принцип, или принцип антропности в его «слабой» и «сильной» версиях; космологический принцип [14, с. 440; 15, с. 87-90].

Принцип («гипотеза») одинаковой средней плотности вещества признаётся для расстояний крупномасштабной структуры Вселенной, измеряемых в мегапарсеках (Мпс) от 100 Мпс и более. Принцип («гипотеза») бесконечности пространства Вселенной признаётся аксиомой, или истинной гипотезой только в концепциях релятивистской квантовой механики и парадигмы общей теории относительности [15, с. 88; 16, т. 2, с. 475-476].

Принцип Коперника – аксиоматическое утверждение об отсутствии у наблюдателя на Земле статуса особенного и центрального, привилегированного и выделенного в пространстве и времени Вселенной. Принцип Копе́рника называется также принципом заурядности или принципом посредственности. Следствием принципа Коперника является мировоззренческое утверждение о доказанности универсальность законов природы и ненулевой вероятности наличия во Вселенной астрономических объектов с признаками жизни или более совершенных в сравнении с земной формой разумного цивилизованного бытия. Принцип Коперника важен как методологическая основа единства (общезначимости) результатов астрономических наблюдений в разных направлениях с Земли или иных точек космического пространства.

Антропный принцип – утверждение о наличии у наблюдателя на Земле статуса особенного, центрального, привилегированного и выделенного во Вселенной состояния. Антропный принцип противоречит содержанию принципа Коперника. Следствием антропного принципа является утверждение о возможности существования Вселенных или астрономических объектов с иными по сущности, свойствами и закономерностями бытия. Специалисты космологии обосновали слабую и сильную версии антропного принципа.

Сущность содержания «слабой» версии антропного принципа: состояние астрономических наблюдателей, или человечества на Земле является привилегированным, особенным и иным выделенным в пространстве и времени Вселенной в смысле совместимости такого состояния с реальным существованием человека, способного познавать объекты Вселенной. Совместимость Вселенной с жизнью человечества заключается по слабой версии антропного принципа в соответствии некоторых фундаментальных свойств и законов Вселенной возможности жизни человека на Земле.

Сущность содержания «сильной» версии антропного принципа - утверждение о том, что состояние астрономических наблюдателей на Земле является привилегированным, особенным и выделенным в пространстве и времени Вселенной в значении полного соответствия фундаментальных свойств и законов Вселенной возможности возникновения человечества на Земле и современному бытию людей. По критерию сущности в содержании сильной версии антропного принципа представлена гипотеза об обязательности для Вселенной свойств, позволяющих развиться разумного варианта жизни на Земле.

В основном космологические модели основаны на истинности космологического принципа - утверждение об однородности и изотропности вещества крупномасштабной структуры Вселенной [16, т. 2, с. 475-476]. Антропный космологический принцип актуален по мировоззренческим критериям в объяснении сущности бытия и смысла жизни человека. Антропный принцип в познании Вселенной необходимо учитывать как одно из внешних информационных условий при интерпретации и объяснении результатов научных исследований Вселенной [17].

В культурном опыте человечества принципы научного познания Вселенной реализуют мировоззренческую функцию. Научное мировоззрение – система объяснения сущности бытия и смысла жизни человека по критериям вещественно проверенных и логически доказанных знаний и эффективных вещественных изобретений. Наука в культуре общества обеспечивает научное мировоззрение необходимыми фактами, экспериментальными подтверждениями, изобретениями для их реализации в экономике и промышленном производстве с целями удовлетворения множественных способностей и потребностей человека [18, с. 56]. Истинное знание о суперобъекте бытия - Вселенной – актуализирует реалистическое понимание возможностей человека.

Литература

  1. Кант И. Собрание сочинений: в 8 т. М.: Изд-во «Чоро», 1994. Т.1-8.
  2. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: дисс. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1998. 316 с.
  3. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: автореф. дисс. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1998. 43 с.
  4. Баранов Г.В. Деятельность в бытии. Мюнхен: AVM, 2013. 198 с.
  5. Гущин В.Н. Основы устройства космических аппаратов. М: Машиностроение, 2003. 272 с.
  6. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: практикум: Часть 2: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. Часть 2. 448 с.
  7. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: астрономические науки. Химические науки. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. 344 с.
  8. Баранов Г.В. Бытие как проблема в философии // Международный научно-исследовательский журнал. № 7 (49). 2016. Часть 1. Июль. С. 108-110. doi: 10.18454/irj.2016.49.145.
  9. Баранов Г.В. Структурные уровни природы // Омский научный вестник. 2015. № 3. С. 51-56.
  10. Баранов Г.В. Концепции современного естествознания: астрономические науки. Химические науки. 2-е изд. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. 344 с.
  11. ВАК Паспорт специальности [Электронный ресурс]. - http://teacode.com/online/vak/.
  12. Баранов Г.В. Концепции астрономии: учебник. Гамбург: AAP, 2014. 214 с.
  13. Баранов Г.В. Методология и методы научного познания // Вопросы современной науки: коллект. науч. монография; [под ред. Н.Р. Красовской]. М.: Изд. Интернаука, 2016. Том 3. Глава 2. С. 21-36.
  14. Астрономия: век ХХІ / Ред.-сост. В.Г. Сурдин. Фрязино, 2015. 608 с.
  15. Баранов Г.В. Современное естествознание: концепции астрономии: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2013. - 180 с.
  16. Физическая энциклопедия: в 5 томах / Гл. ред. Ю.М. Прохоров. М., 1988-1998. Т. 1-5.
  17. Баранов Г.В. Содержание и смысл антропного принципа // Вестник ОмГАУ. 1997. № 3. С. 45-48.
  18. Баранов Г.В. Факторы философии и мировоззрения в бытии человека // Успехи современной науки. 2016. № 6. Том 4. С. 55-58.

References

  1. Kant I. Sobranie sochinenij: v 8 t. M.: Izd-vo «CHoro», 1994. T.1-8.
  2. Baranov G.V. Deyatel'nost' v mnogomernosti chelovecheskogo sushchestvovaniya: diss. d-ra filos. nauk. Ekaterinburg, 1998. 316 s.
  3. Baranov G.V. Deyatel'nost' v mnogomernosti chelovecheskogo sushchestvovaniya: avtoref. diss. d-ra filos. nauk. Ekaterinburg, 1998. 43 s.
  4. Baranov G.V. Deyatel'nost' v bytii. Myunhen: AVM, 2013. 198 s.
  5. Gushchin V.N. Osnovy ustrojstva kosmicheskih apparatov. M: Mashinostroenie, 2003. 272 s.
  6. Baranov G.V. Koncepcii sovremennogo estestvoznaniya: praktikum: CHast' 2: uchebnoe posobie. Omsk: Izd-vo OmGTU, 2007. CHast' 2. 448 s.
  7. Baranov G.V. Koncepcii sovremennogo estestvoznaniya: astronomicheskie nauki. Himicheskie nauki. Omsk: Izd-vo OmGTU, 2010. 344 s.
  8. Baranov G.V. Bytie kak problema v filosofii // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. № 7 (49). 2016. CHast' 1. Iyul'. S. 108-110. doi: 10.18454/irj.2016.49.145.
  9. Baranov G.V. Strukturnye urovni prirody // Omskij nauchnyj vestnik. 2015. № 3. S. 51-56.
  10. Baranov G.V. Koncepcii sovremennogo estestvoznaniya: astronomicheskie nauki. Himicheskie nauki. 2-e izd. Omsk:Izd-vo OmGTU,2011.344 s.
  11. VAK Pasport special'nosti [EHlektronnyj resurs]. - http://teacode.com/online/vak/.
  12. Baranov Gennadij. Concepts of asronomy (Koncepcii astronomii: uchebnik). Gamburg: AAP, 2014. 214 s.
  13. Baranov G.V. Metodologiya i metody nauchnogo poznaniya // Voprosy sovremennoj nauki: kollekt. nauch. monografiya; [pod red. N.R. Krasovskoj]. M.: Izd. Internauka, 2016. Tom 3. Glava 2. S. 21-36.
  14. Astronomiya: vek HKHІ / Red.-sost. V.G. Surdin. Fryazino, 2015. 608 s.
  15. Baranov G.V. Sovremennoe estestvoznanie: koncepcii astronomii: uchebnoe posobie. - Omsk: Izd-vo OmGTU, 2013. - 180 s.
  16. Fizicheskaya ehnciklopediya: v 5 tomah / Gl. red. YU.M. Prohorov. M., 1988-1998. T. 1-5.
  17. Baranov G.V. Soderzhanie i smysl antropnogo principa // Vestnik OmGAU. 1997. № 3. S. 45-48.
  18. Baranov G.V. Faktory filosofii i mirovozzreniya v bytii cheloveka // Uspekhi sovremennoj nauki. 2016. № 6. Tom 4. S. 55-58.