МЕСТО И РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Научная статья
Выпуск: № 8 (39), 2015
Опубликована:
2015/09/15
PDF

Ананьева Е.П.

Кандидат философских наук, государственное учреждение «Пивдэнноукраинский национальный педагогический университет» имени К.Д. Ушинского»

МЕСТО И РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о месте и роли образования в социокультурном пространстве современности. Доказывается, что образовательная составляющая является ключевым фактором в процессе развития социокультурной сферы, призванной усовершенствовать фрагментированный социум глобализированного мира.

Ключевые слова: глобализированный мир, образовательное пространство, образовательная составляющая социокультурного пространства, социокультурное пространство.

Ananevа E.P.

Candidate of philosophical sciences, State Institution "Pivdennoukrainsky National Pedagogical University" behalf of K.D. Ushinsky"

THE PLACE AND ROLE OF EDUCATION IN THE SOCIAL AND CULTURAL SPACE

Abstract

The article discusses the place and role of education in the sociocultural space of modernity. Is proved the educational component is the key factor in the development process of sociocultural space. The educational component is designed to improve the fragmented society in a globalized world.

Keywords: globalized world, educational space, educational component of sociocultural space, sociocultural space.

В последнее десятилетие исследователи все чаще адресуются к идее социокультурного пространства для разрешения философских, социально-педагогических, организационных, управленческих заданий. Понятие «социокультурное пространство» рассматривается по-разному: на уровне региона, страны и всего мира в целом. Этот факт нередко приводит к отождествлению понятий «социокультурное пространство», «социальное пространство», «образовательное пространство» (А.П. Лиферов, Э.Д. Днепров). Некоторые работы рассматривают вместе с социокультурным пространством проблемы личности и общества  (И.Д. Фрумин, Д.Б. Эльконин). Отдельные исследования изучают социокультурное пространство как событийное явление, ситуацию развития (Н.М. Борытко), иногда – как культурно-образовательную систему (О.В. Гукаленко) [1, С.36-40].

Действительно, понятие «социокультурное пространство» содержит не только социальную, но и культурную составляющие. Однако, для того, чтобы понять социокультурное пространство, нельзя просто объединить социальное и культурное в одно целое. Как утверждает исследователь И.В. Тулиганова, собственно пространственная парадигма в социокультурном измерении позволяет увидеть культуру и социум как системное единство, обладающее особой структурой, определенными элементами однородности и одновременно – многомерности [2, c. 25].

Трансформация общества приводит к увеличению влияния не только социально-культурных процессов, но и систем образования. В связи с этим часто культурное пространство увязывается с проблемами науки и образования – всего того, что лежит в основе образовательного пространства. Так, российский ученый А. Хуторской рассматривает социокультурное пространство как эвристическую среду [3, c. 23–57]. Украинская исследовательница А.Д. Цимбалару под понятием «социокультурное пространство» понимает именно «образовательное пространство» — педагогический феномен встречи и взаимодействия человека с окружающими его элементами-носителями культуры [4].

Как представляется, понятие «социокультурное пространство» объединяет две составляющие: идею пространства и идею олицетворения духовности — культуры, науки и образования, норм права и ценностных ориентаций. Социокультурное пространство характеризуется культурно-образовательной, культурно-правовой, культурно-ценностной протяженностью, структурным взаимодействием образовательных, правовых, ценностных систем, ценностно-культурных, научно-образовательных, правовых событий. Социокультурное пространство неотделимо от представлений о культурно-образовательной, культурно-научной и культурно-правовой инфраструктуре общества, его социокультурном и ценностном потенциале. Социокультурное пространство — интегрирующая идея, вокруг которой возрастает стратегия развития науки и образования, норм права и ценностей социума [5, С. 167-170].

В наше время уровень развития и применения современных технологий обусловливается главным образом – степенью интеллектуализации общества, его способностью вырабатывать, осваивать и прилагать новые знания. В этой ситуации образовательная составляющая социокультурного пространства, обеспечивающая регулярное многоаспектное взаимодействие личности и социума, становится одним из наиболее значительных социальных институтов. К образованию предъявлены принципиально новые запросы, которые объединены с необходимостью замены системы ценностей общества в направление открытости, культуры, толерантности. Иллюстрацией этому может служить Комплекс противоречий глобализируемого мира, отраженный в современном социокультурном пространстве и сформулированный в Докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», представленном ЮНЕСКО. К таким противоречиям авторы доклада причисляют следующие: противоречие между глобальными и локальными проблемами: человек должен становиться гражданином мира без утраты собственных корней и при активном участии в жизни своего народа; противоречие между универсальным и индивидуальным: в условиях глобализации культуры существует опасность забвения уникального характера каждой личности и ее предназначения; противоречие между традициями и современными тенденциями: диалектическая связь собственной независимости со свободой и развитием других; противоречие между долгосрочными и краткосрочными задачами; противоречие между необходимостью соревнования и стремлением к равенству возможностей; противоречие между невиданным развитием знаний и ограниченными возможностями их усвоения человеком;  противоречие между духовным и материальным [6, с.58–59].

Из этого исходит мысль о том, что, несмотря на выраженный запрос социума, всеобщее социокультурное пространство пока не в состоянии удовлетворить усиливающийся спрос на качество, объем и возможность приложения образования. Наличествует вероятность разрыва между социальными потребностями в овладении знанием и возможностями их удовлетворения [5, с. 167-170]. Это приводит к возникновению противоречия между правом человека на получение знаний, понимаемым уже как естественное право, и традиционными системами образования. Возникает вопрос о практике формирования образовательной системы, в которой могло быть разрешено противоречие между обществом и образованием [7].

В связи с этим в стремлении к перспективе глобального мультикультурного общества приходится утверждать, что для образовательной составляющей социокультурного пространства современности приоритетной усматривается культурообразующая модель, так как она базируется на национальных особенностях научного знания в каждой отдельной стране и перспективна для глобального сообщества в целом. Исходя из этого, образовательная составляющая новой парадигмы социокультурного пространства состоит в том, что знаниево-ориентированный подход должен уступить место личностно-ориентированному, основанному на культурологическом знании, нацеленному на высвобождение креативной энергии личности. Такой подход, в сущности, является частью глобального процесса. В этом случае на смену рецептивно-отражательному способу мышления человека приходит конструктивно-деятельностный. Думается, именно он в большей степени отвечает предписаниям гуманистического мышления, поскольку в своей личностной ориентированности полагает высвобождение креатива личности.

Усиление творчески-креативной компоненты в рецептивно-отражательном процессе овладения знанием, на наш взгляд, действительно может способствовать становлению личности, которой предстоит жить в «беспрецедентных» условиях глобализма. А в целом заявленная личностно-ориентированная образовательная составляющая социокультурного пространства современности в его социально-философском прочтении является ключевым фактором в процессе развития социокультурной сферы, призванной усовершенствовать фрагментированный социум глобализированного мира.

Литература

  1. Леонова, О. Образовательное пространство как педагогическая реальность. // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2006. № 1. – С.36–40.
  2. Тулиганова, И. В. Социокультурное пространство современного города: дисс. канд. филос. наук. – Саратов. – – С 25.
  3. Хуторской, А. В. Образовательное пространство СНГ: проблема сравнительной педагогики. М.: ИНЭК, 2006. – 247 с.
  4. Цимбалару, А. Д. Компонентно-структурний аналіз поняття «освітній простір». [Электронный ресурс] URL: rusnauka.com/20_PRNiT_2007/Pedagogica/23997.doc.htm (дата обращения 21.07.2015).
  5. Изюрова, Е. Н. К вопросу о методологии социокультурного конструирования современного образования. // Сб. статей по мат-лам межд. науч.-практ. конференции. – Великий Новгород, 2012. – С. 167–170.
  6. Национализм в эпоху глобализации. – [Электронный ресурс] URL: All-politologija.ruall-politologija.ru/.../nacionalizm-v-epoxu-globalizacii (дата обращения 22.07.2015).
  7. Дюпуи, И. А. Международные интеграционные процессы в образовании. СПб, 2003. – С.58–

References

  1. Leonova, O. Obrazovatel'noe prostranstvo kak pedagogicheskaja real'nost'. // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). – 2006. № 1. – S.36–40.
  2. Tuliganova, I. V. Sociokul'turnoe prostranstvo sovremennogo goroda: diss. kand. filos. nauk. – Saratov, 2009. – S 25.
  3. Hutorskoj, A. V. Obrazovatel'noe prostranstvo SNG: problema sravnitel'noj pedagogiki. M.: INJeK, 2006. – 247 s.
  4. Cimbalaru, A. D. Komponentno-strukturnij analіz ponjattja «osvіtnіj prostіr». [Jelektronnyj resurs] URL: www.rusnauka.com/20_PRNiT_2007/Pedagogica/23997.doc.htm (data obrashhenija 21.07.2015).
  5. Izjurova, E. N. K voprosu o metodologii sociokul'turnogo konstruirovanija sovremennogo obrazovanija. // Sb. statej po mat-lam mezhd. nauch.-prakt. konferencii. – Velikij Novgorod, 2012. – S. 167–170.
  6. Nacionalizm v jepohu globalizacii. – [Jelektronnyj resurs] URL: All-politologija.ruall-politologija.ru/.../nacionalizm-v-epoxu-globalizacii (data obrashhenija 22.07.2015).
  7. Djupui, I.A. Mezhdunarodnye integracionnye processy v obrazovanii. – SPb, 2003. – S.58–59.