Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217

DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.48.200

Скачать PDF ( ) Страницы: 85-89 Выпуск: № 6 (48) Часть 4 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Сопов В. В. АМЕРИКАНСКАЯ И РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СРАВНЕНИЕ ДУХОВНЫХ МИРОВ / В. В. Сопов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 6 (48) Часть 4. — С. 85—89. — URL: http://research-journal.org/philosophy/amerikanskaya-i-russkaya-civilizacii-sravnenie-duxovnyx-mirov/ (дата обращения: 27.05.2017. ). doi: 10.18454/IRJ.2016.48.200
Сопов В. В. АМЕРИКАНСКАЯ И РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СРАВНЕНИЕ ДУХОВНЫХ МИРОВ / В. В. Сопов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 6 (48) Часть 4. — С. 85—89. doi: 10.18454/IRJ.2016.48.200

Импортировать


АМЕРИКАНСКАЯ И РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СРАВНЕНИЕ ДУХОВНЫХ МИРОВ

Сопов В.В.

Кандидат философских наук, Новосибирский государственный медицинский университет

АМЕРИКАНСКАЯ И РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СРАВНЕНИЕ ДУХОВНЫХ МИРОВ

                                                                                                            Аннотация

В статье исследуется вопрос о сходствах и различиях в духовном мире американской и русской цивилизаций. Показано, что основные приоритеты в ценностном мире американцев и русских зачастую противоположны или не совпадают. В то же время в народном характере, культуре, истории, образовании, науке, морали, религии больше сходств, чем различий. Все это позволяет понять, почему русская и американская цивилизации соперничают, а не сотрудничают  на мировой арене,  и почему США и Россия  являются сверхдержавами.

Ключевые слова: сходство, различие, культура, цивилизация.

Sopov V.V.

PhD in Philosophy, Novosibirsk State Medicinal University

AMERICAN AND RUSSIAN CIVILIZATIONS: A COMPARISON OF THE SPIRITUAL WORLDS

Abstract

The article deals with the similarities and differences in the spiritual world of the American and Russian civilization. It is show that the main priorities in the values of Americans and Russians often opposite or do not coincide. At the same time, in the national character, culture, history, education, science, morality, religions are more similarities than differences. All these things allows to comprehend why the Russian and American civilizations are competing and not cooperating on the world stage, and why the United States and Russia are superpowers.

Keywords:  similarity, difference, culture, civilization.

Американская и русская цивилизации – крупнейшие социокультурные образования в 20 веке. На их базе были образованы две великие сверхдержавы, два супергосударства, СССР И США, определявшие политический, экономический и культурный облик мира в течение почти всего 20 века. Современная Россия – законный правопреемник СССР — все более заявляет себя как независимый, суверенный агент мировой политики и культуры. Стремление США к мировому господству в 21 веке, заявленная ими исключительность по отношению к другим странам и народам говорят о том, что и в нынешнем веке Россия и США будут играть роль первых игроков мировой сцены. Тем более важны социологические и социально-философские исследования, касающиеся внутреннего устройства этих цивилизаций, а также их сравнение друг с другом. Схема такого сравнения может быть взята из книги Б.Н. Кузака и Ю.В. Яковца «Цивилизации: теория, история, диалог, будущее». Они предлагают читателю «пирамиду» цивилизаций (стр. 31).

схема_Сопов

В схему духовного мира, очевидно, надо добавить «ценности» и «народный характер»

    Каждая цивилизация имеет свой жизненный цикл. Он состоит из нескольких стадий:

  • Зарождения (в недрах предшествующего общества)
  • Становления (распространения в пространстве и совершенствования по структуре)
  • Зрелости (полной реализации присущего ей потенциала)
  • Кризиса (надлом)
  • Упадка (уступка места следующим цивилизациям)
  • Реликт (остаток, что от цивилизации осталось).

Исходя из этих двух принципиальных схем и на основании имеющегося в нашем распоряжении материала, мы коснемся только верхушки представленной пирамиды – духовного мира и исторического характера  этих двух величайших социокультурных образований и выскажем некоторые гипотетические соображения по поводу их сходства и различия.

Во-первых, американская цивилизация намного младше по возрасту российской цивилизации. Если говорить о русском государстве (а это один из признаков цивилизации) можно, как минимум, с 862 года нашей эры (см. «Повесть временных лет»), то об американском государстве – не раньше 1776 года. Это говорит о том, что американская цивилизация находится еще либо в фазе становления, либо в фазе зрелости. В какой фазе находится русская цивилизация – трудно сказать. Что не в фазе реликта – это очевидно. Зрелости? Но если территориальные приобретения и влияние в мире считать за зрелость, то мы уже миновали эту фазу. Набольшего территориального и государственного могущества Россия достигла в пору СССР, после второй мировой войны. Тогда кризиса? Или быть, может, упадка? Кризис государственный и экономический уже миновал. Упадком стабильное развитие в 2000 – е годы состояние России тоже не назовешь. Может быть нового подъема? Ведь Россия на протяжении своего исторического пути знала, как минимум, пять кризисов и  пять подъемов: татаро-монгольское иго и образование Московской Руси, династический кризис, смута 17 века и воцарение новой династии, Великий церковный раскол и образование Петербургской, императорской России, Октябрьская революция 1917 года и образование СССР и, наконец, лихие 90-е и стабильная, почти что процветающая сегодняшняя Россия. Россия, скорее всего, живет по принципу подъема – упадка, почти каждый из которых образует относительно замкнутый цикл ее истории равный по продолжительности всей истории США. Разработка этого вопроса нуждается в отдельной статье, а здесь следует, наконец, начать сравнивать духовный мир России и США.

Начнем с науки.

В России наука — целиком заимствованный институт, но, начиная с Ломоносова, рождается отечественная наука. Здесь есть сходство с США. В США до 20 века своя наука очень слабая, но и в США был свой Ломоносов – это Б. Франклин. Начиная с 20 века путем «скупки мозгов» они усилили позиции своей науки, и она стала играть заметную роль в их культуре. Этот этап Россия прошла еще в 18- начале 19 веков.

Литература и искусство (собственно культура).

Здесь есть очень большое сходство с США. И в России, и в США с 18 века формируется своя литература и все виды искусства, вначале подражательные (Европе), затем вполне самостоятельные. В литературе и искусстве 19-го и, отчасти,  20-го века и там, и там культ маленького человека: в России типичный пример – гоголевская «Шинель», пушкинский «Дубровский», в Америке  главный герой — простой бедный американец, стремящийся выбиться «в люди», разбогатеть, добиться успеха («американская мечта»). Но тут же и различие. Американцы верят в индивидуальный успех, русские – в народ (Достоевский, Толстой). Идея мессианского призвания русского народа  (народ – богоносец) почти та же, что и у американцев — идея особой мессианской избранности Нового Света, культ американского образа жизни, прославление богатства. Последнее не характерно для русской культуры, для которой характерны вера в социальный прогресс, общественную справедливость, Правду, поэтизация бедности. У американцев главная культурная ценность — свобода и успех, у русских – социальная справедливость. В 20 век в России – господство народной культуры, огромное значение высокой культуры в лице русской классики, отсутствие элитарности; у американцев – господство масскультуры  при минимальной значимости средней и высокой культуры

Образование.

В России – неграмотность вплоть до 30-х гг. 20 века, в Америке – повсеместное распространение грамотности и начального образования приблизительно с начала 19 века. Среднее образование в России претерпело за два века серьезные изменения. От классической гимназии и лицея в 19 веке до политехнической школы в 20 веке. Америка не знала таких изменений. Средняя школа там равномерно делилась на общеобразовательную и политехническую, с большим весом религиозного образования. Что касается высшего образования, то в США – свободные и автономные университеты, в России же университеты практически никогда не имели правовой и фактической автономии. В России автономия, так или иначе, почти всегда ограничивалась. В этом смысле высшее образование в России, хотя и достигало в своей профессиональной части наивысшего мирового уровня, проигрывало американскому образованию по степени свободы, как для студентов, так и для ППС. В целом в 20 веке и Россия, и США достигли очень высокого уровня образования, как начального и среднего, так и высшего.

Мораль.

В России мораль на протяжении 18 и 19 вв. задавалась Православием, по большей части  — это религиозная мораль. Но всегда у русского народа была в чести и народная, трудовая мораль, над которой надстроилась коммунистическая идеология. Русский человек самый праведный, благочестивый, бедняк, труженик, бессребреник. В США господствовала и господствует пуританская, очень строгая и тоже в основе своей трудовая мораль. Американец – это самый праведный, самый большой труженик, и, в силу этого самый богатый. С Россией, как видим, есть и сходство и различие. В России всегда подозрительно относились к большому богатству («От трудов праведных не наживешь палат каменных»). В США богатство всегда считалось почетным уделом самых благочестивых.

Религия.

И для США и для России характерна вера в особую религиозную миссию. США себя мыслит Новым Светом, призванным открыть новые религиозные горизонты для старого Света, для России характерна представление о себе как о Третьем Риме, последнем Православном царстве («Третий Рим стоит, а четвертому не бывать» — инок Филофей). И Россия, и США это два последних, апокалиптических государства, после которых наступит царство Антихриста, ожидается второе пришествие. И Россия и США устремлены к концу, к завершению мировой истории. Пуритане в России – это раскольники, коммунисты, разночинцы, нигилисты. Православные – это католики в США. Но для России есть еще одна религиозная конфессия, которая не получила большого распространения в США – это Ислам. Исламское подбрюшье России заставляет государство быть столь же терпимым к инаковерующим, как и американское государство, ввиду многочисленности протестантских  сект. И особый, сугубо светский характер государства и выдающаяся роль военных в этом государстве – результат многоконфессиональной природы и той, и другой цивилизации. В религии у нас больше сходств, чем различий.

Ценности.

Основные американские ценности, как они изложены в Декларации прав человека – это жизнь, свобода и стремление к счастью. Каковы они на самом деле – это большой вопрос. Но мы не очень погрешим против истины, если назовем еще несколько  базисных ценностей американской цивилизации, основываясь на данных научной и художественной литературы. Главные ценность для американцев – Бог, деньги и деловой успех. Собственно именно эти ценности и определяют весь строй американской жизни. На американских деньгах написано «Бог, в которого мы верим». Многие авторы так и называют Америку – «цивилизация дельцов». Но мы были бы не правы, если бы не отметили главную черту американцев, связанную с протестантизмом как их основным вероисповеданием  – это упорный труд. Не все могут быть дельцами, но почти все могут быть трудолюбивыми и бережливыми, если это предписывает религия. При этом этот упорный труд осуществляется на базе частной собственности, которая признается «священной и неприкосновенной».

Есть, однако, еще две ценности культуры Америки – это фетишизация свободной торговли и защита прав человека в своей стране и во всем мире, вытекающие из особенностей американской экономической и политической системы. Нельзя не сказать и об американском патриотизме, уверенном, что все лучшее проистекает из Америки, а Америка — светоч мировой цивилизации. Об этом последнем столько написано, что нам просто нечего тут добавить. Американская трактовка справедливости как справедливости неравенства хорошо видна из книги Д. Роулза «Теория справедливости». Равенство возможностей – вот справедливость по-американски.

Ценности Российской цивилизации несколько иные, если сравнивать их с ценностями американской цивилизации. Справедливость очень часто понимается как равенство или социальная справедливость, причем не как равенство возможностей, а именно как почти полное социальное, гражданское и имущественное равенство. Не зря именно в русской цивилизации возник феномен социализма и коммунизма. Далее. Если американец в первую очередь ориентирован на индивидуальный успех, то в России сильны традиции общинного и пролетарского коллективизма. Русский патриотизм не в последнюю очередь ориентирован на коллективный успех  в мировой конкуренции, на подвиг народа. Индивидуальный успех является частью общего успеха и не есть нечто самоценное. Патриотизм русских – это патриотизм государственной идеи, а не прав человека, поэтому сила государства, в том числе военная сила, в русском патриотизме занимает более серьезное место, чем в американском патриотизме. Единственное, что объединяет американцев и русских в ценностном плане – это признание необходимости упорного труда для достижения успеха в жизни. Но если в Америке упорный труд обосновывается исключительно религиозно, то в России труд является частью общего дела, служением государству и обществу. В Православии мысли о необходимости упорного труда, тем более мирского труда,  для спасения души уделяется гораздо меньше внимания, чем в протестантизме. Коммунизм был апофеозом культа труда в России, и именно на этом культе и основывались все достижения советской власти, то время как в Америке труд, и, в первую, очередь, индивидуальный труд считался первой добродетелью только в религии.

И последнее, что следует сказать о русских и американских ценностях – это отношение к частной или индивидуальной собственности. В России, как мы знаем из ее истории, никогда не было культа частной собственности. Со времен Ивана Грозного вся земельная собственность считалась собственностью царя, во всяком случае, де факто. Жалованная грамота дворянству имела отношение только к частной собственности дворянства. Попытка насадить частную собственность в крестьянской среде закончилась, как мы знаем, полным провалом. При коммунизме присутствовала личная и семейная собственность, но отсутствовало право частной собственности на средства производства. Нанимать работников имело право только государство. В русском сознании государственная собственность имела и имеет приоритет перед частной, хотя в каком -то ограниченном объеме право частной собственности присутствует в русском сознании. Общинность, коллективизм, «колхоз» — это то, что совершенно чуждо менталитету американской нации, и очень сильно представлено в русском сознании.

Что касается свободной торговли, то для русского государства почти на всем протяжении его истории скорее была характерна политика протекционизма и меркантилизма, чем фритредерство. Это связано, в первую очередь, со стремлением защитить  и поощрить собственное производство в условиях не слишком благоприятной географической среды и догоняющего характера развития экономики. В экономическом сознании русского человека вопрос экономической безопасности государства занимал гораздо больше места, чем соображения полной экономической свободы и возможности свободно покупать и продавать товары со всего мира. Это связано с особым пониманием русским человеком ценности свободы. Свобода, понимаемая как исключительно личная свобода, что так характерно для американцев, в России никогда не стояла в ряду ценностей ни на первом, ни на втором месте. Истина, Любовь, Красота делает человека свободным, а никак не наоборот  («И Истина сделала вас свободными» — ап. Иоанн, «Русские никогда не любили и не ценили свободу» – Н.А. Бердяев. «Свобода, свобода – вот дурацкая тема, за которой рванулась Франция» — В.В. Розанов). Индивидуальная свобода ценилась только в юридически-гражданском смысле (как то, что не тюрьма), а никак не в философском   и, тем более,  богословском смысле. Для русских – свобода важна скорее в коллективном смысле, как свобода страны, народа, пролетариата, труда и т.п. Именно за эту свободу, а не свободу предпринимательства сражались русские революционеры. Сейчас в России экономическая свобода вроде бы занимает в шкале ценностей одно из первых мест, но это не значит, что Правда, Справедливость, Труд, безопасность государства и традиционные ценности Истины, Любви, Красоты отодвинуты ею на второй план. Ее признали в качестве важной ценности исходя из чисто экономических и прагматических соображений. Если экономическая свобода окажется малоэффективной — от нее откажутся, как это произошло с НЭПОМ в конце 20-х гг. прошлого века. Политическая свобода, как и гражданско – правовая декларирована, права человека в основном соблюдаются, но в России господствует полуавторитарный правоконсервативный режим, а никак не либерализм в американском смысле. В связи с этим становятся понятны те огромные напряжения, которым сейчас подвержены российско-американские отношения.  Это происходит не в последнюю очередь в связи с разницей в шкале ценностей и расстановке приоритетов. По сути, американцы даже жизнь человеческую ставят после свободы, об этом свидетельствует их внешняя политика. Для России такая расстановка приоритетов совершенно неприемлема. Отказавшись от Революции как высшей ценности, наша страна не принимает и ценности свободы в ее западном понимании. Президентом России провозглашена опора на консервативные, по сути, традиционные ценности — семью, гражданское общество, государство, те же Истину, Правду, Красоту. Об этом часто не говориться прямо, но именно это прямо подразумевается.

И все это, конечно же, не сиюминутные различия, они глубоко укоренены в культуре наших народов, которым волей неволей все равно предстоит выстраивать дружеские отношения. Уверенность американцев в универсальной применимости их модели кроме как младенческой наивностью трудно объяснить. С точки зрения теории цивилизаций это можно объяснить только детским, чуть больше 200  лет, возрастом этой цивилизации. Она явно находиться в фазе подъема и приближается к зрелости. Но вот от зрелого человека обычно требуется гораздо большее, чем просто декларативные заявления о царстве свободы, демократии и прав человека, во главе которого должна стоять все та же Америка.

История и характер народа.

Основной факт русской и американской истории совпадает – это постепенная колонизация обширных слабозаселенных пространств, у американцев — к западу от основных колоний, у русских — к востоку от мест древнейшего расселения. Правда, эта колонизация лишь частично совпадает по времени, у русских – чуть раньше, у американцев — чуть позже. Приобретенные территории – у русских – это южные степи, Урал, Сибирь и Дальний Восток, у американцев – южные штаты, отобранные у Мексики, и весь Средний и Дикий Запад. И русские и американцы – в основном переселенцы. Но что из этого вытекает? Когда оседлый земледелец кочует – это должно привести к некоей двойственности народной души и авантюристическому складу характера. Кто осваивал Дикий Запад? Ковбои, о которых снято так много фильмов, что здесь и не стоит описывать, что это были за люди – сорви-головы. С кем они воевали? Друг с другом и индейцами. На современном языке выражаясь, это были просто бандиты с большой дороги. Кто осваивал Русский Восток? Казаки, о которых снято гораздо меньше фильмов, но не стоит и сомневаться, что эти  беглые крестьяне и каторжники с пищалями, пиками и мечами мало чем отличались по темпераменту и складу характера от американских ковбоев с револьверами и винтовками. Переселение, вначале хаотичное, потом плановое, как в России, так и в США  формировало народный характер. Две черты этого характера,  двойственность и авантюристичность, мы отметили. Но они, вероятно, не единственные. О власти пространства над русской душой писал еще Н. Бердяев. Огромные просторы, бескрайние степи и пустыни, тайга и горы в Сибири и на Западе северной  Америки, позволяют говорить о широте русской и американской души. Русские и американцы великодушны и не злопамятны. От зла оседлой жизни под властью мощного государства можно убежать, скрыться, уйти – в пустынь, степь, в горы, в леса. Настоящий русский и настоящий американец полудикарь, варвар, по которому цивилизация прошлась лишь отчасти. Это не житель больших городов, где коммерция и финансы должны сформировать лицемерный, беспринципный  выхолощенный и лощеный тип человека. Это человек степи, тайги, пустыни, гор, необъятных озер и великих рек. Двойственность русского и американца в том, что он сидит на одном месте, но ему никак не сидится – и он бросает все и куда-то едет, скачет, бежит, торопиться. Первопроходцы, пионеры, авантюристы, разбойники это все очень русские и в то же время американские типы людей.  И если уж искать в русском и американском характере черты похожести, то они именно в этом. География и история обязывают.

На этом наш краткий сравнительный анализ верхушки айсберга двух цивилизаций следует закончить и сделать следующий весьма банальный вывод. В русской и американской цивилизации скорее больше сходств, нежели различий, и именно поэтому, как писал еще Бердяев про русскую и польскую цивилизацию, эти цивилизации так не любят друг друга, как бы им не хотелось обратного. Тем не менее, это все же очень разные цивилизации, особенно в ценностном плане. А к нынешней ситуации в русско-американских отношениях вообще применим знаменитый афоризм Р. Киплинга: «Восток есть Восток, Запад есть Запад, и им никогда не сойтись».

Литература

  1.     Кузак Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. М.: Институт экономических стратегий. 2008. 576 с.

References

  1.     Kozac B.N., Yakovets Y.I. Civilizations: Theory, history, dialogue, future. M.: Institute for economic strategies, 2008. 576 P.

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.