УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.51.179
Выпуск: № 9 (51), 2016
Опубликована:
2016/09/19
PDF

Прищепа А. А.1, Майдибор О. Н.2

1ORCID: 0000-0002-1825-0097, Доктор педагогических наук, 2ORCID: 0000-0002-1825-0023, Кандидат педагогических наук, Высшая школа архитектуры, дизайна и искусств Архитектурно-строительной академии Донского государственного технического университета

УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрены условия, способствующие компетентному подходу к подготовке современного художника-педагога высшей школы. Авторы рассматривают художественно-творческую деятельность и профессиональную подготовку будущих учителей изобразительного искусства. Обосновывается востребованность специалистов в области художественно-эстетической образовательной среды, способных эффективно работать в новых социально-экономических условиях.

Ключевые слова: художественно образование, изобразительное искусство, художник-педагог, художественно-творческие способности, предметная деятельность.

Prischepa A. А.1, Maydibor O. N.2

1ORCID: 0000-0002-1825-0097, PhD in Pedagogy, 2ORCID: 0000-0002-1825-0023, PhD in Pedagogy, Graduate School of Architecture, Design and Arts Academy of Architecture and Construction of the Don State Technical University

PREPARATION OF ARTIST-TEACHERS TO PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL AND CREATIVE ACTIVITY

Abstract

The article examines the conditions that promote competent approach to the preparation of the contemporary artist-teacher in high school. The authors examine the artistic and creative activity and professional training of future teachers of art. The demand for specialists is explained in the sphere of artistic and aesthetic educational environment, who are able to work effectively in new socio-economic conditions.

Keywords: art education, fine art, artist-teacher, art and creativity, objective activity.

Модернизация системы высшего педагогического образования, переход всей системы образования на новые стандарты ФГОС ВПО и ФГОС ВО требует новых подходов к профессиональной подготовке и формированию личности будущего педагога, компетентного специалиста, творчески воплощающего эти требования в практической деятельности. Цель высшего педагогического образования – подготовка специалиста нового типа, обладающего фундаментальными научными знаниями, профессиональными компетенциями, педагогическими умениями, исследовательскими навыками. В новых образовательных стандартах существенно поменялись акценты в построении образовательного процесса, форм, методов и средств обучения в высшей профессиональной школе. «В настоящее время приоритетной целью всей системы образования становится не усвоение определенной суммы знаний обучающимися, а воспитание личности, способной к самоопределению, самореализации и творческой активной деятельности» [3, с. 194].

В настоящее время развитие и становление системы образования осуществляется в интересах формирования гармоничной, социально-активной, творческой личности, как одного из факторов экономического и социального развития общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Сегодня бакалавр направления «Педагогическое образование», профиля подготовки «Изобразительное искусство» должен быть готов к:

– формированию образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

– осуществлению профессионального самообразования и личностного роста;

– компетентностного подхода к постановке и решению исследовательских задач в области науки и образования;

– использованию в профессиональной деятельности методов научного исследования.

Вместе с тем, обучающемуся необходимо осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности. Понимание бакалавром того, что усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности, обусловливает особое стремление к овладению профессиональными компетенциями, что является важным фактором достижения повышенных результатов обучения. Бакалавр, осознавая социальную значимость своей будущей профессии, становится «коллективным субъектом». «В методологии и философии науки разрабатывается идея о коллективном субъекте как носителе познавательного процесса – одного из видов коммуникативной деятельности. Индивидуальный субъект включен одновременно в различные системы познавательной деятельности, с их стандартами и нормами, которые интегрируются в нем в некоторую целостность, являющуюся необходимым условием его единства» [7, с. 515].

Программа бакалавриата строится на модульном принципе. При этом каждый модуль, охватывая целостный и ограниченный набор взаимосвязанных компетенций, состоит из базовой части, обязательной для освоения и вариативной части, позволяющей обучающимся строить индивидуальные образовательные траектории в зависимости от профессиональных потребностей и уровня компетентности.

Стремительные перемены в политической, экономической, социально-культурной сферах нашей страны способствовали поиску новых, нестандартных решений в области художественно-педагогического образования. Овладение профессиональными компетенциями, освоение специальных дисциплин в процессе практической художественно-творческой деятельности в мастерских живописи, рисунка, декоративного искусства способствует положительной мотивации обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Созданию положительных и устойчивых познавательных интересов в области художественно-педагогического образования способствует художественно-творческая работа на пленэрной практике. Другими словами, сегодня для формирующейся личности особую значимость приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание.

Федеральные образовательные стандарты включают достаточно объемный общехудожественный блок дисциплин (рисунок, живопись, скульптура, основы теории декоративно-прикладного искусства, курсы по выбору теория и практика композиции, практическое цветоведение и др.). Профессиональные умения художника-педагога включают в себя широкий диапазон знаний и навыков по конкретным специальностям, которые способствуют развитию художественно-творческих способностей. В результате освоения основами всего комплекса дисциплин, будущие бакалавры смогут разрабатывать оригинальные по художественному замыслу и исполнению произведения, творчески решать композиционные, колористические и технические задания. Кроме этого, предусматриваются умения, относящиеся к профессиональному художественному мастерству, – владеть техникой живописного и графического письма, навыками художника-станковиста и т. д.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся, которая направлена на закрепление практического опыта, умений и знаний, полученных на практических занятиях в аудиториях под руководством высококвалифицированных преподавателей.

Совершенствованию художественного образования посвящены фундаментальные научно-теоретические труды, обстоятельные методические исследования, раскрывающие сущность компетентностного подхода. Несомненно, особенностью компетентностного подхода является ориентация обучаемых на профессионализм, на способность человека эффективно действовать в различных проблемных ситуациях.

Развитие изобразительного искусства на современном этапе, поиск новых идей во многом определяется педагогами-профессионалами, выдающимися мастерами в области изобразительного искусства, сложившимися педагогическими школами, методами и технологиями обучения. Поиск инновационных решений проблемы художественного образования бакалавров является актуальным в современной педагогике.

Профессиональное становление художника-педагога (учителя изобразительного искусства) зависит от того, каким он будет, какие методы, формы работы будет использовать. Сможет ли он учесть требования не только общества, но и передовой педагогической науки, предъявляемые к школьному образованию в целом и в области изобразительного искусства в частности? Это во многом определяется уровнем образованности, воспитанности и духовно-нравственной культуры будущего художника-педагога. Несомненно «изучение теории и практики изобразительного искусства активно способствует развитию профессионального понимания языка художественной формы, видения художественных средств выражения, а также полноценного восприятия художественных качеств произведений» [2, с. 66].

Одним из успешных педагогических приемов, используемых в целях активизации мыслительной деятельности обучающихся, например, на занятиях живописью, является применение учебно-логических заданий: определить главное и второстепенное в содержании композиции картины, доказать научное положение о закономерностях композиционного решения. Для успешного ведения занятий преподавателю необходимо соблюдать и творчески реализовывать все дидактические принципы в единстве и взаимосвязи с учетом современных требований к уровню теоретической и практической подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Компетентностной моделью формирования интегративной подготовки бакалавра является комплекс условий – педагогических, психологических, культурологических, организационных, способствующих созданию художественно-творческой среды с применением современных инновационных технологий.

Для эффективного формирования художника-педагога необходимо обеспечить учебный процесс целостной методической системой, где все её компоненты находятся в неразрывном единстве, объединены общим направлением и отвечают современным требованиям подготовки квалифицированного специалиста. В этой связи ведущим методом учебной и творческой работы в области изобразительного искусства является рисование с натуры. В процессе учебной работы важно понять, осмыслить натуру, сохранить непосредственность восприятия. Это осмысление натуры создает предпосылки для творчества. Непосредственность восприятия – «это умение написать предмет не заранее известным цветом, а таким, каким он видится в данный момент во взаимосвязи с данными условиями окружения и освещения; это открытие новых, неожиданных качеств натуры, точек зрения, живописно-пластических, композиционных решений; это восхищение красотой, поэтического отношения к окружающему миру» [5, с. 3].

Наиболее эффективное осмысление натуры происходит в период обучения на пленэрной практике. Обучение студентов архитектурного направления сопряжено с профессиональным освоением изобразительного языка, возможности освоения конструктивного образа, цвето-колористического решения, сопряжен с открытым средовым пространством, организацией целостного гармоничного решения пространственных задач в соответствии с культурно-историческими, национальными, региональными и многими другими условиями.

В связи с этим возникает вопрос влияния данных аспектов на становления личностных качеств студента. Оперирование, погружение в изучение данного материала не может пройти мимо психоэмоционального состояния студента. Особенно ярко накопление чувственных образов, психоэмоциональная реакция происходит во внеаудиторной работе, когда регламент образовательного учреждения строго распределяет учебные занятия с учетом академических требования. Данный регламент организует учебную деятельность студента, но практически исключает личностный, психоэмоциональный фон студента. Происходит усвоение знаний в опосредованном эмоциональном пространстве студента. Изобразительное искусство как учебная дисциплина интегрирует процессы психоэмоционального, личностного, нравственного, профессионального характера в едином процессе. Особенно ярко и наглядно это происходит на пленэрной практике в период изображения объектов историко-архитектурного, культовых, военно-патриотического наследия. В условиях профессиональной подготовки студентов важным фактором является время, проводимое на зарисовках объектов. Для того, чтобы изучить и зарисовать объект, необходимо определенное количество времени. Необходимость нахождения на этом объекте положительно влияет на формирование психоэмоциональной реакции, т.е. определенное временное протяжение влияет на осознание, почему это мне нравится.

Эмоция в дальнейшем влияет на константу памяти, и это переживание остается на определенное время. Включая то обстоятельство, что в условиях пленэрной практики студент рисует каждый день, его память становится долгосрочной, что в свою очередь мобилизует его личностные качества, его нравственную основу поведения и гордость за страну, что влияет на становление гражданских чувств и влияет на воспитание патриота. Следовательно, что в период проведения пленэрной практики студентов архитектурного направления реализуются следующие факторы:

  • изобразительная грамота,
  • архитектурное моделирование,
  • психоэмоциональное,
  • учебно-воспитательный,
  • временной, личностный,
  • профессиональный.

Профессиональное становление бакалавра зависит от единства использования учебно-творческих задач таких дисциплин, как: рисунок, живопись, композиция с другими дисциплинами (история искусств, основы цветоведения, педагогика, психология, методика обучения изобразительному искусству и др.), обеспечивающих владение техникой и технологией, терминологией, системный подход к развитию творческих способностей студентов. О необходимости знания терминологии в процессе преподавания живописи писал Г.В. Беда: «Неустойчивость, нечеткость терминологии в области живописи особенно остро чувствуют художники-педагоги, которые вынуждены вести занятия по живописи, руководствуясь недостаточно разработанной методикой и в значительной мере собственным вкусом» [1, с. 10]. Преподавание живописи с научно разработанным теоретическим содержанием материала имеет решающее значение для устранения препятствий повышения профессионального уровня будущего художника-педагога. Практика показывает о целесообразности использования совместной деятельности преподавателя и студента. Это позволяет осуществлять единство целей обучения, решать, как художественные, так и педагогические задачи. Совместная деятельность преподавателя и студента направлена на повышение качества специальной и профессиональной подготовки обучающихся.

Особенность методики изобразительного искусства в современной деятельности. Данный учебно-творческий процесс мало изучен в отечественной и зарубежной литературе. Данная методика требует высокого профессионального уровня самого художника-педагога. Аспект сотворчества требует отдельного изучения. Практика показывает, что наиболее эффективно данную форму можно использовать в период пленэрной практики. Очевидными становятся противоречия образовательного процесса.

Один из аспектов это сложность учебного задания, в котором художник и студент пишут один и тот же мотив ландшафта. Задача у художника создать творческую работу, задача студента изучить, усвоить правила письма акварелью.

Противоречие наблюдается в стремлении достижения разных целей.

Согласованность наблюдается в тактических приемах, в наблюдении внутренних аспектов творческого процесса. Фактор практически незаменим для профессионального становления студента.

Противоречие наблюдается также в психической реакции. У студента может развиться комплекс неполноценности, если его живописная работа будет неудачна. В противном случае у студента может развиться уничижительное отношение к художнику-педагогу, если его профессиональная манера покажется студенту не убедительной.

Согласованность наблюдается в действиях педагога и студента. Педагогу нужно писать авторскую работу с учетом задач учебного процесса и индивидуальных способностей студента. Количество студентов в период проведения пленэра не должно превышать 6 человек.

Педагогический талант художника должен быть таким же безупречным, как и изобразительный. Сотворчество один из сложнейших процессов методики изобразительного искусства и заслуживает более подробного изучения.

Следующее противоречие, выявившее данное исследование это тип сознания. Сознание формирует образ окружающей действительности и если процесс преобразования окружающего мира воплощаемого в формате листа и холста, протекает по несогласованным векторам, то результат сотворчества практически равен нулю. Следовательно, моделируя учебно-творческий процесс целесообразно провести мониторинг личностных качеств студента.

Противоречия так же обозначились в симпатии малого коллектива. Симпатия рождает доверие, вселяет уверенность в правильности выбранного методического приема. Антипатия создает психоэмоциональное напряжение, цементирует мыслительные и творческие процессы.

Согласованность проявляется в доступности, посильности, упорядоченности и поэтапности усвоения учебного материала. В данной связи сотворчество может проявляться даже коллективной работы. Несколько человек может рисовать масштабное, широкоформатное панно или графический лист, причем не только декоративного характера, но и довольно сложного композиционного решения. Роль педагога в данном процессе во время обозначить опорные, композиционные узлы и придать им яркие характерные черты, типаж, ракурс, т.е. зафиксировать в изобразительной форме основную идею, замысел и тогда поток коллективной мысли подхватывает ее, завершает светотональную или цветотональную композицию. Обучение студента работать коллективно, работать с коллективом, благотворно сказывается на его дальнейшей профессиональной деятельности.

Данная образовательная структура не является проремесленической. Это не возврат к прежним формам учебной деятельности, когда спарринг мастер-подмастерье транслировали знания последующим поколениям. Это инновационная форма развития личностных, индивидуальных качеств студента с последующей его социализацией.

Обучение специальным дисциплинам, в частности, живописи будет эффективным в том случае, когда преподаватель владеет методами, приемами и средствами целенаправленной организации занятий.

В основе содержания подготовки бакалавра, будущего художника-педагога, прослеживается социальная, экономическая, культурная, психологическая, педагогическая составляющие. Такая подготовка имеет большое значение для успешной жизни каждого человека и разработкой ее целей, задач, подготовкой квалифицированных специалистов, научно-методическим, дидактическим обеспечением необходимо скоординировано заниматься как на федеральном, так и на региональном уровне.

Литература

  1. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства: учеб. пособие для студентов худ.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977. 186 с.
  2. Буровкина Л.А. Педагогические условия творческого развития личности школьника в процессе обучения изобразительному искусству // Materiály IX mezinárodní vědecko-praktická conference «Věda a technologie: krok do budoucnosti – 2013». Díl Pedagogika: Praha. Publishing House «Education and Science», 2013. С. 64-67.
  3. Буровкина Л.А., Шматко Т.В. Проблема художественного образования в условиях поликультурного образовательного пространства города Москвы // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна / отв. ред. М.С. Соколова, М.В. Соколов. Новосибирск, изд-во НГПУ, 2015. Вып. 13. С. 192-196.
  4. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. 104 с.
  5. Ломов С.П. Живопись: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 2008. 232 с.
  6. Прищепа А.А. Аспекты формирования художественных традиций России на рубеже веков (конец XIX начало ХХ веков) // Известия РГСУ (материалы Южно-Российского форума «Архитектура, дизайн и искусство в пространстве культуры»). Ростов-н/Дону, 2015. № 19. С. 230-2
  7. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учеб для аспирантов и соискателей ученой степени канд. наук / под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. 639 с.

References

  1. Beda G.V. Zhivopis' i ee izobrazitel'nye sredstva: ucheb. posobie dlja studentov hud.-graf. fak. ped. in-tov. M.: Prosveshhenie, 1977. 186 s.
  2. Burovkina L.A. Pedagogicheskie uslovija tvorcheskogo razvitija lichnosti shkol'nika v processe obuchenija izobrazitel'nomu iskusstvu // Materiály IX mezinárodní vědecko-praktická conference «Věda a technologie: krok do budoucnosti – 2013». Díl 11. Pedagogika: Praha. Publishing House «Education and Science», 2013. S. 64-67.
  3. Burovkina L.A., Shmatko T.V. Problema hudozhestvennogo obrazovanija v uslovijah polikul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva goroda Moskvy // Sovremennye tendencii razvitija izobrazitel'nogo, dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizajna / otv. red. M.S. Sokolova, M.V. Sokolov. Novosibirsk, izd-vo NGPU, 2015. Vyp. 13. S. 192-196.
  4. Lomov S.P. Didaktika hudozhestvennogo obrazovanija. M.: GOU Pedagogicheskaja akademija, 2010. 104 s.
  5. Lomov S.P. Zhivopis': uchebnik. 3-e izd., pererab. i dop. M.: AGAR, 2008. 232 s.
  6. Prishhepa A.A. Aspekty formirovanija hudozhestvennyh tradicij Rossii na rubezhe vekov (konec XIX nachalo HH vekov) // Izvestija RGSU (materialy Juzhno-Rossijskogo foruma «Arhitektura, dizajn i iskusstvo v prostranstve kul'tury»). Rostov-n/Donu, 2015. № 19. S. 230-234.
  7. Sovremennye filosofskie problemy estestvennyh, tehnicheskih i social'no-gumanitarnyh nauk: ucheb dlja aspirantov i soiskatelej uchenoj stepeni kand. nauk / pod obshh. Red. V.V. Mironova. M.: Gardariki, 2006. 639 s.