Pages Navigation Menu

ISSN 2227-6017 (ONLINE), ISSN 2303-9868 (PRINT), DOI: 10.18454/IRJ.2227-6017
ПИ № ФС 77 - 51217

DOI: https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.47.040

Скачать PDF ( ) Страницы: 110-114 Выпуск: № 5 (47) Часть 4 () Искать в Google Scholar
Цитировать

Цитировать

Электронная ссылка | Печатная ссылка

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.
Черткоева В. Г. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КАВКАЗА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ / В. Г. Черткоева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 5 (47) Часть 4. — С. 110—114. — URL: http://research-journal.org/pedagogy/formirovanie-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-predstavlenij-o-kulture-narodov-kavkaza-v-processe-oznakomleniya-s-narodnoj-skazkoj/ (дата обращения: 26.05.2017. ). doi: 10.18454/IRJ.2016.47.040
Черткоева В. Г. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КАВКАЗА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ / В. Г. Черткоева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 5 (47) Часть 4. — С. 110—114. doi: 10.18454/IRJ.2016.47.040

Импортировать


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КАВКАЗА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ

Черткоева В.Г.

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КАВКАЗА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ

Аннотация

 В статье рассматриваются проблема формировании позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к многоэтнической культуре Кавказа средствами  народных сказок. Автор знакомит с    системой педагогических мероприятий по  формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре народов Кавказа,  её результатами.

Ключевые слова: культура народов Кавказа, представления о духовных богатствах народов Кавказа, этическая направленность межнационального общения, народная сказка.

Chertkoeva V.G.

PhD in Pedagogy, Senior lecturer, North-Ossetian State Pedagogical Institute,Vladikavkaz

THE FORMATION OF CHILDREN UNDER SCHOOL AGE NOTIONS ABOUT CULTURE OF THE CAUCASIAN PEOPLES IN THE PROCESS OF FAMILIARIZATION WITH THE FOLK TALE

Abstract

 This article discusses the problem of shaping positive attitudes in children under school age to the multi-ethnic culture of the Caucasus means folk tales. The author introduces the system of pedagogical activities on teaching children under school age notions about the culture of the peoples of the Caucasus, its results.

Keywords: culture of the peoples of the Caucasus, perceptions of the spiritual riches of the peoples of the Caucasus, the ethical orientation of international communication, folk tale.

В последнее время наблюдается рост национального самосознания, с одной стороны, и нестабильность межнациональных отношений, с другой, что усиливает актуальность проблемы воспитания у детей этической направленности межнационального общения, ориентирует на ценностное отношение к общечеловеческим ценностям. Решение данной проблемы возможно путем создания особых педагогических технологий, способных отвечать требованиям современного педагогического процесса, который заключается в его гуманизации. В последние десятилетия вопросам воспитания культуры межнациональных отношений, межнационального общения посвящена значительная часть многих философских, психологических и педагогических исследований.

В данном контексте возникает необходимость в поиске эффективных путей и средств, способствующих воспитанию гуманного отношения к людям, которое не зависит от их национальной принадлежности. Этот процесс должен закладываться и начинаться в дошкольном возрасте, в котором дети легко и положительно воспринимают человеческие ценности. Одним из таких эффективных путей формирования ценностного отношения к культуре другого народа является изучение и понимание родной культуры, поскольку именно знакомство с традициями, обычаями, историей родного края, этническим  прошлым своего народа закладывает основы формирования личности ребенка.

Как отмечают Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  Д.Б. Эльконин и другие, в период дошкольного детства, как начального этапа становления личности ребенка, его ценностных ориентаций, закладываются основы позитивного отношения к миру, к себе и к окружающим людям. Рядом ученых, такими как С.Г. Журат, С.Н. Морозюк,  Е.И. Корнеева, указывается на то, что у детей 5-6 лет формируется эмоционально-положительное отношение к явлениям общественной жизни, если предусмотрен строгий отбор содержания знаний и ведется соответствующая организация детской деятельности [4;6; 7].

Как отмечает С.А. Козлова, в первые пять лет происходит интенсивное вхождение ребенка в социальный мир, формируются начальные представления об окружающей жизни, о нормах человеческого общения [5, с.53].

Другим автором Э.К. Сусловой отмечено,что примерно с пятилетнего  возраста, когда впервые складывает осознанное понимание существования  разных народов, у детей начинает формироваться отношение к людям других национальностей [10, с.16].

Положения, изложенные выше, а также возрастные особенности развития старших дошкольников, а именно интенсивное развитие мышления и других интеллектуальных процессов, существенные изменения эмоциональной и мотивационной сферы, ориентация на социальные отношения в мире взрослых, возрастающие потребности в коммуникации, дают возможность полагать, что 5-6 летний возраст является оптимальным для того, чтобы систематически и целенаправленно воспитывать эмоционально-положительное отношение к людям ближайшего национального окружения.

В качестве одного из основных условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО выделена организация условий, способствующих позитивным, доброжелательным отношениям между детьми, в том числе тем, которые принадлежат к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям. В качестве целевых установок  в ФГОС указано, что в старшем дошкольном возрасте ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,  проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; эмоционально откликаться на разнообразные произведения культуры и искусства [11].

Учет особой значимости работы данной направленности, а также особенности предназначения детского сада как самой первой ступени в системе непрерывного образования, определяет тот факт, что в процессе образовательной деятельности детей важно приобщать к культуре, как своего народа, так и соседних народностей. Знакомство дошкольников, проживающих в Осетии, с культурой Кавказа позволяет решать проблемы духовно-нравственного развития личности ребенка.

Социально-педагогический уровень  актуальности проблемы сохранения и развития культуры каждого этноса определяет многоэтничность Кавказа. В процессе близкого общения людей различных национальностей, происходящих в многонациональных коллективах, увеличения количества интернациональных семей, происходит тесное взаимодействие народов, возникают условия для уважения их этнических культур.

Научно-теоретический уровень актуальности исследования процесса формирования ценностного отношения дошкольников к национальной культуре других народов, рассматривается в аспекте много этнического пространства на Кавказе и продиктован недостаточной разработанностью проблемы реализации дифференцированного подхода в освещении истории и эволюции культуры народов, недостаточной научной обоснованностью условий формирования представлений об особенностях многоэтничности народов. В данном случае интересным представляется утверждение Г.Н. Волкова о том, что культуру каждого народа нельзя представлять «как абстрактный монолит», к любой культуре нужно подходить дифференцированно, ибо у каждого народа свои исторические корни, своя культура» [2, с.61].

Однако для реализации формирования у дошкольников представлений о культуре народов Кавказа необходима систематическая работа по ознакомлению детей с особенностями их истории, традиций, обычаев. Современные дошкольные образовательные учреждения с составом детей различных национальностей в создании научно-методической базы, программ, в которых учитывается многонациональность субъектов, вступающих во взаимодействие и участвующих в формировании позитивного отношения к многоэтнической культуре Кавказа. В этом смысле наиболее действенными являются средства народной педагогики, в частности игры, сказки, фольклор, в силу своей непосредственности, непринужденности и доступности для восприятия детей дошкольного возраста. Особо следует отметить народную сказку, как одно из эффективных средств формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника. Сказка способствует более легкому и комфортному приобретению эмоционально-нравственного опыта ребенка.

В народной сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить.           В ярком противопоставлении добра и зла, фантастических и определенных по своей сути образах, выразительном языке, динамике событий особых причинно-следственных связей и явлений заложены особенные интересные и волнующие элементы восприятия детьми сказки как незаменимого инструмента нравственно здоровой личности ребенка, что актуально для формирования положительного отношения к представителям других этнических групп.

Посредством народных сказок народов Кавказа можно познакомить детей с жизнью этих народов в прошлом, из которых они узнают много нового и интересного о мужестве кавказских народов, об их храбрости и находчивости, о тяжелой жизни в давнее время, о том, как преобразился Кавказ в последнее время.

Многие исследователи (Е.А. Аркин, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева и другие) выделяют народные сказки как превосходный в воспитательном отношении материал для рассказывания детям. А.М. Виноградова подчеркивает эффективность народной сказки при работе с детьми, обосновывает ее эффективность в дошкольном возрасте тем, что восприятие сказки как специфическая деятельность ребенка обладает особой притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом для ребенка сказочный сюжет является не только вымыслом и фантазией, но также представляет собой особую реальность, позволяющую расширять рамки обычного представления о жизни. Здесь ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигает взрослый мир чувств и переживаний [1, с.14].

Ненавязчивые сказочные образцы становятся для ребенка выходом из разных непростых ситуаций, предоставляя пример путей разрешения возникших конфликтных ситуаций, дающих позитивную поддержку его возможностей и веры в свои силы. Как правило, в данном случае детям свойственно отождествлять себя с положительными героями. Это происходит не потому, что дошкольники умеют разбираться в человеческих взаимоотношениях, а вследствие того, как отмечает И.В. Дубровина, что позиция данного героя представляется более привлекательной по сравнению с другими персонажами. Именно благодаря этому дети усваивают верные моральные нормы и ценности, различают добро и зло [3, с.157].

В качестве приема убеждения сказки широко использовались в педагогической деятельности выдающегося педагога И.Я. Яковлева. Многие сказки и рассказы писателя, созданные в манере бытовых сказок, имеют характер этических бесед, выступая при этом в качестве средства убеждения в воспитании у детей нравственности. В некоторых сказках и рассказах автор направляет внимание детей на правильное восприятие объективных условий жизни, а чаще всего обращает взгляд на естественные последствия дурных поступков детей: уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения [12, с.55].

Развивающие функции сказок в развитии детей широки и неотделимы друг от друга. Н. Короткова считает, что «лишь условно их можно разделить на познавательно-нравственную и эстетическую»[6, с.34]. Познавательно-нравственная функция характеризуется развитием и активизацией воображения, образного мышления, расширением представлений о мире, освоением моделей человеческого поведения, формированием эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности. Эстетическая функция рассматривается с точки зрения приобщения к словесному искусству как таковому в его различных формах и развития грамотной разговорной речи. В исследовании Ю.А. Лебедевой выделено шесть основных функций сказок: функция социализации, креативная функция, голографическая, развивающетерапевтическая, культурно-этническая, лексико-образная функция [9, с.58].

С точки зрения исследования  народной сказки как средства формирования представлений о культуре народов Кавказа, мы рассматриваем культурно-этническую функцию сказки, которая проявляется в историческом отражении уклада народа, его языка, его менталитета, его традиций и обычаев. Как известно, сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательным значением. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления.

Особая образовательная роль принадлежит сказкам народов Кавказа. Кавказ является одним из наиболее многонациональных регионов, который населяют русские, осетины, армяне, грузины, абхазы, адыгейцы, дагестанцы, чеченцы, ингуши, кабардино-балкарцы, азербайджанцы, татары, балкарцы и карачаевцы, кумыки, ногайцы, абазинцы, лезгины, лакцы, аварцы и другие народности. Сказки народов Кавказа – не просто плод чьей-то фантазии – это наследие культурных знаний и опыта всего народа, это передаваемые через устное народное творчество, посредством занимательных историй, обряды, обычаи, нравы, традиции и мораль общества, один из основных столпов формирования человека – связь со своей историей, своими предками. Сказочные истории, которые слушает ребенок перед сном, подсознательно вводят его в общество, закладывают в нем представления о чести, долге, о добре и зле, формируют его душу и не дают порваться связи поколений, потерять себя в будущем.

Сказки народов Кавказа содержат широкий познавательный материал. Отметим, что познавательное значение сказок относится, в частности, к отдельным деталям народных обычаев и традиций и даже к бытовым мелочам. В качестве примера можно привести адыгейскую сказку «Не почитающий старого и сам добра не увидит», в которой рассказывается о снохе, не послушавшей своей свекрови и принявшей решение сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Далее случилось то, что в то время, когда она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза, и она стала слепая. Главным в сказке, как всегда, имеет место моральный вывод: очень важно прислушиваться к голосу старших, почитать их житейский опыт, иначе получишь наказание. Однако для детей в этой сказке содержится также и познавательный смысл: они узнают из сюжета сказки о том, что на масле можно только жарить, а не варить. Вот почему было  нелепо варить кашу без воды только на масле. Детям обычно об этом никто не рассказывает, поскольку в жизни никто и так не поступает. Однако через сказку дети получают наставление, что все должно быть на своем месте и во всем нужно следовать определенному порядку.

Другим ценным примером может служить черкесская сказка «Скупому – копейка», которая рассказывает об умном портном, у которого произошел договор с одной жадной старухой, состоявший в том, чтобы отдавать ей плату за каждую «звездочку» жира в супе в размере одной копейки [7, с.130].. В то время, как старуха добавляла масло, портной обращался к ней, ободряя ее: «Клади, клади, старуха, больше, не жалей масла, ведь недаром я тебя прошу: за каждую «звездочку» копейку заплачу».Все больше масла добавляла жадная старуха в похлебку, рассчитывая получить за это много монет. При этом за все ее старания ей досталась всего лишь одна копейка. Мораль у этой сказки простая: нельзя быть жадным, в чем состоит основная идея сказочного сюжета. Значительным является и познавательный смысл, который отвечает на вопрос ребенка: «Почему, в похлебке, которую готовила старуха, получилась одна большая «звездочка»?

В настоящей статье мы не имеем возможности более подробно разобраться во всех достоинствах и чертах сказок, поэтому в нашем случае возможным является  остановиться на наиболее характерных их особенностях, которые выражаются в народности, оптимизме, увлекательности сюжета, образности и забавности и, наконец, дидактизме.

Работа по формированию представлений о культуре народов Кавказа у старших дошкольников включает в качестве наиболее важных задач такие, как погружение ребёнка в атмосферу народного творчества, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения со сверстниками и взрослыми, самостоятельного творчества в различных видах деятельности. В предварительную работу в указанном направлении важно включить чтение народных сказок детям, после чего последует беседа, в процессе которой будет обсуждаться их содержание и организация на интегрированной основе различных видов деятельности (театрализованной,  музыкально-ритмической с разучиванием народных подвижных игр,  разучиванием пословиц, поговорок, закличек и так далее, сюжетно-ролевых, дидактических и настольных игр поликультурной направленности).

В процессе работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о культуре Кавказа нами решались следующие задачи:

  • воспитывать у детей уважение к культуре народов Кавказа;
  • пробуждать интерес к сказкам народов Кавказа;
  • приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности, справедливости;
  • закладывать основы нравственности.

Для решения цели и задач исследования нами были созданы следующие педагогические условия:

— разработана система целенаправленной и планомерной работы по формированию представлений о культуре народов Кавказа, посредством использования народной сказки;

— выявлены принципы, методы, и средства обеспечивающие успешность формирования позитивного отношения к национальной культуре народов Кавказа;

— определены критерии и показатели оценки уровня сформированности уровня ценностного отношения дошкольников к культуре своего и других народов;

-учитываются индивидуальные и возрастные особенности дошкольников.

Предполагаемые результаты: реализация данной системы работы позволит:

— заложить основу духовно-нравственной и культурной личности у детей,

— привить  интерес и уважение к культуре народов Кавказа;

— обогатить представления детей о культурных ценностях народов Кавказа в процессе ознакомления с народной сказкой.

Нами проводилась работа в данном направлении, которая проходила в форме игры, но при этом сохранялись элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состояла в том, чтобы наряду с традиционными методами и приемами работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) использовать нетрадиционный подход к преподнесению сказочного материала. Такой подход был направлен на инициирование у детей умения нестандартно мыслить, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом нами учитывались индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдался принцип «От простого – к сложному»; была создана в группе комфортная предметно-пространственная развивающая среда.

В процессе ознакомления детей с народной сказкой того или иного народа Кавказа, мы обращали внимание на особенности национальной одежды, быта, жизненного уклада, традиций. Для этого перед ознакомительной работой нами подготавливался наглядный материал в виде иллюстраций, картин, кукол, домашней утвари, предметов одежды и так далее, что позволяло создать атмосферу того национального колорита с сказкой какого народа мы знакомили ребят. После того, когда дети были ознакомлены со сказкой, мы проводили занятия по изобразительной деятельности, где детям предлагалось нарисовать понравившийся сюжет из сказки, или изобразить кого-нибудь из героев сказки. В рисунках дети пытались отразить то представление, которое у них складывалось  в процессе ознакомительной работы.

Большое внимание уделялось организации и проведению инсценировки той или иной народной сказки. На эти мероприятия приглашались родители, которых тоже приобщали в процессе подготовки к показу сказки, например, в изготовлении  декораций или игрушек.

В данной работе нами были использованы проблемные ситуации, которые способствовали активизации познавательной, речевой, творческой деятельности детей и строились по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. В создании проблемной ситуации нами осуществлялась постановка проблемного вопроса:

— Почему звери оказались благороднее богатого человека? (аварская народная сказка «Неблагодарный богач и великодушные звери»).

— Почему сын совершил ошибки, когда хотел исполнить наставления отца? В чем заключалась мудрость наставлений отца, которые он дал перед смертью? (адыгейская народная сказка «Наставления старика»).

— Почему заяц проиграл спор черепахе? (ингушская сказка «Заяц и черепаха»).

В процессе работы мы старались не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; проявляли желание выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза-в-глаза.

Нами предлагались индивидуальные и коллективные творческие задания. Результатом выполнение творческих заданий являлось появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по лезгинской сказке «Сестра семи братьев»:

— Рассказать знакомую сказку по кругу.

— Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

— Рассказать об отношениях в семье между родителями, братьями и сестрой, как эти отношения помогают им справиться с трудностями.

— Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).

— Изготовление костюмов-нагрудников соответственно лезгинской национальной одежде  (ткань, бумага, краски).

Далее проводилось занятие «Нарисуй сказку». Детям предлагалось нарисовать иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя традиционные и нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

Также проводились игровые задания, при выполнении которых мы  опирались на изобразительные умения детей.

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Нами были предложены дидактические игры:

«Составить портрет героя сказки» (художественное, эмоциональное развитие); «Хорошо – плохо» (оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: «Добрые – злые» (развитие эмоций, нравственных чувств, изобразительных навыков).

Перед знакомством сказки того или иного кавказского народа, проводилась ознакомительная работа с его культурой. Дети принимали активное участие в данной работе. О повышении познавательной активности старших дошкольников, участвовавших в формирующем эксперименте, свидетельствовали вопросы, которые они задавали. Детям становилось интересно знать, например, как называется столица Дагестана (а также других народов Кавказа), какие у этого народа обычаи,  какие известные исторические и современные личности есть в этом народе (деятели культуры, спорта,  кино, эстрады и так далее) и другое.

Необходимо отметить особую роль участия родителей в работе со сказкой. Мы провели круглый стол с родителями, где объяснялась важность сказки в формировании культурной и духовно-нравственной личности ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств, представлений о культуре народов Кавказа. Также с родителями беседовали о том, что игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка. Параллельно велась просветительская работа с родителями по углублению знаний и формированию представлений у детей о своем народе, его культуре и истории.

Работа с родителями включала следующее:

1) Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок, например, «Уроки сказки»)

2) Помощь в создании мини – музея книги.

3) Дни открытых дверей (Родители вместе с детьми участвовали в играх, выполняли творческие задания и так далее).

4) Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам, участие в них (Новый год; даргинская народная сказка «Синяя птица» и другие).

5) Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (Придумывание загадок; оформление книги сказок).

6) Устройство выставки работ детей и родителей («Любимые сказки народов Кавказа», «Кабардинские сказки» и так далее).

В результате проведения данной работы у детей вырос уровень знаний и представлений о культуре народов Кавказа у старших дошкольников в процессе ознакомления с народными сказками, это выражалось в следующем: дети научились понимать смысл сказок; различать сказки по национальной принадлежности, ориентируясь по отдельным элементам культуры. Дети стали более чуткими к различению добра и зла, к восприятию хорошего или плохого, стали больше размышлять о том, что можно, а что нельзя. Также отмечено со стороны детей более уважительное отношение к истории и культуре народов Кавказа. У детей стала появляться оптимистическая направленность  во взаимопонимании в процессе совместной работы детей и родителей, была отмечена положительная динамика во взаимоотношениях с родителями.

Таким образом, народная сказка как одно из наиболее доступных средств духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста всегда находила широкое применение как со стороны педагогов, так и родителей. Оказывая влияние на духовно-нравственное развитие дошкольников, сказка формирует  представления о добре и зле, усиливая процесс их дифференциации в представлении ребенка, а также способствует формированию гуманных чувств и социальных эмоций, при этом осуществляя последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному. Это позволяет рассматривать народную сказку как эффективное средство формирования представлений о культуре народов Кавказа у детей старшего дошкольного возраста и в то же время как метод расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. В данном аспекте сказка выступает в качестве эффективного и ничем не заменимого источника воспитания любви к Родине и ценностного отношения к культуре соседних народов, которые представляют собой духовные богатства народной культуры, познание которых дает ребенку познавать сердцем непосредственно сам народ.

Литература

  1. Виноградова А.М. Формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2009. — 27 с.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебн. для студентов сред.ивысш. учеб. завед. — М.: Академия, 2009. — 168 с.
  3. Дубровина И.В. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2008. — 592 с.
  4. Журат С.Г. Воспитание у детей среднего дошкольного возраста положительного отношения к явлениям общественной жизни. — М.: Педагогика, 2006. — 68 с.
  5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 160 с.
  6. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. — 2011. — №8. — С.34-41.
  7. Луценко В.В. Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2. Краснодар, 2009. — 405 с.
  8. Морозюк С.Н. Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 2009. — 16 с.
  9. Сказка как источник творчества детей. / Научный руководитель Ю.А.Лебедева. — Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. — 288с.
  10. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: спецкурс / Э.К. Суслова. — М., 2010. — 80 с.
  11. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (принят Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155)// «РГ» Федеральный выпуск №6241. — 25 ноября 2013 г.
  12. Ялалов Ф.Г. Национально-региональный компонент образования: этнометодологический подход. // Начальная школа (журнал). — 2011. — № 4. — С.39-45.

References

  1. Vinogradova A.M. Formirovanie jeticheskih predstavlenij u detej starshego doshkol’nogo vozrasta sredstvami hudozhestvennoj literatury: Avtoref. dis. kand. ped. nauk. — M., 2009. — 27 s.
  2. Volkov G.N. Jetnopedagogika. Uchebn. dlja studentov sred.ivyssh. ucheb. zaved. — M.: Akademija, 2009. — 168 s.
  3. Dubrovina I.V. Prakticheskaja psihologija obrazovanija; Uchebnoe posobie 4-e izd. / Pod redakciej I.V. Dubrovinoj. — SPb.: Piter, 2008. — 592 s.
  4. Zhurat S.G. Vospitanie u detej srednego doshkol’nogo vozrasta polozhitel’nogo otnoshenija k javlenijam obshhestvennoj zhizni. — M.: Pedagogika, 2006. — 68 s.
  5. Kozlova S.A. Teorija i metodika oznakomlenija doshkol’nikov s social’noj dejstvitel’nost’ju: Ucheb.posobie dlja stud. sred. ped. ucheb. zavedenij. — M.: Izdatel’skij centr «Akademija», 2008. — 160 s.
  6. Korotkova N. Hudozhestvennaja literatura v obrazovatel’noj rabote s det’mi starshego doshkol’nogo vozrasta. // Doshkol’noe vospitanie. — 2011. — №8. — S.34-41.
  7. Lucenko V.V. Obychai i tradicii narodov Severnogo Kavkaza. Chast’ 2. Krasnodar, 2009. — 405 s.
  8. Morozjuk S.N. Formirovanie polozhitel’nogo otnoshenija k javlenijam obshhestvennoj zhizni u detej srednego doshkol’nogo vozrasta v processe obuchenija: Avtoref. diss. kand. ped. nauk. — M., 2009. — 16 s.
  9. Skazka kak istochnik tvorchestva detej. / Nauchnyj rukovoditel’ Ju.A.Lebedeva. — Gumanitarnyj izdatel’skij centr VLADOS, 2011. — 288s.
  10. Suslova Je.K. Vospitanie u detej jetiki mezhnacional’nogo obshhenija: speckurs / Je.K. Suslova. — M., 2010. — 80 s.
  11. Federal’nyj Gosudarstvennyj Obrazovatel’nyj Standart Doshkol’nogo Obrazovanija (prinjat Prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17.10.2013 № 1155)// «RG» Federal’nyj vypusk №6241. — 25 nojabrja 2013 g.
  12. Jalalov F.G. Nacional’no-regional’nyj komponent obrazovanija: jetnometodologicheskij podhod. // Nachal’naja shkola (zhurnal). — 2011. — № 4. — S.39-45.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.