ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ УХОДА ЗА КОЖЕЙ НА ОСНОВЕ ТЕРМАЛЬНОЙ ВОДЫ НА СОСТАВ МИКРОФЛОРЫ КОЖИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.51.026
Выпуск: № 9 (51), 2016
Опубликована:
2016/09/19
PDF

Мигачева Н. Б.1, Жестков А.В.2, Лямин А.В.3

1ORCID: 0000-0003-0941-9871, Кандидат медицинских наук, 2Доктор медицинских наук, 3Кандидат медицинских наук, Самарский государственный медицинский университет

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ УХОДА ЗА КОЖЕЙ НА ОСНОВЕ ТЕРМАЛЬНОЙ ВОДЫ НА СОСТАВ МИКРОФЛОРЫ КОЖИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Проведено динамическое изучение состава микрофлоры кожи детей раннего возраста в ходе рандомизированного контролируемого исследования эффективности применения средств ухода за кожей на основе термальной воды для профилактики атопического дерматита у детей из группы риска. Показано,что применение эмольентов оказывает влияние не столько на общее количество микроорганизмов на коже, сколько на качественный состав микробиоты, обеспечивая формирование более стабильного биоценоза, что может являться составной частью профилактической эффективности эмольентов.

Ключевые слова: атопический дерматит, дети, микробиоценоз кожи.

Migacheva N.B.1, Zhestkov A.V.2, Lyamin A.V.3

1ORCID: 0000-0003-0941-9871, MD, 2MD, 3MD, Samara State Medical University

 IMPACT OF SKIN CARE PRODACTS BASED ON THERMAL WATER ON THE INFANTS SKIN MICROFLORA COMPOSITION

 Abstract

We conducted dynamic investigation of infant’s skin microflora composition in a randomized controlled trial of the efficacy of the skin care products based on thermal water for the prevention of atopic dermatitis in infants at risk.  It has been shown that using of emollients influenced not so much the total amount of microorganisms on the skin, but the quality of microbiome composition allowing the formation of a stable ecological community, which may be part of the preventive effectiveness of emollients.

 Keywords: atopic dermatitis, infants, skin microflora.

Кожа человека относится к органам, колонизированным большим разнообразием микроорганизмов, многие из которых являются не только безвредными, но и необходимыми для жизнедеятельности хозяина. В настоящее время значительно расширились представления о составе и функциях кожной микробиоты, а также о роли некоторых условно-патогенных и патогенных микроорганизмов в развитии дерматологических заболеваний [1].

Колонизация здоровой кожи может быть очень вариабельной и зависит от различных факторов, включающих топографическую локализацию, эндогенные особенности организма хозяина и экзогенные воздействия [2]. Современные исследования микробиома человека в норме и при патологии подчеркивают особое значение популяции стафилококков в поддержании экосистемы кожи и роль Staphylococcus aureus в этиологии и патогенезе многих распространенных дерматозов [3]. Во многих исследованиях показана возможность положительного влияния на микробиоту кожи путем использования различных средств ухода (эмольентов) как у здоровых людей [4], так и у пациентов с атопическим дерматитом [5, 6].

Целью нашего исследования являлось изучение влияния средств ухода за кожей на основе термальной воды компании AVEN на состав микрофлоры кожи детей раннего возраста. С этой целью нами проведено рандомизированное контролируемое исследование, в которое мы включили 60 детей первого месяца жизни с отягощенным семейным анамнезом по аллергическим заболеваниям. С целью профилактики развития атопического дерматита 30 детей получали в качестве ухода за кожей крем на основе термальной воды компании AVEN (XeraCalm AD) 2 раза в день в течение 6 месяцев жизни (основная группа). Вторая половина детей, не получавшая специальных средств ухода за кожей, составила контрольную группу. Наблюдение за детьми продолжалось до 12 месяцев, в течение которых мы дважды (в 1 месяц и в 6 месяцев) проводили микробиологическое исследование кожи наблюдаемых детей.

Материалы и методы.

Сбор материала осуществляли с кожи передней поверхности правого предплечья и кожи правой щеки стерильным ватным одноразовым тампоном с деревянной основой. Непосредственно перед сбором тампон смачивали в стерильном физиологическом растворе. Ограничение зоны сбора материала осуществляли с использованием одноразовых трафаретов на липкой основе с рабочей площади для сбора материала 5 см2.

Материал доставлялся в лабораторию в течение 2 часов после сбора в изотермических условиях, не допуская охлаждения и нагрева. В лаборатории осуществляли посев материала на плотные питательные среды: кровяной агар, универсальные хромогенные среды, агар Сабуро. Посевы осуществляли плотным «газоном» для последующего подсчета выросших колоний. Посевы на кровяном и хромогенном агаре культивировали в термостате при температуре 37°С в течение 48 часов. Посевы для выделения грибов культивировали при температуре 28°С в течение 7 суток.

После культивирования проводили подсчет выросших колоний на каждой среде и рассчитывали среднее значение. Все выделенные культуры идентифицировались с использованием коммерческих тест систем, а также с использованием метода MALDI-TOF спектрометрии.

Результаты.

В результате первого обследования (в 1 месяц) у детей контрольной группы было выделено и идентифицировано 88 штаммов микроорганизмов с первой точки и 71 штамм – со второй точки. У детей основной группы было выделено и идентифицировано с первой точки 77 штаммов, со второй точки – 69 штаммов. Микробиоценоз кожи был представлен сообществами, состоящими от 1 до 5 различных видов микроорганизмов. В контрольной группе 1 микроорганизм был выделен у 4 детей (15,4%), 2 микроорганизма – у 8 детей (30,8%), 3 микроорганизма – у 5 детей (19,2%), 4 микроорганизма – у 9 детей (34,6%).

В основной группе количественная характеристика микробиоценоза кожи была сопоставима с контрольной группой. Микробиота, представленная 1 видом была выявлена у 3 детей (12,0%), 2 микроорганизма было выделено у 10 детей (40,0%), 3 микроорганизма – у 3 детей (12,0%), 4 микроорганизма – у 8 детей (32,0%), у 1 ребенка был выявлен микробиоценоз, представленный 5 видами микроорганизмов (4,0%).

Видовой состав микроорганизмов, выделенных с первой и второй точек, был однороден. В контрольной группе преобладали различные виды стафилококков: Staphylococcus epidermidis, Staphylococcus haemoliticus, Staphylococcus aureus были выделены у 14 детей (53,8%), 9 детей (34,6%) и у 12 (46,2%) детей, соответственно. Также были выделены условно патогенные стрептококки (Streptococcus mitis, Streptococcus salivarius, Streptococcus spp.) у 24 детей (92,3%) и лактобактерии (Lactobacillus salivarius, Lactobacillus ultunensis, Lactobacillus spp.) – у 15 детей (57,7%). Энтеробактерии были представлены Escherichia coli и Klebsiella pneumoniae, которые были выделены у 4 детей (15,4%). Среди неферментирующих грамотрицательных бактерий были выделены представители рода Acinetobacter: у 6 детей (23,1%) – A.pittii, у 4 (15,4%) детей – A.ursungii.

В основной группе также преобладали различные виды стафилококков: Staphylococcus epidermidis, Staphylococcus haemoliticus, Staphylococcus aureus были выделены у 11 детей (44,0%), 8 детей (32,0%) и у 9 (36,0%) детей, соответственно. Условно патогенные стрептококки были выделены (Streptococcus mitis, Streptococcus salivarius, Streptococcus oralis, Streptococcus spp.) у 21 детей (84,0%), лактобактерии (Lactobacillus salivarius, Lactobacillus ultunensis, Lactobacillus spp.) – у 14 детей (56,0%). Энтеробактерии были представлены только Escherichia coli, которые были выделены у 3 детей (12,0%). Среди неферментирующих грамотрицательных бактерий были выделены представители рода Acinetobacter: у 2 детей (8,0%) – A.pittii, у 3 (12,0%) детей – A.ursungii, у 1 ребенка был выделен A.johnsonii (4,0%). Дополнительно были выделены микрококки (Micrococcus luteus) - у 4 детей (16,0%), и бациллы (Bacillus subtilis) – у 1 ребенка (4,0%).

При проведении повторного микробиологического обследования (в 6 месяцев) у детей контрольной группы было выделено и идентифицировано 79 штаммов микроорганизмов с первой точки и 61 штамм – со второй точки. У детей основной группы было выделено и идентифицировано с первой точки 73 штамма, со второй точки – 60 штаммов. Анализ видового состава микрофлоры показал, что у  детей, использовавших эмольент, микробиоценоз кожи значительно изменился по количественному составу видов. Произошло увеличение микробиоценозов, состоящих из 2 и 3 видов, при этом не было выявлено детей, на коже которых обнаруживались микробные сообщества, состоящие из 1, 4 и 5 видов микроорганизмов. В контрольной группе микробиоценоз, состоящий из 2 микроорганизмов был выявлен у 17 детей (65,4%), 3 микроорганизмов – у 9 детей (34,6%).

В основной группе количественная характеристика микробиоценоза кожи была сопоставима с контрольной группой также, как и до исследования. Микробиота, представленная 2 микроорганизмами была выделена у 15 детей (60,0%), 3 микроорганизма было выделено у 10 детей (40,0%). Видовой состав микроорганизмов, выделенных с первой и второй точек, был однороден. Отличия заключались в количествах колониеобразующих единиц на единицу площади – со второй точки количество выделенных колоний было меньше в среднем в 2 раза у детей как основной, так и контрольной групп. Произошли изменения в видовом составе выделенных микроорганизмов. Видовое разнообразие уменьшилось. Представители транзиторной микрофлоры стали встречаться значительно реже.

В контрольной группе преобладающими остались различные виды стафилококков: Staphylococcus epidermidis, Staphylococcus haemoliticus, Staphylococcus aureus были выделены у 16 детей (61,5%), 15 детей (57,7%) и у 8 (30,8%) детей, соответственно. Условно патогенные стрептококки сохранили широкое распространение и были представлены практически теме же видами (Streptococcus mitis, Streptococcus salivarius, Streptococcus spp.) у 19 детей (73,1%) Среди неферментирующих грамотрицательных бактерий рода Acinetobacter остались преобладающими и были выделены у 10 детей (38,5%). Представителей лактобактерий и энтероактерий у детей контрольной группы выделено не было. Однако у 3 (11,5%) детей были выделены представители рода Enterococcus (E.faecalis), у 5 (19,2%) детей - микрококки, у 3 (11,5%) детей - бациллы.

У детей основной группы при повторном микробиологическом исследовании также преобладали различные виды стафилококков: Staphylococcus epidermidis, Staphylococcus hominis, Staphylococcus haemoliticus, Staphylococcus aureus были выделены у 19 детей (76,0%), 5 детей (20,0%), 15 детей (60,0%) и у 11 (44,0%) детей, соответственно. Условно патогенные стрептококки (Streptococcus mitis, Streptococcus salivarius, Streptococcus oralis, Streptococcus spp.)  были выделены у 6 детей (24,0%), лактобактерии (Lactobacillus salivarius, Lactobacillus ultunensis, Lactobacillus spp.) – у 2 детей (8,0%), представители рода Acinetobacter - у 9 детей (36,0%). Дополнительно были выделены микрококки - у 5 детей (20,0%), и бациллы – у 1 ребенка (4,0%). Энтеробактерии не были выделены ни у одного участника исследования в основной группе.

Несмотря на сопоставимые данные по качественному и количественному составу микробиоценоза кожи у детей обеих групп была выявлена особенность по распространенности стафилококков различных видов. Так у детей контрольной группы микробиота кожи состояла из двух видов стафилококков в 50,0% случаев (у 13 детей), а в основной группе два вида различных стафилококков было выявлено у 100,0% обследованных детей. При этом золотистый стафилококк не был выделен в монокультуре ни у одного ребенка. В контрольной группе у 4 детей (15,4%) S.aureus был выделен как единственный представитель стафилококков в микробиоценозе кожи. Вместе с ним были выделены различные виды стрептококков и энтерококки.

Заключение.

Анализируя результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что использование средств ухода за кожей у детей раннего возраста не оказывают значительного влияния на общее количество микроорганизмов на коже. Изменение микробиоты кожи с возрастом в целом происходит сопоставимо. Однако в качественном составе есть достоверные различия, характеризующиеся формированием на коже у детей основной группы микробиоты, состоящей как минимум из двух видов стафилококков, что возможно обеспечивает более стабильный биоценоз, а как следствие и более благоприятные условия для предотвращения колонизации кожи транзиторной микрофлорой. Также следует отметить, что у детей контрольной группы распространенность условно патогенных стрептококков выше в 3 раза, по сравнению с основной группой. Возможно, задержка в колонизации кожных покровов достаточным количеством условно патогенных стафилококков связана с конкурирующим воздействием стрептококков. Таким образом, применение специальных средств ухода за кожей у детей раннего возраста из группы риска по развитию атопического дерматита, в частности, эмольентов на основе термальной воды, может являться важной частью  профилактических мероприятий не только за счет своих увлажняющих свойств, но  и в связи с благоприятным действием на состав кожной микрофлоры.

Литература

  1. Джораева С.К., Гончаренко В.В., Щеголева Е.В., Щербакова Ю.В., Безрученко А.А. Состав и функции микробиоценозов различных биотопов макроорганизма и клиническая значимость их нарушений // Дерматология и венерология. 2015. №2. С. 5-19.
  2. Grice E., Segr J. The skin microbiome // Nat Rev Microbiol. 2011. Vol. 9, № 4. P. 244–253.
  3. Cергеев А.Ю., Бурцева Г.Н., Сергеев В.Ю. Стафилококковая колонизация кожи, антибиотикорезистентность и противомикробная терапия при распространенных дерматозах // Иммунопатология, аллергология, инфектология. 2014. №4. С. 42-55.
  4. Seite S, Zelenkova H, Martin R, Fierer N. Using a specific emollient to manage skin microbiome dysbiosis // JAAD. 2016. Vol. 74, № 5. P. 89-94.
  5. Bourrain M, Ribet V, Calvez A, Lebaron P, Schmitt AM. Balance between beneficial microflora and Staphylococcus aureus colonization: in vivo evaluation in patients with atopic dermatitis during therapy // Eur J Dermatol. 2013. Vol. 23, № 6. P. 786–794.
  6. Flores G, Seite S, Henley J, Martin R, Zelenkova H, Aguilar L, Fierer N. Microbiome of affected and unaffected skin of patients with atopic dermatitis before and after emollient treanment // Journal of Drugs in Dermatology. 2014. Vol. 13, № 11. P. 611-618.

References

  1. Dzhoraeva S.K., Goncharenko V.V., Shhegoleva E.V., Shherbakova Ju.V., Bezruchenko A.A. Sostav i funkcii mikrobiocenozov razlichnyh biotopov makroorganizma i klinicheskaja znachimost' ih narushenij // Dermatologija i venerologija. 2015. №2. S. 5-19.
  2. Grice E., Segr J. The skin microbiome // Nat Rev Microbiol. 2011. Vol. 9, № 4. P. 244–253.
  3. Cergeev A.Ju., Burceva G.N., Sergeev V.Ju. Stafilokokkovaja kolonizacija kozhi, antibiotikorezistentnost' i protivomikrobnaja terapija pri rasprostranennyh dermatozah // Immunopatologija, allergologija, infektologija. 2014. №4. S. 42-55.
  4. Seite S, Zelenkova H, Martin R, Fierer N. Using a specific emollient to manage skin microbiome dysbiosis // JAAD. 2016. Vol. 74, № 5. P. 89-94.
  5. Bourrain M, Ribet V, Calvez A, Lebaron P, Schmitt AM. Balance between beneficial microflora and Staphylococcus aureus colonization: in vivo evaluation in patients with atopic dermatitis during therapy // Eur J Dermatol. 2013. Vol. 23, № 6. P. 786–794.
  6. Flores G, Seite S, Henley J, Martin R, Zelenkova H, Aguilar L, Fierer N. Microbiome of affected and unaffected skin of patients with atopic dermatitis before and after emollient treanment // Journal of Drugs in Dermatology. 2014. Vol. 13, № 11. P. 611-618.