ИЗМЕНЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ГИПОКИНЕЗИИ, ПРОИЗВОДНЫХ ТРИОКСИПИРИДИНА И ИХ СОЧЕТАННОГО ДЕЙСТВИЯ, НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ЦНС

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.118
Выпуск: № 4 (58), 2017
Опубликована:
2017/04/17
PDF

 Трескунова Е.В.1, Свиридонова С.В.2, Алешина М.Н.3

1Кандидат биологических наук, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2Кандидат биологических наук, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 3Ассистент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

ИЗМЕНЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ГИПОКИНЕЗИИ, ПРОИЗВОДНЫХ ТРИОКСИПИРИДИНА И ИХ СОЧЕТАННОГО ДЕЙСТВИЯ, НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ЦНС

Аннотация

Среди исследованных химических соединений было выявлено соединение под шифром СК-132, которое в обычных условиях и после воздействия гипокинезии преобладает над другими лекарственными средствами. Поэтому представлялось необходимым изучить влияние СК-132 на функцию некоторых органов и течение биохимических процессов. Впервые было изучено влияние соединения СК-132 на функционирование центральной нервной системы после воздействия гипокинезии. СК-132 рекомендуется для дальнейшего изучения в качестве лекарственного средства, повышающего работоспособность в осложненных условиях.

Ключевые слова: производные триоксипиридина, гипокинезия, гексеналовый сон, условнооборонительный рефлекс.

 Treskunova E.V.1, Sviridonova S.V.2, Aleshina M.N.3

1PhD in Biology, Bryansk State University named after I.G. Petrovsky, 1PhD in Biology, Bryansk State University named after I.G. Petrovsky, 3Assistant, Bryansk State University named after I.G. Petrovsky

CHANGES UNDER THE INFLUENCE OF HYPOKINESIA, DERIVATIVES OF TRIOXYPYRIDINE AND THEIR COMBINED ACTION, SOME INDICATORS RELATED WITH THE FUNCTIONING OF THE CNS

Abstract

Among the chemical compounds studied, there was revealed a compound under the code SK-132, which under normal conditions and under influence of hypokinesia prevails over other drugs. Therefore, it seemed necessary to study the effect of SK-132 on the functions of certain organs and the course of biochemical processes. For the first time it was studied, the effect of compound SK-132 on the functioning of the central nervous system after exposure to hypokinesia. SK-132 is recommended for further study as a drug that improves performance in complicated conditions.

Keywords: trioxipyridine derivatives, hypokinesia, hexenal sleep, conditioned defensive reflex.

Действие гипокинезии, СК-132 и их сочетанного действия на функционирование ЦНС изучалось по тестам условнооборонительного рефлекса избегания у мышей и продолжительности гексеналового сна.

Условнооборонительный рефлекс избегания у мышей изучали по методике B. Knoll и J. Knoll.[2, С. 6] Этот рефлекс у животных вырабатывали в камере из прозрачного оргстекла размером 30×30×35 см, которая располагалась на электродном полу размером 35×35 см. Пол камеры образован медными стержнями диаметром 2 мм, которые размещены параллельно на расстоянии 5 мм друг от друга. Четные и нечетные электроды были присоединены к разным полюсам источника электрического тока.

У животных вырабатывали условный рефлекс на звонок. Безусловным раздражителем был прямой электрический ток напряжением до 100 В.

Условнооборонительный рефлекс вырабатывали по следующей методике. Мышей помещали на электродный пол камеры и одновременно подавали звуковой сигнал и электрический ток. Время действия раздражителей составляло 10 секунд, после чего делали перерыв от 2 до 5 минут. Каждый день мышей подвергали такому воздействию 5 раз. Когда мышь выпрыгивала на площадку без электрического тока, звонок выключали. Если животное в течение 10 секунд не прыгало на площадку, ток и звонок отключали. Такую мышь из опыта исключали.

В опыт брали только тех мышей, у которых был выработан прочный оборонительный рефлекс, а латентное время реакции составляло не более 1 секунды. Исследуемые вещества вводили однократно внутрибрюшинно за 60 минут до помещения мышей в камеру.

Продолжительность гексеналового сна у мышей определяли после введения под кожу спины 0,6% раствора гексенала в дозе 60 мг/кг. Началом наркотического сна считали переход животного в боковое положение, пробуждение – выход из бокового положения или появление болевой чувствительности даже при отсутствии у животных способности двигаться.

Состояние гипокинезии у мышей вызывали помещением животных в ячейки специально изготовленного пенала.

По результатам опытов было выявлено, что гипокинезия существенно угнетает условнооборонительный рефлекс избегания у мышей, а СК-132 устраняет этот негативный эффект гипокинезии и обладает способностью устранять неблагоприятное влияние гипокинезии на функционирование ЦНС у мышей по тесту гексеналового сна. [1, С. 87]

Среди изученных химических соединений было выявлено соединение под шифром СК-132, которое в обычных условиях и после воздействия гипокинезии превосходит другие лекарственные средства.[2, С. 10]

Этот положительный эффект значительно превосходит таковой у общеизвестных актопротекторов бемитила и бромантана не только по величине, но и по диапазону действующих доз. Поскольку СК-132 может быть рекомендовано для дальнейшей разработки в качестве лекарственного средства, то представлялось необходимым изучить его влияние на функцию некоторых органов и течение биохимических процессов. Результаты этих опытов позволят высказать предположение о возможном механизме актопротекторного действия после воздействия гипокинезии и о возможных противопоказаниях к его применению в клинике.

Поэтому представлялось необходимым изучить их влияние на деятельность некоторых органов и систем организма.

Исходя из сказанного, нами впервые было изучено влияние СК-132 на функционирование ЦНС после воздействия гипокинезии.

В опытах использовали СК -132 в дозе 25мг/кг, так как именно в этих дозах был четко выражен положительный эффект как при профилактическом, так и лечебном введении в обычных условиях, и при лечебном введении после воздействия гипокинезии.[2, С. 14]

В наших опытах действие гипокинезии, СК-132 и их сочетаний на функционирование ЦНС изучалось по тестам условнооборонительного рефлекса избегания у мышей и продолжительности гексеналового сна мышей.

Лабораторные эксперименты проводились  на 56 мышах мужского пола весом 24-26 г.

В первые 15 дней опыта у животных вырабатывали стойкий условнооборонительный рефлекс избегания на условный раздражитель, роль которого выполнял звонок. Безусловным раздражителем служил электрический ток, который подавали на электродный пол камеры. В опыт брали только тех животных, которые давали положительную реакцию не позднее 3 секунд от начала звонка. После выработки условного рефлекса животных с учетом массы тела делили на 2 группы.

Первую группу мышей подвергали воздействию гипокинезии в течение 24 часов, а вторую – помещали в обычные клетки вивария. В каждой группе были подопытные животные, которым за 1 час до помещения в камеру внутрибрюшинно вводили исследуемое вещество, и контрольные, которые получали растворитель.

Учитывали положительную реакцию и латентное время рефлекса на условный раздражитель.

Установлено, что у животных контрольной группы, не подвергавшихся воздействию гипокинезии, положительная реакция на условный раздражитель (звонок) отмечалась в 100% случаев. У мышей после гипокинезии положительная реакция на условный раздражитель отмечалась лишь в 57%. Соединение СК-132 в дозе 25 мг/кг не оказывало влияние на проявление реакции на раздражение током. У животных, получавших СК-132 после гипокинезии, положительная реакция наблюдалась у 12 мышей  (86%), то существенно не отличается от контроля. Следовательно, СК-132 не влияет на реакцию животных на раздражение электрическим током, но устраняет негативное действие гипокинезии на этот раздражитель. [2, С. 16]

Анализ результатов опытов по регистрации латентного времени рефлекса избегания свидетельствует о том, что этот показатель у контрольных мышей был равен 2,1 ± 0,1 секундам. Гипокинезия значительно увеличивала латентное время рефлекса (на 42%). СК-132 сокращал латентное время рефлекса на 29% и полностью устранял негативное влияние гипокинезии на этот показатель (табл. 1).

 

Таблица 1 - Влияние гипокинезии, СК-132 (25 мг/кг) и их сочетаний на условнооборонительный рефлекс избегания у мышей

Характер воздействия Кол-во мышей Положительная реакция Латентное время рефлекса
количество мышей % Р С % Р
Контроль 14 14 100 – 7 2,1 ± 0,1 100
Гипокинезия 14  8    57 ± 13 0,01 3,0 ± 0,09 142 0,02
СК-132 14 14 100 – 7  0,5 1,5 ± 0,07  71 0,02
СК-132 + гипокинезия   14   12   86 ± 9   0,25   1,9 ± 0,14   90   0,5
 

Результаты наших исследований, что продолжительность гексеналового сна у контрольных животных равнялась 43,9±0,7 мин. У мышей, подвергавшихся обездвиживанию  продолжительность  гексеналового  сна была больше контроля на 18 % (табл.2).

 

Таблица 2 - Влияние гипокинезии, СК-132 (25 мг/кг) и их сочетаний на продолжительность гексеналового сна мышей

Характер воздействия Количество мышей Продолжительность сна
мин % Р
Контроль 10 43,9±0,7 100
Гипокинезия 10 51,6±2,1 118 0,002
СК-132 10 41,7±0,7  94 0,5
СК-132 + гипокинезия 10 42,1±0,7  96 0,5
 

Введение штатным животным СК-132 не изменяло этот показатель. Если мышам СК-132 вводили после гипокинезии, то продолжительность гексеналового сна существенно не отличалась от таковой в контроле.

Следовательно, гипокинезия существенно угнетает условнооборонительный рефлекс избегания у мышей, а СК-132 устраняет этот негативный эффект гипокинезии и обладает способностью устранять неблагоприятное влияние гипокинезии на функционирование ЦНС у опытных животных по тесту гексеналового сна.

Список литературы / References 

  1. Ноздрачева Е.В. Коррекция физической работоспособности физиологически совместимыми антиоксидантами и производными 3-оксипиридина / Е.В. Ноздрачева, С.В Свиридонова., Н.В Протасова и др. // Кубанский научный медицинский вестник. - 2006. -№ 12. – С. 87-88.
  2. Трескунова Е.В. Фармакологическая коррекция производными 3-оксипиридина физической работоспособности мышей после воздействия гипокинезии: автореф. дис. … к-та биолог. наук. ДСП:14.00.25: / Трескунова Екатерина Вениаминовна. – Смоленск, 2004. – 20 с.

Список литературы / References in English 

  1. Nozdracheva E.V. Korrekcija fizicheskoj rabotosposobnosti fiziologicheski sovmestimymi antioksidandami i proizvodnymi 3-oksipiridina [ Correction of physical working capacity with physiologically compatible antioxidants and derivatives of 3-hydroxypyridine ]/V. Nozdracheva, S.V. Sviridonova, N.V. Protasova  and others . // Kubanskij nauchnyj medicinskij vestnik. [Kuban scientific medical bulletin ]. - 2006. - № 12. - P. 87-88.  [in Russian]
  2. Treskunova E.V. Farmakologicheskaja korrekcija proizvodnymi 3-oksipiridina fizicheskoj rabotosposobnosti myshej posle vozdejstvija gipokinezii [Pharmacological correction of 3-hydroxypyridine derivatives of physical fitness of mice after exposure to hypokinesia]: author's abstract. dis. ... PhD in Biology. Particleboard: 14.00.25 / Treskunova Ekaterina Veniaminovna - Smolensk, 2004. - 20 p. [in Russian]