ГИДРАТАЦИЯ ЛИМФОУЗЛОВ РАЗНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ В НОРМЕ И ПОСЛЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ФИТОТЕРАПИИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.46.259
Выпуск: № 4 (46), 2016
Опубликована:
2016/04/18
PDF

Горчакова О.В.1, Горчаков В.Н.1,2

1ORCID: 0000-0001-7732-7587, Кандидат медицинских наук, 2ORCID: 0000-0001-8135-7842, Доктор медицинских наук, профессор 1ФГБНУ «Научно-исследовательский институт клинической и экспериментальной лимфологии», 2Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

ГИДРАТАЦИЯ ЛИМФОУЗЛОВ РАЗНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ В НОРМЕ И ПОСЛЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ФИТОТЕРАПИИ

Аннотация

В работе дана оценка гидратации лимфоузлов в зависимости от их локализации. Показано, что лимфоузлы разной локализации отличаются по количеству общей воды и ее структурных фракций. Исходя из величины показателя плотности лимфоузлы разделены на две группы с преобладанием дренажной (паховый, брыжеечный) и иммунной (трахеобронхиальный) функций. Профилактическая фитотерапия в большей степени меняет гидратацию в висцеральной группе лимфоузлов, изменяя объем свободной и связанной фракций воды и увеличивая плотность. Определена перспектива применения лимфотропного фитосбора для усиления лимфодренажного механизма лимфоузлов.

Ключевые слова: лимфоузел, гидратация, фитотерапия.

 

Gorchakova O.V.1, Gorchakov V.N.1,2

1ORCID: 0000-0001-7732-7587, MD, 2ORCID: 0000-0001-8135-7842, MD, professor 1Institute of Clinical and Experimental Lymphology, 2Novosibirsk State University, Novosibirsk, Russia

THE HYDRATION IS DIFFERENT IN THE LOCALIZATION OF LYMPH NODES IN NORM AND AFTER PREVENTIVE PHYTOTHERAPY

Abstract

In work is the comparative evaluation of hydration of lymph nodes depending on the localization. It is shown that lymph nodes of different localization differ in the amount of total water and its structural fractions. Based on the values of density lymph nodes are divided into two groups with a predominance of drainage (inguinal and, mesenteric lymph nodes) and immune (tracheobronchial lymph node) functions. Preventive phytotherapy to a greater extent changed the hydration in the group of visceral lymph nodes, altering the amount of free and bound fractions of water and increasing the density. We have identified the use of lymphotropic phytocomposition to enhance lymphodrainage mechanism of the lymph nodes.

Keywords: lymph node, hydration, phytotherapy.

Одним из условий жизни животного организма является качественный и количественный состав водной среды [1–5], которая обеспечивает жизнедеятельность клеток, тканей и органов. Наибольшее внимание заслуживают лимфатическая система, важнейшей функцией которой является поддержание водного гомеостаза [1, 3]. Основная роль в этом отводится лимфоузлам как исполнительным органам, которые осуществляют дренаж и депонирование лимфы при выполнении иммунной функции. Лимфоузлы являются закономерными объектами исследований из-за своеобразия дренируемых областей. Мало исследована жидкостная составляющая лимфоузлов, расположенных в разных анатомо-топографических областях.

Функция  лимфоузлов зависит от их водного насыщения, что делает актуальным мотивацию к поиску средств, которые могли бы влиять на лимфодренажный механизм. Появление фитосредств с лимфотропным эффектом действия стало основанием для изучения их влияния на жидкостную составляющую лимфоузла [1, 2, 6–8].

Цель исследования – изучить состояние гидратации лимфоузлов, принадлежащим к разным анатомо-топографическим регионам, после профилактической фитотерапии.

Материал и методы исследования

Эксперимент проведен на 160 белых крысах-самцах Wistar в возрасте 3–5 месяцев. Работу с животными выполняли в соответствии с «Международными рекомендациями по проведению медико-биологических исследований с использованием животных» (1985) и приказу МЗ РФ № 267 от 19.06.2003 г. Животные получали стандартную диету при свободном питьевом режиме. Половине животных давали оригинальный фитосорбционный комплекс, включавший лекарственные растения (бадан, родиола розовая, копеечник сибирский, лист черники, брусники, смородины, шиповник майский, чабрец) и пищевые волокна суточной дозе 0,1–0,2 г/кг в течение месяца. Действующими активными веществами, определяющими подлинность фитосбора, являются биофлавоноиды, арбутин, пищевые волокна.

Термогравиметрический метод [9–10] использовали для определения общего содержания воды и ее фракционного состава в соматическом (паховый) и висцеральных (брыжеечный, трахеобронхиальный) лимфоузлах. Принцип метода заключается в высушивании биообъекта с регистрацией на аналитических весах изменений его массы и определении фракций воды (общая, свободная и связанная) и их соотношения – коэффициент гидратации. Дополнительно рассчитывали объем жидкости, соответствующий структурам лимфоузла. Между массой и объемом исследуемого биообъекта или его части существует корреляционную связь [11], что учитывали при определении величины плотности (r) по формуле: r = m/V, где m – масса в мг, V – объем в мм3.

В работе использовали статистический метод с определением средней арифметической, среднеквадратичной ошибки и достоверности различий при p < 0,05 с помощью программы StatPlus Pro 2009, AnalystSoft Inc.

Результаты исследования

Гидратация лимфоузлов из разных областей. Для осуществления метаболизма и формирования иммунного ответа имеет значение водная среда объекта. Жидкость в лимфоузлах находится в виде циркулирующей лимфы по синусной системе, крови в кровеносном русле, а также связанной с клеточными элементами (внутриклеточная вода), располагающейся во внеклеточном пространстве (тканевая интерстициальная жидкость) Гидратация оценивается показателями общей воды, её структурных фракций и коэффициентом гидратации.

Количество жидкости варьирует в разных тканях и органах [1, 2, 4]. В зависимости от расположения лимфоузлы отличает достаточно высокое содержание воды более 60%. Наибольший процент жидкости наблюдается в паховом (83,8±0,81%) и брыжеечном (78,39±1,05%) лимфоузлах. Меньше всего жидкости находится в трахеобронхиальном лимфоузле, составляя 63,89±0,96%.

В лимфоузле большая часть движущейся лимфы сосредоточено в синусах и коррелирует с их площадью [6–8].

25-04-2016 17-24-01 25-04-2016 17-24-16

Рис. 1. Показатели гидратации пахового, брыжеечного и трахеобронхиального лимфоузлов в норме и после приема биоактивного фитосбора (БАФ).

Отмечено, что объем лимфы в синусах максимален в брыжеечном (21,98±1,02 мм3), минимален – в трахеобронхиальном (2,55±0,21 мм3) и имеет промежуточное значение в паховом (5,06±0,41 мм3) лимфоузлах. Аналогичное различие отмечено в величине объема межклеточной жидкости, которое имеет максимальное значение в брыжеечном (39,92±1,06 мм3), минимальное значение – в трахеобронхиальном (0,71±0,19 мм3) и промежуточное значение – в паховом (13,83±0,34 мм3) лимфоузлах.

Известно, что лимфоузлы не являются статичными образованиями и постоянно реагируют изменением размера компартментов на действие саногенных и патогенных факторов [2, 3, 6, 8]. Специфика структурной организации лимфоидных образований зависит от существующего водного баланса. Изменение объемов лимфы в синусах и межклеточной жидкости свидетельствуют о различии в выполнении лимфодренажной функции лимфоузлами из различных топографических областей тела.

При характеристике гидратации основное внимание уделяется показателям содержания общей воды, её структурных фракций и соотношения свободной и связанной воды (рис. 1), которые имеют количественные различия в исследуемых группах лимфоузлов. Так, содержание общей воды достоверно выше в брыжеечном лимфоузле и меньше в паховом и трахеобронхиальном лимфоузлах. У молодых животных содержание свободной и связанной воды составило соответственно 67,59% и 16,21% в паховом, 56,48% и 21,91% в брыжеечном, 29,11% и 34,78% в трахеобронхиальном лимфоузлах. Свободная фракция воды преобладает в паховом и брыжеечном лимфоузлах, а связанной фракция в трахеобронхиальном лимфоузле, что является отличительным признаком между лимфоузлами. Считается, что структурированная вода более важна для сохранения функций клеток [12]. Коэффициент гидратации пахового и брыжеечного лимфоузлов находится на уровне 0,24±0,01 – 0,39±0,06 соответственно, а для трахеобронхиального лимфоузла он составляет 1,19±0,06.

Показатель плотности прогрессивно увеличивается в ряду лимфоузлов: паховый (0,33±0,06 мг/мм3), брыжеечный (0,71±0,09 мг/мм3) и трахеобронхиальный (1,55±0,14 мг/мм3) (рис. 1). Полагаем, что величина плотности объекта связана с различным представительством размеров интранодулярных структур. Можно заключить, что показатель плотности меньше единицы отражает транспортную функцию лимфоузлов с развитой синусной системой, что характерно для пахового и брыжеечного лимфоузлов. Показатель плотности больше единицы свидетельствует о преобладании лимфоидной ткани (коркового вещества), как отражение активной иммунной функции в трахеобронхиальном лимфоузле.

Гидратация лимфоузлов разной локализации после фитотерапии. У молодых животных фитонутритивная поддержка закономерно увеличивает показатель плотности, влияя на параметры водного баланса лимфоузлов (рис. 1). Степень увеличения плотности разная: для пахового лимфоузла она увеличивается в 1,7 раза, для брыжеечного и трахеобронхиального узлов – в 1,2 раза в сравнении без коррекции. Предполагается, что это связано с эффектом фитосбора усиливать клеточную пролиферацию в лимфоидной ткани [7].

У молодых животных после приема фитокомпозиции мало изменились объем общей воды и лимфы в синусах лимфоузлов, демонстрируя только тенденцию к увеличению в трахеобронхиальном лимфоузле. Однотипно меняется объем межклеточной жидкости, возрастая в 1,9 раза в трахеобронхиальном лимфоузле. Превентивная фитотерапия вызвало изменение фракционного состава воды и коэффициента гидратации у висцеральной группы лимфоузлов (рис. 1). После фитосбора содержание свободной и связанной воды в паховом лимфоузле составило 64,02% и 16,51%, в брыжеечном лимфоузле – 46,14% и 26,93% и в трахеобронхиальном лимфоузле – 39,53% и 30,06% соответственно. Наибольшие изменения отмечены со стороны брыжеечного лимфоузла, где объем свободной фракции воды уменьшился в 1,2 раза, и трахеобронхиального лимфоузла, где объем свободной фракции увеличился в 1,36 раза после фитотерапии. Это определяет величину коэффициента гидратации после приема фитосбора (рис. 1). В паховом лимфоузле коэффициент гидратации мало изменился по своей величине (0,24-0,25±0,01). В брыжеечном лимфоузле он увеличился в 1,5 раза и достиг величины 0,58±0,04, а в трахеобронхиальном лимфоузле уменьшился в 1,5 раза до 0,76±0,04 в сравнении без коррекции. Водная насыщенность лимфоузлов после фитотерапии зависит от их исходного уровня и локализации.

Заключение

Полученные результаты свидетельствует об особенностях гидратации в лимфоузлах, расположенных в различных анатомо-топографических областях. Определяющим является показатель плотности, позволяющим выделить лимфоузлы с преобладанием дренажной функции (паховый и брыжеечный), и с преобладанием иммунной функции (трахеобронхиальный). Для пахового и брыжеечного лимфоузлов гидратация характеризуется увеличением объема лимфы в синусной системе и свободной фракции воды. Для трахеобронхиального лимфоузла, наоборот, характерны низкие показатели объема лимфы в синусах и свободной фракции воды на фоне увеличенного объема связанной фракции.

Прием фитосбора увеличивает показатель плотности и приводит к усилению лимфодренажного механизма в лимфоузлах с высоким показателем плотности, меняя объем свободной и связанной фракций воды. На прием фитосбора в большей степени реагирует висцеральная группа лимфоузлов – брыжеечный и трахеобронхиальный. Выявленное свойство лимфотропного фитосбора изменять состояние гидратации лимфоузлов делает его перспективным для применения в профилактической лимфологии.

Литература

  1. Бородин Ю.И. Лимфатическая система и старение // Фундаментальные исследования, 2011. – № 5. – С.11–15.
  2. Коненков В.И., Бородин Ю.И., Любарский М.С. Лимфология. – Новосибирск: Манускрипт, 2012. – 1100с.
  3. Ерофеев Н.П., Орлов Р.С. Лимфатическая система – необходимый элемент жидкостного гомеостаза организма человека: новый взгляд на старые проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2008. – Сер. 11. Вып. 4. – С.78–86.
  4. Стехин А.А., Яковлева Г.В. Структурированная вода: Нелинейные эффекты. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 320с.
  5. Цыб А.Ф., Вапняр В.В. Влияние системного действия и эффекта энергии системных электромагнитных полей на гидратацию лимфоидной ткани человека при патологии // Вестник лимфологии, 2001. – № 1. – С.24–30.
  6. Горчаков В.Н., Анохин С.И. Функциональная морфология почки и регионарного лимфоузла с характеристикой микроэлементного профиля при почечной недостаточности и фитокоррекции. – Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 170с.
  7. Горчакова О.В., Горчаков В.Н. Функциональная морфология лимфоузлов разной локализации и их ответ на фитотерапию // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-21014 (дата обращения: 31.07.2015).
  8. Горчакова О.В., Горчаков В.Н. Структурно-жидкостная характеристика лимфоузла в разные возрастные периоды и в условиях озоно- и фитотерапии // Фундаментальные исследования, 2013. – № 6 (3). – С.591–595.
  9. Фаращук Н.Ф. Состояние процессов гидратации в жидких средах при воздействии внешних факторов и некоторых заболевании: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. – Смоленск, 1994. – 36 с.
  10. Новиков В.Е., Кулагин К.Н., Смирнов Л.Д. Влияние производных 3-оксипиридина на процессы гидратации в мозге и крови в динамике черепно-мозговой травмы // Психофармакол. и биол. наркол., 2005. – Т. 5. – № 2. – С.946–952.
  11. Качесов В.А., Стороженко И.Н. Средняя интегральная плотность клеточной массы, как критерий нормы // Материалы 3 междун. конф. по восстановительной медицине (реабилитологии). 6–8 декабря 2000г. – М.: «Златограф», 2000. – С.333–334.
  12. Габуда С.П. Связанная вода. Факты и гипотезы. – Новосибирск: Изд-во Наука, 1982. – 159 с.

References

  1. Borodin Iu.I. Limfaticheskaia sistema i starenie // Fundamentalnye issledovanija. – 2011– № 5. – S.11–15.
  2. Konenkov V.I., Borodin Iu.I., Liubarskii M.S. Limfologija. – Novosibirsk: Manuskript, 2012. – 1100 s.
  3. Erofeev N.P., Orlov R.S. Limfaticheskaja sistema – neobhodimyi` element zhidkostnogo gomeostaza organizma cheloveka: novyi vzgliad na starye problemy // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2008. – Ser. 11. – Vyp. 4. – S.78–86.
  4. Stehin A.A., Jakovleva G.V. Strukturirovannaja voda: Nelineinye effekty. – M.: Izd-vo LKI, 2008. – 320s.
  5. Tcyb A.F., Vapnjar V.V. Vlijanie sistemnogo deistvija i effekta energii sistemnykh elektromagnitnykh polei na gidratatciiu limfoidnoi tkani cheloveka pri patologii // Vestnik limfologii, 2001. – № 1. – S.24–30.
  6. Gorchakov V.N., Anohin S.I. Funktcionalnaja morfologija pochki i regionarnogo limfouzla s harakteristikoi mikroelementnogo profilja pri pochechnoi nedostatochnosti i fitokorrektcii. – Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 170 s.
  7. Gorchakova O.V., Gorchakov V.N. Funktcionalnaja morfologija limfouzlov raznoi lokalizatcii i ikh otvet na fitoterapiju // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-21014 (data obrashcheniia: 31.07.2015).
  8. Gorchakova O.V., Gorchakov V.N. Strukturno-zhidkostnaja harakteristika limfouzla v raznye vozrastnye periody i v uslovijakh ozono- i fitoterapii // Fundamentalnye issledovaniia, 2013. – № 6 (3). – S.591–595.
  9. Farashchuk N.F. Sostojanie protcessov gidratatcii v zhidkikh sredakh pri vozdei`stvii vneshnikh faktorov i nekotory`kh zabolevanii: Avtoref. dis. ... dokt. med. nauk. – Smolensk, 1994. – 36 s.
  10. Novikov V.E., Kulagin K.N., Smirnov L.D. Vlijanie proizvodnykh 3-oksipiridina na protcessy gidratatcii v mozge i krovi v dinamike cherepno-mozgovoi travmy // Psihofarmakol. i biol. narkol., 2005. – T. 5. – № 2. – S.946–952.
  11. Kachesov V.A., Storozhenko I.N. Srednjaja integralnaja plotnost kletochnoi massy, kak kriterii normy // Materialy 3 mezhdun. konf. po vosstanovitelnoi meditcine (reabilitologii). 6–8 dekabrja 2000 g. – M.: «Zlatograf», 2000. – S.333–334.
  12. Gabuda S.P. Svjazannaja voda. Fakty i gipotezy. – Novosibirsk: Izd-vo Nauka, 1982. – 159 s.