ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.80.2.028
Выпуск: № 2 (80), 2019
Опубликована:
2019/02/25
PDF

ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Научная статья

Носаненко Г.Ю.1, * Гаврилюк Р.В.2

1 ORCID: 0000-0002-2281-6196;

2 ORCID: 0000-0001-9533-0042;

1, 2 Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП), Казань, Россия

* Корреспондирующий автор (gnosanenko[at]mail.ru)

Аннотация

Права четвертого поколения, к которым относят соматические права, вызывают много споров. Одним из таких прав является право человека на трансплантацию органов и тканей. В статье рассматриваются морально-этические и правовые аспекты этого явления. В итоге автор приходит к выводу, что большинство людей не знают о существовании в нашей стране системы «неиспрошенного согласия» при пересадки органов от мертвого донора. Кроме того существует ряд проблем, в том числе, моральных и правовых при регулирования указанных отношений. Для решения большинства моральных проблем необходимо развивать высокие технологии, позволяющие искусственно выращивать человеческие органы, а также ввести систему «испрошенного согласия», иначе остается высокой вероятность злоупотреблений, как со стороны врачей, так и о стороны криминальных группировок.

Ключевые слова: трансплантация, права человека, «испрошенное согласие», «неиспрошенное согласие», «трансплантационный туризм», клинический подход, 3D биотехнологии, биопринтинг.

TRANSPLANTATION OF HUMAN ORGANS AND TISSUES: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Research article

Nosanenko G.Yu.1, * Gavrilyuk R.V.2

 1 ORCID: 0000-0002-2281-6196;

2 ORCID: 0000-0001-9533-0042;

1, 2 Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML), Kazan, Russia

* Corresponding author (gnosanenko[at]mail.ru)

Abstract

The rights of the fourth generation, which include somatic rights, cause a lot of controversy. The human right to organ and tissue transplantation falls into this category. The article discusses moral, ethical and legal aspects of this phenomenon. As a result, the author comes to the conclusion that most people are unaware of the existence of the “unsolicited consent” system for organ transplantation from a dead donor in Russia. In addition, there are a number of problems, including moral and legal ones, which concern the regulation of these relations. To solve the majority of the moral problems, it is necessary to develop high technologies for growing human organs artificially, as well as to introduce the system of “solicited consent,” otherwise the likelihood of abuse is high, both on behalf of doctors and criminal groups.

Keywords: transplantation, human rights, “solicited consent,” “unsolicited consent,” “transplantation tourism,” clinical approach, 3D biotechnology, bioprinting.

Право человека распоряжаться своим телом является одним из соматических прав, прав – напрямую связанных с новейшими технологиями [1, С. 32]. Из достаточно развернутого перечня данных прав (право на достойную смерть,  на аборт, на смену пола и др.), далеко не все из которых разрешены в России, трансплантация органов и тканей человека предусмотрена  российским законодательством [2]. Объектами ее могут быть сердце, печень, лёгкое, почки, костный мозг и другие органы, При этом возможность забрать орган (жизнь) у одного человека, чтобы спасти другого ставит перед обществом ряд вопросов:

– по каким критериям можно определить, кто может стать донором и каким образом испрашивать у него согласие;

– как не допустить нарушения права на жизнь в этой области;

– не утрачивается ли в результате трансплантации органов ценность человека в целом и др.

Эти и другие морально-этические, био-медицинские и правовые  проблемы, связанные с пересадкой органов, обостряются еще и тем, что в современном мире, во всех странах, количество людей, нуждающихся в подобной операции (реципиентов) гораздо больше, чем доноров, что способствует появлению черного рынка человеческих органов, жертвой которого может стать любой человек.

В Российской Федерации сфера трансплантологии и донорства, как возможности спасения жизни и здоровья, закреплена в Конституции РФ (ст. 20 и 41) [3, Ст. 20, 41].  Основные принципы трансплантации содержатся в Закон РФ № 4180-1 «О трансплантации органов и (или)  тканей человека» [2], который закрепляет, что медицинское вмешательство возможно только тогда, когда исчерпаны все другие способы спасения человека и что она может применяться только с целью восстановления здоровья, а не в интересах общества и науки. В Законе № 323-ФЗ «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» [4] определено, что донором может стать как живой, так и мертвый человек, регламентирован порядок оказания и прекращения реанимационных мероприятий. Важным документом, регулирующим порядок установления момента смерти, является Постановление Правительства РФ № 950 [5].

Все эти нормативно-правовые акты подразумевает гуманистическую направленность современных технологий и тесно коррелирует с нормами Всемирной Организации Здравоохранения, где трансплантация рассматривается только как средство для спасения жизни и здоровья человека.

В тоже время остается еще немало спорных вопросов, одним из которых является вопрос о том, может ли быть донором только мертвый человек или живой тоже.  В России, как и в большинстве европейских стран, этот вопрос решается положительно и в первом, так и во втором случаях, но при разных условиях.

Живым донором, могут стать только близкие родственники, к изъятию у которых допускаются исключительно парные органы, либо части органа или ткани, отсутствие которых не несет серьезного вреда здоровью. При этом сам донор должен пройти серьезное медобследование, быть проинформирован о последствиях операции, дать письменное согласие на изъятие органа. Как правило, запрещено быть живыми донорами несовершеннолетним и умственно неполноценным гражданам, хотя в некоторых станах из этого правила имеются исключения. Например, в Швеции, в исключительных случаях (для спасения брата/сестры, которых они сильно любят), такие лица могут выступать донорами.

Еще сложнее обстоят дела с нежизнеспособными донорами, т.е. людьми в возрасте от 5 до 50 лет, умершими в больницах. Забор органов у них происходит вследствие необратимых последствий, связанных со смертью. Диагноз в таком случае устанавливается врачебной комиссией. И первый вопрос, которой сразу возникает в такой ситуации  у родственника такого пациента; все ли сделано для того, чтобы человек выжил. Врач же, в первую очередь должен знать,  есть ли разрешение на использование тела (органов и тканей), в противном случае, он рискует оказаться на скамье подсудимых.

Оба вопроса не имеют однозначных ответов и требуют более детальной регламентации, несмотря на то, что мировая практика предлагает два варианта их решения, с помощью закрепления одной из систем:

- «испрошенного согласия», т.е. явно выраженного согласия на забор органов после смерти, которое оформляется письменно, самим человеком, либо после его смерти одним из членов семьи;

- «неиспрошенного согласия», предполагает, что если при жизни человек не высказывал возражений, а после его смерти его близкие не заявляли отказ по поводу донорства органов, то органы можно изымать. При такой системе возникает один очень сложный вопрос: что должны чувствовать родственники, когда узнают, что их близкого человека разобрали на «запчасти». В России уже накоплен опыт судебной практики, когда родственники обвиняли  хирургов, принявших решение о заборе органов, не уведомив их об этом, в превышении полномочий. Однако они не нашли поддержки и в Конституционном Суде РФ, который оказался на стороне врачей, обосновав своё решение тем, что презумпция согласия на изъятие органов и тканей человека, с целью трансплантации и донорства в нашей стране не противоречит Конституции РФ [6].

При этом нельзя отрицать, что злоупотребления правом принимать решение о донорстве является главным минусом обеих систем, поддерживающим незаконную трансплантацию и торговлю органами. В этой связи, к потенциальным жертвам можно отнести любого из нас, но наиболее незащищенными все же оказываются маргинальные слои: бездомные, дети, усыновляемые за рубеж, люди, отбывающие наказание. При огромном дефиците реципиентом, все они имеют высокую вероятность попасть в сферу интересов организованной преступности, поскольку цены на тот или иной орган на «черном рынке» исчисляется тысячами долларов. Конечно, нельзя сказать, что в России действует налаженная система по коммерциализации изъятия и пересадки органов и тканей, но все же, как  вид криминализированного бизнеса, отдельные случаи имеют место быть.

Серьезной проблемой для нашей страны остается проблема коррупции в медицине [7, С. 318], приводящая к  коммерциализации пересадки органов. Несмотря на то, что принцип запрета «купли – продажи» органов закреплен законодательно, случаи незаконной торговли человеческими органами имеют место быть. Причем речь идет не о стоимости операции по пересадке, а именно об изъятии, принуждению к изъятию, убийстве человека с целью изъятия органов. В этом случае российское уголовное законодательство, прежде всего, ст. 120 УК РФ  «принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации» [8, Ст. 120], содержащая лингвистическую ошибку, при буквальном ее толковании признает потерпевшим не того, у кого собираются изъять орган, а того, кто проводит такую операцию, то есть врача, осуществляющего хирургический процесс. И конечно же она нуждается в доработке [9, С. 74].

Еще одной проблемой является низкий уровень доступности помощи по пересадке органов и тканей, т.к. такие медицинские центры есть далеко не во всех субъектах РФ. Их отсутствие не только не позволяет встать в лист ожидания многим российским гражданам, но и не дает возможность изымать органы, например у жертв автомобильных аварий, которых, по статистике более 16 000 человек в год (данные за 2018 г.) [10].

Подводя итоги отметим:

- трансплантология – это та сфера жизнедеятельности, от которой отказаться уже невозможно, поэтому необходимо разрабатывать и внедрять гуманистические принципы, на основе которых она будет регламентироваться;

- к числу причин, способствующих незаконной трансплантологии относятся: низкий уровень жизни населения, который может заставить задуматься отдельных людей о продаже своих органов; недостаточное государственное финансирование трансплантационных программ; дефицит трансплантатов и распространение «трансплантационного туризма»; ограниченное количество медицинских трансплантационных центров и желание людей любой ценой сделать операцию побыстрее; наличие большого количества людей, находящихся в зоне риска незаконного изъятия органов;

- для устранения недостатков необходимо: внести поправки в УК РФ, предусматривающие наказание за незаконное приобретение, хранение и перевозку органов; внести поправки в Закон «О трансплантации органов и тканей человека» заменив презумпцию согласия на презумпцию несогласия на изъятие органов; запретить изъятие органов у осужденных и лиц без определенного места жительства; развивать новейшие 3D биотехнологии.

Отметим так же, что Россия постепенно претерпевает эволюцию в области трансплантологии. За последние годы, для развития донорства и пересадки органов и тканей было проделано немало, создано множество нормативно-правовых актов, частичное финансирование было возложено на государственный аппарат, оснащена материально-техническая база и многое другое. И работа продолжается.

Конфликт интересов Не указан. Conflict of Interest None declared.
 

Список литературы / References

  1. Гаврилюк Р. В. Право граждан на охрану здоровья / Р. В. Гаврилюк, Г. Ю. Носаненко, А. Р. Гаврилюк // В сборнике материалов международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ. – 2018. – С. 30 – 32.
  2. Закон РФ от 22.12.1992 №4180-1 (с последующими изм.) «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – №2. – Ст. 62.
  3. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 21 июля 2014 г. № 11 – ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №30. – Ст. 4202.
  4. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (с последующими изм.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – №48. – Ст. 6724.
  5. Постановление Правительства РФ от 20.09.2012 г. № 950 «Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека» // Собрание Законодательства РФ. – 2012. – №39. – Ст. 5289.
  6. Дело Альбины Саблиной: о том, что у дочери изъяли органы, мать узнала через месяц. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.miloserdie.ru.html, свободный (дата обращения 28.12.2018).
  7. Захарова Е. Ю. Коррупция в медицине: региональный аспект / Е. Ю. Захарова, Г. Ю. Носаненко // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – Т. 6. – № 4 (21). – С. 318 – 320.
  8. Уголовный Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (с последующими изм.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №25. – Ст. 2954.
  9. Смирнов В. А. Уголовно-правовая характеристика принуждения к изъятию органов и тканей потерпевшего (ст. 120 УК РФ) / В. А. Смирнов // Сибирский юридический вестник. – 2005. – № 3. – С. 74 - 77.
  10. Статистика погибших и пострадавших в ДТП за 2018 год на дорогах России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://voditel.guru/dtp/obshhee/statistika-v-rossii.html, свободный (дата обращения 28.12.2018)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Gavrilyuk R. V. Pravo grazhdan na okhranu zdorovya [Right of Citizens to Health Protection] / R.V. Gavrilyuk, G.Yu. Nosanenko, A.R. Gavrilyuk // V sbornike materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Akademii MUBiNT [In the collection of materials of the international research-to-practice conference of the Academy of IAB&NT]. – 2018. – P. 30-32.
  2. Zakon RF ot 22.12.1992 №4180-1 (s posleduyushchimi izm.) «O transplantatsii organov i (ili) tkanei cheloveka» [Law of the Russian Federation of December 22, 1992 No. 4180-1 (as amended) “On Transplantation of Organs and (or) Human Tissues”] // Vedomosti SND i VS RF [CIS Journal and Armed Forces of the Russian Federation]. – 1993. – No.2. – P. 62. [In Russian]
  3. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii. Prinyata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabrya 1993 g. (s popravkami ot 21 iyulia 2014 g. № 11 – FKZ) [Constitution of the Russian Federation. Adopted by Nation-Wide Vote on December 12, 1993 (as amended on July 21, 2014 No. 11 - FCL)] // Sobraniye zakonodatel'stva RF [Official Gazette of the Russian Federation]. – 2014. – No.30. – P. 4202. [In Russian]
  4. Federalnyi zakon ot 21.11.2011 g. № 323-FZ (s posleduyushchimi izm.) «Ob osnovakh ohrany zdorovya grazhdan v Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law of 21.11.2011, No. 323-FZ (as amended) “On the Basis of the Public Health Protection in the Russian Federation”] // Sobraniye zakonodatel'stva RF. [Official Gazette of the Russian Federation]. – 2011. – No.48. – P. 6724. [In Russian]
  5. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 20.09.2012 g. № 950 «Ob utverzhdenii Pravil opredeleniya momenta smerti cheloveka, v tom chisle kriteriev i protsedury ustanovleniya smerti cheloveka, Pravil prekrashcheniya reanimatsionnykh meropriyatii i formy protokola ustanovleniya smerti cheloveka» [Resolution of the Government of the Russian Federation of September 20, 2012 No. 950 “On Approving the Rules for Determining the Moment of Death of a Person, including Criteria and Procedures for Establishing the Death of a Person, Rules for Terminating Resuscitation Measures and the Form of the Protocol for Establishing the Death of a Person”] // Sobraniye Zakonodatel'stva RF [Official Gazette of the Russian Federation]. – 2012. – No.39. – P. 5289. [In Russian]
  6. Delo Albiny Sablinoi: o tom, chto u docheri izyali organy, mat uznala cherez mesyats [Case of Albina Sablina: Mother Learned that her Daughter's Organs were Removed in a Month]. [Electronic resource]. – Access mode https://www.miloserdie.ru.html, free (accessed: 28.12.2018). [In Russian]
  7. Zakharova E. Yu. Korruptsiya v meditsine: regionalnyi aspekt [Corruption in Medicine: Regional Aspect] / E. Yu. Zakharova, G. Yu. Nosanenko // Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravleniye [Azimuth of Scientific Research: Economics and Management]. – 2017. – V. 6. – No. 4 (21). – P. 318-320. [In Russian]
  8. Ugolovnyi Kodeks Rossiiskoi Federatsii: federalny zakon ot 13.06.1996 g. № 63-FZ (s posleduyushchimi izm.) [Criminal Code of the Russian Federation: Federal Law No. 63-FZ of June 13, 1996 (as amended)] // Sobraniye zakonodatel'stva RF [Official Gazette of the Russian Federation]. – 1996. – No.25. – P. 2954. [In Russian]
  9. Smirnov V. A. Ugolovno-pravovaya kharakteristika prinuzhdeniya k izyatiyu organov i tkanei poterpevshego (st. 120 UK RF) [Criminal and Legal Characteristic of Compulsion to the Removal of Organs and Tissues of the Victim (Article 120 of the Criminal Code of the Russian Federation)] / V. A. Smirnov // Sibirskiy yuridicheskiy vestnik [Siberian Legal Bulletin]. – 2005. – No. 3. – P. 74 - 77. [In Russian]
  10. Statistika pogibshikh i postradavshikh v DTP za 2018 god na dorogakh Rossii [Statistics of the Dead and Injured in Road Traffic Accidents for 2018 on the Roads of Russia]. [Electronic resource]. – Access mode http://voditel.guru/dtp/obshhee/statistika-v-rossii.html, free (accessed: 28.12.2018) [In Russian]