ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ ХХ ВЕКА

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.046
Выпуск: № 3 (57), 2017
Опубликована:
2017/03/17
PDF

Гареева Г.Н.

Доктор филологических наук, профессор, Башкирский государственный университет

ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ ХХ ВЕКА

Аннотация

Башкирская поэзия 20-х годов  ХХ века отражала грандиозный процесс восстановления народного хозяйства, служила своеобразным зеркалом времени.. Тема труда, направленного к революционному переустройству мира, содержала в себе этические и эстетические нормы новой литературы. Поэтическое изображение картин труда усиливало реалистические черты башкирской поэзии, прямое обращение к трудовому народу укрепляло ее агитационно-публицистический пафос. Песенная поэтика во многом определила характерные черты индивидуального стиля поэтов.

Ключевые слова: поэзия, жанр, стиль, лирический герой, эстетика труда.

Gareeva G.N.

PhD in Philology, Professor, Bashkir State University

GENRE-STYLISTIC PECULIARITIES OF THE BASHKIR POETRY OF THE TWENTIES OF THE TWENTIETH CENTURY

 Abstract

Bashkir poetry of the 20s of the twentieth century reflected the grand process of recovery of the economy, served as a kind of mirror of the time .. The theme of labor directed to the revolutionary reconstruction of the world, containing the ethical and aesthetic norms of the new literature. The poetic image of labor intensified paintings realistic features of the Bashkir poetry, direct appeal to the working people strengthened its propaganda and journalistic pathos. Singing poetics was largely determined by the characteristics of individual style of poets.

Keywords: poetry, genre, style, lyrical hero, labor aesthetics.

В двадцатые годы ХХ века башкирская литература стремилась освещать наиболее важные, типические явления новой жизни в их эволюционном развитии, показывать лучшие черты нового, советского человека, отображая прошлое, освещать его через призму современности, с высоты социалистических идеалов. В эти годы наблюдается также заметный рост литературного мастерства.

В первую половину 20-х годов поэзия оставалась ведущим жанром башкирской советской литературы. Это было связано, в основном, с богатейшими традициями устно-поэтического творчества, а также свойством самого поэтического рода, способного живо, оперативно отображать насыщенную героическими и драматическими событиями жизнь нового общества.

Поэзия начала 20-х годов отражала грандиозный процесс восстановления народного хозяйства, служила своеобразным зеркалом времени. В ней появились новые темы, мотивы, связанные с мирным строительством, свободным созидательным трудом советского народа. Тема труда, направленного к революционному переустройству мира, содержала в себе этические и эстетические нормы новой литературы. Для произведений  Народного поэта Башкортостана Мажита Гафури была характерна тема производственного труда, рабочего класса, его отношений с крестьянством (например, «Серп и молот»), а для стихов Народного поэта Башкортостана Сайфи Кудаша («Вместе», «Идемте!», а также Гарифа Гумера («Хлеборобу», «Плугарю и плугу»),  Тухфата Янаби («Утро труда»), Булата Ишемгула («Трудолюбивой девушке», «Песня плугаря») – поэтизация новых веяний в деревне, крестьянского труда и его коллективных форм. Песенная поэтика во многом определила характерные черты индивидуального стиля вышеназванных поэтов. В произведениях С.Кудаша, Т.Янаби, Г.Гумера, посвященных полевым работам крестьянина, традиционные лирические картины весеннего посева, осенней жатвы, образы жаворонка, цветка, колоса, наполнились новым содержанием. Таким образом, с утверждением эстетики труда по-новому осмысливалась и пейзажная лирика [2, C.63-65].

В двадцатые годы начинается широкой привлечение женщин к общественной деятельности, развертывается работа по ликвидации безграмотности среди женщин. В стихах М.Гафури, Д.Юлтыя, Б.Ишемгулова, Т.Янаби, С.Кудаша, Г.Гумера тема эмансипации женщин, мотивы демократического просветительства превратились в актуальную проблематику нового героя и новых отношений между советскими людьми, связанная с темой труда, освобождения женщины проблематика определила важные идейно-эстетические качества башкирской поэзии.

К середине 20-х годов, башкирские поэты, увлекавшиеся космической поэзией, повернули от абстрактности к конкретности, от романтической риторики к реалистическому изображению нового, в борьбе с абстрактно-романтической поэзией четко выявились основные черты реалистического направления национальной поэзии. Новаторские черты башкирской реалистической поэзии в первой половине 20-х годов четко проявились в постепенном расширении идейно-тематического диапазона, в  создании лирического и эпического образа советского человека, в разработке новых морально-этических проблем, в жанрово-стилистических сдвигах и эволюции образности [4, C. 62-66]. Мажит Гафури в стихотворениях «Молодым силам», «Последние дни ветхой истории», «Кто они?», «Мужчине», «Вырванные страницы» и др.  героя-строителя новой жизни, прошедшего сквозь огни и воды, наделяет нравственными и физическими силами сказочных батыров. Широко Новые темы и мотивы, пронизанные идеями патриотизма и интернационализма, составляли основной пафос поэзии М.Гафури. Это привело к расцвету в его лирике одических и маршевых форм. Новая по идейно-тематическому содержанию и во многом по форме, поэзия М.Гафури свидетельствовала о становлении в башкирской поэзии мощного реалистического стиля [3, C.269-284].

Наряду с реалистической поэзией в творчестве Даута Юлтыя, Б.Ишемгула, Г.Амантая, Г.Хайри и ряда других молодых поэтов постепенно складывался романтический стиль, пронизанный патетикой созидания. Революционное содержание, публицистический пафос внесли много нового в поэтику и ритмико-интонационную основу башкирской поэзии, применялись различные риторические фигуры, стилистические средства, более разнообразной становится строфическая и ритмическая система стиха. Д.Юлтый, например, успешно трансформировал формы кубаира, Т.Янаби открыл новые ритмико-стилистические возможности песенной формы.

Башкирской поэзии второй половины двадцатых годов  характерно дальнейшее укрепление принципов реалистического отображения действительности. Стихи и поэмы, вошедшие в книги  М.Гафури «Теперь легко, а прежде было трудно (1927), «Ночная смена» (1930), Д.Юлтыя «Герой борьбы» (1928), С.Кудаша «В ожидании весны» (1930), Т.Янаби «Тронутые струны» ((1930), Г.Амантая «Песни борьбы» (1928) и др., характеризуются углубленным освещением строительства новой жизни и становления новых общественных отношений, разнообразием новых жанров и форм, подчиненных более рельефному изображению нового героя, совершенствованием языка.

В лучших стихах С.Кудаша из книг «На прополке» (1927), «Герой борьбы», «В ожидании весны» наблюдается реалистическое отражение глубоких перемен в жизни деревни, победоносной борьбы нового. Обращение к живым событиям времени, изображение социальных типов усиливают эпические черты поэзии С.Кудаша, определяют дальнейший рост жанра поэмы в его творчестве («Батыр», «Засыпанные следы» и др.) [5, C.56-76].

В романтическом и реалистическом течении башкирской поэзии двадцатых годов наметились и общие черты, свидетельствующие о взаимодействии этих течений. Доминантой стиля Д.Юлтыя, например, оставалась романтика, насыщенная «чудом новой жизни», «ритмами борьбы строек», «проникнутая решимостью осуществить все мечты», «превратить весь мир в цветущий сад», «заставить и небо, и землю преклоняться перед человеком» [1, C. 195-196].

Поступательный характер развития действительности, большие события, связанные с реконструкцией промышленности и новыми веяниями в  жизни крестьянства накануне коллективизации, дали толчок для углубления литературы в социально-историческую сущность явлений и общественных отношений. Становление эпических качеств поэзии, их синтез с элементами лирики четко прослеживаются в жанре поэмы второй половины 20-х годов.  В поэмах «Батыр», «В ожидании весны», «Куколь» С.Кудаш изображает жизнь и настроения крестьян накануне коллективизации, умело концентрируя сложные переплетения событий и отношений людей вокруг основного конфликта. Характеры раскрываются приемами психологического анализа и  народнопоэтическими средствами: афористическими изречениями, разговорно-повествовательной манерой народных сказов. Поэме  Т.Янаби «Извилистые пути» (1927) было характерно автобиографичность, фабульность,  бытоописательность. В традиционной повествовательной манере развивались также поэмы Б.Валида «Дитя гор», «Бильсан Сулей» (1929).  Таким образом, башкирская поэзия двадцатых годов ХХ века закрепила в процессе сложной идейно-эстетической борьбы свои реалистические принципы отражения действительности, показала образ нового героя, обогатилась новыми темами и интонациями, формами и жанрами.

Список литературы / References

  1. Д.Юлтый. Избранные произведения в 2 т. – Т.1. – Уфа: Башкнигоиздат, 1957. – С.195-196.
  2. История башкирской литературы в 6 т. – Т.3. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1990. – С.63-65.
  3. Рамазанов Г.З. Творчество Мажита Гафури. – Уфа: Башкнигоиздат, 1965. – С. 269-284.
  4. Хусаинов Г.Б. Пути развития башкиркой советской поэзии. – Уфа: Башкнигоиздат, 1968. – С. 62-66.
  5. Хусаинов Г.Б. Творчество Сайфи Кудаша. – Уфа: Башкнигоиздат, 1959. – С. 56-76.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. D.Jultyj. Izbrannye proizvedenija v 2 t. [Selected works in 2 volumes]  – V.1. – Ufa: Bashknigoizdat, 1957. – P.195-196. [in Bashkir]
  2. Istorija bashkirskoj literatury v 6 t [History of the Bashkir prose in 6 volumes] – V.3. – Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatelstvo [Bashkir publishing house], 1990. – P.63-65. [in Bashkir]
  3. Ramazanov G.Z. Tvorchestvo Mazhita Gafuri [Creation of Mazhit Gafuri] – Ufa: Bashknigoizdat, 1965. – P. 269-284. [in Bashkir]
  4. Husainov G.B. Puti razvitija bashkirkoj sovetskoj pojezii [Way of development of soviet Bashkir poetry] – Ufa: Bashknigoizdat, 1968. – P. 62-66. [in Bashkir]
  5. Husainov G.B. Tvorchestvo Sajfi Kudasha [Creation of Saifi Kudash] – Ufa: Bashknigoizdat, 1959. – P. 56-76. [in Bashkir]