ЯЗЫК КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.51.125
Выпуск: № 9 (51), 2016
Опубликована:
2016/09/19
PDF

Митрофанова И.И.1, Дерябина С.А.2

1ORCID: 0000-0003-0532-8841, Кандидат социологических наук, доцент, 2ORCID: 0000-0002-5415-5433, Кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов

ЯЗЫК КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена актуальной теме – формированию коммуникативно-культурной личности  посредством языка в условиях современных тенденций языковой жизни общества. Авторы статьи ставят целью описать основные тенденций языковой жизни общества, рассмотреть вопросы формирования коммуникативно-культурной личности  посредством языка, определить роль и место этнокультурного компонента в становлении языковой личности.  В данной статье использованы следующие методы исследования: 1) теоретический (изучение научной литературы), описательный (описание состояния вопроса), аналитический (выявление условий формирования коммуникативно-культурной личности). Новизна работы состоит в описании  средств и условий формирования коммуникативно-культурной личности во взаимосвязи с культурными, социальными, бытовыми и экономическими аспектами становления языковой личности. Формирование коммуникативно-культурной личности, «человека культуры» рассматривается наряду с  эмоциональной, речевой, информационной и логической культурой человека.   Основные положения и выводы работы могут быть использованы в лингвистических, социолингвистических и педагогических исследованиях вопросов становления языковой личности, при чтении  лекционных курсов по культуре речи, спецкурсов, проведении семинаров, написании магистерских работ бакалавров, в диссертационных исследованиях.

Ключевые слова: языковая среда; язык и культура; лексическая норма; речевая коммуникация; языковая личность.

Mitrofanova I.I.1, Deryabina S.A.2

1ORCID: 0000-0003-0532-8841, PhD in Sociology, Associate professor, 2ORCID: 0000-0002-5415-5433, PhD in Sociology, Associate professor, Peoples  Friendship University of Russia

LANGUAGE IS A FOUNDATION OF FORMATION FOR COMMUNICATIVE AND CULTURAL PERSONALITY

Abstract

 The article is about an important theme - the formation of communicative and cultural identity through language in a modern trends of linguistic society. The authors aim to describe the main trends in the language of society, to consider the issues of formation of communicative and cultural identity through language, to define the role and place of ethnic and cultural component in the formation of the language person.This article presents the following methods: 1) a theoretical (study of the scientific literature), descriptive (description of the problem), analytical (identifying the conditions of formation of communicative and cultural identity). The novelty of the work is to describe the means and conditions of formation of communicative culture of the person in relation to cultural, social, domestic and economic aspects of the formation of the language person. Formation of  communicative culture of personality, human culture оf  personality; is considered, along with the emotional, speech, information and logical human culture. The main provisions and conclusions of the work can be used in the linguistic, socio-linguistic and pedagogical research questions of formation of the language person, reading lectures on culture of speech, special courses, seminars, writing of master works of bachelors in dissertation research.

Keywords: language environment, language and culture, lexical norm, speech communication, linguistic personality.

В настоящее время гуманизация и демократизация рассматриваются как ведущие понятия развития современного общества, как условия надежного и комфортного проживания индивида в социуме, как ресурсы развития человека. В таких ситуациях бывает замена преимуществ в образовательных учреждениях, оказывается вероятным  повышение его культурно-составляющего образа, открывается  другой эталон индивида развитого как "человек культуры",  обладающего интеллектом, нравственностью, духовностью. Коммуникативная культура личности оказывается проводником достижения данной цели, вмещает такие многосоставные элементы, как эмоции и язык, информацию и логику. Именно коммуникация и общение  выступают  существенными средствами внедрения различной коррекции в картину мира говорящего. Способность языка быть орудием общения заключается в согласованном, цельном понимании действительности. И напротив, целостность видения  действительности, и единогласие согласованности функционирования является реальностью гармоничного контакта. Сегодня большое внимание уделяется проблеме языка во всей системе гуманитарного знания. В современной Европе эти исследования ведут свое начало с XVII века. Однако на протяжении всего (почти столетнего) существования, по мере смены парадигм, существенно изменяющих образ науки, проблема языка приобретает новое значение. Характер этих изменений становится особенно очевидным вместе с методологическими поисками последней четверти прошедшего века.

Рост новых технологических средств, расширяющих возможности общения, диктующих совершенно новые формы использования языка, представляющих новый информационный ресурс (межличностной коммуникации в связи с распространением сотовых телефонов). Изменения акцента не обязательно связаны с историческими хронологическими рамками, а скорее с доминирующей теоретической схемой в структуре науки и соответствующей трактовкой проблемы общения.

Обязательным компонентом общения является коммуникативный акт, т.е. акт обмена информацией между людьми. Речь, т.е. естественный звуковой язык, выступает важнейшим средством передачи информации, что и определяет эту сторону процесса общения как вербальную коммуникацию. В качестве исходной задается идея диалога как пространства, в котором совершается обмен информацией. По существу, именно диалог выступает в данном случае системообразующим принципом в рассмотрении проблем языка. Именно здесь наиболее ярко сконцентрирована суть социально-психологического перехода к анализу общения, коммуникации. Индивид по существу «живет» в мире слов Другого, а изучая слова Другого, он изучает «мир» Другого. Таким образом, диалог представляет собой не просто взаимодействие (речевое) с другим человеком, а, в конечном счете, взаимодействие с миром культуры. Язык не просто доставляет информацию. Партнеры используют язык, чтобы обратиться друг к другу. Они используют язык также, чтобы отнестись к другим людям, повлиять на них, улучшить их, помочь им.

Одним из актуальных вопросов современности в данное время  определяют духовно-моральный образ, интеллектуальность. Это объясняется тем, что в разрешении социальных задач учитывается труд отдельно взятого человека, а  не только   коллектива. Так, Красина Е.А., Перфильева Н.В. пишут, что "Сфера духовной деятельности человека организована его способностью понимать объективную действительность творчески, как открытый мир, одним из компонентов которого предстает культура. Функционально культура является деятельностью человека и общества в знаково-символической форме; она создает ценностно-нормативную основу общественной жизни и возможности для самореализации человека, в том числе и в языке. [Красина Е.А, Перфильева Н. В. Основы филологии: лингвистические парадигмы, М: Флинта, 2015, 2-е издание, стереотипное, С.56, 408 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=25937740].

Огромное внимание к вопросу о морали сегодня вызвано самоосознанием невысокой культуры общения, особенно среди молодежи. Всем известно, что уровень культуры поведения состоит  из внутренней и внешней культуры человека, а именно, этикета, организации быта, рационального распределения личного пространства и времени,  эстетического вкуса, культуры труда. Но специальное внимание хочется сосредоточить на умении среди молодого поколения входить в контакт, выражать свои мысли, уметь слушать, вести беседу, что является особым требованием к пониманию, проверки правильности своих убеждений, разрешению  конфликтных ситуаций.

Именно литературный язык фиксирует, сохраняет и демонстрирует  социокультурные перемены в жизни общества, показывает картину этических и моральных норм в социуме.  А просторечие, сленг, жаргон выступают как результат  малообразованности, статичности мышления, упрощения глубины передаваемого содержания. Злоупотребление просторечными и жаргонными выражениями является индексом недостаточной сформированности культуры речевого общения человека.

Речь отражает язык в действии и передает  преимущественно сущностную и живую модель коммуникации, в основных положениях которой лежат языковые конструкции, созданные по определённым правилам. Культура речи выступает как составляющая часть общей культуры человека, точная и выразительная передача своих мыслей, связанная с умением использовать живые языковые способы в разных условиях общения.

Проблема формирования коммуникативно-культурной личности приобретает особую актуальность в студенческой среде, когда  формируются и закладываются умения и навыки грамотно говорить, формулировать и высказывать свои мысли в соответствии с выбранной специальностью, с учетом специфики научного стиля, формируется ораторская речь. Это является показателем сформированности профессиональных навыков. Говоря о состоянии современной культуры русского языка, профессор В.Г. Руделев обращает внимание на такое негативное явление, как раскатистый, образный и довольно продолжительный "артикль" "ааа…", с которого начинают строить свою речь многие ораторы радио и телевидения. Часто представленный артикль повторяется через 2-3 слова, сопровождая каждое слово и даже разбивая слово [14, с.5-6]. Это явление довольно часто можно наблюдать и в речи студентов при продуцировании собственного текста, так называемом говорении не по бумажке.

На Съезде Общества русской словесности президент России В. Путин говорил о  ведущей  роли русского языка и литературы  в настоящее время, о сохранении национальной идентичности. "Вопросы русского языка и литературы заслуживают большего внимания, чем было до сих пор, потому что речь идет о сохранении ни больше, ни меньше национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений" [26.05.2016. Выступление В. Путина на заседании Общества русской словесности]. По его словам, "для русских это означает быть и оставаться русскими". Роль русского языка заключается в том, чтобы создавать единую российскую нацию, быть языком межнационального общения

Во-первых, язык – лакмусовая бумажка интеллектуального, нравственного развития общества, его общей культуры. Во-вторых, язык оказывает влияние на его носителей, осуществляя и воспитательную, дидактическую цели. Язык каждого индивида  формируется из отбора, усвоения и применения некой фильтрации речевого многообразия. Речевые способности индивида – результат его умственной работы: ясное проявление мыслей, правильный выбор слов для реальной языковой ситуации, использование разнообразных выразительных средств являются показателем глубины мышления личности.

Язык – это общественное явление, знаковый механизм общения, система дискретных знаков, служащих для коммуникации и способных показать всю совокупность представлений человека о мире. Это глубокая система знаний и отношений, предписаний и оценок, этики и эстетики, веры и убеждений, представление о времени и пространстве. При этом важно осознавать значение языка в социализации людей (его становлении, образовании, профессиональной деятельности). Исследователи отмечают значимость языка в передачи впечатлений, переживаний, настроений, говорят о его воздействии на индивидов и на их становление, выделяют такие основные функции как: коммуникативную (общения) и когнитивную (познания). Кроме того, одни  считают ведущей функцией языка эмоциональную (воздействия), а другие – директивную (формирования личности). Все перечисленные функции языка активно взаимодействуют между собой в различных источниках и в разной степени, в зависимости от ситуации общения. Представители герменевтики, рассматривающие язык как систему жизни людей, полагают, что люди «живут словами и в словах», особое значение придают императивной и оценочной функциям языка. Следовательно, язык – это  явление многофункциональное. Некоторые исследователи считают целесообразным отметить и метаязыковую (металингвистическую), фактическую (контактоустанавливающую), идеологическую, омадативную (формирующую реальность), номинативную (назывную), денотативную, конативную, эстетическую, аксиологическую и референтную (отражательную) функции.

Первостепенную значимость коммуникативной культуры личности для учебно-воспитательной, художественной, религиозной, управленческой, коммерческой и др. сфер деятельности человека подтверждается возможностями словесного воздействия на людей, которое может быть эмоциональным, этическим, эстетическим, убеждающим, внушающим, оценивающим, побуждающим, управляющим.

Человек получает знания о языке, возможностях его практического применения через вербальный опыт. Каждый отдельный язык несет в себе веками накопленный опыт народа и глубоко и полно отражает эволюцию его сознания в динамике. Посредством языка люди приобретают постигаемые столетиями представления своего народа, его знания, культуру поведения, моральные  и общественные ценности.

Речевая деятельность, связанная с использованием языка, – одна из важнейших в жизни человека – является средством, определяющим языковые возможности человека. Понятия "языковая личность", "языковая способность", "языковое сознание", "языковое мышление" – одни из основных аспектов формирования самообразования в становлении личности [16, с109].

Важную роль в формировании коммуникативно-культурной личности играет, как известно, художественная литература. Здесь следует отметить именно коммуникативно-ориентированное чтение, суть которого состоит в выделении отрывков текста, представляющих определенную коммуникативную ситуацию, их рассмотрение в соответствии с теорией коммуникативных актов, а именно: во взаимосвязи определенных компонентов (говорящий, слушающий, высказывание, коммуникативные средства, обстоятельства, цель, прогнозирующий результат речевого акта). Такое чтение помогает понять позицию автора, его взаимотношение к языковой личности через конкретные ее высказывания, увидеть коммуникативную культуру героя произведения, его эрудированность, умение, понять его психологическую картину  во время  речи.

Посредством языкового осознания реализуется возможность передачи накопленных знаний. О.С. Ахманова в своем определении сознания исходит из утверждения о том, что оно имеет языковую природу, включает в это понятие "особенности культуры и общественной жизни данного человеческого коллектива, определившие его психическое своеобразие и отразившиеся в специфических чертах данного языка... "[2 с.197]. Автор исходит из понимания языка как хранителя культуры народа, его опыта и знаний о мире, в котором находят свое отражение все человеческие ценности: морально-этические, социально-эстетические, художественные, дидактические и воспитательные. По языку можно проследить хронологию развития этноса, менталитет, состояние души, образ, сочувствие, любовь и враждебность, неприязнь, отношения с близлежащими государствами. Язык соединил в себе все детали аксиологического расположения к реальности,  понимания и выражения. Понятие "языковое сознание" может употребляться в узком смысле как "языковое сознание личности", когда подчеркивается направленность на субъект речи, то есть в индивидуальном аспекте. В более широком смысле отмечают связь языкового сознания с комплексностью сведений и понятий о речи, о законах и условиях его использования. Также под понятием "языковое сознание", достаточно часто подразумеваются весьма далекие друг от друга понятия, в связи с чем, его содержание, в некоторых случаях,  понимается иначе за счет предметно-понятийной направленности и присущей ей точности, а именно: "те особенности речевого поведения индивидуума, которые определяются коммуникативной ситуацией, его языковым и культурным статусом, социальной принадлежностью, полом, возрастом, психическим типом, мировоззрением, особенностями биографии и другими константными и переменными параметрами личности"[10, с.34]. Несомненно, речевое поведение человека зависит от коммуникативных навыков, уровня практического владения языком, способности точно и выразительно формулировать мысли, идеально решать коммуникативную задачу. Коммуникативное общение во всех его представлениях, жанрах дает возможность личности приобретать  общественный опыт, понятый и классифицируемый минувшим народом. Коммуникация, как любая деятельность человека, имеет ряд побудительных мотивов: познание окружающего мира, самопознание, корректировку своего поведения.

Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит в выделении и обособлении предмета или его признака, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Мышление помогает человеку в решении задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед ним жизнью. Мыслительная активность всегда связана не только с познанием, но эмоционально-волевой сферой. Язык является объективной материальной формой мышления. Речь реализуется в словах, благодаря которым мысль обретает жизнь, становится понятной окружающим.

Социализация – это как приспособление человека к определенным условиям, так и его обособление. Так как в социум входят различные группы (социальные, этнические и др.), то специфика каждой из них и обуславливает процесс социализации отдельного человека, принадлежащего к той или иной группе. Такое понимание содержания социализации выделяет на первый план социализирующее влияние не только на самого индивида, но и, главным образом, его реальные взаимосвязи и взаимоотношения с социальным миром, многообразием социальных объектов, образующих структуру общества, в котором живет человек. Следовательно, общество и особенного отдельные его коллективы выдвигают требования к человеку в целом ряде аспектов его социализации, что обусловлено спецификой каждой конкретной организации.

Таким образом, духовно развитый, обладающий высокой речевой культурой человек имеет преимущество, как в обществе, так и в отдельном коллективе, может достигать гармонии с самим собой и окружающим миром. Именно такой интеллектуально развитый человек способен строить общественную систему с непротиворечивыми целями подсистем, сохраняющую человеческую жизнь на земле.

Литература

  1. Арутюнова Н.Д. Национальное сознание, язык, стиль // Лингвистика на исходе ХХ в.: Итоги и перспективы. Тезисы докладов международнойконференции. М.: МГУ, 1995. – Т.1.- С.32-33.
  2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. -М.: Советская энциклопедия, 1969,-608с.
  3. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 413 с.
  4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. //В.Я. 1967 . №6
  5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд-во 8-е- .М.:Книжный дом. Либроком; 2014.-264 с.
  6. Красина Е.А, Перфильева Н. В. Основы филологии: лингвистические парадигмы, М: Флинта, 2015, 2-е издание, стереотипное, С.56, 408 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=25937740
  7. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. Учебное пособие. М.: Смысл, 1997. 64 с.
  8. Лурия А. Язык и сознание. М.,1979.
  9. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие / А.В. Мудрик - 3-е изд. исп. и доп. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 624с.
  10. Никитина С.Е. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре// Язык и личность. - М., 1989.
  11. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002.- 272 с.
  12. Парсонс Т. О социальных системах.-М.,2002.
  13. Путин В.В. http://www fondsk.ru /news/ 2016/05/26/.
  14. Руделев В.Г. Культура речи русского языка и состояние современной теории частей речи // Вестник ТГУ, выпуск 1 (5), 2016. – с. 5-9.
  15. Румянцева Н.Л. О культуре науки и научных коммуникаций. // Научно-техническая информация, Сер 1. № 10, 1990, с. 26.
  16. Mitrofanova Language and «communicative personality»: monograf, B&M Publishing, San Francisco. 2015. 134p.

References

  1. Arutyunova, N. National consciousness, language, style // Linguistics at the end of the 20th century: Results and prospects. Abstracts of the Int. M., MSU, 1995.
  2. Akhmanova, O. Dictionary of Linguistic Terms. M., 1966.
  3. Berger, P., Lukman, T. Social Construction of Reality. A treatise on the sociology of knowledge. M., 1995. p. 30-59.
  4. Zhinkin, N. Speech as a conduit of information. М., 1982.
  5. Karaulov, Y. Russian language and linguistic personality. 8th – M.: Book house “Librokom”, 2014. – 264 p.
  6. Krasina E, Perfilitva N, Fundamentals of psychology/ Linguistic paradigm.M. Flinta 2015, p.56, 408 p. http://elibrary.ru/item.asp?id=25937740
  7. Leontyev, A. Word in speech activity. М., URSS, 2006.
  8. Luria, A. Language and consciousness. М., 1979.
  9. Mitrofanova Language and «communicative personality»: monograf, B&M Publishing, San Francisco.134p.
  10. Mudrik Socialization: tutorial / A. Mudrik - 3rd ed. app. and add. - M.; MSPI; Voronezh: MODEK, 2010. - 624 p.
  11. Nikitina, S. Linguistic consciousness and self-consciousness in popular culture // Language and personality. - M., 1989. - p.34.
  12. Orlov, A. Psychology of personality and essence of man: paradigm, projections, practices. M .: Academiya, 2002. 272 p.
  13. Parsons T. On social systems. M., 2002.
  14. Putin V.V. http://www. Fondsk.ru /new/2016/05/26/
  15. Rudelev V.G. Culture of speech of the Russion Language and modern state of the theory of parts of speech. Bulletin of the TGU -1(5), 2016.
  16. Rumyantseva, N. The developing man (Path to the ideological culture): A systematic and dialectical approach. M .: Book House "Librokom" / URSS, 2009.