СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИФОЛОГИЗМА В РОМАНЕ Г. МЕЛВИЛЛА «МОБИ ДИК, ИЛИ БЕЛЫЙ КИТ»

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.51.034
Выпуск: № 9 (51), 2016
Опубликована:
2016/09/19
PDF

Беликова Е.В.

ORCID: 0000-0001-8812-2878, Кандидат филологических наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИФОЛОГИЗМА В РОМАНЕ Г. МЕЛВИЛЛА «МОБИ ДИК, ИЛИ БЕЛЫЙ КИТ»

Аннотация

Статья посвящена комплексному исследованию мифологической поэтики романа Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит». Выделяются и описываются несколько взаимосвязанных аспектов мифопоэтического анализа произведения. Представлены не только примеры прямого обращения писателя к мифу, но и репродукция архетипических образов в духе платоновского «анамнезиса», припоминания мифа, концентрирующегося в подсознательных слоях психики. Анализируются образы романа, инспирированные «американским» мифом и позволяющие автору обозначить свое место в единой парадигме североамериканской культуры.

Ключевые слова: Г. Мелвилл, «Моби Дик, или Белый кит», мифологизм.

Belikova E.V.

ORCID: 0000-0001-8812-2878, PhD in Philology, assosiate professor, Omsk State University of F.M. Dostoevsky

SPECIFICITY OF ART MYTHOLOGISM IN HERMAN MELVILLE'S NOVEL «MOBY-DICK; OR, THE WHALE»

Abstract

The article is devoted to the complex research of а mythological poetics in the H. Melville's novel Moby Dick; or, The Whale. Several interrelated aspects of mythological analysis are allocated and described. Firstly, the writer's direct appeal to the myth, ancient religious systems and beliefs. Secondly, the reproduction of archetypal images, themes and subjects in the spirit of Plato's «anamnesis», recall the myth, concentrated in unconscious layers of the psyche. And thirdly, images and inspired by the «American».

Keywords: H. Melville, «Moby-Dick; or, The Whale», mythologism.

Художественный мифологизм – отличительная черта романтической литературы. Рационалистическому, аллегорическому восприятию мифа просветителей романтики противопоставили свободную, поэтическую игру художника, живое, некнижное отношение к мифологическому материалу. Истоки художественного мифологизма Г. Мелвилла можно связать с обстоятельствами его биографии: кругосветными плаваниями с заходами на первобытные острова, жизнью в полинезийском племени. Этот биографический опыт пробудил у писателя интерес к первобытным верованиям, мифологиям, религиям. Для понимания произведений Мелвилла очень показательна его тяга к изначальной, первозданной, невозделанной природе и первобытному сознанию. Нельзя утверждать, что писатель глубоко и научно постиг мифологические и религиозные системы, но известно, что по крайней мере в общих чертах он был знаком с полинезийскими, египетскими, ассирийскими и китайскими верованиями. У Мелвилла не было такого основательного знания и почитания восточных религий, как у Р. Эмерсона и Г. Торо, но в его книгах присутствуют отдельные ссылки на индуизм и буддизм. Помимо греческой и римской мифологии огромный интерес для Мелвилла представляли зороастризм, манихейство, христианские еретические учения, гностики и марсиониты. Все эти древние религии и религиозные учения помогали писателю решать метафизические проблемы при его обращении к глубинным первоосновам бытия.

В то же время творчество Мелвилла обильно насыщено культурными, литературными реминисценциями. Огромная «мелвилловская индустрия» занимается выявлением в «Моби Дике» аллюзий на Библию, Гомера, Софокла, Рабле, Сервантеса, Шекспира, Мильтона, Гете и т.д. Замечено, например, что Ахав – это мелвилловский вариант Эдипа, Нарцисса, Сатаны, Христа, Лира, Прометея, Фауста. В отечественном литературоведении на сегодняшний день нет специальных работ, посвященных мифопоэтическому аспекту творчества Г. Мелвилла. Отчасти в интересующем нас русле роман «Моби Дик» рассмотрен в монографии Н. Щогенцуковой «Опыт онтологической поэтики: Э. По, Г. Мелвилл, Дж. Гарднер» (1995) и диссертации Н. Ратушинской «Пуританское духовное наследие в творчестве Н. Готорна и Г. Мелвилла» (1997). В англо-американском же литературоведении мифопоэтическому подтексту романа уделено большое внимание. Исследования М. Боуэн, Д. Хоффмана, Т. Вудсона, Ж.М. Свинея посвящены интерпретации в романе Мелвилла историко-культурных мифов о Прометее, Ионе, Иове, Осирисе, Эдипе, которые, контаминируясь друг с другом, вводятся в художественную ткань произведения как мифологическая параллель к конкретной, реалистической истории из жизни китобойного промысла. Так, Ж.М. Свиней отмечает, что «прежде всего в мифологической подоплеке образа Ахава есть прометеевский миф в трех различных версиях: классическая интерпретация Эсхила в «Прикованном Прометее»; ренессансная интерпретация Роберта Буртона «Анатомия меланхолии» и Фрэнсиса Бэкона «Мудрость древних». Вдобавок, по крайней мере два других мифологических образца значимы в «Моби Дике»: «Эдип» Софокла и миф о Нарциссе Овидия и Плутарха» [1]. Т. Вудсон же полагает, что Ахав – «Прометей, чей огонь его пожирает; выполняя пророчество Измаила из первой главы, он также и Нарцисс, «который, будучи не в силах уловить мучительный, смутный образ, увиденный им в водоеме, бросился в воду и утонул» [2]. В таком понимании мифопоэтика Мелвилла связывается с его широкими познаниями в области мировой культуры, литературы, религиозных и философских систем, многовекового человеческого опыта, отраженного в мифе.

Ученые юнгианской ориентации исходят из близости художественного мышления Мелвилла мифологическому мировосприятию, поэтому появление «архаического» пласта в «Моби Дике», по их мнению, стихийно и детерминировано влиянием «архетипов». Выявление архетипического ядра в творчестве Мелвилла стало целью исследований Д.Г. Лоуренса, Р. Чейза,                Н. Арвина, Г.А. Муррея, Е. Эдинжира, В. Гарсиа. С этой точки зрения, «…Моби Дик в роли архетипического родителя является объектом чрезмерной и, вероятно, терзающей любви так же, как Мария Мелвилл была для своего сына; а последствие этого – витальная рана, символизируемая отсутствием у Ахава ноги, потеря способности к гетеросексуальной любви. И Ахав, и Измаил страдают от этого, но Ахав намного более жестоко» [3].

Дополняют мифокритическую литературу о «Моби Дике» работы Р.У.Б. Льюиса, В. Сакса, Р. Слоткина, Р. Кларка, рассматривающие отражение в «Моби Дике» национального мифотворчества Америки. Национальный мифогенез был спонтанным, но весьма продуктивным процессом, помогавшим прибывшим в Новый Свет первопереселенцам в духовном освоении чужого континента, в развитии национального самосознания. Зарубежные исследователи находят в «Моби Дике» такие американизированные мифологемы и символы, как путь, корабль, Новый Ханаан, Обетованная земля, Новый Адам. На наш взгляд, в содержательной и структурной основе «Моби Дика» заложен архаический мифоритуал жертвоприношения. Он представляется универсальной сутью миропорядка, бытийного, экзистенциального круговорота жизни. Мифологическое мышление постоянно обнаруживает себя в мироощущении Мелвилла, разделяющего со своими соотечественниками менталитет человека Нового Света. Писателю близко архаическое представление о непосредственной связи между уничтожением и возникновением жизни, смертью и рождением. Показательно, что целью, смыслом и заключительным актом кровавой охоты в «Моби Дике» является производство масла, т.е. благоносной субстанции света и жизни – это придает китобойному жертвоприношению жизнеутверждающую ноту. Отражение архаической семантики жертвоприношения можно обнаружить в отдельных мотивах, образах и сценах романа, воплощающих мифологическую «философию» единства жизни и смерти, циклического возобновления бытия. Сами этапы китобойной охоты (убиение, разделка и сожжение животных) аналогичны актам жертвоприношения.

Роман «Моби Дик» можно также рассмотреть в свете отраженного в нем американского «космогенеза»: рождение Америки как Нового мира должно осуществиться через жертвоприношение мифологического первосущества – Моби Дика. Мифологическая структура жертвоприношения может быть приложима и к художественному отображению исторического опыта, например, раннепуританской концепции Америки как Нового мира. Плавание «Пекода» представлено как космогонический процесс творения мира, обретения обновленного бытия и одновременно как ритуал самопожертвования с его искупительным пафосом. Апокалиптика финала «Моби Дика» приоткрывает сомнения Мелвилла в способности Америки стать Обетованной страной.

Роман «Моби Дик, или Белый Кит» – вершина творчества Г. Мелвилла и знаковая книга всего американского романтизма. В ней явственно проступают глубинные мифологические архетипы и богатый культурологический подтекст, обозначаются ключевые национальные мифологемы США. Значение романа в том, что в нем представлена мифопоэтическая картина Америки XIX века, память о которой стала неизменным спутником американской культуры последующих эпох.

Литература

  1. Sweeney G.M. Melville’s Use of Classical Mythology. Amsterdam: Podopi, 1975. P. 14.
  2. Woodson T. Ahab’s Greatness: Prometheus as Narcissus. Moby-Dick as Doubloon: Essays and Extracts (1851-1970). Y.: Norton, 1970: 340-356. P. 349-350
  3. Arvin N. Herman Melville. N.Y.: The Viking Press, 1957. P. 174.