МИР АВТОРА-КОММУНИКАНТА В ЭГО-ПРОИЗВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА АВТОБИОГРАФИИ)

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.156
Выпуск: № 3 (45), 2016
Опубликована:
2016/03/15
PDF

Савельева Е.Б.

ORCID: 0000-0002-5278-9408, Кандидат филологических наук, Государственный гуманитарно-технологический университет

МИР АВТОРА-КОММУНИКАНТА В ЭГО-ПРОИЗВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА АВТОБИОГРАФИИ)

Аннотация

В статье обсуждается вопрос коммуникативных стратегий и возможностей речевой партии автора по линии адресант / автор – адресат / читатель в эго-произведениях жанра автобиографии. При моделировании процесса коммуникации автобиографическое сочинение предстает как сложное дискурсивное образование.

Ключевые слова: автор, коммуникация, автобиография.

Savelyeva E.B.

ORCID: 0000-0002-5278-9408, PhD in Philology, State University of Humanies and Technologies

THE WORLD OF THE AUTHOR COMMUNICANT IN EGO-WORK (ON THE EXAMPLE OF THE AUTOBIOGRAPHY)

Abstract

In the article the question of communicative strategy and opportunities of speech part of the author on the line the sender / author – the addressee / reader in ego works of an autobiographical genre is discussed. At communication process modeling the autobiographical composition appears as difficult diskursive formation.

Keywords: author, communication, autobiography.

В зависимости от научного направления и методологии исследования теоретический подход к произведениям эго-литературы (мемуары, автобиографии, исповеди, дневники и т.д.) базируется на известных работах отечественных и зарубежных специалистов в области филологии, истории, социологии, таких как М.М. Бахтин, Г.О. Винокур, Г.Г. Елизаветина, Ю.М. Лотман, Э. Брюсс, Ж. Гюсдорф, Ф. Лёжён, У. Мюзарра-Шрейдер, Дж. Олни, Б. Ромберг, Ф. Форест и др. Кроме того, на современном этапе развития филологических наук хотелось бы отметить диссертационные и монографические работы Бахтиозиной М.Г., Волошиной С.В., Караевой Л.Б., Кэмпер Д., Мельничук О.А., Рындина С.Б., Савиной Л.Н., Самарской Е.Г., Шуникова В.Л. и многих других, в рамках которых исследуются произведения эго-литературы с различных позиций, прежде всего лингвистических и литературоведческих. Личностно ориентированное деятельностное направление гуманитарных научных исследований, где сама личность выступает как активный субъект деятельности, в том числе вербальной, методологические принципы и аспекты исследования предлагают многочисленные концептуальные классификации эго-текстов. Учитывая, что в личности связывается воедино биологическое и психологическое, индивидуальное и социальное, общечеловеческое и этноспецифическое, интеллектуальное и эмоциональное, стереотипное и новаторское, объективное и субъективное, то с данных позиций вполне объяснимо появление современных научных исследований, направленных на изучение автобиографических произведений, причисляемых к жанру эго-документов в целом. В данной статье эго-литературное направление рассматривается в рамках художественных произведений жанра автобиографии и её актуальность и цель состоят в попытке анализа коммуникационных возможностей авторского дискурса, его коммуникативных стратегий по линии адресант / автор – адресат / читатель.

Герой в эго-литературе, он же автор – главная фигура, вокруг которой строится повествование, особенно, если автор заявляет о полной автобиографичности произведения и отождествляет своего героя с самим собой, порой наделяя собственным именем, занимая позицию автора-рассказчика для выражения «личных намерений» [6, с. 134].

Следует подчеркнуть, что автобиографическое событие репрезентирует менталитет автора, представляя собой вербально-знаковую трансляцию его лингвокультурного опыта, в результате которого возникает речевая стратегия, «нацеленная на эффективное манипулирование производимыми умозаключениями» [3, с. 296].

Объективируя свои предметные знания, повествующий автобиографический субъект одновременно интерпретирует мир, передавая своё личное отношение к действительности языковыми средствами [10, с. 75]. Он создаёт своё когнитивно-дискурсивное автобиографическое целое: описание жизни в рамках личного пространства и времени с одной стороны, поскольку описывает события своей биографии, а с другой включает свою личность в рамки объективных парадигм существующего социума, выводя за пределы созданного автобиографического мира [5, с. 171-175].

Очевидно, что воспоминания о прошлом, передаваемое посредством выбранных языковых средств, становятся определённым «творческим актом, в котором осуществляется претворение индивидуального опыта … в общезначимый культурный факт» [4, с. 9-10].

Специфика и проблематика автобиографического сочинения, его образность, эмоциональность, исповедальность, «оголённость» заключается в том, что жанровая форма автобиографии, как и любое другое произведение художественной литературы, предполагает наличие связи между адресантом и адресатом.

Речевое коммуникационное взаимодействие при этом рассматривается как многовекторная диалогическая направленность художественного текста и выступает, прежде всего, как «демонстрация личности его создателя» [7, с. 25]. Личности, находящейся в процессе самопознания, самооценки, самоорганизации, саморефлексии, самосознания, самопрезентации, самовыражения, самоконструирования, которая представляет собой синергетическую модель языкового индивида, оказывающего воздействие на адресат посредством авторского дискурса, результатом которого является речевое воплощение коммуникативного замысла адресанта. Пытаясь быть собой, автор обязан «уметь объяснять себя, рассказывая о том, кем ты был, кем будешь и кем сейчас являешься. Рассказывать о себе значит становиться самим собой» [8, с. 227].

Таким образом, ведя диалог с читателем, автор моделирует процесс коммуникации [12, с. 79-90], автобиография становится сложным дискурсивным образованием. Автобиографический дискурс предстает, как форма речевого поведения дискурсивной личности, играющей значительную роль в текстообразовании автобиографического повествования, представляя собой результат речевого воплощения коммуникативного замысла адресантом, таким образом, что « ... коммуникативная деятельность отправителя сообщения не исчезает с завершением процесса, а содержится в тексте...» [9, c. 21].

То есть, основной задачей жанра автобиографии выступает осуществление акта коммуникации между автором / адресантом и читателем / адресатом. Художественное автобиографическое сочинение складывается из многоплановой системы различных повествовательных моделей и выстраивается в формулу автор – читатель, являясь коммуникативным актом двух сторон.

Вместе с тем, самого автора, его идентификацию можно обнаружить, согласно точке зрения М.М. Бахтина, выбирая «все завершающее героя и события его жизни <…> и определить активное, творчески напряженное, принципиальное единство; живой носитель этого единства и есть автор … » [1, с. 33].

В данной статье из-за её ограниченного объёма, в качестве примеров не будут представлены речевые партии коммуникативного поведения писательской дискурсивной личности, вместе с тем, необходимо пояснить, что круг научных интересов автора публикации очерчивается автобиографическими сочинениями представителей великой французской литературы, чьё творчество определяется рамками жанра автобиографии: Жан-Жак Руссо, Франсуа Рене де Шатобриан, Андре Жид, Колетт, Ален-Фурнье, Ромен Гари, Фредерик Бегбедер и др.

Автобиографические события, выражающие значимые для главного персонажа эго-текста повороты судьбы, позволяют ему стать «объектом самого себя» [2, с. 5], выразить порой сложную систему субъективной картины персонального отношения к действительности, а также выстроить своё Я-повествование, с позиций прошлого, воспоминаний. Автобиографический повествователь, ставя перед собой «некую доминирующую задачу, сам с удивлением замечает, как она находит отражение, или получает разрешение в истории его жизни» [11, с. 227].

Автобиографическая речевая партия даёт возможность анализа художественного мира автора, наделенного коммуникативными функциями, в результате которых авторская личность имеет возможность презентовать себя как синергетический дискурсивный субъект. Очевидно, оригинальный автобиографический дискурс в сочинениях эго-жанра способствует повышению читательского интереса и активизирует восприятие адресатом выстраиваемых автором конструкций собственного Я. О чём ярко свидетельствует позиция М.М. Бахтина: «Автор ... это активная индивидуальность видения и оформления, а не видимая и не оформленная индивидуальность» [1, с. 180].

Литература

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. – 470 с.
  2. Вахненко Е.Е. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А.М. Ремизова. 1920-1950 гг.: дис. ... канд. филол. наук. – Иркутск, 2007. – 206 с.
  3. Дейк ван Т.Я. Познание. Коммуникация / Перев. с англ. М.: Прогресс, 1989. – 312 с.
  4. Михайлова С.В. Фемининная идентичность и способы ее объективациив художественном дискурсе XVII века: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2012. – 24 с.
  5. Савельева Е.Б. Темпоральная организация авторского присутствия (на материале автобиографического романа А. Жида «Si le grain ne meurt…») / Е.Б. Савельева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – С. 171-
  6. Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в.: Л.Н. Толстой «Детство», С. Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»: дис. … док. пед. наук. – Волгоград, 2002. – 385 с.
  7. Самарская Е.Г. Автобиографическое представление как репрезентант личности персонажа в художественном тексте: дис. ... канд. филол. наук. – Краснодар, 2008. – 137 с.
  8. Свендсен Л. Философия моды. М.: Прогресс-Традиция, Пер. с норв. А. Шипунов 2007. – 256 с.
  9. Cидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М.: Наука, 1987. – 140 с.
  10. Pottier B. Semantique générale. Paris: Presses Universitaires de France, 1992. – 241
  11. Pascal R. Die Autobiographie. Gehalt und Gestalt. Stuttgart u. a. : Heinz, 1965. – 328 S.
  12. Savelyeva E.B., Lineva E.A. The author in fiction litterature communication. Xlinguae Journal, Volume 8 Issue 3, June 2015, ISSN 1337-8384 p. 76-90.

References

  1. Bahtin M.M. Problemy pojetiki Dostoevskogo. M., 1972. – 470 s.
  2. Vahnenko E.E. Koncepcija vremeni i prostranstva v avtobiograficheskoj proze A.M. Remizova. 1920-1950 gg: dis. ... kand. filol. nauk. – Irkutsk, 2007. – 206 s.
  3. Dejk van T.Ja. Poznanie. Kommunikacija / Perev. s angl. M.: Progress, 1989. – 312 s.
  4. Mihajlova S.V. Femininnaja identichnost' i sposoby ee ob#ektivaciiv hudozhestvennom diskurse XVII veka: Avtoref. dis. … kand. filol. nauk. – M., 2012. – 24 s.
  5. Savel'eva E.B. Temporal'naja organizacija avtorskogo prisutstvija (na materiale avtobiograficheskogo romana A. Zhida «Si le grain ne meurt…») / E.B. Savel'eva // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. – Tambov: Gramota, 2013. – S. 171-175.
  6. Savina L.N. Problematika i pojetika avtobiograficheskih povestej o detstve vtoroj poloviny XIX v.: L.N. Tolstoj «Detstvo», S. T. Aksakov «Detskie gody Bagrova-vnuka», N.G. Garin-Mihajlovskij «Detstvo Tjomy»: dis. … dok. ped. nauk. – Volgograd, 2002. – 385 s.
  7. Samarskaja E.G. Avtobiograficheskoe predstavlenie kak reprezentant lichnosti personazha v hudozhestvennom tekste: dis. ... kand. filol. nauk. – Krasnodar, 2008. – 137 s.
  8. Svendsen L. Filosofija mody. M.: Progress-Tradicija, Per. s norv. A. Shipunov 2007. – 256 s.
  9. Cidorov E.V. Problemy rechevoj sistemnosti. M.: Nauka, 1987. – 140 s.
  10. Pottier B. Semantique générale. Paris: Presses Universitaires de France, 1992. – 241 p.
  11. Pascal R. Die Autobiographie. Gehalt und Gestalt. Stuttgart u. a. : Heinz, 1965. – 328 S.
  12. Savelyeva E.B., Lineva E.A. The author in fiction litterature communication. Xlinguae Journal, Volume 8 Issue 3, June 2015, ISSN 1337-8384 p. 76-90.