РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВВ.

Научная статья
DOI:
https://doi.org/10.18454/IRJ.2015.42.053
Выпуск: № 11 (42), 2015
Опубликована:
2015/15/12
PDF

Матвеева Е.С.

Старший научный сотрудник кафедры истории, философии и социальных технологий, кандидат исторических наук, доцент, Орловский институт РАНХиГС при Президенте РФ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВВ.

Аннотация

В данной статье рассматриваются характерные особенности осуществления церковного судопроизводства Российской империи на рубеже XIX – начала XX века. Осуществляя анализ законодательных актов, которые регламентировали деятельность Церкви, выявляются полномочия духовно-судебных органов, а так же их должностных лиц. Методологическую основу исследования составили важнейшие принципы исторической науки, такие как системность, историзм, междисциплинарность и научная объективность, что позволило автору рассмотреть изучаемые факты в динамике и взаимодействии.

Ключевые слова: светская власть, духовная власть, региональные особенности судопроизводства, церковный суд, церковно-судебная система.

Маtvееvа Е.S.

Senior researcher in the Department of history, philosophy and social technologies, PhD in History, Associate Professor, Orlovsky Institute of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

REGIONAL PECULIARITIES OF THE ECCLESIASTICAL COURT PROCEEDINGS IN RUSSIA AT THE TURN OF THE XIXTH AND XXTH CENTURIES

Abstract

This article examines the characteristics of the implementation of Church proceedings of the Russian Empire at the turn of XIX-beginning of XX century. Carrying out analysis of legislative acts regulating the activities of the Church, which are the powers of the spiritual and the judiciary, as well as their officials. The methodological basis of the study comprised the essential principles of the science of history, such as consistency, Historicism, interdisciplinary and scientific objectivity that allowed the author to consider the facts studied in the dynamics and interactions.

Keywords: secular power, spiritual power, regional peculiarities of the proceedings, the ecclesiastical court, the judicial system.

Вопросы правового регулирования различных взаимоотношений государства и Церкви вызывают дискуссии в российском обществе: учёные по-разному воспринимают как юридическую и церковную терминологию, так и ценности, которые за ними кроются. Церковно-судебная система в Российской империи была уникальным образованием по своей структуре, компетенциям и кругу рассматриваемых вопросов; она являлась важным элементом в осуществлении правосудия в среде духовенства, а также занимала особое место в системе гражданско-процессуальных отношений страны, действуя обособленно, но при активном взаимодействии или содействии с уполномоченными представителями светских властей [7, с.100].

Церковно-судебные органы в России сначала были специальным и корпоративным механизмом контроля и наказания при совершении правонарушений лицами духовного сословия [5, с.336], но они всё же участвовали и в осуществлении интересов государства в области вероисповедной политики. В разные периоды они регулировались разными и независимыми друг от друга нормами светского и церковного права, отличавшиеся по форме изложения, источникам и механизмам в их реализации. При выявлении категориальной характеристики участников дел, рассматриваемых церковно-судебными органами можно констатировать, что они наравне с государственными судами воздействовали на все сословия, применяя свои характерные методы воздействия, не соответствующие, общим принципам имперской юрисдикции. Вследствие этого церковное судопроизводство хоть и обладало длительной историей и отдельными нормами права, но воспринималось как несвойственное Церкви явление.

Церковь и государство на рубеже XIX–XX веков были далеки от идеалистичных представлений о «симфонии власти». Следствием проведённых реформ данного периода являются изменение роли религии и Церкви, в социально-политической и духовной жизни самого общества [9, с.26]. Для практики церковно-судебных органов характерным является сокращение полномочий клира и количественных параметров рассматриваемых дел, а также значительное расширение специальных и узкопрофильных полномочий в самом Духовном Ведомстве, что в целом соответствовало тенденциям унификации правоприменительной практики государственных органов в России. Причиной неудачных реформ Духовного Ведомства является то, что преобразования проходили параллельно с экономическими, политическими и правовыми изменениями, и во многом зависели от уровня их проведения. Поэтому положительный вектор реформ способствовал трансформации духовной сферы, а негативные элементы препятствовали изменениям. Субъективной причиной неудачных реформ являлось реформирование Церкви по инициативе государства, а не по требованиям духовных лиц, которые придерживались других направлений в государственно-правовом регулировании [5, с.337]. При этом законодатель не хотел изменить основы церковного суда, а только стремился усовершенствовать существовавшие формы судопроизводства, не соответствовавшие новым правовым реалиям.

Становление церковно-судебной системы России в контексте дихотомии светской и духовной власти происходило с целенаправленным сокращением её компетенций после принятия законодательных актов, ограничивающих духовную власть, а также в связи с развитием самого общества. Церковный суд на рубеже XIX –XX веков можно выделить как вторичный по отношению к основному государственному судопроизводству. К основным региональным особенностям в формировании и осуществлении церковно-судебной системы России на рубеже XIX–XX веков можно отнести:

  1. формирование исторических особенностей христианизации территорий, выявлявших общие тенденции в образовании и развитии епархий;
  2. влияние территориальных, природно-климатических условий губерний и их аграрной специфики, которые существенным образом влияли на жизнь человека, на формирование его мировоззрения и представлений о вере, нравственности и т.д.;
  3. выявление социального состава края, можно воспринимать с некоторой оговоркой, так как к середине XIX века на территории Российской империи сохранялась структура традиционного сословного феодального общества, а к началу ХХ века демографическая ситуация, тем более в сельской России начала достаточно быстро изменяться, фактически став диаметрально противоположной предыдущему периоду;
  4. определение национальной принадлежности территорий. На рубеже XIX – XX веков территория России составляла 21,8 млн. км²[2, с.350]. В зависимости от национальной принадлежности определялась и его конфессиональная принадлежность к тому или иному вероисповеданию и, соответственно, степень их подсудности к церковному суду;
  5. конфессиональное отношение. Кроме основной Русской Православной Церкви на территории Российской империи действовали и другие вероисповедания. Формально, по официальному законодательству разрешалось исповедовать все религии, но правовое положение церквей, сект и религиозных общин различных вероисповеданий не было одинаковым [7, с. 137];
  6. наличие сект, религиозных течений и «старообрядных приходов Русской Православной Церкви», которые представляли серьёзную опасность для основного вероисповедания России [1, с. 158] и оказывали влияние на формирование веры большого количества лиц.;
  7. категориальное соотношение духовенства между собой и по отношению к православной пастве, что имело немаловажное значение для определения степени эффективности воздействия пастырей на пасомых;
  8. количественные показатели правонарушений, рассматриваемые церковным судом, которые менялись вследствие политических и социально-экономических изменений, проходивших на территории епархий [6, с.38], при этом показатели касались не одной социальной группы, а затрагивали все слои общества, которые выражали своё отношение к тем или иным явлениям;
  9. субъективный фактор, который возникал при рассмотрении личностей Епархиальных Архиереев, как наиболее значимых должностных единиц в епархии. Как отмечал писатель Н.С. Лесков «законодательство было при новом делании, а епархиальный суд так же осуществлял старое суждение на непонятный никому лад». Таким образом, обращая внимание в произведении «Епархиальный суд» Н.С. Лесков говорил, что: «..древность в церковной практике и бесконтрольность консисторско-архиерейского суда… бесконечна» [4, с.356].

Итак, юридическая практика церковных органов по епархиям в целом соответствовала общеимперской традиции, но обладала региональными особенностями. Духовный процесс и осуществление правосудия епархиальными органами строился на основании установленного действующего законодательства и подзаконных актов инстанционным порядком, а также с общепринятыми обычаями, носящими прецедентный характер. Количественные показатели преступлений по епархии менялись вследствие политических и социально-экономических изменений. Показатели касались не одной социальной группы, а затрагивали все слои общества, которые выражали своё отношение к тем или иным явлениям.

Литература

  1. Абакумов С.Н. География расселения и динамика численности старообрядцев / С.Н. Абакумов // Власть. – 2009. – №8. – С.157–159.
  2. Боханов А.Н., Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России с древнейших времен до конца XXвека / Отв. редактор А.Н. Сахаров. – М.: АСТ, 2001. – 608с.
  3. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1899 год. – СПб., 1892.
  4. Лесков Н.С. Епархиальный суд / Собрание сочинений в 11-ти томах. Т. 6 / Н.С. Лесков. – М.: Издательство «Правда», 1989. – 610с.
  5. Лавицкая М.И. Правовое положение духовного сословия в России в XIX – начале XX века / М.И. Лавицкая // Вестник ТГУ. – Выпуск 8 (76), 2009. – С. 335–
  6. Лавицкая М.И. Динамика численности и изменения в составе приходского духовенства во второй половине XIX - начале XX века / М.И. Лавицкая // Учёные записки Орловского государственного университета. – Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2009. – № 3 (33). – С. 37–44.
  7. Матвеева Е.С. Эволюция церковно-судебной системы Орловской епархии во второй половине XIX – начале XX в.: диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Брянский государственный педагогический университет им. И.Г. Петровского. – Брянск, 2014. – 229с.
  8. Матвеева Е.С. Правовое положение церковных старост в условиях реформирования системы церковного управления в Орловской губернии в XVIII - начале XX века / Е.С. Матвеева // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – № 2 (19). – С. 21–26.
  9. Матвеева Е.С. Историко-правовые аспекты взаимодействия светской и духовной власти в период проведения крестьянской реформы в России 1861 года (на материалах Орловской губернии) / Е.С. Матвеева // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – – №1 (18). – С. 25–31.
  10. Общий свод по Империи результатов разработки данных по Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года. Распределение населения по вероисповеданиям. Т.I. / Под ред. Н.А. Тройницкого. СПб., 1905. – 678с.

References

  1. Abakumov S.N. Geografiia rasseleniia i dinamika chislennosti staroobriadtsev / S.N. Abakumov // Vlast'. – 2009. – №8. – S.157–159.
  2. Bokhanov A.N., Gorinov M.M., Dmitrenko V.P. Istoriia Rossii s drevneishikh vremen do kontsa XX veka / Otv. redaktor A.N. Sakharov. – M.: AST, 2001. – 608s.
  3. Vsepoddanneishii otchet ober-prokurora Sviateishego Sinoda K. Pobedonostseva po vedomstvu pravoslavnogo ispovedaniia za 1899 god. – SPb., 1892.
  4. Leskov N.S. Eparkhial'nyi sud / Sobranie sochinenii v 11-ti tomakh. T. 6 / N.S. Leskov. – M.: Izdatel'stvo «Pravda», 1989. – 610s.
  5. Lavitskaia M.I. Pravovoe polozhenie dukhovnogo sosloviia v Rossii v XIX – nachale XX veka / M.I. Lavitskaia // Vestnik TGU. – Vypusk 8 (76), 2009. – S. 335–343.
  6. Lavitskaia M.I. Dinamika chislennosti i izmeneniia v sostave prikhodskogo dukhovenstva vo vtoroi polovine XIX - nachale XX veka / M.I. Lavitskaia // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. – Seriia: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. – 2009. – № 3 (33). – S. 37–44.
  7. Matveeva E.S. Evoliutsiia tserkovno-sudebnoi sistemy Orlovskoi eparkhii vo vtoroi polovine XIX – nachale XX v.: dissertatsiia... kandidata istoricheskikh nauk: 07.00.02 / Brianskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. I.G. Petrovskogo. – Briansk, 2014. – 229s.
  8. Matveeva E.S. Pravovoe polozhenie tserkovnykh starost v usloviiakh reformirovaniia sistemy tserkovnogo upravleniia v Orlovskoi gubernii v XVIII - nachale XX veka / E.S. Matveeva // Vestnik Sankt-Peterburgskoi iuridicheskoi akademii. – 2013. № 2 (19). – S. 21–26.
  9. Matveeva E.S. Istoriko-pravovye aspekty vzaimodeistviia svetskoi i dukhovnoi vlasti v period provedeniia krest'ianskoi reformy v Rossii 1861 goda (na materialakh Orlovskoi gubernii) / E.S. Matveeva // Vestnik Sankt-Peterburgskoi iuridicheskoi akademii. – 2013. – №1 (18). – S. 25–31.
  10. Obshchii svod po Imperii rezul'tatov razrabotki dannykh po Pervoi Vseobshchei perepisi naseleniia, proizvedennoi 28 ianvaria 1897 goda. Raspredelenie naseleniia po veroispovedaniiam. T.I. / Pod red. N.A. Troinitskogo. SPb., 1905. – 678s.